Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Духовная жизнь

Богослов Василиос Гриллас

Добродетель рассуждения (часть 3)

Окончание, См. Часть 2.

Чтобы любое действие православного христианина было спасительным, оно должно осуществляться с рассуждением о духовном росте [26]. Сам Христос определил эту меру даже для самой высшей из добродетелей – любви. Он заповедует «любить ближнего, как самого себя» [27]. То есть и любовь определяется правилом рассуждения «как самого себя» – не больше, не меньше. Соответственно, следуя этой логике, человек не может достигнуть уровня какой-либо добродетели, если его духовные стремления не имеют рассуждения. Напротив, любое действие, осуществляемое безрассудно, даже если оно, в конце концов, имеет положительный результат, не приведет к духовному росту, так как в нем будет отсутствовать истинная цель – прославление Бога через праведные деяния благочестия и веры. Самое худшее, с чем может столкнуться человек, – это маниакальная погоня за святостью при отсутствии рассуждения, которое гласит, что человек не может стать святым лишь по своему желанию, а потому, что это попускает Бог.

BRAXOIMETEORON

В таких случаях «духовный путь» человека становится нескончаемой дорогой без определения направления вплоть до того, что душевная страсть переходит в одержимость [28]. Ведь не имеющий рассуждения оказывается не в силах определить дистанцию между Богом и тварной реальностью, которая его окружает, считая, что все находится под контролем его неудержимого духовного рационализма. Это объясняет и порочность многих людей, считающих себя членами Церкви Христовой, но на самом деле не принадлежащих к ней, поскольку из-за отсутствия добродетели рассуждения они выражают зависть, памятозлобие, лукавство, равнодушие и все то, что апостол Павел так ярко описывает в своем Первом послании Тимофею. Источник этого – полное неповиновение Божественной воле, в то время как от христианина требуется послушание Евангельским заповедям [29].

Когда человек настойчиво желает святости, игнорируя при этом добродетель рассуждения, он ведет к гибели себя и окружающих. Он впадает в крайности, становится раздражительным, поверхностным, легкомысленным, а значит, его духовная жизнь не принесет хороших плодов.

Жизнь человека, в котором отсутствует рассуждение, становится неконтролируемой [30]. Напротив, обладающий рассуждением православный христианин непрерывно и неустанно приближается к совершенствованию по образу Христа. С чистым сердцем он всегда становится победителем на своем пути, постоянно учась и имея знание Бога, его вера воплощается в любви, в общении с Богом и людьми. Такой христианин удостаивается Царства Божия, так как с готовностью и опытом «восходит на гору Господню, в дом Бога нашего».

Примечания:

[26] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 25 «Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве».

Естественное свойство лимонного дерева такого, что оно, будучи бесплодно, поднимает ветви кверху; а когда оные наклоняет, то они скоро бывают плодоносны. Разумно познавший уразумеет сие.

[27] Мф. 19:19.

[28] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 10 «О злословии и клевете».

Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое. Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти. Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки. Судить значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу. Как возношение и без другой страсти сильно погубит человека; так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный  за сие осужден был.

[29] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 4 «О блаженном и приснопамятном послушании».

Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения… Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его. Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения. Начало умервщления и душевной воли и членов тела, бывает прискорбно; средина иногда бывает с прискорбием, иногда без прискорбия, а конец уже без всякого ощущения и возбуждения скорби. Тогда в скорби и болезни сердечной бывает сей блаженый и живой мертвец, когда увидит, что исполняет свою волю; ибо страшит его бремя собственного осуждения.

[30] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 2 «О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире».

Будем внимать себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по пространному и широкому. Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева, всенощным стоянием, умеренным питием воды, скудостью хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств, отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен – терпеть мужественно; когда на тебя клевещут – не негодовать; когда уничижают – не гневаться; когда осуждают – смиряться. – Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть Царство Небесное (Матф. 5, 3-12). Никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие – отвержение тщеславия, которое следует за послушанием. Изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь (2 Кор. 6, 17). Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто.

[31] Иоанн Синаит. Лествица. Краткое увещевание, которое содержит в себе все то, что говорено было в сей книге пространно.

Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего (Ес. 2, 3), совершающего нозе наши яко елени, и на высоких воставляющего (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Теките, умоляю вас, с Апостолом, сказавшим: потщимся, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава, и Ему сила; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки. Аминь.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ МАРКА ЭФЕССКОГО В XXI ВЕКЕ

1 февраля (19 января по старому стилю) Православная Церковь чтит память святого Марка, митрополита Эфесского, – великого защитника Православия, чьим умом, трудами и молитвами были сведены на нет усилия целого церковного собора, введшего позорную унию с латинянами в XV веке. Однако мало кто знает о чудотворениях святого, которые совершались как издавна, так совершаются и поныне. Портал Православие.Ru представляет вашему вниманию сведения о некоторых из этих чудес, совершенных в XXI веке и записанных духовенством храма святителя Марка, находящегося в предместье Афин.

Святитель Марк Эфесский
Святитель Марк Эфесский
Святой заботится о постройке своего храма. Когда рабочие, воздвигавшие храм святому, успешно трудились, а весь процесс находился на завершающей стадии, обнаружился недостаток денежных средств и появилась опасность, что дальнейшие работы остановятся, а сама попытка постройки станет бесперспективной. Волнение священника было велико, и он призвал на помощь святого Марка, который заверил его, что на следующий день придет некий человек и принесет значительную сумму денег на продолжение работ (и даже назвал конкретную сумму). И действительно, на следующий день в храм пришел некий господин из Вулиагмена[1], спрашивая, тот ли это храм святого Марка, и попросил поговорить со священником. Священник ответил, что уже знает, чего он хочет. И тогда этот неизвестный господин открыл, что предыдущим вечером к нему во сне явился какой-то монах, представившийся Марком Евгеником[2], и повелел помочь деньгами постройке его дома в Нижней Патисии[3]. Господин послушался святого и принес в дар точно такую сумму, которую назвал святой Марк священнику предыдущим вечером. Так вновь смогли начаться работы по строительству храма.

 

Святой явился и рассказал о существовании своего храма. Один благочестивый господин из Кипсели имел обычай совершать паломничество во все храмы на престольные праздники, но не знал о существовании храма святого Марка. Однажды, когда он зашел в пекарню, то увидел какого-то монаха, который дал ему просфору и сказал, чтобы тот отнес ее завтра в его храм. Изумленный господин спросил его: «Кто ты, старче? Где находится твой храм?» И святой ответил ему: «Меня зовут Марк Эфесский, мой храм находится в Нижней Патисии». И дал этому человеку ясные указания, как туда идти, какая дорога приведет его к храму. Действительно, господин, который не знал ни о святом Марке, ни о существовании храма в его честь, последовал его указаниям и пришел к его храму, как ему в точности сказал сам святой. Подобные случаи, когда святой являлся людям, которые его не знали, и направлял их в свой храм, известны и от других свидетелей, как, например, от одной госпожи из Новой Филадельфии.

Святой совершает чудеса исцеления. В 2005 году один молодой человек двадцати лет по имени Георгий страдал от какой-то редкой болезни. Нужно было cделать сложную операцию. Велика была вероятность неудачи, и, вполне возможно, что он мог на всю жизнь остаться парализованным. Его мать со слезами горячо молилась Богу об исцелении сына. Тут ей позвонила сестра и рассказала, что ей явился какой-то незнакомый монах, представился как Марк Евгеник и сказал: «Скажи матери юноши: “Я прооперирую Георгия, не беспокойся”». Действительно, операция на другой день, несмотря на трудности, прошла удачно. Во время операции среди врачей появился какой-то неизвестный врачам монах, который сказал, что он друг семьи по имени Марк. И в особенно трудных моментах указывал врачам, как нужно действовать. Юноша вылечился. И сам он, и его семья пришли в храм рассказать о случившемся и поблагодарить святого.

В другом случае, в 2004 году молодая женщина из Новой Филадельфии горячо молилась о том, чтобы ей забеременеть, чтобы Бог даровал ей ребенка. В один вечер, во время молитвы, ей явился монах и сказал, что его праздник 19 января. Он просил ее придти помолиться в его храм в Нижней Патисии и сказал, что услышит ее молитву. Действительно, женщина так и сделала. И через три дня забеременела, родила здоровенного малыша и с тех пор всегда приходила поблагодарить святого в день его памяти.

Храм святителя Марка Эфесского
Храм святителя Марка Эфесского
Святой спасает ребенка от машины. Перед храмом святого Марка одна семья переходила дорогу. В какой-то момент ребенок уклонился от внимания родителей, и проезжающий автомобиль его сбил. Испуганные родители с криком подбежали, боясь худшего. Однако в изумлении увидели мальчонку, который поднимался и улыбался, говоря им, что в момент, когда к нему приближался автомобиль, дедушка в черном (святой Марк) поднял его высоко в воздух и защитил. Родители немедленно поняли, что святой Марк спас их ребенка от несомненной смерти, и вошли в храм, благодаря святого.

 

Перевел с новогреческого Константин Норкин

Ιεροσ ναοσ αγιου Μαρκου Ευγενικου Πατησιων

http://www.pravoslavie.ru/59159.html

Отцы Церкви о курении

О курении писали многие святые отцы Церкви и, в частности, Нектарий Эгинский и Силуан Афонский. От них мы узнаем, что человек должен победить свои страсти. Любовь и стремление к Богу являются самым действенным лекарством от вредных и греховных привычек.

proliptiki_34_UP-600x275

Святой Никодим Святогорец говорит о курении в трудах “Духовные упражнения” и “Увещевательное руководство”, называя эту привычку “фимиамом диавола”. В обоих своих произведениях святой Никодим подчеркивает, насколько серьезной является тема курения, которое он считает виновным не только в телесном и духовном нездоровье человека, но и в его безответственности по отношению к христианскому долгу [1].

Кроме того, автор настаивает, что все без исключения клирики не должны курить, поскольку использование табачного дыма противоречит благонравию – великой добродетели – а также не соответствует величию священного сана и наносит вред здоровью тела [2].

Святой Нектарий Пентапольский называет курение телесным блудом. Авва Питирион в “Геронтиконе” пишет, что если человек хочет изгнать демонов, ему следует сначала победить свои страсти, после чего демоны уйдут сами. Однако демоны, как говорит Господь, отходят от человека только через молитву и пост. Таким же образом человек освобождается и от страстей – горячей молитвой и постом, приносящими рассудительность и взращивающими милосердие. Так изгоняется зло, подчиняющее себе мужчин и женщин.

Старец Софроний Сахаров в своем труде о святом Силуане Афонском упоминает один случай, о котором мы хотим рассказать здесь. В 1905 голу отец Силуан ездил по России, посещая различные монастыри.

“В одно из таких путешествий в поезде железной дороги он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: “Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете курение грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни, ведь хорошо сделать перерыв в напряженной работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу, и вообще, в ходе жизни…”. И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: “Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно “Отче наш”. На что купец ответил: “Молиться, перед тем, как курить, вроде не очень правильно”. Силуан в ответ заметил: “Итак, всякое дело, перед которым не очень правильно несмущенно молиться, лучше не делать” [3].

Разум и сердце человека должны быть всегда свободными для молитвы. Любое действие человека, которое не может сосуществовать с молитвой, не должно осуществляться. Мы можем заметить, что святой Силуан не прибегает к резким выражениям и не выказывает отвращения к своему курящему собеседнику. Он также не оправдывает отказ от курения, основываясь на правилах гигиены, которые в те годы не противоречили курению. Его позиция по отношению к этой вредной привычке имеет глубоко богословский характер. Его точка зрения основывается на практическом и молитвенном богословии в духе отцов Православной Церкви.

Все, что несовместимо с чистой молитвой, пусть не делается вовсе. Тяга к греховным наслаждениям побеждается не запретами и суровой борьбой, а общением Бога и человека, выражающимся в молитве. Суть слов святого Силуана заключается в том, что любовь и стремление души к Богу, являются самым действенным лекарством от вредных и греховных привычек.

В Святом Писании прямо не говорится о курении, однако косвенно, посредством некоторых принципов, которые мы в состоянии применить к современным реалиям, мы можем сказать что-то и относительно курения. Священное Писание дает нам заповедь не позволять ничему “завоевывать” наше тело. В Первом послании Коринфянам сказано: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” [4]. Курение, несомненно, является тяжелой зависимостью. Апостол Павел продолжает: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии” [5]. Конечно, курение очень вредно для здоровья. Научно доказано, что оно разрушает легкие, а порой и сердце.

Примечания:

[1] В. Соломос-Николаидис. Курение и православное воспитание в детском и юношеском возрасте. Салоники, 2001. С. 288.

[2] Никодим Святогорец. Увещевательное Руководство. Афины, 2008. С. 87.

[3] Архимандрит Софроний Сахаров. Преподобный Силуан Афонский. Патриарший Ставропигиальный Монастырь Св. Иоанна Предтечи. Эссекс, Англия, 1990. С. 223.

[4] 1 Кор. 6:12

[5] 1 Кор. 6:19-20

“Пемптусия” продолжает в виде серии статей публиковать дипломную работу “Биоэтический взгляд на профилактическую медицину”, выполненную теологом Димитрой Боцари под руководством преподавателя отца Василия Калльякмани на богословском факультете Аристотелевского университета Салоник.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Профессор богословия Анестис Кеселопулос

Святой Порфирий: “Святые отцы не просили ни признания, ни даров”

Продолжение, См. Предыдущую часть.

Мы переходим к публикации третьей части научного исследования профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Кеселопулоса о важности духовной жизни, как это отражается в учении старца Порфирия Кавсокаливита. Как уже упоминалось, статья была написана до канонизации старца, поэтому святой Порфирий именуется здесь «старец» или «отец».

porfirios

Любовь не приходит к “спящим или равнодушным”. Нужна борьба и, прежде всего, смирение. Здесь старец объясняет все предельно ясно: “Христос не будет любить нас, если мы не достойны Его любви. Чтобы полюбить нас, Он должен найти в нас что-то особенное. Ты хочешь, ищешь, стараешься, просишь, но ничего не получаешь. Ты готовишься приобрести то, чего хочет Христос, чтобы проникнуться благодатью Божьей, но она не может войти в тебя, когда в тебе нет того, что должно быть в человеке. Что же это такое? Смирение. Если в нас нет смирения, мы не в состоянии полюбить Христа. Необходимо смирение и самоотверженность в поклонении Богу”[20].

Сам Порфирий обладал истинным смирением, потому что чувствовал себя защищенным, пребывая в Божьей любви. Он жил в любви к Богу и для любви к Богу. И этого было более чем достаточно для него. Молитва до конца дней его была такова: “Что бы Ты не пожелал, Господи, что только пожелает Твоя любовь – я на все согласен. Я знаю, что я не достоин Твоей любви. Пошли меня, куда только любовь Твоя пожелает. Я согласен на ад, лишь бы я был с Тобой. Одного хочу я, одного желаю – быть с Тобой, где Тебе угодно и как угодно!” [21]

Это было истинным смирением, которое отличало старца Порфирия с детства и было свойственно ему до самой старости. Его автобиографическое наследие и исповедь каждым словом свидетельствуют об этом. “Теперь, когда я все вижу и понимаю, я чувствую себя очень кротким. То есть, как это получше объяснить… Бог защищает меня. Он посылает мне Свою благодать. Бог, даже таких грешников, как я, любит и хочет, чтобы они стали хорошими. Вот такое может сотворить благодать Божия. Верю, что я старая ржавая труба, через которую, однако, проходит живая и чистая вода, истекающая от Святого Духа” [22].

В то время как все те, кто знал его, понимали его святость, видели, что в нем есть что-то особенное и признавали, что ему дан дар Божий, сам он считал себя недостойным и греховным. Что касается Божьего дара, он считал, что он был дан ему Богом для того, чтобы он “стал хорошим”. “Я много раз говорил вам, что даров я не ждал, не хотел, не просил. Мои старцы ничего не говорили мне об этом. Такова была традиция. Они учили меня не словами, а своим отношением. Я все узнавал из жития святых и отцов, из Патерика. Отцы не принуждали меня, не искали признания, не искали даров. И я не искал дара притягательности, а желал только любви Христовой – ничего более. Дар, которым наделил меня Господь, дан мне, чтобы я стал хорошим” [23].

Единение с Христом, которое пронизывает все учение старца, является незыблемой основой его жизни и опыта, поэтому в основе этого единения лежит молитва. Личность Христа, которая придает смысл человеческой жизни, наполняет надеждой наше существование, укрепляет и направляет молитву старца. Вот что, в частности, он отмечает: “Просите: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”. Знает Он, как пожалеть вас. Сразу же начнет действовать благодать Его” [24]. В совершении молитвы имеет значение не ее продолжительность, а ее сила. Помолитесь пять минут, но пусть эта молитва будет исполнена любви к Богу. Кто-то может молиться целую ночь, кто-то – всего пять минут, и эта коротенькая молитва может стоить большего, чем та, которая совершалась всю ночь. Это, конечно, таинство, но так оно и есть” [25].

Отец Порфирий понимал, что благодать Божия может побудить к истинной молитве, так как ” никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. ” [26]. Молитва в сознании старца является “ключом к духовной жизни”. Он подчеркивает, что человек, имеющий отношение к Христу, все свои трудности вручает Ему. Таким образом, сложности и невзгоды превращаются в молитву. Потому что все заключается в духовной жизни [27]. Все освящается: и добро, и трудности, и материальное, и духовное. Нужны только любовь и пламя молитвы вне переживаний и напряжения, а с верой в любовь и Божье провидение. [28]

Таким образом, отец Порфирий делает упор на то, что нет никакой нужды в принуждении себя к сосредоточению в молитве. Лишь одно благословение: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, в нем отцы Церкви видели наиболее действенный способ молитвы. Он говорил, что сами по себе методы и приемы не в состоянии обеспечить этого, а лишь благодать Божия [29]. Благословению не может научить никто: ни книги, ни старцы. Единственный учитель – Божественная благодать. Только Святой Дух, только благодать Божия может внушать надежду… Если вы не попадаете в атмосферу благодати, вы не можете молиться” [30].

Таким образом, подтверждается тот факт, что искание и приобретение благодати Божией было его единственным желанием, единственной целью его жизни. Это он советовал и тем, кто обращался к нему, потому что, как он считал, “это суть духовной жизни”. Стремление к объятию Христа он считает “искусством искусств”. “Когда придет Христос, мы получим все. Христос преобразит все внутри нас. Он принесет радость, смирение, любовь, молитву, поднимет настроение. Благодать Христа возродит нас. Христос даст нам все” [31]. Тогда человек станет другим. Все его чувства будут исполнены Духом Божьим. Об этом свидетельствует старец, опираясь на личный опыт прихода к нему Божественной благодати [32]. Ведь любовь, смирение, послушание и все добродетели в целом являются не целью духовной жизни, а условием обретения человеком благодати Божией с помощью Святого Духа [33].

Отец Порфирий советует вести непрестанную борьбу для того, чтобы наша духовная жизнь была направлена на соединение со Христом, а не на стремление победить зло. “Нет необходимости иметь дело с шипами … вы отдайте свою внутреннюю силу на благо хорошего, Христу” [34]. Это высказывание старца согласуется с посланием апостола Павла: “отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру”. [35] Здесь, безусловно, опытный старец не отрицает существования дьявола или появления страстей в жизни после падения человека. Он просто хочет подчеркнуть, что духовная жизнь не может ограничиваться лишь запретами или отрицанием чего-либо, а, прежде всего, иметь позитивную перспективу и настрой.

Ссылки:

20. Старец  Порфирий, Житие и Слова, стр. 238.

21. Там же, стр. 217.

22. Там же, стр. 507.

23. Там же, стр. 505.

24. Там же, стр. 287-288.

25. Там же, стр. 273.

26. 1 Кор. 12:3.

27. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 256.

28. Там же, стр. 275-276.

29. Там же, стр. , 262.

30. Там же, стр. 256-257.

31. Там же, стр. 286.

32. Там же, стр. 462-463.

33. Там же, 256-257.

34. Там же, стр. 287.

35. Рим. 12:9.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Святитель Симеон Солунский о покаянии как главной цели и содержании проповеди епископа и священника

От редакции Православного Апологета: Свт. Симеон архиепископ г. Фессалоники жил в первой половине 15 столетия (род ок. 1381-87, скончался в 1429 незадолго до взятия турками Фессалоники в 1430г.https://en.wikipedia.org/wiki/Symeon_of_Thessalonica )  и был последовательным учеником исихазма,  ревностным защитником Православной Церкви и ее веры и традиции от латинских влияний и нововедений. Антилатинские трактаты в его творениях занимают немалое место. (Его творения были опубликованы в 1981г. Бальфуром. Ἔργα θεολογικά, Ἁγίου Συμεὼν ἀρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης, 1416/17-1429 (Theological works of St. Symeon, Archbishop of Thessalonika, 1416/76-1429) ed. & intro. David Balfour. (Thessaloniki, 1981).  Однако наиболее значимый его труд, посвященный истолкованию Таинств и обрядов Православной Церкви («Δίάλογος κατά πασών τών αιρέσεν καί περί της μόνης πίστεως, τών ιερών τελετών τε καί μυστηρίων πάντων τής έκκλησίας».) приобретает в Православной Церкви огромное влияние и распространение. Публикумые нами некоторые параграфы из 5 главы книги выдающегося иерарха Православной Церкви 15столетия свт. Симеона Солунского являются прекрасным обличением того направления т.н. миссии и проповеди, которое находит, увы, поддержку среди наших иерархов. Все это говорит об серьезном уходе от подлинной проповеди Евангелия, которая всегда начинается покаянием, с обращения пастыря и епископа к людям с призывом отступить от греха, богоборческого образа жизни и стремиться и учиться к исполению воли Божией, святых заповедей. Другий же тип миссионерства не является евангельским, а его подменой, проповедью антихристианства, превращение Креста в декоративный узор. Стоит обратить внимание на настоятельные советы Солунского святителя о необходимости регулярно исповедоваться и каяться всем: иерархам, священникам, клирикам и мирянам, о необходимости духовного руководства и окормления. Вне этого священник и епископ теряют понимание и осознание сути и смысла Евангелия.

святитель Симеон Солунский

Премудрость нашего спасения

О покаянии

   Архиерей:
   — И я готов на это, и не поленюсь изложить суть дела, насколько смогу, потому что после крещения покаяние есть и главизна спасения для всех верных, и второе очищение, и второе крещение, совершаемое посредством исповеди и сокрушения, посильными трудами и слезами.
   Предначинатели покаяния — мытари и грешники, и блудницы, приходившие в покаянии ко Христу и не отринутые Им; также и разбойник на кресте, уверовавший, и исповедавший Христа, и возопивший: Помяни мя; равно как и первый из учеников, горько плакавший после того, как пал через отречение, и помилованный, и по троекратном вопрошании восстановленный каким был, или даже более — поставленный пастырем овец Христовых, дабы пас овец с внимательностью и снисходительностью, научившись из того, что пал и снова был принят Христом, поставленный принимать раскаивающихся падших.
   А не падшего нет между людьми вовсе, и первый падший, и более всех из всех верных — я, и я прошу помилования и спасения.
   Клирик:
   — Поистине, владыка, все мы в этом имеем нужду, потому что все постоянно согрешаем.

215. О том, что покаяние состоит в том, чтобы постоянно сокрушаться, называть и считать себя грешником, и прибегать к исповеди, и что между людьми никто не чист

   Архиерей:
   — Правда, брат. Ибо кто похвалится чисто имети сердце? Или кто чист от скверны, как написано, «аще и един день жития его на земли» (Иов. 14:4-5), тогда как всякий грешен или от греха первородного, или, после просвещения крещением, тотчас и невольно как-нибудь впадая в грех, ибо для этого достаточно согрешить случайно по отношению к кому-нибудь: к родителю, или другу, или родственнику, чему невозможно не случиться. И если это даже случится и с неразумным младенцем, то всё же становится причиной греха, и ему тотчас сообщаются скверна и грех.
   И сие всяк человек, при всём том, что он принял благодать. Он тотчас, как родится, желает плотского неразумно и неосознанно, и это — следствие преступления прародителей, почему и грешит, едва родившись и еще не понимая. Ибо, как сказано Давидом, и зачинается во грехах (Пс. 50:7).
   Итак, если невозможно, чтобы не гнездился какой-нибудь грех в новорожденном и новопросвещённом младенце, то тем более во всех нас, и вольно, и невольно. А в особенности вольно — во всех, как в существах словесных и добровольно нерадящих о том, что постоянно грешим. Сами грехи забвения и неведения — от нашего нерадения, и невозможно найти им оправдания.

216. О том, что каяться должно всем: и освященным, и мирянам

   Итак, нужно каяться, как проповедали и Креститель, и Господь, и ученики Его. И нужно каяться всем: мирским и монашествующим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем, и каяться должны все. Часто и Спаситель наш говорил, и Креститель Его: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2Мф.4:17), т. е. Сам Царь Небесный, бывающий близко к кающимся, потому что«близ Господь всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144:18). А я громогласно взываю, обращая это и к себе: покаемся по благодати Спасителя нашего, чтобы спастись, ибо близко Царство Божие. Скажу и с божественнейшим Павлом: «И ныне ближе к нам спасение» (Рим. 13:11), потому что грядет Спаситель и Судия наш. «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12). А что исповедь и покаяние необходимы иереям так же, как и монахам и мирянам, об этом и апостол свидетельствует, говоря: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16.), и научая, как нужны всем исповедь и покаяние в том, в чём пали.
   Покаяние проповедовал и Креститель, как мы уже сказали, и совершал Спаситель, когда принимал исповедание грешников, в особенности мытаря, блудного, блудницы и разбойника на кресте, и исповедь весьма многих других согрешивших. То же Он внушает и притчами, и в особенности притчей о блудном сыне, который исполнил всё, что относится к покаянию. Говоря:«отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15:18), он совершает исповедание, а словами: «и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:19), обнаруживает сокрушение и самонаказание с самоукорением. Говоря же:«прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:19), смиренное моление, соединенное с надеждой, ибо никому не должно отчаиваться.
   А вот, по Евангелию, и плоды покаяния, которых требует Креститель (Мф.3:8): это отвращение от греха, ибо так сделал и помилованный блудный сын. Оставив разврат, он притёк к Отцу с исповеданием: «согреших», откровенно говорит он, и не просто «согрешил», но: «на небо и пред тобою». «На небо»— поскольку, творил дела беззаконные и враждебные Небесам; «и пред тобою» — так как презрел Тебя и нисколько не убоялся, не устрашился и не устыдился Тебя, Святого Творца моего.
   Затем мы видим истинное самоосуждение: «недостоин, — говорит он, —называться сыном твоим». Далее — молитву и стремление к делам, которые свойственны уничиженным, виновным и должникам: «прими меня в число наемников твоих».
   То же совершал и тому же учил и Собор апостолов, и ещё более того: они, несмотря на утомление, ходили с проповедью покаяния. И даже будучи при смерти стремились обратить грешников. Их они и наказывали, и утешали, и отлучали, когда было нужно, и принимали, и были готовы служить всем ко спасению.

 

217. О том, что проповедовать покаяние и было, собственно, делом Спасителя и апостолов и что это прежде всего долг архиереев и иереев

   О проповеди покаяния должно заботиться и нам — освященным. И об этом я взываю и к своей душе, и к иерархам, которые со мною. Взываю о том, что мы более чем кто бы то ни было обязаны совершать это прекрасное дело, то есть приводить к покаянию, и что это — служение проповедничества, подобно тому, как обращение безбожных к вере. Ибо прекрасно это дело Спасителя и Его апостолов — привлекать неверных к вере.
   Но ныне оно редко, и потому, что не стало ревности мужей апостольских, и потому, что недавно были большие гонения20. После же него всего прекраснее и равно ему — охранять верных21 и всей силой и со всей ревностью обращать к покаянию. А потому не должно оставлять их и дожидаться, пока они придут с обращением. Нет, совершители Таинства покаяния должны всюду, где возможно, всматриваться и искать падающего, всеми способами убеждать его поспешить к Богу, отводить от греха и приводить к Богу.

218. О том, что дело побуждения верных к покаянию есть истинная проповедь

   И это да будет для иерарха вместо проповеди Евангелия, или лучше сказать, самой проповедью. Ибо какая другая цель у проповеди, как не спасение погибших, возбуждение падших и обращение к лучшему удалившихся от этого лучшего?
   Таким образом, обративший к Богу тех, кто заблуждался в вере, является по отношению к ним как бы устами Божиими, так как он недостойных сделал достойными. То же относится и к обращению согрешившего. Ибо обративший грешника от ложного пути к истинному — также как бы уста Божии и сам достоин Христа, и, по Писанию, «спасший душу от смерти и покрывшиймножество грехов» (Иак. 5:20).
   Потому и слово учения Духа должно проповедоваться в Церкви, и оно заповедано иерарху, и необходимо ему, и есть долг его — только слово не высокоумное и цветистое, составленное из изречений, изобретаемых внешним искусством, но простое, направленное к восстановлению душ, к исправлению нравов и к доброму состоянию, к поддержанию стоящих, к воодушевлению падших, к возвращению отдалившихся, к утверждению смятенных, ко всевозможной для всех пользе.
   Ибо искусства и различные методы явились не вместе с природой, но впоследствии изобретены природой, а Бог, исправляющий природу, исправляет её данными природе простыми и безыскусными средствами. Потому и воплотился Он, через собственную природу нашу вновь образуя и воссоздавая естество.
   Итак, учитель должен учить простыми словами и преимущественно исполненными Духа, дабы и исправить других, и получить пользу самому, будучи смиренным, не тщеславясь цветистыми словами, не оставаясь бесполезным для слушателей и удовлетворяя их духовные потребности, и считая это целью всякой проповеди и учения.
    «Горе мне, — говорит Павел, — если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Мы часто видим, что апостол не столько совершает священные действия и Таинства, и даже самое крещение, сколько проповедует, дабы больше обратить, и говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1 Кор. 1:17). Конечно, он крестил: крестил Тимофея и дом Стефана, и весьма многих других, но предпочитает этому проповедь. Почему? Потому что сначала нужно обратить неверного к вере и тогда уже его крестить.
   Крестить — это дело всякого иерея, а обращать — учителя. А ныне — увы! — вижу, что многие нерадят ни о священных Таинствах, ни о слове богодуховенной и спасительной проповеди. И вообще — священнодействуют выставляясь и с каким-то тщеславием, редко молятся и никогда не проповедуют, но пышно восседают, заботятся о мирских суждениях, от которых рождаются раздор и всяческая смута, вражда и бесполезные, даже более — душепагубные споры. Они пекутся о тленных приобретениях, а о собственной духовной жизни, к которой они призваны, как более просвещённые, и о жизни тех, которые им вверены, у них вовсе нет речи. Они не заботятся ни об изучении священных Писаний, ни о соблюдении правил церковных или о другой какой-либо священной деятельности, на которую указывают отцы. У них вовсе нет попечения о церквах и о духовном стаде Спасителя нашего. И это притом, что Павел говорит: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти ЦерковьГоспода и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), и это тогда, когда волки не только намереваются прийти, но уже здесь.
   Многие много говорят о доходах и собственности, а о сокровищах спасаемых душ на Небесах речь коротка. Я же не отделяю от таковых и себя самого, потому что и я, беспечный с беспечными, дам за то ответ. А потому, размышляя и о моем собственном долге, я плачу о себе и братьях моих. И так как необходимо говорить о долге нашем, говорю о нём, поскольку мы имеем неизбежную нужду спешить приводить братьев к покаянию. Ибо покаяние есть одно из Таинств, и совершать его для верных — обязанность епископов. Нужно подвизаться для этого. И вместе с епископами да стараются об этом те, которые с разрешения епископского получили такое служение.
   И пусть не имеет в виду кто-нибудь (ибо я не обо всех говорю, как и не обо всех епископах) плотскую прибыль, которая есть ущерб и, по сути дела, убыток. И пусть не судят вопреки правилам, дабы тот, кто действует против правил, не навлек на себя грехов другого.
   Кроме того, пусть никто не впадает в заблуждение и не принимает себе за правило быть строже самих отцов, ибо кто непорочнее их в таких делах, кто внимательнее и чище? Пусть не впадает в самообман и не воображает быть и снисходительнее их, будучи слабым и бессловесно падая вместе с падающими. Да и кто так смел, чтобы дерзнуть быть человеколюбивее отцов? И откуда получит он на это власть, если отвергает отцов и действует не в границах, положенных ими? Он неизбежно будет действовать от себя, и не будет прочным сделанное им, потому что оно не по преемству от отцов.
   Итак, пусть всякий твёрдо решит ничего не делать вопреки определениям и правилам отеческим. Ибо они составлены различными богоносными мужами, и верны, как согласные с Духом, и весьма способны врачевать всякую страсть, и вполне целительны. О них излишне и говорить нам, так как они весьма ясны и во многих книгах есть, и многими объяснены для большего уразумения их.
   Итак, все должны судить по церковным правилам и не внимать каким-либо другим, составленным не по определениям этих правил, потому что благодать — по преемству, ибо от источника благодати — Господа и Спасителя нашего она перешла на Его апостолов, от апостолов — на отцов, а от отцов наших — на нас.
   Таким образом, если мы соблюдаем правила отцов, то и преемство благодати будет в нас, и слово наше будет твердо. Иначе, если будешь поступать не по определенному ими, то и слово будет нетвёрдым. Да и что вынуждает нас поступать не по определениям отцов?
   Если видишь чьё-то искреннее раскаяние, чистое исповедание падений, сокрушение из глубины души и уничижение, истинное воздержание от злых дел, и от всего сердца ненависть ко греху, и удаление от него, и ревность к делам покаяния, которые обнаруживаются в воздержании и милосердии, то это прекрасно, и отцы учат, как поступать в подобном случае. Ты прими такого, утверди в нём любовь, поддержи брата и тщательнее исследуй покаяние, испытай кающегося. И если, при истинном покаянии, он будет желать сокращения времени епитимии и какого-нибудь смягчения её, то не останавливайся приобщить его Блага, потому что и вся цель — в том, чтобы всем соединиться с Благом. А коли так, то не бойся дозволить ему приобщиться, потому что и у отцов найдёшь указание на такое позволение, и от них получишь власть на это. Таковой — сотрудник твой и соревнитель.
   Одобри того, кто выказывает более ревности, и прими его с распростёртыми объятиями, и послужи, сколько в силах, по мере ревности кающегося.

220. Об исповеди: как она должна совершаться

   Исповедь же должна совершаться не просто, но как указал Спаситель, когда принял Закхея и блудницу.
   Первый торжественно и с сокрушением высказал всё, чем согрешил, и обещал исправить обиды и начать творить дела божественные. «Господи! — говорит он, — половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8).
   А вторая, взяв «алавастр мира и став позади (ибо не смела перед Ним) у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:37, 38). А потому и сказал Иисус: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47). Закхею же сказал: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9).
   Видишь ли, что за ревность и стремление к истине при обращении тотчас даруется отпущение грехов со спасением? А нераскаивающимся Спаситель говорит: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23).
   И хулящим Духа Святого сказал: «кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29).
   И не хотящим отпускать согрешения других сказал, что и им не отпустятся. И «если не покаетесь», говорит, «все так же погибнете» (Лк. 13:3).
   И не веровавшим в Него говорил: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38).
   Посему нужно истинно каяться, и притом со смирением, а не так, как утверждают некоторые (что смеха достойно), — будто когда ешь и пьёшь отверзается сердце для исповедания грехов, и поэтому они с похмелья (чтобы не сказать больше) осмеливаются исполнять христианский долг покаяния, делая противоположное покаянию и идя наперекор Сказавшему: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). Как может прийти в сокрушение тот, у кого сердце в таком состоянии? Как будет печалиться? С каким вниманием и смирением исполнит долг исповеди?

227. О том, что для всякого необходима исповедь, потому что и согрешаем мы все

   Во всем, о чём мы сказали, всякий исповедающийся должен испытывать себя, а принимающий исповедь — о каждом деле спрашивать. И если исповедующийся сделал что-нибудь доброе, то хвалить его и укреплять в этом, а если найдёт, что тот в чём-либо погрешил, то посредством исповеди и покаяния исправлять его насколько возможно и возводить падшего к Богу, следуя правилам отцов и их духовному рассуждению. Впрочем, и те, которые думают, что они не пали (что, как я полагаю, невозможно), — все должны каяться.

228. О том, что и живущему благоговейно нужно жить под руководством, и принимать от отца духовного епитимии, и не полагаться на себя

   Думать, что не пал, значит — пасть, и это наибольший из всех грехов, в котором, по безумию своему, повинны и стоящие ошуюю, говорящие: «когда мы видели Тебя...?» (Мф. 25:41, 44) — то есть: «мы не согрешили». А что это — тягчайший грех, свидетельствует возлюбленный ученик Христов и девственник Иоанн Богослов, говоря: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»(1 Ин. 1:8-9).
   Видишь ли силу исповеди? Поспешим же к ней все, потому что все и нужду в ней имеем. И брат Божий Иаков свидетельствует: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16), ибо все уязвлены и покрыты следами ударов и нет никого, кто бы не нуждался во врачевании. Один только безгрешен — Тот, Кто, придя в уничижении, уврачевал нас и в смирении даровал нам врачевство, заповедав припадать и смиряться друг пред другом и взаимно исцеляться.
   Но и тот, кто, уже уврачевавшись, ревнует о преуспеянии в добродетели, не сам по себе должен устремляться к этому, но действовать с благословения отца духовного и держать не свой собственный канон, но принимать его через живой голос духовника и жить под руководством последнего. И никто никоим образом не должен, полагаясь на себя, управлять самим собою, потому что это не сообразно с христианской жизнью, ибо жить самовольно — не есть установление Христово, так как Христос послушен был Отцу Своему до смерти крестной. Итак, если Он поступал таким образом, то кто больше Него? И каким образом тот будет Христов, кто живет не по примеру Христа? Ибо Христов — тот, кто, по примеру Христа, живет смиренно, не делает ничего от себя, но исполняет только волю Божественную и пребывает в послушании, как и Спаситель, молившийся: «впрочем не Моя воля, — т. е. воля человеческая, — но Твоя да будет» (Лк. 22:42). А Божественная воля есть и воля Его со Отцом, и Святого Духа.
   Так, будучи двойствен по естеству и имея две естественные воли, единый Богочеловек при человеческой непорочной и чистой воле повиновался Отцу, изглаживая добровольное преслушание Адама и Евы. И обладая двумя естественными действиями, Он, будучи (что выше всякого описания) един совершен по ипостаси и двоякий по естеству, посредством их всецело обновив, обожил нас.
   К покаянию относится и ангельский образ покаяния, о котором мы говорили ранее. Впрочем, снова нужно рассмотреть, как он совершается, и то, что касается его обрядов.



Подписка на новости

Последние обновления

События