Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

история Отечества

 

К 300-летию победы русских войск в Полтавском сражении

(27 июня/ 10 июля)

От Тихвина до Полтавы

Богомъ просвѣщенные созерцатели Божiихъ судебъ открываютъ намъ, что Богъ даетъ царямъ и народамъ крѣпость, успѣхъ и славу, не только в награду за добродѣтель, но и въ надеждѣ, что возбужденные благодарностiю къ Его благодѣяниямъ, они исполнютъ волю Его.

Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский

 

 

Взгляд на Отечественную историю не как на набор свершившихся фактов и осуществление поставленных политических планов и задач, а как на исполнение некоего божественного замысла и божественной воли в судьбах мира и в частности русского народа – это православная мировоззренческая историософская концепция. И доказательством тому служат и слова святителя Филарета митрополита Московского, выдающейся и яркой церковно-государственной личности, и таких одаренных мистическим видением роли России как ств. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника.

Каково значение в истории России Полтавского сражения, и как в этой блестящей победе проявилась особым образом воля Божия по отношению к России – это вопросы не могут не вызывать интереса у русского человека, историка и исследователя русской истории. мы представим в этом кране небольшом очерке свое видение места Полтавской битвы в истории государства Российского, которое выстраивается на мнении и видных отечественных историков и на наблюдении за особым Промыслом Божиим в истории нашего Отечества.

Нам видится, что между событием явления икона Богоматери Тихвинской и победой в Полтавском сражении существует самая непосредственная связь. Точно также как, мы полагаем, имеется связь между событиями последующей через сто лет гибели «царицы городов» и величественнешей цивилизации Ромейской империи и основания через менее чем через 300 лет в этот же день блестящей имперской столицы на берегах Невы, которая будет строится по плану весьма схожему с Древним и Новым Римами. Эта столица, наименованная именем первоверховного апостола Петра станет символом могущественной империи и просвещенной монархии.

Но прежде чем произойти вышеназванным событиям в нашей истории, должно было пройти достаточно времени для подготовки в русском народе сознания и осмысления своего великодержавного служения и удерживающего Российского государства от явления в мир «человека греха», которым завершиться земная история человечества. В XIV столетии, когда стараниями свт . Петра, митрополита Московского, прп. Сергия Радонежского и св. благоверного князя Дмитрия Донского началось строительство нового централизованного Московского государства, в 1383г. на берегах реки Тихвинки, в вотчине Великого Новгорода, появилась чудотворная икона, которая, как оказалось несколько позднее, покинула Константинополь в правлении императора Иоанна V Палеолога.

 

Величайшая национальная святыня, Тихвинская икона Богоматери

 

 

По некоторым сведениям эта была знаменитая икона Одигитрии, для которой был выстроен Влахернский храм, благодаря обнесению которой и молитвами перед ней Константинополь был неоднократно спасаем от варварских и агарянских полчищ. Из сказания о Тихвинской иконе Богоматери известно, что именно она явила свой неоднократный покров над северо-западными землями Новгорода и освятила эти земли своим чудесным перемещением. Эта же икона чудесным образом защитила Тихвинский монастырь во время неоднократного нападения шведов и присутствовала при подписании 10 февраля 1617г. Столбовского мира со шведами. Список с этой иконы был доставлен в Москву и размещен в патриаршем Успенском соборе.

В XV столетии, при великом князе Иоанне III Васильевиче, начинает отстраиваться Москва как образ и икона нового Русского государства, освященного молитвами и подвигами многих святых. Москва становится зримой иконой русской идеи нового Третьего Рима, преемника своих павших от рук варваров и иноверцев Римов. В 1541г. Россия обретает и первого царя, помазанника Божия, который восприемлет на себя идею ктитора Православной Церкви, внешних дел Церкви епископа, защитника и покровителя Вселенской Православной Церкви и ее народов. Но Россия в культурно-политическом плане остается на периферии Европы, она фактически не участвует в жизни Европы. Она лишь выполняет мистическую роль удерживающего, но не имеет того имперского блеска и образованности, которым славилась Византия, органично вобравшая в свою культуру все лучшее античного мира. В России с образованностью было трудновато. Здесь никогда не было ни университетов, ни высших школ византийского образца. Да и латынь и греческий были почти забыты, как были покрыты пеплом и слоем пыли руины былой Ромейской империи.

В 1700г. в правление Московским царством государя Петра Алексеевича, началась затяжная Северная война со Швецией. Исход этой войны должен был стать судьбоносным как для Швеции, так и для России.

 

 

Северная война, при первом неудачном для русского войска столкновении со шведами при осаде Нарвы, выявила необходимость реформ в армии. Впрочем, параллельно с войной шли реформы и преобразования, необходимость которых вскрылась именно в ходе Северной войны, при столкновении с сильным противником, оснащенным лучшим в Европе оружием. Мы не ставим перед собой задачи всесторонней оценки всех реформ императора Петра I, поскольку они, как мы уже об этом говорили ранее, требуют внимательного к ним подхода, чтобы избежать поверхностных суждений и бездоказательной критики. Мы только можем сказать, что все реформы государственного устройства, в области экономики, образования, армии и т.д. вызваны очевидной необходимостью, поскольку Россия вступила в новую историческую эпоху и качественно новые политические условия. Что же касается личности самого императора в этих реформах, то мы можем лишь сослаться на наш взгляд вполне объективную оценку стремлений императора Петра Алексеевича у профессора В. О. Ключевского: «Жить для пользы и для славы государства и отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага...А Петр именно не понимал частного интереса, не совпадающего с общим, не понимал возможности замкнуться в кругу частных, домашних дел... Вот это трудное для древнерусского ума понятие об общем благе и усиливался выяснить ему своим примером, своим взглядом на власть и ее отношение к народу и государству Петр Великий» . И далее В. О. Ключевский делает следующее резюме: «Этот взгляд служил общей основой законодательства Петра и выражался всенародно в указах и уставах как руководящее правило его деятельности».1Кроме того, В. О. Ключевский в своём портрете императора Петра Великого подчеркивает, что сам государь при увлечении заморскими достижениями, никогда не утрачивал чувства того, что Россия «должна быть умелой посредницей между Азией и Европой». И России « надлежало не только знать первую (Азию), но и обладать знаниями и искусствами последней».2 О том, какое же было отношение императора Петра Великого к Европе, об этом существует живое предание. В одной из своих бесед с приближенными государь сказал: «Европа нужна нам еще несколько десятков лет, а потом мы можем повернуться к ней задом».3 То есть государь не стремился к постоянному подражанию Европе, чтобы Россия словно вынужденно плелась в хвосте у Европы. Задачи императора были намного глубже и шире – сделать Россию мировой державой. Царь Петр Великий прекрасно осознавал, что «объединенной Евразии во главе с Россией традиционно противостояли: на западе – католическая Европа, на Дальнем Востоке – Китай, на юге – мусульманский мир».4 И вне этой идеи, и вне этого осознания положения России в мировом пространстве будут совершенно непонятными и направления политики действительно Великого царя.

И Северная война была одним из необходимых исторических эпизлдов на пути России к своей славе.

Каплуновская икона Богоматери

Как правило во многие судьбоносные события в нашей истории благочестивые князья прибегали к величайшим святыням, в основном в то время к Владимирской иконе Богоматери. Отвергать факты оказания чудесной помощи Богоматери русскому народу и бессмысленно и неоправданно, поскольку о них имеются точные свидетельства в виде сказаний. Эта небесная помощь и заступничество являлось всякий раз, как русские люди подвергались серьезным бедствиям, нашествиям иноверцев , но при этом русский народ каялся, постился и слезно повергал свои колени пред святынями. Незадолго до начала Северной войны Россия обрела новую святыню – Казанскую-Каплуновскую икону Богоматери. И в этом следует ви деть особый Божественный промысл. Повествование об этой иконе сообщает, что она была явлена в 1689г. священнику с. Каплуновка Харьковской епархии Иоанну Уманову. Во сне украшенный сединами старец сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. ”От нее ты получишь благодать и милость”, — прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне свящ. Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709, когда имп. Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее перед полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепой в доме свящ. Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломой и дровами, но, как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: ”Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет”.

 

 

Каплуновская-Казанская икона Богоматери, список XIXв.

 

Накануне великой битвы Каплуновскую икону Богоматери носили по всем войскам и благословляли ей коленнопреклоненных воинов. В присутствии государя императора Петра Алексеевича был свершен перед чудотворной иконой молебен. Государь трижды поклонился чудотворной иконе, испрашивая перед ней у Богоматери заступления и помощи России. Затем он обратился к солдатом со следующими словами: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отчества. Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру порученное, за Отечество». 27 июня (10 июля по н.к.) в 2 часа утра началось грандиозное сражение. В нем Государь Император возглавил передовой батальон. К 11 часам русские войска полностью разгромили шведов. Сам царь, несмотря на попадание пули в шляпу-треуголку, в нательный крест и в седло, хранимый Божественной десницей, остался жив.5 Из 30 тысячного войска шведских солдат 9 тысяч были убиты и 3 тысячи были взяты в плен. Шведский король Карл XII и Мазепа бежали в Турцию.

«И тако, Божиею помощию, вся неприятельская, толь в свете славная армия (которая бытием в Саксонии не малый страх в Европе причинила) к государю российскому в руки досталась».6

«Полтавская победа, в результате которой были уничтожены сухопутные войска шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России, на сторону которой вновь перешли Польша, Дания, а также Пруссия и Ганновер».7

Завершая наше небольшое эссе-посвящение 300-летнему юбилею блестящей победы русской армии над шведами, а вместе с ней и победы всей России над Швецией, которая хотя официально была завершена Ништадским миром в 1721г., мы можем сказать, что с этого исторического поворотного момента по особому божественному промыслу стал исполняться замысел о России как православной монархии. Безусловно, церковная реформа Петра Великого – это ошибка и существенная. Но и здесь, в данном случае, эта ошибка была выправлена временем. Императоры лишь формально и на бумаге оставались главой Русской Церкви, не являясь таковыми по факту. И в этом, безусловно, заслуга некоторых выдающихся иерархов Русской Церкви, таких как митрополит Арсений (Мациевич), свт. Филарет Московский и Коломенский.

 

иеромонах Сергий (Троицкий)

 

 

 

1В. О. Ключевский. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М. Мысль 1993. Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер., стр. 192-193

2с. 209

3Там же, с. 212

4Лев Гумилев. От Руси до России. М. 2000, с. 291

5См. С. М. Соловьев. Об истории Новой России.,М. Просвещение. 1993, с. 170

6Цит. по. там же, с. 171

7А. С. Орлов и др. История России. М. Проспект 2000, с. 135



Подписка на новости

Последние обновления

События