Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

29 июня (12 июля) память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла

Киими похвальными венцы

Ποίοις εὐφημιῶν στέμμασιν;

 

 

 

Преосвященнейший митрополит Приконисский г-н Иосиф

 

Τοῦ Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Προικοννήσου κ. Ἰωσήφ

 

 

 

Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла...

оваго же апостолов предначальника,

оваго же паче инех трудившася...

 

 

Июнь (июль по гражд. календарю) месяц всегда отмечен празднованием памяти святых апостолов Петра и Павла, которую Церковь совершает 29 июня (12 июля по гражд. календарю.) конечно же после завершения поста в честь Первоверховных Апостолов.

29 июня не является днем, в который мученически пострадали оба столпа Церкви, но это день, когда в 258г. Римский папа Сикст II торжественно перенес всесвятые мощи в  катакомбы св. мученика Севастиана в Риме. С тех пор этот день, как день общего почитания двух Апостолов сокрыл день мученической кончины каждого из них. И, таким образом, уже с древних времен, Церковь чтит память Петра и Павла вместе. И не только общим праздничным днем, но, конечно же, и временем поста в честь их обоих установленного. Конечно, этот пост,( давайте заметим в качестве дополнения, что это время, когда мы согласно строгой традиции разрешаем на рыбу в воскресные и субботние дни, либо во все дни недели кроме среды и пятницы в соответствии с традицией снисходительности), начинается с понедельника после недели Всех Святых и продолжается вплоть до 28 июня (11 июля). Но если же Пасха выпадает на 3 мая или на более позднее время, то пост сокращается до минимума.1 На Крите в особенности подсчитывают продолжительность поста и говорят:

«Те которые удручают себя постом в апреле, в мае же три дня». Апостолом воздают почтение и святыми иконами, которые хи изображают двух вместе, либо обнимающих друг друга братски во Христе, либо держащих символически в своих руках Церковь в виде византийского храма, тем самым подчеркивая единство веры и единство Церкви, которая составлена главным образом из двух различных частей: древнего Израиля (евреев), к которому преимущественно была обращена миссионерская деятельность апостола Петра, и язычников (идолопоклонников), которые в сущности и по преимуществу были объектом миссионерской деятельности апостола Павла. Также и храмами посвященными им обоим и общими песнопениями-гимнами, как об это поется во врем вечерни их праздника, когда мы как на фронтисписе, то есть как на титульном листе полагаем эти исполненные смирения слова:

«Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла» .

Какими достойными словами мы сможем восхвалить Первоверховных Апостолов? Какое сплетение словесное мы сможем составить? Какие же цветы, составленные из поэтических творений, мы можем собрать и им посвятить? Что может быть достойно Перта, который исповедует, что Господь наш есть «Христос, Сын Божий, Спаситель»(Мф. 16, 16), когда он явил непоколебимость камня веры, на которой основывается и базируется истинная вера спасаемых. И как случилось так, что он сам одновременно является камнем духовного устроения Церкви? Кто может быть достоин того, чтобы воспеть «яже по вся грады узы и скорби» апостола Павла, «труды, болезни и бдения, яже во алчбе и жажде злострадания, яже в зиме и наготе, кошницу и жезлобиения, каменометания и обхождение, глубины истопления», которые он претерпел «да мир приобрящеши о Христе Иисусе Господе», как воспевает свт. Андрей, архиепископ Критский, удивляясь?

 

Как можно воспеть «уста Апостолов», который «возвысил голос свой и возгласил» (Деян. 2, 14) перед народом в день Пятидесятницы, а те, которые внимали этой его первой святой проповеди, изрекаемой богоносным языком, «сокрушались в сердце» и принимали крещение, «и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» к Церкви? (Деян. 2, 41) Как можно воспеть богопризванного «Учителя Церквей», который «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22)

Что нам воспоминается прежде всего о Петре, чтобы его восхвалить? Его неутомимость в трудах? Его смирение? Спасительные и искупительные слезы покаяния после трехкратно сказанных слов «не вем убо человека сего»? (Мф. 26, 75). Последующая его преданность Богочеловеку и его трехкратное исповедание любви к Нему, которое мы слышим из его уст «паси агнцы Моя» и «паси овцы Моя»? (Ин. 21, 15-17) Богомудрое учение его, изложенное в двух Соборных посланиях, или же всесвятое его мученическое свидетельство о Христе в «Вечном Городе», где он напоил своей ярко красной апостольской кровью новонасажденное дерево Римской Церкви?

Что может сравниться в первенстве с апостолом Павла, и как его восхвалить? Его божественную ревность, с которой он не раз, возобновляя свои путешествия, при невероятных опасностях, злостраданиях, лишениях и проблемах, проходил все Средиземноморье, неся благую весть спасения во Христе ее народам? Терпение его «от жала в плоть» (См. 2 Кор.12, 7), которое ему ниспослал Господь, чтобы он «не превозносился»? Его дерзновение перед начальниками мира сего? Его благородство, которые он являл при почтительном отношении даже к преступающим закон иудейским архиереям? (Деян. 23, 2-5)

Глубина его не имеющего предела смиренномудрия, которая стала причиной того, поскольку он тратил время, которое было временем борьбы Церкви, он сам себя именует «извергом» (2 Кор. 1, 8) и «наименьшим себя из Апостолов, потому что гнал церковь Божию»(2 Кор. 15, 9)?Его внимательность и неусыпная бдительность и интерес к отеческой битве за утверждение верующих в вере и утверждение по местам Церквей, о котором свидетельствуется особым образом: «я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20, 31), и с необычайной мягкостью он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4, 19) вплоть до такой ответственности: «У меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах» (2 Кор. 11, 28)?

 

Совершенная любовь его, которую он проявлял и о которой он говорит далее: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал»? (2 Кор. 21, 29) Его трудолюбие и утонченность его души, когда он совершал, невзирая на необычайную тяжесть, свой апостольский труд, чтобы совершать и свое смиренное дело скинотворца, чтобы доставлять для самого себя «пропитание и одеяние», для того чтобы проповедовать «Евангелие безмездно» (1 Кор. 9, 18), чтобы не быть в тяжесть кому-либо? Его несребролюбивый нрав, когда он говорит с необычайной скромностью: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (Деян. 20, 33)? Какая же из его добродетелей или какой из благодатных даров первой тебе вспоминается?Я остановлюсь только на его последней и совершенной жертве, завершении всех его недовершенных, нескончаемых на протяжении всей его жизни жертв ради Христа, его кровавой жертве от меча императора Нерона, когда отказывается от дальнейшей жизни, но восприемлется в вышних как божественнейший муж!

Даже имея эти данные, с одной стороны, и при написанном далеко недостаточно тех оснований и условий, которые необходимы для того, чтобы кто-то предпринял попытку сказать достойное слово об этих «божественных светилах Вселенной», а с другой стороны - необходимо сказать слово согласное с богослужебным последованием и священной гимнографией Церкви, которое выражает глас и сознание священного церковного тела, чтобы оно завершило эти бедные и недостойные слова мелодичным песнопением из праздничной вечерни:

 

 

Петре, верховне славных апостол,

каменю веры, и Павле чудне,

Святых Церквей вития и светильниче,

божественому престолу предстояще,

о нас Христу молитеся.

 

Перевод «Православного Апологета» 2012г.

Источник: Πειραϊκη Εκκλησία. Τευχ. 227, Ιούνιοσ 2011, σελ.8-9

1Поскольку митрополит Иосиф следует новому стилю, то мы видоизменили его фразу «то тогда пост не совершается». Здесь как раз проявляется серьезное литургическо-каноническое нарушение церковного строя жизни, которое вносит новый стиль, принятый вопреки соборным запретам.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События