Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Сущность Римо-Католицизма (Папизма)

Ontology of the Papasy-Roman-Catholitism

Η οντολογία του Παπισμού

Митрополит Навпактский св. Власия Иерофей (Влахос)

Metropolitan Hierotheos of Nafpaktos

Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου

Известно решение Священного Синода[1] относительно визита Римского папы в Грецию. Папа принимается как светский лидер, как глава государства Ватикан, который получил приглашение от президента Греческого государства, и наносит визит в Грецию. В рамках этого визита Элладская Церковь определит свою позицию.

Далее мне хотелось бы изложить несколько своих соображений относительно самой сути папизма.

Церковь и папизм.

Некоторые люди высказывают ошибочные мнения относительно Католической Церкви, потому что кат(ф)олический (καθολικός), который отождествляется  с православием, принадлежит Православной Церкви, также как и термин Церковь не применим к государству Ватикан.

Папизм находится вне Церкви и это становится вполне очевидным благодаря двум соборам, которые для нас православных рассматриваются как Вселенские, на которых велась речь о ересях Filioque и о тварности божественных энергий.

На VIII Вселенском соборе при свт. Фотие Великом, на котором были представители тогда православного Римского папы, были осуждены франкские епископы, которые добавили в Символ веры вставку Filioque, потому что данная вставка «как известно наносит, несомненно, непростительное оскорбление Отцам» поэтому и говориться «если же кто из клириков да будет навсегда низложен за это внесение, если же мирянин, да подвергается анафеме». Конечно же само это осуждение имеет полную силу применительно к Римским папам с тех пор как первый папа из франков (Сергий IV) завладел Римским престолом и ввел Filioque в Символ веры  во время своего послания на свое восшествие на престол (1009г.), а папа Бенедикт VIII его официально внес в Символ веры , который прочел во время Божественной литургии (1014). Характерно то, что в «Синодике Православия» говориться, что те, которые чуждаются «сего Бога Слова и единосущного и единосславимого Ему Утешителя Духа богоприличного единочестия и достоинства, анафема».

На Соборе 1341г при свт. Гргорие Паламе, а также в Соборном Томосе говориться, что те, которые принимают учение, что Божественные энергии тварны суть и в особенносте те, которые считают, что Божественный Свет суть тварен, на чем настаивал схоласт и униат Варлаам Калабрийский, несомненно составляет и основной догмат Папизма, что становится вполне очевидным из трудов Фомы Аквинского, находятся вне Церкви. Пишется, что если кто-то утверждает данные взгляды и не принесет покаяния «являются суть отлученными от Церкви и отрезанными от святой Христовой Кафолической и Апостольской Церкви и Православной, организма христиан».

В Синодике Православия анафематствуются те, которые приемлют учение Платона об идеях, то есть метафизику и онтологию, а также взгляды теории  Analogia Enti, что якобы существует аналогия между Богом и миром, теорию Analogia Fide , что существует подобие между Богом и Священным Писанием, а также анафематствуются и те, которые не принимают догматы веры с чистой верой и простым сердцем, всей душой, «но », то есть вводят схоластический метод познания Бога.

Всесторонне анализируя данный вопрос, мы можем обратить внимание на то, что среди великих богословов и отцов Папизма стоят Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский, учение которых принимает папское богословие и практическая жизнь папства.

 

Ансельм Кентерберийский разработал и ввел богословскую доктрину об удовлетворения божественной справедливости, правосудию: что грех Адама оскорбил Божественное правосудие, и что Крестной жертвой Христа принесено удовлетворение божественному правосудию и восстановлен порядок в творении. Речь идет об искажении истины о Боге, потому что Бог представляется со свойствами присущими подобострастному человеку, который оскорбляется и уязвляется, но и также это касается и искажения представления о таинстве божественного вочеловечения и крестной жертве Христа. Несомненно, богословие об удовлетворении божественному правосудии принимается феодальным строем со всеми вытекающими отсюда богословскими и социальными последствиями.
Фома Аквинский является наиболее характерным представителем схоластики попытался объединить взгляды блаженного Августина и Аристотеля. Кроме всего прочего, он отождествляет нетварную энергию Бога с нетварной Его сущностью, потому он и говорит о actus purus, и вводит ошибочное мнение о тварных энергиях Бога. То есть любовь, божественная благодать, мир Божий являются тварными Божественными энергиями Бога. На основании этого мнения выстраивается учение о Святом Духе как исходящем и от Отца и от Сына (Filioque), о чистилищном огне, о непогрешимости папы и т. д. Все эти взгляды были осуждены на  VII Вселенском соборе и Собором при свт. Григории Паламе, который считается IX Вселенским собором, как это представлено в «Синодике Православия». Также анафематствуются и те, которые не исповедуют, что у Бога есть сущность и сущностные, природные энергии.

По всем этим причинам свт. Григорий Палама говорит: «Те, кто стоит в истине , тот находится в Церкви Христовой, а те, которые не пребывают в истине, те суть не принадлежат Церкви Христовой» Так говорит и святой Ириней, епископ Лионский: "вне истины" находящийся автоматически находится и "вне Церкви", потому что те, кто не принимает предание Апостолов и веры Церкви, тех мы считаем, согласно свмч. Иринею «за еретиков и злочестивых, или как за раскалывающих (Церковь) и гордых, и надменных»

 


2. Апостольская преемственность и папство



Поскольку вне Церкви не существует никаких Таинств, по этой причине и римо-католические клирики и сам Римский папа для нас, православных, не имеют священства, то есть в них прервалось апостольское преемство.

Конечно, это может звучать немного странно, но это та реальность, на которой основано православное богословие.

Апостольское преемство это не просто серия, целый ряд рукоположений, но в тоже время и причастность богооткровенной истине. Когда какая-то Церковь отрывается от древа Православной Церкви по причине догматических отличий, то это означает, что она лишается таинства священства. То есть, когда утрачивается богооткровенная истина, и усваиваются еретические взгляды, то это имеет свои последствия, которые отражаются на апостольском преемстве. То есть святые Апостолы передали благодать священства, но в тоже время они передали через возрождение человека и всю богооткровенную истину.

В этом смысле следовало бы напомнить учение свмч. Иринея, епископа Лионского, в котором вполне ясно излагается то, что Церковь самым тесным образом связана с Православием и Божественной Евхаристией. Отсюда следует, что когда клирики утрачивают православную веру, они откалываются от Церкви. И в таком случае, конечно же, не существует ни апостольского предания, ни апостольского преемства. То что свмч. Ириней связывает апостольское преемство не только с рукоположением, но и с сохранением истин веры, становится вполне ясно из одного отрывка его сочинений: «Посему в Церкви необходимо иметь послушание пресвитерам, которые имеют преемство от Апостолов, поскольку мы уже показали, что с ними непоколеблемо пребывает благодать истины с епископским преемством, которую они восприяли по благоволению Отца».

Поэтому поскольку у римо-католиков (папистов) нет священства, у них нет таинств, и то, что они совершают это не освященные таинства. Но если, как утверждают некоторые, Папа имеет священство, то тогда таинство Евхаристии  является действительным, и хлеб, который находится на Престоле — это Христос, а тогда мы впадаем в две ошибки, либо нам следует причащаться пречистых Таинств, нарушая многочисленные священные каноны, либо питать отвращение к Самому Христу, находящемуся на святом Престоле.

Главным образом нам следует сказать, что Ватикан это не Церкви, но и политико-экономическая структура, находящаяся за пределами Церкви, а Папа и все "духовенство" из Ватикана вовсе не являются преемниками апостолов, у них нет апостольского предания и апостольского преемства.

Таким образом, следует подчеркнуть, что мы православные христиане и римляне — ромеи, то есть потомки Римской империи, и Кафолики, то есть православные сказать, потому что этот термин «кафолик» (Καθολικός) означает всецелостный (καθ’ όλου), православный. Паписты являются это франколатины, после захвата кафедры города Рима франками, которые в тоже время и еретики. Во время путаницы, смешения, которым является именно наше время, нам следует быть исповедниками Веры, свидетелями истины и пастырями, которые будет пасти народ Божий на основании и на условиях церковно-экклесиологических, которые ведут ко спасению.

 

Перевод «Православный Апологет» 2011г.



[1]   Эта статья митрополита Иерофея была написана накануне визита Римского папы Иоанна Павла II в Афина в 2001г., Это событие вызвало справедливую буру негодования иерархов Элладской Церкви и народа. Митрополит Иерофей эту статью написал в качестве разъяснения историко –догматическую позиции Православной Церкви в отношении Римо-Католической Церкви. И поэтому она нисколько не утратила своей актуальности, в особенности сегодня, когда даже мс профессорских кафедр высказываются точки зрения совершенно противоположные голосу Церкви, но при этом выдаются за позицию Церкви.



Подписка на новости

Последние обновления

События