Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Экуменизм как препятствие для Православной миссии

иеродиакон о. Ангелос Ангелаки,

кандидат в докторанты кафедры Пастырского и социального богословия Фессалоникского университета.

 

Οἰκουμενισμὸς ὡς ἐμπόδιον εἰς τὴν Ὀρθόδοξον Ἱεραποστολήν


 Ἱεροδιακόνου π. Ἀγγέλου Ἀγγελακοπούλου 
Ὑποψηφίου Διδάκτορος Ποιμαντικῆς καί Κοινωνικῆς Θεολογίας τοῦ Α.Π.Θ

Православное миссионерство как проповедь Евангелия всему миру как нехристианам, а также «так называемым христианам» является божественной заповедью, которая нам дана Самим Богочеловеком Иисусом Христом, Который обращаясь к Апостолам сказал: «Идите, научите все́ народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, учаще их хранить всё, что Я вам заповедал» (Мф. 1, 2)1

Согласно словам о. Георгия Капсаниса, игумена священной обители прп. Григория на Святой Горе Афон, первым препятствием для Православной Миссии является дьявол, который оказывает сопротивление, поскольку с помощью миссионерства ограничивается его власть.

Второе препятствие для Православной Миссии составляет наша греховность, которая не даёт места в нас разгореться огню Святого Духа, чтобы нас наполнить священной ревностью, энтузиазма и веры с тем, чтоб мы перенесли свет огня на другие души, как это происходило со святыми Апостолами, когда пламень, который зажёгся в Иерусалиме, быстро распространился по всему миру.

Но мы не только не передаём огонь святого Духа, но и на тех, которые ищут истину, оказываем недоброе влияние из-за плохого нашего свидетельства о христианстве.

Третьим препятствием для Православной Миссии является секуляризованность, обмирщённость, то есть организация современным человеком своей жизни независимой от Бога, словно Бог и не существует.2

Четвёртое препятствие для Православной Миссии составляет так называемое «эклетичное богословие» — еретическая теория, которая внедрилась в сферу греческого богословия благодаря «Академии богословских исследований» Димитириадской митрополии. Академию эту будет вернее называть Академией искажения и порчи православного богословия.

Согласно словам митрополита Глифадского г-на Павла термин «эклектичное богословие» известен по крайней мере на протяжении сорока лет в межхристианкой библиографии и представляется в английском богословии как «контекстное богословие» (Contextual Theology) или же как «связующее богословие» (Cohesive Theology).

Этот термин стал известен более широко после документа «Всемирного Съезда по вопросам миссии и евангелизации», который состоялся в 1972г в Бангкоке.

Главной тенденцией и направлением на этом Съезде стало стремление избегать различными христианскими конфессиями того, чтобы явиться перед нехристианами разделёнными по причине существующих между ними догматических разногласий, но показать на единство, поставляя в качестве приоритетных вопросы социальной справедливости и угнетения социальных классов.
Это привело бы в конечном итоге к тому, что миссионерство и проповедь должны превратиться в разработку средств защиты социальной несправедливости, а не для передачи истин Евангелия.

Его Высокопреосвященство, критикуя и опровергая смысл и содержание «эклектического богословия» для Православной Миссии, подчёркивает, что никто не в силах отвергнуть необходимость требования социальной справедливости, как плода переживаемой истины Слова Божьего, как она выражена с помощью догматов Вселенских соборов Богоносных Отцов Церкви.

Основа и перспектива «эклектического богословия» заключались в «
преобразовании миссионерства к общество церквей в миссии». Однако в православном богословии, не существует понятия о некоем «обществе церквей», но только понятие о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Проталкивание и навязывание миссионерства некого «сообщества церквей» низводит Единую Церковь до собрания, которое не раскрывает единственную и уникальную Истину и подрывает саму миссию, которая своей целью имеет только лишь социологические, а не сотериологические направления.
3

Дьявол — это великий «богослов». Он знает Ветхий и Новый Завет, святоотеческие творения, священные каноны и постановления Святых Вселенских Соборов.
И, тем не менее, это богословие лукаво и не имеет духовного рассуждения. Духовное рассуждение — это познание самого себя, непогрешимое чувство сущего божественного блага и просвещение своим светильником того, что есть тёмное в душах других людей, говорит прп. Иоанн Лествичник. (Слово 26, 1)
Поэтому-то дьявол не хочет, чтобы все люди, и главным образом те, которые сами себя называют «христианами», познали истину во Христе и в Православной Церкви, и для этого вдохновляет людей проводить богословские заседания, конференции.
Но дух бахвальства и гордости, самооправдания и переделывания святоотеческого богословия в политическое и философское занятие, и превращение веры в размышление и господство рассудка, не будут иметь никакого успеха и не принесут никакой пользы для спасения их душ.
Православная Церковь должна исповедовать и предложить следующее всем «христианам», а в особенности еретикам: «Покайтесь, приблизилось бо царствие небесное"
4, то есть — это Царствие Небесное, которое нам подаётся через божественные нетварные энергии в Таинствах Церкви и через исполнение Евангельских заповедей.

Пятое и последнее препятствие для нашей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви, — а, следовательно, для нашей православной миссии, — это большая опасность и угроза со стороны Экуменизма. Современный старец и святой Сербской Церкви прп. Иустин Попович замечает в отношении Экуменизма, что он является не просто ересью, но всеересью. Святой отец высказался в отношении этого следующим образом: «Экуменизм является общим названием для псевдхристианств, для лжецерквей Западной Европы. В нём находится сердце всех европейских гуманизмов во главе с Папизмом.
Все эти псевдохристианства, все лжецеркви являются ничем иным как более ересью со всех сторон и по отношению к другим ересям. Их общее евангельское название — всеересь»
5.

В том же направлении и том же русле блаженной памяти старец архимандрит Харалампий Василопулос нам даёт реальный образ Экуменизма: «
Экуменизм — это некое глобальное Движение Международного Сионизма и в качестве единственной свой цели имеет политический и религиозный захват Вселенной!

Это ужасный шквал сил тьмы, который концентрирует свою разрушительную ярость главным образом против Православия, с тёмным желанием его низвести и уничтожить»6.

Наконец, блаженной памяти Афанасий Mитиленский называет Экуменизм
последним предтечей антихриста.7
Ка глобализация на политическом уровне желает объединить мир и создать глобальное государство, глобальное электронное правительство, одну мировую валюту, одну мировую экономику, также и Экуменизм на религиозном уровне хочет объединить всех религии (межрелигиозный экуменизм) и все ереси (межхристианский экуменизм) в одной мировой религии, игнорируя и предавая забвению ужасные, гигантских размеров догматические различия и разрушая до основания догматы и веру Православной Церкви.
Экуменизм является величайшей экклезиологической ересью всех времен, потому что она уравнивает все религии и верования.
Корни экуменизма необходимо искать в протестантизме XIX века. Тогда некоторые «христианские конфессии» стали смотреть на мир как уходящий от них по причине возрастания религиозного безразличия и организованных антирелигиозных движений, что вызвало необходимость в союзе и сотрудничестве.
Эта их объединяющая деятельность получила более организованную форму в виде Экуменического движения XX века. И главным образом в 1948 году при учреждении в Амстердаме так называемого Всемирного Совета Церквей, который по существу является Всемирный Совет ересей, Люцифера и лжи, нежели чем Церквей (ВСЦ), расположенных в Женеве
8.

Одним из инструментов, который использует Экуменизм для достижения своих целей, является
синкретизм, этот смертельный враг христианской веры, который содействует так называемому «Всемирному Совету Церквей», или, скорее, «Всемирному фаршу ересей», как он вполне справедливо охарактеризован.
«Cинкретизм это релятивизация религий и религиозных идей. Это всеэкуменический религиозный синтез и сочетание совершенно противоположных и разнородных элементов»
9.

Экуменизм ведётся на двух уровнях: первый —
межхристианский, а второй — межрелигиозный. Таким образом существуют межхристианский экуменизм и межрелигиозный экуменизм, которые являются двумя основными направлениями экуменизма.
 И межхристианский экуменизм, и межрелигиозный экуменизм являются волками в овчарне и Троянскими конями, которые в сущности являются служением идолам, или их процессиям, или их личным страстям, либо их рассудку, либо их политическим взглядам, либо их философским идеям,

Православное богословие исходит из опыта откровения, который подаёт нетварная божественная энергия Святой Троицы в Православной Церкви. Межхристианский же экуменизм способствует объединению различных христианских «конфессий» (папистов, протестантов, англикан, свидетелей Иеговы, пятидесятников, яковитов, православных) критерием чего является догматический минимализм.
 
Согласно экуменическому принципу «межхристианского догматического синкретизма» доктринальные различия между инославными и православными — это всего лишь типичные традиционные отличия всякой «церкви» и необходимо, чтобы они были отменены ради единства Церкви, которое может быть выражаться в разнообразных формах и проявлениях.
И межрелигиозный экуменизм, полагая, что все религии обладают положительными сторонами, способствует соединению между религиями, а главным образом между тремя якобы монотеистическими религиями мира — христианства, ислама и иудаизма.
Короче говоря он продвигает идею так называемой «пан-религии».
Согласно с экуменическим принципом «межрелигиозного синкретизма» нам следует искать «общие богословские признаки», которые существуют во всех «монотеистических религиях», чтобы построить религиозное единство Вселенной.

Прп. Симеон Новый Богослов говорит, что для того, чтобы какому-то человеку спастись, необходимо для этого иметь правую (православную ὀρθὴ=ὀρθόδοξη) веру и правильные дела (православные) и жизнь.

Если же он будет иметь только православную веру, а не иметь православных дел и жизни, ил будет иметь только дела, но не будет иметь православной веры, то он также не спасется. Тоже самое пишет и свт. Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных беседах».
Если трудно спастись какому-то православному христианину, который борется и несёт подвиг, то насколько же более сложно какому-либо так называемому «христианину», который принадлежит в еретическим обществам папистов, протестантов, монофизитов, дьяволопоклонников, и разве возможно им спастись?
Как может спастись мусульманин, который верит, что Коран написан Богом и является богодухновенной книгой?

Как может спастись иудей, ведь он не верит в Ветхий Завет, и не живёт по нему, но верит в Талмуд и Кабаллу, которые представляют собой демоническую магию и поклонение дьяволу?

И почему мы сможем спастись, мы православные христиане, если мы совершаем совместные молитвы с еретиками, инославными и иноверцами, и вместе с ними служим?
Мы не окажем никакой помощи в спасении всех еретиков, если будем им говорить, что они идут верным путем, который приводит к тому же Богу. Потому что законный путь к Богу — иной, который является той дорогой, по которой идём мы, православные христиане.

 

Следовательно Экуменизм — это великое препятствие для Православной Миссии, который её упраздняет и уничтожает, показывает, что эта миссия ему не нужна и она неприменима.  Экуменизм, для достижения своих целей, вынужден пересматривать основные принципы Православия.
Он навязывает мнение о существовании Разделенной Церкви, согласно которому Церковь одна, но включает в себя христиан разных «конфессий» с того момента, как ими принято крещение.

Таким образом, все «христианские конфессии» являются между собой церквами-сестрами.
Это
теория крещального богословия.

В том же духе существует и идея «
Всемирной видимой Церкви».
Церковь, которая существует якобы как невидимая и охватывает всех христиан, явится и  видимым образом при совместных усилиях, направленных к единству.
Такие воззрения испытали влияние протестантской теории ветвей, согласно которой Церковь — это некое дерево с ветвями из всех «христианских конфессий», каждый из которых содержит только часть истины.
 Сюда же
можно также добавить и теорию о «двух лёгких», которая была развита в среде православных экуменистов и римо-католиков. Согласно этой теории Православие и папизм — это два легких, с помощью которых дышит Церковь. Для того, чтобы Церковь начала дышать правильно и верно вновь, необходимо, чтобы оба легких синхронизировали свою работу.
Православные экуменисты и экуменисты папизма верят, что папизм благодаря присущему ему преобладанию рассудка и философского размышления является необходимым дополнением в «
разделенном христианстве», а мистицизм Православной духовности дополняет размышление папства.
Они считают, что и православие и папство — это две одинаково законные традиции древней, неразделенной Церкви.
Для правильной работы церковного организма следует вновь соединить «две церкви сестры», Православную Церковь и папство, а для этого важно очистить историческую память от ошибок, упущений, случайных войн, которые происходили между православными и папистами в прошлом тысячелетии. И важно начать новую эпоху, создавать новый порядок между двумя Церквами, основанный на взаимной любви, искреннем сотрудничества ради общего единства, свидетельства и миссии в современном секулярном мире, космополитизма и атеизма.

Однако в действительности папство хочет поглотить православных с помощью соединения по типу
«Унии», к которой оно вполне оправданно стремиться, поскольку она делает дает возможность безболезненно для папства сделать шаги навстречу Православия.
 Поэтому нам необходимо проинформировать православных христиан, клириков и мирян о планах папизма, который не является Церковью, но государством, то есть Ватиканом.

Папство не является Римо-Католической Церковью. Оно также не является ни Римской, ни Кафолической, ни Церковью.

Она не имеет никакого отношения к Ромейству-римству, ни к Романии (наименование Римской империи). Она и не Католическая, поскольку она отделилась от Православной Церкви в 1054г.

Она не является и Церковью, поскольку превратилось в государство — впало в третье искушение, предложенное Христу дьяволом.
Папизм принял предложение дьявола ему поклониться и его сделать мирским всевластителем на земле.

Мы, Православные, являемся настоящей Римо-Католической Церковью. Мы православные — римляне-ромеи, и нам принадлежит Романия и Ромейство.
Православие является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью. В то время как всемирное строение папства опасно подвергается разрушению по причине атеизма, секуляризации, самооправдания папистов и их безнравственности, к сожалению православные экуменисты идут по линии поддержки папства путем уступок в вопросах веры, традиции, богослужения и права.
Поэтому нам следует быть более внимательным к словам Христа: «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты как голуби».
10
Основным положением Экуменизма также является дозволение совершения православным христианам с иноверцами и инославными совместных молитв, а не разрешается только совместное богослужение.
Цель экуменизма состоит не в том, чтобы очистить церкви от верующих, а в том, чтобы они были наполнены до отказа, но только такими «верующими», чтобы каждый из них имел бы свою собственную веру и учение.

Наконец, что касается методов, которые применяет Экуменизм для сближения христиан, то они в себе содержат догматический минимализм и догматический максимализм.

Относительно догматического минимализма нужно сказать, что это — стремление низвести догматы веры до уровня какой-то простой необходимости, к некоему минимуму, то есть например, для преодоления догматических различий между разными «конфессиями». Однако в результате такого пересмотра догматов происходит уничижение и нивелирование их значения.

«Давайте соединимся, христиане, — так говорит Экуменизм, — а догматы пусть обсуждают богословы»!

Конечно же, при такой методологии догматического минимализма вполне несложно христианам соединиться, однако могут ли они быть в таком случае православными, то есть истинными христианами?

Что же касается догматического максимализма, то под ним понимается попытка некоторых людей добавить в вероучение некоторые слова и термины для, якобы, лучшего истолкования и разъяснения веры, или же они стремятся в новой более широкой интерпретации веры.

Итак, становится вполне понятным то, что принятие, усвоение всереси Экуменизма и антиправославных теорий, взглядов, которые мы упоминали ранее, является не только тормозом для Православной Миссии, но её унижает, её попирает, её ставит в некие рамки, фактически заявляет о ней как о несуществующей, её разрушает, изгоняет, устраняет и в сущности её обходит и оскорбляет её, делает её цель недостижимой.

 

Продолжение следует…

Источник: Ορθόδοξος Τύπος αρ. τευχῶν 1919-1920 

© Перевод: Православного Апологета, 2012г.

1Мф. 28, 19-20

2ΑΡΧΙΜ. ΓΕΩΡΓΙΟΣ ΚΑΨΑΝΗΣ, Θέματα ἐκκλησιολογίας καὶ ποιμαντικῆς, ἐκδ. Ἱ. Μ. Ὁσίου Γρηγορίου, Ἅγιον Ὄρος 1999, σσ. 169-177.

 

3 ΜΗΤΡ. ΓΛΥΦΑΔΑΣ ΠΑΥΛΟΣ, «“Συναφειακές”, “Μεταπατερικὲς” καὶ ἄλλες θεολογικὲς ἀναζητήσεις σὲ συνέδριο τῆς θεολογικῆς Ἀκαδημίας τοῦ Βόλου», Θεοδρομία ΙΒ4 (Ὀκτώβριος-Δεκέμβριος 2010) 496.

4Мф. 3, 2 и 4, 17

5ΑΡΧΙΜ. ΙΟΥΣΤΙΝΟΣ ΠΟΠΟΒΙΤΣ, «Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία καὶ Οἰκουμενισμός», Θεσσαλονίκη 1974, σ. 224.

6ΑΡΧΙΜ. ΧΑΡΑΛΑΜΠΟΣ ΒΑΣΙΛΟΠΟΥΛΟΣ, «Ὁ Οἰκουμενισμὸς χωρὶς μάσκα», ἐκδ. Ὀρθόδοξος Τύπος, Ἀθήνα 1988, σσ. 23, 25.

7ΑΡΧΙΜ. ΑΘΑΝΑΣΙΟΣ ΜΥΤΙΛΗΝΑΙΟΣ, 5η ὁμιλία στὸν προφήτη Δανιὴλ τῆς 15-11-1981. Σχ. βλ. Χριστιανικὴ Σπίθα (Μάϊος 2011) 1.

8
8. «Ὁ Οἰκουμενισμός», ἐκδ. Ἱ. Μ. Παρακλήτου, Ὠρωπὸς Ἀττικῆς 2004, σσ. 5-6. 9. ΜΙΧΑΗΛ ΜΙΧΑΗΛΙΔΗΣ, «Ὁ Συγκρητισμός»,Ὀρθόδοξος Τύπος (23-7-2004) 1-2.

9Там же.

10Мф. 10, 16

 



Подписка на новости

Последние обновления

События