Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Позиция Московского Патриархата относительно предстоящего Межправославного Совещания

(статьи)

Ἡ θέση τοῦ Πατριαρχείου τῆς Μόσχας γιὰ τὴν ἐπικείμενη Διορθόδοξη συνάντηση
(Άρθρα)

 

Данная заметка нашего интернет-содружества представляет лишь обзор публикаций по очень важной теме – православной экклезиологии. В наших предыдущих статьях, посвящённых анализу выступлений Вселенского Патриарха Варфоломея на Всеправославной Встрече глав Православных Церквей в Константинополе (октябрь 2008г.) мы указывали на нездоровую тенденцию Вселенской Патриархии создать новую модель Вселенского Православия, в которой центральное и руководящее место занимает Вселенский Патриарх. Православная экклезиология никогда не знала такой централизованной модели. Даже в первые века христианства епископ каждой поместной церкви был во всём равен, и по чести, и по достоинству, епископу Рима, или Александрии, или Карфагена. Упоминаемое свмч. Игнатием Богоносцем первенство Римского епископа относилось не к его почётному положению епископу столицы, а как первенствующему в наивеличайшей добродетели – любви, а Римской церкви как «председательствующей в любви» (προκαθημένη τῆς ἀγάπης).1 То административное деление, которое появляется и постепенно развивается сообразно территориальному делению Римской империи, представляет собой явление достаточно позднее. Учение о священной пентархии, то есть о пяти патриархах, которые управляют Церковью наподобие пяти органов чувств – тоже исторически позднее явление, которое отчасти возникло в IX в. как и некая реакция на возрастающие претензии в Церкви Римских епископов. И если в древний период своего исторического бытия Церковь не знала жёсткой административной вертикали в управлении, то тем более странным является настаивание на такой централизации сегодня. Впервые эти нездоровые тенденции по возвышению Константинопольской кафедры над всеми остальными автокефальными церквами появляются только с момента захвата кафедры свт. Иоанна Златоуста такой одиозной личностью как архиепископ Мелетий (Метаксакис). Одна из основных его идей состояла в том, чтобы самым серьёзным образом реформировать Православную Церковь. И навязанная перемена церковного календаря – это лишь был один из штрихов грандиозного плана. Однако последующие предстоятели Константинопольской церкви оказались последовательными исполнителями задуманных свергнутым народом Мелетия Метаксакиса идей и планов. К ним относится и планомерное, настойчивое навязывания власти Константинополя всей Вселенской Православной Церкви. Не исключением является и нынешний патриарх Константинопольский Варфоломей. В одной из статей греческой газеты «Ορθόδοξος Τύπος» наша Русская Церковь упрекается в желании «разрушить Константинополь».2 К глубокому сожалению этнофилитизм, который столь присущ грекам самым лишь негативным образом отражается на понимании реальной обстановки в межправославных отношения, и лишает правильного беспристрастного понимания природы и духа канонического строя Православной Церкви. Традиционное, можно даже сказать фанатичное рассматривания Константинополя как национального центра приводит к совершенно неправильному отношению к предстоятелю Константинопольской Церкви – как главе Православия. И эта позиция, к сожалению, разделяется многими грекоговорящими поместными церквами. И лишь трезвый канонический взгляд на устройство Православной Церкви выражается нашей поместной Русской Церковью.

Мы же со своей стороны всецело поддерживаем все то, что высказано Высокопреосвященнейшим Архиепископом Волоколамским Иларионом. Его позиция – это вполне чёткое и верное выражение православной экклезиологии.

 

 

Москва противится притязаниям Вселенской Патриархии

 

Η Μόσχα αντιδρά με τις απαιτήσεις του Οικ.Πατριαρχείου

Γράφει ο/η Ανταποκριτής μας απο την Μόσχα

12/04/09

Глава Отдела Внешних Церковных связей Московского Патриархата, епископ Волоколамский господин Иларион, выразил резкое несогласие в отношении притязаний Вселенской Патриархии нести пастырское окормление всех церковных объединений православной диаспоры.

«Одним из основных вызовов сегодня, по моему мнению, является состояние межправославных отношений, которые планируются в соответствии с претензиями Константинопольской патриархии, чтобы разыгрывать некую особенную роль в Православной Церкви», -заявил епископ Иларион во время его в встречи в редакции Российского информационного агентства «Интерфакс» в пятницу.

Также согласно словам главы Отдела Внешних связей Московской Патриархии кир Илариона «по существу речь идёт о навязывании Православной Церкви той модели, которая существует в Римо-Католической Церкви - это модель максимально централизованной церковной власти во главе с одним епископом, который является главой Вселенской Церкви».

Также епископ Иларион напомнил, что «в православной традиции никогда не существовало такой модели», в тоже время выражая несомненную уверенность в том, что «мы не обладаем правом для пересмотра нашего учения о Церкви», а сегодня «ведущие иерархи» Константинопольской Патриархии призывают пересмотреть принцип первенства в православном мире.

Эта модель предусматривает то, что Константинопольский Патриархат должен управлять всеми «церквами так называемой диаспоры». то есть объединения, которые находятся вне исторической, канонической, национальной Церкви должны войти в юрисдикцию Вселенской патриархии.

В итоге представитель Московской патриархии сообщил, что «что уже в июне 2009 г. на Межправославном совещании по проблемам диаспоры придётся решать все эти сложные вопросы. Но РПЦ не может согласиться с «навязываемой Константинополем моделью», согласно которой «мы должны были бы отдать все свои храмы и епархии за рубежом в управление греческим архиереям»

 

Romfea.gr

 

Константинополь навязывает Православным Церквам католическую экклезиологию, считает епископ Иларион

Επιβολή στην Ορθόδοξη Εκκλησία του εκκλησιαστικού μοντέλου που υπάρχει στη Ρωμαιοκαθολική Εκκλησία από του Κων/π'ολεως

11.04.2009 00:23


 

Москва, 11 апреля, Благовест-инфо. Один из основных вызовов современности, с которым придётся работать новому главе Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископу Волоколамскому Илариону, -- это межправославные отношения и, в частности, отношения с Константинопольским патриархатом, который «претендует на особую роль в Православной Церкви». О сути этой проблемы епископ Иларион рассказал на пресс-конференции в «Интерфаксе» 10 апреля.

По словам главы ОВЦС, речь идёт о том, что Православной Церкви «хотят навязать ту модель, которая существует в Католической Церкви – это модель максимально централизованной церковной власти во главе с одним епископом, который является главой Вселенской Церкви». «Я не хочу сказать, что эта модель сама по себе плохая, но такой модели никогда в Православной Церкви не было, и мы не имеем права пересматривать свою экклезиологию, к чему , по сути дела, призывают ведущие иерархи Константинопольского патриархата», -- пояснил епископ.

Председатель ОВЦС напомнил, что РПЦ принимает примат Константинополя как «примат чести», но не как «примат юрисдикции». А «переосмысленная», с точки зрения Константинополя, версия этого примата означает, что Константинопольский патриархат должен управлять всеми церквами так называемой диаспоры. Ещё одна претензия Константинополя: «канонические границы Церквей должны определяться не ими самими, а тем, в каких границах Константинополь признает эту Церковь». Более того, епископ вспомнил состоявшееся два года назад совещание, в ходе которого Константинополь предложил считать истинно православными те церкви, которые находятся в общении с Вселенским патриархатом, что опять же ассоциируется с «католической моделью».

Он отметил, что уже в июне 2009 г. на межправославном совещании по проблемам диаспоры придётся решать все эти сложные вопросы. Но РПЦ не может согласиться с «навязываемой Константинополем моделью», согласно которой «мы должны были бы отдать все свои храмы и епархии за рубежом в управление греческим архиереям».

В продолжение этой темы епископ Иларион ответил на вопрос о положении в Сурожской епархии. По его словам, после перехода епископа Василия (Осборна) в константинопольскую юрисдикцию ситуация стала «вполне стабильной». «Абсолютное большинство верующих осталось в епархии, количество прихожан там не уменьшилось после ухода епископа Василия (Осборна) и весьма малочисленной группы, которую он возглавляет». Глава ОВЦС упомянул об имущественных претензиях сторонников епископа Василия на «наш собор в Лондоне», но «реальных шансов на победу» у оппонентов нет, убеждён епископ Иларион.

Подытоживая, архиерей отметил, что единственным виновником «сурожской истории» был именно епископ Василий, который «создавал там негативное отношение к Московскому патриархату». «На сегодня эта история фактически исчерпана», -- резюмировал выступавший.  


 

 

1“церкви, председательствующей в столице области римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной, чистой и первенствующей в любви, Христоименной, Отцеименной, которую и приветствую во имя Иисуса Христа Сына Отчаго”; (свмч. Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам)

2Το Πατχεὶον Μόσχας έτοιμον να «καταπαραξη» το Φανάρι, Ὀρθόδοξος Τύπος, 17 Απριλίου, σ.1,5



Подписка на новости

Последние обновления

События