Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Послание исповедническое, отправленное всеми святогорцами Императору Михаилу Палеологу, потщившемуся сколько было в его силах против разума соединить италийцев с нами, хотя те неисправимо пребывают во всех своих ересях, и не собираются меняться. Вот это послание:1

 

Державнейший, боговенчанный, боговозвеличенный святый наш Владыка, к твоему державному и святому царствованию наш Бог невидимый вложил во все наши сердца духовное и огненное стремление, незримо и теми путями, какие знает Он, вдохновляя нас об этом. Да известит Он твою святую душу, что сообща и по отдельности, и в самой сердцевине наших душ как записанную храним мы твою память на веки, и неустанно показываем её Богу, ибо о тебе благодарственные возглашения всецело Богу каждый и все единомысленно воссылаем. Ибо Бог, украсив тебя императорской властью, прежде всего обвязал тебя светлым как день и богосплетённым венцом православной веры. И за это воспеваем и хвалим Его. Ибо знает Господь своих людей, и “кого предузнал”, по слову великого апостола, того и счёл справедливым избрать. И его Бог превознёс на великую высоту славы и владычества, и показал его царём на земле, царствующего по вышней воле благоубедительно, то есть всеблагочестиво и боголюбезнейше. Но милостив будь к нам, всегдашним молитвенникам о твоём державном царствовании, с почтением обращающимся к твоему владычеству. Ибо мы говорим не нечто непривычное, но напротив дружелюбивое и приятельское, и можно сказать с почтительным приветствием ради конечного благочестия; и ради блаженной памяти всеблагочестивых родителей и предков твоего державного и святого царствования, их же жительство на небесах, и которые ступали прямо, преодолевая все труды здешнего к Богу пути, не зная преткновений, Они, показав двойное благочестие, и в вере и в делах, и потому неотступно предстоя Богу, удостоились будущей жизни и блаженства. Благодарим твоё царствование и за то, что по владычнему его повелению ты показал и разъяснил нам то, что мы слышали очень по-разному, и потому высказывали сомнения, а теперь всё ясно узнали. Знает твоё державное и святое царствование, что вся Христа Бога нашего паства есть единое тело, управляемое единой главой, которая есть Иисус Христос. Знает и закон любви, а закон любви — это закон Святого Духа. Если страдает один член, вместе с ним страдают все члены. И чтобы члены действовали воедино, держась друг за друга, они движимы единым Духом. И выносят они друг друга с любовью, и друг друга тяготы носят, и так исполняют закон Христов. Так и приходит истинное и полезное в души всей полноты верующих. И прежде всего приходит в святую душу твоего царствования, и мы скажем только для напоминания мысли, которые знает и твоё святое царствования. Ибо мы немощны для того, чтобы помыслить что-либо как будто от самих себя. Все наши способности — от Бога, Который и делает нас способными “сердцем веровать в праведность, а устами исповедовать во спасение”. Поэтому нам не кажется безопасным молчать перед Богом, если недавние события были очень опасными, и мы убеждены, что святая твоя душа ни в коем случае не примет всего происходящего, ибо свыше она богобоязненна, и убоится даже самого малого. Но только смущающие тебя, кто бы они ни были, понесут свою вину, как сказал великий апостол. Но по милости твоей, кроткий как Давид и христоподражательный царь, окажи нам милость, даруй малое, преклони царственный и божественный слух к бедным монахам, которые поистине любят от всей души твоё святое царствование. Великий апостол Павел, который всю землю по кругу объял Благой вестью, и имел Христа, глаголющего в себе, так сказал Галатам, один пункт закона нарушившим: “Если вы обрезываетесь, то вам никакой пользы от Христа”, и ещё “вы отделили себя от Христа и отпали от благодати” и прежде этого “если бы не было некоторых, смущающих вас и желающих извратить благовествование Христово”. Апостол Павел говорит о тех, кто ниспровергают Евангелие Христово, внося хотя бы одну мету в древле положенный закон, высочайший закон благодати. Зачем нужно, греясь под сенью Солнца правды сияющего, предавать свободу, меняя её на рабство. Ибо двум господам никто не может служить, как говорит Господень глас, а также указано, что даже малая переделка оскверняет целое. Тогда Христово Евангелие и ниспровергается. Поэтому великий светильник и учитель Церкви, преемник Павла по благодати, дышавший Павлом так, как тот дышал Христом, отец наш Иоанн Златоуст в толковании на приведённое Послание к Галатам апостола, среди многого другого говорит: “Как раз это является причиной всех зол, не высказывать негодования в защиту малого. Ведь наибольшие из прегрешений случаются тогда, когда малое не получило надлежащего исправления. Как те, кто не обращают внимание на малые язвы тела, потом заболевают лихорадкой или гнилостной болезнью, и умирают, так и в случае души. Те, кто презирают малое, те допускают великую. Если бы те, кто с самого начала посмели отойти от божественных установлений и переменить хоть что-то малое, получили возмездие по делам, то не охватила бы Церковь нынешняя чума и нынешняя буря. Ибо тот, кто даже самое незаметное отвергает в здравой вере, тот во всём оскверняется”.

Вот что говорит отец Церкви, а до него апостолы. И что сказать о тех, кто вводит опресноки и субботний пост? Мы смеем сказать, что такими обычаями они вновь дают нам ветхий Закон, сообщая нас с теми, кто не знает Христа, заставляя блюсти субботу по Закону. Но разве не было упразднено всё законное, вместе с тем знаменитым храмом ветхого Израиля? Разве не запрещает строго пост по субботам 66 Канон Святых Апостолов, за исключением Великой субботы? Не повелевает за это лишать сана всякого священника, а народ отлучать от Церкви? И откуда опресноки у мыслящих по-иудейски? Разве не оттуда, откуда субботы? Опресноки были самым главным на иудейских праздников. Это явствует из того, что со всей земли собирались в Иерусалим в это время чтители опресноков. Но у нас из всех таинств самое великое — таинственное вкушение Тела Господа. А если то, что самое великое у нас, уподобить тому, что самое великое у иудеев, разве это не будет прямым иудейством? Как же они могут дерзать на это на виду у всей вселенной, и не краснеть, и обнажить главу, как говорится? Не будут ли они, как показано в благовествовании к Галатам, вырождением веры, и не подпадут ли под апостольскою анафему? Где мы найдём большую дерзость, чем у них? Ведь Таинство — это самое главное в нашей вере. Они скажут, что опресноки они приносят не в иудейском смысле, но как тело Господне. Но как сказано, они очи имеют, но не видят, и ум имеют, но не разумеют. А ведь истина налицо. Если Закон, оттиск и тень, привёл к Образу-Христу Богу нашему, то нет уже ничего несовершенного, ничего не должно быть ущербного. Как же они дерзают несовершенное, незаквашенное, бессильное и безвидное приносить как Тело жизнеподательное, как всесовершенного Агнца благодати. И даже в Законе эти опресноки не были вовсе прообразом Христа, но они исключительно хранили память об исходе из Египта, о лишениях по пути в пустыне. Поэтому-то с горькими травами изначально ели их. А мы благодатию Христовой семя христианское, и никогда не были в рабстве у египетского угнетателя. А если мы Христа вкушаем (под видом опреснока) как Пасху Закона, как открытие Новой Пасхи, то и от этого нам нет никакой пользы. Ибо опресноки Пасхи Закона елись вместе с мясом агнца, и вкушение должно было быть и того, и другого. Чтобы соблюсти Закон, нельзя было есть в одно время агнца, в другое время опресноки, а в третье время горькие травы. Господь вкусил Пасху Закона и сразу же её упразднил, и не осталось уже опреснока Закона. Ибо Господь возлег на Вечере, и воспользовавшись преимуществом этого дня, смог вкушать квасной хлеб. Ведь этот день был до дня опресноков, по словам великого апостола и евангелиста, припавшего ко груди Господа, Иоанна, который отчётливо свидетельствует о том, что было на следующий день, и говорит так: “Ведут Иисуса от Каиафы в преторий. Было утро, и они (иудеи) не вошли в преторий, чтобы не оскверниться, но есть пасху”. Господь тем самым предвосхитил Собственные Страсти, которые совпали с Пасхой иудеев, и так тень сошлась с истиной. Ибо было предвосхищение и само событие в один день, и новая Пасха была передана ученикам, и на ней по дню не было затруднений в квасном хлебе — так всё устроил всемудро Господь, что в день новой Пасхи можно было вкушать квасной хлеб, и новая Пасха настала. Так осуществилось пророчество о Господе: “Ты иерей вовек по чину Мелхиседека”. Мелхиседек принёс в жертву хлеб и вино, тогда как Аарон агнца, опресноки и горькие травы. Поистине нет ничего более ясного и удобопонятного, чем это пророчество в Духе о великом Таинстве. А если они хотят держаться ветхого Закона, то лучше пусть приносят в жертву агнца, как прообраз Христа, оставаясь под сенью Закона. Пусть они приносят животное в жертву, чтобы опять быть изобличённым тем же Пророком, сказавшим, что жертвоприношению по Закону Бог не благоволит, и что тело Господне должно “свершиться”. А если они так не поступают, и привержены Христу, то зачем же им опресноки ветхие и ущербные, которые только показывали бедствия перехода по пустыне? Ведь апостол вопиет велегласно: “Древнее прошло, теперь всё новое”. Пусть все услышать, что всё новое. И если всё обновляется, то почему же главное в нашей вере, то есть тело Господне, в котором ознаменованные мы отличаемся от иудеев и всех других инославных народов, Господь не должен был совершенно изменить? Больше, чем что-либо другое, оно самое новое, и Господь и наименовал его Новым Заветом. А если оно новое, как же оно не будет отличаться от ветхих праздников и обычаев? И если они не признают, что они иудействуют, то в другую пропасть упадут и разобьются, ибо они еретически ставят выше святого Евангелия предание Аполлинария. Видишь ли, святый царь, что они по большей части изгнаны с божественного пути. Господь наш и Владыка открыто говорит миру так: “Я есмь дверь, путь, истина, жизнь. Кто через Меня входит, спасётся, а входящий иначе — тот вор и разбойник”. И ещё: “Овцы мои гласа моего слышат, и за чужим не последуют, но бегут от него, ибо не знают гласа чужого. Земля и небо прейдут, а слова Мои не прейдут”. И пророки сказали о Нём: “Верен Господь во всех словах Своих. Верны все Заповеди Его. Утверждены во век века. Сотворены во истине и прямоте”. И апостол: “Основание положил Я вам, и другое положить кроме уже лежащего нельзя”. Он на примере из человеческого мира подтверждает мысль о Господе. Ведь никто не будет отвергать человеком подписанное завещание, не будет его переправлять. Послушай, царь святый, ибо ты радуешься, слыша, и судишь судами прямыми и справедливыми, руководствуясь божественными установлениями. Честь царя любит суд, и особенно царя во всём благочестивого. А тот, кто дерзает переправлять утверждённое и отвергать что-либо из написанного, и вводить что-либо из не написанного, он разве христианин? Разве не явно он отпал от веры? Какой же он христианин, если он не собирается следовать за Христом, но требует спора и столкновения с Ним. Даже великий Моисей, который во многих вещах был прообразом Христа, не искал ничего такого! Он сказал, что ведает Господа, и почитал задняя, и умолил о (даровании) представляющих Господа скрижалей. А они ещё дерзают вставать на пути Господа. Поэтому Он прямо обращается к ним: “Не увидите лица Моего никогда, решающиеся пойти против Меня”. И к тому, что великий Моисей сказал, получив это от Бога — что решающиеся пойти против Бога более всех пострадают — добавить нечего. И нельзя ничего убавить, потому что Моисей всегда шёл вслед за Богом, по следам Божиим. И другим он предписал этот страх и благопослушливость в посвящении себя Богу. И пользуясь каноном, можно увидеть, что они обратились к противоположному, как говорится “диаметрально” противоположному. Позволь же нам обратиться к ним хотя бы с небольшой речью. “Бога никто никогда не видел, а только единородный Сын, сущий в недрах Отца”, как проясняет нам Он Сам. Сей же несомненный Богослов страшных таинств сказал о Духе, сродном и сочисленном Ему, так: “Когда придёт Утешитель, Которого Я пошлю от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Внимай сказанному, латинянин! Во свете свет узрится, как свидетельствует Давид. Как в луче-Сыне мы увидим, что свет-Дух от Него исходит. Дважды Сын говорит о Духе “от Отца”, подтверждая причину Духа и единоприродность. А твой подложный и подброшенный догмат — откуда он “и от Сына”. Ты нам ответишь, что это прибавлено для того, чтобы показать единосущие. Но разве богословия Господа недостаточно, чтобы показать единосущие, единоприродность и сочисленность Духа? Ведь оба исходят от одного и того же Божества-Источника: от одного и того же Отца, и Один — способом рождения, а Другой — способом исхождения. Именно так утверждали богоносные отцы, когда составляли Символ Веры, который непреложен. А ты считаешь, что ты больше знаешь и более посвящённый, чем святые отцы и Единородный Сын Божий. Это истинное безумие, что ты не повинуешься сказанному Христом! Ты перевёртываешь вверх ногами священные божественные догматы. Ведь снизу — владычний промысл, а сверху — высочайшее богоначальное богословие. А ты убавлениями и прибавлениями оскверняешь веру и вносишь в неё смешение. А лучше сказать — ты вводишь какую-то новую веру и другое Евангелие — то есть возмущает веру через тебя диавол. Разве неочевидно, что это догмат сатанинский — вводить безбожно два начала Святого Духа, и принижать Святого Духа? И разве возникновение от Отца и Сына не будет означать не единосущие, а только присущность одному из Них. Если способность Отца порождать двойная, способом рождения и способом исхождения, и она, как ты говоришь, есть свойство не ипостаси Отца, но природы, то почему Сыну она дана только наполовину, а Духу вообще не дана? Ведь всё, что природное, непреложно общее для всех Трёх богоначальных ипостасей. Откуда у Духа может быть недостаток того, что общее? Так что здесь более всего применимо такое богословское изречение: если принизить хотя бы одно Лицо Святой Троицы, то вся Троица будет тем самым отрицаться. Тогда мы и Отца не будем почитать, потому что мы бесчестим Тех, кто от Него, раз Сын и Дух находятся на разных уровнях. Ты знаешь, что сказанное не имеет обратной силы. А тот, кто хочет ввести собственное помешательство, которое вы называете справедливостью, не повинуется справедливости Божией. Поэтому мы и рассматриваем тебя открыто как еретика, что ты изменил Символ Православной Веры. Раз и навсегда был догматически объявлен Дух Святой на Святых Вселенских Соборах — седмичисленных столпах Христовой Церкви, которые утвердили в Церкви, из сказанного Апостолами, Пророками и Учителями, для совершения святых, этот Символ всякого православного христианина. А ты не оставил этот символ в неприкосновенности, своими опасными дополнениями и поправками. Если, владыка наш святый, мы перечислим все их искажения церковных Божественных преданий и установлений, то наша речь окажется слишком длинной, утомив твой царственный и божественный слух. Дабы такого не было, мы опустим остальное, что можно найти в написанном против латинян — в трудах благочестиво и преподобно жизнь свою завершивших святейших Патриархов и Архиеереев, которые подвергались пыткам и позору. Мы это скажем кратко. Те, кто самое главное в вере подвергли извращению и издевательству, отсечены от во всём правильного и прекрасного по виду тела Христова и преданы сатане. Об этом говорит апостол, когда запечатывает всё евангельское и апостольское учение. Его слова обращены не столько уже к Галатам, которые только в одном пункте учили чуждому, но к Италийцам, которые учат чуждому в тысячах пунктов, потому что они низвергли всё евангельское, апостольское, каноническое и святоотеческое предание. “Если кто будет благовествовать вам помимо того, что вы прияли, будь то даже мы или ангел с Неба, анафема да будет. Но также и святой и Вселенский Шестой Собор Трулльский, подтверждая Духом Божественным предшествующие Соборы, говорит в первом своём божественном и священном каноне: “Если кто-либо не будет содержать и одобрять названные догматы благочестия, и прославлять их и возглашать, но решится их напротив менять, да будет анафема”. По этому определению, принятому блаженными отцами, такой человек отделяется и отвергается от всего собрания христиан как чуждый. И мы совершенно не можем, по этому правилу, что-либо прибавлять или отнимать. Здесь ясно сказано, что враждебно догматам благочестия не что-либо, а именно прибавление и отъятия. Как же нужно относиться к тем, кто дерзнули на это, и утвердили в своей Церкви, и публично, и на площади, и во всех своих городах учат во весь голос? — они подпадают под эту самую каноническую анафему. О том же самом говорят и другие божественные и священные каноны. Ибо говорит божественный священный Собор Единения, последний из всех, утвердивший в Божественном Духе предшествующие Соборы, так как он был последним: “всему, что вопреки церковному преданию и учению и запечатлению у блаженных и почтенных отцов введено и содеяно, анафема”. “И тем, кто презирают священные и божественные каноны святых наших отцов, передавших Церкви каноны, которые украшают всё христианское жительство и руководят к божественному благоговению, анафема”. А если мы сейчас будем излагать все божественные каноны, напрямую обличающие латинян, то мы ещё очень долго не сможем сдержать свою речь. Ибо если напротив каждого из деяний, совершённых ими вопреки божественным установлением, мы запишем божественные священные каноны, которые их низлагают, отлучают и анафематствуют за отвержение божественных преданий, то наш простая и мужицкая речь вынуждена будет перейти положенную меру. Мы упомянем только 15 канон святого и великого Первого Собора, о том, что не только не подвергаются никаким санкциям, но и восхваляются те, которые откалываются от таких людей ещё до соборного осуждения, если они публично преподают еретические учения и явным образом являются еретиками. Православные откалывались не от епископов, а от лжеепископов и лжеучителей, и это их деяния заслуживает похвалы. Оно является задачей православных христиан, и это не раскол Церкви, но избавление от разделений и удержание истины. Ибо разве будет законным соединяться нам с теми, от кого мы по справедливости и по канонам отсекли себя как от закосневших в ересях? Если мы согласимся на это, то мы погрешив в одном против Православия, отвергнем всё Православие. Ибо говорят божественные и священные каноны: “Если кто с отлучённым от церковного общения даже дома помолится, да будет отлучён”. И в другом месте: “Кто причащается с отлучёнными от церковного общения, да будет отлучён от причастия, как уничтожающий церковное правило”. И ещё: “принимающий в церковное общение еретика будет обвинён в том же, что и он”. И точно такое же наказание понесём и мы, если будем действовать вопреки божественным канонам, явленным во Святом Духе. Ибо это незаконно, и даже упоминать об этом не следует, ибо это искушение лукавого. Он, будучи тьмой, притворяется светом. И теперь он выдвигает единение с ними, коварно замышляя погибель всего тела Церковного. Так как он не может открыто убедить это сделать, то принимается за это скрыто, чтобы каким-то способом отворить ворота и сокрыть зло. Если они хотят объединиться, пусть изменятся, и тогда мы будем едины. А если они хотят объединения, оставляя у себя всё своё зло, то это никак невозможно. А если единение ограничивается просто названиями, то что общего между церковным общением и памятью о смысле названия? Мы именно так считаем, а сейчас они думают только о выгоде. Поэтому они неисправимы, что принимают только то, что хотят. Так что споры они ведут и обсуждения не ради благочестия, и это очевидно. Ибо какие нужны заботы, если благочестие общее, не знает выгоды и затруднений, и одинаково для всех: рабов и господ, бедных и богатых, благородных и низкородных, податных и не податных — как дуновение ветра и излияние света, смена времён года и зрелище творения, великого и общего для всех нас наслаждения, и “равный удел веры”, согласно великому в богословии Григория. Пусть они его, как и других великих отцов, Василия Великого и Иоанна Златоуста, и других, ни во что вменяют, хотя слава их речей и сила их духа обошла всю землю. Послушай же, святой владыка, обетование в словах, внушённых всесвятым Духом, словах, ни одна черта в которых не может сместиться. Великий апостол Господень и евангелист Иоанн говорит: “Если кто придёт к вам, а этого учения не принесёт с собой, то не говорите ему “радуйся” и в доме не принимайте. Ибо тот, кто говорит ему “радуйся”, имеет общение с его лукавыми делами”. И если нам запрещено даже просто на улице говорить ему “радуйся”, то как же это можно делать, вводя его в общий дом, и даже уже не в дом, а в храм Божий, в само недоступное место таинственного и страшного престола Сына Божия, нежертвенно закалываемого как Бог и как Агнец Непорочен, чтобы миловать нас перед Отцом и Собой, и наши грехи Собственной кровью очистить, ибо Он безгрешен. В каком аду окажется поминание тех, кто правильно и под достоинству были отсечены от Церкви Святым Духом, ибо они подняли голову против Бога и всего божественного, и поэтому стали врагами Божиими. И если просто сказать “радуйся” создаёт общение с делами лукавыми, то сколь более это происходит от публичного поминания перед страшными божественными Таинами? Ибо если на Литургии перед нами Самоистина, то величайшая ложь — поминать (Папу) как православного Патриарха среди других Православных Патриархов в час страшного Таинства. Это подобно театральной игре. Этого не может вынести православная душа, и она не может не отойти от церковного общения с поминающими (Папу) и не может не считать их продающими на вынос божественные Таинства. Ибо свыше божественная Православная Церковь принимает совершенное сообщение с архиереем, возглашая в недоступном никому алтаре его имя. Ибо написано в изъяснении на Божественную Литургию, что священнослужитель, поминая имя архиерея, показывает и своё подчинение вышестоящему, и то, что он — его общник и преемник веры и божественных Таинств. Великий наш отец и исповедник Феодор Студит говорит об этом в своём замечательном послании: “ты мне сказал, что боишься сказать своему священнику, чтобы он не поминал ересиарха. Я не дерзаю тебе ничего говорить кроме того, что осквернением будет церковное общение через поминание на Литургии, даже если православен тот, кто понимает”. Вот как сказал святой отец, а до него Бог указал на это, сказав так (через пророка): “Священники отвергли Закон Мой и надругались над святынями Моими”. Каким образом? Тем, что они не отличали скверного от преподобного: для них всё было едино. И эти слова просвещённейшие и истиннейшие. Но может быть мы будем поминать по икономии? Но разве допустима икономия, которая оскверняет божественное, согласно только что приведённому слову Божию, и таким образом отталкивает от божественных святынь Дух Божий — и делает верных непричастными оставлению грехов и божественному усыновлению? Что можно придумать вреднее этой икономии! Разве общение с ними уже наметилось как самоочевидная реальность? Разве они отпали и солгали в одном только пункте? А тот, кто принимает (в церковное общение) еретика, тот подпадает под те же самые обвинения. Причащаясь, он остаётся непричащённым, ибо не может стать причащённым тот, кто разрушает правило Церковное. Ибо эти благородные люди тем самым, что не подчинились церковным установлениям, уже сообщаются и с иудеями, и армянами, и иаковитами, и несторианами, и монофелитами, и говоря проще, со всеми еретиками, и уже по этой причине, не говоря о других, остаются вне прощения, что все признают, и вне церковного общения, и повинны во всех богомерзких ересях тех людей. Очевидно, что из того, что они не отделяются от еретиков, вопреки Церковному канону и данному свыше Божьему закону, они оказываются исполненными всякой ереси, а не по какой-либо другой причине. А давать примат еретику, который еретичествует против всей Христовой Православной Церкви — разве это правильно? Это совершенное злоупотребление, а не икономия. Он недостоин поминовения даже на самом последнем месте. Ибо говорит великий отец наш Григорий Богослов о кающихся, изрекая божественное слово: “Если они не покаются и не осознают своей вины, я не приму их в церковное общение, если они не придут с повинной головою, что было бы их достоинством, и не возьмут на себя исправление зол. А когда я их приму в церковное общение, то и отведу им подобающее место”. А где же исправление: в нём и в тех, кто с ним? Где принятие на себя доброго дела? Так что они недостойны даже последнего места, какой же им нужен примат? И в ущерб кому они собираются иметь власть над божественными Церквями? Увы, разве не ко вратам ада приближаются те, кто “ведомы слепыми вождями”, по неложному слову Евангелия? И если свет их тьма, то будет так, как сказал великий Григорий Богослов: “Любит начальнику уподобляться всё ему подначальное”. Исходя из каких церковных установлений он сам и его епископат претендуют на это? Они полностью отбросили божественные каноны святых Соборов, и не имеют даже запаха или следа духовного осуществления своей жизни, но во множестве пунктов еретичествуют. Поистине, они наполняют Церковь смятениями и соблазнами. Ибо нельзя смешать то, что неподвластно смешению. Нельзя соединить то, что никак не соединяется. “Ибо какое может быть причастие между справедливостью и беззаконием? Или какое общение света со тьмой?” Тем более мы должны различать, совершенно и полностью, согласно божественным словам, между православными и еретичествующими. Сам Бог заповедовал это свыше, сказав: “И изымется лукавый из среды вашей”. И в немалом числе мест Писания Он сказал так же, так, в Новом Завете: “Если око твоё соблазняет тебя, вырви его” и далее о соблазняющих тебя членах. О ком это сказано, если не о таких людях? И великий Павел через своего Господа и в Нём глаголя, проясняет таковые слова и говорит: “Еретика человека после одного и другого вразумления, отвращайся. Знай, что такой человек развратился, и грешит, будучи самоосуждённым” и ещё “отходите от всякого бесчинно ходящего, не по Преданию, которое вы получили от нас”. Также апостол в других местах своих посланий вообще велит не есть вместе с ними. В согласии с ним возвещает богоносный великий отец наш Игнатий, который в послании предостерегает нас от человекообразных зверей — еретиков, которых мы не только не должны принимать, но и если возможно, вообще не встречаться с ними. Нам не позволяется есть вместе с ними. И если мы не должны говорить им “радуйся”, чтобы на смешиваться с ними, и обязаны избегать встречи с ним, как же мы сможем признать их первыми, их судьями православных Церквей, и поминать их (Папу) как православного в церкви, и трубить при престоле таинств, который освящает нас, при условии, что мы не позволяем престолу быть осквернённым. Так что никаким образом этого не допускай, ради своей святой души. Ни в коем случае, царь святой, богонаставляемый самодержец, и во всём христожеланный и христолюбивейший. Пребывай на том, на чём пребываешь, благодатью Христовой, чему ты научен и во что уверовал. Зная тот благой залог, который ты выучил у других людей, храни его. И отвращайся, согласно поучению великого апостола, от скверных новшеств лжеименного знания, которое некоторые возвещая, в вере погрешили. И тогда ради тебя и вместе с тобой и со всем твоим домом богопрославленных и мы, вся христианская полнота, православнейше, как друзья Божии, сохранимся до дня пришествия Господа, и безупречно станем, вместе с тобой и мы, наследниками Его Царствия навечно. Верен Бог, призывающий нас, что и сотворит, если заповеди Его соблюдём, благодатью Христовой в Духе Святом. Аминь.


 

1 Это Послание направили Императору Михаилу Палеологу монахи со Святой Горы Афон, чтобы отвратить его от его намерения, которое он стремился осуществить, не обращая внимания на жертвы, заставляя и их одобрить нововведения латинян. Это послание настолько раздражало латиномыслящих, что они стали преследовать монахов, превосходя жестокостью даже идолопоклонников, о чём рассказывает Досифей и о чём мы вкратце написали в конце главы. Это ясное и догматическое послание, до сих пор не изданное (по одной из рукописей оно было издано по-гречески в России епископом Арсением Иващенко: Новгород, 1895 — прим. пер.), мы переписали по древним рукописям и публикуем здесь ради пользы наших читателей. Списки этого послания находятся на Афоне в Протате, в Священном Монастыре Ватопед, в Русском Монастыре Святого Пантелеимона, в Скиту Святой Анны, и возможно и в других обителях.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События