Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II докладная записка о решении Синодальной богословской комиссии от 19-20 февраля 2001г

Ваше Святейшество, движимые чувством глубокой тревоги и беспокойства за создавшееся неспокойное положение в Русской Православной Церкви из-за активного внедрения светской властью новых технологий по учету и идентификации граждан, мы сочли необходимым предоставить на усмотрение Вашего Святейшества краткое исследование по этому вопросу в свете учения святых отцов Церкви о печати антихриста.

Основные выводы полученные при соотнесении современных событий с Преданием Церкви, выраженном в святоотеческих творениях следующие:

  1. Утверждение Синодальной богословской комиссии (YII Пленум от 19-20 февраля 2001г.) о том, что никакой «предпечати», т. е. прообраза печати антихриста, не существует в корне противоречит учению отцов Церкви о «тайне беззакония» (2Фес.2:7).

  2. Число антихриста 666 является не случайным числом, а есть символ антихриста, символ «тайны беззакония». Наличие этого числа во всемирной маркировке товаров, а также в системе компьютерной обработки персональных данных в скрытом виде вполне соответствует методам и принципам идеологов «тайны беззакония».

  3. Печать антихриста согласно учению Церкви будет орудием подчинения власти антихриста и будет проставляться в соответствии с принципами, присущими человеку греха, т.е. хитростью, обманом, через обольщение людей, через обещание материальных льгот и удобств. Точно так же будет вводиться и система, предшествующая печати и прообразующая печать.

  4. Штрих-код стандарта UPC1/EAN13, которому соответствует отечественный ГОСТ Р 51201-98, вполне соответствует понятию «предпечать антихриста».

  5. Персональный идентификационный номер должен рассматриваться как ключ к создаваемой системе всемирной кодификации человека, его учёта и контроля. Он неразрывно связан со штрих-кодом стандарта UPC1/EAN13 и является главным кодовым числом и в электронных паспортах Шенгена (Греция и др.), а также и во вновь разработанных микрочипах, имплантируемых под кожу человека и животных.

  6. Присвоение государственной властью гражданам персональных идентификаторов (личного кода, ИНН, ННУ) является не только и не столько технологической необходимостью, сколько актом религиозным, «инициацией».

  7. Добровольное принятие персонального номера (ИНН, личный код, социальный номер), которое выражается скреплением личной подписью бланка заявления на присвоение ИНН, либо пользование персональным идентификатором, является выражением личного согласия с вводимой системой и равнозначно соучастию в «тайне беззакония» и отречению от Христа.

  8. Процессы, имеющие место в России аналогичны тем, что происходят в братской и единоверной Греции, но отличны по своим методам, проводятся поэтапно.

  9. В народе Божием создалось впечатление, что решения Синодальной богословской комиссии, игнорируя Предание Церкви, наносят серьезный удар по авторитету священноначалия РПЦ и в первую очередь по Вам, Ваше Святейшество, призванных быть хранителями святоотеческого Предания во всей его полноте и чистоте.


 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О догматическом характере учения Церкви о печати антихриста.

  2. Число 666 и его отношение к печати антихриста.

  3. Изложение отцами Церкви учения о «тайне беззакония».

  4. Оценка процесса персональной кодификации личности в свете учения отцов Церкви о печати антихриста и «тайны беззакония».

  5. Оценка Элладской Церковью интересующей нас проблемы.


 

1. О догматическом характере учения Церкви о печати антихриста.

Вопрос о числе антихриста и его печати является неотъемлемой частью Священного Предания Церкви Христовой, а значит исповедуется как догмат.

«Догматом должно быть признаваемо не только то, о чем ясно сказано в священном писании, или что провозглашено Вселенскими соборами, но и то, в пользу чего говорит единогласное свидетельство древних отцов Церкви и что, следовательно, по преданию существует в общем церковном сознании).1

О печати антихриста (начертании и числе) мы находим сведения в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 13:16-18;15:2), а также в творениях древних отцов Церкви: свмч. Иринея Лионского (2 век), свмч. Ипполита Римского (3 век), свт. Андрея Кесарийского (5 век), прп. Ефрема Сирина (4век), свт. Арефы Кесарийско (9 век). Верное изложение учения о печати антихриста всецело зависит от точного следования мысли святых отцов во-первых, а также от степени согласованности высказываний отцов Церкви по данной проблеме во-вторых. По определению IV Вселенского собора во мнениях св. отцов должно быть явлено единогласие («последуя святым отцам все согласно поучаем исповедовать»)2.

Кроме отцов Церкви в качестве дополнительных источниками для раскрытия интересующей проблемы могут быть использованы:

1. Составленные в России в конце XIX начале XX веков специальные сборники по назидательному чтению Апокалипсиса. Все они получили одобрение духовной цензуры: а) Епископ Пётр, «Объяснение Апокалипсиса», Томск, 1885, б) «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса», под редакцией инспектора Симбирской Духовной семинарии М. Барсова. Необходимо отметить, что в то время проблема печати антихриста и его числа не стояла, следовательно авторов невозможно обвинить в предвзятом мнении. В указанных трудах отчётливо видно строгое следование древнему преданию Церкви.

2. Окружные послания Синода Элладкой Церкви (1995,1997,1998 гг.) и Кинота Святой Горы (1997 г.) касающиеся вступления Греции в Шенгенскую зону (см. Приложение 1).


 

2. Число 666 и его отношение к печати антихриста

Чтобы иметь чёткое представление о том, какая связь существует между числом антихриста и его печатью, мы предлагаем тезисное описание этих понятий на основании отцов Церкви.

а) Число 666 представляет собой:

  1. число имени антихриста, т.е. криптограмму имени антихриста, которое сокрыто до времени явления «человека греха, сына погибели» (2 Фесс.2:3, Откр.13:17, свмч. Ириней Лионский, свмч. Ипполит Римский, свт. Андрей Кесарийский, свт. Арефа Кесарийский);3

  2. печать антихриста: «Печать (σφραγις) же его на челе и на правой руке составляет число (ψηφος) шестьсот шестьдесят шесть» (свмч. Ипполит Римский);4

  3. начертание имени антихриста (χαραγμα): «И что есть наносимое начертание имени зверя? - двоякий способ его распознания, либо через проставляемое (наносимое) его [зверя] имя, либо его число (ψηφος)» (свт. Арефа Кесарийский);5

  4. собственное, персональное число антихриста (идентификатор), на что указывает слово ψηφος, употребляемое святыми отцами и в современном греческом языке означающее «избирательный бюллетень»;

  5. универсальный прибор по учёту и контролю в сфере торгово-финансовых отношений (свт. Андрей Кесарийский, свт. Арефа Кесарийский, Апок.13:17);

  6. символ антихриста, символ зла, указывающий на исповедание обществом учения и веры антихриста, символ «тайны беззакония» (свмч. Ириней Лионский, епископ Пётр).6


 

б) печать антихриста (начертание) есть:

  1. число 666 (свмч. Ипполит Римский, свт. Арефа Кесарийский,7 Андрей Кесарийский);8

  2. печать есть и начертание (свмч. Ипполит Римский, преп. Ефрем Сирин);9

  3. универсальный инструмент по учёту торгово-финансовых операций (Апок. XIII; свт.Андрей Кесарийский, свт. Арефа Кесарийский, преп. Ефрем Сирин);10

  4. символ отступления и отречения от Христа, заменит собой печать Христову (свмч. Ипполит Римский, преп. Ефрем Сирин);11

  5. символ, который по своему действию противоположен символу Христа, Кресту Господню и его действию (свмч. Ипполит Римский, преп. Ефрем Сирин);12

  6. принявший печать неспособен к покаянию и его душа подлежит вечной муке (свт. Ипполит Римский).13

Совершенно очевидно, что число 666 является главным печатеобразующим компонентом. На неразрывную связь числа, печати (начертания) и имени зверя указывает обычно цитируемый в таких случаях текст Апокалипсиса (Апок. 13:17).

Перечисляя через запятую все эти понятия, апостол Иоанн Богослов даёт нам право утверждать, что понятие начертание (χαραγμα), имя (ονομα) и число имени (αριφμος του ονοματος) являются синонимами, т.е. по своему содержанию равнозначны.

М. Барсов, резюмируя высказывания святых отцов о печати, развивает эту мысль далее и делает следующий вывод: «Согласно с древними святыми отцами и учителями Церкви и наша Православная Церковь учила, что печать антихристова будет состоять в начертании его образа или имени, или наконец – числа, заключающегося в имени, т.е. 666».14

Таким образом число зверя, т.е. число 666 должно не только присутствовать в печати, но и образует печать (начертание) антихриста. А поскольку символ антихриста безусловно имеет мистическое значение, человек, принявший его, попадает под власть дьявола.

Акцентируя внимание на том, что принятие печати будет следствием сознательной измены Христу и поругания веры, Синодальная богословская комиссия высказывает тем самым ошибочное мнение, ни коим образом не соответствующее святоотеческому. По внимательном исследовании мнения святых отцов – толкователей Апокалипсиса, мы приходим к выводу, что из святоотеческого мнения следует, что:

а) принятие печати будет вынужденным, т.к. не имеющий её будет лишён всех средств к существованию (свмч. Ипполит Римский , преп. Ефрем Сирин и др.);15

б) произойдёт усвоение большей частью людей к моменту воцарения антихриста идеологии апостасии (религиозный синкретизм в сочетании с оккультизмом и магией);16

в) вполне очевидным является то, что для изобретения печати будут брошены все передовые технологии.17


 

3. Изложение отцами Церкви учения о «тайне беззакония»

«Тайна беззакония», о которой пишет апостол Павел во втором послании к Фессалоникийцам, – это целая историческая эпоха, начало которой было положено в день Святой Пятидесятницы, а заканчивается она воцарением антихриста, когда эта тайна будет уже явной. Она имеет разные исторические периоды времени, в которые появлялись личности по своему роду деятельности претендовавшие на роль всемирного монарха–антихриста (римские императоры–гонители Церкви: Нерон, Домициан, Траян, Гелиогабал, Диоклетиан и др., ересиархи: Симон, Арий, Македоний, Савелий, Несторий, Севир Антиохийский, Магомет и др.). Тайна беззакония существует и развивается параллельно жизни Святой Церкви и её проповеди Евангелия, Она по своей сути и содержанию противоположна «тайне благочестия».

Если основой веры Церкви является исповедание «тайны благочестия» (1 Тим. 3:15) сердцем и устами, то «тайна беззакония» – эта вера прельщённых людей в те догматы, которые предлагают всевозможные ереси. «Тайна беззакония», придуманная сатаною, будет ухищрением сатаны, подрывать и извращать сию веру», т.е. веру в «тайну благочестия» (свт. Феофан Вышенский).18

На основании учения святых отцов «тайна беззакония» может быть охарактеризована следующим образом:

  1. «отступление нового Израиля от Спасителя к концу времени примет обширное развитие» (свт. Игнатий Брянчанинов);19

  2. подрыв веры в воплощение Бога Слова (свт. Феофан Вышенский, Лев Тихомиров);20

  3. лжеучения и ереси, оккультизм и магия (преп. Иоанн Дамаскин, блж. Феодорит Кирский, свт. Феофан Вышенский);21

  4. увлечение вещественным и временными занятиями, за которыми последует духовная слепота и изменение сознания человека (свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан Вышенский);22

  5. неизбежно приводит к человекобожию и сатанобожию (Лев Тихомиров), постепенное падение нравственности христиан и сердечное неверие в Господа (свт. Феофан Вышенский);23

  6. утрата жизни в духе Христовом, внутренее отступление от Христа и подмена внешним благочестием (свт. Феофан Вышенский);24

  7. окончательное запечатление людей духом антихриста (ереси, злопамятство и осуждение, злоба, попечение, забота и стяжание) и последующее затем наложение вещественной печати антихриста (преп.Нил Мироточивый).25

Тайна беззакония как и тайна благочестия имеет свои прообразы и символы. Об этом говорит святитель Григорий Палама (14 в.), именуемый «светильником Православия», «столпом Церкви и утверждением», «проповедником благодати» (в тропаре святому):

«Как, например, ещё прежде пришествия «человека греха, сына погибели», я говорю об антихристе, возлюбленный Христу Богослов говорит: «И ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть (1 Ин. 2:18), так и Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел еще яснее уча нас, что и раньше того времени, как придёт антихрист – уже среди нас, говорит, что «тайна его деется среди нас» (2 Фес.2:7). Так и Крест Христов, и не явившись ещё, был уже среди праотцов: ибо тайна его совершалась среди них.26

Прообразами Креста согласно святоотеческому учению были некоторые действия ветхозаветных праотцев (воздетые руки Моисея; благословение Иаковом Ефрема и Манассии; жезл Моисея, дерево, брошенное в горькие воды Мерры и т. д. Сами личности ветхозаветных праведников являли собой прообраз Христа27 И «тайна беззакония» как противоположная «тайне благочестия» имеет свои прообразы, прообразы антихриста, выраженные в соответствующих символах и личностях.

Если через образы и символы «тайны благочестия» согласно отцам Церкви, действовала благодать Божия, то, без сомнения, через символы и образы «тайны беззакония» действует дьявол. К категории прообразов самой печати антихриста очевидно относятся технологические комбинации с числом имени антихриста 666, в которых это число использовано намеренно (штрих-код стандарта UPC1/EAN13, ИНН, личный код, электронный паспорт), а к прообразам личности антихриста относятся родоначальники ересей и гонители Церкви такие как император Нерон.

Может быть задан вопрос, какое отношение имеет персональный идентификатор к тайне беззакония, или же, существует ли связь между идеологией и технологией? Любая идея имеет определённые этапы реализации, начиная с «верхнего» уровня (уровень самой идеи, духовный уровень) и низшего, физического уровня (уровень технологической реализации идеи), т.е. материальная форма той же самой идеи. Рассматривая технологический уровень и пути реализации персональной кодификации личности, можно сделать вывод о «высшем» уровне этой программы.


 

4. Оценка процесса персональной кодификации личности в свете учения отцов Церкви и Священного Писания о печати антихриста и «тайне беззакония».

Как учит Церковь, антихрист есть монарх, т.е. лицо облечённое высшей государственной властью, а также и духовное лицо, которое станет орудием дьявола.28 Печать же станет орудием как экономического, так и духовного порабощения всего человечества, т.к. «власть антихриста будет не только на обычные средства государственного механизма, но и на силы магические».29 Совершенно очевидно, что такими же свойствами должна обладать и предпечать антихриста. Она должна быть:

а) универсальной с точки зрения технологии;

б) средством или орудием государства для осуществления своей власти в области экономики и религиозно-мировоззренческой;

в) всеобщей как для товаров, так и для людей, т.е. иметь общий технический принцип;

г) оказывать духовное воздействие на психику человека.

Именно эти последние три существенных фактора отвергла Синодальная богословская комиссия.

Современная система маркировки товаров и обработка персональных данных людей через сверхмощные компьютеры (Страсбург для Евросоюза) осуществляется с помощью универсального инструмента, которым является штрих-код. В подавляющем большинстве случаев используется штрих-код стандарта UPC1/EAN13. После тщательного анализа структуры и принципа считывания содержащейся информации этого штрих-кода, который был проделан первоклассными специалистами в области компьютерной техники в Греции, были сделаны и частности следующие выводы:

    1. Применение средней контрольной полосы в штрих-коде ни чем не оправдано, а лишь усложняет процесс считывания и обработки информации, следовательно это сделано преднамеренно.

    2. Три контрольные полосы штрих-кода воспринимаются компьютером как три последовательно расположенные числа со значением «6», составляя таким образом число антихриста «666».30

Данные экспертизы структуры и принципов считывания информации штрих-кода, выполненные греческими специалистами, монахами монастыря Св. Григория на Святой Горе Афон, заслуживают всяческого доверия, поскольку они являются не только высококвалифицированными специалистами в области информационных технологий, но прежде всего людьми глубоко церковными, отчётливо понимающими суть проблемы.

Настойчивые попытки некоторых лиц в России опровергнуть выводы греческих специалистов о наличии числа 666 в штрих-кодах стандарта UPC1/EAN13 вызваны очевидно следующими причинами:

а) незнакомством с исследованиями, проведёнными в Греции, либо игнорированием их;

б) нецерковностью отечественных специалистов, для которых проблема числа антихриста просто не существует;

в) в неправильной постановке задачи заказчиками исследований;

г) желанием любыми методами и способами осуществить заданную за рубежом программу, для чего на первый план выдвигаются экономические выгоды.

Ошибочность утверждений о том, что в штрих-коде нет числа 666, основано на неправильном понимании структуры и принципа считывания штрих-кода. Штрих-код имеет информационную часть, которой соответствует номер-идентификатор. В этой части содержится информация о стране, регионе, городе, производителе товара и т.д., в которой действительно нет числа 666. Как 666 воспринимаются компьютером три разделительных символа, если их пропустить через компьютер как информационные полосы.

Следуя учению Церкви о «тайне беззакония», число 666 является не каким-то обыкновенным числом, а знамением и символом «тайны беззакония», отступления от веры во Христа. Это же число, как символ дьявола повсеместно используется сектами люциферианской направленности. Используя столь активно этот символ антихриста и апостасии, создатели всемирной системы учёта и контроля людей и товаров во-первых свидетельствуют о своих религиозных убеждениях, а во-вторых о подлинных задачах и целях создаваемой «уникальной и комфортной системы». Это система духовного и физического рабства человека дьяволу. Скрытность, хитрость и обман к которым будет прибегать антихрист и его предтеча-лжепророк как метод и способ обольщения и порабощения людей всегда использовался и используется слугами дьявола, «созидателями» тайны беззакония31.

Сегодня, когда отступление от апостольского Православия и нравственное падение человечества нарастает всё большими темпами, уже нисколько не удивляет намеренное и скрытое использование числа зверя при компьютерной обработке персональных данных и учёте товаров и продуктов потребления. Появление такого знамения времени даёт полное право православному верующему человеку говорить уже сегодня об активной подготовке мира к приходу антихриста и наложения на всех людях его скверной печати

Присвоение личного номера человеку является религиозным действием, именуемым «посвящение» или «инициация». Это доказывает столь широкая и навязчивая реклама присвоения ИНН всем категориям лиц независимо от их социального положения и возраста, в том числе не облагаемым налогами (младенцы, пенсионеры, монахи, военные). С небывалой пышностью отечественными СМИ было продемонстрировано принятие ИНН президентом России В.В. Путиным. Невольно вспоминается крещение равноапостольного князя Владимира. Тогда каждый из не последовавших примеру Великого князя, противник новой религии, рассматривался как его противник.

5.Оценка Элладской Церкви интересующей нас проблемы.

В данном параграфе мы приведём лишь основные тезисы, содержащиеся в официальных документах священного Синода Элладской Церкви, Кинота Святой Горы Афон и ряда авторитетных священнослужителей.

  1. С сожалением отмечаем, что прогресс цивилизации в области применения электронных устройств связан с числом 666, которое используется как главное кодовое число в соответствующей технологии. На это число ясно указывается в Библии как на число антихриста (Окр. посл. Свящ Синода 2626 от 7.04.97.)

  2. Число 666, как явствует из Апокалипсиса, - это, безусловно, число антихриста. И, следовательно, не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь… (Ibidem).

  3. Также и с чисто православной точки зрения существуют серьёзные беспокойства и опасения по поводу возможного попрания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств, что, в точности и произошло уже с бескомпромиссным навязыванием нашей стране Всемирной Кодировки Продукции (UPC) c использованием известного своей дурной славой числа Апокалипсиса 666 (Обращ. Свящ. Кинота Святой Горы Афон от 24.02 97).

  4. Афонское монашество как духовный авангард Церкви и хранитель Священного Предания православного народа вынуждено известить о своём сильном беспокойстве по поводу очевидной опасности вводимой системы всеобщего электронного учёта со всеми её негативными вышеупомянутыми последствиями для богоданной свободы человеческой личности и её спасения во Христе (Ibidem).

  5. Мы заявляем ещё раз, что наш основной долг – исповедание веры, а также вера в Предание, проречённое Духом Утешителем Христианской Церкви, обязывают нас отречься от принятия любого вида электронной карты-удостоверения с единым кодовым регистрационным числом 666, поскольку при этом попирается свобода личности и христианская совесть (Заявление чрезв. спец. Собр. Святой Горы. 20.08.97).

  6. Мы не примем электронное удостоверение, потому что считаем, что оно унижает нашу личность. И кроме того, мы считаем это отступничеством от Христа, поскольку это удостоверение содержит число 666 (Архим. Георгий Капсанис, настоятель монастыря преп. Григория Святой Горы Афон).

Существует какая-либо связь между событиями в единоверной Элладе и процессом поголовной нумерации в России? Ответ на этот вопрос может быть только утвердительным на основании нижеследующего.

  1. Использование того же штрих-кода стандарта EAN13/UPC1;

2. Принятие в 2000г. в Греции аналогичного закона «О хранении и сборе информации персонального характера»;

3. В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» предусмотрены следующие этапы и положения:

а) минимизация препятствий для интеграции России в международную систему информационного обмена;

б) применение информационных технологий (ИТ) во всех сферах экономической деятельности;

в) использование открытых международных стандартов (как технологических, так и стандартов делопроизводства и документооборота);

г) поэтапность перехода к безбумажному документообороту;

д) установление равноправности электронных документов и документов на других носителях везде, где это можно (пункт 3.1 Совершенствование регулирования деятельности в сфере информационных технологий. ФТП «Электр. Россия»).

4. Программа «Электронная Россия» является реализацией подписанной Окинавской хартии (22.06.2000), обязывающей участников осуществить план создания глобального общества с единым информационным пространством, в котором цифровая электронная идентификация личности выполняет одну из главных функций (п.4, п.7 Окинавской хартии).


 

Группа клириков и мирян Русской Православной Церкви.


 

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

 

1А. Ф. Гусев. Старокатолический ответ на наши тезисы по вопросу о Filioque и пресуществлении. Православный собеседник 1903, январь, с. 94.

2Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996, т. 3, с. 56.

3Свмч. Ириней Лионский. Творения. М. 1996, с. 509. «И кстати имя его будет иметь число 666, потому что он восстановит в себе самом всё смешение зла, бывшее перед потопом и происшедшее от ангельского отступничества». См. также с. 510: «Ибо если они полагают такое-то имя, а он придёт с другим, они легко будут обмануты им, (думая) будто ещё нет того, кого надлежит остерегаться. Посему, такие люди должны узнать и возвратиться к истинному числу имени, чтобы не быть причисленными к лжепророкам».
Свт. Арефа Кесарийский. COMMENT. IN APOCALIPSIN. Migne. PG, t. 106, p. 22, col. 681 a «Имя есть число человеческое… Номер же [его] числа 666».
Свт. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М. 1901, с. 110. «Тщательное испытание числа (ψηφος=666) , а также и всего остального, о нём написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения. Но еслиб была необходимость знать, какое у него имя, то, как сказали некоторые учители, видевший открыл бы его; Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное имя».

4Cвмч. Ипполит Римский. Слово о кончине мира, и об антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Творения, вып. 2, Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1997, с. 75.

5Указ. соч., p. 22, col. 681 a.

6См. сноску 3. Епископ Петр. Мнение об имени антихриста. Сборник по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. Под ред. М. Барсова., с. 347. «Это число зверя или имени зверя не есть знак чисто буквальный, но символический, вероятно выражает характер исповедания веры или превратный образ мыслей и жизни того общества людей которое называется зверем».

7См. сноску 3.

8См. указ. соч., с. 109. «И будет распространять печать зверя (ψηφος = 666) везде – и в купле и в продаже, чтобы не принявшим ея последовала насильственная смерть от недостатка необходимого».

9Святой Ефрем Сирин. Творения. М. 1994, с. 136. «Сей же самый способ употребит мучитель, чтобы все носили на себе печать зверя (του θηριου σφραγιδα), когда в свое время, при исполнении времен, придет он прельстить всех знамениями, чтобы таким только образом могли купить себе пищи и всего нужного… И будет полагать свою печать (σφραγιδα) сей скверный не на каком бы то ни было члене тела, но чтобы не затруднялись сим, будет полагать её на правой руке человека. А также на челе положит нечестивое начертание (δυσσεβη χαρακτηρα), чтобы человек не имел возможности правою рукою напечатлевать на себе знамение Христа Спасителя».

10См. сноски 8, 9.

11Свт. Ефрем Сирин. Указ. соч., с. 136. «Ибо знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу. И потому будет класть на правой руке человека; так как она запечатлевает крестом все члены наши, а подобным образом и чело на верхе своем носит Спасителево знамение (το σημειον του Σωτηρος)…».

Cвмч. Ипполит Римский. Указ. соч. «Таково будет (надписание) и печать во времена этого ненавистника добра, – та печать, которая будет гласить: «отрекаюсь от Творца неба земли; отрекаюсь от крещения: отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую». – Из контекста комментария Святителя со всей очевидностью явствует, что указанные фразы не будут начертаны на печати, но само принятие печати зверя есть в духовно-нравственном смысле отречение от Христа и Его святой печати.

12См. сноску 11.

13Свмч. Ипполит Римский. Указ. соч., с. 75. «И вот, по причине недостатка в пищевых средствах все придут к нему и поклонятся ему, а он сделает им надписание (χαραγμα), на правой руке и на челе с той целью, чтобы никто не мог изобразить на челе честного Креста правой рукою своею, т.к. его рука уже будет связана; и с того времени (подобный человек) не будет иметь возможности знаменовать какой-либо из своих членов, но подчинится льстецу и ему будет служить – и раскаяния не будет в нем: он погиб, как по отношению к Богу, так и по отношению к людям».

14М. Барсов. Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь.

15См. сноску 11.

16Л. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. М. 1997, с. 576, 579.

17См. журнал «Сербский крест» N27, с. 12; N28, с. 30-31.

18Свт. Феофан Вышенский. Толкования посланий апостола Павла к Солунянам М.1998., с 323.

19Свт. Игнатий Брянчанинов. О кончине мира. СПб. 1992, с. 13.

20Указ. соч., с. 323, Л. Тихомиров, с. 561.

21См. Свт. Феофан Вышенский. Указ. соч., с. 324; Л. Тихомиров, с. 582. «Соображая все обстоятельства, можно видеть, что в человечестве должно тогда господствовать мистическое верование, на основании которого люди начнут считать Бога силою, вредной для них, благотворной же силой признают диавола, а относительно самих себя исполнятся уверенностью, что человек может стать высшей силой вселенной, бороться с Богом и ниспровергнуть Его владычество. Как люди «последних времён» будут представлять себе способы такой борьбы, мы теперь не можем ясно представить, но ясно, что это – магические способы».


 

22Указ. соч., с. 13.

23Указ. соч., с. 561 и с. 324 (свт. Феофан).

24Указ. соч. 325.

25Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого Афонского СПб. 2000, с. 83.

26Свт. Григорий Палама. Беседы (Омилии) М. 1993 Омилия 11-ая, «О честном и животворящем Кресте» с. 106.

27Толкования святых отцов на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические М. 2000.

28Л. Тихомиров. Указ. соч. 583. «Вообще власть антихриста будет опираться не только на обычные средства государственного механизма, но на силы магические. Это существенная черта его правления».

29Ibidem.

30Сборник «Электронные карточки и печать антихриста» М. 1999, с. 17.

31Л. Тихомиров Указ. соч., 582 «Как люди последних времён будут представлять себе способы борьбы, мы теперь не можем ясно представить, но ясно, что это магические способы». Архиепископ Аверкий (Таушев): «Эти предтечи антихриста и руководят тем мировым процессом, который ап. Павел назвал «отступлением». Сборник «Россия перед вторым пришествием». Свято-Троице-Сергиева-Лавра. 1993 с. 304.



Подписка на новости

Последние обновления

События