Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Термин Церковь

ρος κκλησία

 

Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί γίου Βλασίου εροθέου

Митрополита Навпактского и св. Власия Иерофея

(Внесено в Деяния Святого и Великого Собора Православной Церкви)

В текстах документов, которые предложены для нашего ознакомления и по которым будут проходить прения главное значение занимает термин Церковь, который непосредственно связан  с вопросами - что есть Церковь и кто может быть определен в качестве ее членов.

! Различие в терминах

Термин Церковь имеет весьма важное значение. Он происходит от глагола - κκαλέω-, который возглашает о собрании людей.

В текстах Священного Писания, Отцов Церкви и различных социологов можно часто встретиться с термином Церковь. Обратим вниманием на некоторые того рода случаи.

С точки зрения социологической Церковь – это собрание люде дл обсуждения ими различных вопросов, которые волнуют общество. Вполне известна Церковь  Демоса в древних Афинах. В этом смысле существует и высказывание «лукавнующих»[1] (Пс. 25)

С точки зрения богословской Церковь – это Тело Христово, которое Христос восприял от Богоматери и его обожил. Ц этому телу были сопричтены Апостолы, а затем и Христиане после Пятидесятницы.

Апостол Павел пишет: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( Тим. 3, 15). Церковь  принадлежит живому Богу и она является столпом и утверждением истины.

2. Церковь по акривии и икономии.

В церковных документах может кто-то встретиться с термином Церковь и в контексте акривии и икономии.

С точки зрения акривии Церковь – это Тело Христа, Христос является главой Церкви, крещенные и несомненно верующие являются членами Церкви, а в то же время  членами Тела Христа. Церковь одновременно характеризуется свт. Григорием Паламой  и как «общение обожения», что означает, что те, которые причастны Телу Христа и являются членами Церкви, они являются причастными в разной степени обожению.

В этой ретроспективе Карфагенский собор, на котором председательствовал свмч. Киприан, пишет, что еретики не имеют Церкви: «Что же касается еретиков, то там нет Церкви». В этой же ретроспективе составлены и 7 правило IIВселенского собора и 95 правило Пято-Шестого Вселенского собора, где говорится об арианах, македонианах, навацианах, несторианах, евтихианах, севирианах, которых называют тем же специальным именем и не говорят о Церкви ариан, македониан и т.д.

В этом смысле необходимо смотреть всяком и на учение свт. Василия Великого, излагаемое в 1 правиле: «А отступившие от Церкви, уже не имели на себе благодати Святого Духа, ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство». Также необходимо разъяснять и слово свт. Григория Паламы: «те которые имеют истину, те принадлежат Церкви Христово, а не которые не обладают истинно, не принадлежат Церкви Христовой».

Также мне хотелось бы напомнить, что свт. Григорий Палама в своем письме  к монаху Дионисию говорит от трех видах атеизма. Ко второму роду атеизма «безусловно, относятся многообразная и многовидная ложь еретиков». Это нам необходимо вдеть в ретроспективе священных канонов, которые дают определение тем, которые имеют воззрения отличные от догматической истины Церкви  и их расценивают как еретиков.

Я считаю,  что никто из православных клириков, а в особенности находящихся на Святом и Великом Соборе, в данном случае речь идет о необходимости согласовывать свои мнения со всем Преданием Церкви, не может производить ревизию и пересмотр православного учения, которое сформулировано многими Отцами и Соборами, т.е. что Filioque, то есть учение о том, что Святой Дух исходит и от Сына, точно также как и учение о actus purus являются ересями, которые аннулируют все православное здание. Когда же, к примеру,  в западном богословии говорится о том, что Бог вступает в общении с тварью и человеком посредством тварных энергий, то тогда совершенно оспаривается действительность и существование Таинств.

Ни в одном из текстов Отцов и писателей Церкви мы не сможем найти того, чтобы термин Церковь использовался  в целях икономии, чтобы им характеризовались еретики. В такого рода многих случаях, если проявить внимание, то можно увидеть, что термином под Церковь ими понимается собрания или храмы в которых происходят собрания.

Например, свт. Нектарий говорит о «западной Церкви». Однако на это нам необходимо смотреть с одной стороны учитывая, что это то, что таковое получило распространение в ту эпоху, когда писал свт. Нектарий говорит о римо-католиках. А, с другой стороны, это высказывание необходимо сообразовывать со всем учением свт. Нектария.

Если быть более конкретным, свт. Нектарий, как оказывается, судя по его текстам, имел вполне ясное представление  о том, что Церковь является Единой, Святой, Кафолической, Апостольской Церковью, и он говорил о «инославных Церквах». Слово инославные (ἑτερόδοξος) указывает на ересь, а, следовательно, это имеет особую важность ч точки зрения богословия. Однако никто не вправе пренебрегать тем, что святой Нектарий, в особенности в его книги «Историческое исследование о причинах Раскола» считает Римских пап «злыми демонами» для Восточной Церкви.

Конкретно он пишет следующее: «Что же следует об этом сказать? Эти Папы запада достойны рыдания или смеха? Считаю, что они более достойны плача, потому что очень часто греческий народ проливал слезы из за этих Пап, которые стали для Восточной Церкви и греческого народа злыми демонами». Не следует никому упускать того, что свт. Нектарий говорит о ересях западного христианства, как и того, что он называет Собор при свт. Фотии VIII Вселенским Собором.

Следовательно, тот, кто приводит взгляд свт. Нектария касательно термина «инославные Церкви» (τερόδοξες κκλησίες), ему не следует упускать из вида все учение свт. Нектария о Православии и ереси.

Имея перед нашим взором использование термина Церковь по акривии и икономии, нам следует понять, что имеется отличие между ныне обсуждаемыми текстами документов, или написанными текстами и письмами между Православными Церквами и остальными христианами, и решениями Святого и Великого Собора. То есть, мы можем на современном языке при общении, которое мы имеем с остальными христианами использовать термин Церковь по икономии для инославных, однако когда речь о публикации Соборных Деяний столь важного богословского содержания, то следует применять акривию. В текстах документов догматического содержания существование отклонения от православного самосознания непонятно.

Это необходимо сделать и в тексте документа с названием «Православная Церковь и остальной Христианский мир», который подлежит доработке. Уже это наименование является непосредственно богословским и догматическим, посему и его содержание должно быть самым точным, то есть в нем не может быть противоречия между названием и содержанием текста.

Необходимо также отметить, что под термином «остальной Христианский мир» подразумеваются не только западные христиане, но и восточные христиане, такие как Прохалкидониты, Несториане и Монофелиты.

Следовательно, должно быть вполне приемлемым предложение Иерархии Элладской Церкви о том, когда мы с одной стороны говорим и Православной Церкви, а с другой о христианских Исповеданиях и Сообществах[2].

parembasis.gr

 

перевод выполнен интернет-содружеством "ПРавославный Апологет" 2016г.

 

 

[1] «κκλησία πονηρευομένων»

[2] Χριστιανικές μολογίες καί Κοινότητες



Подписка на новости

Последние обновления

События