Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

Учение римо-католиков (папистов) о непорочном зачатии Богоматери

Η ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΠΕΡΙ «ΑΣΠΙΛΟΥ

ΣΥΛΛΗΨΕΩΣ» ΤΗΣ ΘΕΟΤΟΚΟΥ

     ΥΠΟ ΤΩΝ ΠΑΠΙΚΩΝ




    Γράφει ὁ Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης

пишет протопресвитер Феодор Зисис[1]

 

1. Ересь папистов и православная позиция.

 ῾Η παπική αἵρεση καί ἡ

   ὀρθόδοξη θέση.

Между новыми и еретическими догматами Папизма существует и учение о «непорочном зачатии» (immaculata cjnceptio) Богоматери. Согласно этому учению Богоматерь якобы была изъята не только от личных грехов, но и от первородного греха, который передается через естественное рождение всем людям. То есть она была зачата от своих родителей Иоакима и Анны «непорочно», без передачи первородного греха.

Это еретическое учение на протяжении веков отвергалось и великими папскими богословами, как, например, Фомой Авинским.  И это потому, что не имеется для этого учения никакого основания в Священном Писании и в Святоотеческом Предании, а говорится лишь об уникальность сверхприродного Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Только Христос родился непорочно, и Он через естественное рождение прервал преемственную передачу первородного греха, поскольку Его собственное зачатие не было естественным, но сверхъестественным. Он не был зачат по желанию и при смешении мужа и жены, но безсеменно «от Духа Святого и Марии Девы». Пресвятая Богоматерь была «превыше мужа» и «превыше брака», то есть не имела мужа и не была в  браке, и даже была «безмужной», она не имела супруга, мужа. Иосиф Обручник был лишь ее простым покровителем и опекуном, поэтому, когда он уверился в том, что Богоматерь зачала, даже не зная о чудесном зачатии от Святого Духа, решил ее изгнать: «...хотел тайно отпустить ее» (Мф. 1, 18-19). Богоматерь родила Христа чудесным образом, поскольку Она была девой, но и по рождении дитя она также оставалась девой, то  есть она - трижды дева и приснодева: до рождества, в рождестве и после рождения Богомладенца Христа.

Не то же самое произошло во время рождения Пресвятой Богоматери. Несомненно, то, что она родилась чудесным образом от бесплодных и престарелых родителей, Иоакима и Анны, однако же все происходило естественным образом: было соединение мужа и жены, супруги и семени. Богопроматерь Анна не была сверхмужной и сверхбрачной и безмужной, ни девой, она была супругой Иоакима. Зачатие Богоматери не было безсеменным, но из семени отца Иоакима, как и всех людей. Поэтому и Ей был передан первородный грех.[2] Непорочным и сверехъествественным от Духа Святого и без семени зачатие было только рождество Богочеловека Христа от Девы Марии. Оно является единственным безгрешным во всем, совершенно и абсолютно безгрешным. Пресвятая Дева как наследовавшая первородный грех является лишь относительно безгрешной.

Несмотря на это, при наличии стольких ясных церковных учений, утверждаемых и ранее и многими папскими богословами, папа Пий IX не побоялся этого, но самочинно и эгоистично  возводит новое учение в догмат в 1854г., о «непорочном зачатии»,  и вносит новую ересь в прежние ереси папизма. Многие специальные исследователи утверждают, что это деяние  подготовило и принятие другой страшной ереси и заблуждения папизма, «непогрешимость» папы, учение, которое принял вскоре II Ватиканский собор в 1870г. То есть Ватикан хотел показать, что папа не связан ни священным Писанием, ни Святоотеческим Преданием, что он может догматствовать вопреки им, поскольку он является «непогрешимым».

2.     Тропарь праздника Успения Богоматери не учит о «непорочном зачатии».

  Τό τροπάριο τῆς ἑορτῆς

τῆς Κοιμήσεως δέν διδάσκει

  τήν «ἄσπιλον σύλληψιν».

Мы в простой и сжатой форме представили еретическое учение папизма и учение Православной Церкви, в которых всякий может обнаружить очень многое  для догматического руководства православных богословов и для специальных монографий. Причиной появления нашей краткой и пастырской работы по данной теме стала публикация комментария, который был опубликован в газете «Ορθόδοξος Τύπος»  в № 1819 от 12 февраля 2010г. в разделе «Γεγονότα καί Σχόλια» с заголовком «Зачатие «непорочное» и зачатие «безсеменное». Касательно соответствующего комментария, читателем был задан вопрос: разве не плохо то, что мы отвергаем папский догмат о «непорочном зачатии» Богоматери, поскольку в третьем седальне Вечерни праздника Успения Богоматери речь идет о Рождестве через безсеменное зачатие? В действительности кто-то  может,  если проявит внимательность к тексту тропаря, задаться вопросом и удивиться данной мысли.

Тот же вопрос  был поставлен в письме почти в то же время, возможно, тем же самым лицом, которому хотелось, чтобы была некая гарантия для ответа на заданные вопросы, чтобы не было бы более сомнений по этому вопросу и необходимости проявлять  осторожность. Во всяком случае, мы стремимся показать, что если бы тропарь, в сущности, давал некий повод для учения о «непорочном зачатии», то это уже было бы замечено папскими богословами и они бы обогатились еще одним оружием против тех, которые отвергают их еретический догмат, в особенности против нашего Православия. При этом они бы говорили, что мы невнимательно относимся к текстам нашего богослужения. Это делали паписты, которые приводили Святых Отцов, в особенности известный папский богослов M. Jugie, однако, они цитаты святых отцов перетолковывали и искажали. Во всяком случае, тропарь, насколько мы знаем, не был ими приводим. В действительности это означает, что в нем не утверждается учение о «непорочном зачатии». Если бы оно подтверждалось, то этот бы тропарь несомненно был бы использован.

Но давайте взглянем на седален и на то, о чем он говорит и каков в нем богословский смысл.

 

«В Рождестве твоем зачатие безсеменное, во Успении твоем мертвость нетленная, чудо в чудеси сугубо стечеся, Богородице: како бо Неискусомужная Младопитательница чиста сущи? Како же Мати Богу мертвоносна мироухающи Тем же со Ангелом вопием ти: радуйся, Благодатная»

 

  Κάθισμα. ῏Ηχος γ´. Τήν ὡραιότη-

τα

  ᾿Εν τῇ Γεννήσει σου σύλληψις

ἄσπορος· ἐν τῇ Κοιμήσει σου νέ-

κρωσις ἄφθορος· θαῦμα ἐν θαύματι

διπλοῦν συνέδραμε Θεοτόκε. Πῶς

γάρ ἡ ἀπείρανδρος βρεφοτρόφος

ἁγνεύουσα; Πῶς δέ ἡ μητρόθεος

νεκροφόρος μυρίζουσα; Διό σύν τῷ

᾿Αγγέλῳ βοῶμεν σοι· Χαῖρε ἡ Κεχα-

ριτωμένη.

 

Проблему составляет начальная фраза «В Рождестве Твоем» и в особенности, или главным образом «Твоем», которая однако, как мы научаемся составленным текстом, не является субъективным, но является объективным...

То есть не следует истолковывать «когда была рождена», но «когда родилась». То есть это в данном случае понимается так: «В Рождестве Сына Твоего», когда ты родила своего Сына, Христа, а не «когда Ты была рождена» от Иоакима и Анны. Несомненность такого истолкования подтверждается из последующей определяющей фразы «зачатие безсеменное», которое вполне ясно указывает на рождество не Богоматери от Иоакима и Анны, где было семя, но на Рождество Христа от Богоматери, Которое было без семени, «безсеменное», от Духа Святого. Никогда вплоть до сего времени, даже паписты не дерзали утверждать, что Рождество Богоматери от ее родителей было безсеменым. Следовательно «В Рождестве Твоем зачатие безсеменное» истолковывается так: «Во время Рождества Сына Твоего зачатие было безсеменным».

Тропарь праздника святых Праотцев, в среду до Недели Рождества Христова, говорит вполне ясно, что Пресвятая Дева родилась «от семени» ее родителей, в то время как само Рождество Христа безсеменное. «Прославляются в славе Святые, яко из семени их сущи плод родила безсеменно и славна». Также в известном богородичне (догматике) вечерни 1-го гласа говорится, что Богородица  зачата от людей: «Всемирную славу от человек прозябшую и Владыку рождшую...»

 Следовательно, седален Успения касается Рождества Христова, а не Богоматери. Поскольку речь идет о двойном чуде безсеменного зачатия и нетленной смерти тропарь дает пояснение с помощью слова «же»: «Како бо Неискусомужная Младопитательница чиста сущи?». То есть: «Как это возможно тебе, которая не познала мужа (безмужная) и непорочной пребываешь, дабы своим молоком питать младенца?»

Следовательно, нет никакого сомнения в том, что по самому смыслу седальна  он не имеет никакого отношения в догмату «непорочного зачатия» папистов. Он касается только непорочного и безсеменного зачатия Господа нашего Иисуса Христа, Которого родила Богоматерь сверхъестесвенно от Святого Духа, обновляя тем самым и духовное  рождение всех верующих в Духа Святого, которое совершается в купели святого Крещения.

 



[1]    газета Ορθόδοξος Τύπος 2 Απριλίου, № 1826, σελ. 6η

 

[2]    Мы отсылаем читателей к фундаментальному труду известного православного богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение»,  в котором в главе VI «Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и марилогия», излагается учение свт. Григория Паламы о рождении Богоматери и опровергаются мнения о том, что свт. Григорий разделял мнения латинян в учении о Богоматери о ее «непорочном зачатии». Свт. Григорий Палама уча о чудесном зачатии Богоматери, которое произошло по их горячей молитве, и невзирая на преклонный возраст обоих, тем не менее было небезсеменным, а, значит, не непорочным. Очень важным и центральным пунктом учения свт. Григория Паламы о Боговоплощении является, в чем он более детально раскрывает святоотеческое учение о первородном грехе, учение именно о необходимости безсеменного зачатия Богочеловека. Ибо иначе не могло бы совершиться Боговоплощение, либо Христос был бы «ветхой чеканки» и не смог бы быть Спасителем человечества. (См. его Омилию 16). Само естественное рождение является каналом передачи первородного греха. «Потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, - хотя и у целомудренных, путем силы воли, и держится в рабстве и послабляется в целях только деторождения, - как-то от начала привносит осуждение (ἀλλὰ τὴν ἀπ᾽ ἀρχῆν ἐπάγεται καταδίκην), будучи тлением (φθορὰ οὖσά), и называемо так, и рождает, конечно, для истления... (καί πρός φθορὰν πάντως γεννῶσα)». (В переде Архим. Амвросия Погодина. Омилии. М. Паломник. 1993, ч. 1, Омилия 16, с. 155, ЕПЕ. Γρηρορίου Παλαμᾶ Ἔργα, τόμ. 9. Ὁμιλία ΙΣΤ, σελ. 428).



Подписка на новости

Последние обновления

События