Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 Агора

очередная фальсификация истории

с целью очернить христианство

 


Александрийский маяк

 

В последние годы нам приходится все чаще слышать выпады против христианства. Но рост этих нападок на богооткровенную веру, и даже отход от нее многих европейцев необходимо искать и в глубинах серьезного нравственного падения современной личности, когда стирается понятие греха и жестко пресекаются позывы совести. Но есть и еще одна важная причина – это целенаправленная работа СМИ и современного кинематографа, которые искажают реальные события и историю.

На экранах наших кинотератров недавно прошел новый кинофильм производства Испании «Агора». В этом фильме делается своеобразная попытка «реконструировать» жизнь Александрии – одного из самых крупнейших городом Римской империи, центра науки того времени конца IV столетия. Фильм относит события, представленные в нем ко времени правления империей (391г. по Р.Х.) императора Феодосия Великого.

 

1.     Об Александрийской Библиотеке и о разрушении христианами храма Сераписа


Александрийская библиотека

Библиотека, как говорится в начале фильма, была центром науки и религии, где поклонялись богам. В дальнейшем в фильме будет совершенно необоснованно и ложно соединяться в единое целое Библиотека и религиозный культовый центр – храм Сераписа, или иначе Серапеум.

Соединяя воедино два центра Александрии создатели фильма на этом фоне пытаются развить совершенно ложную идею о противопоставлении двух лагерей Александрии: языческой партии, как хранителей традиционной высокой образованности, и христиан – представителей невежественной толпы.

В фильме разыгрывается красочное столкновение между двумя партиями христиан и язычников. Последние делают Серапеум своей религиозно-культурной цитаделью.

В действительности же знаменитая Александрийская Библиотека, созданная еще трудами царя Птолемея Филадельфа в  III в. до Р. Х. и размещалась подле царского дворца в районе Брухейон (Brucheium), в Серапеуме лишь размещалась т. н. «дочерняя библиотека», созданная несколько позже в 235г. до Р. Х.

Исторические источники сообщают нам о неоднократных случаях частичного уничтожения Александрийской Библиотеки в 48-47 гг. до Р.Х. при взятии Александрии Юлием Цезарем. Однако позднее ее  пополнил фондами Пергамской библиотеки консул Марк Антоний.

В 273г. римский император Аврелиан разрушил и сжег Библиотеку при взятии Александрии, подавляя бунт царицы Зиновии. В IV столетии часть уцелевших книг было вывезена в Константинополь. Как полагает большинство ученых-историков Александрийская библиотека была окончательна уничтожена в 642 г. от Р.Х. после завоевания Александрии арабами-исламитами.[1]

Что же касается книгохранилища, т.е. «дочерней библиотеки» в Серапеуме, то она вряд ли могла пострадать в 391 г. при разрушении храма Серапеума, совершенного  по указу императора Феодосия Великого. Хотя не существует никаких исторических свидетельств об уничтожении этой «дочерней библиотеки».

О причинах разрушения храма Сераписа нам сообщает церковный историк Сократ Схоластик и некоторые интересные сведения сообщают историки Созомен и Феодорит Киррский. Созомен пишет о захвате язычниками храма Сераписа, который сделался цитаделью для нанесения из нее нападений на христиан. Созомен упоминает и о страшной расправе язычников над христианами. Захватывая в плен христиан, язычники заставляли их приносить жертвы Серапису, в случае отказа христиан распинали или подвергали мучительным пыткам. Эту языческую партию возглавлял язычник философ Олимпий (Созомен «Церковная история» VII, 15). По распоряжению императора Феодосия епископу Александрийскому Феофилу были даны полномочия и права на разрушение главных языческих храмов. Среди них был, безусловно, храм Сераписа, считавшийся «самым огромным и прекрасным на всей земле».[2]

Сократ Схоластик нам также сообщает и о том, что при разрушении Серапеума были обнаружены изображения креста, что при прочтении соответствующих иероглифических надписей привело к массовому сознательному крещению язычников:

Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. (Сократ Схоластик «Церковная история» V, 17)

Византийский хронограф Феофан за 382 г. о разрушении языческих храмов в Александрии пишет:

Феофил же, епископ Александрийский, с согласия Феодосия, уничтожил храм эллинов и, обратив его в христианскую церковь, обнаружил пред всеми эллинские оргии, каковы были фаллы и прочие, еще бесстыднейшие и отвратительнейшие их обряды. Пристыженные этим эллины, произвели многие убийства. Узнав о том, что Феодосий убиенных христиан прославил, как мучеников, а эллинам обещал прощение, если только они обратятся в христианство; но капища их приказал истребить, а идолов перелить и отдать в пользу бедных. Когда разрушали храм Сераписа в Александрии, то нашли иероглифические буквы, изображавшие крест; увидевши их верующие из эллинов сказали, что по смыслу иероглифических букв крест означает грядущую жизнь. (Хроника. л. м. 5882б Р. Х. 383).

То есть разрушение храма Сераписа и разрушение других языческих храмов в Александрии, либо превращение их в христианские храмы в основном происходило в конце еще IV столетия н. э., в правление империей Феодосия Великого.

Далее, события, о которых повествуется в кинофильме относятся не к  IV, а  V столетию.

 

2. Свт. Кирилла Александрийский и «невежество» христиан Александрии

В кинофильме всячески очерняется имя одного из выдающихся отцов Древней Церкви свт. Кирилла Александрийского. Он показывается как человек грубый, резкий и необразованный, предводитель необразованной и невежественной толпы, черни (ὁ ὄχλος).

Александрия к концу 4 и начала 5 века оставалась центром образованности римской ойкумены, но также была центром и яростных столкновений политических и религиозных партий. Об этой реалии того времени совершенно не скрывая пишет и церковный историк Сократ Схоластик, современник описываемой нами исторической эпохи:

 

Александрийская чернь любит возмущения больше всякой другой черни и, когда находит повод, устремляется к нестерпимым злодействам, ибо без крови не успокаивается  от волнения.[3]

 

Однако в Александрии и тем более в представленной эпохе невозможно обвинять только христиан, а наипаче епископа Александрии в необразованности и невежестве. В эту историческую эпохи в Александрии была т.н. «чернь», которую было бы несправедливо отождествлять только с христианами. Создатели киноленты, пользуясь незнанием истории,  а тем более церковной истории у зрителей, скрывают тот общеизвестный факт, что в Александрии существовала и своя христианская катехизическая школа-Дидаскалион, которая была создана трудами Пантена и Климента, а затем развита Оригеном еще в середине III столетия. Как замечает современный крупный отечественный исследователь Александрийской школы профессор МГУ В. Я. Саврей, «Александрийскую школу на протяжении II – IV вв. возглавляли ученые мужи, владевшие всеми тонкостями эллинской премудрости. Этим объясняется их живая вовлеченность в борьбу, которую вела Церковь против язычества и гностицизма».[4] Этот Дидаскалион многие считали отделением Александрийского Мусейона. Многие ее преподаватели были образованнейшими людьми. В  III столетии была же и выработана дисциплинарная структура:

l        изучение тривиума (грамматики, риторики и логики)

l        изучение квадривиума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия), а также всех философских систем кроме эпикурейства.

Достоверно известно, что курс обучения в Алексадрийской школе включал в себя три уровня образования и все три относились к тому, что сегодня принято называть «высшим образованием»:

  1. Уровень энциклических знаний, охватывающий классические знания.
  2. Уровень философии, охватывающий все созданные в античности учения о мироздании.
  3. Уровень богословия, на котором давалась оценка всем этим учениям по мере их приближения к евангельской истине.[5]

При этом с самого начала своего существования Александрийская школа-Дидаскалион был прежде всего рассчитан на образование церковного клира, будущего духовенства. И обширное фундаментальное образование требовалось клирикам в условиях исторически сложившегося синкретического смешения религий и культур в Александрии для их апологетической и просветительской деятельности. Часто в Дидаскалионе преподавали и сами епископы. Невозможно исключить  и то, что свт. Кирилл Александрийский также преподавал в Дидаскалионе, но в период уже заката его былой славы (считается, что этот т.н. богословский-институт в 405г. испытывает период «заката»)[6], поскольку с основанием Константинопольского университета Александрийский Дидаскалион стал терять свое первенство в христианском мире позднеантичной эпохи.

Свт. Кирилл по оценке такого крупнейшего западного историка как Квастон был «одним из величайших богословов и плодовитейших писателей патристики».[7] А это возможно было только при условии получения им именно того высокого уровня образования, который давал известный Дидаскалион. Поэтому попытки кинофильма обвинить свт. Кирилла в невежестве и противостоянии философской школе Мусейону является откровенной исторической фальсификацией.

В фильме фактически в открытой форме обыгрываются «обвинения» свт. Кирилла в подстрекательстве и разжигании розни религиозных и политических партий, и в частности:

  1. В массовом истреблении еврейского населения Александрии,
  2. В подстрекательстве расправы над философом Ипатией, преподавателем философии, математики и астрономии.


а) иудейская диаспора Александрии и свт. Кирилл

 

      Мы не станем касаться частных сцен, связанных с надуманными беседами монаха Аммуна с бывшим рабом Ипатии, в которых кощунственно оправдываются зверства и пролитие крови ради достижения цели – политического и численного господства христиан в Александрии. Мы уже упоминали о том, что разрушение храма Сераписа в 382г. и раскрытие пророчеств, привело к массовому крещению язычников. Поэтому обращения силой в христианство языческого населения и использования методов, присущих средневековому католицизму, противоречит фактом истории Восточного Православного Христианства.  Совершенное иное дело политические столкновения, которые накладывались и на религиозные убеждения. Особыми отношение христиан Александрии были с иудейской диаспорой. Последняя в Александрии еще к концу I в. до Р. Х. достигала в пределах Египта 1 миллиона.  Во времена свт. Кирилла Александрийского, как и прежде, иудеи, замечает Сократ Схоластик, были «всегда и везде врагами христиан».[8] Этот же историк описывает и причину вспыхнушвей распри между христианами и иудеями: жестокого нападения на христиан ночью при искусственной имитации пожара храма Александра. Незадолго до этого архиепископ Кирилл имел беседу со «знатнейшими иудеями» после замученного иудеями Иеракса и «грозил им» за учиняемые нападения на христиан. Последний же случай с массовой резней христиан послужил причиной конфискации по указанию свт. Кирилла имущества синагог и иудеев и изгнания 40 тысяч из Александрии. Эти самостоятельные действия свт. Кирилла, о которых узнали в Константинополе и получили одобрение императора, вызвали неприязнь префекта Александрии Ореста к свт. Кириллу.[9]

            Чтобы понять такие действия свт. Кирилла Александрийского, необходимо знать о двух уже исторически сложившихся вещах в Александрии, составлявших новый порядок жизни города:

l        христианство было доминирующей по численности партией в городе, и ее составляла не только т.н. «толпа», но и многие достопочтенные граждане.

l        епископ Александрии в христианском обществе издавна играл большую роль пастыря, отца и наставника. Он пользовался большим доверием и уважением, которое по своей силе несравнимо с современным просто уважительным отношением к патриарху

l        это положение епископа Александрии в фактически христианском городе ставило его власть в условиях христианской империи более влиятельной нежели императорского префекта,

l          право непосредственного обращения епископа Александрии к императору, минуя префекты было уже явлением вполне закономерным, по крайней мере, точно также поступал и предшественник свт. Кирилла, его дядя архиепископ Феофил. Так что мы вправе говорить об использовании свт. Кириллом «прав папы Александрийского».[10]

            Тем не менее, еще раз напомним, что эти действия свт. Кирилла против иудейского населения Александрии не понравились префекту Оресту, что и послужило поводом к дальнейшему негативному развитию уже ранее холодных отношений между свт. Кириллом и префектом.

 

б) убийство философа Ипатии и свт. Кирилл



Обвинения  свт. Кирилла в том, что он был тем лицом, который инициировал убийство толпой Ипатии, сегодня часто являются поводом для укоров в адрес Александрийского архиепископа. Тем не менее, нет ни одного исторического свидетельства, которое бы «уличало» свт. Кирилла в причастности к убийству философа и астронома, преподавательницы Мусейона Ипатии «христианской толпой», поклонниками и сторонниками Святителя. Единственным источником, который дает повод считать свт. Кирилла в косвенной причастности  убийству Ипатии является языческий философ Дамаскин, который жил век спустя после указанных событий. Однако его утверждения не имеют никаких доказательств, они голословны, и им не дается никакого обоснования.[11]

            Известно, что Ипатия обучала и христиан и язычников, она обладая «боголюбивой душой», по словам ее ученика епископа Синезия, не делала различия между своими учениками по религиозным убеждениям.

            Однако существует также и важное и неоспоримое свидетельство об Ипатии, ее стремлении стать христианской и умереть христианкой у ее ученика епископа Киринейского Синезия.[12] То есть это дает полное право утверждать, что Ипатия относилась к числу христианских прозелитов.[13] Этот факт опровергает ложные доводы об обвинении ее свт. Кириллом якобы в занятии «колдовством и магией», приверженности языческому култу. Кроме того, согласно уже ранее принятому законодательству при императоре Констанции, занятия магией было запрещено и занимающегося ей осуждали на растерзание зверей и сожжение.[14]  Немаловажным фактом является и то, что Ипатия к моменту ее убийства, в 415-416г., была вовсе немолодая, «ей было 60 лет и она вела аскетический образ жизни».[15]

            Сократ Схоластик в своей Церковной истории, которая и является фактически единственным доподлинным историческим свидетельством об этом событии об убийстве Ипатии пишет:

            В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Феона. Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы..., и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон... Против этой то женщины вооружилась тогда зависть. Так как она часто беседовала с Орестом, то  ее обращение с ним подало повод в клевете, будто бы она не дозволяла войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими голосами под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарион, и там сожгли.[16]

            То, что это событие нисколько не только не одобрялось свт. Кириллом, но и лишь причинило скорбь ему и Александрийской церкви Сократ Схоластик пишет :

            Это причинило немало скорби Кириллу, и Александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову.[17]

            И это действительно так, поскольку свт. Кирилл в своих пастырских беседах и словах постоянно изъясняет суть христианской жизни, которая заключается в поклонении Богу не внешнем, формальном, а «духе и истине».

            Кроме того имеются достоверные свидетельства о том, что свт. Кирилл в этот период очередных волнений в Александрии и столкновений партий отсутствовал в Александрии, прося и требуя от народа того, чтобы в городе опять воцарился мир.[18] Отсутствие в Александрии патриарха вызвало активный рост бесконтрольных действий монахов-параволанов, которые хотя и были сторонниками свт. Кирилла, но не подчинялись его распоряжениям, чувствуя свою полную свободу. Именно в связи с этим император Феодосий Младший издает особые распоряжения о сокращении в Александрии присутствия группы монахов-параволанов и о полном над ним контроле свт. Алексадрийским  светских властей.[19] Также император по просьбе александрийцев предписывает архиепископу безвыездно находится в Александрии и усилить свой надзор за параволанами.[20] Это еще одно важное доказательство абсолютной непричастности свт. Кирилла к трагической гибели Ипатии.

            Таким образом, опираясь на сохранившиеся исторические свидетельства, можно засвидетельствовать, что сценарий фильма «Агора» искажает и фальсифицирует многие исторические факты. И делается это из намерений чисто идеологического характера – подорвать подлинный облик христианской Церкви в Александрии, а тем самым и на все христианство.

 



[1]    В. Я. Саврей. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М. URSS.2005, с. 100

[2]    Феодорит, епископ Киррский. Церковная история, М. Росспэн. 1993,  кн. 5, гл 22, с. 199

[3]    Сократ Схоластик. Церковная история, кн. 7, гл.13, с. 277

[4]    В.Я. Саврей.  Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М. URSS.2005, с. 142

[5]    См. В. Я. Саврей. с. 177.

[6]    В. Я. Саврей. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М. URSS.2005, с. 690

[7]    См. Саврей В. Я. Указ. сочин., с. 690

[8]    Сократ Схоластик. Церковная история, кн. 7, гл.13, с. 277

[9]    См. Сократ Схоластик, Там же, с. 227

[10]  Η αλήθεια για την Υπατία. 1ο μέρος: Η αληθινή ιστορία τής Υπατίας//  http://www.oodegr.com/neopaganismos/diogmoi/ypatia1.htm

[11]  Η αλήθεια για την Υπατία. 1ο μέρος: Η αληθινή ιστορία τής Υπατίας//  http://www.oodegr.com/neopaganismos/diogmoi/ypatia1.htm

[12]  Η αλήθεια για την Υπατία. 1ο μέρος: Η αληθινή ιστορία τής Υπατίας//  http://www.oodegr.com/neopaganismos/diogmoi/ypatia1.htm  η νεοπλατωνική φιλόσοφος είχε εκφράσει την επιθυμία της να γίνει Χριστιανή: "ποθώ γαρ Χριστιανή αποθανείν".[

[13]  См. «Παγανιστικός Ελληνισμός ή Ελληνορθοδοξία;» π. Γ. Μεταλληνού, Εκδ. Αρμός 2003

[14]  Cod. Theod., lib. IX, tit. XVI, 1. 5

[15]  Παπαδόπουλος Γ. Στυλιανός, Άγιος Κύριλλος Αλεξανδρείας, Αποστολική Διακονία, Αθήνα 2004, σελ. 31.

[16]  Сократ Схоластик. Указ. сочин., с. 280

[17]  Там же

[18]  Η "Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαίδεια", τόμ. 07, στ. 1162

[19]  См. Свящ. Тимофей  Лященко.  Свт. Кирилл Александрийский. Его жизнь и деятельность. Киев. 1913, с.

[20]  Cod. Theod., lib. XVI, tit. II, 1, 42



Подписка на новости

Последние обновления

События