Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ОБОЖЕНИЕ КАК ЦЕЛЬ  ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Η ΘΕΩΣΙΣ ΩΣ ΣΚΟΠΟΣ ΤΗΣ ΖΩΗΣ ΤΟΥ ΑΝΘΡΟΠΟΥ

Архимандрит Георгий(Капсанис), проигумен священной обители

 прп. Григория, Святая Гора Афон (+2014)

Вопрос о предназначении нашей жизни является весьма важным, потому что он затрагивает наиважнейший вопрос для человека: Для какой цели мы находимся здесь на земле. Если же человек верно определиться по данному вопросу, если он найдет свое действительное предназначение, то тогда он сможет правильно определиться и по другим повседневным вопросам его жизни, каковыми являются отношения его с другими людьми, его ревностные устремления, профессия, брак, приобретение и воспитание детей. Однако если же человек не определиться правильно по данному  основополагающему вопросу, то тогда он не будет иметь успеха в поставленных им жизненных целях. Поскольку, какой смысл могут иметь те цели, когда в целом жизнь человека не имеет своей цели?

Уже в первой главе Священного Писания провозглашается цель нашей жизни, когда священный писатель нам говорит, что Бог создал человека «по образу и по подобию» Своему.  Мы тем самым убеждаемся в великой любви, которой обладает единый в Троице Бог по отношению к человеку. Он не только желает человеку дать бытие с некоторыми дарованиями, некоторыми качествами, дать человеку некоторые наивысшие дарования в отличие от других творений, но Он хочет, чтобы человек стал богом по благодати.

Внешне человек оказывается как обладающий простым биологическим существованием, как в сущности и другие живые существа, животные. Безусловно, он является животным, но «живым существом…, которое стремлением к Богу достигает обожения», как его охарактеризовал свт. Григорий Богослов (Слово 38 на Богоявление или Рождество Христово)[1]. Только он является таким существом, которое отличается от всего сотворенного, только он является тем, кто может стать богом.

По «образу Божию» означает те дары, которые Бог даровал только человеку, отдельно от остальных Его созданий, так что они составляют образ Божий. Этими дарами являются: разумный ум, совесть, самовластие, то есть свобода, творческая способность, любовь и страстное стремление к абсолютному, к  Богу, персональное самосознание или же все, что делает человека превышающим живые существа и что делает человека человеком и личностью.

То есть то, что человека делает личностью, все это является дарами «образа Божия».

Человек, являясь «образом Божиим призывается достичь «подобия», то есть обожения. Творец, Бог человека по природе призывает стать богом по благодати.

Итак, человеку дарованы от Бога дары для того, чтобы быть «по образу Божию» для того, чтобы достичь еще более высокого, достичь с помощью них подобия с Богом и своим Создателем, для того, чтобы иметь с Ним связь не внешнюю, нравственную, но личностное единение со своим Творцом.

Вполне вероятно, что для нас даже так дерзновенно говорить и мыслить, что целью нашей жизни  является то, чтобы мы стали богами по благодати. Однако Священное Писание и Отцы Церкви от нас этого не сокрыли.

 К сожалению, люди, находящиеся вне Церкви, пребывают в неведении, но в нем находятся и многие в Церкви. Потому что они считают, что целью нашей жизни является, в лучшем случае, просто лишь наше нравственное изменение, чтобы мы стали более лучшими. Хотя в тоже время из Евангелия и из Предания Церкви и от Святых Отцов нам передается то, что все это не является нашей целью. То есть что человек должен стать только лучшим, нежели он есть, нравственным, справедливым, воздержным, весьма внимательным. Все это человек должен обрести, но это не является главной целью, конечной целью ради которой Создатель наш и Творец создал человека. Но какова же эта цель? Обожение. В том, чтобы человек соединился с Богом, но не неким внешним и ощутимым способом, но онтологически, действительно.

Настолько высоко поставляет православная антропология человека. Если же мы сравним все антропологические системы всех философий, обществ, психологических систем с православной антропологией, то мы убедимся и весьма просто в том насколько они бедны, насколько же они не отвечают главному стремлению человека в отношении чего-то весьма великого и истинного в его жизни.

Поскольку человек является «призванным стать богом», то есть он был создан для того, чтобы стать богом, то если он не окажется на пути к обожению, он будет ощущать внутри себя пустоту, что ничего не идет по доброму. Он не радуется даже и в том случае, когда он старается скрыть пустоту иными видами деятельности. Он может одурманивать самого себя, выстраивать фантастический мир, но в тоже время быть бедным, малым, ограниченным и сам в себе ставить капкан и заключать себя в тюрьму. Он может с помощью разнообразного шума, напряжения, телевизора, радио, постоянной информации о чем бы то ни было стараться, как с помощью наркотика забыться, не думать, не беспокоиться, не вспоминать о том, что он идет неверным путем, что он сбился от своей цели.

Однако в конечном итоге не прекращается наказание современного человека, но вплоть до того пока человек не обретет это что-то иное, высшее, что реально существует в его жизни, истинную и творческую красоту.

Источник: Αρχιμανδρίτου Γεωργίου, καθηγουμένου της Ι. Μονής Οσίου Γρηγορίου. Η θέωσις ως σκόπος της ζωής του ανθρόπου. Ε Έκδοσις Ιερά Μονή Οσίου Γρηγορίου. Άγιον Όρος 2007,σελ. 12-16

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.

 


[1] ΄Λόγος εἰς τά Θεοφάνεια, MPG 36, 324, 13-16

 



Подписка на новости

Последние обновления

События