Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Успение Богоматери

Константин Иконому, преподаватель

Η Κοίμηση της Θεοτόκου

του Κων. Α. Οικονόμου δασκάλου

Праздник Успения, который совершается нами 15 августа (по старому стилю, 28 августа по гражданскому календарю)  был установлен  в честь Матери нашего Господа, и вероятно он является одним из самых древних.

Первые исторические упоминания  об этом празднике появляются в середине 5 столетия, в тот самый исторический период, когда был созван III Вселенский собор. Положение Девы Марии в богослужебном кругу нашей Церкви было подтверждено Вселенским собором в Эфесе, хотя несомненным фактом является и то, что почитание Богоматери было усвоено местными христианскими общинами гораздо ранее. Сведения о жизни Богоматери до ее Благовещения и после Вознесения Господа мы восприняли от Православного Предания, поскольку книги Нового Завета не дают нам возможности узнать некоторые сведения об этих периодах ее жизни. Из Священного Предания эти сведения были перенесены в так называемые в апокрифы, или в книги с ложным надписанием. Таким образом, мы могли бы сказать, что 15 августа является  историческим наследием этих книг. Итак, таким  главным источником является «Апокрифичекское сказание святого  Иоанна Богослова об Успении Богоматери Марии» (“Η Απόκρυφος διήγησις του αγίου Ιωάννου του Θεολόγου περί της Κοιμήσεως της Θεοτόκου Μαρίας»), хотя дополнительные сведения мы находим в  творении святого Дионисия Ареопагита «О божественных именах», в «Похвальных словах на Успение» («Εγκώμια εις την Κοίμησιν») разных Отцов нашей Церкви, таких как свт. Модест Иерусалимский, Андрей Критский, Герман Константинопольский, прп. Иоанн  Дамаскин, и других, а также в песнопениях, которые поются в нашей Церкви. В этих текстах сохраняется «древнейшее и истеннейшее» предание нашей Церкви относительно этого события в жизни Богоматери.  Одной из частей этого предания является также и православная иконография.

Согласно тем сведениям, которые нам дают о Богоматери вышеупомянутые тексты, Богоматерь была извещена от ангела Божия о приближающейся Ее кончине. Посему она взошла после на Элеонскую гору для того, чтобы помолиться, затем Она вернулась в свой дом. Там Она известила знавших Ее о своем отшествии из мира и подготовила для Себя место погребения. Вокруг одра Богоматери собрались все Апостолы, за исключением апостола Фомы. Силою Святого Духа в виде облаков она были взяты из различных частей вселенной, где они проповедовали, и были собраны в иерусалиме.  кровати Марии собрались все апостолы, кроме Фомы. Сила Святого Духа в виде облака схватил из различных частей мира, где проповедовал и принес их в Иерусалим. «Богоприемное Ее тело, вынесенное и погребенное с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании. И [на] этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение. Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись [исходящего] от них несказанного благоухания, они закрыли гроб.»[1] Сын же ЕЕ, Который от Нее воплотился, восприял на небо ее пренепорочное тело и Ее святую душу.

Это предание нашей Церкви, прекрасно резюмируется в эксапостиларии праздника Успения «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, прими дух Мой».

Успение Богоматери включает в себя смерть и гроб, но и переход Богоматери на небо.  Как говорится в кондаке праздника «гроб и умервщение не удержаста (Богоматерь), якоже бо Живота Матерь к животу пристави, во утробу Вселивыйся присоневственную». То есть гроб и смерть не смогли овладеть Богоматерью, по тому что для Господа, Который есть источник истинной жизни, Она стала Пресвятой Его Матерью, матерью жизни, источником жизни.

Поскольку Господь Своей Крестной смертью попрал и упразднил смерть, и он вполне естественно вознес на небеса и Свою Матерь и даровал Ей вечную славу. Как говорится в  песнопении Успения, смерть была поглощена жизнью. Она, которая родила жизнь, перешла к жизни. Так что ее смерть называют «безсмертным Успением» («αθάνατος Κοίμησις»). И все это потому, что Дева Мария первой среди человеческих созданий достигла обожения, которое является следствием воплощения. В лице Богоматери человечество принесло Богу Новую Еву, с помощью Которой осуществляется то, что Бог Сам предполагал совершить с первозданными людьми после их падения:

 Примирение с Богом и обожение человека. Как совершенно точно об этом сказано Святыми Отцами «Бог воплотился, дабы мы обожились».[2] «Бог становится человеком, дабы Адам соделался Богом».[3] Это обожение явила Дева Богородица, потому что, как говорит св. Николай Кавасила, Она в себе показала человека таким, каким он был в Раю, и каким ему долженствовало бы стать в дальнейшем. В Успении Богоматери была явлена слава, которая нас ожидает. Никифор Феотокис добавляет: «Это слава, которую восприяла Богоматерь, превыше всякой славы, поскольку она воскресла прежде наступления времени наступления нетления, она прославилась прежде, нежели свершился суд, дабы прежде восприять воздаяние, во время пришествия дня воздаяния, дабы вовремя по достоинству приять окончательную честь, которая подобна той, которой обладает Ее Сын».

Т.е. ту, которую воспримут верующие после второго пришествия Господа и Страшного суда, Богоматерь воспринимает ее прежде всех. Этим объясняется то, почему праздник Успения Богоматери согласно созданию всей церковной полноты является второй Пасхой. «Инаго жития вечнаго, начала», которое празднуется во время Пасхи Христовой, первым плодом и следствием является слава Пресвятой Богородицы. Что касается нашей Церкви Девы Марии является «падшего Адама воззвание, слез Евиных избавление».[4] Посему в заключении великий Отец Церкви прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Богоматерь оказала содействие воплощению Христа, она послужила всемирному спасению, потому что совершилось предвечное определение Божие: воплощение Слова и наше собственное спасение».

http://aktines.blogspot.ru/2013/08/blog-post_9863.html

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015г.

 


[1]Ιωάννης ο Δαμασκηνός, Β' Εγκώμιον εις την πάνσεπτον Κοίμησιν της Θεομήτορος, 18. Русский перевод см. Прп Иоанн Дамаскин. Слово на Успение Богоматери 2-е

 

[4] Акафист Пресвятой Богородицы, 1-й икос

 



Подписка на новости

Последние обновления

События