Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Благодать Архиерейства

Τό χάρισμα τῆς Ἀρχιερωσύνης

Иерофей Митрополит Навпактский и св. Власия

Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου

073-870

От редакции ПА: Публикуя перевод этой статьи митрополита Иерофея, мы преследовали несколько целей. Первая из них – напомнить соверменным православным христианам о великом служении архиереев и  их великой отвественности пред Богом, и о той великой благодати, которой они удостоены. Это важно потому, что в наше время усиливаестя ропот, осуждение епископата и т.д. Во-вторых, в этой статье напоминается о тех важных духовных законах в христианской жизни, которые чаще всего попираются, или извращаются. С прискорбием нужно отметить факт отсуствия правильного духовного руководства, как у мирян, так и духовенства, и епископата. Это наносит самый величайший удар по телу Церкви, поскольку отсутствие духовного окормления как у самого архипастыря, так и у священника и мирянине приводит к опаснешей рационализации и секуляризации церковной жизни. Утрачиваются понятия о фундаментальных началах православной духовной жизни – вопрошание воли Божией, вопрошание и совет с духовником, вопрошание и совет с иерархами, а их в свою очередь своих духовников, утата понимания священнослужения как жертвенногос молитвенного предстательство пред Богом за народ Божий. И на смену духовных, благодатно-харизматическим отношений приходит формалистский учет и мирская бюрократия с многочсиленными документированными пакетами и т.д. Церковь превращается в мирской институт и с мирскими принципами взимоотношений. Сакральное и святое вытесняется удобствами, которые бездумно заиствуются из светской жизни и глобализирующегося мира (документоооборот и прозрачность поведения и жизни духовенства, превращение внутрицерковной жизни в некое Гестапо). Это трагедия соверменной церковной жизни. В результате священнослужитель рассматрвается не как «домостроиель тайн Божиих», а как чиновник и менеджер в церковной организации. Поразительно то, что это настоящее кощунство и надругательство над Церковью и ее спаистельным образом жизни находит себе повсеместное оправдание на самом высшем уровне. В-третьих, в силу сеуляризованности сознания в духовентве и епископате произошел трагический переворот в осознании и понимании власти священника и епископа. Она понимается не как духовная и как дар Божий для руководства ко спасению ближних, а как право на управление на светский манер и по-своему людьми. Происходит опасный рост такого явления как индивидуализм, самодостаточность, что неизбежно приводит к попиранию священных канонов Православной Церкви. Эти являения в корне противоречат принципу церковной соборности. Произвол епископа и жесткая вертикаль управления в Церкви – это явления антицерковные, разрушающие Церковь изнутри. Поэтому ценность данной статьи – напомнить епископату о высоте их служения и о цели их служения – спасение во Христе вверенной им паствы, а не своекорыствное эксплуатирование народа Божия и выжимание из него скудных средств на свои прихоти. Благодать, данная при рукоположении во священника и епископа требует от человека великого подвига духовного, телесного, по защите православной веры. Если жизнь епископа и священника проводится в удовольствиях, светской праздности, без подвига, то она хотя не исчезает, но она остается недейственной, парализуется ее сила. Именно поэтому епископ и священник должен быть не только преемником Апостолов по преемству рукоположения, но и по образу жизни святых Апостолов.

 

 

Наша жизнь переполнена различными годощинами - рождения,  возрождения, благодати священтсва и другими таинствами. Интересно, а также весьма ценно взглянуть на эти факты в духе божественной благодати, при сознании того, что Бог нам даровал биологическую и духовную жизнь, Он нам даровал бытие, и  Он нам даровал благодать, дабы мы были бы членами Церкви, Он нам дарует все. Апостол Павел пишет:  «что ты имеешь, чего бы  не получил? А если получил, что хвалишься, ка будто не получил?» (1 Кор.4, 7).

Отсюда следует, что эти годовщины нам следует праздновать в атмосфере не мирской, не светской, но в чисто духовной атмосфере, то есть для того чтобы всякий мог увидеть дар Божий, Божественную любовь к нам, нам недостойным, выразить бесконечную признательность и благодарность за этот дар, который нам дан, а в завершении позаботиться о том, как нам ответить на эту преизбыточное проявление величия и любви Бога.

В частности, что касается благодати Архиерейства – это великий дар Божий. Это мы видим во всех текстах Отцов Церкви, но об это некоторым описательным образом написано и у прп. Силуана Афонского. Это благословенный монах, который восприял великую благодать Божию, дар видеть в Духе Святом Христа, а в этой ретроспективе он ясно видел  и величие благодати Архиерейства. Удивительным является то, как прп. Силуан говорит по этому вопросу, являясь выразителем опытного благодатного богословия. С помощью простого и богословского слова он показывает нам то, чем является благодать Архиерейства, епископа.

Из своего опыта он познал великую благодать апостольской благодати. Святые Апостолы связаны со Христом и Его весьма любили, и тогда, когда «они  ходили по земле и говорили народу слово о Господе и о Царстве Небесном, но души их скучали и жаждали видеть любимого Господа, и потому они не боялись смерти, но с радостью встречали ее, и если хотели жить на земле, то только ради народа, который возлюбили» стр. 422. Гл 13. О пастырях).

Апостолы не жили каким-то особым образом, поскольку постоянно перемещались, но их никогда не оставляла божественная благодать, они имели постоянное стремление и любовь к Богу, и благодать их напояла и в теле, так что «они не боялись никаких страданий, ни смерти, и потому Господь послал их в мир просвещать людей»( стр. 422-23). Епископы являются преемниками апостолов, и они являются пастырями Церкви. В хиротонии они восприняли от Бога великую благодать. Их дело не человеческое, но дело божественной благодати.

«Но больше эта забота лежит на пастырях Церкви, которые носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались во смирении» (стр. 423).

Дело епископов тоже самое, что и дело Апостолов. Речь не идет о некой мирской власти, но о деле спасения людей. Они наставляют людей на путь следования их спасению. «Они – наследники Апостолов и по данной им благодати приводят нас ко Христу. Они учат нас покаянию; они учат нас соблюдать заповеди Господни. Они говорят нам слово Божие, чтобы мы познали Господа. Они наставляют нас на путь спасения и помогают взойти на высоту смиренного духа Христова. Онисобирают в ограду Церкви скорбящих и растерянных овец Христовых, чтобы души их обрели покой в Боге. Они молятся за нас Богу, чтобы все мы спаслись».

Епископы обладают божественным опытом и с помощью этого своего опыта руководят народом и стараются направить его ум к Богу.

«Они познали Господа Духом Святым и, подобно ангелам, умом созерцают Бога. Они сиьны и наш ум оторвать от земли и приковать его ко Господу». (стр. 423).

Удивительным является то чувсво, которым обладал прп. Силуан Афонский в отноешнеии епископов и их дела. Оно связано с очищенным и просвещенным умом людей. Обладая этим опытом, епископы «скорбят», когда люди живут в дали от Бога, когда они препятствуют Святому Духу, чтобы Он вселился в них, «на них ложаться скорби всей земли, и души их влекутся любовью Божиею и непрестанно молятся, чтобы испросить нам утешение в скорбях и мир всему миру» (с. 424)

Отношения между епископами и людьми – это отношение пастырей со словесными овцами, поэтому и епископы называются пастырями. Христос это Пастырь Добрый, Который привес Себя в жертву за стадо овец.

«Так и наши пастыри страдают за нас, хотя мы часто не видим их страданий. И чем больше любовь пастыря, тем больше ему страданий; и мы, овцы, должны понимать это, и любить, и почитать своих пастырей» (с.424).

Ту благодать, которой обладает Архиерей, ее видят только те, которые обладают чистотой в своем сердце.

«Один смиренный и кроткий муж шел с женою и тремя детьми. Встретился им архиерей, который ехал в карете, и когда крестьянин стал с благоговением кланаться ему, то увидел благословляющего архиерея в благодатном огне» (с.424).

Бедствия, которые приходят в нашу жизнь появляются потому, что люде не спрашивают духовных отцов и иерархов, а духовники не вопрошают Господа о том как им поступать «Все беды оттого, что мы не вопрошаем духовных отцов, которые поставлены нами руководить, а пастыри не вопрошают Господа, как надо поступать. Если бы Адам спросил Господа, когда ева дала ему вкусить плод, то Господь бы просветил его и Адам бы не согрешил бы. И про себя скажу: все мои грехи и ошибки были потому, что в час искушения и нужды я не призывал Господа; и теперь научился умолять благость Божию, и Господь за молитвы духовника хранит меня». (с. 425)

Прп. Силуан приходит к заключению, что «Господь дал Церкви Святой пастырей, и они служат в образе Христа, и им дана власть прощать грехи Духом Святым» (стр. 426).

Конечно, некоторые не могут понять, как это возможно « так и так  мол епископ, или духовник, или священник должен иметь Святого Духа, в то вемя как у него есть слабость поесть, и у него есть другие немощи» и прп. Силуан отвечает: «Это возможно, если он не принимает плохих помыслов, - так что хотя у него и есть некий порок, но это не мешает благодати жить в его душе, подобно тому как зеленое дерево имеет некоторые ветви сухие, но это ему не вредит, и оно приносит плоды; или на поле много пшеницы, и хотя среди нее есть и плевелы, но это не мешает ей расти». (стр. 426).

Благодать Архиерейства велика, она есть дар Святого Духа, который дается человеку для того, чтобы помогать людям в деле спасения. И юбилей этого великого дара не может игнорировать великое благодеяние Божие, так как также не может не быть Ему признательным и не может не думать о том, что большое благодеяние Божие, им дается повод для страшного шага ко Христу, чтобы этот дар сохранить и достойным образом его использовать.
Прп. Силуан Афонский, великий и «сладчайший в богословии», который видел по благодати божией дары, которые подает Бог, да возносит свои молитвы за нас Архиереев, дабы мы были не только преемниками «престолов Апостолов», но и преемниками «образа (жизни)Апостолов».

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

© 2013 Ἱερά Μητρόπολις Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События