Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Злобин Максим Анатольевич

Дехристианизация западноевропейской социокультурной системы с середины XX в. по настоящее время

  Эта  работа содержит  краткий  исторический обзор основных событий и анализ процесса дехристианизации общественной и культурной жизни в странах Западной Европы середины XX  - начала XXI вв. на примере таких социокультурных феноменов, как секуляризация, утрата религиозной идентичности, религиозный релятивизм, мультикультурализм  и христианофобия. Последний феномен появился совсем недавно, буквально в начале XXI века, но, понятно, что он  является заключительным этапом отказа Запада от христианской системы ценностей, самым ярким примером  окончательной апостасии и жесточайшей вражды на Бога в масштабах всего западноевропейского общества.

Под секуляризацией (от позднелат. saecularis — мирской, светский) традиционно понимается процесс обмирщения сферы религиозной жизни граждан, процесс угасания и остывания  религиозного чувства,  процесс выхолащивания религиозной мотивации повседневных поступков среди членов  общества. При этом на смену религиозным чувствам и мотивам поведения людей приходят их светские заменители-суррогаты, которые на православном языке называются страстями.

Для того, чтобы нам стала понятнее сущность секуляризации, отдельные признаки которой появились задолго до XX века, стоит кратко отстановиться на ее истории. Первые сиптомы секуляризации религиозного сознания в Западной Европе можно заметить уже  в  IX-X вв. от Рождества Христова, когда отчасти под  давлением светских властей римские церковные круги  внесли в Символ Веры фрагмент текста с  Филиокве. Как известно из истории, ставший в 800 г. императором Франкского государства, Карл Великий настоял на включении этого неправославного догмата в Символ Веры. В XI веке секуляризация, теперь уже отпавшего от православия католицизма, продолжилась, опираясь на фундамент философии Аристотеля. С её помощью католические богословы решили создать некую сумму теологии. Кстати именно так и называется главный труд самого известного католического богослова Фомы Аквинского. Главный замысел «Суммы теологии», написанной Фомой в XIII веке, в том, чтобы макисмально полно изложить богословскую доктрину католицизма, а также доказать её основные моменты, в том числе и бытие Бога с помощью…аристотелевской формальной логики. Эта попытка доказать бытие Бога явилась поворотом к рационалистическому, интеллектуальному восприятию веры. Отныне практически вся духовная жизнь католицизма переходит на логичный, юридический и светски вполне понятный лад. Отношения Бога и католика стали восприниматься, как очень предсказуемые и понятные, как отношения двух деловых партнеров, которые доверяют друг другу в обмен на некие ценности, которые надеются получить взамен. Именно в это время появляются католическое  учение о  чистилище и о сверхдолжных заслугах.

Следующим этапом секуляризации стала эпоха Возрождения, которая стала логичным развитием рационалистического вектора, заданного Фомой Аквинским.  В это время западные писатели, а также художники, скульпторы, мыслители и ученые обращаются к античному языческому наследию. Этот интерес вызван стремлением к изучению и усвоению языческого культа разума и объясняется явным недостатком собственных оригинальных  философских идей в Западной Европе. Эпоха Возрождения стала временем полной катастрофы теоцентризма, как главной мировоззренческой установки западного человека. Ей на смену пришёл антропоцентризм. Человек  и его интересы отныне стали возводиться в ранг определенного культа. Если в XIII веке Фома Аквинский пытался с помощью разума и инструментов логики понять Бога и доказать Его существование, то уже c XV-XVI вв. (Позднее Возрождение) главным обьектом познания стал человек во всех его проявлениях.

Главным плодом эпохи Возрождения стал тот факт, что благодаря идеям этого времени люди перестали отдавать предпочтение  религиозной мотивации своих поступков. Теперь, восприняв идеи античных эпикурейцев, стало популярным желать покомфортнее устроиться в этом,  земном мире, а для этого нужны были деньги. Поэтому примечательно, что в XVI веке сразу по окончании эпохи Возрождения началась эпоха Реформации, наступило время буржуазных революций (Нидерланды, Англия, Франция) и период, названный эпохой Просвещения. Благодаря  этим событиям, радикально изменившим сознание европейцев, культ денег, накопительства и наслаждения стал главным мотивом деятельности представителей государственных и социокультурных элит западноевропейского мира. Их попытка оправдать своё фактическое безбожие и хищническое отношение к людям закончилась бурным развитием воинствующего атеизма, логическим следствием которого стали  слова Ницше, сказавшего в 1886 г., что «Бог умер». Получается, что культурная элита XIX века убила Бога в себе.

В первой половине XX века, благодаря ужасам двух мировых войн, европейцы на время забыли о своем комфорте и вспомнили о Боге, но после 1945 года процесс апостасии развернулся с новой силой. Трагедия второй половины XX века заключается в том, что секуляризация благодаря достижениям  начавшейся вскоре после войны научно-технической революции, тотальной грамотности населения, широкому распространению средств массовой информации, увеличению мобильности граждан и товаров, а также невероятному росту уровня комфорта граждан, проникла практически во все  слои общества. Таким образом, деньги и как следствие этого комфорт, безопасность и уверенность в жизни, базирующиеся на материальном достатке с 1950-х годов перестали быть привилегией аристократии, а также финансово-промышленной, культурной и научной элиты, но стали достоянием многих. Эти ценности стали главным содержанием и основной причиной появления феномена массовой культуры и сформировали в Западной Европе то общество, которое мы наблюдаем и сегодня – общество массового потребления.

Результатом секуляризации в XX-XXI вв. стал массовый отказ жителей Западной Европы от своей веры, массовое распространение атеизма и агностицизма и как следствие  - утрата религиозной идетичности. Мы знаем, что атеизм, как явление стал особенно популярным в XIX веке под влиянием трудов  деятелей немецкой классической философской школы. Но к началу XX века отказ от веры в Бога не носил массовый характер. В основном атеизм был распространен среди представителей научной, культурной, политической и экономической элиты. Главные проблемы начались в XX веке, когда вместе с доступностью комфортного образа жизни,  атеизм распространился необычайно широко.

Стоит добавить, что  вместе  с атеизмом также достиг огромных масштабов распространения и агностицизм  (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный). Последователи этого учения не отрицают, но и не признают существование Бога, так как считают, что раз доказать Его существование  логически невозможно, то нельзя сказать ничего конкретного относительно этого вопроса. Термин «агностицизм» был впервые употреблен Томасом Генри Хаксли, английским биологом и философом в 1869 году[1]. Первые зачатки агностицизма, можно найти уже у Протагора в его знаменитом высказывании «Человек есть мера всех вещей». Кстати, это высказывание, похоже, как никакое другое претендует на звание главного лозунга западноевропейской цивилизации, является своеобразной квинтэссенцией концепции  прав человека, а также лучшим выражением мировоззрения  современного европейца.

Логическим следствием агностицизма стал релятивизм (от лат. relativus — относительный), который также восходит к учению Протагора. Последователи релятивизма учат об относительности, условности и временной изменчивости  всего, что существует на земле, в том числе вероучительных и морально-нравственных принципов.

Все эти многочисленные «измы» - атеизм, агностицизм, релятивизм и др. привели европейцев к утрате собственной христианской религиозной идентичности (англ. Identityтождественность, самобытность, принадлежность) . «Религиозная идентичность – форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании своей принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей»[2].

Для того, чтобы проиллюстрировать тезис о потере европейцами религиозной идентичности обратимся к статистике. Так, по данным различных опросов  2006 – 2012 гг. в странах Западной Европы количество атеистов в процентах ко всему  населению было таким:

Швеция  - 46 - 85 %[3]                             Люксембург – 29,9 %[4]                            

Дания – 43 - 80 %[5]                                  Испания – 29,9 %[6]

Великобритания – 39 - 65 %[7]                  Италия – 17,8 %[8]

Франция – 43 - 54 %[9]                              Австрия – 12,2 %[10]                                   

Нидерланды – 39 – 44 %[11]                     Финляндия – 11,7 %[12]                                   

Бельгия – 35,4 %[13]                                  Португалия – 11,4 %[14]                                   

Германия – 34,6%[15]                                 Ирландия – 6 %[16]                                        

Исландия -     4,3 %[17]                               Мальта -  1,3 %[18]                                           

Для того, чтобы яснее представить себе уровень религиозности в странах Западной Европы, обратимся к исследованию European Values Study (EVS), проведенному в 2008 году. По данным этого исследования, например,        во Франции 59% опрошенных вообще никогда не ходят в храм, в Великобритании — 54%, в Швеции — 52%, в Германии — 48%, в Испании — 48%, в Норвегии — 42%, в Дании — 33%[19]. На 2010 год в Европе количество агностиков составляет 11 %[20].

В глобальном масштабе статистика такова. Официальный опрос Европейского Союза, проведенный в 2005 году показал, что 18 % населения  стран ЕС не верят в персонифицированного Бога, 27 % верят в существование некой безликой «духовной жизненной силы» и лишь 52 % верят в существование конкретного Бога, как Личности[21].

Все эти данные говорят о катастрофическом падении уровня религиозности в западноевропейских странах к началу XXI века. Для того, чтобы еще более полно представить себе статистическую картину дехристианизации западноевропейского населения нужно вспомнить, что в последние десятилетия Европу наводнили десятки миллионов эмигрантов из Азии и Африки. Абсолютное большинство из них являются мусульманами, поэтому когда мы читаем статистику, отражающую уровень религиозности европейцев не нужно забывать, что мусульманское население, в основной своей массе  не отказывающееся от своей религиозной идентичности и остающееся верным исламу, также значительно понижает цифры, свидетельствующие об уровень религиозности коренных европейцев. Точных данных о количестве мусульман нет из-за того, что в европейских странах господствует сверхтерпимое отношение к приезжим, называемое толерантностью, в соответствии с которым считается неприличным задавать вопросы о религиозной, этнической и какой-либо другой принадлежности индивида, а также из-за того, что огромное количество мусульман-иммигрантов живет в Евросоюзе нелегально.  Но примерные данные все же есть.  «Считается, что в 2010 году их было 44 миллиона. В Великобритании мусульмане составляют восемь процентов населения, и в этой стране построили 1600 мечетей, в то время как во Франции, Бельгии, Швеции составляют около десяти процентов жителей» [22]. При общей численности населения Евросоюза около 500 миллионов человек[23] получается, что сейчас мусульмане  уже составляют  почти 9 % населения ЕС. Допустим, что почти 98 % мусульман являются верующими. Такой вывод несложно сделать, принимая во внимание статистику самой секуляризированной страны исламского мира Турции, где  атеисты составляют только 2,5 %[24]. Таким образом, из 52 %  верящих в персонифицированного Бога почти 9 % - мусульмане. Значит на долю европейских христиан приходится только 43 %. Вот такая горькая статистика. Получается, что даже тех, кто хотя-бы номинально называет себя христианами в странах ЕС всего 43 %. Это означает, что больше половины европейцев уже потеряли свою религиозную идентичность и сознательно отказались от своих христианских корней.

Мы видим, что статистика говорит о снижении количества европейцев-христиан до уровня гораздо ниже ½.  Теперь мы понимаем почему при обсуждении проекта Конституции ЕС представители только двух западноевропейских стран  - Италии и Германии  - высказались за включение в текст Конституции упоминания о христианских корнях европейской цивилизации. Однако, предложение итальянцев и немцев не нашло поддержки у представителей других «постхристианских» наций континента.

После таких данных выглядит закономерным и логичным факт того, что вместо христианской нравственности европейцы второй половины XX века придумали свою секуляризированную и дехристианизированную  нравственность, которая была названа концепцией прав человека.  Модель поведения, которая начала строиться на основе этой концепции, была названа мультикультурализмом. 

Итак, мультикультурализм, как философия терпимого (толерантного) сосуществования всех без исключения религиозных, национальных, сексуальных,  социальных, профессиональных и других культур,  возник  на основе концепции прав человека, которые были возведены Европой, отказавшейся от Христа и Его заповедей, в ранг идола. Именно благодаря  этой концепции в Европе стали одинаково уважаться гомосексуалисты, порнорежиссеры и порноактеры, проститутки и другие асоциальные и противные христианскому духу элементы, а то, что еще несколько десятилетий назад считалось дикостью, стало объявляться нормой поведения. Вот лишь некотрые штрихи к  портрету современной, или  как сейчас модно говорить, постхристианской европейской культуры.

Первой ласточкой в легализации однополых отношений был принятый в далеком 1979 году в Голландии закон о нерегистрируемых партнерствах. Через 10 лет в Дании впервые в мире отношения гомосексуалистов стали официально признанными и регистрируемыми. На 2013 год  почти все страны Западной Европы  в той или иной форме признали законность гомосексуальных браков, причем в 9  из них (Голландия, Франция, Испания, Португалия, Швеция, Исландия, Норвегия, Бельгия, Дания) однополые супруги имеют абсолюно такие же права, как и представители традиционных пар, то есть право наследования имущества и даже право на усыновление детей. Таким образом, гомосексуализм, прямо названный в Библии мерзостью перед Богом,  на языке концепции прав человека, которую правильнее  было бы  назвать «концепцией страстей человека», сегодня в Европе считается нормальным явлением, так как гомосекусальность считается лишь одним из видов секусальной ориентации человека и не более того. 

Эвтаназия, то есть самоубийство, которое теперь называется в Европе  не самым страшным смертным грехом, каким оно  считалось  еще 100 лет назад, а правом на гуманный, безболезненный и достойный уход из жизни, легализована уже в трех странах ( в Голландии в 1984 году, в Бельгии в 2002 году и в Люксембурге в 2009 году).

Проституция, которая в Европе раньше называлась блудом, а теперь называется правом на свободные и безопасные сексуальные отношения, легализована во всех странах Западной Европы кроме Исландии, Швеции и Норвегии.  В некоторых странах  у проституток теперь есть даже профсоюзы, защищающие их права, а также гарантированные пенсии от государства.

Естественные (несинтетические) наркотики в 1980-х годах были узаконены  в Голландии, в которой курить марихуану можно не стесняясь даже на людях.

Европейский мультикультурализм XX-XXI вв. в религиозном плане по сути является аналогом древнеримского языческого синкретизма. Как известно, римляне были всеядны и очень практичны в религиозном плане. Они вступали в отношения с богами всех народов, населявших  Римскую империю, надеясь  на их милость, и без всякого зазрения совести включали их в свой пантеон. Так и сейчас европейцы допускают активное строительство мечетей, мусульманских религиозных школ, выделяя на это многочисленные субсидии, и даже потворствуют пропаганде исламских экстремистских идей и распространению норм шариата, всячески запрещая собственным патриотам выражать протест против исламизации Европы.

Зададимся вопросом – как  и почему европейцы  уживаются с таким количеством иммигрантов-мусульман? Ответ на этот вопрос очень прост – если бы европейцы  оставались христианами на деле, то во-первых, не было бы необходимости принимать такое количество иммигрантов, так как их демографические  показатели, о которых мы поговорим позже,  позволяли бы странам ЕС обходиться трудовыми ресурсами «собственного производства», а во-вторых, если бы в странах Западной Европы сохранялись строго  христианские отношения  в морально-нравственной, политической, экономической, культурной и даже бытовой сфере, тогда мусульмане вряд ли бы чувствовали себя комфортно в Европе и вряд ли испытывали бы какое-либо желание эмигрировать туда.

Получается, что вместо веры в Бога и осознания ответственности перед Ним на основе Его заповедей, современные европейцы  верят в человека и благоговеют перед ним, поклоняясь ими же самими придуманному идолу, который называется «права человека». Привязанность к  сверхкомфортному  образу жизни, который после научно-технической революции, начавшейся в середине XX века, стал доступен подавляющему числу европейцев подавила в коренных жителях Европы христианскую веру и даже инстинкт продолжения рода. Европейцы стали воспринимать детей, как некое ненужное бремя, мешающее им наслаждаться  жизнью. Они стали все чаще делать аборты и пользоваться противозачаточными средствами. Тем более, что научно-техническое развитие помогло и контрацептивной промышленности достичь небывалых высот в истории.

Лучшим доказательством того, что европейцы выбрали философию гедонизма, а также безудержного и ничем не ограниченного потребительства служат статистические данные такой науки, как демография. Они указывают, что коренные европейцы, отказавшиеся от своей христианской веры и тотально планирующие количество детей в семье, вымирают. При этом их место занимают приезжие из Турции, арабских и других стран Азии и Африки с преимущественно мусульманским населением. 

Согласно демографическим данным, чтобы нация продолжала свое физическое существование на каждую женщину должно приходиться по 2,1 ребенка. В странах Западной Европы на 2005 год такого показателя нет ни у одной страны. К примеру, во Франции такой показатель составляет 2,02; в Великобритании 1,8; в Нидерландах – 1,7; в Бельгии – 1,6; в Германии – 1,4; в Италии 1,3; в Испании 1,3.

Однако не все обстоит так благополучно даже во Франции, в которой демографические показатели близки к минимально допустимой норме. Это связано с тем, что во Франции рожают в основном не коренные француженки, а приезжие из мусульманских стран. Так, например, коэффициент фертильности (количества детей на одну женщину) среди коренных француженок – 1,8; среди азиатских женщин – 2,7; среди арабских женщин – 3,4; среди турецких женщин – 3,7; среди африканских женщин – 4,3.

К тому же на 2000 год во Франции 20 % граждан в возрасте до 25 лет являлись представителями неевропейских народов. Кроме того, 30 % всех новорожденных во Франции, 37 % населения Парижа и 60 % населения примерно в 20 городах Франции также составляли неевропейцы. Стоит добавить, что в Берлине, Париже и Лондоне самым популярным именем среди новорожденных стало имя…Мухаммед[25].

«По данным Комиссии по демографии Совета Европы... к 2050 году... Европа потеряет…столько жителей, сколько населяет Германию, Польшу, Данию, Норвегию, Швецию и Финляндию вместе взятые. В последний раз столь значительное сокращение европейского населения наблюдалось только во время эпидемии чумы в 1347-1352 гг. Особенно серьёзная ситуация в Германии, где к 2050 г. население может сократиться с 82 до 59 млн. человек»[26].

Такие катастрофические прогнозы относительно будущего Европы заставляют многих консервативных политиков говорить о провале политики мультикультурализма и о необходимости пресечения потока иммиграции. Так, в конце августа 2010 года в Германии разразился скандал после презентации книги «Германия самоликвидируется», автором которой стал известный  член Социал-Демократической партии Германии, а также  член Совета директоров Немецкого федерального банка Тило Саррацин. В своей книге он подверг резкой критике политику мультикультурализма, проводимую представителями либерально настроенного федерального правительства. В частности он указал на необходимость прекращения мусульманской эмиграции, заявив, что мусульмане не способны стать органической чатью немецкого общества.  После этого Саррацин был подвергнут обструкции почти всеми либеральными немецкими политиками, но нашел поддержку со стороны народа. «Немецкое информагентство DPA привело данные социологического опроса, согласно которым 51 процент опрошенных граждан Германии оказались согласны с утверждениями Тило Сарацина о том, что турецкие и арабские мигранты не хотят либо просто не способны интегрироваться в немецкое общество. Лишь 39 процентов заявили о своем несогласии»[27].

На фоне продолжающейся исламизации, в европейских странах набирают обороты националистические и другие традиционалистские движения. По состоянию на начало 2012 года националисты имеют следующее количество мест в парламентах: 29 %  - в Швейцарии, 20 % - в Австрии, 19,5 % - в Финляндии, 16 %  - в Голландии, 12 % - в Дании, 9 % - в Италии, 8 % - в Бельгии, 5 % - в Швеции[28].

Но пока трезвомыслящие  и консервативно настроенные политики  в Европе не составляют большинства, либералы, пользуясь своей властью, пытаются всеми силами сломить сопротивление традиционалистов, не дающих окончательно похоронить идею о возрождении христианской Европы.  

Так, в начале XXI века крайняя степень развития политики мультикультурализма переросла уже  в христианофобию. Это явление  в Западной Европе начало выражаться  в дискриминации людей, руководствующихся в своей жизни не искуственно придуманной для оправдания нравственного беззакония концепцией прав человека, а вечными и неизменными заповедями Христа. Первым событием, которое было идентифицировано как ярчайший пример проявления христианофобии стало отклонение «Европейским Союзом  кандидатуры  итальянца Рокко Буттильоне, практикующего консервативного католика, на пост комиссара ЕС после того, как он заявил, что считает в соответствии со своими христианскими убеждениями  гомосексуализм грехом»[29].

Следующей жертвой христианофобии стал депутат Национального Собрания Франции Кристиан Ваннест, оштрафованный в 2006 году на 3000 евро за критические замечания в отношении гомосексуализма. Последним случаем дискриминации Ваннеста стало его исключение из списков партии «Союз за народное движение». Поводом для его исключения послужила его скандальная, по мнению бывших однопартийцев, репутация. Нам понятно, что  на самом деле в позиции Ваннеста нет ничего скандального и в его репутации нет ничего зазорного. Наоборот это репутация человека, руководствующегося христианскими нравственными нормами и только[30].  

Но не только облеченные властью европейцы борятся против христианства. И не только против христианских идей и принципов идет борьба. Борьба идет и против христианских символов.  Так, в 2009  году обыкновенная жительница Италии по фамилии Лаутси подала иск в Европейский суд по правам человека. «Как следует из материалов дела, заявительница посчитала нарушением своих прав размещение распятий в государственной школе Италии. В первой инстанции ЕСПЧ удовлетворил требование заявительницы (решение от 3 ноября 2009 года), однако в ходе рассмотрения дела в Большой палате, к которому в качестве третьей стороны присоединился ряд государств (Армения, Болгария, Кипр, Россия, Греция, Литва, Мальта, Сан-Марино, Монако и Румыния), суд не удовлетворил требований г-жи Лаутси, отменив первоначальное решение (18 марта 2011 года). Разумеется, окончательное решение суда — в интересах прав христианского большинства… Однако суд отказался от использования в мотивировочной части решения понятия большинства, его традиций и ценностей»[31].

Одним из последних подобных событий стала поддержка правительством Великобритании некоторых работодателей, которые уволили своих работников по причине ношения последними христианских крестов или отказа совершать действия, противоречащие христианским принципам.  Такими, пострадавшими за веру христианами стала «Надя Эвейда, чей случай имел достаточно громкую огласку: несколько лет назад ее отстранили от работы в авиакомпании «British Airways» за отказ снять нательный крест, который она носила поверх униформы. Потом медсестра Ширли Чаплин, которая 30 лет проработала в больнице и была уволена за ношение креста. И еще ряд лиц, которые отказались регистрировать однополые союзы в качестве браков»[32].

Все описанные нами европейские социокультурные явления и процессы, способствовавшие к началу  XXI века необычайному росту межрелигиозной и межэтнической напряженности в странах Западной Европы, не могли не вызвать серьёзную тревогу у бывших и настоящих лидеров западных государств. Так, период 2010-2011 гг. «красноречиво ознаменовал новый этап в подходах европейских стран к построению мультикультурной социальной среды. Канцлер ФРГ А. Меркель, президент Франции Н.Саркози, бывший премьер-министр Испании Х. М. Аcнар, премьер-министр Великобритании Д. Камерон и вице-премьер Нидерландов М. Верхаген в унисон признали крах политики мультикультурализма в своих странах. Озабоченные «пассивной толерантностью», руководители ЕС призывают воскресить «мускулы либерализма» [33].

Из этих слов о воскрешении «мускулов либерализма» нам становится понятно, что ведущие европейские политики не собираются возвращаться к консерватизму, а значит к традиционной системе христианских ценностей, как к платформе, на которой возможно возрождение былой Европы. Они по-прежнему полны иллюзий относительно перспектив либеральной социокультурной модели. Видимо, они считают, что современные проблемы Европы проистекают не из самой конепции либерализма, а из ее неправильного понимания и являются следствием ее неправильной практической реализации.  Такой взгляд иначе, как наивным и крайне опасным не назовешь. Ведь время, является самым главным невозобновляемым ресурсом. Уже понятно, что чем больше европейские политики и представители научной, экономической и культурной элиты будут обманывать себя, пытаясь реанимировать идею либерализма, тем больше их народы будут отходить о ценностей христианской цивилизации. А значит с каждым годом у Европы будет всё больше шансов окончательно потерять своё христианское лицо и стать одной из частей большого исламского халифата.

_________________________________________________________________

[1] Статья «Агностицизм» в Философской Эниклопедии http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/25

[2] Статья Википедии «Религиозная идентичность» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

[3] Zuckerman P. Atheism: Contemporary Rates and Patterns // Cambridge Companion to Atheism, edited by Michael Martin.— University of Cambridge Press, 2007 http://www.pitzer.edu/academics/faculty/zuckerman/Ath-Chap-under-7000.pdf

[4] Статья Википедии «Атеизм» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F2%E5%E8%E7%EC#.D0.90.D1.82.D0.B5.D0.B8.D0.B7.D0.BC_.D0.BF.D0.BE_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BC

[5] Zuckerman P. Atheism: Contemporary Rates and Patterns // Cambridge Companion to Atheism, edited by Michael Martin.— University of Cambridge Press, 2007http://www.pitzer.edu/academics/faculty/zuckerman/Ath-Chap-under-7000.pdf

[6] BARÓMETRO DE ENERO Estudio nº 2.927 Enero 2012 (январь 2012) /images/st/2251/img_2251_1cfadbb615a066894caebdfeb7bf8e7d.pdf

 

[7] UK National Statistics Bureau (2011 census) Religion and belief: some surveys and statistics http://humanism.org.uk/campaigns/religion-and-belief-some-surveys-and-statistics/

[8] Статья Википедии «Атеизм» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F2%E5%E8%E7%EC#.D0.90.D1.82.D0.B5.D0.B8.D0.B7.D0.BC_.D0.BF.D0.BE_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BC

[9] Zuckerman P. Atheism: Contemporary Rates and Patterns // Cambridge Companion to Atheism, edited by Michael Martin.— University of Cambridge Press, 2007 http://www.pitzer.edu/academics/faculty/zuckerman/Ath-Chap-under-7000.pdf

[10] Статья Википедии «Атеизм» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F2%E5%E8%E7%EC#.D0.90.D1.82.D0.B5.D0.B8.D0.B7.D0.BC_.D0.BF.D0.BE_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BC

[11] Zuckerman P. Atheism: Contemporary Rates and Patterns // Cambridge Companion to Atheism, edited by Michael Martin.— University of Cambridge Press, 2007 http://www.pitzer.edu/academics/faculty/zuckerman/Ath-Chap-under-7000.pdf

[12] Статья Википедии «Атеизм» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F2%E5%E8%E7%EC#.D0.90.D1.82.D0.B5.D0.B8.D0.B7.D0.BC_.D0.BF.D0.BE_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BC

[13] Там же

[14] Там же

[15] German Worldview Research Group http://www.fowid.de/

[16] Secular Sunday #14 – Census Special http://www.atheist.ie/2012/04/secular-sunday-14/#more-2957

[17] Статья Википедии «Атеизм» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F2%E5%E8%E7%EC#.D0.90.D1.82.D0.B5.D0.B8.D0.B7.D0.BC_.D0.BF.D0.BE_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BC

[18] Там же

[19] Юлия Синелина. Религия в современном мире . Ссылка:  http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/

[20] Там же

[21] Social values, Science and Technology /images/st/2251/img_2251_ad11a330c9af944042e370b9ca590cf9.pdf

[22] Йово  Баич. Палец на спусковом крючке. В ожидании «неверного хода» мусульман. Ссылка: http://ruskline.ru/analitika/2012/12/17/palec_na_spuskovom_kryuchke_v_ozhidanii_nevernogo_hoda_musulman/

[23] Официальный сайт Евросоюза. http://europa.eu/about-eu/facts-figures/living/index_bg.htm

[24] Статья Википедии «Атеизм» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F2%E5%E8%E7%EC#.D0.90.D1.82.D0.B5.D0.B8.D0.B7.D0.BC_.D0.BF.D0.BE_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BC

[25] Фильм «Вымирание русских и других еропейских народов» http://www.youtube.com/watch?v=TZE4nXETKzw

[26] Ольга Четверикова. Демографическая революция в Европе: миграция как орудие  http://newsland.com/news/detail/id/1020452/

[27] Тило Сарацин "Германия - самоликвидация". На русский язык не переводится  http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=50&PubID=16616

[28] Карта «Националистические партии в Европе» http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&text=%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5&noreask=1&pos=0&rpt=simage&lr=38&uinfo=sw-1001-sh-539-fw-776-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fpics.v2.magazine.rbc.ru%2Fmagazine2_pics%2Funiora%2F149%2F586%2F587%2Fd468613867476f3c9d1fb9b538a21aa1_200x368.jpeg

[29] Статья Википедии «Христианофобия» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%F0%E8%F1%F2%E8%E0%ED%EE%F4%EE%E1%E8%FF

[30] Статья Википедии «Кристиан Ваннест» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E0%ED%ED%E5%F1%F2,_%CA%F0%E8%F1%F2%E8%E0%ED

[31] Вахтанг Кипшидзе. Христианофобия как феномен постхристианского мира.

http://e-vestnik.ru/analytics/hristianofobiya_kak_fenomen_2891

[32] Митрополит Иларион (Алфеев).  Мания политкорректности уничтожает Европуhttp://pravovrns.ru/?p=5178

[33] Георгий Филимонов. Мультикультурализм и терпимость на Западе http://www.georgefilimonov.com/articles/multiculturalism-in-usa-and-europe/

 

 

 

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События