Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Сущность Христианства


῾H ούσία τοῦ Χριστιανισμοῦ

 

ΕΚΚΛΗΑΣΤΙΚΗ ΠΑΡΕΜΒΑΣΗ

Ἰούλιος 2006

митрополит Иерофей (Влахос)

Религиоведы относят Христианство к религиям и безусловно монотеистическим. Некоторые из них, используя этот термин – религия- считают Христианство за Богооткровенную религию. Многие же, вместо того, чтобы применять термины Христианство и религия, предлагают термин Церковь и утверждают, что Христос не основал религии, не составил некоего Христианства, поскольку этот термин и имеет некую идеологическую нагрузку, но основал Церковь.

Могут ли понятия религия и Церковь отождествляться теми, кто изучает феномен религии и что это означает. Однако когда религии изучаются более тщательно, то можно убедиться, что они имеют между собой большие отличия.

Слово религия (θρησκεία) трижды встречается в Новом Завете. В первый раз, когда говориться о иудейской вере и мы это находим в апологии апостола Павла перед царем Агриппой: «Я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению». (Деян. 26, 5) Во второй раз оно встречается, когда апостол Павел в своём послании к Колоссаем сообщает о «еретиках ангельских», которые по всей вероятности выражали гностические тенденции той эпохи в отношении религии почитания ангелов, поэтому ап. Павел убеждает: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов». (Кол. 2, 18) И в третий раз слово религия употребляется в соборном послании брата Божия Иакова, когда он пишет: «Если кто из думает, что он благочестив (θρήσκος), и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (μάταιος η θρησκεία). Чистое и непорочное благочестие (θρησκεία καθαρά κα ἀμίαντος) пред Богом и отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненными от мира»(Иак. 2, 26-27).

Но если кто-то внимательно изучает Священное Писание, главным образом Евангелие и послания ап. Павла, то может убедиться, что для новой жизни, которую принес в мир Христос, которая не является обмирщенным истолкованием религиозного чувства, не неким человеческим открытием, но является откровением Бога в сердце человека через таинство святой Пятидесятницы, где главным образом используются понятия Евангелие, Царство, Церковь и Войско и непременно эти четыре понятия ясным образом отличаются от понятия религия. Религия в основном представляет собой восхождение человека к Богу, но Евангелие, Царство, Церковь и Войско указывают на пришествие Бога к человеку и стремление человека к достижению общения с Ним, которое окончательно совершается благодатью.

 

Евангелие

Определяющим понятием, которым свидетельствуется о новой вере, новой жизни, которую принес в мир Христос Своим воплощением, является слово «евангелие-благовестие», и оно возвещает добрую весть, доброе сообщение, которое ясно отличается от всего того, что было прежде.

Прп. Максим Исповедник, толкуя, что означает евангелие-благовестие, пишет: «Это есть божественное Евангелие-благовестие, посольство Божие и призвание человека через Сына воплощенного и к Отцу, успокоение, даруемая награда, приходящих к убеждению в этом еще не рожденном обожении». То есть Евангелие-благовестие является посланием и призывом к людям, которое совершилось через вочеловечение Сына и Слова Божия, Который примирил людей с Отцом и даровал тем, которые прислушиваются к Нему нерожденное обожение. И в другом месте он пишет: «Святое же Евангелие вводится в жизнь отречением от плотской жизни, и исповеданием духовной жизни». Это является причиной того, ради которой свт. Дионисий Ареопагит пишет: «и великим богословием и малым является Евангелие, обширным и великим и опять сокрушенным». Речь не идет об учении, но об истинной жизни, которое связывается с обожением.

Евангелист Марк начинает свое Евангелие с фразы: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк. 1,1). И согласно евангелисту Марку Христос обходил всю Галилею, «уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия» (Мф. 4, 23). Христос после Своего воскресения дал Своим ученикам заповедь проповедовать «евангелие всей твари» (Мф. 16, 15).

Апостол Павел в своих посланиях неоднократно раскрывает, что такое евангелие, которое составляет огонь жизни, которое открыл и явил Христос миру. Он главным образом открывает, что евангелие-благовестие не является учением, которое воспринимается разумом и человек его воспринимает слухом, но оно является таинством спасения.

С самого начала он подчеркивает, что он сам воспринял евангелие через откровение Иисуса Христа и вполне ясным образом связывает евангелие с видением Христа и общением с Ним, которое является откровением. Он к галатам пишет: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 11). Евангелие является откровением Божиим и, следовательно, речь ведется о «славном благовествовании Бога, которое мне вверено» (1 Тим.1, 11). Евангелие – благовествование, которое является выражением славы Божией,означающей, что благовествование соединяется с откровением, является нетварными глаголами и идеями, которые открывают человеку, насколько это возможно, нетварные глаголы. Апостол Павел ощущает, что он является «служителем» Иисуса Христа, который священнодействует евангелие-благовестие Божие. «По данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» (Рим. 15, 15-16)

Слова «служитель» и «священнодействователь» (ερουργός)1 благовестия-евангелия не используются ап. Павлом условно и символически, но реальном смысле, поскольку через благовестие, которое является неким священнодействием, исходит сила, нетварная энергия Бога, которая спасает того человека, который верит во Христа и Его слову. Апостол Павел пишет: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему». (Рим.1,16) Евангелие возвещается Благодатью Божией, но и с помощью Божественной энергии для человека становится приемлемым то, что он верит и пребывает в Нем и спасается. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасетесь» (1 Кор. 1, 15).

Связь апостола Павла с христианами имеет духовный характер, поскольку он сам ощущает, что он является духовным отцом тех, кого он родил во Христе посредством благовестия. И христиане являются духовными его детьми во Христе. Апостол Павел пишет к коринфянам: «Не к постыжению вашему пишу сие, как возлюбленных детей моих, но как возлюбленных детей моих. Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 14-15). Возрождение христиан произошло через благовестие, которое обладает этой возрождающей силой – нетварной энергией Бога, которая направляет ко спасению.

Это мы встречаем и в другом слове ап. Павла, когда он ведет речь о слышании слова Божия от служащего, посылаемого Христом, который спасет человека. Он пишет к римлянам: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призвать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего. И как проповедовать, если не будут посланы?»(Рим. 10, 13-15). В данном случае им вполне ясно говориться, что спасается тот, который призывает имя Господне. в своём сердце, поскольку «сердцем веруется в правду, устами же исповедуется во спасение» (Рим. 10, 10). Но для того, чтобы это произошло необходимо человеку, прежде всего, уверовать в проповедь евангелия, которая проповедуется посылаемыми Пророками и Апостолами. Здесь мы можем увидеть четыре «как», которые описывают условия спасения. С другой же стороны, во-первых, необходимо послать Пророков и Апостолов, которые будут проповедовать евангелие, а в последствии те, которые уверуют восприимут благодать Божию, которая будет действовать в сердце, и эта энергия будет являться с помощью сердечной молитвы. Именно тогда человек достигнет усыновления и спасется. (См. Рим. 5, 14-16)

Итак, благовестие-евангелие не является некиим теоретическим человеческим учением, но таинством спасения и возрождения человека, и это спасение совершается при синергии Бога и человека в сердце верующего.

 

Царствие

Благовестие тесным образом связано с Царством, и поэтому в Новом Завете много раз говориться о благовестии Царствия, что Христос возвещал Евангелие Царствия. (Мф. 4, 22) И Он даже Сам предвозвестил: «И проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24, 14)

Во многих цитатах Нового Завета новая жизнь, которую принес в мир Христос именуется Царствием, а не просто религией. Иоанн Предтеча проповедовал: «Покайтесь, приблизилось бо царствие небесное»(Мф. 2, 1-2). Он осознал, что царем является Христос, царствием является общение человека с Богом, а средством для этого соединения является покаяние человека. Таким же образом начал Свою проповедь и Христос, так как Он подготавливал Своих слушателей к покаянию, поскольку приближается Царствие небесное. (Мф. 4, 17)

В Новом Завете имеется множество отрывков, которые ведут речь о Царствии небесном, о Царствии Божием, о таинстве царствия Божия и т.д., которые невозможно представить здесь. Несомненным фактом является то, что истолкование всех этих отрывков заключается в том, что Царем является Сам Христос, Царствием Его является нетварная Его слава и причастность человека Телу Христову и общение с Ним является причастностью Его Царствию. Притчи о Царстве и браках имеют тот же смысл. Те, которые являются причастными Царству Божию, приобщаются славе Божией и называются прославленными.

Христос в Своей первосвященнической молитве сообщает Своему Отцу, что Он дал людям славу, которую Ему дал Он, то есть подал энергию Его божества: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17, 22). Молясь Отцу Он также высказывает Ему Свое желание, чтобы ученики были бы вместе с ним и видели бы славу Его: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» (Ин. 16, 24).Вполне очевидным становится то, что причастность человека энергии Бога, которая есть слава Его божества, является единством человека с Богом, который именуется прославленным, поскольку также приобщается к единству прославленных-обоженных людей «да будут все едины». Эта мысль, дабы люди достигли славы и стали действительными членами Тела Христова, дабы они были соединенными между собою, является мыслью истинного экумениста.

Эта мысль о прославленности как обожении встречается в учении ап. Павла.

В послании к Римлянам говориться о цели человека стать «подобным образу сына Его» с тем, чтобы сын Божий стал «первородным между многими братьями», он вполне ясно говорит, что «оправдание» человека находит свое завершение в «прославлении» его, то есть обожении. «Ибо кого Он предузнал...кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 29-30). Прославленность является зрением и причастностью славе Божией, которая отождествляется с обожением человека. И тогда человек становится братом Христовым и Христос является «первородным между многими братьями».

Апостол Павел также в своём первом послании к Коринфянам, говоря о членах Церкви, которые являются членами Тела Христова, пишет: «Посему , страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26-27). В этом месте слово «прославляется, как говорил отец Иоанн Романидис, не толкуется как «чтится», но как «обоживается», то есть человек понимается как участвующий в славе божества Христова, в нетварной энергии Бога, в зрении Его благодати. Эта причастность славе Божией является прославлением и причастностью Царству Божию.

Вполне характерно то, что согласно с евангелием от Марка и толкованием Святых Отцов Церкви, Царствие Божие является зрением славы Божией, которую видели ученики в Духе святом на горе Фавор, когда Христос перед ними преобразился, и просветилось Его лицо как солнце и ризы Его стали белыми как свет. Христос незадолго до Своих страданий сказал Своим ученикам: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». И это свершилось спустя немного времени, когда Он взошел вместе с тремя учениками на гору Фавор и им явил славу Своего божества, поскольку Он прежде всего перед ними изменился. (Марк. 9, 1)

 

Церковь

Благовестие и таинства Царства Божия связаны с участием человека в Церкви. Церковь является собранием всех верующих во Христе для священнодействия благовестия, совершения таинства божественной Евхаристии, посвящение в таинства Царства Божия.

Термин Церковь, который означает общение человека со Христом, невозможно найти в каких-либо текстах Нового Завета. В действительности он делает различие между Церковью и некой религией, которая (религия) служит некоему Богу, который создается человеком, с тем чтобы избавиться от страха смерти. В то время как этот термин делает отличимой Церковь от всякой религиозной идеологии. В христианстве мы не просто служим Богу, мы не обладаем прекрасными религиозными идеями и морально-этическими взглядами, но мы общаемся с истинным и живым Богом, теснейшим образом соединяемся с Ним и одерживаем победу во Христе не только над страхом смерти, но и над самой смертью.

Апостол Павел после полученного от Бога откровения назвал Церковь Телом Христовым. В этом благословенном Теле Христос является главой, а Святые действительными членами этого тела. Классической цитатой является следующая: «И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем».(Еф. 1, 22-23)

Как Церковь является Телом Христовым, так и местные христианские общины являются микрографией Церкви, поэтому они именуются Церквами к которым посылает ап. Павел свои послания. Речь идет о поместных Церквах, которые, несмотря на их местную особенность, не составляют принципиального отделения от Церкви. Поскольку в данном случае происходит то, что и с евхаристическим хлебом, в соответствии с литургическим выражением, «раздробляется и разделяется агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый».

 

Войско

Христиане, которые принадлежат Церкви и являются членами Тела Христова, принадлежат некоему единому духовному «войску», некоему духовному войску.

Образ войска связан с существованием духовных отцов, которые возрождают христиан благодатью Божией. И эти отцы поставляются на некую иерархическую ступень в соответствии с благодатными дарами и их служением для создания членов Церкви. Образ «войска» связывается со сражением людей против сил врага и длительным шествием для осуществления поставленной цели, для овладения некой целью.

Как и земное войско, так и Церковь имеет духовных лидеров, которые обладают разными дарами для того, чтобы с их помощью осуществлять служение членам Церкви. Апостол Павел вполне ясно описывает эти церковные дары и духовные эти служения в своём первом послании к Коринфянам: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолов, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки»(1 Кор. 12, 28) Делом же этих духовных отцов является привести христиан к духовному совершенству, которым является обожение и прославление. Сам апостол Павел пишет в своём послании к Ефесянам: «И Он поставил одних Апостолами. других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефес. 4, 11-13). Мерой же этого полного возраста Христова является обожение.

Путь членов Церкви направляется на гору Фавор и террасу Пятидесятницы, то есть каждому необходимо с помощью благодати Божьей и собственной борьбы достичь переживания таинства Пятидесятницы, стать причастником прославленности.

Христианин, но и клирик всякого уровня, должен существенным образом стать соучастником в этом войске. «Передаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами. такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин». (1 Тим. 1, 18-19) Христианину необходимо каждый день оказываться добрым воином Иисуса Христа, ибо «никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику». (2 Тим. 2, 3-4)

Несомненно, для того, чтобы этого достичь, христианину требуется вести брань против врага, против дьявола. Поэтому ап. Павел пишет: «Ибо мы, ходя по плоти, не по плоти воинствуем; орудия воинствования наши не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь».(2 Кор. 10, 3-4) Борьба наша не является борьбой с мирскими властями, но борьбой со злыми духами, к ней побуждает апостол Павел: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских»(Ефес. 6, 11). В дальнейшем он описывает духовное оружие в которое необходимо облечься человеку для противостояния ухищрениям дьявола (Ефес. 6, 12-18)

В своей глубине, когда кто-либо ощущает христинство как «войско» противное дьяволу и принимает в нем участие, поскольку «для сего-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3, 8), и путь к обожению, он может ощутить как Царств и Царство как Церковь и Тело Христа, и Церковь как переживание таинства благовестия мира.

Благодаря тому, что мной в несколько в сжатом виде было представлено прежде, становится вполне очевидным то, что христианство не может быть соотнесено и отождествлено с религиями, которые появлялись в истории человечества, которые порождаются этим миром, являются творением людей, чтобы с их помощью противостать страху смерти, но оно является Евангелием-благовестием, Царством, Церковью, Войском, единением и общением человека со Христом, является богооткровенной истиной, которая переживается в пределах личной жизни как преодоление страха и этой собственной смерти, но соответствует битве против дьявола, которая ведется этим духовным войском.

Христианин является членом Церкви, членом Тела Христова, и как таковой член он переживает опыт воскресения и переживает Церковь как общение обожения, а не как некую религию с обыкновенным пониманием этого термина. Христианин переживает благовестие спасения, участвует в таинствах Царства, является Воскресшего Тела Христа и сражается в духовном войске против злых духов и богов язычников, которые создают различные религии.

 

"http://www.parembasis.gr/index.htm"

 

1как видно, в русском переводе особенность греческого текста не сохранена и существительное священнодействователь заменено совершать священнодействие.




Подписка на новости

Последние обновления

События