Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Актуальные темы

http://www.orthodoxia-ellhnismos.gr/2017/05/blog-post_26.html


Чудесное явление Архиепископа Афинского Серафима Антонию, митрополиту  Сиаитскому: папа это не Церковь!
Θαυμαστὴ ἐμφάνιση ἀρχιεπισκόπου Σεραφεὶμ σὲ Σιατιστης Ἀντώνιο: Ὁ Πάπας δὲν εἶναι Ἐκκλησία!

 


Что же он ему сказал о Папе? Послушайте
Преосвященнейший митрополит Антоний Сиатский: Во сне мне явился дедушка в великом свете. О, каков же же был этот свет! Много света!
Протосинкелл Ефрем: «Что за дедушка, мой Владыка?"

Портрет
Антоний Сиаитский: «Это был Блаженнейший Архиепископ Серафим! Он мне сказал, какое значение для нас имеет Собор ... В одной руке он держал пенсию, а в другой держал благотворительность. Постный чай и сухарик, я его видел своими глазами!»
Протосинкелл Ефрем: «Он меня озадачил, в то время когда он говорил всего лишь несколько секунд... Он внезапно отвернулся и мне говорит".
Антогий Сиаитский: «Вы знаете, почему  Серафим словно плывет во свете?"
Протосинкелл Ефрем: «Почему, ваше Преосвященство?"
Антоний Сиаитский: «Потому что, когда я его спросил о Папе, он сказал, что это не Церковь! Поэтому! И он имел на это право! Так и есть! Мы говорим о них как о "церквах" лишь из любезности. Бог об этом знает, но и ради нас"...
ОН НЕ БЛАГОСЛОВИЛ "УНИЮ"
Мы должны помнить о том факте, что причиной падения Города (Константинополя) и порабощения нас турками было то, что тогдашние руководители народа пошли на предательство Православия и подчинение его Папе, через признание Ферраро-Флорентийского Собора и из-за совместного служения 12- декабря 1452года в храме Святой Софии с кардиналом Исидором, поминовения Папы и принятия еретического Filioque, которое является недозволенным добавлением в Символ веры, запрещенным Святыми Вселенскими Соборами I и II, налагающие страшное духовное наказание.
   Если бы Папство было бы "Церковью", то Константинополь был бы спасен...Но его потеряли. Лжеуния не была благословлена.
   Папа, конечно, больше всего заинтересован  в якобы «чужих» и активно участвует в пропаганде им вместе с ЮНИСЕФ (см здесь), не взирая на то, что мы делаем, когда мы добровольно и по доброму расположены обсуждать с ними вопросы, для того, чтобы они просветились , а не вовсе для того, чтобы изменять нас. Это закончилось в 1453 ...
 Православие является настоящей Церковью Христа, и единственным ковчегом спасения. Да,  милость Бога велика в отношении всех добронамеренных, но и даже в отношении пребывающих в неведении и заблуждении. ОДнако же для тех, которые знают Истину, но при этом учат противоположному - "горе-уа!"...
перевод "Православного Апологета"2017год.

Митрополит Месогеи и Лавреотики Николаос Хатзиниколау

Церковь призывает нас воскреснуть вместе с Господом

В удушающей атмосфере современного материалистического тупика, после кромешной тьмы и святой скорби и недоумения перед лицом Cтрастей Господних, в день Светлой Пасхи Христовой мы всей Церковью переживаем радость Воскресения Господня, славу Воскресшего, избавление воскрешенных.  Именно в этом свет и сияние этого Праздника.

anastasi5..-897x1024

Как богословски точно, торжественно и поэтично проповедует Иосиф Вриенний в своем слове «На Светлый Праздник»: «Пасха – переход от мрака к свету; Пасха – исхождение из ада на землю; Пасха – восхождение от земли к небесному; Пасха – переход от смерти к жизни».

Пасха – это переход из смерти безверия в жизнь веры, из смерти неправедности в жизнь справедливости, из смерти греха в жизнь святости, из смерти лжи в жизнь истины, из смерти бренности в жизнь вечности, из смерти мирового отчаяния в жизнь Божественной надежды, из смерти человеческой слабости в жизнь благодати, из смерти отчуждения от Бога в жизнь приобщения к Нему.

«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – пишет апостол Павел Коринфянам (1 Кор. 15: 14). Если Христос не воскрес, тогда и слово наше, и вера наша не имеют ни смысла, ни содержания. И потому те, кто хотят умалить Церковную проповедь, на протяжении веков с неистощимым упорством пытаются разрушить веру нашу в истинность события Воскресения Господня.

И, несмотря на все это, «Пасха – воскресение падших смертных; Пасха – воззвание изгнанных из Эдема; Пасха – освобождение плененных тлением; Пасха – подлинная жизнь верных; Пасха – наслаждение всего мира; Пасха – почитание Божественной Троицы».

И потому мы всей Церковью на протяжении сорока дней поем «Христос Воскресе» и повторяем эти слова как приветствие друг другу, и потому мы торжественно празднуем Пасху Христову каждый воскресный день, потому мы называем ее «великой, священной, святой, таинственной, всечестной, неугасимой», что означает, что она есть тайна, превосходящая наше разумение, дар от Бога, нескончаемая благодать, неугасаемый свет, надежда, которая не обманет.

«Именование Пасхи не насыщает, потому что многоразлична изъявляемая через него благодать: оно – отдохновение душ, оно – радость умов, оно – облегчение тел, оно – просвещение очей, оно – услаждение уст, оно – удовольствие, оно – теплота, оно – мир, оно – радость», – завершает мудрый Иосиф Вриенний.

Возможно ли остаться равнодушными перед лицом этой уникальной возможности? Возможно ли лишиться сего благословения? Церковь призывает нас воскреснуть вместе со Христом. Он Сам говорит ученикам Своим: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоанн. 5: 24). Какие дивные слова! Тот, кто слушает слова Мои и верит в Отца Моего, пославшего Меня в сей мир, не приходит на суд, не будет судим, но уже перешел  из смерти в жизнь.

Все вышесказанное мы могли бы отнести и к вопросу о так называемом суде истории, то есть кризисе. Человек, живущей в вере и послушании слову и воле Божией не боится никакого кризиса. Ему не угрожает никакая опасность и никакие невзгоды. Даже смерть. Ибо он участник подлинной жизни, жизни Господа, сказавшего: «Я есмь путь и истина и жизнь». Единственный настоящий кризис наш – это разрыв связи с жизнью и Воскресением.

И потому, по случаю Великого Праздника Пасхи, я призываю вас всех стать подлинными участниками Праздника и исповедниками Воскресения Христова, самими сделаться людьми Воскресения. И тогда слова «Христос Воскресе» не будут произносить только уста наши, но их будет исповедовать и вся жизнь наша; тогда мы не просто будем петь их сорок дней, но будем провозглашать их непрестанно; и тогда радость Воскресения Христова не будет выражаться лишь в праздничных обрядах и обычаях и прекрасных народных традициях, но и явится, прежде всего, в том, как мы преодолеваем кризисы жизни нашей. И потому в этом году еще сильнее, чем каждый год, мы призываем вас в удушающей атмосфере кризиса сделать Праздник Пасхи подлинным Воскресением.

Будем же молиться, чтобы благословение Воскресшего Христа, радость и мир Его осенили вашу жизнь, укрепили нашу Церковь и осветили весь мир.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

(Из Пасхального послания)

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Профессор Черниговская о мозге, а мы – о душе!

11 апреля 2017 г.


Н.И. Юдина

Когда мне в силу специфики моих интересов приходится слушать лекции Татьяны Владимировны Черниговской, в голове постоянно прокручивается одна и та же фраза, сказанная святителем Лукой Войно-Ясенецким.

Когда его судили в 1921 году, глава местного ЧК задал ему вопрос:
— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?
Будущий святитель ответил:

— Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. (http://ktelegraf.com.ru/6972-svyatitel-luka-boga-ya-ne-videl-no-operiroval-na-mozge-i-nikogda-ne-videl-tam-takzhe-i-uma.html)
Исследуя работу мозга, Т. В. Черниговская, как настоящий учёный, задаётся множеством вопросов, которые она ставит не только себе, но и нам, в попытке синхронизировать наши мысли со своими. Особенно это заметно в те моменты, когда постулируется некое утверждение, не имеющее под собой никакой научной базы. «Нильс Бор и вообще квантовая физика ничего не могла сделать, кроме как включить наблюдателя (субъект) в научную парадигму, т.е. результат наших наблюдений зависит от того, кто и как наблюдает, а наблюдаем мы «мозгом». Какую нам мозг информацию поставит, в это мы вынуждены и верить, вариантов нет. Мы не зрители, а участники процесса, мы на сцене….» (Татьяна Черниговская: Чего мы не знаем о мозге. Лекция. https://snob.ru/selected/entry/12358 )

В данном случае мы – слушатели, являемся наблюдателями вербального воздействия на свой собственный мозг, и одновременно участниками. Только зачем? Ведь мы даже представить себе не можем, какая нагрузка ложится на все эти безчисленные миллиарды нейронов в нашем мозге, которые должны будут осмыслить и принять непонятную для них информацию, несмотря ни на что. То есть наш мозг должен дать требуемый ответный сигнал, который войдёт в соответствие с основной идеей автора и усилит информационное пространство вокруг нас: именно мозг – основной инструмент отражения всего происходящего в мире, поэтому его изучение займет центральное место в 21 веке, - констатирует в своём выступлении учёный.

С учётом того, что уважаемый лектор - весьма опытный филолог, лингвист, философ и, конечно, психолог, такой сигнал обязательно будет получен от «наблюдателя», только не каждого. Согласитесь, думающий человек всегда будет тщательно взвешивать на весах своего собственного сознания всякую неизвестную ему информацию, не взирая ни на степени, ни на звания той личности, которая её транслирует, тем более, если это касается парадигмы жизни самого человека, т. е. нас с вами. В противном случае может быть разрушена и та зыбкая картина нашего с вами представления о жизни, которая худо-бедно, но сложилась в каждом из нас.

Высказывание Т. Черниговской о том, что мы не только зрители, но и участники всех происходящих вокруг нас событий, безусловно, имеет под собой определённое научное обоснование, поскольку является результатом реальных исследований учёных. Так, в частности, сотрудники лаборатории Принстонского университета (США) под руководством доктора Роджера Нельсона уже десятки лет исследуют влияние коллективного сознания на материальную действительность. Цель исследований предусматривает экспериментальное доказательство прямого влияния человеческого сознания на материальный мир в глобальном масштабе. Предполагается, что согласованная реакция людей на какие-то экстраординарные события может влиять на весь окружающий мир, что может быть зафиксировано подходящими устройствами, например, генераторами случайных чисел ( http://gifakt.ru/archives/index/vliyanie-soznaniya-na-materiyu/) .

Другая же мысль учёного, которая фиксирует наше внимание на мозге, убеждает нас в том, что именно он является коррелятором всех происходящих в мире событий. И здесь следует заметить, что данная мысль верна только отчасти, поскольку вступает во множество противоречий, связанных с сущностью самого человека. Знания о нём настолько обширны и глубоки, что говорить только о мозге вне связи человека с его душой и духом значит ограничивать не только наше мышление, но и само сознание.

Особенно интересной на этом фоне является мысль учёного, высказанная относительно мозга через призму собственного философского мышления и не имеющая ничего общего с научным обоснованием. «Мозгу никто не нужен, - говорит Черниговская, - он самодостаточен…, он сам по себе, ему внешний мир не помогает…, для него галлюцинация столь же реальна, как и любой реальный мир… и мозгу всё равно, наша зависимость от мозга гораздо больше, чем мы об этом привыкли думать». (Лекция. Там же)

У нас, по словам Т. Черниговской, нет никакой иной возможности получать какую бы то ни было информацию, кроме той, что в мозге. Сам мозг, объясняет учёный, это сложнейшая нейронная сеть, которая обеспечивает нам работу нашего сознания.

Действительно, мозг участвует в работе нашего сознания, но наука ни в одном из своих разделов так и не сказала нам ничего определённого об этой сложнейшей функции нашего естества – сознании. Именно поэтому, по словам самой Черниговской, под сознанием подразумевают совершенно разные вещи. О какой же исключительной ответственности мозга в работе сознания мы тогда говорим?

С одной стороны констатируется, что мы наблюдаем мозгом, какую информацию нам мозг поставляет, в неё мы и вынуждены верить, и у нас нет вариантов. По словам Черниговской, получается так, что именно мозг является хранилищем всякой информации, её поставщиком, и он выдаёт нам эту информацию по мере необходимости. С другой стороны, говорится, что безполезно искать в мозге места, в которых что-то хранится, нет таких мест. Память – это процессы, причём всегда новые, вспоминание всякий раз другое, там нет застывших форм, поясняет профессор, - память обеспечивается всей нейронной сетью миллиардов клеток. Хорошо бы ещё определиться (наша мысль постоянно работает в поиске адекватного ответа на поставленные вопросы), каким образом и откуда информация попадает в эти нейроны, которые обеспечат ей продвижение в нужную сторону. То, как будет воспринята эта информация и как она сработает, тоже немаловажно. Но остаётся главный вопрос: является ли мозг источником сознания?

Наука с этим определиться никак не может, однако существует множество примеров из жизни, когда люди со страшными травмами головного мозга не только остаются жизнеспособными, но и не утрачивают сознание. В медицинской практике есть примеры, когда мозг человека имеет множественные повреждения, но сознание при этом работает в обычном режиме.

Таким уникальным примером для нас может послужить человек по имени Карлос Родригес, живущий в Майами. Он попал в автомобильную аварию, в результате чего вылетел из машины через переднее стекло и приземлился головой на асфальт. Срочная медицинская помощь спасла Карлосу Родригесу жизнь, но он теперь вынужден жить без лобных долей головного мозга. (https://www.youtube.com/watch?v=UB7N3ks0kPs&feature=youtu.be).

Стараниями учёных принято считать, что мозг получает информацию из окружающего мира, перерабатывает её, хранит и принимает те или иные решения, и именно этот процесс ускоряет биологическую эволюцию человечества. Но есть исследователи, которые не уверены в том, что информация действительно хранится в мозгу, а также и в том, что именно он управляет нашими поступками. На XVI Всемирном философском конгрессе, проходившем в 1978 году в Дюссельдорфе, собрались более 1,5 тысяч ученых из 60 стран мира. Выступая на нём, австралийский нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1963 году, Экпс Джон Кэрью предложил гипотезу, согласно которой механизмы деятельности мозга приводят в действие некий «психический принцип», находящийся вне человека. На первый взгляд, подобное предположение звучит странно, противоречит здравому смыслу и накопленному человечеством опыту. Но, вероятно, у известного ученого были основания для подобного утверждения. И не у него одного возникали подобные гипотезы об иных, нежели принято думать, функциях мозга.
Гипотезу о том, что сознание существует независимо от мозга, отстаивают и современные голландские физиологи под руководством Пима ван Ломмеля, заявившего, кстати, что мыслящей материи, возможно, вообще не существует. Мозг работает как коммутатор, принимая сигналы и передавая их к «абонентам».

Такой же точки зрения придерживаются и некоторые английские учёные: Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона, и Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии. По мнению Парния, мозг, как и любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Он работает как устройство, обнаруживающее мысли! В медицинской литературе описано много случаев, стоящих в одном ряду со случаем Родригеса, когда человек с повреждённым мозгом продолжал жить, как ни в чём не бывало. Врачи были не в состоянии объяснить такие случаи. Однако если приведенная выше гипотеза верна, всё становится на свои места. В 1957 году в Американской ассоциации психологов был заслушан доклад доктора Яна В. Брюэля и Джорджа В. Олби, проведших операцию по удалению пациенту правой половины головного мозга. К великому изумлению врачей, прооперированный мужчина 39 лет быстро поправился и не утратил своих умственных способностей. Разумеется, все эти случаи можно назвать парадоксальными отклонениями от нормы, и на том успокоиться, вернувшись к традиционным представлениям о работе нашего мозга. Однако даже самый уникальный автомобиль не может функционировать без мотора, а компьютер — без винчестера. Стало быть, либо наши представления о человеческом мозге в корне не верны, либо среди нас бродят биороботы инопланетного происхождения, препарирование черепных коробок которых и вводит земных учёных в заблуждение.

После приведённых примеров становится понятно, почему Т. В. Черниговская так не любит И. П. Павлова, о чем она без сожаления высказывается в своей лекции. Ведь Павлов, исследуя работу мозга, ставил очень не удобные для аналитической философии вопросы, которые так и не решены до сих пор. Современный философ Д.И. Дубровский в своей работе «Психические явления и мозг» пишет: «Сущность психофизиологической проблемы может быть выражена следующим вопросом И. П. Павлова: «Каким образом материя мозга производит субъективное явление?» (http://www.globalistika.ru/dubrovsky/nauchnye_texty/psihicheskie_javlenia1.htm)

И здесь нужно заметить, что именно возникновение субъективной реальности ставит весь учёный мир в тупик, из которого не видно выхода. Нам же безапелляционно заявляется, что всё, чем мы владеем в информационном плане, исходит именно от мозга, «других вариантов нет»!
Конечно, можно сказать, что с научными данными спорить не нужно, но как тут быть, если одна область науки противоречит другой? К кому примкнуть, чьи научные изыскания считать более надёжными? Выбор остаётся за нашим сознанием!

Сейчас медицина, кроме исследований головного мозга, природу которого она никак не может постичь (не используется почему-то весь объем мозга при обработке информации), стала более активно исследовать и другой центральный орган человеческого тела – сердце. Уровень смертности от заболеваний сердца до сих пор самый высокий в мире. К каким же выводам пришли другие учёные?

В настоящее время некоторые из самых передовых исследований в области сердца проводятся в Институте Математики Сердца http://sanatiss.narod.ru/index/0-24 (Institute of HeartMath - IHM) в Булдер Грик, штат Калифорния. Основатель Института Док Чайлдре (Doc Childre) и его соавтор Ховард Мартин (Howard Martin) предпринимают дерзкую попытку заглянуть в глубины сердца и его связи с умом, телом и духом. Они представляют поразительную информацию о том, как каждый удар нашего сердца переносит сложные послания, воздействующие на наши эмоции, наше физическое здоровье и качество проживаемой нами жизни. Вот что мы узнаём из разработок данного направления исследований.
«За последние годы ученый в области неврологии, д-р Дж. А. Армер (J. A. Armour) совершил потрясающее открытие: сердце обладает своим собственным внутренним мозгом и нервной системой. Это помогло объяснить открытие физиологов из Исследовательского Института Фелз (Fels Research Institute), совершенное в 1970-х: "головной мозг" послушно подчиняется посланиям, поступающим из "мозга сердечного".

Исследования Института позволили обнаружить основную связь между сердцем и эмоциями. Исследования дают пояснение тому, как сердце откликается на эмоциональные и ментальные воздействия. Когда мы испытываем такие эмоциональные реакции, как гнев, разочарование, тревогу, неуверенность, ритм сердца становится несогласованным, или неровным, прерывается связь между сердцем и мозгом.

Так, негативные эмоции создают цепь реакций в теле - кровеносные сосуды сужаются, кровяное давление повышается, и иммунная система ослабляется. Такого рода устойчивое нарушение равновесия может привести к перенапряжению сердца и других органов, которое может закончиться серьезными проблемами со здоровьем. Когда мы испытываем такие сердечные эмоции, как любовь, забота, признательность и сострадание, сердце работает в равномерном или спокойном ритме, усиливая связь между сердцем и мозгом. …

Согласно Чайлдре и Мартину, по мере того, как мы учимся быть и сердечными, и разумными, укрепляется наше эмоциональное равновесие и согласованность между сердцем и мозгом, и мы можем быть приятно удивлены новым, расширившимся уровнем ясности ума, продуктивностью, физической энергией, отношением к окружению и качеством жизни».

Следует заметить, что, пока наука докапывается до такого очевидного (не для всех, конечно) с нравственной точки зрения понятия, как сердечность, Православное Христианство постоянно постулирует эту простую истину: очищенное от греха сердце делает человека и разумным, и отзывчивым, и сердечным. Так что все эти воздыхания по поводу одарённых личностей, невероятного интеллекта, который якобы зависит от свойств мозга, ничего не стоят без внутреннего духовного состояния человека, какими бы способностями он ни обладал. Недопонимание самого непосредственного взаимодействия между мозгом и сердцем, недооценка комплексного изучения наук естественных и вероучительных не только не повысит уровень сознания человека, но приведёт его к полной деградации. И вот это - то основное, что, на мой взгляд, упускается из размышлений Черниговской о мозге.

Иеромонах Пахомий (Петренко) в своей книге «Божественная метрика вселенной» говорит об этом так: «Гармония целостного восприятия окружающего Mipa покоится на отсутствии каких-либо противоречий между сердцем и разумом, определяется всей совокупностью душевных и духовных качеств человека. Однако их крайнее оскудение к середине XIX века привело к нарушению симфонии веры и знания. В первую очередь это выразилось в появлении учения об эволюционном развитии. Своё начало оно получило от известного сочинения Чарльза Дарвина, которое сам автор символично называл «евангелием сатаны». (http://nm-union.ru/bozhestvennayametrikavselennoj1244.html#crumbs )
Без осмысления такого взаимопересечения знаний всякая мысль, даже научная, упрётся в своём стремительном движении в непробиваемую стену ментального нагромождения и захлебнётся от собственного импульса непонимания.

Знаковыми в этом плане являются и высказывания слушателей в комментариях к лекции Черниговской, особенно тех, кто не утратил способности делать самостоятельный анализ услышанного. Юрий Петров пишет: « Приятно посмотреть на умного человека, умеющего излагать свои мысли. По поводу памяти немного не соглашусь. Есть разделение и определённая география. В результате инсульта человек теряет память об одних категориях, но сохраняет память о других. Могу сказать с уверенностью, что и XXI-го века не хватит, чтобы разобраться с мозгом. Проблема не в теореме Гёделя, а в том, что, в отличие от физики, скажем, или математики, где всё основано на нескольких простых законах, аксиомах, - в науке о мозге таких простых базовых свойств нет. Нет, и, возможно, не будет никогда. И что тогда делать с этими миллиардами нейронов, перепутанных семь раз от Земли до Луны? Нет метода изучения такого объекта. Пока изучаются окраины мозга, где происходят простые вещи, например, соединение изображений из двух глаз в одно (трёхмерное), или анализ звука по частоте и положению в пространстве. Но как дальше двигаться, углубляться - не ясно».

Ловлю себя на мысли о том, что именно в этой неясности, недосказанности, недопонимании происходящего с человеком и с человечеством вообще кроется основной месседж Черниговской: «Почему изучение мозга займёт главное место в 21 веке»? На наших глазах рушится основная парадигма гуманизма – «человек есть мера всех вещей», высказанная Протагором ещё в дохристианские времена и истолкованное философами (софистами) того времени как правило житейского поведения
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B ).

Это целостное мировоззрение, которое исключает в жизни человека высшее божественное начало, и стирает все грани между добром и злом. Правды в этом случае нет ни за кем, всё становится относительным.

Сегодня мы уже достаточно хорошо понимаем, как философия гуманизма отразилась на наших жизнях, особенно за последние годы либерально – демократических преобразований в нашей стране. Именно с этими преобразованиями нам открылась вся панорама той жизни, в которой человек становится врагом ближнему своему. Он взбирается на воздвигнутый для себя самого пьедестал по телам тех, кто мешает ему на его пути, но падает, не добравшись до вершины в бездну прошлого, в котором мечтал о себе как о боге.

Вернуть ему «божественное достоинство», смягчить его падение, - именно об этом пекутся научные гуманисты, в ряду которых стоит и наш уважаемый профессор Татьяна Черниговская. Её внимание к проблеме, связанной с особой и таинственной ролью мозга в судьбе каждого из нас, направлено на восполнение дефицита сознания, которое, как нас хотят в этом уверить, зависит от правильной работы мозга. Именно поэтому исследования мозга должны стать основными в 21-м веке, без этого дать рекомендации по его развитию невозможно.

Что же ещё можно предложить людям в ответ на рассыпающуюся на глазах у всех парадигму гуманизма, которая кроме смерти, хаоса и разрушения ничего не дала миру?

Может быть, кого-то заинтересует учение Христа, принёсшего в мир Радость и наполнившее его живыми красками Благой Вести? Возможно, но вера просто так не приходит, она не может быть получена путём простого заучивания, вера – это дар Божий! К ней нужно стремиться и постигать всю свою жизнь, в ней тайна нашего спасения и смысл пребывания на земле. Люди теряют своё человеческое достоинство не от того, что у них хорошие или плохие мозги, а от того, что у них ожесточённые сердца. Вернуть любовь в свои души и сделать нас настоящими людьми может только вера, без неё мы просто потеряем свои души и погибнем в этой холодной и безжизненной вселенной синапсов и нейронов собственного мозга.

http://nm-union.ru/professorchernigovskayaomozgeamyodushe_1231.html

Святой Иустин Попович. Без Воскресения Христа не существовало бы Христианство!

Άγιος Ιουστίνος Πόποβιτς Χωρίς την Ανάσταση του Χριστού δεν θα υπήρχε Χριστιανισμός!

Фреска Воскресения Христова

 

Если и существует некая истина, к которой сводятся все евангельские истины, то этой истиной было бы воскресение Христа!

И даже если существует некая реальность, к которой могли бы быть сведены все новозаветные реальности, то ей была бы реальность воскресения Христа.

Только в воскресении Христа разъясняются все Его чудеса, все Его истины, все Его слова, все события Нового Завета.

Вплоть до Своего воскресения Господь учил о вечной жизни, но воскресением Своим Он показал, что Он является вечной жизнью по сути. До Своего воскресения Он учил о воскресении мёртвых, но Своим воскресением Он показал, что Он Сам является настоящим воскресением мёртвых.

До воскресения Своего Он учил, что вера в Него перенесёт от смерти к жизни, но воскресением Своим показал, что Он Сам победил смерть и тем самым обеспечил умирающим людям переход от смерти к жизни. Грехом человек стал смертным и временным, а воскресением Богочеловека он становится бессмертным и вечным. В этом заключается непосредственно сила, и держава, и всесильность Христова воскресения. И поэтому без воскресения Христа не было бы Христианства!

Среди всех чудес чудо воскресения Господа является величайшим чудом. Все другие чудеса происходят от него и сводятся к нему. Из него проистекает вера, и любовь, и надежда, и молитва, и богочестие. Это то, чего не имеет никакая другая религия. Это то, что возносит Господа превыше всех людей и богов. Это является тем, что уникальным и несомненным образом указывает и доказывает, что Иисус Христос есть единственный истинный Бог и Господь для всего видимого и невидимого мира.

То, что человек верит в истину Воскресения Христова, доказывает его решимость бороться против греха и страстей. А если бы он не боролся, то ему следовало бы узнать, что он борется за бессмертие и вечную жизнь. Если же он не ведёт борьбу, то тогда его вера тщетна! Поскольку, если его вера не является борьбой за бессмертие и вечность, тогда что это такое? Если же верой во Христа никем не достигается бессмертие и победа над смертью, то тогда что же такое наша вера? Если же Христос не воскрес, то тогда это означает, что грех и смерть не побеждены! Если же эти оба не побеждены, то тогда зачем кому-то верить во Христа? Но тот, кто борется с помощью Воскресения Христова против всякого греха, тот потихоньку укрепляется внутри себя в чувстве, что Господь действительно воскрес, притупил жало смерти, победил смерть по всему фронту битвы.

Без воскресения ни на небе, ни под небом, ни в этом мире нет ничего более ненормального и нет ничего более безнадёжного в этой жизни, чем жизнь без воскресения. Во всём мире не существует более несчастного человека, чем тот, который не верит в воскресение мёртвых.

Поэтому для человечества Воскресший Господь является «всем во всём», для всего мира: тем, что Прекрасно, что Хорошо, что Истинно, что Дорого, что Радостно, что Божественно, что Премудро, что Вечно. Он является всей нашей Любовью, всей нашей Истиной, всей нашей Радостью, всем нашим Благом, всей нашей Жизнью, Вечной Жизнью во все века и бесконечности.

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», 2017 год.

Актуальные статьи

«Нетолерантная» истина

4.04.201
Священник Димитрий Шишкин

 

Мы перестаем замечать, как критерием истины в нашем обществе постепенно становится не закон Божий, не заповеди Христа, а где-то когда-то кем-то выработанный «эталон» либерализма и толерантности… Мы здесь не будем рассматривать лингвистические, культурные и политические тонкости и аспекты этих понятий, нас интересует другое. Есть вполне очевидная реальность, которая уже давно с этими понятиями неотвязно и прочно связана. Вот об этой пугающей и навязчивой реальности мы и будем говорить. И главная наша задача – сличение нынешнего либерального «кодекса нравственности» с учением Господа Иисуса Христа.

Я понимаю, что для отъявленных либералов это сличение ровным счетом ничего не значит, потому что слово Божие не является для них критерием истины. Но все-таки думаю, что много есть людей, которые просто не осознают вполне ту бездну, что лежит между «обиходной» либеральной идеологией и учением Иисуса Христа.

Это сличение особенно важно, потому что в моду уже входит некое написание «псевдоевангелия», сотканного из неверно трактуемых, но выгодных в свете либерализма цитат, подогнанных одна к другой и составляющих какое-то иное, явно не христианское учение, хоть и прикрывающееся именем Иисуса Христа. Хуже всего, что такой «вольный пересказ» Евангелия обретает все большую популярность и даже выдается за Евангелие истинное. В наше время всевозможных подделок, эрзацев и симулякров это становится просто нормой. Нет, такое псевдоевангелие не написано явно, но оно внедряется в умы неутвержденных непрестанной его проповедью, а при условии, что дотянуться до подлинной Книги и прочесть ее осмысленно – это труд не то чтобы непосильный, а нежелаемый многими, то ложь «псевдоевангелия», где много говорится о любви, милосердии и сострадании, но именно в либеральной трактовке, удобно подхватывается все новыми адептами «постхристианской» эпохи.

О либерализме, о либеральной демократии со всеми ее общечеловеческими ценностями написано столько, что можно составить целую библиотеку. Но это теория. А на практике появилось в нашей жизни много такого, что связано с системой либеральных ценностей, но что совершенно недопустимо с точки зрения христианской морали и нравственности.

Свобода. Это основополагающее понятие либерализма, от которого оно и получило свое название. Но что бы ни подразумевалось изначально под этим понятием в отношении культурном, этическом, мы видим, что свобода либерализма – это свобода, противная христианству, свобода отстаивания греха, сила, действующая с напором и наглостью. Больше того, эта сила не довольствуется собственной развращенностью, но стремится навязать ее другим, желая, чтобы мерзость повсеместно стала считаться нормой.

Что же говорит о такой «свободе» Христос? А Господь такую свободу называет самым опасным и губительным рабством, потому что «всякий, творящий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), а поскольку возмездие за грех – смерть, то человек сознательно и дерзко грешащий и отстаивающий это свое «право на грех» становится пленником греха и смерти в том смысле, что он лишается благодати Духа Святого, окормляющей, животворящей душу и составляющей высшее содержание человеческой жизни, ее смысл. Этот смысл заключается в единении человека с Богом и не может быть заменен никакими фантазиями.

В Писании говорится о свободе в подлинном ее понимании так: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17), – и главным условием достижения этой свободы Господь называет познание истины. Он так и говорит Своим ученикам: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Христианство цель человеческой жизни видит в обóжении, в достижении единства с Богом; либеральная демократия, формально «терпя» христианское целеполагание, тем не менее утверждает свое, противное первому – это нравственное (иногда утверждаемое декларативно, а иногда опосредованно) правило, что человек должен жить в свое удовольствие, должен наслаждаться земной жизнью со всеми ее страстьми и похотьми и в этом полагать свое главное призвание.

Этому тезису подчинено очень многое. Можно сказать, что все устремления современного западного мира: законодательные, культурные, научные и промышленные – нацелены на безусловное обслуживание этого тезиса.

Но постойте, откуда взялась убежденность в истинности подобной нравственной и мировоззренческой парадигмы? С уверенностью можно сказать только одно – это отношение к жизни не христианское и не находит основания в Евангелии, как бы ни пытались его «переписывать» новые либеральные идеологи.

Со страниц Евангелия, из обращений Господа к народу с проповедью мы узнаем о необходимости искать, прежде всего, «Царства Божия и правды его» (Мф. 6:33), о том, что «Царство Небесное усилием берется» (Мф. 11:12), что надо потрудиться «войти сквозь тесные врата» (Лк. 13:24), что нужно, наконец, «нести свой крест», следуя за Христом (Мк. 8:34)…

Это не значит, что непременно нужно искать и выдумывать себе какие-то особенные трудности. Речь идет о гораздо более глубоких и важных вещах. А именно о том, что всякий, кто захочет в этом мире жить по правде Божией, неизбежно столкнется с трудностями, с необходимостью противостоять лжи, той самой, которую сейчас пытаются так нагло выдавать за истину. Эта ложь именно и заключается в идее, что нужно жить «широко», в свое удовольствие, потворствуя всемерно страстям и похотям человеческим. Это мировоззрение, этот подход к жизни Господь назвал «широкими вратами», ведущими в погибель (см.: Мф. 7:13). И всякий, кто захочет противиться этому широкому пути, этому миру, который лежит во зле, – будет страдать. Апостол Павел прямо говорит об этом так: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение прав и свобод всех граждан, но на практике это означает лишь стремление ложь уравнять с правдой, грех с добродетелью, уродство с красотой. Таким образом, основа либеральной философии – это восстание «угнетенного греха», желающего в своей гордыне сравняться со святостью. Об этом, может быть, не говорится прямо, но это очевидно вытекает из всей деятельности «либерально настроенной общественности».

Известный философ Фрэнсис Фукуяма, человек ответственный и что называется «погруженный в тему», заявил однажды: «Самая суть современного либерализма – устранить религию как явную основу политического строя».

Почему так? А потому, что скрытая цель либерализма – это под видом борьбы за свободу всемерно осуществлять борьбу с богоустановленной иерархией. Это в первую очередь касается духовной жизни с ее понятиями божественного и демонического, святого и грешного, высокого и низкого. Вот эту иерархию ценностей и стремится разрушить либерализм. Либеральный принцип господства права означает зачастую на деле всего лишь право ложки дегтя смешиваться с бочкой меда. Цели и задачи этого «перформанса» вполне понятны.

Одно из распространенных и даже модных сейчас заблуждений – это, если можно так сказать, «заблуждение теплохладности», когда люди считают, что можно и в Бога верить, и в то же время жить жизнью откровенно греховной и вольной, вспоминая об одной только милости Божией и Его любви, но забывая притом о Его законе, и правде, и чистоте, и гневе. Апостол Иоанн говорит: «Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3). А в «Добротолюбии», этой важнейшей аскетической книге Православия, говорится: «Любви Его невозможно быть в нас, когда душа разделена и Бога ищет и мирское любит» (Т. 1. С. 400. § 34).

Истина и следование ей именно противно этой идее «широкой и вольной жизни». В «Добротолюбии» даже говорится о грехе «ширения», о таком состоянии духа, которое не желает терпеть никаких стеснений и ограничений. Как же это актуально для нас! Проблема только в том, что этот грех не только не осознается у нас грехом, но считается единственной нормой, непременным условием сохранения человеческого достоинства. Как же низко мы пали в своих представлениях о достоинстве и истине!

Все учение Христа глубоко проникнуто идеей того, что истинное достоинство человека заключается в его добровольном стремлении ограничивать себя во всем, что питает ветхого или плотского человека, а это в первую очередь всевозможные страсти: гордость, лихоимство, блуд, гнев, зависть, чревоугодие, леность…

Вы только взгляните на этот краткий перечень страстей – да ведь это же просто либеральный «шорт-лист», то, что привлекает наибольшее внимание в обществе, что всемерно пропагандируется и насаждается под видом гуманизма и правдолюбия.

Не случайно сатану называют отцом лжи. Потому что главная ложь, которую ему удается навязать большинству людей, это то, что именно развитие в человеке страстей, пестование и служение им составляет смысл человеческой жизни, ведет человека к счастью и радости. Но все это вот именно и есть самая наглая и грубая ложь. Каждая из страстей, если она не будет искоренена, способна привести человека к страшной катастрофе, по сравнению с которой все ужасы нашей жизни покажутся просто временными трудностями.

Увлекаясь либеральной идеологией, мы меряем нашу вечность мгновением и притом хотим, чтобы это мгновение кипело страстями. Но мы не понимаем, что угождение страстям и похотям несовместимо с понятием о нашем вечном призвании, противно ему. Мы губим душу за какой-то призрачный миг болезненного и постыдного рабства, точно в насмешку именуемого свободой. Губим только потому, что почему-то поверили, что этот миг – это все, что у нас есть. Поверили отцу лжи, отвергнув истину. 

 

Благодатный Огонь

http://www.blagogon.ru/digest/336/ν



Подписка на новости

Последние обновления

События