Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Слово Геронды Архимандрита Ефрема

игумена Великой Ватопедской обители

на праздник Рождества Богоматери

Ομιλία του Γέροντα Εφραίμ στη Γέννηση της Υπεραγίας Θεοτόκου

/images/st/1873/img_1873_3a9582e04493fbfa65d3114df4bcceb4.jpg

Причиной духовной радости и веселья нынешнего дня, дорогие мои братья и отцы, является праздник Рождества Приснодевы и Богоматери Марии, благоуханнейшего цветка, который пророс «от корене Иессеова». Мы празднуем «всемирную радость рождества», которое поставляется в качестве «входа всех праздников и предвестником таинства Христа», согласно словам св. Андрея Критского. Рождество, которое стало причиной возрождения, пересоздания, преукрашения и обновления верных. Сегодня рождается Та, Которая со временем родит, неизъяснимым и чудесным образом, безвременного и предвечного Бога Слово, Творца и Спасителя мира.

Все предызображения, прообразы и пророчества Ветхого Завета имеют отношение к Ней. Она является венцом, всецелым завершением ветхозаветного педагогического приуготовления человечества для принятия воплощенного Спасителя Бога. Наша Пресвятая Дева была предизображена в неопалимой купине, которую видел Моисей, в богоначертанных скрижалях и ковчеге Закона, в небесной манне и золотой стамне-сосуде, светильнике и трапезе, в прозябшем жезле Аарона, лествице Иакова, в руне Гедеона, несекомой горе в видении пророка Даниила, печи, в огне которой были охлаждены росой Три Отрока (Анания, Азария и Мисаил), но и в этой Святая Святых скинии свидения. Богородица является средостением между Ветхим и Новым Заветом. Для Ветхого Завета Она была проповедью пророков, благоволением праведников, в то время как для Нового Завета Она становится сладчайшей ангелов, славой Апостолов, дерзновением мучеников, питательницей преподобных, похвалой человеческого рода, поэтому то она и ублажается «всеми родами».

Все творение ожидало Ее рождения. Наша Пресвятая Дева является «плодом творений», согласно св. Николаю Кавасиле. То есть тем знамением к которому стремится все творение. Как дерево существует для принесения плода, точно также и творение существует ради Девы, и Дева ради Христа. Как подчеркивают Отцы — не только люди, но и небо и земля, все видимое и невидимое творение было создано ради пречистой Девы. Когда Бог в начале веков пристально взирая на Свое творение сказал, что «все добро зело», то Он по сути взирал непосредственно на плод всего творения, Пресвятую Богоматерь, и Его похвала была действительно «радостью Девства».

В нынешний день вся тварь облагодетельствована рождеством нашей непорочной Госпожи. «Это новейшее творение» было не просто женщиной на земле, не просто лучшей из всех жен всех эпох, но Она была единственной, которая смогла низвести небо на землю. Дабы Бога соделать человеком. Творческое Божественное Слово создало это человеческое естество, дабы, когда явится необходимость, родиться, восприять это естество от этой Его Матери. Невидимый и непостижимый Бог, бывший прежде Нее, а теперь через Нее, приходит на землю и становится видимым, соединяется с тварью и вступает в общение с ней неким самым существенным и особым образом. Он соединяется посредством Своего человеческого естества со всем творением в Своей ипостаси и ее обоживает. Безόбразный, неописуемый и бездомный Бог приемлет «образ раба» (Филип. 2, 7), человеческую плоть и разумную душу, живет вместе с людьми и ходит по земле. «Всегда нераздельный» Он будет обитать в утробе Богоматери, дабы тем самым Его Пресвятая Матерь стала бы «вместилищем Невместимого».

Ныне разрешается бесплодие Анны и рождается «сокровище Вселенныя», согласно свт. Кириллу Александрийскому. Подобные чудеса много раз Господь совершал в Ветхом Завете: с Саррой, с супругой Авраама, Ревеккой - супругой Исаака, Анной - матерью пророка Самуила, Елизаветой-матерью пророка Предтечи Иоанна. Однако весьма отличается от них нынешнее чудо. Дети выше названных матерей, которые были разрешены от бремени бесплодия спустя много лет, стали добродетельными и святыми, но только Мария, чадо Анны и Иоакима, была «преблагословенной» и смогла стать, непостижимо для людей и ангелов, Матерью Бога.

Наша Пресвятая Дева не была зачата непорочно (από άσπιλη σύλληψη), как ошибочно верят в это римо-католики, но после природного, естественного смешения, соединения Иоакимы и Анны. Природное бесплодие Анны было разрешено благодаря непосредственному вмешательству Бога, которое явилось ответом на молитвы праведных Богоотцов. Старцы Иоаким и Анна зачали без какого-либо плотского влечения, сласти, но только в послушании Богу. В этом их деянии запечатлено их целомудрие. Тем самым Дева была зачата «целомудренно в материнской утробе Анны от Иоакима»1. То что зачатие является целомудренным, это означает, что образ зачатия был чистый (αγνός). Однако для того, чтобы Пресвятая Дева избавлена от прародительского греха, для этого должно было произойти рождение девственно2, как у Христа.



Икона родителей Пресвятой Богородицы - святых праведных Иоакима и Анны. Иерусалим, храм Рождества Богоматери

Праведные Богоотцы для того, чтобы получить такое дитя показали неколебимую веру, неуклонное терпение, питать надежду, которая не постыжает, имели великое прилежание в своих молитвах, так что Бог исполняет их просьбу. А они переносили тяготу бесчадия немалое время. Предание говорит о том, что, достигнув пятидесяти лет, Анна родила Богоматерь.

Такая стойкость Богоотцов, дорогие мои братья и сестры, должна для нас быть примером. И не только для тех наших мирских братий, которые не могут обрести детей, которые не должны терять надежды на Бога, для Которого «что невозможно для человеков, возможно для Бога» (см. Лук. 18, 27), но и для нас монахов и всех верующих, которые ведут «добрую брань».



Мозаичным крестом отмечено место Рождества Пресвятой Богородицы.

Мы очень часто теряем веру, досадуем в нашей брани и говорим, что мы не обрели непосредственно Христа, не чувствуем Его, беспокоимся.И тем самым мы скорбим от того, что мы есть, увядает наша ревность, охладевает наша решимость в нашей борьбе, подвиге. Но мы не должны так поступать, мои братья. Разве Богоотцы, поскольку Бог не дал сразу же ответа на их молитвы, прекратили взывать к Нему, верить в то, что они получат просимое, разве они прекратили стучать, просить, надеяться? И какое же адамантово терпение и какую выдержку они являли на протяжении стольких лет!

Необходимо пережить духовную «необходимость большого терпения». Прп. Исаак Сирин жил оскудение, потерю божественной благодати, скорби мысленной брани в течение тридцати лет. И только по прошествии столь длительного времени борьбы до крови и в терпении, он восприял божественную благодать. Это относится в особенности к нам, монахам, которые призваны восприять полноту благодати. Требуется терпение в скорбях, вера обетам Божиим, совершенное послушание воле Божией и надежда для того, чтобы мы «молились и не унывали» (См. Лук. 18, 1). Бог знает когда нам следует дать Свои неизреченные, непостижимые и бесценные дары, божественную благодать в качестве присущего нам состояния. «Духовные дары от Него самого приходят», - подчеркивает авва Исайя, они не регулируются соответственно тому, как бы нам хотелось.

Да, конечно, много раз Бог нас прежде удостаивал некоего благословения, некой благодати, которая нас подготавливает к испытанию, выход из которого Им определяется, и если мы его вопримем по достоинству, то мы примем этот божественный дар. Это же мы наблюдаем и у Богоотцов, которые, когда пришло исполнение времени для того, чтобы Бог даровал им дитя, им пришлось пережить даже великое испытание. Был праздник Кущей и когда они пришли в храм принести дары, священник Рувим их опозорил, говоря им, что они были недостойны того, чтобы приносить дары для Бога, поскольку у них нет детей для Израиля. После этого произошедшего случая Богоотоотцы впали в большую печаль, но не потеряли надежды. Они прибегли к «глубокой молитве» - Иоаким молился на горе, а Анна в саду, и эта молитва была немедленно услышана. Ибо ангел Господень каждому по отдельности сообщил, что они зачнут и родят дитя, о котором будет возвещено по всей Вселенной.

Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы, Иерусалим на Via Dolorosa

Точно также и мы, возлюбленные мои братья и отцы, да явим безропотное терпение в скорбях и в искушения, которые посылает нам Бог для нашей же пользы и духовного преуспеяния. Мы молим нашу Госпожу Богородицу и Богопроматерь Анну, которые имеют благословение лечить природное бесплодие, дабы они исцелили наши бесплодные сердца духовным деланием, дабы Бог ниспослал в наши души Свою божественную и сладчайшую благодать, которая украсит, обновит, обессмертит, подаст человеку нетление.

 

Слово Геронды Ефрема, которое было произзнесено им во время трапезы Ватопедского монастыря во время праздника Рождества Богородицы в 2002 году.

 

© перевод выполнен интернет-содружеством

«Православный Апологет» 2014 год.

 

Источник: http://vatopaidi.wordpress.com/2010/09/08/ομιλία-του-γέροντα-εφραίμ-στη-γέννηση/

1 σωφρόνως εν τη νηδύι της Αννας εξ Ιωακείμ

2 παρθενικώς

 



Подписка на новости

Последние обновления

События