Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Собрание Предстоятелей Православных Церквей в Фанаре (Константинополь)

9-12. 10/ 26-29. 09. 2008

Σύναξη των Προκαθημένων των Ορθοδόξων Εκκλησίων στο Φανάρι

 

 

 

 

10 октября 2008г. в Константинополе (Стамбул) в резиденции Вселенского Патриархата открылись торжества, посвященные памяти святого апостола Павла. Этот год посвящается памяти этого величайшего апостола языков, который больше всех потрудился на ниве проповеди Евангелия разным народам.

На праздничные торжества в Константинополь прибыли предстоятели фактически всех автокефальных Православных Церквей, а также представители этих же церквей при отсутствии предстоятелей.

Согласно официальным сообщениям такое широкомасштабное Совещание происходит впервые после юбилейного Совещания 2000г., которое проходило в дни 2000-летия Рождества Христова во Святом Граде Иерусалиме, а также Константинополе и Никее.

В эти дни в Константинополе открылся научный симпозиум, посвященный памяти святого апостола Павла. На нем представлены книги, которые посвящены апостолу Павлу и «симпозиум будет заниматься освящением вопросов жизни, апостольского служения и учением великого Апостола языков, которое неразрывно связано с современным миром». (www.in.gr/imode) «Этот Симпозиум преподносится предстоятелям Церквей как некое академический дар их пастырской деятельности». (www.in.gr/rss) После симпозиума предполагается совершить паломничество к местам, связанным с апостольской деятельностью ап. Павла: Эфес, Атталия, о.Родос, о.Линдос и Хорошие Пристани на Крите.

В интервью греческому печатному агенству «Ρομφαία» Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл, который до приезда Святейшего патриарха Алексия представлял делегацию Русской Православной Церкви, подчеркнул, «несомненно то, что великой ложью является то, что Московская Патриархия якобы берет на себя всю тяжесть политической игры в отношении Вселенской Патриархии». Кроме того, митрополит Кирилл также подчеркнул, что «мы никогда не ставили под сомнение первенство Вселенского патриарха. Мы за каждой патриаршей Божественной литургией поминаем Вселенского патриарха, как первого между остальными главами Церквей». Как сообщает это же печатное агенство «митрополит Калининградский и Смоленский кир Кирилл подчеркнул, что «мы испытываем чувство почтения и уважения к Вселенской Патриархии, поскольку через нее был принесен свет Православия на русскую землю». (www.tessara.gr) И мы благодарим Его Высокопреосвященство за эти слова, разрушившие предрассудки Константинополя в отношении отношений РПЦ к Вселенской патриархии, которые дают постоянно поводы для «поддержания» натянутых отношений между двумя поместными церквами и искусственному созданию препятствий клирикам и монашесьвующим для посещения Святой Горы Афон.

Кроме того, Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл, оценивая значение данной встречи глав Православных церквей, подчеркнул: «Думаю, что это была историческая встреча. Мы получили возможность выразить совместную точку зрения по многим вопросам, которые волнуют Церковь во всем мире».

«Решения встречи будут иметь большое значение для Православных Церквей, но главным образом, для мира. Я действительно счастлив, поскольку с помощью заявления, которое было составлено вместе со Вселенской Патриархией и другими Православными Церквами, мы имеем некий положительный фактор для будущего Православия и мира». (www.in.gr/rss)

Об историческом характере встрече было сказано и архиепископом Афинским Иеронимом:

«Это было несколько трогательная и существенная встреча предстоятелей всех Православных Церквей и их представителей». Он поблагодарил Вселенского патриарха за проявленную инициативу по созыву этой встречи. И добавил: «Мы были заняты вопросами интересными не только для православных, но и для всего мира».(www.in.gr/rss)

 

 

 

11 октября в Константинополь прибыл Его Святейшество, святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Судя по греческой печати, приезда Его Святейшества в Константинополь ожидали и с большим

нетерпением. Несмотря на нездоровье и настоятельные советы врачей о необходимости беречь себя от больших нагрузок, как сообщила греческая пресса, Его Святейшество выразил горячее желание служить 12 октября/ 29 сентября Божественную литургию вместе с остальными предстоятелями поместных Православных Церквей. 12 октября/29 сентября церковного календаря, воскресный день, который посвящен памяти семи Вселенских соборов. Совершая в этот памятный день совместную Божественную литургию в патриаршем храме св. вмч. Георгия, предстоятели Православных Церквей, видимым образом как бы засвидетельствовали свое литургическое единство с Великими Отцами Вселенских Соборов.





Такой фотографией сопроводило информацию о Всеправославной Встрече в Константинополе одно из церковных периодических изданий, как бы с горечью указывая на действительное состояние Православной Церкви, которое уподобляется изуродованному пробоинами кораблю, севшему на мель. Это изображение не может не навести на глубокие размышления, которыми мы поделимся ниже.


Нужен ли Православной Церкви созыв нового Вселенского собора?

12.10/29.09 в Константинополе участниками юбилейных торжеств, посвященных памяти святого апостола Павла был подписан совместный документ «Послание». Но в этом документе существует несколько противоречий на которых мы и хотели бы остановиться. Во п.13 данного документа говорится: «Предстоятели и представители Святейших Православных Церквей, имея полное понимание важности вышеназванных проблем и ведя борьбу посредством непосредственного противостояния им «как служители Христовы и домостроители тайн Божиих»(1 Кор. 4, 1), мы делаем совместное заявление с этой кафедры первопрестольной Церкви и вновь подтверждаем:

а) нашу непоколебимую позицию и нашу ответственность в отношении сохранения единства Православной Церкви в «вере , однажды преданной святым» (Иуд.3), веры наших Отцов, в общей Божественной Евхаристии, и верном хранении канонической системы управления Церковью, с помощью урегулирования всякой возникающей проблемы в наших взаимных отношениях в духе любви,

б) наше стремление с помощью скорейшего уврачевания всяких канонических аномалий, происшедших по историческим стечениям обстоятельств и пастырским нуждам, как, например, в так называемой проблеме диаспоры, с точки зрения злоупотребления всяким возможным влиянием, которое является чуждым для православной экклезиологии. По этой причине, мы приветствуем предложение Вселенской Патриархии созвать по данному вопросу Всеправославное Совещание в грядущем 2009г., а также для продолжения подготовки Святого и Великого Собора в соответствии с принятыми на Всеправославном Совещании на о. Родос порядком и практической деятельностью, куда будут приглашены все автокефальные Церкви,

в) наше стремление, несмотря на определенного рода трудности, продолжать богословские диалоги с другими христианами, также как межрелигиозные диалоги, в особенности с иудаизмом и исламом, считая, что данный диалог составляет единственный способ для разрешения существующих между людьми разногласий, в особенности в такую эпоху как наша, когда различного рода разделения, включая и носящих имя религии, угрожают миру и единству людей.»1

При этом в п.3 этого же «Послания» говорится о важнейшей миссии Церкви в этом мире:

«Вдохновленные учением и трудами св. апостола Павла, мы отмечаем, прежде всего, большую важность, которую имеет для жизни Церкви и, в особенности для нашего служения, ответственность за миссию согласно последней заповеди Господа: «и вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»( Деян. 1, 8). Евангелизация народа Божия, но также и тех, кто не верит во Христа, составляет первоочередную обязанность Церкви. Эта обязанность не должна исполняться в агрессивной манере, или же различными способами прозелитизма, но в любви, смирении и уважении к достоинству каждого человека и культурной особенности каждого народа. В этом миссионерское служение должны внести свои силы все Православные Церкви, проявляя уважение к каноническому порядку».2

Во-первых, невозможно не заметить того, что проповедь Евангелия всему миру в истории Церкви далеко не всегда совершалась только молчаливой проповедью через свидетельство своим собственным образом жизни. Можно привести огромное количество фактов даже из книги «Деяний апостолов», которые свидетельствуют об обличительном и разъяснительном характере проповеди Апостолов среди иудеев, которая, безусловно сочеталась с определенным аскетическим образом жизни. Как говорит апостол Павел о себе сам «я непрерывно пребываю в постах и бдениях», «постоянно умираю». Метод проповеди внушался Духом Святым, который в изобилии изливал Свои дары на учеников Христа. И это касается не только иудейской среды, а и языческой, за что Апостолы были побиваемы и камнями, заключались в темницы. Обличение иноверия, как серьезного заблуждения и утраты веры в Единого истинного Бога – неизбежно присутствовало в проповеди Евангелия, это особенно ярко было проявлено в подвиге многочисленных мучеников. Речь может идти лишь о необходимости икономии, глубокого снисхождения к человеческим немощам при проповеди Евангелия. Именно эта икономия являлась в проповеди и апостола Павла, например в Афинском Ареопаге. Умение «радоваться с радующимися и плакать с плачущими», «немощным давать есть овощи» - это тоже особый дар и проявление духовной опытности.

Проповедь Евангелия невозможна без указания на заблуждения еретиков, которые из-за искажения апостольской веры отпали от Церкви и не могут спастись. Спасение человеческой души совершается только Христом в Его Богочеловеческом теле – Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой по своей сути, а не только по названию (как Римо-Католическая, Армянская, Коптсткая, Малабарская, не говоря уже о многочисленных протестантских группах ), является только Православная Церковь.

Запрет на прозелитизм и порицание прозелитизма в тексте «Послания» не является ли самым настоящим отказом от той цели, которая стоит перед Православной Церковью? «Идите проповедуйте всему миру, крестя все народы во имя Отца и Сына, и Святого Духа, заповедуя им соблюдать все, что Я передал вам». (Мф 28, 28) Это относится и к участию Православной Церкви в богословских диалогах с инославным миром, где основная цель выражена как «свидетельство о Православии», которое имеет своей задачей возвращение отпадших к лоно Церкви. Если же эта богоугодная цель отвергнута, то какой смысл в дальнейшем участии в этих диалогах? В совместных социальных проектах или культурных мероприятиях? Но это – не миссия Православной Церкви.

Во-вторых, как наглядно доказывает сама история экуменического движения и ведение межхристианских диалогов, желаемый результат – достижение единства в истине – не достигнут.3 Мало того, последние факты неоспоримо доказывают, что в православной среде происходит процесс активного обмирщения сознания и его размывание, как у православных иерархов, так и у богословов.4 И эта самая настоящая коррозия православного сознания стала достигать невероятных масштабов. Она отражается в официальных документах, например РПЦ. Документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» - один и самых ярких примеров богословской путаницы, потери четких святоотеческих ориентиров и экклезиологических понятий. При прочтении данного документа невооруженным взглядом становится видно, что данный документ выработан под серьезным влиянием протестантской экклезиологии: теории ветвей (при видимом отказе от этой теории), крещального богословия и теории «совместимости». Все эти теории и выстроенные на них неправославные документы, как справедливо замечает архим. Георгий (Капсанис), и являются тем богословским материалом, который подготавливается для его одобрения и принятия на Великом и Святом Всеправославном Соборе (Вселенском).5

В жизни Православной Апостольской Церкви, как правило, Вселенские соборы собирались и проводились по причине волновавших в то или иное время, в ту или иную историческую эпоху вопросов вероучительного содержания. Все недоумения и вопросы догматического характера были разрешены на семи Вселенских соборах. Неслучайно многие видные церковные историки дореволюционной России указывали на завершенность догматических споров в лоне Православной Церкви. Появление новых еретических учений и связанных с ними «христианских церквей» - это, как правило повторение тех или иных ранее высказанных заблуждений и получивших разъяснение Церковью и они были осуждены. Те или иные новые веяния в области современного православного богословия вызваны в основном копированием у римо-католицизма схоластических принципов богословия и заметным влиянием на него современных протестантских концепций и взглядов. Это наглядно показали недавние споры о Евхаристии в нашей Русской Церкви Московского Патриархата. Настойчивые разговоры о необходимости созыва нового Вселенского собора в наше время приобретают необоснованный и даже можно сказать навязчивый характер. Тем более вопрос о диаспоре, юрисдикционных границах, который выдвинут на данной встрече в Константинополе в качестве основного аргумента для созыва Великого Собора – это не вопрос Вселенского собора, он может быть решен в рамках Всеправославных встреч и консультаций. Этот вопрос искусственно поднимается с одной лишь целью – подготовить почву для беспрепятственной унии с римо-католиками и антихалкидонитами. А именно этой цели, как показали последние события в области межхристианских диалогов, служат «диалоги любви», которые постоянно уклоняются от обсуждения догматических разногласий, а православная сторона постоянно идет на какие-то догматические уступки.6 Прекрасной почвой для такой богомерзкой унии служит и крайне низкий уровень догматического сознания народа Божия, большинства клириков.

Да, действительно, как показывает сегодня непростая и даже в духовном отношении тяжелая обстановка во всем мире, и это несмотря на активное развитие различных видов коммуникаций (это подчеркивается и в Константинопольском «Послании» 2008г.), необходима проповедь Евангелия. Но эта проповедь может носить успех только тогда, когда она совершается силой благодати Божией. А она подается лишь при условии твердого стояния в святоотеческом предании и жизни в личном подвиге.

Мы полностью согласны со словами архимандрита Иосифа, игумена святогорской обители Ксиропотам, что все эти диалоги с инославными в том виде и по тем результатам, которые сегодня достигнуты – Православная вера лишь фальсифицируется и дискредитируется.7

Более важными на наш взгляд вопросами, которые должны бы были быть подняты для очередного Всеправославного Совещания, должны были быть не вопросы о диаспоре а о:

    • возвращении на Юлианский календарь тех поместных Церквей, которые под гнетом политических режимов в начале 20 столетия приняли календарную реформ,

    • обсуждение вопроса о выходе из ВСЦ либо ограничения участия Православных Церквей в ВСЦ с последующим выходом из ее опеки (См. Меморандум Святой Горы Афон 2007г.),

    • приостановки диалога с Римо-Католической церковью из-за ее упорства в своих догматических заблуждениях и активной прозелитической деятельности в исконно православных странах,

    • выработка принципов созыва Всеправославных Совещаний для проведения научных симпозиумов для празднования юбилейных дат Вселенских соборов и памяти выдающихся святых исповедников Православной веры, что послужило бы укреплению единства поместных Церквей в истине.

    • отход от политизированности во внутрицерковной жизни, восстановление принципов церковной соборности, преодоление разрыва между иерархией и народом,

    • отход от иерархического авториторизма и навязывания церковной полноте, народу Божию своих партийных взглядов и точек зрения, которые зачастую противоречат святоотеческому преданию, помня, что епископ есть «домостроитель тайн Божиих», а не директор светского учреждения, вносящий «дымный мирской дух»в церковную ограду (по словам свт. Василия Великого)

    • голос Святой Горы должен оставаться главным ориентиром в нашей православной жизни, помня, что это место особо храниться Богоматерью как ее благословенный удел. Ее голос должен приниматься во внимание высшей иерархией, а не игнорироваться, как это делается в последние два десятилетия. Святая Гора как более свободная, нежели иерархия, от политических влияний, обладает более точным видением и пониманием богословских проблем.


Православный Апологет 16.10/3.10. 2008

память свмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского

1Μήνιμα τῶν Προκθημένων τῶν Ὀρθοδόξων Ἐκκλησιῶν (12/10/2008)

2Там же

3См. замечательную аналитическую статью протопресвитера Георгия Металлиноса «Диалоги без маски». она размещена на нашем старом адресе сайта.

4См. статью проф. Иоанна Корнаракиса. Миф о православном свидетельстве в диалоге с инославными. А также протопр. Феодор Зисис. Τα όρια τῆς Ἐκκλησίας. Θεσ/κη 2004. Ἡ ἀλλοίωση τῆς Ἐκκλησιολογίας., σ. 23

5Καινοφανείς θεολογικές απόψεις ενόψει των ΔιαλόγωνΚαινοφανείς θεολογικές απόψεις ενόψει των Διαλόγωντου. Πανοσιολογιωτάτου Αρχιμανδρίτου π. Γεωργίου Καψάνη, Καθηγουμένου της Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους, www. orthodoxnet. gr

6См. Протпресвитер Георгий Металлинос. Диалоги без маски. Об этих икажениях и уступках упоминает и митрополит Иерофей (Влахос) в статье «Экуменизма в действительности»

7Προσφώνησις τοῦ Πανοσιολογ.καθηγοῦμενου τῆς Ἱ. Μ. Ξηροποτάμου Ἀρχιμανδρίτου κ. Ἰωσήφ. Παρακαταθήκη, τευχ. 61, σ. 2






Подписка на новости

Последние обновления

События