Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

На неделю по Воздвижении

Честного Креста

ΕΙΣ ΤΗΝ ΚΥΡΙΑΚΗΝ ΜΕΤΑ ΤΗΝ ΥΨΩΣΙΝ ΤΟΥ ΤΙΜΙΟΥ ΣΤΑΥΡΟΥ

Архим. Георгий (Капсанис), проигумен монастыря прп. Григория,

 Святая Гора Афон

 

Сегодня мы вновь, мои братья, в священном Евангелии слышали слово Господне: «аще кто хощет по Мне грясти, да отвержется себя и возьмет крест свой и последует Мне».[1] Это Неделя по Воздвижении Честного Креста. Позавчера мы совершали празднование Воздвижения  Креста Господня. Поэтому что Церковь и сегодня говорит о Кресте. Кресте Господнем, который должен стать и нашим собственным крестом. Поскольку если мы не возьмем и не станем поднимать наш собственный крест, то  мы не будем участниками в Кресте Христовом, и что же мы будем за христиане? Поскольку христианином, а вне этого нет христианина. А подражание Христу совершается во всей его жизни, и даже Его крестной смерти. Сораспятие Христу совершается для того, чтобы встретиться с Ним и, и чтобы нам ходить «в обновленной жизни», как говорит апостол Павел.[2]

Христианин не мыслится вне креста и подвига. Немыслимо, чтобы христианин шел по некому легкому пути. Некоторые считали и считают, что христианин должен соблюдать некоторые нравственные, этические нормы и творить добро в своей жизни, чтобы иметь удобства, иметь благополучие и обеспечить свою жизнь безопасностью. Но это не христианин. Христианин это тот, кто каждый день ведет брань. Он борется за то, чтобы любить Бога. Борется за то, чтобы возлюбить брата своего. Потому что эгоизм является препятствием для человека, чтобы он возлюбил Бога и возлюбил своего ближнего. Он ведет борьбу для того, чтобы с корнем вырвать гнездящийся внутри его эгоизм. Ведет борьбу, чтобы с корнем вырвать свои страсти, которые помрачают  ум человека и держат в своем плену его сердце. Он ведет борьбу для того, чтобы угодить Богу. Он знает заповеди Божии и хочет эти заповеди соблюсти в своей жизни. Вовсе не для того, чтобы по эгоистически оправдаться пред Богом, но чтобы любовью угодить Господу. И ради этого христианин ведет свою борьбу. Вовсе не для того, что сказать Богу - «у меня все хорошо и я заслуживаю спасения» - потому что в таком случае он будет как некий фарисей, - но чтобы сказать Богу – «Господи, несмотря на всю мою беспомощность и на мою греховность, я Тебя люблю». И для того чтобы выразить Тебе мою любовь я постараюсь исполнять Твои заповеди и святую Твою волю. А от Тебя зависит подашь ли Ты мне спасение и подашь ли Ты мне Свою благодать».

Мне хотелось бы, мои братья, вас просить и умолять проявлять особое внимание к этому вопросу, вопросу духовной борьбы. Потому что духовная борьба лежит внутри православной традиции, Евангелия нашего Христа, потому что христиан не мыслится вне подвига борьбы. Поэтому то наше Православие, наша Святая Церковь обладает этим благословенным путем аскетики, аскетики, которая является достоянием не только монахов, но и христиан живущих в миру. Посредством повседневной аскезы, подвига христианин ведет борьбу за то, чтобы пресечь его страсти, уменьшить их и угодить Богу.

В древние времена, поскольку наши христиане были весьма близки к Церкви,  преимущественно жили церковной жизнью, то они любили аскетику, подвиг, любили посты, стояния в Церкви, длинные церковные богослужебные последования, всенощные моления. Однако же сегодня, когда и мы христиане испытали влияние мирского духа, когда нас одолел дух испытывания удовольствий, нам необходимо исцелить наши страсти и наше тело и наше самолюбие, и мы христиане при этом стали начинать утрачивать этот аскетический дух. Нам больше не нравятся эти прекрасные посты, великая Четыредесятница, всенощные бдения, молитвы и воздержание. Но  взгляните сегодня, мы на это смотрим с великой болью, даже в дни Страстной Великой Седмицы люди, христиане упраздняют их празднование и делают так, чтобы им не приходил помысел о том, что в эти великие и достославные праздничные дни Страстей Господних и они должны участвовать в Страданиях Господних и поститься, и проводить эти дни в воздержании.

Итак сегодня, вы, которые пришли на Святую Гору и видите, что здесь по благодати Божией ведется борьба – конечно же и вы должны стать добрыми христианами и вести борьбу – но теперь даже в большей мере и вы должны проявлять любочестие каждый день, чтобы вести борьбу ради любви Христовой и ради спасения ваших душ. Вам необходимо незначительное время от всего остального посвятить молитве. Как может кто-либо быть христианином, если он не начинает день с молитвы? Давайте незначительное время от сна посвятим молитве, будем немного пораньше для этого вставать, посвящать молитве десять минут, пятнадцать минут, полчаса, а после этого уже начинать наши дела. Не одним крестными знамением. Осеним себя крестным знамением и начинаем дела. Это не жертва Богу. Конечно, это хорошо когда кто-то осеняет себя крестным знамением и начинает дела, нежели не делать ничего, но бог хочет от нас  чего-то большего. Он хочет, чтобы мы молились, хочет, чтобы мы немного потрудились в молитве.  Вечером, когда мы возвращаемся уже немного усталыми с нашей работы, мы вновь немногое время следует посвятить молитве, пусть даже нас клонит ко сну и мы устали. Ради любви ко Христу давайте немного потрудимся и в труде покажем нашу  любовь к Богу. Нам следует поститься в среду и пятницу. Нет никакой сложности в том, чтоб есть с растительным маслом, это и полезная для здоровья еда. Но мы делаем  это вовсе не потому, что это полезно для здоровья, но постимся ради любви о Христу. Нам следует что-то из нашего благополучия приносить в жертву любви Христа. И было бы хорошо нам поститься, питаться едой, сваренной на воде, как это повелевают делать священные правила нашей Церкви. Но вы, конечно же, поскольку живете в миру и вдыхаете и дышите выхлопными газами и столькими микробами, изнурены, то вкушайте и растительное масло в среду и в пятницу. Имеющие силы пусть едят пищу без масла. Они будут иметь благословение от Бога.

Надо этому учить и наших детей, поскольку если мы взрослые не упражняемся в воздержании и не постимся и не трудимся ради любви Божией, но мы не дадим правильного воспитания детям. И наши дети станут людьми самолюбивыми, станут эгоистами, и не будут желать быть с Богом, но стремиться  потребностям чрева и плотским удовольствиям. И поскольку они пренебрегают заповедями Божиими и Самим Богом, то разве они не станут пренебрегать и своими родителями и их нуждами? Однако же когда ребенок научается с малых лет, взирая на отца своего и на свою мать, что необходимо вести брань и проводить жизнь в воздержании и молиться, разве отсюда он не научится тому, что ради любви Христовой необходимо бестии брань, воздерживаться и молиться? Разве он не научится тому, что необходимо прославлять Бога своей жизнью, но также и чтить своих родителей, что является волей Божией?

Мы молитвенно желаем, чтобы возносимый на Кресте Господь оказал нам всем помощь в том, чтобы мы вели эту борьбу, а благодать Честного и Животворящего Креста да пребудет всегда в нашей жизни.

Σε λένε Πίνδο, σε λένε Άθω, του Κωνσταντίνου Χολέβα

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015год.

Источник: Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους,  Α΄έκδοσις 2015.σελ.44-49

 



[1] Мф. 16, 24

[2] Рим.6, 4

 



Подписка на новости

Последние обновления

События