Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 Православное братство «Косьма Фламиатос»

Φιλορθόδοξος Ένωσις "Κοσμάς Φλαμιάτος"
 
 
Вместо «обмена поздравлениями» Патриарх издал оскорбительное Окружное послание (Энциклика) против верующих, омрачая священный день Православия и в очередной раз искажая истину
Ἀντί «καταλλαγῆς», ὁ Πατριάρχης ἐκδίδει ὑβριστική Ἐγκύκλιο κατά πιστῶν, μολύνοντας τήν ἱερή ἡμέρα τῆς Ὀρθοδοξίας καί διαστρεβλώνοντας γιά ἄλλη μιά φορά τήν ἀλήθεια

 
 
Вдень Торжества Православия Патриарх Варфоломей решил выступить со своей Энцикликой, не для того чтобы почтить, но для того, чтобы оскорбить и напасть на Православие и в очередной раз распропагандировать свои еретические нововведения. Он уже опубликовал свои затыкающие другим рты ответы в этом новом вовсе не священном агрессивном нападении на тех, в наше время, которые доказывают и указывают на его линию, что она уклонилась от православной веры. Поэтому в этом документе мы не станем отвечать на совершенно незначительные места из его Энциклики, но укрепляемые и утверждаемые святоотеческим богословием, которое он извращает для того, чтобы ясно показать чем может даже патриарх заканчивать в своих речах, когда он отрицает «Дух» и «ум» Отцов, как это в точности также случалось и с другими еретичествующими патриархами и патриархами еретиками в прошлом.
В патриаршей «Энциклике » пишется: «Православие по необходимости находится в продолжительном диалоге с миром.... Напротив, если Православие замкнется на самом себе..., то оно превратиться из Церкви «по всей вселенной», каковой она является, в замкнутую на самой себе обращенную на саму себя и сомодовольную группу, в некое «гетто» в рамках исторической реальности...По этой причине и великие Отцы нашей Церкви никогда не пугались диалога с духовным окружением их эпохи, и даже с философами идолопоклонниками их времен...».
Действительно, Ваше Святейшество, Церковь «находится в длительном диалоге с миром», но она основывает его на заповедях Христа и священных канонах, а не проводит его на основании распоряжений Ватикана, как это происходит в Диалоге, который Вы рабски на себя возлагаете представлять. Итак, не извращайте действительные факты, стараясь нанести устрашающие атаки, по причине нашей якобы изоляции, если мы не станем принимать участие в Богословском диалоге, который на протяжении десятилетий проводится согласно стремлениям папы, в русле, противном Святым Отцам, и при бюрократическом подчинении вам. Диалог, который по этому и не имеет Божественной благодати, то и до сих пор он не приносит не только никакого плода, но приносит Церкви лишь один ущерб.
Церковь не превращается в «гетто» и не изолирует себя, когда ведет диалог, проявляя послушание Началовождю Иисусу Христу и священным канонам. Напротив, достойны осмеяния и дискредитируют себя те ее члены, которые преступают ее священные каноны. Церковь выделилась из мира и распространилась по всему мира, то есть она вышла на историческую авансцену, когда в точности и в строгости следовала заповедям и была «изолированной» от духа мира сего, а не тогда, когда личности, такие как Вы, нечестиво попирающие Предание, пишут научные трактаты (как Вы), в которых говорится вопреки священным канонам, как в папских постановлениях.
В той докторской работе, которую Вы написали[1]достаточное количество лет назад, Вы пишете как некое лицо, которое старается уклониться или сделать непригодными законы, которые становятся препятствием для Ваших беззаконных планов в будущем. То есть Вы утверждаете, что «Церковь не может иметь распоряжения, запрещающие вхождение в храмы инославных и чтобы молиться с ними». И далее Вы продолжаете, с необыкновенной важностью, выражая свое личное мнение: «Канонический корпус Православной Церкви является необходимым и подлежит необходимому утверждению и признанию Вселенским Собором», который «Вы будете подвергать изменению и Вы неизбежно упраздните каноны Вселенских соборов».
Это кощунственное и нечестивое предложение Вы и предлагаете в своей докторской работе, когда обслуживали долгосрочные планы: упразднение священных канонов и, в особенности те, которые строго запретили проведение совместных молитв. И, поскольку Вы понимаете и очень хорошо, что православные люди не дали бы Вам это сделать (по этой причине созывается Вселенский собор), когда Вы стали Патриархом, Вы незаконно начали осуществлять этот план проведения совместных молитв с инославными даже не дожидаясь отмены решения этого запрета Вселенским собором. Как сам законодатель Вы предложили это. Вы не считаете более необходимым созыв Собора, возможно, поэтому Вы полагаете, что только Вы сами являетесь неким Вселенским собором, подражая «непогрешимости» единовластительному Папе и косвенно применяя его первенство!
В другом месте Вашей Энциклики Вы пишите: «Христианам необходимо иметь первого среди них и разрешать наши разногласия, чтобы наше свидетельство для внешнего мира было бы достойным доверия...Господь не может вести борьбу за единство христиан и при этом нам оставаться равнодушными... К сожалению, они воюют с этими диалогами и конечно же с неприемлемым для Православной нравственности фанатизмом, определенные круги, которые отстаивают для самих себя исключительно наименование ревнителя и защитника Православия. Словно неправославными были все Патриархи..., которые единогласно решили поддержать эти диалоги, они (ревнители) сами себя возвеличивают, ставя выше Соборов епископов Церкви».
В связи со всем этим мы хотели бы подчеркнуть следующее. Ваше Святейшество, Христос не посылал своих учеников для «решения разногласий», но для проповеди царства Божия, чтобы не подвергая обсуждению веру, ее делать известной, чтобы вести беседы с еретиками, оказывая им помощь в том, чтобы они отвергли свое заблуждение, чтобы они пришли к сознанию важности их ошибок. И если бы они отвергли предложение принять учение Церкви и с покаянием войти в нее (от которой они отпали), то не было аргументов для примирения,   не следовали бы злочестиям (как те «две легкие», которых Вы усыновляете), но оставили бы их до времени, применяя   заповедь Христа, которая нам подает руководство в жизни: «Кто принимает вас, принимает Меня...А если кто не принимает вас и не послушает слов ваших, то,выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших» (Мф. 10, 40,14). И свт. Василий Великий толкует это место: «Проповедник слова Божия должен отойти и не оставаться в открытом диалоге с тем, кто отвергает слово Божие и не вести с ним спор». Наши Святые Отцы также применяли совет подражателя Христу апостола Павла как обязанность и руководство. Апостол учил: «Еретика после первого и второго увещания отвращайся». (Тит. 3, 10)
Это постановление усердно применяли все Святые Отцы нашей Церкви, пока не появились Вы и его отвергли, ставя себя выше Отцов и Вселенских соборов. И несмотря на то, что в последнее время написано столько статей, но даже и целая книга, которые показывают на Вашу ошибку как имеющую значение, Вы все это совершенно игнорируете.
Итак, Ваше Святейшество, мы не превозносим себя превыше всего, но мы поставляем себя ниже Отцов и им следуем. Напротив, Вы поставляете себя самого выше Отцов, поскольку попираете самым бесстыдным образом заповеди Христа и священные каноны, и, в то же время, делаете себя выше и ниже нашей Церкви, вмешиваясь в ее внутренние дела и требуя с настойчивостью нарушить применяемую на протяжении 150 лет Учредительную Хартию Элладской Церкви, которую приняла Патриархия, входя в которую Вы одобрили.
 Итак, Вы преступаете нечто весьма большее, священные каноны, которые имеют непосредственное отношение к вере, а, с другой стороны, Вы остаетесь в чем-то весьма и крайне незначительном: строгом применении неких юридических законов, но не по вопросам веры, а в вопросах расширения Вашей собственной власти и Ваших привилегий, которые, несомненно, должны быть применены, но когда они справедливы. Но в данном случае нет ничего законного и справедливого, как в позавчерашнем тексте (сильно закрепленного с законной стороны), и это доказали митрополиты Пирейский Серафим и Калаврийский Амвросий.
Вы даже ставите себя через эту Энциклику против тех, которые в состоянии непоколебимости Вам преподносят свой труд, предпринимая сопоставление не с их собственными идеями, но со Отцами Церкви. И Вы утверждаете, что «порицающие...осуждают тех, которые проводят диалоги за якобы «еретиков» и «предателей» Православия, просто и только потому, что они ведут беседы с инославными...» и конечно же «нас исключают из Церкви» (последнее находится в другом документе). Вы также замечаете: «Они пренебрежительно говорят о всякой попытке примирения между разделенными христианами и о восстановлении их единства как о якобы «всеереси экуменизма» без указания каких-либо доказательств, что во время контактов между неправославными и Православной Церковью оставлены или отвергнуты догматы Вселенских соборов и Отцов нашей Церкви».
Здесь, несомненно, «Ваше Святейшество», Вы совершенно искажаете истину. Поскольку несомненно, Вас осуждают многие за еретические отклонения не в каких-либо «цитатах» и привидении на память святоотеческих текстов, но за многочисленные тексты и документы, за реальные и действительные Ваши уклонения от богословия нашей Церкви. Все это настолько хорошо подкрепляется фактами, так что Вы не можете даже в мыслях это претерпеть и ниспровергнуть. Не пытаетесь богословски вести разговор и ибъяснять что-то Вашим критикам, чтобы они говорили о их ошибке, но Вы, взбранный предводитель Диалога, рассуждаете и говорите только о инославных. Вы игнорируете Ваших верующих, в Ваших предпочтениях они являются второсортными и Вы в них кидаете только угрозы и оскорбления!
 Св. Феодор Студит, однако, беседуя с императором-иконоборцем Львом Арменином, ему говорит, что необходимо следовать Святым, а не стремиться навязать свое собственное мнение.
И император ему отвечал: Я согласен с тем, что ты говоришь, неужели «ты меня удаляешь из Церкви»?
И святой отвечает: «Не я, но божественный Апостол, более того ты предупреждаешься, он сам тебе потрудился объяснить. Если же желаешь родиться внутри вновь, то встань между нами председательствующими в истине». То есть, не я удаляют тебя, но ап. Павел. Однако лучше сказать не он, поскольку и его предупреждает об опасности, а выходит из Церкви он тем, что он говорит и делает. Но если он вновь желает войти в Церковь, стать вместе с ними, то пусть встает вместе с ними, поскольку они исповедуют истину.
Мы предпочитаем, «Ваше Святейшество» следовать Отцам, которые «исповедуют истину», несмотря на то, что Вы ее омрачаете. Мы, которые терпят Ваши злочестивые слова и деятельность, предпочитаем говорить, а не осудительно молчать.
 
 Союза любителей Православия «Косьма Фламиатос»
 
председатель Лаврентий Денджоржио
секретарь Панайотис Симатис
 
 
Далее редакция «Православного Апологета» публикует русский перевод Окружного послания патриарха Варфоломея на день Торжества Православия, а также текст на греческом языке.
 
Патриаршее и Синодальное Окружное послание (Энциклика)
на Воскресный день Православия
(февраль 21, 2010)
 
+ Варфоломей
Божией милостью
Архиепископ Константинопольский, Нового Рима
и Вселенский Патриарх
Всей церковной полноте, благодать и милость
от Господа нашего Иисуса Христа,
наши молитва,благословение и прощение 
 
Святейшая наша Православная Церковь сегодня празднует свой главный праздник, и матерь Церковь Константинопольская из этого исторического престола и престола мучеников нашей Вселенской Патриархии ниспосылает благословение, любовь ко всем по всему миру, ее верным и преданным духовным чадами, их призывает праздновать с молитвой...
Пусть имя Господне будет благословенно! Те же, которые на протяжении веков прилагали усилия к тому, чтобы подавить Церковь с помощью разнообразных явных или неявных гонений, которые предпринимали попытки, чтобы ее исказить с помощью еретических учений, тех, которые стремились заставить ее замолчать и отнять у нее голос свидетельства в мире, все они не достигли успеха. Облако Мучеников, слезы Преподобных и молитвы Святых духовно покрывают Церковь и ее защищают, а Утешитель,Дух истины ее наставляет на всякую истину.
С чувством ответственности и, несмотря на препятствия и сложности, Вселенская Патриархия, как первопрестольная Церковь Православия, проявляет попечение о сохранении и установлении единства Православной Церкви, так чтобы едиными устами и единым сердцем исповедовать Православную веру наших отцов в каждую эпоху,а также в наше время. Поскольку Православие не является музейным сокровищем, чтобы еесохранять,но является дыханием жизни, которое должно быть передано людям и их воодушевлять. Православие всегда является современным, и в такой степени, что мы можем ему содействовать смиренномудрием и его изъяснять в свете требований и существенных нужд человека в каждую эпоху и в любых культурных условиях.
Исходя из этой цели, Православной Церкви необходимо находиться в состоянии ведения постоянного диалога с миром. Православная Церковь не должна бояться диалога,поскольку и истина его не боится. Напротив,если Православная Церкви замкнется на самой себе и не станет вести диалога с находящимися вне ее,то не только провалится ее миссия, но она превратится из «кафолической» и «вселенской» Церкви, которой она является, в некую интровертированную, самозамкнутую и самодовольную группу,в некое «гетто» в исторических рамках. По этой причине и великие Отцы нашей Церкви никогда не боялись диалога с духовным окружением их эпохи, и даже вступали в диалоги с философами- идолопоклонниками их времени, и таким образом оказали влияние и изменили культуру  эпохи и нам передали истинную вселенскую Церковь.
И сегодня Православие призывается к тому, чтобы продолжать этот диалог с внешним миром, чтобы вновь дать ему свидетельство о ней, и подать оживляющее дыхание ее веры. Однако этот диалог не в силах достичь внешнего мира, если прежде всего он не будет исходить от тех,которые носят имя христианина. Прежде всего, нам христианам, необходимо вести диалог между нами и разрешать наши разногласия для того, чтобы иметь нам достойное свидетельство для внешнего мира. Стремление к единству христиан является желанием и заповедью Господа, Который до Своих страданий молился Отцу «да будут все едины, ...да уверует мир, что ты послал Меня» (Ин.17, 21). Господь не может вести борьбу за единство христиан, если мы остаемся безразличными. Это может спровоцировать преступное предательство и преступление против Его заповеди.
Именно по этой причине Вселенская патриархия при едином волеизъявлении на участие всех поместных Православных Церквей в диалоге, на протяжении многих десятилетий проводит официальные всеправославные богословские диалоги с величайшими Христианскими Церквами и конфессиями. Цель этих диалогов состоит в том, чтобы в духе любви обсуждать все то,что разделяет христиан как в вероучительной терминологии, так и в понимании организации и жизни Церкви.
В отношении этих диалогов, и каждой попытке установления мирных и братских отношений Православной Церкви с другими христианами сегодня, к сожалению, ведут войну в духе неприемлемого для Православного этоса фанатизма определенные круги, которые называют себя исключительно именами ревнителей-зилотов и защитниками Православия. Неужели патриархи и Священные Синоды Православных Церквей всего мира, которые единогласно приняли решение поддержать эти диалоги не были православными? Борцы, оппоненты в каждой попытке восстановить единство между христианами поставляют себя выше епископских соборов Церкви, вызывая опасность создать внутри Церкви расколы.
В этой полемике порицающие попытки восстановления единства христиан даже не предписывают искажать действительность, чтобы ввести в крайнее заблуждение и возбудить верующий народ. Так они умалчивают о том факте, что богословские диалоги проводятся по взаимному согласию всех Православных Церквей и нападают только на Вселенскую Патриархию. Они передают ложь о том, что имеется угроза соединения между римо-католиками и православными, в то время как они знают, что те отличия, которые обсуждаются на богословском диалоге между ними весьма велики и потребуется большое время для их обсуждения, поскольку вопрос о соединении решают Соборы Церквей, а не Комиссии по диалогу. Утверждается, что папа, якобы, подчиняет православных, поскольку православные ведут диалог с римо-католиками! Они осуждают тех, кто ведет диалоги как якобы «еретиков» и «предателей» Православия, лишь просто потому, что они ведут диалог с инославными, представляя им богатство и истину нашей Православной веры. Они унизительно говорят о всякой попытке примирения между разделенными христианами, а о восстановлении единства как о якобы «всеереси экуменизма», при этом  без всякого какого-либо доказательства уверяют в том, что при контактах Православной Церкви с неправославными оставляются и отвергаются догматы Вселенских соборов и отцов нашей Церкви.
Возлюбленные о Господе братья и чада!
Православие не испытывало необходимости ни в фанатизме ни полуправославии для того, чтобы его защищать. Те, кто верит, что Православие обладает истиной, тот не боится диалога, потому что истина никогда не подвергалась по причине диалога опасности. Напротив,когда мы сегодня все вместе стремимся решить наши разногласия с помощьюдиалога, Православие не могло бы идти путем полуправославия и фанатизма. Имейте полное доверие вашей Матери Церкви. Она удержала неискаженной неизменной Православную веру и передала ее другим народам. Она и сегодня ведет борьбу с неблагоприятными обычаями, чтобы во всем мире воцарилось живое и достопоклоняемое Православие.
Из этого священного центра Православия, исторической Вселенской Патриархии, мы братски обнимаем и отечески благословляем всех вас, братья и чада в господе, желая вам здраво проходить и со священным умилением поприще добродетелей и духовного подвига Святой и Великой Четыредесятницы и удостоится вместе со всеми благочестивыми верными православными христианами поклониться пречистым страстям и славному Воскресению Христа Спасителя.
 
Неделя Православия 21
+ патриарх Константинопольский
Пламенный молитвенник Богу за всех вас.
 
 
 
Πατριαρχική και Συνοδική εγκύκλιος για την Κυριακή της Ορθοδοξίας
 
Ἀριθμ. Πρωτ. 213
+ Β Α Ρ Θ Ο Λ Ο Μ Α Ι Ο Σ
ΕΛΕῼ ΘΕΟΥ
ΑΡΧΙΕΠΙΣΚΟΠΟΣ ΚΩΝΣΤΑΝΤΙΝΟΥΠΟΛΕΩΣ - ΝΕΑΣ ΡΩΜΗΣ
ΚΑΙ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΟΣ ΠΑΤΡΙΑΡΧΗΣ
ΠΑΝΤΙ Τῼ ΠΛΗΡΩΜΑΤΙ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ, ΧΑΡΙΣ ΕΙΗ ΚΑΙ ΕΙΡΗΝΗ
ΠΑΡΑ ΤΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ ΚΑΙ ΚΥΡΙΟΥ ΗΜΩΝ ΙΗΣΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ,
ΠΑΡ’ HΜΩΝ ΔΕ ΕΥΧΗ, ΕΥΛΟΓΙΑ ΚΑΙ ΣΥΓΧΩΡΗΣΙΣ
 
Ἡ Ἁγιωτάτη Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία μας ἑορτάζει σήμερον τὴν κυριώνυμον ἡμέραν της, καὶ ἡ Μήτηρ Ἐκκλησία τῆς Κωνσταντινουπόλεως, ἀπὸ τὸ ἱστορικὸν καὶ μαρτυρικόν της Kέντρον, τὸ Οἰκουμενικὸν Πατριαρχεῖον μας, ἀπευθύνει τὴν εὐλογίαν, τὴν στοργὴν καὶ τὴν ἀγάπην της πρὸς ὅλα τὰ ἀνὰ τὸν κόσμον πιστὰ καὶ ἀφωσιωμένα πνευματικά της τέκνα, καὶ τὰ καλεῖ νὰ ἑορτάσουν μαζί της νοερῶς.......
Ἂς εἶναι τὸ ὄνομα τοῦ Κυρίου εὐλογημένον! Ὅσοι προσεπάθησαν διὰ μέσου τῶν αἰώνων νὰ ἐξαφανίσουν τὴν Ἐκκλησίαν μὲ ποικίλους φανεροὺς καὶ ἀφανεῖς διωγμούς˙ ὅσοι ἐπεχείρησαν νὰ τὴν νοθεύσουν μὲ τὴν αἱρετικὴν διδασκαλίαν των˙ ὅσοι ἐπεδίωξαν νὰ τὴν φιμώσουν καὶ νὰ τῆς στερήσουν τὴν φωνὴν καὶ μαρτυρίαν της εἰς τὸν κόσμον˙ ὅλοι αὐτοὶ ἀπέτυχαν. Τὰ νέφη τῶν Μαρτύρων, τὰ δάκρυα τῶν Ὁσίων καὶ αἱ προσευχαὶ τῶν Ἁγίων τὴν σκεπάζουν νοερῶς καὶ τὴν προστατεύουν, ὁ δὲ Παράκλητος, τὸ Πνεῦμα τῆς ἀληθείας, τὴν ὁδηγεῖ εἰς πᾶσαν τὴν ἀλήθειαν.
 
Μὲ συναίσθησιν τοῦ χρέους καὶ τῆς εὐθύνης του, παρὰ τὰ ἐμπόδια καὶ τὰς δυσκολίας, τὸ Οἰκουμενικὸν Πατριαρχεῖον, ὡς ἡ πρωτόθρονος Ἐκκλησία τῆς Ὀρθοδοξίας, μεριμνᾷ διὰ τὴν διαφύλαξιν καὶ ἑδραίωσιν τῆς ἑνότητος τῆς Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας, ὥστε μὲ ἕνα στόμα καὶ μίαν καρδίαν νὰ ὁμολογῆται ἡ Ὀρθόδοξος πίστις τῶν πατέρων μας εἰς κάθε ἐποχὴν καὶ εἰς τὰς ἡμέρας μας. Διότι ἡ Ὀρθοδοξία δὲν εἶναι μουσειακὸς θησαυρός, διὰ νὰ συντηρῆται, ἀλλὰ πνοή ζωῆς, διὰ νὰ μεταδίδεται καὶ ζωογονῇ τοὺς ἀνθρώπους. Ἡ Ὀρθοδοξία εἶναι πάντοτε ἐπίκαιρος, ἀρκεῖ νὰ τὴν προβάλλωμε μὲ ταπεινοφροσύνην καὶ νὰ τὴν ἑρμηνεύωμε λαμβάνοντες ὑπ᾿ ὄψιν τὰς ἀναζητήσεις καὶ τὰς ὑπαρξιακὰς ἀνάγκας τοῦ ἀνθρώπου εἰς κάθε ἐποχὴν καὶ πολιτισμικὸν περίγυρον.
 
Πρὸς τὸν σκοπὸν αὐτὸν ἡ Ὀρθοδοξία πρέπει νὰ εὑρίσκεται εἰς διαρκῆ διάλογον μὲ τὸν κόσμον. Ἡ Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία δὲν φοβεῖται τὸν διάλογον, διότι καὶ ἡ ἀλήθεια δὲν τὸν φοβεῖται. Ἀντιθέτως, ἐὰν ἡ Ὀρθοδοξία κλεισθῇ εἰς τὸν ἑαυτόν της καὶ δὲν διαλέγεται μὲ τοὺς ἐκτὸς αὐτῆς, ὄχι μόνον θὰ ἀποτύχῃ εἰς τὴν ἀποστολήν της, ἀλλὰ καὶ θὰ μετατραπῇ ἀπό «καθολική» καί «κατὰ τὴν οἰκουμένην» Ἐκκλησία ποὺ εἶναι, εἰς μίαν ἐσωστρεφῆ καὶ αὐτάρεσκον ὁμάδα, εἰς ἕνα «γκέττο» εἰς τὸ περιθώριον τῆς ἱστορίας. Διὰ τὸν λόγον αὐτὸν καὶ οἱ μεγάλοι Πατέρες τῆς Ἐκκλησίας μας οὐδέποτε ἐφοβήθησαν τὸν διάλογον μὲ τὸν πνευματικὸν περίγυρον τῆς ἐποχῆς των, ἀκόμη καὶ μὲ τοὺς εἰδωλολάτρας φιλοσόφους τῶν χρόνων των, καὶ μὲ τὸν τρόπον αὐτὸν ἐπηρέασαν καὶ διεμόρφωσαν τὸν πολιτισμὸν τῆς ἐποχῆς των καὶ μᾶς παρέδωσαν μίαν Ἐκκλησίαν ἀληθινὰ οἰκουμενικήν.
 
Τὸν διάλογον αὐτὸν μὲ τὸν ἔξω κόσμον καλεῖται νὰ συνεχίσῃ καὶ σήμερον ἡ Ὀρθοδοξία, διὰ νὰ δώσῃ καὶ πάλιν τὴν μαρτυρίαν της καὶ τὴν ζωογόνον πνοὴν τῆς πίστεώς της. Ὁ διάλογος αὐτὸς ὅμως δὲν εἶναι δυνατὸν νὰ φθάσῃ εἰς τὸν ἔξω κόσμον, ἂν δὲν περάσῃ πρῶτα ἀπὸ ὅσους φέρουν τὸ ὄνομα τοῦ χριστιανοῦ. Ὀφείλομεν πρῶτον νὰ συνομιλήσωμεν οἱ χριστιανοὶ μεταξὺ μας καὶ νὰ λύσωμεν τὰς διαφοράς μας, διὰ νὰ εἶναι ἀξιόπιστος ἡ μαρτυρία μας πρὸς τὸν ἔξω κόσμον. Ἡ προσπάθεια διὰ τὴν ἑνότητα τῶν χριστιανῶν εἶναι θέλημα καὶ ἐντολὴ τοῦ Κυρίου, ὁ Ὁποῖος πρὸ τοῦ Πάθους Του προσηύχετο πρὸς τὸν Πατέρα «ἵνα πάντες (οἱ μαθηταί Του) ἓν ὦσιν, ἵνα ὁ κόσμος πιστεύσῃ ὅτι σύ με ἀπέστειλας» (Ἰωάν. 17, 21). Δὲν εἶναι δυνατὸν ὁ Κύριος νὰ ἀγωνιᾷ διὰ τὴν ἑνότητα τῶν χριστιανῶν καὶ ἡμεῖς νὰ μένωμεν ἀδιάφοροι. Τοῦτο θὰ ἀποτελοῦσε ἐγκληματικὴν προδοσίαν καὶ παράβασιν τῆς ἐντολῆς Του.
 
Ἀκριβῶς δι᾿ αὐτοὺς τοὺς λόγους, τὸ Οἰκουμενικὸν Πατριαρχεῖον μὲ τὴν σύμφωνον γνώμην καὶ συμμετοχὴν ὅλων τῶν κατὰ τόπους Ὀρθοδόξων Ἐκκλησιῶν διεξάγει ἀπὸ πολλῶν δεκαετιῶν πανορθοδόξους ἐπισήμους θεολογικοὺς διαλόγους μετὰ τῶν μεγαλυτέρων χριστιανικῶν Ἐκκλησιῶν καὶ Ὁμολογιῶν. Σκοπὸς αὐτῶν τῶν διαλόγων εἶναι νὰ συζητηθοῦν μὲ πνεῦμα ἀγάπης ὅλα ὅσα χωρίζουν τοὺς χριστιανοὺς τόσον εἰς τὴν πίστιν των ὅσον καὶ εἰς τὴν ὀργάνωσιν καὶ ζωὴν τῆς Ἐκκλησίας.
 
Τοὺς διαλόγους αὐτοὺς καὶ κάθε προσπάθειαν εἰρηνικῶν καὶ ἀδελφικῶν σχέσεων τῆς Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας μὲ τοὺς ἄλλους χριστιανοὺς πολεμοῦν σήμερον, δυστυχῶς, καὶ μάλιστα μὲ φανατισμὸν ἀπαράδεκτον διὰ τὸ Ὀρθοδόξον ἦθος, ὡρισμένοι κύκλοι ποὺ διεκδικοῦν διὰ τὸν ἑαυτόν των ἀποκλειστικῶς τὸν τίτλον τοῦ ζηλωτοῦ καὶ ὑπερασπιστοῦ τῆς Ὀρθοδοξίας. Ὡσὰν νὰ μὴ ἦσαν Ὀρθόδοξοι ὅλοι οἱ Πατριάρχαι καὶ αἱ Ἱεραὶ Σύνοδοι τῶν Ὀρθοδόξων Ἐκκλησιῶν, οἱ ὁποῖοι ὁμοφώνως ἀπεφάσισαν καὶ στηρίζουν αὐτοὺς τοὺς διαλόγους, οἱ πολέμιοι κάθε προσπαθείας ἀποκαταστάσεως τῆς ἑνότητος μεταξὺ τῶν χριστιανῶν ὑψώνουν τοὺς ἑαυτούς των ὑπεράνω τῶν Ἐπισκοπικῶν Συνόδων τῆς Ἐκκλησίας μὲ κίνδυνον νὰ δημιουργήσουν σχίσματα μέσα εἰς τὴν Ὀρθοδοξίαν.
 
Εἰς τὴν πολεμικήν των αὐτὴν οἱ ἐπικρίνοντες τὴν προσπάθειαν ἀποκαταστάσεως τῆς ἑνότητος τῶν χριστιανῶν δὲν διστάζουν ἀκόμη καὶ νὰ διαστρέφουν τὴν πραγματικότητα, διὰ νὰ παραπλανήσουν καὶ ἐξεγείρουν τὸν πιστὸν λαόν. Ἔτσι, ἀποσιωποῦν τὸ γεγονὸς ὅτι οἱ θεολογικοὶ διάλογοι διεξάγονται μὲ ὁμόφωνον ἀπόφασιν ὅλων τῶν Ὀρθοδόξων Ἐκκλησιῶν, καὶ ἐπιτίθενται μόνον κατὰ τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου. Διαδίδουν ψευδῶς ὅτι ἐπίκειται ἡ ἕνωσις μεταξὺ Ρωμαιοκαθολικῶν καί Ὀρθοδόξων, ἐνῶ γνωρίζουν ὅτι αἱ διαφοραὶ ποὺ συζητοῦνται εἰς τὸν θεολογικὸν διάλογον μεταξὺ αὐτῶν, εἶναι ἀκόμη πολλαί, καὶ θὰ ἀπαιτήσῃ μακρὸν χρόνον ἡ συζήτησίς των, καθὼς καὶ ὅτι τὴν ἕνωσιν τὴν ἀποφασίζουν αἱ σύνοδοι τῶν Ἐκκκλησιῶν, καὶ ὄχι αἱ Ἐπιτροπαὶ τῶν διαλόγων. Διατείνονται ὅτι ὁ Πάπας θὰ καθυποτάξῃ δῆθεν τοὺς Ὀρθοδόξους, διότι οὗτοι διαλέγονται μὲ τοὺς Ρωμαιοκαθολικούς! Κατηγοροῦν ὅσους διεξάγουν τοὺς διαλόγους ὡς δῆθεν «αἱρετικούς» καί «προδότας» τῆς Ὀρθοδοξίας, ἁπλῶς καὶ μόνον διότι διαλέγονται μὲ τοὺς ἑτεροδόξους, προβάλλοντες εἰς αὐτοὺς τὸν πλοῦτον καὶ τὴν ἀλήθειαν τῆς Ὀρθοδόξου πίστεώς μας. Ὁμιλοῦν ἀπαξιωτικὰ διὰ κάθε προσπάθειαν συνδιαλλαγῆς μεταξὺ τῶν διῃρημένων χριστιανῶν καὶ ἀποκαταστάσεως τῆς ἑνότητός των ὡς δῆθεν «παναίρεσιν τοῦ οἰκουμενισμοῦ» χωρὶς νὰ παρέχουν καμμίαν ἀπόδειξιν ὅτι κατὰ τὰς ἐπαφάς της μὲ τοὺς μὴ Ὀρθοδόξους ἡ Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία ἐγκατέλειψε ἢ ἀρνήθηκε τὰ δόγματα τῶν Οἰκουμενικῶν Συνόδων καὶ τῶν πατέρων τῆς Ἐκκλησίας μας.
 
Ἀδελφοὶ καὶ τέκνα ἐν Κυρίῳ πεφιλημένα,
 
Ἡ Ὀρθοδοξία δὲν ἔχει ἀνάγκην οὔτε φανατισμοῦ οὔτε μισαλλοδοξίας διὰ νὰ προστατευθῇ. Ὅποιος πιστεύει ὅτι ἡ Ὀρθοδοξία ἔχει τὴν ἀλήθειαν δὲν φοβεῖται τὸν διάλογον, διότι ποτὲ ἡ ἀλήθεια δὲν ἐκινδύνευσεν ἀπὸ τὸν διάλογον. Ἀντιθέτως, ὅταν ὅλοι σήμερον προσπαθοῦν νὰ λύσουν τὰς διαφοράς των μὲ τὸν διάλογον, ἡ Ὀρθοδοξία δὲν ἠμπορεῖ νὰ πορεύεται μὲ μισαλλοδοξίαν καὶ φανατισμόν. Ἔχετε πλήρη ἐμπιστοσύνην εἰς τὴν Μητέρα Ἐκκλησίαν σας. Αὐτὴ ἐκράτησεν ἀνόθευτον ἐπὶ αἰῶνας καὶ μετέδωσε καὶ εἰς τοὺς ἄλλους λαοὺς τὴν Ὀρθοδοξίαν. Αὐτὴ καὶ σήμερον ἀγωνίζεται μέσα ἀπὸ ἀντιξόους συνθήκας νὰ κρατήσῃ τὴν Ὀρθοδοξίαν ζωντανὴν καὶ σεβαστὴν εἰς ὅλην τὴν οἰκουμένην.
 
Ἀπὸ τὸ Ἱερὸν αὐτὸ Κέντρον τῆς Ὀρθοδοξίας, τὸ ἱστορικὸν Οἰκουμενικὸν Πατριαρχεῖον, ἀσπαζόμεθα ἀδελφικῶς καὶ εὐλογοῦμεν πατρικῶς ὅλους σας, ἀδελφοὶ καὶ τέκνα ἐν Κυρίῳ, εὐχόμενοι νὰ διανύσετε μὲ ὑγιείαν καὶ ἱερὰν κατάνυξιν τὸ στάδιον τῶν ἀρετῶν καὶ τῶν πνευματικῶν ἀγώνων τῆς Ἁγίας καὶ Μεγάλης Τεσσαρακοστῆς καὶ νὰ ἀξιωθῆτε μαζὶ μὲ ὅλους τοὺς ἀνὰ τὴν οἰκουμένην εὐσεβεῖς καὶ πιστοὺς Ὀρθοδόξους χριστιανοὺς νὰ προσκυνήσετε τὰ ἄχραντα πάθη καὶ τὴν ἔνδοξον Ἀνάστασιν τοῦ Σωτῆρος Χριστοῦ.
 
 
Κυριακὴ τῆς Ὀρθοδοξίας ,βι´
 
+ Ὁ Κωνσταντινουπόλεως Βαρθολομαῖος,
διάπυρος πρὸς Θεὸν εὐχέτης πάντων ὑμῶν.
 
+ ὁ Δέρκων Κωνσταντῖνος
+ ὁ Πέργης Εὐάγγελος
+ ὁ Λύστρων Καλλίνικος
+ ὁ Αὐστρίας Μιχαήλ
+ ὁ Ἀτλάντας Ἀλέξιος
+ ὁ Προικοννήσου Ἰωσήφ
+ ὁ Σεβαστείας Δημήτριος
+ ὁ Μυριοφύτου καὶ Περιστάσεως Εἰρηναῖος
+ ὁ Μύρων Χρυσόστομος
+ ὁ Γαλλίας Ἐμμανουήλ
+ ὁ Γορτύνης καὶ Ἀρκαδίας Μακάριος
+ ὁ Νέας Ζηλανδίας Ἀμφιλόχιος
 Αναρτήθηκε από ΘΕΟΛΟΓΟΣ   στις 19.2.10               
 Ετικέτες ΑΝΤΙ-ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΤΙΚΑ
 
 


[1]    речь идет о докторской диссертации патриарха Варфоломея, защищенную им в бытность еще архимандритом Варфоломее Архондонисом.



Подписка на новости

Последние обновления

События