Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Обращение инославных в Православие1

митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)

читающий эти письма1 может понять, как трудно для инославных обращение в православную веру и переход в лоно Церкви: им предлежит брань против своей собственной натуры, пропитанной всем, чему их учили с рождения. Ересь исказила богословие, все душевные силы — разум, желание и стремления, - образ мыслей и образ жизни. Догмат тесно связан с духовной жизнью, и всякое искажение его отражается и на духовной жизни человека.

Так, инославному, приходящему в Православную Церковь, надлежит пройти горнило покаяния, изменения и возрождения всего строя мыслей и жизни, что занимает немало времени. чтобы предрасположенность к Православию стало основой жизни и биением сердца человека, ему должно прожить многие годы в подвиге, неся свой крест, под руководством опытного духовного отца. Иначе не умрет в нем ветхий человек и его будет одолевать неверие и желание возвратиться вспять.

Однако и духовному наставнику предлежит распятие в его пастырском служении. Следуя сим крестным путем, духовный наставник испытывает нападки послушника, обвиняющего наставника в своих страданиях. В переписке сохранились такие слова святого Силуана: «Некоторые спрашивают совета; им скажешь — они не хотят послушаться, им тяжко это; так они начинают даже враждовать».2 Если это случается с православными духовными чадами, рожденными в православной среде, что тем более это происходит с людьми из других «миров», которые родились и были воспитаны в западной среде, в иной богословской традиции. Требуется нечеловеческое усилие, чтобы освободить от мира заблуждения и ереси, ставшим их натурой и строем мысли и жизни.

Поэтому обычно старец Софроний говорил, что человеку, обращенному в Православие, с момента крещения его в Православной Церкви требуется более двадцати лет руководства опытного духовного отца, чтобы тот научился жить православно и православный догмат определял бы весь строй жизни.

Православная Церковь и другие религии и исповедания

 

Старца Софрония не особенно интересовали исторические вопросы Церкви. Однако, наставляя Бальфура и исходя из его интересов, старец, тем не менее, затрагивает многие аспекты исторической жизни христианства и Православной Церкви.

Старец Софроний представляет жизнь Православной Церкви в ее исключительных качествах, выделяющих ее из общей массы других религий и христианских исповеданий. Только в Церкви познается тайна Креста и Воскресения Христова. Видение нетварного света, ощущение Божественной благодати в Божественной литургии и в аскетическом делании, внутренний мир и твердость упования, священное безмолвие и молитва, и прочее — все это свидетельствует об истинности и богатстве православной традиции. Поэтому в письме старца тесно связаны догмат, Церковь и аскетическая жизнь.3 Он пишет: «Православная Церковь отличается от всех других в трех отношениях: 1) что она единственная истинствует вполне в своем богословском учении; 2) что единственно она вполне ведает тайну благодатной, святой жизни и хранит в полноте благодать; 3) является старейшею, коренною, основою, от которой откалывались в разные времена большие или меньшие части»4.

В Православной Церкви, несмотря на проблемы, можно ощутить великую благодать Христову. Старец Софроний в письмах говорит о проблемах исторической жизни Церкви из-за этнических различий разрозненности, «из-за уродливого и извращённого, что встречается в церковной среде», но, несмотря на это, в Православной Церкви присутствует Божественная благодать. Он пишет: «И я тысячи раз переживал и переживаю стеснения, но их терплю, потому что я от Церкви имею положительные дары»5. Он акцентирует внимание на послушании указаниям епископа, особенно епископа, который подчиняется Московской Патриархии, а не другим Церквям, так как это является наилучшим и с канонической стороны самым правильным.6 В этом проявляется его уважение к каноническим установлением Церкви, несмотря на существующие проблемы.

Старец ради духовной пользы Бальфура, разбирает ошибки католической Церкви, анализируя разные явления: стигматы, догматические различия, обмирщение церковного устроения, искажение догм, духовной жизни, покаяния и исповеди. Он пишет, что в католичестве (по сравнению с Православием) есть много существенных погрешностей как в догматическом отношении, так и в духе ее жизни церковной (духовной)»7. Он отмечает, что у них «попирается, осмеивается, отвергается умное делание православных аскетов», и особенно «то, что наиболее преуспевшие в сем умном делании, признаны за особо злостных еретиков (например, божественный Григорий Палама)»8. При всем этом он считает, что лучше не «занимать свой ум разбором учений», а «нужнее и полезнее молиться чистым умом»9. В этом проявляется то, как мыслит отец-исихаст.

Старец Софроний, как опытный православный богослов, не может принять ограничение Православной Церкви и теорию экуменизма, которую он считает «одной из самых опаснейших ересей»10. Стремление некоторых людей создать «вселенскую и апостольскую Церковь» является заблуждением. Также заблуждаются и те, «кто помышляют в сердцах своих о каком-то особо высоком мистическом сверхцерковном понимании христианской религии»11. Он советует Бальфуру: «Мне так хочется (и Богу молюсь об этом), чтобы Вы не прельстились этим всем, но твердо в сердце и уме убеждены были в том, что существует на земле та одна единая истинная Церковь, которую основал Господь, что она во всей своей совокупности (а не в отдельных членах своих ) обладает полнотою ведения и благодати и непогрешимости»12. И далее он приводит свое исповедание, выражающее его жизненный опыт12.

 

От редакции «Православного Апологета»: Мы сочли, что публикация этих параграфов из недавно вышедшей в свет книги митрополита Иерофея (Влахос) о старце архимандрите Софронии станет волне своевременной. В приведенных тестах можно увидеть и причины появления серьезных догматических погрешностей в современном епископате РПЦ МП, и это прежде всего касается отношения к Рим-Католиеской Церкви. В своем недавнем выступлении пред аудиторией Института Всеобщей истории РАН Его Высокопреосвященный митрополит Волоколамский Илларион заявил, что «МЫ не считаем Рим-Католискую Церковь ересью». Возникает вопрос: от имени кого говорит митрополит Илларион — от имени РПЦ, или от Священного Синода РПЦ? Или от себя лично? Его Высокопреосвященство считает выработанную линию Богословских диалогов базой для формирования нового церковного мышления. Но при этом это мышление отлично от всей традиции Православной Церкви, от всех Святых Отцов Церкви. То есть идеологи современного Экуменического диалога претендуют на право быть глашатаями «православной позиции», сформированной на новой терминологии и на новых понятиях, которые удовлетворяют не православной экклесиологии, а современной политике и межконфессиональным отношениям. Все Святые Отцы Церкви вполне однозначно говорили о Римо-Католической церкви как об отпадшей от Вселенской Церкви, как о ереси. Свт. Марк Эфесский поясняет, что прежде о Римской церкви не говорили, что она еретическая по причине ее могущества. Но опираясь на опыт предшествующих святых Отцов Восточной Православной Церкви, свт. Марк твердо и ясно заявляет: «Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них ... они еретики, и следовательно мы отсекаем их как еретиков... Откуда же они внезапно представились нам православными, те, которые в течение столького времени и по суждению таких великих Отцов и Учителей считались еретиками?...Надо бежать от них, как бегут от змия, ...как от христопродавцев и христокупцев».13 «Мы же, не почему иному отделились от латинян, но потому что они не только раскольники, но и еретики».14

Причина пренебрежения епископами с воззрениями митрополита Иллариона на римо-католицизм указаны митрополитом Иерофеем — отсутствие церковного догматического мышления в силу того, то они не имели правильного духовного руководства в своей духовной жизни. Они восприняли совершенно ложную мысль о вседозволенности для епископа в Церкви, о праве не «бережно хранить и передавать» веру, «во всем последуя святым Отцам», а распоряжаться по своему усмотрению. Это так называемый «епископский произвол», который канонически осуждает такие действия епископа. Духовная невоспитанность и догматическая безграмотность порождают демагогию и являются причиной церковного раскола.

1Речь идет о переписке о. Софрония с Димитрием Бальфуром, который из католиесва перешел в Правослвие и стал православным священникм в Афинах.

2Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания. Эссекс.-М., 2002, с. 228

3Там же, с. 270

4Там же, с. 98

5Там же., с. 270

6Вероятнее всего митрполит имеет в виду письмо архимарита Софрония к архимандриту Андриану (Кирсанову), коорый является ответом на вопрос о поминовении новоизбранного в 1990 году патриарха Алексия, который был актиным уастником Экумениеского движения. Тем не мнее, патриарх Алексий II, расстался с экумениеским движением и не разделял его взглды и идеи, чуждые православной экклесиологии.

7Там же, . 159

8Там же,

9Там же, с. 160

10Там же, с. 143

11Там же, с. 144

12Там же, с. 145

13Ιω. Καρμίρη, ενθ. σελ. 353-362

14κε΄ Συνεδρίαση της Συνόδου Φεράρας -Φλωρεντίας , εις Πηδάλιον, εκδ. Ρηγόπουλου, Θεσσαλονίκη 1991,


 



Подписка на новости

Последние обновления

События