Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Актуальные темы

http://www.blagogon.ru/digest/283/

 

Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.01.2017

 

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианскимВ качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день.

Отцы I Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года.

Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же стремится построить Царство Божие здесь, на земле: церковь – с институтами и прерогативами государства, во главе которого стоят монарх и теург – папа с властью самодержца.

В V веке Римская церковь приняла Александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено.

Сторонниками календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII – при котором и была осуществлена реформа. Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов. Комиссия по проведению реформы, которую возглавлял иезуит Хрисоф Клавдиус, окончила свою работу в 1582 г. В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского Собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд: сразу же после 4-го числа должно было быть не 5-е, как обычно, а 15-е октября 1582 года.

Итак, 5 октября 1582 г. стали считать 15 октября и с этого дня перешли на новый календарь, разработанный итальянским ученым Луиджи Лилио и получившим по имени папы название григорианский.

В новом календаре високосными столетиями считались лишь те, у которых число сотен делится на четыре. Так как нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, то применение Александрийской пасхалии в григорианском календаре сделалось невозможным. Поэтому за календарной реформой последовала реформа пасхальная. Отныне пасхальными «равноденствием» и «полнолунием» стали считаться не расчетные величины Александрийской пасхалии, а астрономические явления, которые с расчетными не совпадают. Чтобы закрепить Пасху за астрономическими датами «навечно», в Александрийскую пасхалию были введены громоздкие добавления и поправки.

Однако астрономические причины, выдвинутые папой Григорием XIII, являются далеко не главными. По откровенному признанию одного из представителей Рима, вопрос о календаре заключается ни в чем ином, как в признании или непризнании папского главенства в Церкви Христовой. Последовавшая вскоре после календарной реформы Брестская уния – явное тому подтверждение. Григорианская реформа, установив свои астрономические каноны, нарушила каноны церковные. В настоящее время часто католическая пасха празднуется раньше иудейской, что строго запрещается церковными канонами (7-е пр. Апост.; 1-е пр. Антиох. Соб.). Вызвано это тем, что в некоторые годы иудейская пасха приходится не на первое, а на второе полнолуние после астрономического весеннего равноденствия, католики же отмечают Пасху после первого. В Александрийской пасхалии с самого начала заложен принцип, не допускающий опережения иудейской пасхи, так как в расчетах участвует не астрономическое полнолуние, а расчетное, которое относительно пасхального весеннего равноденствия – 21 марта по юлианскому календарю – всегда является первым полнолунием, хотя относительно астрономического равноденствия – 21 марта по григорианскому календарю – может быть и вторым. И лишь шесть раз в 19 лет, когда расчетное и астрономическое полнолуния выпадают на одну неделю, православная Пасха и католическая совершаются в один день. Итак, не имея достаточных оснований для реформы церковного календаря, папа Григорий XIII единоличным решением зачеркнул соборное решение отцов I Вселенского Собора. «Аще кто всякое Предание церковное, писаное или неписаное, отвергает, анафема» (VII Вселенский Собор, деяния). О сознательном вызове авторитету отцов Церкви свидетельствует медаль, выпущенная по случаю введения григорианского календаря с портретом папы и надписью «Григорий XIII, наилучший верховный жрец».

Календарную реформу отрицательно восприняли не только в христианском, но и в ученом мире. Ведущие ученые XVI века, в частности Виет, которого называют отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован (Гордон Мойер. Григорианский календарь).

Практически все университеты высказались за сохранение прежнего календаря. Через год после календарной реформы французский ученый Ж. Скалигер разработал систему унификации летоисчислений, в основу которой заложен юлианский календарь. Этой системой до сих пор пользуются историки и астрономы. Реформа XVI века резко усложнила хронологические расчеты, нарушила взаимосвязь исторических событий. Вычисления в исторических и хронологических изысканиях приходится производить сначала по юлианскому календарю, а затем переводить на григорианский стиль.

Под угрозой отлучения все католические страны приняли новый календарь. Протестантские государства, поначалу резко выступив против григорианской реформы, однако постепенно перешли на новое летоисчисление.

Вслед за гражданскими властями григорианский календарь приняли и протестантские конфессии. Православная Церковь решительно отвергла папское нововведение. Всеправославный Собор 1583 года в Константинополе вполне справедливо выносит серьезное решение в отношении исправления пасхалии и календаря:

«Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемые христианами всей земли и празднуемой, как определено, – сего ради становится причиной соблазнов... Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами... Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема (ἀς ἔχει τὸ ἀνάθεμα), отлучен (καὶ ἔξω τῆς τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησίας) от Церкви Христовой и собрания верных да будет. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь.

Константинопольский патриарх Иеремия II,

Александрийский патриарх Сильвестр,

Иерусалимский патриарх Софроний».

(Ελευθερίου Χρ. Γκουτζήδου, θεολόγου, καθηγητού. Έλεγχος και Ανατροπή της διδακτορικής διατριβής του Δημητριάδος Χριστοδούλου Παρασκευαϊδη. Αθήναι 1985, σελ. 34)

Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором его соборного сознания. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой. Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ.

В 1793 г. Франция была объявлена республикой. Победила революция. Революционное правительство создало религию человеческого разума с карнавально-цирковыми обрядами, в которых осмеивалось и пародировалось христианство. Оно создает комиссию по разработке проекта нового календаря, которую возглавил революционер и астроном Ромм, впоследствии покончивший жизнь самоубийством.

В революционном календаре семидневная (библейская) неделя была заменена десятидневной декадой. Началом эры было объявлено не Рождество Христово, а провозглашение Французской республики. В 1871 г. Парижская коммуна возобновила календарь Ромма, который просуществовал вместе с коммуной чуть более двух лет.

И в XIX веке несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. Профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю.

Благодаря предложению Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Эта Комиссия заседала с 3 мая 1899 г. по 21 февраля 1900 г. В работе принял участие выдающийся церковный исследователь, доктор церковной истории, профессор императорской Санкт-Петербургской Духовной академии В.В. Болотов. Он решительно выступил за сохранение юлианского календаря как наиболее простого и удобного для расчетов и не нуждающегося на самом деле ни в каких коррективах и являющегося, по его мнению «неиспорченным старым стилем», к которому желательно вернуться и всем западным странам.

В 1917 г. революция победила в России, а в 1921 г. в Турции. Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный». Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. А на переходный период до 1 июля 1918 г. разрешалось после даты по новому стилю в скобках проставлять и по старому. Затем Советское правительство потребовало это сделать и Русскую Православную Церковь. На это требование последовал со стороны Всероссийского Собора отказ.

Православным патриархам пришлось так или иначе участвовать в деятельности новообразовавшихся государств. В Церкви подняло голову движение, которое принято называть обновленчеством.

Православная Церковь хранила единство в борьбе с календарной реформой до 1923 г. Нарушение единения православных Церквей и смуту произвел Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис, вводя новый стиль и неканонические новшества, предлагая, например, разрешение второго брака священнослужителей, епископам – иметь жен, сокращение постов и богослужений. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV. На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. В качестве нового календаря предлагался так называемый «новоюлианский» календарь, предложенный югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. В нем, как и в григорианском календаре, также нарушена периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. данные календари совпадают один к одному. Новоюлианский календарь нужно рассматривать как вариант григорианского. Церкви, принявшие новоюлианский календарь, лишь формально сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре. Непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Патриарх Мелетий занимал престол Афинский в 1918–1920, Константинопольский в 1921–1923, затем Александрийский в 1926–1935 годах, где ввел новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре умер, и Иерусалимская Патриархия не перешла на новый стиль. Искусственно сочетаемый с Александрийской пасхалией новоюлианский календарь вносит нестроения в богослужебную жизнь, влечет нарушение установлений Церкви о праздниках и постах. Так, в некоторые годы (при поздней Пасхе) значительно сокращается, а то и вовсе исчезает Апостольский (Петровский) пост. Полностью изменились дни памяти святых, а следовательно, и дни Ангела православных христиан. В практической жизни это все означает разлад в церковном народе и разделение. Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников».

Русская Православная Церковь сохранила прежний календарь. Попытка в 1923 г. перевести и Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. Боле того, при давлении на Святейшего Патриарха Тихона ввести новый стиль, ГПУ был дан опять категорический отказ: «Для сохранения вселенского единства важно, чтобы во всех Православных Церквах возносились одновременно одни и те же молитвы и совершались одни и те же празднества. Сверх того Юлианский календарь, принятый во всех Православных автокефальных церквах, освящен вселенским авторитетом и не может быть изменен церковной властью одной из них, так как эта власть является низшей инстанцией по отношению к авторитету вселенскому. Отсюда вытекает необходимость решения этого вопроса согласным голосом всей Православной Кафолической Церкви». И далее Патриарх Тихон пишет: «По учению Православной Церкви хранителем чистоты веры является не только глава Церкви и не иерархия церковная только во всей ее совокупности, но все тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат права и голос в церковных делах. Предстоятель отдельной Православной Церкви и патриарх Всероссийский, в частности, — не Римский папа, пользующийся неограниченной и беспредельной властью: он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками...» (cм.: Заявление Святейшего Патриарха Тихона во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (относительно реформы календаря) от 30.9.1924 г. // М. Вострышев. Патриарх Тихон. М., 1997, с. 279-281).

В настоящее время только четыре Поместные Церкви (Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская) сохранили приверженность церковному юлианскому календарю и Александрийской пасхалии. Одиннадцать Поместных Православных Церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам. (С 2014 года Польская Православная Церковь спустя 90 лет возвращается к освящённому православными традициями юлианскому календарю, иначе называемому старым стилем (см. http://www.blagogon.ru/news/306/)).

Как было сказано выше, переход на григорианский календарь приводит и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они нередко праздновали Пасху прежде иудеев.

Сам Господь Своим Знамением – схождением Благодатного огня в Великую Субботу у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения – подтверждает истинность Православия, сохранившего в чистоте юлианский церковный календарь и Александрийскую пасхалию. Чудо это происходит на глазах у многочисленных паломников каждый год вот уже в течение многих веков. Благодать в виде огня сходит именно перед православной Пасхой и именно на православных иерархов. До сих пор одна из колонн храма сохранила следы события, когда представители Армянской церкви захватили храм с целью получения Благодатного огня и не пустили в него православных. Но напрасно они дожидались благодати. Божественный огонь рассек колонну, около которой стоял православный патриарх, и зажег свечи стоящих у храма православных. С тех пор никто уже не претендует на первенство получения Благодатного огня.

Многие серьезные ученые выдвигают предложения о возврате к юлианскому летоисчислению. Причиной тому является несовершенство григорианского календаря.

И в заключение напомним слова профессора В.В. Болотова, сказанные им в 1899 году: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, что еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» (Русское Астрономическое Общество. Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России СПб. 1899 г. // Журнал восьмого заседания Комиссии... от 21 февраля 1900 г. Приложение к журналу: Особое мнение члена Комиссии В.В. Болотова.).

 

Благодатный Огонь

Вокруг событий в Оптиной пустыни в связи с проповедью иеродиакона Лазаря и оценка принимаемых решений

(статьи)

От редакции ПА: Изучив имеющиеся публикации относительно проповеди насельника Оптиной Путыни иеродиакона Лазаря, мы можем только удивляться и даже возмущаться той "поддержке" проэкуменически мыслящего иеродиакона председателем Синодальной комиссии по монастырям архиепископа Феогноста. Высказанные иеродикаоном Лазарем мения о Римо-Католической Церкви в целом противоречат учению Православной Церкви о латинстве. При этом необходимо помнить, что даже принятые в ходе Двустороннего Богословского диалога новые дипломатические термины и шаги, такие как взаимное признание таинств, признание друг друга церквами-сестрами, зафиксированные т.н. Баламандским соглашением (1993), противоречат учению Восточной Православной Церкви. Учение и позиция Восточной Правослаувной Церкви к Римо-Католической церкви как ереси изложено выдающимися святыми Отцами Православнойй Церкви: свт. Григорий Палама ("за эту вставку (т.е Filioque) латиняне изгнаны из пределов нашей Церкви"), свт. Марк Ефесский ("латиняне действительно являются еретиками.. бегайте их как змея"), свт. Симеон Фесаллоникский, свт. Нектарий Эгинский, свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник, прп. Амсвросий Оптинский, прпмч. Косма Этолийский и др. Кроме того Восточная Правочславная Церковь выразила не раз свое соборное отношение к Римо-Католицизму как ереси в ряде Окружных посланий, в Послании Восточных патриархов  (1848г.), которые являются символическими книгами Православной Церкви. В свое время священный Синод русской Православной Церкви заявил, что принимаемые в ходе Богословских диалогов заявления не имеют силы до тех пор, пока они не приняты Архиерейским Собором или священным Синодом. резолюция Балмандского соглашения не была принята священным Синодом РПЦ, и посему этот документ не имеет силы для Русской Православной Церкви. Этот же документ не был принят 7-ю Поместными Православными Церквами, следовательно он не имеет всеправославной рецепции. Используемая же высшими иерархами Православной Церкви терминология Баламандского соглашения при диалоге с Римо-Католической церковью носит исключительно дипломатический характер и не имеет никакой канонической и догматической силы. Православная Церковь обязывает священную иерархию "право править слово истины", что совершается не использованием языка богословской дипломатии, а при точном следовании Святым Отцам и определениям Поместных и Вселенских Соборов, решения которых являются для Церкви "вселенским законодательством". Поэтому архиепископ Феогност, при всем к нему уважении как иерарху РПЦ, в своих действиях оправдания иеродиакона Лазаря поступает вопреки учению Вселенской Церкви, опасно потакая "разложению внутри Церкви Христовой". Вероучительные ошибки, а тем более упорство в них - это самое опасное для Церкви. Снятие же с должности наместника Оптиной пустыни достоуважаемого пастыря и широко известного опытного духовника будет не просто неразумным решением, но серьезным подрывом авторитета священноначалия в глазах многих верующих людей. Этот шаг лишь раскроет некий "замысел" по проведению серьезного и глубокого раскрола в Московском Патриархате, реформе в Церкви и окатоличивании ее в лоне Московского Патриархата. Мы надеемся, что по молитвам святых преподобных угодников Божиих Оптинских старцев Его Святейшество найдет мудрое и правильное разрешение сложившейся ситуации.

Из-за "спора о католиках" в Оптиной пустыни РПЦ МП готовится замена наместника


Вопрос об увольнении многолетника наместника Оптиной пустыни РПЦ МП архимандрита Венедикта практически решен, в обители работает комиссия патриархия, сообщает, ссылаясь на свои источники в монастыре, 5 декабря "Amin.su".

Поводом для скандала вокруг Оптиной пустыни стала проповедь иеродиакона Лазаря (Демина), который 13 ноября призвал с амвона к совместным молитвам и богослужениям с католиками, включая Евхаристию. Иеродиакон представил целую апологию экуменизма, настаивая на том, что католики – такие же христиане, как и православные, а разделение – плод человеческой немощи и церковно-политических ошибок. При этом текст проповеди не был заранее согласован со священноначалием.

Позже решением духовного совета обители иеродиакон Лазарь был лишен права ношения монашеских одежд, запрещен в священнослужении и направлен на посильное послушание. Распечатка проповеди иеродиакона была направлена управляющему ставропигиальными монастырями, председателю Синодального отдела РПЦ МП по монастырям и монашеству архиепископу Феогносту.

Однако архиепископ Феогност поддержал иеродиакона Лазаря и приказал наместнику и духовному совету отменить свое решение. Тогда о. Венедикт заявил, что в этом случае он не может далее продолжать управлять монастырем и написал прошение об отправлении на покой. Подавляющее большинство братии подписали дипломатичное прошение на имя Патриарха Кирилла (Гундяева) в поддержку наместника, в котором не педалировалась роль архиепископа Феогноста, а просто содержалась просьба оставить наместника при своем нынешнем служении.

В качестве наиболее вероятного кандидата на замещение должности наместника называют архимандрита Мелхиседека (Артюхина), в течение ряда лет проходившего служение в Оптиной, а ныне являющегося настоятелем монастырского подворья в Москве. В феврале 2016 года, после встречи в Гаване, архимандрит Мелхиседек выступил перед прихожанами в московском храме Оптиной пустыни с резонансной проповедью о том, что «прошел добрый слух», будто Папа Римский хочет покаяться и вернуться в Православие.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

15.11.2016

 

Редакция «Благодатного Огня» получила от православного священника письмо под названием «Проповедь экуменизма в монастыре Оптина Пустынь» с просьбой публикации. Письмо подписано четырьмя паломниками под впечатлением услышанной во время воскресного богослужения 13 ноября проповеди, сказанной насельником монастыря Оптина Пустынь иеродиаконом Лазарем (Деминым). Позже на официальной монастырской странице ВКонтакте появилась «достоверная информация касательно данного случая» с описанием действий монастырского начальства.

Предлагаем текст «Письма в редакцию» с описанием ситуации и комментарий на него, размещенный на интернет-странице Оптиной Пустыни. 

 

Уважаемая редакция!

С нами произошло нечто, потрясшее до глубины души. Хотим поделиться с Вами об этом.

Сегодня, в воскресный день (13.11.2016 г.), мы совершили паломническую поездку в Свято-Введенскую Оптину Пустынь (г. Козельск), приехали к началу Божественной Литургии в Храме Преподобной Марии Египетской. Служба была чудесная, благоговейная тишина и пение братского клироса создавало особое молитвенное, покаянное настроение.

По окончании Литургии, перед началом Св. Причастия, началась проповедь, которую произнес иеродиакон монастыря Лазарь (Демин). Сказав несколько слов по поводу сегодняшнего Евангельского чтения об исцелении гадаринского бесноватого, он затем заявил о том, что Господь наш Иисус Христос ходил не только среди иудеев, но и людей, считавшихся еретиками; Его любовь простиралась на всех. И тут же горе-проповедник неожиданно заявил о своем отношении к католикам: что католики и православные являются христианами, что мы одной веры, а католическая церковь – наша сестра.

Народ стал недоуменно переговариваться. Несколько человек вышли из храма. Некоторые прихожане, стоявшие рядом, предположили, что это читают Послание Патриарха...

Далее о.Лазарь сказал, что причиной разделения Церкви на католиков и православных явилось несправедливое, неканоническое удаление в 691 году с патриаршей кафедры Игнатия и последующее предание его анафеме, а также возведение на патриаршую кафедру православного Патриарха Фотия... (католики поддержали Игнатия).

Много еще было сказано о католиках, но закончил свои заявления о.Лазарь утверждением о необходимости не только совместных молитв с католиками, но и совместных богослужений и Причащения Святых Христовых Тайн, чтобы и их осияла Благодать Божия, пребывающая у православных.

Честно говоря, при этих словах было твердое намерение уйти из Храма и не возвращаться в монастырь, где с амвона проповедуются такое. Было состояние сильнейшего шока. Но проповедь не закончилась на этих заявлениях. Также было сказано, что мусульмане тоже верят в Бога-Отца, но на их языке он называется «Аллах»; к тому же, говорят они на арамейском языке, на котором говорил Христос.

Закончил проповедь гр.Демин призывом следовать за Христом и Апостолами..., общаться со всеми людьми, вне зависимости от их веры.

В сильном смущении мы раздумывали о возможности Причастия после такой проповеди. Было удивительно, что из алтаря не вышел никто из отцов, не остановил иеродиакона Лазаря. Правда, после его проповеди был слышен довольно резкий разговор в алтаре. Как нам сказали позже, что несколько недель назад этот же о.Лазарь (Демин) пытался сказать нечто подобное во время своей проповеди, но служащий священник тотчас вышел на амвон и мягко поправил его.

Приведем слова великого старца Оптиной Пустыни Анатолия Потапова: «Вследствие оскудения благочестия, появятся в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных, искусных в духовной жизни. От этого ереси будут распространяться всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать с хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать предание Святых Отцов от Духа Святого – учение Церкви самой. Ухищрение врага и его уставы заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнавайте их».

А Преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Римская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в ново­введения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви...» «Благоразумно ли было бы искать единения с католиками? Стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, то есть латинских миссионеров и сестер милосердия? Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе».

Встает вопрос: являются ли слышанные нами заявления официальной точкой зрения монахов Оптиной Пустыни? Если сегодня нам была представлена частная точка зрения о.Лазаря на Священную историю и Священное Писание, то почему мы должны это слушать с амвона монастыря, являющегося несомненным оплотом веры на Руси? Почему никто из отцов монастыря не остановил этого волка в овечьей шкуре, и он целых 25 минут проповедовал ересь в Святом храме? Можно ли приезжать еще на службы в этот монастырь или он уже заражен ересью экуменизма?

Простите, за столь сумбурное письмо, но вера наша не терпит теплохладности, и мы не должны молчать о ее предательстве.

р.Б. Александр, Николай, Елена, Игорь.


http://protivkart.org/main/9316-propoved-ekumenizma-v-mrnastyre-optinoy-pustyni-pismo-v-redakciyu.html

КОММЕНТАРИЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

В связи с появлениям и распространением в интернете весьма противоречивой информации о бывшей в воскресенье (13.11.16) проповеди иеродиакона Лазаря (Демина), посчитали нужным на время закрепить на стене сообщества данную публикацию.

Здесь размещена, и при необходимости будет обновляться, достоверная информация касательно данного случая.

Проповедь иеродиакона Лазаря шокировала не только многих паломников, но и всю монастырскую братию, которая узнала о ней через некоторое время. На семи листах иеродиакон изложил свое личное мнение касательно того, как должны православные христиане относиться к иным конфессиям и религиям. Не вдаваясь в подробное изложение его взглядов, надо сказать, что ни с кем свою проповедь иеродиакон не согласовывал (хотя ему было накануне сказано предоставить на рассмотрение текст своей проповеди). Хоть за иеродиаконом Лазарем и ранее братия замечала некоторые странности в некоторых его суждениях, но никто не ожидал, что все настолько запущено.

Действия монастырского начальства на настоящее время следующие:

Распечатка проповеди иерод. Лазаря еще в обед (14 ноября) была перенаправлена архиепископу Феогносту (председателю синодального отдела по монастырям и монашеству).

Вечером (14 ноября) по этому вопросу о. наместник собирал Духовный собор, на котором были приняты предварительные решения: лишить иерод. Лазаря права ношения монашеских одежд с запретом священнослужения. Время длительности такого запрета пока не определено, поскольку многое зависит от решения владыки Феогноста. Лишить возможности в дальнейшем говорить проповеди в монастыре о. Лазаря решили единогласно.

P.S. По мнению некоторых оптинских отцов, причиной такого радикального поведения о. Лазаря послужили действия «оптинских зилотов», которыми в обилии заселены окрестности монастыря. Наблюдая проявления их злобы, граничащей иногда с откровенной глупостью, о. Лазарь, возможно, слишком уклонился в противоположную сторону, что привело его к радикальной мысли о некой «вселенской любви», которая по его мнению должна служить противовесом зилотской ненависти к людям иной веры. Таким образом, феномен о. Лазаря – это своего рода реакция на злобу и глупость зилотов, что ставит его в один ряд с ними, только с противоположным знаком.

 

От редакции "Благодатного Огня": По верному замечанию одного блогера, иеродиакон Лазарь ничего не сказал своего – он только повторил то, что открыто говорят многие экуменисты, например митрополит Иларион (Алфеев). Причем ровно теми же словами и в тех же выражениях. Если иеродиакону запрещено священнослужение и ношение иноческих одежд только за слова, то как тогда относиться  к митрополитам, которые эти слова воплощают в действие на глазах у всех?

 

http://www.blagogon.ru/news/468/print

 

В РПЦ готовят замену наместника монастыря Оптина Пустынь

Оптина_.jpg 

Согласно новой информации, полученной из Оптиной Пустыни, вопрос об отправлении на покой наместника архимандрита Венедикта на данный момент практически решен. По имеющимся сведениям, в Оптину уже выехала группа патриархийных функционеров с целью подготовки на месте данного важнейшего кадрового решения.

Напомним, что один из насельников обители иеродиакон Лазарь (Демин) в воскресенье 13 ноября произнес проповедь, в которой призвал к совместным молитвам и богослужениям с папистами, не исключая и Божественную Литургию, за которой совершается центральное таинство нашей Церкви – святая Евхаристия. Пользуясь тем, что священники в это время находились в алтаре храма преподобной Марии Египетской (где происходила служба), готовясь причащать народ, иеродиакон развернул целую апологию воинствующего экуменизма, недвусмысленно упирая на то, что католики – такие же христиане, как и православные, а разделение – плод человеческой немощи и церковно-политических ошибок. При этом текст проповеди не был заранее согласован со священноначалием. Произошедшее было крайне болезненно воспринято подавляющим большинством братии и паломников, поскольку на теле Церковном еще не зажили раны, нанесенные ему самочинной, в обход церковной полноты и Архиерейского собора, тайно подготовленной встречей в Гаване Патриарха Кирилла и лидера латинских еретиков – папы Римского Франциска. Демарш иеродиакона был многими воспринят как следование в фарватере экуменической политики последних лет, до последнего времени не носившей пока еще характера частых и массовых акций подобного рода.

Решением духовного совета обители иеродиакон Лазарь был лишен права ношения монашеских одежд, запрещен в священнослужении и направлен на посильное послушание. Распечатка проповеди иеродиакона была направлена управляющему ставропигиальными монастырями, председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископу Феогносту.

Однако архиепископ Феогност поддержал иеродиакона Лазаря и приказал наместнику и духовному совету отменить свое решение. Тогда о. Венедикт заявил, что в этом случае он не может далее продолжать управлять монастырем и написал прошение об отправлении на покой. Подавляющее большинство братии подписали дипломатичное прошение на имя Патриарха Кирилла в поддержку о. наместника, в котором не педалировалась роль архиепископа Феогноста, а просто содержалась просьба оставить наместника при своем нынешнем служении.

Однако, судя по всему, эта практически единодушная просьба насельников монастыря не будет удовлетворена. В качестве наиболее вероятного кандидата на замещение должности наместника называют архимандрита Мелхиседека (Артюхина), в течение ряда лет проходившего служение в Оптиной, а ныне являющегося настоятелем монастырского подворья в Москве. В феврале 2016 года, после встречи в Гаване, архимандрит Мелхиседек выступил перед прихожанами в московском храме с резонансной проповедью о том, что «прошел добрый слух», будто папа Римский хочет покаяться и вернуться в Православие.

Согласно имеющейся в нашем распоряжении инсайдерской информации, «виновник торжества» иеродиакон Лазарь в течение длительного времени принимал сильнодействующие медицинские препараты, чье действие в качестве побочного эффекта может способствовать развитию у больного серьезных деформаций психики – маниакального синдрома. Свидетели утверждают, что в ходе скандала тот настаивал на правильности своих экуменических воззрений с поистине маниакальной убежденностью.

Редакция «Аминь. SU»

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Святитель Иоанн (Максимович)

 

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за рубежом 19 июня / 2 июля 1994 года, в канун памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Свой кафедральный храм в Париже владыка, тогда архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, устроил также во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник для святителя был особенным: вдали от Отечества владыка верил, что Святая Русь, несмотря ни на что, молитвами и заступничеством всех своих святых, прославленных и безвестных, всегда будет оставаться святою.

 

 
Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, еще и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими.

 

Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской.

Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных, в земле Российской просиявших; тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие; тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской, тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания, и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество.

Есть чудная книга, недавно написанная, – «Святая Русь». Крест святости русской там подробно изложен. Из этой книги можно узнать, как святость укоренялась и возрастала в России, как от одних святых духовно происходили другие, как между собой они были связаны, и все то представляет, действительно, златую цепь святости земли Русской. Мы всех их празднуем ныне, всех, которых невозможно даже перечислить. Мы видим дивных святителей, которые укрепляли идею русскую своим пастырским деланием. Мы видим, как Русская земля славилась не только подвигами царей, бояр, воинов, но и как ее части с возрастом духовно связывались между собой этой святостью. Вот почему и называлась Русь Святой Русью: не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония.

С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись. Каялись даже разбойники; те, которые заканчивали жизнь на плахе, и то в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощения за те преступления, которыми они вносили соблазн, и просили молиться за упокой их душ. Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И хвалим всех святых, которые подвигами всей жизни земле Русской показывали пример той святости.

Вот великий князь Владимир и блаженная княгиня Ольга – то история князей, просиявших как угодники Божий. Почему они святые? Потому что, хотя они исстари имели в руках своих власть, имели в руках своих большие богатства, они не пленялись богатством, не были им порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы делать добро, или для того, чтобы другим людям дать возможность жить по заповедям Божиим. А другие угодники Божии уходили в пещеры, удалялись в дремучие леса, пустыни, однако там они делались магнитами, которые духовно привлекали искавших укрепление душ своих. И те преподобные, которые уходили и старались быть неизвестными, – их неизвестность становилась известной, и к ним устремлялись люди. Они сияют нам из глубины веков в наши времена. Господь прославил их дела, прославил их святые мощи чудесами, и поныне они являются проповедниками во славу Божию. Преподобный Сергий – сколько лет он прожил один в дремучем лесу, где не было никого, кроме зверей. По сей день святая Троице-Сергиева лавра привлекает верующих со всех концов не только Руси, но, можно сказать, со всех концов и пределов вселенной. И ничем другим она не славится, как подвигом преподобного Сергия и тех святых, которые его учением спасались. И ныне она является как бы сердцем земли Русской вместе с первопрестольным нашим градом Москвой, которая не только сияет богатством и древними постройками, но и святостью тех святых, которые там подвизались и чьи мощи там почивают.

Мы прославляем всех тех, которые в разных концах земли Русской утверждали христианство, проповедовали тем, которые еще христианства не знали. Русь объединяла всех в единственном крове не столько единством границы, сколько духовным призывом к святости святых, в земле Российской просиявших. Многие имена вошли в состав русского народа. И хотя в основе русского народа – народ славянский, в нем есть множество разных имен, но никто не считался чужим, как только принимал православную христианскую веру. Православная вера спасла Русь. Православная вера ее освятила. Православная вера ее укрепила. И в тяжкие времена татарского ига чем спасались русские люди? Только верой в Бога, и тогда, в те тяжкие времена, наибольше строилось храмов, наибольше основалось монастырей. И в те тяжкие времена русские люди всегда особенно призывали Бога – и тогда духовно воскресала Русь.

Еще задолго до наших бедствий и вне пределов России были святые, принадлежавшие к русскому народу, на Руси воссиявшие и просиявшие в иных местах. Вот в Греции один из славных угодников Божиих кто? – Иоанн Русский, который был пленником во времена Петра Великого, жил тогда среди турок и так был тверд в христианской вере, что перед ним склонились мусульмане, видя праведную жизнь. Пытались его обратить в мусульманство, но он остался тверд; не стали они дальше настаивать и только удивлялись, видя праведную жизнь того русского человека, который среди них находится прежде как раб и в то же время духовно царствует над ними. И когда греки должны были покинуть Малую Азию, они принесли его мощи в церковь на острове Эвбея, недалеко от Афин. И теперь она является местом, куда стекаются греческие, а ныне и русские беженцы-паломники.

За пределами Руси подвизался и Паисий Величковский (не прославленный еще[1]), но сделался духовным отцом многих праведников, которые были духовными водителями на Руси в последнее время. Всех их празднуем вместе.

Как разнообразны их жития! Одни князья, другие простолюдины. Одни занимают высокое положение, другие скитаются по улицам полуодетые – и в то же время к их голосу прислушиваются цари! Иоанн Грозный, перед которым трепетали все, начиная от членов его семейства, и который сослал митрополита Филиппа, святого мужа, обличавшего его, слушался полунагого Василия Блаженного. Однажды стоял Иоанн Грозный в храме и, выходя из него, видит Василия Блаженного. Он говорит: «Василий, я тебя не заметил, не видел здесь». – «А я тебя видел царь, не здесь, в храме, а как ты ходишь по Воробьевым горам!» И смутился царь Иоанн. «Да, – говорит, – во время обедни я думал о том, как строить дворец на Воробьевых горах». Разгромил он Великий Новгород. Подступил к Пскову, и другой юродивый, блаженный Николай, предлагает ему мясо. «Не буду мясо есть ныне. Сегодня пяток», – говорит Иоанн Грозный. «Но ты хуже делаешь – ты пьешь кровь человеческую, – отвечает ему блаженный Николай. – Скорее уходи отсюда. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». И Иоанн Грозный словами блаженного ушел со двора. Стали уже исполняться слова блаженного, так как сразу пропал любимый царский конь. Быстро уезжает из Пскова, не учинив там никакой расправы. Так святость побеждала всюду.

Уже в недалекие от нас времена приезжает царь Николай I в Киев. Там его, сидя на полу, приветствует блаженный Феофил, тоже не прославленный еще святой угодник земли Русской[2]. Говорит ему разные наставления, и царь, самодержавный правитель, перед которым трепещет Европа, внимает его голосу.

До последнего времени были праведники земли Русской. Многие из них прославлены, известны всему миру, многие из них доселе неизвестны и просияют, если Богу угодно, тогда, когда настанет для этого время. Святитель Гермоген, к примеру, после своего подвига 300 лет почивал непрославленный. Бог так устраивает, чтобы мы на разные примеры взирали, не только прославляли нынешний день, а потом, выйдя из храма, принимались за другие дела и забывали о них. Нет, надо, чтобы святые были нашими великими руководителями, чтобы мы всегда имели их перед своими глазами.

Уже здесь, за рубежом, в наши дни, мы имеем праведников, хотя еще не прославленных, но от которых люди получали дивные знамения. Вот, например, епископ Иона Маньчжурский. Чувствуется приближение конца его земной жизни. Призывает он священника и начинает сам читать отходную, и в тот час, когда дух его отходит на небо, мальчик, который лежит в том городе больной ногами, который в течение долгого времени не мог ходить, бежит и кричит: «Мама, мама явился мне сейчас святитель Иона и говорит: вот, мне ноги больше не нужны. Вот тебе ноги». Тот мальчик, который лежал недвижимо на кровати, теперь бежит! В то время проносится слух, что в тот самый час скончался владыка Иона.

Во Франции несколько лет тому назад при переносе одного кладбища, когда разрыли одну могилу, вдруг рабочие в ужасе отскочили. Там лежал в полном облачении православный священник, и оказалось, что этот священник больше 16 лет пролежал там. Умирал от рака, когда обычно человек разлагается заживо, а он лежал цел и нетленен, и ныне тело его перенесено под Париж.

Сияют угодники Божии в наше время. А сколько их на нашей несчастной измученной Родине! Сколько там священномучеников! Сколько там мучеников! Несть им числа. Сколько в различных местах сосланных наших святителей, которые скончались, которые подобны своим житием тем святителям, которые были преследуемы во время иконоборчества и других ересей. И Петр Крутицкий, и Кирилл Казанский, и многие иные, которые скончались где-то в неизвестности, которых и мощи никогда не будут, может быть, найдены, но сияют, как свет пресветлый, перед нашими духовными очами на русском небе. Все они, святые угодники Божии, прославленные и непрославленные, молятся за нас, показывают нам пример.

Повторяю, что были всегда грехи и беззакония в России. Были они от самых первых времен, как вообще грех наполнил землю, от того часа, когда прародители наши согрешили в раю. Но грех не должен оставаться грехом, и если кто кается, то из преступника святым делается. Как была грешна Мария Египетская, другие были разбойники, а потом стали преподобными.

Помолимся ныне, чтобы Господь дух их послал в сердца наши. Чтобы мы за рубежом, следуя их примеру, помнили, что не напрасно мы носим имя сынов России. Что не напрасно Господь нам дал дар иметь свои корни, дал одним возрасти на Родине, а другим родиться от русских родителей. Потому что если какая страна чем хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франция», – говорят. Разным странам прилагаются разные названия – чем какой народ удивил. Но Русская земля паче называется Святой Русью. Только к одной другой земле приложено это название – к Святой Земле, в которой просиял Господь наш. Никто из других стран, никто из других народов не принимает этого звания. Почему? Потому что самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое – это святость. Это идеал, это предел стремления русского народа. Мы забываем обращаться к духовному небу, но, я надеюсь, мы не навсегда забыли. Как путники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь, так и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству здесь, за рубежом, чтобы Господь преобразил сердца русских людей в зарубежье, и тогда, поверженные духовным натиском, падут и внешние цепи пространства. И воскреснет Русь во всей своей славе и величии.

 

Святитель Иоанн (Максимович)

 

[1] Преподобный Паисий Величковский († 1794; память 15 ноября) был прославлен в лике святых уже после смерти святителя Иоанна Шанхайского († 1966): Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) – в 1988 г., Русской Православной Церковью за границей – в 1990 г.

[2] Блаженный Феофил Киевский, Христа ради юродивый († 1853), причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2005 г.

 

В Москве пройдет круглый стол по проблемам современного православного образования

 

В субботу 10 декабря 2016 г. в Москве пройдёт круглый стол на тему:«Православное церковное высшее образование в современном мире». Цель мероприятия – проанализировать положение дел и проблемы в сфере высшего церковного образования в Русской Православной Церкви.

Организатор круглого стола – Аналитический центр святителя Василия Великого. Для участия приглашаются преподаватели и аспиранты высших учебных заведений, учёные, специалисты по истории Церкви, богословию 
и образованию, а также все православные христиане, неравнодушно относящиеся к современному состоянию высшего церковного образования.

Вопросы для рассмотрения:

— Соотношение догматической истины и данных науки в преподавании богословских дисциплин (библеистика, история Церкви и другие).

— Цели и задачи православного высшего образования. Что можно сказать 
о профориентации? Какому типу личности мы помогаем развиться? Почему в процессе обучения многие теряют веру?

— Современное русское богословие: источники, направления, «школы». Как преподавать норму православного вероучения?

— Богословие под патронажем институтов светского многоконфессионального государства. Последствия Болонского процесса для качества образования.

— История философии в православном университете. На чём делать акцент?

— Межконфессиональные контакты в пространстве высшей церковной школы: их смысл и связанные с ними опасности.

— Проблемы финансирования исследовательских проектов и образовательных программ.

Место проведения: ул. Большая Серпуховская, д. 24 (на территории храма Вознесения Господня), станция метро «Серпуховская» или «Добрынинская».

Время проведения: 12:00-15:00.

Для участия в круглом столе необходимо до 9 декабря подать заявку по электронной почтеlogos@stbasil.center или по тел. +7-499-391-14-18. Для участия с докладом необходимо до 5 декабря подать заявку.

 

О пророчествах. Обращение афонского монастыря Кутлумуш

и критический комментарий Редакции Православного Апологета

ΕΝΑ ΤΣΟΥΒΑΛΙ ΠΡΟΦΗΤΕΙΕΣ

От редакции Православного Апологета: На интернет-портале Святогорский обители Кутлумуш появилось обращение братии этого монастыря, цель которого - предостеречь от увлечения "пророчествами" прежде все старца Паисия Святогорца, которые, по мнению братии, создают нездоровй духовный ажиотаж, который опасен в наше время тревог и смятений. Мы только отчасти можем согласиться с позицией братии Кутлумуш. Мы соглашаемся с братией в том, что каждый христаини обязан быть готовым каждый день ко встрече со Христом и ожидать явления Христа, и это прежде всего. Мы согласны, бесспорно, с тем, что для нас в первую очередь важно приобщение к живому Христу Спасителя, Воскрешему из мертвых, которое совершается через очищение сердца о страстей, пояние. исповедь, подвиг и причащение Ствях тайн Тела и Крови Всокресшего Христа. Однако, предостережения братии монастыря Кутлумуш, при всех их верных замечениях и духовных рекомендациях игнорируют  наиважнеший фактор для спасения в современную эпоху в особенности - не поруженность в информационные потоки об антихрите, но необходимость внимательного отношения к процессам эсхатологического характера, которые уже охватили все человечество. К этому призывал сам св. старец Паисий Святогорец, подчеркивая важность знать времена и признаки конца и прихода антихриста, важность правильного стояния в вере и протестовать простив навязываемой диктатуры антихриста, которая кроетеся за "системой карт", как кредитных, банковских, так и за элеткронным паспортом. А принятие последней, как подчеркивает св. Паиси Святогорец является "великим падением"  и "также отречением от Христа". Человек, который не живет духовно, не трезвится, не беспокоиться о сохранении верности Христу в первую очередь заболевает духом "безразличия". Он не видит, не понимает и не ощущает, а порой и не хочет видеть опасности, гибели. Привязанность к земным благам, которая гнездиться в нераскаенном и неочищенном сердце, становится причиной духно помраченности и нежелание видеть опасность там, где она есть. разворовы о молитве и церковной жизни в таких случаях являются лишь внешним пикрытием серьезного внутреннего отступления. Покаяние неразрывно связано с чуткостью сердца, беспокойством и молитвой. Об этом так много говорит старец Паисий. И печально, что братия монастыря, подле которого жил такой великий старец, к сожеланию, отнеслись к предупреждениям старца Паисия безразлично, фактически они ими пренебрегли. Мы пишем наш комментарий на послание Кутлумушской братии, потому что оно в нашем сердце вызвало тревогу, скорбь и печаль. Мы увидели уже печальные результаты этого во многом ущербного "Обращения": оно стало столь быстро распространяться по русскоязычным сайтам, в особености по тем, которые безразличны к процессам эсхатологии и даже цинично и с насмешками высказываются о тех, кто проявляет по завету св. Паисия Святогорца "доброе беспокойство" и  умаляют иерархию Русской Церкви, увлеченную комфортностью и опасным сближением с государством, "открыть глаза", защитить верующий народ от антихристовой цифровой идентификации. Как жаль, что такое поверхностное Обращение братии Кутлумуш появилось на свет. Легкомыслие и призыв к легкомыслию и безразличию, мнимому спокойствию не сочатается со спасительной духовностью. Мы не отрицаем факта "искаженного использования" пророчеств старца Паисия, может даже и во вред кому-то. Как и не отрицаем того, что тематка конца света вызывает нездоровый ажиотаж и развивает  экзальтированное кинематографическое воображение и творческую энергию у лиц, чуждых Православию. Но, в целом, эти пророчетва стврца Паисия, и это прежде всего касается пророчества святой мученицы Евфимии Всехвальной о коварном способе введения печати антихриста, актуальны, верны и крайне важны для нашего времени. Они являются спасительным и предупреждающим ориентиром. И ход "развития" современной цивилизации, который современными политиками ассоциируется и связывается со следующей, по-истине сатанинской целью - всеобщим котролем и ципизации человечества,доказал верность пророчеств старца Паисия, которые он бережно записал в своей бесценной брошюре "О знамениях времен".. В этих пророчествах не говорилось "как могут ли нет развиваться события", а как будут они развиваться. Наш выбор и наше стояние в вере лишь притормаживают события трагического завершения человеческой истории, вызваного богоборческим бунтом "технотронной цивилизации", который удобно выстраивается на религиозном безразличии и нрравственном растлении современного общества, но ои не меняют хода и направления "мыслей" соверменных политиков, самого плана и способа введения сатанинской печати. А наше молчание, пассивность, безразличие, а тем более участие в этих апостасийных просессах, их оправдание - помрачают разум, лишают божественной благодати, доказывая неспасительность такой позиции. Мы надеемся, что братство обители Кутлумуш доработает и исправит это обращение. Это необходимо для приостановки очередного соблазна верующих.

 

 

Образ будущего часто демонстрируется с кинематографической подробностью. На ролики с пророчествами в интернете и на телевидении по рецепту американских пропагандистских блокбастеров накладывается музыка.


 

    

 

Сегодня глобальный рынок предлагает потребителю не только материальные, но и "духовные" товары. Одной из сфер, которая постоянно обновляется и поощряется, является область пророчеств. Она направлена на всех людей, независимо от их культурного уровня, вероисповедования, происхождения и простирается от тем человеческой повседневности до универсальных вопросов общечеловеческого значения.

Сегодня можно наблюдать, как часть православной христианской эсхатологии стала рассматриваться в подобном контексте.

Образ будущего часто демонстрируется с кинематографической подробностью. На ролики с пророчествами в интернете и на телевидении по рецепту американских пропагандистских блокбастеров накладывается музыка.

 

 

    

 

Мы говорим это, не для того чтобы поставить под сомнение пророческий дар. Церковь движется по непрерывному пути пророков Ветхого Завета. Пророк предстоит перед Богом, слушает Бога и несет Божественное послание к Его народу. Возвещает покаяние, молитву, верность, руководство к действию.

Каждый настоящий святой обладает даром пророчества – «видит» то, что сокрыто. Почти невозможно описать этот духовный процесс. Просто мы можем сказать, что ум через опытное богословие освящается Святым Духом, приобретая Его качества. Так приобретается духовное зрение и слышание слов и дел, или некоей сокрытой информации.

Пророчество немыслимо без других добродетелей. Одна из них – смирение. Святой Паисий Святогорец хорошо знал, что каждый может допустить ошибку. Говоря о событиях будущего он имел обыкновение начинать со слов «помысел говорит мне». Он не определял сроки (как некоторые современники известные и неизвестные, которые всё время опровергаются). Он верил, что если изменится человек – может изменить ход событий и Бог, как это происходило в Ветхом Завете.

Сама святая Евфимия, посетившая старца Паисия, не предвещала будущего, но показала как могут развиваться события в зависимости от того, как поведут себя люди и какой выбор сделают. Одно можно сказать наверняка: пророчество дается для покаяния, нашего возвращения к Богу, а не организации нашей личной жизни или самоуспокоенности.

 

 

Прп. Паисия СвятогорецПрп. Паисия Святогорец

    

 

Обладающие пророческим даром – люди трезвения. Они обладают ясным духовным сознанием, их души подобны незамутненным зеркалам, в которых нашли отражение тайны Божественные и мирские. Однако, трезвение необходимо не только пророку, но и тем к кому оно обращено. Как правильно относиться к предсказаниям? Находиться под впечатлением? Подгонять и форсировать события, чтобы пророчество сбылось?

Правильно относится к пророчествам тот, кто извлекает из них духовную пользу и обладает ясным умом, чтобы интерпретировать события, когда они произойдут, то есть в состоянии судить о них естественно и в Духе. Это значит, что способность к рассуждению дают трезвение, молитва и любовь, а не погружение в информационной поток. К сожалению, некоторые люди посвящают часы напролет, чтобы узнать о времени прихода антихриста или возвращении национальных земель, но не вспоминают о том, чтобы открыть Евангелие и посмотреть на себя в свете слова Божиего. Как таким образом, избежать риска впасть в заблуждение и прелесть?

Сегодня особенно поверхностным и легкомысленным является использование преподобного Паисия Святогорца для того чтобы якобы распространить православную истину (Яркий пример – размещение аудио файлов якобы с голосом старца, в которых слышен голос совсем другого человека!). Мы опасаемся, что это призвано удовлетворить сегодняшнюю одержимость пророчествами, одержимость, возросшую на дефиците веры, и восстанавливает "дух рабства, чтобы опять жить в страхе."

Сегодня, во времена растерянности и страха, в эпоху изображения и сенсационности, где всё (слова, чувства, переживания) стало мелким, нет более важного и своевременного пророчества, чем слова Афанасия Великого: "подготавливай себя каждый день для встречи со Христом. Ежедневно испытывай себя сверяясь с заповедями Христа и начни перестраивать то, в чем у тебя недостаток".

Как христиане, мы ожидаем пришествия Христа. Его присутствие – самая прекрасная часть нашей повседневной жизни. Не только в качестве ожидание, но как опытное приобщение к Живому и Воскресшему Христу. Но если мы сами будем пустыми и мелкими, зачем нам Константинополь или дата рождения антихриста?

Монастырь Кутлумуш, Святая Гора Афон

agioritikesmnimes.blogspot.ru



Подписка на новости

Последние обновления

События