Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Слово в Неделю Торжества Православия

Богословие икон

Η θεολογία τών εικόνων

митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

 

Слово Преосвященнейшего митрополита Иерофея было произнесено во время соборного служения Божественной литургии членами Священного Синода Элладской Православной Церкви в Воскресный день Православия, 21 февраля 2010г., в храме свмч. Дионисия Ареопагита Афинского

Сегодня в юбилейный день восстановления почитания святых икон, совершается празднование дня Православия, и тем самым указывается на ту связь, которая существует между священными иконами, Церковью и, безусловно, Православием.

В одной из праздничных стихир последования утрени раскрывается слава Церкви: «День радостный, и веселия исполненный явися днесь». И это потому, что «светлость бо догмат истеннейших блистает, и сияет Церковь Христова украшена возставленьми икон святых ныне, и изображеньми сияньми».1 Церковь, догматы и иконы пребывают во Свете и славе Бога и это явление красоты Православия.

У меня есть благословение Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Греции г-на Иеронима и Священного Синода огласить праздничное слово в день совершения Божественной литургии членами Священного Синода перед клириками и мирянами, и политическими лидерами нашей страны, в этот светлый день Православия, во время которого светится Церковь Христова светлостью догматов и сияет святыми иконами. Я коснусь вопроса существования единства между священными иконами и православными догматами.

Святая икона приносится не для украшения домов, ни даже священных храмов, но для сообщения благодати верующим, которые их лобызают с подобающим благоговением и с почтением и сообразно, конечно, с их духовным состоянием. Однако, в тоже время, священная икона является одним из богословских языков нашей Церкви, который нам говорит о многом. Я выделю некоторые положения этого языка.

Первое положение - богословское, которое относится к Богу, Которому мы поклоняемся. Главой Церкви является Сам Богочеловек Христос. Речь идет о Втором Лице Святой Троицы, Которое вочеловечилось, восприняло человеческое естество и обожило его.

В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, поскольку Бог, Который являлся пророкам — это был не воплощенное Слово, в то время как после вочеловечения и восприятия Им человеческой природы Бог стал изобразим. Это было самым большим аргументом почитателей икон. То есть, поскольку Христос воспринял и обожил человеческое тело, то это означает, что мы можем Его изображать. Тело Христа также стало источником нетварной благодати, которая просвещает тех, которые связуются с Ним.

Следовательно, в данном случае раскрывается великая богословская истина — Бог не является безличностной идеей или некой вечной славой, или всемирной силой, но особой личностью, которая любит человека. Бог идеи чужд к проблемам человека, в то время как личностный Бог любит человека и проявляет к нему персональный интерес.

На иконе Преображения Христа является слава, которая проистекает от обоженной плоти Христа. На всех иконах, где изображается Христос, является Его тихая радость, неизреченное Его человеколюбие, Его любовь к человеку. Бог исполнен любви и заботы.

На иконе Сошествия Христа во ад иконописец указывает на силу Христа, но также и на Его исполненный любви взор. Иконописец также указывается на отеческую трогательность, с которой Он берет руку Адама и Евы и их выводит наверх, то есть их спасает Своей невероятной силой, но и неизреченной своей заботливостью. Это не Бог гнева, ненависти и насилия, как хотят Его некоторые представить, это не Отец-садист, как некоторые Его понимают, исходя из их собственных представлений и греховных состояний, но Он есть тихая радость, человеколюбие, Бог любви и заботы, Который чрезмерно любит человека и даже доходит до ада, чтобы там встретить человека. Он есть врач, Который исцеляет глубокую рану человека, а не судья и прокурор, который объявляет приговоры.

Второе положение — антропологическое, поскольку православная икона указывает на то, что человек является творением Божиим и по душе и по телу, а целью его, созданного по образу Божию, является достижение подобия, то есть обожения.

Древнегреческая философия делала различие между бессмертной душой и природой смертного тела. Это означает, что душа человека принадлежала нерождённому миру идей и Бог её наказал, едва она проявила страстное стремление, тем, чтобы она была заключена в тело, которое в конечном итоге является темницей души. Отсюда спасение человека, как об этом учил платонизм, состоит в том, чтобы высвободиться души из тела. Умерщвление страстной части души было основной целью стоиков и философов платоников.

Однако Церковь чрез священные иконы научает, что душа и тело являются творениями Бога, поэтому оба они освящаются и обоживаются. С этой великой истиной мы встречаемся даже в исихазме, как он излагается свт. Григорием Паламой, поскольку ум человека через молитву возвращается в тело и озарятся Божественным Светом..

 

Внимательно рассматривая православную икону, мы видим, что Божественный Свет входит в человека и освящает душу и его тело. Божественный Свет просвещает человека не внешне, но просвещает его внутренне, через сердце. Поэтому в православных иконах нет теней. Лицо святого освящено, светится и сияет изнутри, как это становится видно главным образом на иконах Панселина в Протате святой Горы Афон.

Это, конечно, нам напоминает определение человеку, которое дает свт. Григорий Богослов, что он это «живое существо, здесь приуготовляемое и переселяемое в иной мир, и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения».2 То есть человек — это не просто какая-то вещь, он не является используемым и эксплуатируемым предметом, но творение Бога, которому следует переживать таинство обожения по благодати.

Третье положение, с которым мы встречаемся в православной иконе — это киноническое-причаствующее достояние Церкви, то есть икона является средством для общения внутри Церкви. Церковь - это не просто сумма людей из одного народа, но встреча людей всех категорий, которые имеют живую связь со Христом, она имеет вселенский характер, выше отечеств и наций. В Церкви работают иные законы и иные основания.

В иконе Рождества Христова мы замечаем то важное положение, которое занимает Богоматерь, как представитель человеческого рода, но мы видим и добрых пастухов, а также волхвов с Востока, которые пришли поклониться Христу. Вокруг новорожденного Христа оказываются мудрецы и неграмотные, иудеи с людьми с Востока, люди с ангелами. Все воссылают славу Христу и ее приемлют и составляют Его духовную семью. Не учитывается ничье образование, ни национальность, ни возраст, но благословляется стремление тех, которые имеют его к Богу и обладают смирением. Книжники и фарисеи и те, которые утверждаются на рационализме и на власти ,не участвуют в таинстве божественного вочеловечения и остаются не причастны божественной славе.

Четвертое положение, особенность, которую мы видим на православной иконе — это ктисиология, так называемый экологический аспект, поскольку на православных иконах изображается преображённый и освящённый мир, но и он тварный. Он не является творением падения и тления, но творением славы Божией, он ей наполнен.

На иконе Рождества Христова возле новорожденного Богомладенца находятся неразумные животные, пещера освещается и горы преображены, и звезда также участвует в этом великом таинстве. На иконе Преображения Христа мы видим новую землю и новое небо, то есть то, чего мы ожидаем и что должно случится в будущей славе. Но эта слава является тем, что переживают святые уже теперь, в лоне Церкви. На иконе Крещения Христа в Иордане оказывается, что воды со всем, что в них находится также освящены. Все находится в послушании у Христа и им прославляется.

Проблема экологии, загрязнения окружающей среды, не имеет никакого места на исполненной света славы православной иконе, она находится вне иконы. Свет, исходящий от Христа и освященного человека передается и на неразумные творения и создания, в то время как страсти человека, наоборот создают проблему экологии. На иконе нет стенаний и страданий тварей, но ее слава, и это нам напоминает слова апостола Павла: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровение сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (им 8, 19-22). Так что в православной иконографии вполне ясно является учение свт. Григория Богослова об участии творения в торжественном празднике Воскресения Христа.

Пятое положение, которое мы наблюдаем в православной иконе - это элемент темноты. Почти что на всех иконах, которые относятся ко Христу и к делу Его домостроительства, мы видим некий мрак в пещере. С ним мы встречаемся на иконе Рождества Христова, на иконе Крещения, на иконе Сошествия Христа во Ад. Эта тесная пещера не не имеет сходства с пещерой платоников, в которой люди, которые оказываются во тьме нынешней жизни, видят неясно, тускло как тени мира идей, находящиеся вне мира. Мы видим на православных иконах, что люди живут в божественном Свете, в то время как тьма, которая находится во глубине — это область смерти.

Как свет имеет два свойства, освящать и жечь, но одно- это светить, а другое — это жечь, что соответствует состоянию каждого предмета. Так и Божественный Свет светит и обжигает, сообразно состоянию человека. Точно также и эта тьма — это не отсутствие Бога, но присутствие Бога как тьмы и огня, а это конечно же зависит от состояния самого человека.

Во всяком случае, несомненным фактом является то, что при Сошествии во Ад Христа, то есть так как изображено на иконе Воскресения Христова, Христос нисходит во ад к каждому человеку, входит в человеческое безнадежие и в область персональной бытийной смерти человека, даже когда врата его бытия закрыты. И происходит это для того, чтобы дать возможность каждому человеку выйти из этого мрака наказания безнадёжием и одиночеством, чтобы его привести к личностному общению со Христом, однако без упразднения личной свободы человека.

В конце концов, православная икона, благодаря тому образу как на ней представляются Христос и Святые, показывает, что наш Бог исполнен любви и заботы о человеке, когда Он сходит даже до ада персонального безнадёжия и отчаяния, чтобы с ним встретиться, Человек имеет высокие предназначения и если он в них оказывается в соответствующих состояниях, он может исполниться Света. Творение, которое испытывает принуждение и давление со стороны впавшего в страсти человека ожидает своего обновления, и всякий персональный ад может наполнится славой Божественного Света.

Ваше Блаженство!

Православные иконы являются глубочайшей по содержанию, богословской, догматической книгой, книгой опыта, и, когда кто-либо вникает в ее содержание, он может осознать и понять не только то, кто есть христианской православный Бог, но и что есть Его Церковь и каков смысл жизни человека.

Православная Церковь - это препрославленное и обо́женное Тело Христово, это место встречи всех: ангелов и людей, умерших и живых, начальствующих и подначальных, духовенства и мирян, мужчин и женщин, иностранцев и соотечественников, это духовная невеста славы, это жилище божественной любви. Православная икона показывает, что жизнь человека не определяется материальной экономикой, но божественная икономия (домостроительство) придает ей смыл, а также подает надежду и перспективу.

Церковь не является чей-то собственностью, и не может кто-либо ее присваивать, исключать из нее кого-то другого. Она открыта для всех смиренных, которые отличны от воздыхающего мытаря, но, в то же время, она закрыта для фарисеев и лицемеров, которые считают, что находятся в Церкви. Церковь это не место антагонизмов, противоречий и борьбы за власть некоторых групп, но это единство личностей, это место свидетельства и мученичества, молчания и молитвы, распятия, воскресения и Пятидесятницы. Церковь не ограничивается стенами, потолком и крышей, она не высказывается через непреображенных людей, которые находятся на жизненной арене или за кулисами и имеют просто знание о Боге, но не знание Бога. Церковь высказывается через святых Пророков, Апостолов, Отцов, Преподобных и Мучеников, которые полностью просвещены, она является «солнечным светом» земли.

Православная икона, как выражение православных догматов и внутреннего сияния Православной Церкви, распространят любовь и заботу, тишину и спокойствие, насыщает голодающих и жаждущих Божественной правдой, предвозвещает окончательное воцарение Бога любви, указывает на преображенный мир, новую тварь.

Бог явился во плоти. Церковь прославляется как тело Христово. А икона является выражением преображенной жизни и обновленной твари. Православие — это надежда безнадежных, исполнение нуждающихся. Радуется сегодня Церковь, радуется славой ее Жениха, а священные иконы являются украшением светлого брачного чертога этой славной невесты Христовой.

Поэтому, блаженны те, которые любят славу Жениха и Невесты и живут в преукрашенном чертоге славы, одеяны в ризы веселия и радости. Блаженны те, которые участвуют в пире Царства, которое показывают священные иконы, наполняются питием трезвения, воздержания Духа, которое исходит как фимиам благоуханный от этих икон. Блаженны те, которые воспринимают славу Православия, не только один раз в год, но каждый день, которые участвуют в трисвятом пении Ангелов и песни искупленных.

 

Источник: Romfea. gr

 

© Перевод: «Православного Апологета», 2012г.

1Стихира на «Хвалитех» утрени

2Λόγος ΛΗ' . Εἰς τὰ Θεοφάνιά/ ΒΕΠΕΣ, τ. 60, σελ.68, 324, 23. В русском переводе Свт. Григорий Богослов. Творения. Репринт. СТСЛ. 1994, т. 1, с. 527

 



Подписка на новости

Последние обновления

События