Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия

Μητροπολίτης Γόρτυνος Ἰερεμίας

Филиокве

Το «Φιλιόκβε»

 

 

  1. Говоря сегодня, дорогие мои братья, о Святой Троице, о нашем Боге, я буду говорить и о имеющемся огромном отличии между нами православными и римо-католиками. Я вам буду рассказывать о Филиокве. Это учение является большим и важным отличием, хотя некоторые его называют небольшим и не столь важным. Мы знаем, что три Лица Святой Троицы, Отец, Сын и Святой Дух являются единосущными (εἶναι ὁμοούσια)

Но мы также знаем, что каждое Лицо обладает собственными, личностными свойствами, которые отличают одно Лицо от другого. То есть Святая Троица является и неделимой и разделимой. Как совершенно верно говорит свт. Григорий Богослов «Божество в Разделенных неделимо» («ἀμέριστος ἐν μεμερισμένοις ἡ θεότης») ![1] Личные свойства Лиц Святой Троицы, как мы говорили в предыдущем нашем слове, суть следующие: отец является нерожденным (ἀγέννητος), «саморождающимся» (αὐτογενής), и  Он является источником бытия для других Лиц. Сын рождается от Отца и Святой Дух исходит от Отца. То есть  отношение Сына к Отцу имеет отличие от отношений Отца к Святому Духу. Сын же рождаетя от Отца, Святой же Дух исходит от Отца. Одно — это рождение, а другое - «исхождение».[2]

 

2. В этом пункте, дорогие мои, мы православные и римо-католики имеем разногласие, поскольку они верят и исповедуют, что Святой Дух исходит не только от Отца, но «и от Сына». На латинском языке это звучит как «Филиокве» (Filioque).

Эту веру в то, что Святой Дух исходит и от Сына, в письменном виде изложил бл. Августин и его использовали на соборе, который состоялся во Флоренции в 1438г для соединения нашей Церкви с Западной.

То есть бл. Августин, а вместе с ним и западные христиане, веруют в два предвечных исхождения Святого Духа: одно- от Отца, и одно — от Сына.

  1. Я сразу же буду говорить о заблуждении и ереси западных христиан. Но для того, чтобы лучше понять это заблуждение, я хочу более ясно представить наше учение о Святом Духе и сказать, что: И мы православные верим во Святой Дух, что как Он предвечно исходит от Отца (См. Ин. 15, 26), также Он посылается и является во времени  в мире от Сына (См. Также Ин. 15, 26).

Да, дорогие мои братья. Послушайте: МЫ верим в два рождения Иисуса Христа. Первое — это предвечное рождение от Отца, «прежде всех век». Второе же рождение Иисуса Христа произошло во времени от Пресвятой Его Матери, во дни царя Ирода.

 

Итак, что касается Святого Духа: Мы веруем, что Он исходит предвечно от Бога Отца, но в мир посылается во времени от Сына.

Ошибка римо-католиков состоит в том, что это послание  в мир Святого Духа от Сына, которое происходит во времени, они его считают за вечное исхождение Святого Духа  от Сына и говорят тем самым о Филиокве.

 

  1. Мы скажем несколько слов относительно заблуждения Filioque, для того, чтобы показать, насколько  это важно. Это учение является ересью.

 а) В то время как мы говорим, что одно есть начало Божества, Отец (мы его называем «Монархия» Божества,), в тоже время католики верят в  Filioque приемля два начала Божества: и Отца и Сына, от Которых исходит Святой Дух. Это называется - «диархия-двуначалие», «двубожие». Два Бога!

б)Но поскольку католики не могут принять учения о «двубожии», то они говорят, что Отец и Сын, от которых исходит Дух, составляет единое начало, а, следовательно, не существует никакого двубожия. То есть теперь тем, что ими говорится, они смешали и объединили два божественных Лица, которые являются неслитными. Это является иной новой ересью римо-католиков, полусаввелианством, о котором мы скажем в другой раз.[3]

в)Почему же римо-католики постарались смешать два божественных Лица, Отца и Сына (Который является особым отличным Лицом),чтобы говорить о том, что эти Лица составляют единое начало, а следовательно Святой Дух исходит и от Сына?

Вот почему: Они указывают на общую божественную сущность, поскольку истиной является то, что Лица Святой Троицы являются единосущными. Это также составляет страшную ошибку, которая сделало неправильным и ошибочным бога католиков.  Католики, в действительности, выделяя божественную сущность в Лице, как мы говорили выше, они изменили Бога в некую абстрактную сущность.

Бог для католиков является какой-то отдаленной и безликой сущностью, и необходимо, чтобы имелись интеллектуалы, которые бы смогли бы убедить с помощью аргументов метафизики, что Бог существует.

Бог для католиков — это бог философов, но не личностный Бог, Бог Авраама, Исаака и Иакова. Мы, православные переживаем Бога в сердце, ощущаем Его так, как об этом нам говорит Священное Писание, что т. е. Бог есть — Личность и Любовь.

г) Католики по причине учения Filioque причисляют Святого Духа к Сыну, и поэтому Запад не придает большого значения делу Святого Духа ни в Церкви, ни в повседневной жизни каждого верующего.

Поэтому Церковь для них является неким светским учреждением и управляется как какая-то человеческая организация. Поэтому ими подчеркивается и выделяется власть папы и его авторитет.

 

 

  1.  Для бл. Августина, на которого мы ссылались, было большим недостатком то, что он не знал греческого языка и не изучал греческих Отцов нашей Церкви. Верное толкование Священного Писания, говорим мы православные, возможно только посредством Святых Отцов. Касательно же вопроса, которого мы касались сегодня, я говорил, что да, конечно, бл. Августин ошибочно воспринял предвечное исхождение Святого Духа как исхождение от Сына. Но он говорит, что то исхождение совершается «по дару Отца».

Он даже принимает то, что Святой Дух «первоначально» и «главным образом» исходит от Отца.[4] Это догматствование бл. Августина находится близко к нашей вере.

 

© перевод «Православного Апологета» 2012г.

http://anavaseis.blogspot.com/2012/07/blog-post_7151.html



[1]   Свт. Григорий Богослов. Длвл 31, о богословии пятое, о Святом Духе, BEΠΕΣ τομ/59, σ/ 273, 14 ((ΙΔ)

[2]   Об отличии двух терминов рождение и исхождение см. Х.  Ἀνδρούτσου, Δογματική τῆς
Ὀρθοδόξου Ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας, σ. 79

[3]   Саввелий был еретик, который жил во 2-м столетии. Н утвеждал, что Отец, Сын и Святой Дух не являются тремя конкретными лицами, но яляются просто лишь различными «обазами» (τρόποι) Божества.

[4]   Блаж. Августин учит, что святой Дух, хотя и исходит от Отца  principaliter, «изначально» и «главным образом», но от Сына исходит только  per donum Patris, т. е. по дару Отца. Исхождение Святого Духа от Сына, т.о., является чем-то таким, когда Сам Отец каким-то ообенным образом Его передает Сыну. Точно также как Сын приемлет все как дар от Отца, также Он приемлет и силу «вдыхать» и «подавать» святого Духа.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События