Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О пользе размышлений о геенне. Св. Иоанн Златоуст.

 

Тот, кто вполне добродетелен, руководствуется не страхом наказаний, и не желанием приобресть Царство, но Самим Христом. Но мы будем помышлять о благах в Царстве и о мучениях в геенне, и, по крайней мере, таким образом будем правильно образовывать и воспитывать себя, будем таким образом побуждать себя к исполнению того, что должно исполнить. Когда в настоящей жизни увидишь что-либо страшное, то подумай о геенне, ― и ты посмеёшься над тем. Когда овладеет тобою плотская похоть, помысли об огне, размысли о самом удовольствии от этого греха, что оно ничтожно и что даже не приносит собою удовольствия. Если опасение преступить законы, которые здесь изданы, имеет такую силу, что удерживает нас от злодеяний; то тем более памятование о будущем непрестанном мучении и наказании вечном. Если опасение земного царя удерживает нас от стольких преступлений; то тем более опасение Царя вечнаго. Каким же образом мы можем постоянно возбуждать в себе этот страх? Если будем всегда внимательны к словам Писания. Ибо если один вид мертвеца до такой степени смиряет наш ум, то тем более геенна и огонь неугасающий, ― тем более червь неумирающий. Если бы мы постоянно помышляли о геенне, то не скоро низринулись бы в неё. Для этого-то Бог и угрожает наказанием1.

Будем любить Бога со страхом; ибо хотя праведнику закон лежит (1 Тим., 1,9); однако, многие, упражняясь в добродетели вследствие необходимости, а не свободнаго расположения воли, от страха получают много пользы, часто отсекая свои пожелания. Следовательно, чтобы эта угроза и этот страх доставили нам нечто важное. Ибо если бы Тот, Кто намеревается ввергнуть в неё грешников, не высказал наперед сей угрозы, то многие попали бы в неё. Потому что, если даже теперь, когда страх потрясает наши души, есть люди, которые так легко согрешают, как будто она и не существует; то какого зла мы не сделали бы, если бы ничего такого не говорили нам и ничем таким не угрожали? Следовательно, как всегда я говорю, геенна не менее Царствия показывает попечение Божие, о нас. Ибо геенна содействуеть достижению Царствия Божия, страхом подвизая людей к нему. Поэтому мы не должны считать этого признаком излишней строгости и жестокости, но милосердия, великаго человеколюбия, попечения и любви к, нам. Если бы Бог не угрожал нам геенною, то все мы пошли бы в геенну2.

1 См. 2 беседа на 2 Сол., СПб, 1862, стр. 13―32.

2 См. 15 беседа на 1 Тим., СПб. 1860, стр. 215―234.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События