Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)

 

Преображение Христа

Η Μεταμόρφωση του Χριστού.

Μητροπολίτης Ναυπάκτου Ιερόθεος

Картинка 26 из 6367

Часть 2

 

е. Христос явил первообраз творения человека

По учению Святых Отцов, на горе Фавор Христос показал людям подлинную красоту их образа. Следовательно, Христос является первообразом творения человека , так как человек был сотворен «по образу» Бога Слова. Этим выражается слава образа и великая честь быть сотворенными «по образу» Божию. Наше происхождение низко. Однако, несколько оно низко, настолько оно и высоко, потому что Сам прославленный Христос является образом нашего создания,  одновременно нашим Творцом.

В Священном Писании неоднократно говориться, что Христос является «новым Адамом», который вочеловечился, чтобы исправить ошибку праотца Адама. Первый дам в раю, несмотря на то, что еще не обладал опытом, имел ум просвещенным, потому что образ Божий в нем был чистым и беспрепятственно принимал лучи Божественного Света. Но после грехопадения он омрачился; «подобие» было утрачено, однако «образ» полностью не исчез. В святоотеческой традиции говорится, что Адамово «по образу» очернилось, то есть затмилось, но не было  утеряно полностью. С вочеловечением Христа и обожением человеческой природы Адам вернулся в к прежней славе, и даже взошел еще выше.

Таким образом, на Фаворе Господь явил первообраз человека и то состояние, в котором первый дам находился до падения в Раю.

Разумеется, это тоже необходимо принимать с оговорками, потому что, согласно прп. Никодиму Святогорцу, сияние преобразившегося Христа было более божественным и более сильным, нежели сияние, исходившее от Адама в Раю. А происходило это по двум причинам. Во-первых, потому что создавший Адама Бог был Богом «по сущности», тогда как Адам был богом лишь «по благодати» и по причастию. Божественный Свет является светом «по природе», тогд кк исходивший от Адама свет был светом «по причастности» и по благодати. Во-вторых, потому что Христос воспринял человеческую природу и обожил ее «по ипостаси», тогда как Адам имел общение с божественной благодатью «по энергии», по действию. Это означает, что, если во Христе божественная природа с человеческой соединилась ипостасно, «по ипостаси», то в Адаме и в каждом человеке природа соединяется с Богом по благодати, а не по ипостаси. Соединение божественной и человеческой природ «по ипостаси» имело место только в Лице Иисуса Христа.

Чтобы это стало понятным, необходимо упомянуть о том, что, согласно прп. Иоанну Дамаскину, существуют три вида соединения: соединение по сущности , которое имеют Лиц святой Троицы; соединение по ипостаси, которое произошло во Христе при Его вочеловечении; соединение по благодати , которое имеют обоженные люди, соединяющиеся с Богом не по сущности , так как это свойственно только для лиц Святой Троицы, ни по ипостаси, поскольку существует только один богочеловек — Христос, но по причастию благодати Божией. Поэтому святые, даже по благодати, не называются Богочеловеками, но богами по благодати, обоженными людьми.

Таким образом, преобразившийся Христос явил славу образа, по которому мы были сотворены. И, как в искусстве, большую ценность имеет оригинал, а затем его копия, которую может сделать кто угодно. Так и здесь, большую ценность имеет именно первообраз. Преображение Христа показывает кк происхождение человека, тк и цель его жизни и конец, к которому он должен стремиться.

 

ж. Нетварный и тварный свет

Тварный свет, несмотря на то, что он тварный, является единственной земной реальностью, которая может в определенной степени уподобиться славе и сиянию Божества. Лицо Христа просияло как солнце и ризы Его стали белыми как свет потому, что именно таким образом человек может познавать славу Божества. Не существует ни одной земной реалии, которая могла бы это передать.

Бог называется и является светом потому, что, с одной стороны, имеется об этом откровении Самого Христа, сказавшего: «Я свет миру» (Ин. 8, 12), а с другой, потому, что все, кто удостоились Его лицезреть, видели Его как яркий свет. Согласно свт. Иоанну Златоусту, евангелист говорит, что лицо Христа просияло как свет потому, что не существует иного образа, с помощью которого можно было бы передать сияние, исходившее в тот момент от лица Христа.

Образ солнца являет и другую богословскую истину, которую нам раскрывает свт. Григорий Палама. Он говорит, что между светом и солнцем существует определенная разница. Бог, как это известно из Ветхого Завета,в первый день творения создал свет, а в четвертый — солнце, которому дал свет. Тким образом, свет первичен, а в солнечном диске он появился лишь на четвертый день. Аналогичное наблюдается и во Христе. Божественный Свет был и остается безначальным, то есть, не было времени, когда не было этого Света. Однако позже, с вочеловечением Христа, воссияла воспринятая человеческая природа, принявшая всю полноту Божества.  Таким образом, несмотря на то, что Бог всегда был Светом, с Его вочеловечением и воспринятое Им тело также стало источником Нетварного Света. Тем не менее, между Светом Божества и светом солнца существует такая же разница, какая существует между тварным и нетварным. Все тварное имеет начало бытия и должно иметь конец, но Бог желает, чтобы оно не имело конца. Тварное подвержено преложению и изменению. Поэтому все чувственные реальности мы всегда должны использовать с оговорками. Святой евангелист пишет: «И просияло лице Его, как солнце» (Мф. 17, 2). Его лицо не стало солнцем, но кк солнце.

Прп. Никодим Святогорец различает сияние чувственного солнца и сияние Солнца Правды. Свет чувственного солнца доходит до глаз человека в соответствии со временем суток, то есть не весь сразу, а постепенно. Так, рассвет переходит в восход, восход — в полдень, а полдень — в закат. Таким образом совершается изменение светоизлияния, и свет дается в соответствии со временем. Но не то же самое происходит с учениками на горе Фавор. Поскольку Свет Правды является Нетврным и сверх-временным, на Фаворе  он не просиял «постепенно, согласно возрастанию и переходу, но непосредственно и весь сразу».

Этот Божественный Свет действует двумя образами: или просвещая, или попаляя, соответственно степени духовного состояния человека. Согласно прп. Никодиму Святогорцу, уголь содержит в себе перстное и вещественное, которое переходит в пепел, а также освящающее и пламенное. Поэтому, при иных обстоятельствах он пожигает, а при иных — освещает. Тоже самое происходит и с Божественным Светом в человеческой природе Бога Слова. Христос подобен горящему углю, поскольку имеет и человеческую природу и Божественный Свет. Но с Ним не происходит того, что происходит с углем, который освящает находящееся вдали и пожигает  находящееся вблизи — с ним происходит все иначе. Он становится светом для тех, кто чист от греха и всепожирающим огнем для неочищенных.

Исходя из этого образ, необходимо рассмотреть замечание свт. Василия Великого касательно воплощения Христа. Приводя в качестве примера раскаленное железо, он говорит, что огонь входит в металл не переходя, но передаваясь. Это значит, что огонь не сливается с металлом, но, не оставляя своего места, передает ему свою силу и энергию тк, сто, с одой стороны — огонь не умаляется при передаче, а с другой — наполняет металл своей энергией. Аналогично произошло и вочеловечением Сына и Слова Божия. Бог не вышел из Себя, то есть не изменил места Своего пребывания, но снизошел к человеческому роду и вселился в нас, не переставая пребывать на небесах. Эта истина получала свое отражение в Акафисте Прествятой Богородицы: «Снисхождение бо божественное, не прехождение же местное бысть».

 

з. Нетварный свет, описуемый в теле Христа и сверхсветлый мрак

Святой Евангелист Матфей сообщает: «И просияло лице Ег, яко солнце» (Мф. 17, 2) Помимо всего сказанного необходимо обратить внимание на некоторые богословские истины относящиеся к сиянию лица Христа. Божественный свет предвечен, безвременен, но на Фаворе он, по человеколюбию Божию, изобразился в человеческом теле, «как в солнечном диске». Тем не менее, несмотря на воссияние и описуемость в лице Христа, «Он оставался запредельным и запредельно наполнял Собой все, даже в описании оставаясь неописуемым» (Прп. Никодим Святогорец). Это великое таинство вочеловечения Бога Слова, Его Преображения, но и обожения человека.

Во избежание какого бы то ни было смешения тварного солнечного света и нетварного Света Божеств, святыми Отцами неоднократно употребляется выражение «сверхсветлый мрак» (ὑπέρφωτος γνόφος"). Бог есть свет, и в теком виде Его видели святые, однако, из-за превосходстве этого Света нетврным светом он называется сверхсветлым мраком. В этом контексте необходимо рассмотреть тк называемое катафатическое  и апофатическое богословие. Первое (катафатическое) богословие, которое дает Богу имена, исходя из Его энергий, последствия их действия, характеризует Его кек Бог истинного и непостижимого. Второе (апофатическое) богословие называет Бога «сверхсветом» (ὑπέρ φῶς),  также превосходящим всякое имя ( περώνυμο ) и всякую сущность (περούσιο). Апофатическое богословие не ведет к агностицизму или к какому-нибудь ложному мистицизму, но позволяет избежать опасностей «преобладания рассудка»[1] и господств чувств.[2] (Прп. Никодим Святогорец).

Все это означает, что хотя лицо Господа просияло как солнце, но оно просияло и сверх солнца. Оно просияло превыше всякого слова и смыла, невыразимым образом. Высказывания Святых Святых Отцов свидетельствуют и указывают на это как на реальность. Отцы говорят, что ученики и все обоженные на протяжении веков видят незримо, слышат неслыханно, участвуют безучастно, непостижимо постигая Бога. Следовательно, сияние Христа на Фаворе, откровение Его славы обоженным на Фаворе, на протяжении всего времени существования Церкви — это не событие осязаемого характера, но таинство, непостижимое явление славы Божией..

 

и. Явление Троичного Бога

Как при Крещении Христа происходит явление и откровение Святой Троицы, так и при Его Преображении на горе Фавор происходит явление Троичного Бога. Второе Лицо Святой Троицы, просияло пред учениками и явило славу Своего Божества. Бог Отец засвидетельствовал, что Христос является Его возлюбленным Сыном, а Святой Дух явился в образе светлого облака, покрывшего учеников.

Троичный Бог является Светом, так как свет есть сияние Божества, движение благодати Троичного Бога. В богослужебных стихирах поется: «Свет Отец, свет Сын, свет и Дух Святой».

В момент высшей степени боговидения прозвучал голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5). При рассмотрении праздник Крещения Господня мы уже разбирали значение этого свидетельства Отца. Теперь же приведем мысль свт.  Иоанна Златоуста — посредством этих слов Отец выражает Свою неисчерпаемую любовь к единородному Сыну. Любовь Отца троична. Во-первых, потому, что Христос является Его Сыном, и каждый отец любит свое дитя. Во-вторых, потому что Он возлюбленный. И в-третьих, потому что в Нем Его благоволение.

Также Отцы Церкви указывают на то, что на горе Фавор имело место и видение и слышание. Кк говорит прп. Симеон Новый Богослов, при откровении и созерцании Бога все человеческие чувств объединяются и становятся одним целым. Поэтому видение является слышанием, слышание — видением, а видение и слышание вместе являются также вкусом, чувством и т. д. Пи созерцании Бога человек не раздроблен, потому что раздробленность является характерной чертой падшего человек.

Согласно прп. Никодиму Святогорцу видение зачастую бывает более достоверным, чем слышание. Вначале человек слышит и лишь затем продвигается к созерцанию услышанного. Однако при Преображении произошло противоположное. Ученики сначала увидели славу Божию, а затем услышали свидетельство Отца.

Комментируя это событие, прп. Никодим Святогорец говорит, что здесь проявилось различие между Ветхим и Новым Заветами. В Ветхом Завете все действия обычно совершались посредством слышания, и будущее пророки предвозвещали через предсказания и пророчества. Вначале они обычно слышали о Боге, а затем видели, как исповедует праведный Иов: «Я слышал о тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя»(Иов 42, 5). Однако в Новом Завете происходит обратное. Действительно обычно предшествует видение,  затем следует слышание. И это вполне естественно, потому что в Ветхом Завете предвозвещалось пришествие Мессии, а с приходом воплощенного Сына Божия всему предшествует видение (так как Его видели),  затем уже следует подтверждение увиденного.

Это происходит и в церковной и в духовной жизни. Находясь на стадии очищения, напоминающей собой образ жизни Ветхого Завет, мы слышим о Боге. Однако, достигая просвещения ума и обожения, посредством жизни в таинствах и причастности просвещающей и обоживющей божественных энергий, мы видим бога.

Когда мы говорим об Этом, мы говорим условно, потому что, когда обоженный достигает состояния обожения, все его душевно-телесные силы объединяются.

Голос Отца исходит из «светлого облака», что показывет единодушие Отца и Святого Духа, а также, несомненно, единосущие всех трех Божественных Ипостасей. Явление «светлого облака» подтверждает то, что Христос является Тем, Кто водил Божий народ в Ветхом Завете.

В книге Исход говорится, что израильский народ был водим на протяжении всего своего пути из Египта в землю Обетованную. Бог освещал его ночью огнем и покрывал облаком днем: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном» (Исх. 13, 21).

На Фаворе были свет и облако. Светом является Христос, поскольку лице Его просияло как солнце, а облако — это присутствие Святого Духа. Это ни в коем случае не должно наводить нас на мысль, что иным является дело Сына, а иным — дело Пресвятого Духа. Создание и воссоздание человека и мира является общим действием Троичного Бога.

 

к. Пророки Моисей и Илия на горе Фавор

Помимо Троичного Бога н горе Фавор присутствуют еще пять лиц. Рядом со Христом находятся две выдающиеся личности Ветхого Завета: пророк Моисей и пророк Илия, а также три Его ученика: Петр, Иаков и Иоанн. Первые являются представителями Ветхого Завета, а точнее, Закона (Моисей) и Пророков (Илия). Постолы же суть представители Завета Нового.

То, что явились именно Моисей и Илия, ученикам стало известно по двум основным причинам. Во-первых, по благодати Божией. То есть, они узнали мужей Ветхого Завета, потому что находились в Божественном Свете. Как говорит свт. Григорий Палама, если Божественный свет открывает будущее, то намного больше Он открывает прошлое и настоящее. Во-вторых, ветхозаветные боговидцы были узнаны апостолами из их беседы со Христом. Святой евангелист пишет: «И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17, 3).

Характерными являются слова евангелиста Луки, который приводит даже содержание беседы: «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 30-31). Явившиеся ветхозаветные мужи говорили о страданиях Христа. Преображение Христово произошло во время совершения Им молитвы, как говорит евангелист Лука: «И когда молился, вид лиц Его изменился...» (Лк. 9, 29), и беседа двух мужей со Христом относилась к Его страданиям. Из этого можно сделать вывод, что Преображение тесным образом связано с молитвой Господа в Гефсимании, когда Он просил о том, чтобы избежать горькой чаши смерти.

Блаж. Феофилакт говорит, что ученики узнали пророков по тем словам, которые они говорили Христу, потому что они относились к событиям, о которых эти пророки пророчествовали на протяжении своей жизни. Возможно Моисей говорил: «Ты Тот, страдания Которого я прообразовал, заклав агнца и совершив Пасху».  Илия говорил: «Ты Тот, воскресение Которого я прообразовал в сыне вдовы». Моисей говорил о предсказанных им Христовых страданиях, христианской Пасхе, тогда кк Илия — о Христовом воскресении.

 

л. Почему явились эти два пророка

Из святоотеческого предания известно, что в обожающей Божественной энергии участвуют все, кто находится в состоянии боговидения, потому что для людей неочищенных Божественное откровение является адом и мукой. Так и при Христовом Преображении Моисей и Илия появляются только потому, что они представителями Закона и Пророков Ветхого Завета, но и потому, что оба были боговидцами еще при жизни.

На горе Синай Моисей видел славу бесплотного Слова, преподавшего ему Закон Ветхого Завет. Но еще до этого  ему было другое исключительное видение, указывавшее на воплощение Слова — видение объятой пламенем и несгоравшей купины. Однажды, в трудный момент своей жизни, Моисей попросил Бог открыть ему о явить Себя. И вот, когда Бог ему возвестил, что Он ему явиться, то сказал ему войти в некую скалу,  когда Он прошел в ней, то покрыл отверстие скалы , дабы Моисей не мог бы видеть Его лица, но только заднее Его (Исх. 33, 12-23). И это явление указывает на вочеловечение Сын и Слова Божия.

Но и пророк Илия был также удостоин узреть невоплощенное Слово а идн легкого дуновения ветра. Явление Бога свершилось не в виде сильного ветра, землетрясения и огня, но легком веянии  ветра (дыхании тонка). «И после огня веяние тихого ветра, и там Господь». Когда пророк Илия услышал веяние легкого ветра, он закрыл лицо свое милотью, он вдруг оказался  и встал у входа в пещеру и стоял подле входа в нее. (3 Цар. 19, 11-13). И это боговидениие имело непосредственное отношение к вочеловечению Бог Слова, потому что с вочеловечением Его Бог явил Свою любовь и человеколюбие.

Однако существует огромная разница между тем боговидением которого удостоились пророки и тем, что случилось на горе Фавор. Тогда было видение невоплотившегося Слова, поэтому пророки скрывались в скале и пещере. В то время как теперь ученики видят воллотившееся Слово. Тогда Синай был объят пламенем, доходившем до неба, была тьма, облако, буря и сильный голос (Втор. 4, 11). Все это символизировало Ветхий Завет.  На Фаворе все сияло и светилось, блистая от неприступного света  Божества, и выражало то, что свет выше, чем Закон Ветхого Завета.

Бл. Феофилкт назывет следующие причины, по которым явились ветхозаветные мужи боговидцы. Первое — для подтверждения той истины, что Христос является Господом Закона и Пророков. Второе — для указания на то, что Он господствует кк над живыми, тк и над мертвыми, поскольку Моисей был законодателем и умер, тогда как Илия был пророком и остался в живых, потому что он был восхищен на небо на огненной колеснице. Третье — чтобы показать, что Христос не только не был противником Закона, но не был нечестивцем, иначе бы эти великие мужи-боговидцы не разговаривали бы с ним. Четвертое — чтобы развеять подозрения некоторых, будто Он является пророком Илией, пришествия которого ожидали, или каким-то другим пророком. И пятое — чтобы Его ученики уподобились этим великим праведникам, то есть, чтобы они были кроткими как Моисей и ревностными, неутомимыми и бесстрашными кк пророк Илия.

Ветхозаветные пророки Илия и Моисей с благоговением стояли рядом со Христом. Прп. Косма Сладкопевец в каноне праздника пишет: «Священнолепно стояще Моисей и Илия на горе Фаворстей, видяще с силою великою начертние божественной ипостаси — Христа, яко молния просиявшего во славе Отца, пели...». Н горе Фавор пророки созерцали воплощенное Слово Божие, и в этом созерцнии они познали, что Он является единородным Сыном Божиим, имеющим славу Бога Отца. По этой причине они стояли священнолепно и раболепно.

Согласно прп. Никодиму Святогорцу в Ветхом Завете Моисей, кк архиерей, стоял между Ором и Аароном, для того, чтобы израильский народ одержал победу. И Илия, кк архиерей Божий, умертвил Валовых священников и сжег жертву дотла. Оба эти архиереи Божии стояли теперь н Фаворе как священники и рабы рядом с Великим архиереем Христом, Который готовился к великой жертве.

Это «священнолепно» и «раболепно» подчеркивает то огромное различие, которое существует между Христос и пророками. Христос, как говорит прп. Максим Исповедник, является источником обожения и обоживет людей, являясь Сыном Божиим «по природе», в то время как пророки «претерпевают» это обожение, то есть становятся богами «по благодати»( κατά χάριν) и «по причастию»(κατά μέθεξιν). Иными словами, Христос  это солнце само изливающее свет, тогда как пророки — планетами, отражающими этот свет.

Необходимо подчеркнуть еще одну малозаметную деталь, которая несет в себе глубочайший и наиважнейший смысл. Евангелист Лука говорит: «Когда был глас (глас Отц: Сей есть Сын...), остался Иисус один» (Лук. 9, 36). Следовательно, при гласе с неба оба ветхозаветных пророка исчезли, и Христос остался один. Согласно бл. Феофилакту, это произошло для того, чтобы никто не подумал, что голос говорил о Моисее или Илие, но только о Христе. Нельзя было допустить, чтобы между этими лицами произошло смешение, ибо Христос является центром всего небесного и всего земного.

 

Различные степени причастности славе Божией

Комментируя событие божественного Преображения, мы при этом делаем различение степеней причастности славе Божией. Воспринятое Христос тело, в силу ипостасного соединения божественной и человеческой природ, стало источником нетварной божественной благодати, посему Лицо Христа и просияло как солнце. Своих учеников и вообще всех людей, оказывющихся достойными быть причастными Его боготворящей энергии, Он обожил и обоживает, и они, «по благодати» и благоволению,   становятся причастниками боготворящей энергии Божеств. От славы Божией воссиявают одежды, и все создание приходит в веселие. Прп. Косма в одном из тропарей говорит, что свет святилища Божия, явившийся н Фаворе, «возвеселил создание, обожил людей». То есть, все создание начинает сиять, веселиться, и лишь люди обоживаются.

Это раскрывает ту истину, что все Божие творение различным образом принимает участие в славе Божией. Невозможно говорить об обожении всего творения, но об освящении творения и обожении человеческой природы.

Нельзя ставить на одну и ту же ступень творение и человека, поскольку человек является разумным существом , тогда как творение — бессловесно, а также потому, что человек является венцом всего творения и микрокосмосом в макрокосмосе.

 

Что есть Церковь и какова ее цель

Преображение Христа указывает на суть, на предназначение и цель Церкви. В Церковь входят пророки и апостолы, а также те, которые способны воспринять их богословие и шествуют с ними по одному пути. Разумеется, существует множество степеней причастности божественной энергии. Тем не менее, человеку необходимо находиться, по крайней мере, на стадии очищения.

Задача Церкви заключается в путеводительстве человека к обожению. Пастырское руководство направлено н достижение именно этого. Для  христианской жизни обожение является не роскошью, но мистическим смыслом. И таинства, и аскетический подвиг способствуют достижению этого состояния. При уклонении от этой цели они превращаются в идолы.

Нетварный Свет — это переживание Царствия Божия на личностном опыте,  также предвкушение будущих благ. Преображение показывает, чем является Царствие Божие и что нас ждет в будущей жизни. Богочеловек будет пребывать между обоженными, которые будут испытывать великую радость от Его присутствия и Божией славы, каждый в меру причастности нетварной благодати. Таким образом, исполнится пророческий псалом Давид «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит» (Пс. 81, 1) Христос и Святая троица являются Богом по природе,  а святые будут богами по благодати и причастию. Следовательно, будущее Царство, как и наше присутствие в Церкви, является не простым собранием благочестивых людей, но сонмом, собранием богов по благодати, «обоженных по природе сущим Богом» (Свт. Симеон Фессалоникийский).

 

Личное участие в обожении

То, что Господские праздники являются не только христологическими, но также антропологическими и сотериологическими, относится к Преображению Христову. В Своем Преображении Христос показал как обожение человеческой природы, так и славу всех тех, кто с Ним соединяется. В силу этого Преображение является центральным моментом сотериологического учения о Церкви, являя цель существования человека.

Для обретения личного опыта обожения человеку необходимо  проийти стадию очищения сердца, потому что Христос просвещает человека в соответствии с чистотой сердца. Характерно по этому поводу говорит свт. Григорий богослов: «Поэтому вначале очисти себя, а затем чистому изреки». Умный свет действует тем же образом, что и чувственный. Как чувственный свет воспринимается лишь открытыми глазами, так нетварный свет просвещает только чистый ум и светлое сердце (прп. Никодим Святогорец).

Говоря о Христовом Преображении и о причастии божественной славы, Святые отцы призывают каждого человека к личному восхождению на гору боговидения. Этот призыв звучит в церковном возгласе: «Христе, свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир, да знаменуется на нас Свет лиц твоего, да в нем узрим Свет неприступный». Необходимы постоянное восхождение и развитие человек. В Церкви идет речь о развитии человека не от обезьяны к человеку, но от человека к Богу.

Прп. Максим исповедник учит, что Христос открывается всем по-разному. Начинающим Он является в образе раба, а тем, кто восходит н гору боговидения, Он является в образе Бога (ν μορφή Θεο).

Узрев на горе Фавор славу лица Христа, ученики исповедали: «Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Объясняя эти слова прп. Максим Исповедник говорит, что три кущи (палатки-скинии) — это скинии делания, созерцания и богословия. Образом первой скинии (делания) является Илия, как мужественный и благоразумный. Второй (созерцания) — Моисей, как законодатель. А образом третьей скинии (богословия) является Сам Христос, будучи во всем совершенным.

Это толкование определяет три степени духовного восхождения человека на гору Фавор: очищение, просвещение и обожение. Таким образом, речь идет не о восхождении в пространстве, но о духовном развитии. Церковь непрестанно свидетельствует об этих стадиях духовной жизни. Если духовная жизнь не имеет подобного развития, он превращается в идол и морализм.

Христово преображение также показывает, что есть на самом деле православное богословие, а именно — это не сумма знаний о Бога, о причастность боготворящей энергии, созерцание Нетварного Света и обожение человека. Когда мы говорим о богословии, мы имеем в виду опыт и боговидение.

В заключении необходимо сказать, что Преображение является центральным событием в жизни человека. Поэтому оно не может быть ограничиваться лишь моральным и эмоциональным аспектом, но должно быть рассматриваемо в рамках православного богословия. Ведь живя в Церкви, мы стремимся стать не просто хорошими людьми, но богами по благодати. На эту высоту нас зовет церковная жизнь и православное богословие.

 

(Из книги митрополита Навпактского Иерофея "Οι Δεσποτικές Εορτές", Κεφ. Α7, Εκδόσεις Ι.Μ. Γενεθλίου της Θεοτόκου)

Перевод: Православный Апологет 2012г.



[1]        λογικοκρατίας

[2]        αἰσθησιοκρατίας

 



Подписка на новости

Последние обновления

События