Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Константинопольский собор 1691 г.1

(о преложении-пресуществлении )

 

Определение

 

 

Слово истины обычно просто, оно не нуждается в искусной обработке, ибо само по себе уже обладает собственной силой и сподвигает к действию. Сейчас мы вынуждены сказать всю правду о том, о чём будем рассуждать ниже. Мы избегаем всякой словесной изощрённости, облекая здравую мысль простотою слога. Тогда мы сможем изложить истину, водительствуемые свыше божественной благодатью.

Святая и соборная Церковь Христова со времени святых Апостолов и далее - до наших дней сохраняет предание Спасителя нашего Христа Бога: она верует и мыслит о святейшем таинстве священной Евхаристии таковое. Господь наш Иисус Христос присутствует в таинстве поистине и реально, так что несомненно после освящения хлеба и вина хлеб претворяется и прелагается в само истинное и от Девы рождённое тело Христово, а вино -- в саму истинную и на Кресте излитую кровь самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Бога. Уже более не остаётся сущности хлеба и вина, но есть, истинно и реально, само тело и кровь Господа в являющихся нам видах хлеба и вина. Также и в каждой части освящённого хлеба и вина есть не часть тела и крови Христовой, но весь и всецело Владыка Христос во всей Своей сущности, разумеется, и вместе с душою и Божеством: совершенный Бог и совершенный человек. То же самое тело Христово существует и на небе, и в таинстве Евхаристии: и не потому, что оно нисходит с неба, но потому что сам хлеб и вино сущностно прелагаются в самое тело и кровь Господню; и невидимо появляется Владычнее тело и кровь, поистине и реально. Поэтому, когда во вселенной совершается множество священнодействий, не возникает множество Христов и множество тел Христовых, но присутствует один и тот же Христос, истинно и реально, во всех поместных Церквях верных. Тело Его и кровь -- во многих местах одно, сущностным образом, а не множественно. Так мы веруем и в служении поклоняемся. Конечно же, это есть обоженное Владычнее тело, почему и говорится, что ему "служат" и в этом служении поклоняются. И то же самое тело и кровь подаётся всем приходящим и причащающимся, священникам и мирянам, под видами хлеба и вина. Только благочестивым и достойным оно доставляет отпущение грехов, освящение и жизнь вечную, а нечестивым и недостойно принимающим его становится во осуждение и муку вечную.

Время от времени появлялось множество еретиков, которые отрицали происходящее в таинстве сущностное и реальное преложение хлеба и вина в тело и кровь Господню. Священные учителя святой Церкви, как и подобало, боролись против еретиков. Но те в ответ стали ссылаться на разные значения одного слова и приводить мнимые доказательства, чтобы ввести в заблуждение простецов. Поэтому в конце концов Церковь, чтобы яснее показать истинность этого таинства, данною ей властью, как она всегда делала, призвав Всесвятого Духа, ввела в употребление слово "пресуществление". Она обозначила им то же самое, что обозначает для этого таинства слово "преложение". Она употребила это слово, чтобы избежать смешения разных значений, и тем самым побороть все мнимые доводы, выдвинутые еретиками против таинства. Церковь позаимствовала это слово не от латинян, но почерпнула его из сокровищницы подлинных своих православных учителей. Это произошло за много лет до нас, в чём можно убедиться, читая писания защитника благочестия кир Геннадия патриарха Константинопольского. Онперед лицом царей православных и патриархов благочестивых и священного совета и учителей нашего Православия сражался за священное таинство, употребляя это слово как уже известное и принятое Церковью. Без всяких сомнений с тех пор это слово стало признанным от края и до края земли, и никто не выступал против употребления этого слова Церковью, за исключением еретиков. Все, в едином устремлении, вместе воодушевлённые святым Духом, до сего дня единогласно так исповедуют и учат непреложно в искреннем и благочестивом разумении. В этом нас полностью убеждает множество сочинений позднейших знатных и мудрых учителей Церкви: Максима Маргуния, епископа Кифирского, Мелетия Пигаса, патриарха Александрийского, Гавриила Филадельфийского, Георгия Корессия, богослова Церкви и Нектария, патриарха Иерусалимского, и многих других выдающихся учителей, которых мы не стали перечислять по имени по причине их многочисленности. Нужно назвать и книги, созданные блаженнейшим учителем Церкви кир Мелетием Сиригосом, в которых и разъясняется это слово и передаваемый этим словом смысл. Эти книги носят название "Православное Исповедание", и они утверждены священным синодом вселенского Престола, одобрены же всеми прочими святейшими патриархами, которые высказали о них своё мнение и утвердили их своими подписями. И в церквях возглашаются они как православные и непогрешимые, равно как и другое сочинение Мелетия, в котором содержится подробнейшее опровержение приписанных патриарху Кириллу глав и Кальвинистской ереси в целом.

Сейчас появились некие записки, которые под предлогом борьбы со словом "пресуществление" как словом новым, а не древним, поистине ополчаются против самой полноты таинства. Они отрицают, хотя бы и скрыто, действительное и сущностное присутствие в таинстве Спасителя. В этих тетрадях говорится о преложении, которое именуется и реальным, и истинным. Но в остальном, посредством всевозможных измышлений и лукавств, в них отвергается понимание преложения в собственном смысле, то есть то, во что благочестиво веруют и что исповедуют все православные. Преложение в них толкуется иначе, чем учит Церковь. В этих тетрадях делается, что видимый и вкушаемый хлеб и вино не есть истинное по сущности Христово тело и кровь: эти слова повелевается понимать как некое иносказание, то есть плод воображения. Сказанное в тетрадях исполнено всяческого нечестия, и Собор, созванный при Парфении Старце патриархе Константинопольском для борьбы с этим еретическим мнением, заклеймил эту хулу как нечестивейшую.

Поэтому Мерность наша, соборно посовещавшись с блаженнейшим и святейшим патриархом святого града Иерусалима и всей Палестины кир Досифеем, и пребывавшими в Константинополе священными и пречестными архиереями, со всеми во Святом Духе возлюбленными нашими братьями и сослужителями, и почтеннейшими и учёнейшими клириками нашей Христовой Великой Церкви, и благороднейшими начальствующими в гражданской общине нашей и прочими выдающимися мужами, и со усердием изучив книги по этому отличившихся в богословии и возлюбивших благочестие православных христиан, мы взяли на себя труд письменно изложить православное суждение всей Церкви (о слове "пресуществление" -- пер.). Мы все исповедуем, что слово пресуществление не чужое, не преподанное извне, и что не было оно злонамеренно внедрено в учение Восточной Церкви некими инославными, но что оно знакомо православию и является частью нашего священного учения. Это слово употреблялось благочестивыми учителями Православной Церкви в книгах и в речах как не противоречащее догматике Церкви, вопреки тому, что ложно утверждают названные тетради. По смыслу оно не отличается от почитаемого нами в учении о таинствах преложения, и не искажает понимание этого таинства. Если бы слово пресуществление отличалось по смыслу от слова преложение, то православные наши учителя, будучи мудрыми и учёными, хорошо умея различать вещи, не приняли бы это слово как ни в чём не отличающееся и равнозначное слову преложение. Но они, как было сказано, напротив отдаляли от учения о священном таинстве всякое еретическое злодейство и лживое пустословие, коварную злонамеренность и неправославные измышления. Восприяв Духа свыше, они передали Христовой Церкви это слово, как опровергающее запутанные учения неправославных и пресекающее еретиков. Тем самым они изволили прояснить очевиднейшее и разумнейшее учение Вселенской Церкви о таинстве. Поэтому мы принимаем слово "пресуществление", и утверждаем, и в благочестивом разумении мыслим с несомненной верой, что предлежащий на жертвеннике хлеб и вино прелагаются по своей сущности, после произнесения Господних слов и освящения, в самое истинное тело и кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, как мы об этом подробно сказали выше. Об этом и говорит слово "пресуществление", ни в чём не нарушающее древней веры святой нашей Церкви.

А все где бы то ни было появившиеся тетради мы совершенно не признаём, отвергаем и считаем враждебными Православной нашей Церкви, как злодейские и лукаво разрушающие само исповедание Церкви. Мы попираем их и считаем ничтожными и бессмысленными, и запрещаем всем Православным соглашаться с ними и следовать их учению, мысля чуждое благочестивой вере Церкви, и ссылаться на них и распространять их злонамеренно и еретически. И повелеваем отныне, чтобы никто из христиан не смел даже в руки брать эти тетради, и читать их даже наедине, и другим сообщать что-либо из прочитанного так. А если отселе и впредь явятся те, кто или мыслят, или говорят, или пишут то же самое, что в этих тетрадях, и учат этому других в общем собрании или частным образом, будут ли это архиереи, или иереи и иеромонахи, или иеродиаконы, или клирики и чиновники Вселенской Церкви, -- то в силу содеянного ими, без всякого суда и расследования и обжалования, они без промедления будут подвергнуты церковному наказанию. Без права пересмотра наказания соборным отлучением они лишаются тех степеней и чинов, которых достигли, и сразу же изгоняются из церковной полноты путём общецерковного отлучения и гласного произнесения анафемы. А если такими окажутся прихожане и вообще люди мирского чина, то они подлежат анафеме и направляются к погибели и осуждению вечного огня. А те, кто дерзут ослушаться этого церковного и соборного православного решения и станут придерживаться тех отвергнутых и осуждённых тетрадей, действуя тем самым против всей Православной Церкви, и будут одобрять и оправдывать тех, кто разделяет мысли, высказанные в этих тетрадях, и будут содействовать им и помогать словами или делами, то священники, какой бы степени и чина они ни были, и миряне всякого состояния от мала до великого, отлучены будут от святой и единосущной и животворящей и живоначальной Троицы, единого по природе единственного Бога, и прокляты без права прощения и отпущения грехов. Проклятие пребудет на них и после смерти, покарав их и в этом веке и в будущем. Участь их будет вместе с предателем Иудой и от начала появлявшимися ересиархами, смущавшими Церковь Христову, и самими распинателями Господа. Будут они повинны огню гееннскому, испытают на себе святоотеческие и соборные проклятия, и наказаны будут вечной анафемой.

Поэтому для доказательства и изложения православного нашего исповедания о честном и спасительном таинстве Евхаристии и о принятом всем Православием и непогрешимо обучающем нас слове "пресуществление", было написано настоящее патриаршее соборное установительное послание, утверждённое на соборе подписями святейших патриархов, священнейших митрополитов и честнейших клириков нашей Христовой великой Церкви и прочих изрядных и честных мужей, и помещено в этот новый священный кодекс Великой Церкви. 1691.

 

+ Каллиник милостью Божией архиепископ Константинополя нового Рима, вселенский Патриарх.

+ Досифей милостью Божией Патриарх святого града Иерусалима, одобряю всё.

И прочие.

1Текст перевода выполнен сиздания: πρωτοπρ. Ιωάννου Ρομανίδου, τακτικοῦ Καθηγητοῦ τοῦ Ἀριστοτελείου Πανεπιστημίου. Κείμενα Δογματικῆς καί Συμβολικῆς θεολογίας τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς ᾿Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη. 1983., τόμ. Γ´

1





Подписка на новости

Последние обновления

События