Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Папство-Римо-католицизм не является Церковью

Ὁ Παπισμός δεν είναι Ἐκκλησία1

 

г. Стергиос Н. Саккос

заслуженный профессор Университета

 

Не будет хорошо плыть “наш корабль, если он наполнен водой”. Это утверждение подтверждается двумя событиями, которые произошли в конце прошлого года. Как только папа нанес визит в Фанар и логически вытекающими последствиями стали восторженные заявления писак, что “папа покрыл броней патриархию”, и приезд архиепископа кир Христодулоса в Ватикан и его стремительное желание “осуществить в жизни полное единство и причащаться тела и крови Господней из этой Чаши Жизни”, указывают на важный, жгучий в наши дни вопрос экклезиологического характера: Является ли папизм (Римо-Католическая церковь) Церковью?

Обозревая происходящее с болью, любой убедится в том, что экуменизм хорошо проделал свою работу. Он подчеркнёт положительные стороны, которые имеет папизм и которые есть во множестве посеянных ересях и в немых религиях, и его считает сродным Православию. Кто может оспаривать, например, замечательную социальную деятельность папистов не столько в Европе, сколько в миссионерской деятельности в Америке, Азии и Африке, где героизм и мужество миссионеров засвидетельствовали их веру? Кто станет оспаривать, что благодать в этих ста тысячах людей во всём мире усердно распространялась по причине их связи с Богом, что они жили благочестиво и в вере? Кто не признает у них чудесных случаев в области науки и техники, сильную апологетику в отношении материализма, атеизма и неверия? Однако, разве примеры достижений не продемонстрировали похвалы в адрес протестантских исповеданий и даже “свидетелям Иеговы”?

Кто отрицает также услуг и помощи, которые приносит папская “Церковь” православным в диаспоре, стольких стипендий, которые она выделяет для православных учащихся и учёных? Но разве достаточно личного уважения и восхищения чьей-то благотворительностью, чтобы мировое государство Ватикан окрещивать именем “церкви-сестры” и обмениваться литургическими привествиями любви с ересиархом папой?

Сколько же случаев можно насчитать, когда тысячи святых папской “Церкви”, которые не имеют совершенно никакого отношения к Православию, как и то, что православные святые не признаются западными христианами, и только это уже подчеркивает и указывает на ту пропасть, которая нас разделяет. То есть в то время как святые различных стран Православной Церкви, как, например, России, Сербии и т.д, являются общими для всех православных, тоже самое не происходит со святыми западных христиан, потому что они просто напросто не принадлежат единой Церкви.

Затем, хотя сто миллионов папистов подают доброе свидетельство миру, это нисколько не оправдывает ужасное поведение других папистов и конечно же клириков, не делает чести папизму. Более того, возлагает на него вину, поскольку он удерживает во тьме ересей души расположенных к добру людей. Об этих душах молится Православная Церковь, вознося свои прошения к своему Божественному Создателю “заблудшия возстави, и сопричти святей твоей соборной и апостольстей Церкви”. Она молится о “соединении всех” а не “всех Церквей”, по одной простой причине, потому что не существует множество Церквей, но одна в которой мы молимся о том, чтобы обратились к ней все заблудшие.

Таким образом, заблуждаются те православные богословы и иерархи, добрые и уважаемые в другом, когда с большой непринужденностью и открытостью называют папизм “Церковью-сестрой” Православной Церкви. Тем самым они исповедуют, что Православие и папизм составляют единую Церковь и что единственное различие, которое нас отделяет от папской церкви – это расположение: мы являемся Восточными, а они – на Западе!

Мне вспомнился один уже блаженнопочивший иерарх, который не отличался богословским образованием ни изысканностью манер, однако он обладал тонким чувством ответственности как православный иерарх. Итак, каждый раз, когда он оказывался среди друзей богословов, он их спрашивал: “Не скажете ли вы мне, богословы, является ли папство Церковью?” И когда он получал отрицательный ответ, он удовлетворительно кивал головой: “И я говорил!”

Под этим предлогом некий современный публицист с ностальгией вспоминал то добродушную и откровенную позицию, когда непослушанием спасена истина. Более конкретно, я читал в книге поседевшего епископа , которого я уважал с детства и любил за просвещённость и добродетельность, следующее: “Западная Церковь канонически совершает священные Таинства и верующие римо-католики, которые участвуют в мистической жизни, ведутся ко спасению. Однако из-за необходимости сохранения точности в вопросах веры, а именно отсюда проистекают причины Схизмы, прервано общение в таинствах (Intercommunion) между Православной и Римо-Католической Церковью”.

Не много ни мало уважаемый писатель нашей святой Церкви ушёл от ответственности в вопросе об отделении и отступничества папистов. В сущности речь идет о “большом соблазне”, как он это оценивает, который, однако, не обременяет Церковь, но тех, которые его создали, разрывая нешвенный хитон Христов и нанося раны единству Его Церкви.

Конечно же виновниками за отделение папистов от единой Церкви он считает он считает в своем труде “богословов и руководителей двух Церквей”. И что же касается богословов и лидеров Запада, то он обсуждает этот вопрос. Однако им в равной мере отвергается ответственность богословов и руководителей Православной Церкви. Кто же они? Очевидно на это ответит свт. Фотий Великий, который защитил Церковь от диктаторства папы и стал символом Православия для благочестивого народа. “Благодать Божия и Его вдохновение подобные свету преподаны чистой душе святейшего патриарха, яко просвещает и освящает всякую тварь.” (J. D. Mansi, Sacrorum Consilliorum nova et amplissima collectio, 17A, 484 ), исповедали даже папские легаты Рима.

Им является и Иосиф Вриенний, который в его трудные времена считал соединение с папистами событием очень важным и спасительным для несчастной Византийской империи, за “вторичное домостроительство Божие после воплощения”. Он однако подчёркивает, что если мы не урегулируем разногласия, которые отдалили папистов от Церкви, то всякое соединение является “схизмой, которая еще хуже прежней схизмы и разделением, резанием, хитростью”.

Свт. Марк Евгеник, являющийся учеником Вриенния, который ставил свободу веры выше свободы отечества, возвещал: “Латины являются не только схизматиками, но и еретиками , и наша Церковь об этом умалчивает, потому что их род является больше нашего и сильнее, нам же ничего не надо о них утверждать, разве то, что они еретики, поэтому нам совершенно невозможно с ними соединиться если они не уберут прибавку из Символа и будут исповедовать Символ веры также, как и мы”. (ίς» (J. D. Mansi, Sacrorum Consilliorum nova et amplissima coilectio, 31A, 885DE )

Есть и прп. Никодим Святогорец, согласно воззрениям которого латины “очень древние еретики”, как об этом говорят “книги святейшего Патриарха Иерусалимского кир Досифея, бича папизма” (Πηδάλιον, σ. 55 ). К ним-то я и отсылаю.

Есть св. Косьма Этолийский, который с помощью наипростейшего своего учения указывал христианам на то, чтобы они опасались папы, поскольку он является коварным воплощением образа антихриста. (См.. Σ. Ν. Σάκκου, Ο απόστολος του σκλαβωμένου γένους, Θεσ/νίκη 1996, σελ. 205 )

Есть свт. Нектарий, который, изучив историю папской схизмы, замечает: “Единство Церкви не основывается и не зиждится на единственной личности одного из Апостолов, но на личности Спасителя нашего Иисуса Христа... Из Вселенской Церкви только Римская Церковь иначе воспринимает дух единства и с помощью иных способов требовала и домогалась его. Отличие в этом понимании образа единства и вызвало схизму, которая принимает сначала от первых веков принцип, прибавило со времени и пошла дальше сообразно с применением Римской Церковью принципов, вплоть до совершенного отпадения из-за притязаний пап... И по этой причине произошёл раскол, который является величайшим, поскольку ликвидирован дух Евангелия, и наиважнейшая догматическая причина, поскольку эта схизма является отвержением принципов Евангелия. Другие догматические причины, также очень важные, дают право их считать вторичными и отрицающими ту первую причину”. (Μελέτη ιστορική περί των αιτίων του σχίσματος, τόμ. 1ος, Αθήναι , σελ. 69)

Также есть Михаил Кируларий и Геннадий Схоларий. Можно увеличить этот список для того, чтобы нам представить всех тех Святых Отцов и учителей Церкви, которые на протяжении двенадцати веков, которые прошли до нашего времени после отступления папистов, без пристрастия и злобы, но со сдержанностью и дерзновением осуждали папскую ересь. Я остановлюсь только на имени свт. Григория Паламы, который со всей мощью обнажил филопапизм православного представителя Варлаама Калабрийского, один из образов униатства той эпохи. Бескомпромиссно и неопровержимо свт. Григорий жестко осуждает “богохульное добавление” об исхождении Святого Духа и от Сына, а также все папские злочестивые нововведения и призывает всех верующих проявлять неусыпную бдительность в вопросах веры. Молчание в вопросах веры, говорит он, является третьим видом атеизма после отрицания Бога и отвержения Иисуса Христа.

Борьба свт. Григория нашла свой отклик в предании Церкви и является в том факте, что Церковь установила чтить память этого Святителя на второй Неделе святой Четыредесятницы после Недели Православия. Никто не чтится из древних великих Отцов и богословов Церкви так, как свт. Афанасий Великий, свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и другие, поскольку в их историческую эпоху Запад не переходил в какой-то иной лагерь, он принадлежал единой Церкви Христовой. Позже основополагающий и главный догмат о главенстве папы, который был превознесен, как лишённый фундамента и готовый обрушиться минарет, паписты склеили как некое основание некоего целого созвездия еретических догматов. Таким образом они отступили и оторвались от Православия. Итак, Церковь чтит свт. Григория Паламу как выразителя и воплощение Православия, поскольку он нанёс сокрушительный удар папизму, который в то время уже выкристаллизовал свои еретические заблуждения.

Эти святые Отцы Церкви, которые весьма ясно и решительно осуждают папизм как ересь, и мы последуем их бескомпромиссной позиции, и на них возложим ответственность. Бог да помилует нас и да сохранит Свою Церковь от ...нашего богословия!

  

http://www.oodegr.com/oode/oikoymen/oikoymen.htm

1Источник -Πηγή: Εφημερίδα-газета «Ορθόδοξος Τύπος» Να 1676 (9/2/2007).



Подписка на новости

Последние обновления

События