Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)

Разум ПравославнойЦеркви

The mind of the Orthodox Church

 

глава IX «Синодик Православия»

 

СH IX. "The "Synodikon of Orthodoxy"

Синодик Православия

 

(ч.1)

Синодик Праволавия это документ, который расположен вТриоди и читается в Воскресение Торжества Православия, в первую Неделю Великого поста.

Хорошо известно, что на протяжении столетий появлялись разнообразные ереси, которые отрицали опыт откровения, фактически применяя и используя фолософию и догадки, сомневаясь в истине Церкви по различным догматическим вопросам. Отцы, которые принимали участие в Соборах противостояли эти ересям. Решения Соборов по догматическим вопросам называются «определениями». Если говорить в боле широком смысле, то каждое решение Собора называется «Синодиком». Таким образом у нас существует соборный томос и соборное определение.

«Синодик Православия» это решения Семи Вселенских соборов, которые относятся к святым иконам. Чтение из него в Неделю Православия дало ему наименование «Синодик Православия». Следует также сказать, что позже в него был также включено опредление по вопросу вероучения исихастских соборов 14 столетия. Таким образом, «Синодик Православия» включает в себя решения обоих соборов: Седьмого Вселенского собора и Соборов 14 столетия, и как будет сказано ниже, эти соборы имеют признаки, которые их характеризуют как Девятый Вселенский собор.

Мы остановимся лишь на анлизе центарльных положений «Синодика Православия». Это не будет обстоятельный анализ всего Собора, но, как я считаю, но нами будет уделено особое внимание анализу его главных положений, потому что они выражают этос Церкви. И это необходимо потому, что сознание Церкви связано и самым гармоничным образом, с решениями Отцов Церкви на Соборах, посольку в них выражен соборный авторитет.

 

Церковь и соборы

 

Тем не менее, прежде чем перейти к анализу «Синодика Православия», я считаю что было бы неплохо в кратце исследовать такой серьезный вопрос как отношение Церкви и Собора.

Когда внезапно появлялись ереси, Святые Отцы им противостояли в тех местах, где они возникали. Арий, который провозгласил, что Христос является первым творением Ьога, а в сущности отвергнув божетсо  Христа, оказался в положении, когда ему противостал собор в Александрии. Святые Отцы призывались для того, чтобы принять совместное решение относительно формулировки православного учения. На Соборах Святые отцы не искали истину, применяя рассуждения в виде предположении и мнений, но для того, чтобы противостоять еретикам они старались в словах сформулировать уже существующее откровение Истины, по отношению к которой они также обладали собственным духовным опытом.

Прп, Никодим Святогорец разделяет Соборы на: Вселенские, поместные и местные. Это деленение вызвано не предметами обсуждения, но более относится к лицу, которое их созывает, и возможно ли, чтобы предметом обсуждения поместного собора были бы некоторые вопросы веры.

Местный собор — это совещание, встреча, которую созывает епископ, митрополит или патриарх только со своими собственными клириками, духовенством без участия в нем остальных епископов.

Поместный собор — это собор на котором митрополит или патриарх принимают участие совместно с другими епископами или митрополитами. Он проводится когда епископ одной области или епископы двух областей встречаются вместе для обсуждения различных острых вопросов Церкви.

Вселенский собор это заседание, ассамблея многих епископов из различных областей и регионов, который созывается ради обсуждения и принятия решения по вопросам относящихся к Церкви. Вселенский собор имеет, согласно прп. Никодиму Святогорцу, четыре отличительных признака. Первый - он созывается «по указы ни Римского папы, ни тем или иным патриархом, но указом императора». Второй — на нем должны быть обсуждаемы вопросы веры и «после чего решение и догматическое определение должно быть опубликовано в одном из патриархатов». Третий — «догматы веры должны быть безупречны в православии и согласны со Священным Писанием, или с предыдущими Вселенскими соборами». В этом отношении характерными являются слова прп. Максима Исповедника: «Правая веры утверждает соборы, которые происходили, а также, точность догматов судит соборы». И четвертый — он должен иметь вселенское признание. Все православные патриархи и архиепископы Кафолической Церкви должны бить «в согласии с решениями Вселенских соборов и их принимать, и утверждать их либо посредством личного присутствия, либо их собственными представителями, а в случае их отсутствия - посредством писем».

Эти упомянутые прп. Никодимом Святогорцем характерные признаки Вселенского собора достойны особого внимания. Но я должен дать некоторые пояснения двум из них, первому и четвертому, которые являются наиболее характерными для Вселенских Соборов и отличают их от другого, Поместного собора.
Первый признак потому является важным, что Вселенские Соборы созывались императорами, поскольку христианство стало официальной религией империи, а император хотел сделать определение Вселенского Собора законом для Империи ради блага и мира граждан. Отец Георгий Флоровский отмечает: «В определенном смысле Главный Собор, который был открыт в Никее, мог бы быть назван и надписан как «Имперский Собор», и таково, по-видимому было первоначальное значение слова «Вселенский» (экуменический), применительно к этим соборам».
1
Другой признак говорит о том, что авторитетность, достоверность Вселенских Соборов, а также у других собор определяется главным образом участием в них достигших обожения и обладающих богодухновенность Отцов. О. Георгий Флоровский отмечает следующее: "Высший авторитет и способность различать истину в вере, принадлежит Церкви, которая действительно является« Божественной установлением» в прямом и строгом смысле этого слова, В то время как ни собор и не «соборное установление» не вляются «de jure divino», за исключением случаев, когда случается так, что в них является подлинный образ или истинное проявление самой Церкви.". Тогда он говорит: "Требования Соборов принимались или отвергались в Церкви не на формальных «канонических» основаниях. Приговор Церкви была весьма избирательным. Собор не выше Церкви, таково было отношение к нему Древней Церкви".
В предыдущих главах мы уже вкратце объясняли то, кто является истинными членами Церкви, кто из них является живыми членами, а кто мертвыми членами Церкви, которые являются живыми и мертвыми, кто членами Церкви. Таким образом, мы можем сказать, что разум Церкви выражается ее святыми, достигшими обожения. Поэтому, в конченом итоге мы должны сказать, что все Вселенские Соборы опираются на учение святых прошлого. Читатель может найти более полное разъяснение этой нашей точки зрения в наших более ранних исследованиях. Здесь мне бы только хотелось напомнить мнение о. Георгия Флоровского о том, что "одинаково несколько исповедников или один исповедник веры может выражать этот опыт, и этого бывает вполне достаточно... священное достоинство и значение Собора лежит не в количестве членов, представляющих свои Церкви. Главный «общий» собор может оказаться «разбойничьим собором» (latrocinium) и даже собором отступников. .Но в полне вероятным является и такое, что в ходе собора меньшинство выражает истину . А еще важнее то, что истина может открыться и без собора. Мнения вселенских Отцов и учителей Церкви подчас имели большую духовную ценность и окончательность, чем определения иных соборов. И эти мнения не нуждались в оправдании и принятии «всеобщим согласием».
2
Кроме того, я также хотел бы указать на мнение о. Иоанна Романидиса,который считал, что все Святые Отцы следуют тем же методом и тому же способу, и обладали персональным опытом познания истин веры Их встреча на Вселенского Собора давала им возможность прийти к соглашению в единой терминологии по отношению к тому же опыту переживания откровения. Он соответственно пишет: "Ни просвещение ни обожни н могут быть институциированы, учреждены. Несмотря на тождественность опыта просвещения и обожения у тех, кто имеет дары благодати, которые обладают этими состояниями, тем не менее это не означает, что существует некая необходимость в тождественности в выражении догматических истин, в особенности тогда, когда эти обоженные люди проживают на отдаленном географическом расстоянии.Когда же они встречаются, то они легко приходят к соглашению относительно формы догматического изложения их соответствующего опыта. Большой стимул для более точного изложения догматической истины был дан в то время, когда христианство стало официальной религией Римской империи и удовлетворена нужда империи отличить подлинных целителей от псевдо-целителей. В то же время, государственные политики несли ответственность за то, чтобы отличать истинных служителей медицины от шарлатанов и расхитителей медицинской науки, для защиты своих граждан ".

На основании этих главных предпосылок Вселенские Соборы являются безошибочным и выражают сознание и жизнь Церкви. И, безусловно, термины Вселенских Соборов имеют большую ценность, потому что, с одной стороны, они дают уверенность в возможности для спасения, а с другой стороны, они указывают верный путь для терапии человека, для достижения обожения. Можно сказать, что термины Вселенских Соборов не служат философии, они богословские, то есть они имеют терапевтическое действие, и их цель состоит в том, чтобы исцелить человека. Поэтому мы весьма обязаны Отцам Церкви и должны их благодарить, которые составляли Вселенские соборы и действовали как церковные личности.

 

 

© перевод «Православного Апологета» 2012 г.

 

Продолжение следует

1См. Протоиерей Георгий Флоровский. Соборы в Древней Церкви. Имперский, или Вселенский собор.

2См. Прот. Георгий Флоровский. Богочеловеческий союз и личность. Недостаточность определения св. Викентия Лиринского, с. 155

 



Подписка на новости

Последние обновления

События