Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

научно-историческое исследования

 

Свидетельства некоторых авторитетных исторических литературных памятников

о Нерукотворном образе Христа Спасителя

Одна из точных копий Нерукотворного Спасе - в Генуе.

 

Наша редакция предприняла попытку собрать некоторые свидетельства из авторитетных памятников византийской историографии и церковной истории, которые свидетельствуют о подлинности истории о появлении Нерукотворного образа Христа Спасителя, подаренного Господом правителю города Эдессы Авгарю, а также и о том, что этот образ для Церкви Христовой был достаточно известной и почитаемой святыней вплоть до ее трагического исчезновения после захвата Константинополя рыцарями IV Крестового похода в 1204 г. Во времена иконоборческой ереси, которая охватила Восточно-Римскую империю, и прежде всего коснатнтинопольскую церковь, этот чудесный образ Христа служил явным доказательством того, что в Церкви Христовой изначально было принято иконопочитание. В Ветхом Завете существовали запреты на всякое изображение Бога, поскольку Он был невидим. Хотя иконой небесного, горнего мира была известная скиния, созданная по образу, виденному пророком Моисеем.

В наше время не просто распространение сомнений в истинности церковного предания, роста скептического отношения к нему, но появление и активное распространение прежде всего, так скажем, целой научной методологии опровержения церковного предания, истории, искажения подлинных исторических портретов в научно-документальных фильмах и художественных фильмах вынуждает нас показать совершенно обратное. Церковь никогда не была составительницей легенд и сказок, порожденных человечким воображением и фантазиями. В сказаниях, исторических хрониках, повествованиях и словах, составленных на разныые случаи, как правило лицами из образованных хронистов, епископами и т.д. Церковь фиксировала реальные факты и исторические события. И в этом отношении они всегда могут служить прекрасным источником для научно-исторических исследований. Ниже приводимые нами тесты из исторических источников не представляют собой некую исчрпывающую полноту по данной тематике. Это все-лишь небольшой труд, который лишь дает схематичное представление о имеющихся источниках.


 


 

В Эдессе мы имеем [образ], данный самим Христом художнику Авгаря, пытавшемуся с верой, согласно письменным свидетельствам, нарисовать Его.

(Venetus Marcianus Graecus 573, fol. 2–26

// Alexakis A. Codex Parisinus Greacus

1115 and its Archetype. Washington, 1996, р. 348–350.

, IX-Xвв.)

Самый известный и автритетный источник по истории Церкви — это «История» Евсевия Памфила.1 В ней в 1-й книге дается подробная история об Авгаре, правителе г. Эдессы его письме ко Христу, и текст ответного письма от Господа.

История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий. (2) Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни. (3) Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких. (4) Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш. (5) Имеется письменное тому свидетельство, взятое из архивов Эдессы, которая была тогда столицей. Среди государственных документов, сообщающих о событиях древних и современных Авгарю, сохраняется с того времени и доныне следующий рассказ. Нет, кажется, ничего интереснее этих писем, полученных мной из архива и переведенных слово в слово с сирийского.

Копия письма, написанного топархом Иисусу и отправленного в Иерусалим со скороходом Ананией:

(6) "Авгарь, сын Ухамы, топарх, шлет приветствие Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских. Дошел до меня слух о Тебе и об исцелениях Твоих, что Ты творишь их без лекарств и трав. Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающих долгими болезнями и воскрешаешь мертвых. (7) Слушал я все это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты Бог и, сойдя с неба, творишь такие чудеса, или Ты Сын Божий, творящий чудеса. (8) Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи ропщут на Тебя и против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит".

(9) Вот что и как писал Авгарь, когда Божественный свет лишь немного озарил его. Но нужно выслушать и письмо Иисуса, посланное к нему через того же письмоносца. Оно не многословно, но исполнено силы. Вот его текст:

Ответ Иисуса топарху (Авгарю) через скорохода Ананию:

(10) "Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы неувидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь всё, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь тою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой".

(11) К этим письмам присоединено было следующее, написанное тоже по-сирийски:

"После Вознесения Иисуса Иуда, прозванный Фомой, послал (к Авгарю) апостола Фаддея, одного из семидесяти. Придя, он остановился у Товии, Товиева сына. О нем прослышали и сообщили (Авгарю), что тут апостол Иисуса, как тебе было обещано. (12) И начал Фаддей силой Божией врачевать всякую болезнь и всякую немощь, так что все изумлялись. Когда же (Авгарь) услышал о великих и чудесных делах его, пришло ему на ум, что это как раз тот, о котором Иисус писал:

"Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою". (13) Позвал он Товию, у которого Фаддей остановился, и сказал: "Слышал я, что какой-то могущественный человек остановился у тебя. Приведи его ко мне". Товия, вернувшись к Фаддею, сказал: "Топарх (Авгарь) позвал меня и велел привести тебя к нему, чтобы ты исцелил его". И Фаддей сказал: "Иду, я ведь к нему и послан в силе". (14) На другой день на рассвете Товия, взяв Фаддея, отправился к Авгарю. Когда он вошел, то Авгарю, перед которым стояли первые люди страны, явилось великое знамение на лице апостола Фаддея. Видя это, Авгарь поклонился Фаддею до земли. Все стоявшие вокруг изумились, потому что не видели знамения, которое явилось одному Авгарю. (15) Он спросил Фаддея: "Поистине ли ты ученик Иисуса, Сына Божия, Который сказал мне: "Пошлю тебе одного из учеников Моих, который вылечит тебя и дарует тебе жизнь"?" И Фаддей сказал: "Так как ты крепко уверовал в Пославшего меня, то я и послан к тебе. И если будешь веровать в Него, как веришь, то исполнятся желания сердца твоего". (16) И Авгарь сказал ему: "Я так уверовал в Него, что взял бы войско и перебил бы иудеев, которые Его распяли, если бы не помешала мне римская держава". И Фаддей сказал: "Господь мой исполнил волю Отца Своего и, исполнив, вознесся к Отцу". (17) Говорит ему Авгарь: "И я уверовал в Него и в Отца Его". И говорит Фаддей: "Поэтому во имя Его возлагаю на тебя руку мою". И как только он сказал это, как Авгарь исцелился от болезни и страданий своих. (18) Изумился Авгарь: что слышал он об Иисусе, то на деле свершилось на нем через Его ученика Фаддея, который исцелил его без лекарств и трав, и не его только, но и сына его Авда, болевшего подагрой. Тот тоже, подойдя к Фаддею, упал ему в ноги и был исцелен молитвой и прикосновением руки. Фаддей исцелил много их сограждан, творил великие чудеса и проповедовал слово Божие. (19) Потом Авгарь сказал: "Ты, Фаддей, делаешь все это силой Божией, и мы сами изумлены. И потому, прошу тебя, расскажи мне о пришествии Иисуса, как оно произошло, о могуществе Его и о том, какой силой творил Он все, о чем я слышал". (20) И Фаддей сказал: "Сейчас я ничего не скажу, так как я послан проповедовать слово во всеуслышание. Но завтра созови мне всех твоих граждан, и я буду им проповедовать и посею в них слово жизни: расскажу о пришествии Иисуса, как оно совершилось, о посланничестве Его и о том, для чего Он был послан Отцом, о могуществе Его и делах Его, о тайнах, которые Он поведал миру, о силе, которой Он творил это, о новизне Его учения, о Его умалении и уничижении, о том, как Он Сам Себя смирил и умер, как умалил Свое Божество, как был распят, сошел во ад, сокрушил ограду, от века несокрушимую, воскресил мертвых, как сошел один, а восшел к Отцу Своему с великим множеством людей".

(21) Авгарь приказал своим гражданам собраться ранним утром и слушать проповедь Фаддея, а затем распорядился выдать ему золота чеканной монетой и в слитках, но тот не взял, сказав: "Если мы оставили свое, то возьмем ли чужое?"

(22) Происходило все это в 340 году.

(Евсевий Памфил. Церковная история 1, )


 

В известной «Истории» Евагрия Схоластика, дается описание чуда, которое совершилось благодаря Нерекотворному образу Христа наг городом Эдессой во время его штурма войсками персидского царя Хосроя. Это описание приводилось в качетве авторитетного свидетельства об иконопочитании на VII Вселенском соборе.

ГЛАВА 27.

О походе Хозроя против Эдессы.

Тот же Прокопий описывает предания древних об Эдессе и Авгаре, и о том, что Христос писал к Авгарю послание 99; — повествует также, что во второе свое нашествие Хозрой осадил Эдессу с намерением уничтожить между верующими молву, будто Эдесса никогда [220] не подпадет под власть врагов, чего впрочем в послании Христа Бога нашего к Авгарю не находится, как это любознательные могут видеть из истории Евсевия Памфила, который то послание приводит от слова до слова 100. Православные однакож действительно так говорили и верили; а по силе веры в предсказание действительно так и вышло. — Не смотря на то, что Хозрой, подошедши к городу, делал тысячи приступов 101, устроил большую насыпь, которая превышала даже городские стены, и прибегал к другим бесчисленным хитростям, — он принужден был отступить без успеха. Впрочем я расскажу, как было дело. Хозрой приказал своим войскам наносить как можно более дерев, чтобы между ними и городом насыпать всякого рода вещество. Дерева были наношены скорее, чем приказано, — и Хозрой, построив из них стену около городской стены и насыпая в средину землю, шел прямо к городу. Таким образом мало по малу надстраивая деревянную стену, поднимая насыпь и подвигаясь к городу, он поднялся на такую высоту, что наконец стоял выше городской стены и сверху мог бросать стрелы в тех, которые на стене обрекали себя на защиту города. Осажденные видя, что насыпь приближается к городу, будто гора, и что неприятели намерены просто сойти в город, — решились ранним утром провести к насыпи подземный ход, который по-римски называется агестою (подкопом), и [221] там развести огонь, чтобы его пламенем дерева истребить, а насыпь обрушить в землю. Дело было совершено. Но, разведши огонь, они не достигли цели; потому что огонь не имел выхода, где бы, выбравшись на воздух, мог охватить дерево. Вовсе растерявшись в своих мыслях, они несут Богозданную нерукотворенную икону, которую Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть. Принесши эту всесвятую икону в выкопанный ими ров, они окропили ее водою и несколько капель бросили в огонь, и на дрова. Божественная сила тотчас же явилась на помощь вере их и совершила то, чего прежде они не могли; пламень вдруг охватил дрова и скорее, чем мы рассказываем, обратив их в уголь, перешел к деревам верхним и пожрал все. Заметив, что дым вырывается (на поверхность земли), томимые осадою умудрились так: взяв небольшие сосуды и наполнив их серою, паклею и другими удобосгораемыми веществами, они посредством пращей бросали их на так называемый подкоп. Поэтому, когда из них стал выходить дым и когда, от силы вержения их, воспламенялся огонь, неприятелям и в голову не приходило, что дым выходит из-под насыпи. Да и все, не знавшие об этом деле, полагали, что дым выходит не откуда более, как из сосудов. Наконец на третий день стали уже явно прорываться из земли клубы огня, — и сражавшиеся на насыпи Персы поняли, что они — в [222] опасности 102. Впрочем Хозрой, как бы желая противостать Божественной силе, пытался погасить пламень посредством находившихся перед городом водопроводов; но огонь, приняв воду, как будто масло, или серу, или другое какое-либо удобосгораемое вещество, воспламенился еще более, пока совершенно не обрушил насыпи и не покрыл ее золою. После сего Хозрой, отказавшись от всякой надежды (овладеть крепостью) и уверившись на самом деле, что мысль преодолеть чтимого нами Бога покрыла его великим стыдом, бесславно возвратился восвояси 103. (Евагрий Схоластик. Церковная История.М. 1997, с. 171-173)

 

Одна из древних копий Нерукотворного Спаса Иерусалимского происхождения - Veronica

Свт. Григорий Великий, папа Римский (VI в.)в своем письме к императору Льву Исаврянину сообщает об этом образе Христа:

«В бытность Христа во иерусалиме Авгарь, тогдашний князь в владыка Эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение лица Своего. Пошли же за этим образом и посмотри. Туда стекаются во вмножестве народы востока и принсят молитвы». (Первое послание святогаго отца нашего Гргоирия, папы Римскаго, к императору Льву исаврянину. О святых иконах. Деяния VII Всленского собора. Деяния Вселенских соборов. СПб. 1996, т.4, с. 322)

Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» (кн. 4, гл.16):

«Рассказывается некоторая история, что царствовавший в Эдесском городе Авгарь послал живописца нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то Сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу напчатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал к Авгарю по его желанию».

В первом защитительном слове против отвергающих святые иконы прп. Иоанн Дамаскин пишет почти что тоже самое, ноподчеркивая, что история с правителем Эдессы Авгарем и Нерукотворным ообразом является «из древности переданным расказом», что для Церкви всегда являлось признаком достоверности и авторитета:

«До нас дошел из древности переданнй рассказ, что Авгар, разумею царя Эдессы, воспламенный через молву о Господе божественной любовью, послал послов просить его о посещении; в случае же Его отказа сделать это, он приказывает живописцу снять Его портрет. Всеведущий и Всемогущий взял кусок материи и, подвесивши к лицу, напечатлел на нем Свой образ , который сохраняется и до сих пор». (Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб, 1913, т.1, с. 362


 

Лев Диакон о черепичном Спасе (Керамион из Эдессы TO AGION KERAMION) (История, кн.4, 10)

Василевс Никифор (рассказ снова возвращается к тому месту, откуда он пошел по другому следу), набрав ромейское войско, поспешил к городу Антиохии 60 в Сирии и разбил там лагерь. У [жителей] Антиохии были в избытке необходимые припасы, и они горделиво и высокомерно сразу же отвергли всякую возможность примирения, а [Никифор] не хотел разрушать город стенобитными орудиями, так как был уверен, что в скором времени принудит его к сдаче своими победами и осадными хитростями. Поэтому он, пробыв у стен Антиохии недолгое время 61 и в немалой степени устрашив ее жителей образцовым строем своего войска 62, ушел оттуда и отправился в счастливую страну, центр земли 63, называемую также Палестиной, которая, как гласит Священное писание, течет молоком и медом; справа от него оставалась Киликия и [другие] приморские области. Заняв Эдессу 64, [Никифор] вошел в храм святых исповедников, помолился Богу и дал отдых войску. До него дошли слухи, что в этой крепости хранится отпечатанное на черепице изображение Спасителя.

Рассказывают, что это изображение запечатлелось [на черепице] следующим образом. Апостол Фаддей был послан Спасителем с изображением Богочеловека к топарху 65 Эдессы Авгару 66, чтобы избавить его от продолжительной болезни. У стен города лежали черепицы, и Фаддей, проходя мимо, спрятал среди них полотно 67, на котором Христос непостижимым образом напечатлел свой лик· он намеревался взять его оттуда на следующий день. На протяжении всей ночи черепицы сияли чудесным светом. Утром Фаддей взял полотно и пошел своей дорогой, а на черепице, к которой полотно прикасалось, отпечатался совершенно точно богочеловеческий образ Спасителя. Варвары подобрали черепицу и с восторженным почитанием хранили ее в крепости. Заняв город, император Никифор взял священную черепицу и, благоговейно уложив ее в изготовленный из золота и драгоценных камней ларец отдал на сохранение в храм Богородицы находившийся при дворце 68.

Затем он занял крепость Мемпетце 69, перешел лежавшие на пути Ливанские горы и приблизился к Триполи 70. Он увидел, что этот город укреплен и взять его труднее, чем другие, а кроме того, запаздывали задержанные противными ветрами корабли. Поэтому он прошел мимо и решил осаждать крепость Арку 71, в которой были собраны неисчислимые богатства. Опоясав ее [41] тремя рядами укреплений, он приступил к сильнейшей осаде и, разрушив башни стенобитными орудиями, целых девять дней опустошал город, вывозя несметные сокровища. Единым натиском овладел он и многими другими крепостями. (Лев Диакон. . История. М., 1988, с. 40)


 

Продолжатель Феофана о перенесении в 944г. Нерукотворного образа в Константинополь

(ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЦАРЕЙ)

КНИГА VI.

Царствование Романа

  1. Жители Эдессы, в которой хранится драгоценный образ Христа, доведенные до отчаяния осадившим город ромейским войском, отправили к царю Роману послов и попросили снять осаду, обещая отдать драгоценный образ Христа. В обмен на этот дар они просили вернуть им их узников из числа знатных, а также даровать хрисовул с обещанием, что ромейское войско прекратит опустошать их землю. Так и было сделано. Когда святой образ, или лик христовый, уже подвозили к Константинополю, патрикий и паракимомен Феофан отправился к реке Сангар, где встретил его со сверкающими светильниками, подобающей честью и песнопениями. А пятнадцатого августа Феофан вернулся с ним в город, и царь, пребывавший тогда во Влахернах, преклонил колена перед образом. На следующий день явились к Золотым воротам два царских сына, Стефан и Константин, зять Константин вместе с патриархом Феофилактом. Они с подобающей честью подняли его, доставили к храму святой Софии- впереди пешей процессии двигался весь синклит и несли множество светильников, а после преклонения отнесли во дворец. 65 (http://www.vostlit.info/Texts/rus5/TheophCont/frametext64.htm)


 

О Никифоре императоре и том,

как им была перенесена излившаяся из

бока

на святом образе божественная кровь

Спаса нашего и Бога (Керамион из г. Иераполя TO AGION KERAMION )2

1. Неправильно и недостойно считаю я предать

молчанию, возлюбленные, и константинопольское перенесение

того же сокровища, ради вашей любви и пользы. Чудесный муж Никифор,

родившийся и произошедший

от благочестивых, благородных, знатных и мужественных

[предков], христианнейший и мужественнейший, затем по

Божьему промыслу овладел и ромейским царством,

опоясался всей державной властью и поверг с Божьей

помощью под свои ноги всех противников христиан,

поправ, словно пыль площадей, восставших против него

агарянских псов. И превосходя разумом, мудростью и

силой всех бывших до него императоров, вначале критян,

ужасных и диких зверей и дьявольских работников, вернее

их бесчисленное множество предал он полному уничтожению

и весь запад избавил от их тяжелейшего бремени2, затем

же обратил в бегство и поселившихся на острове Кипр

варварских бесов3. А относительно живших в Киликии

агарян невозможно ничего сказать или написать, даже

если бы было десять тысяч языков: как он их одолел,

победил, погнал и, словно навоз, бросил на землю –

такое множество, такое мужество, такую силу4. Однако и

потом не остановился он на этом, но домчался чудесный

вождь со своим богоспасаемым воинством до самой реки

Евфрат и одних копьем умертвил, других же — дымом,

огнем и всякими другими способами. А крепости их и

замки он уничтожил и сделал пустыннее пустыни.

2. Среди них оказался и один город под названием

Иераполь, обладавший драгоценным сокровищем честной и

божественной крови и воды, о чем и идет наш рассказ, а

также святой черепицей с подобием Владыки и Бога нашего

на нем и многими другими мощами святых5.

И если вы хотите и еще не устали, предложу я вашему

вниманию вспомнить одну древнюю историю. Ведь некий

Авгарь, топарх города Эдессы, измученный многолетним

артритом и черной проказой, как услышал о Сыне Божьем,

что Он мертвых воскрешает, слепым зрение дарует, хромых

ходячими делает и всех больных исцеляет, уверовав,

тотчас послал письмо Христу через художника и гонца

Ананию, наказав ему изобразить Христа: каков Он обликом,

возрастом, волосами и, проще говоря, всеми членами.

Анания же, достигнув Иерусалима и подав Господу письмо,

стал внимательно приглядываться к Нему, но не мог

постичь из-за того, что Его лицо казалось то одним, то

другим. А Господь, как Знаток тайного и Испытатель

сердец и утроб, поняв его намерение, попросил умыться. И

после этого подали ему сложенную вчетверо ткань, и умыв-

шись, вытер он ей Свой непорочный и святой лик.

Отпечатался Его божественный вид и лик на синдоне, как —

один он ведает, и подал его Он Анании со ловами:

«Ступай, отдай это пославшему тебя и скажи ему так: Мир

тебе и городу твоему — пусть никакой враг никогда его не

победит», вручив ему и письмо, что все это было ему в

утешение от страдания и болезни. И вот, когда

возвращался оттуда художник Анания, достиг он крепости

Иераполь и, остановившись вне стен этого городка,

спрятал Анания эту священную ткань в лежавшей там груде

свежеизготовленной черепицы. А около полуночи явился

большой огонь, окруживший это место, так что из города

казалось, что все окрест пылает, и испугавшись,

[горожане] вышли наружу и стали искать виденный ими

пожар. Найдя там Ананию, они решили, что это он устроил

такое дело и начали расспрашивать его, кто он есть, куда

идет и откуда. Анания, хоть и недоумевал странности это-

го допроса, все же разъяснил, откуда он, куда идет и что

несет, и открыл, что поставил свою ношу туда, откуда,

как казалось, поднимается пламя. Тотчас они, решив

проверить правдивость сказанного, обыскали то место и

нашли не только положенный там Ананией, но и на одной из

близлежащих черепиц другой отпечаток божественного

отображения, необычайным и непостижимым образом

перерисованный на черепицу с неписанного образа на

ткани. Увидев это и исполнившись трепета и изумления,

черепицу, запечатлевшую на себе божественный отпечаток,

они оставили у себя, а первообраз, побоявшись

задерживать их служителя Ананию, отослали к Авгарю.

3. Итак, это вот сокровище и даровал нам владыка

Никифор, перенеся его в Константинополь и положив в

точащем исцеления храме Пресвятой Владычицы нашей

Богородицы во Влахернах 24 января 6475 года3. Потом

оттуда снова было оно перенесено благоговейными

предстоятелями и клириками Великой Церкви7

со светильниками и стройным пением следующего тропаря:

«Боготочной кровью, излившейся, Владыко Христе, из Тво-

его непорочного и животворящего ребра жертва

прекратилась идольская, вся же земля, тебе хваления

жертву мы приносим»8. И наконец, было положено оно в

храме всех святых9 в непреходящую память, во славу и в

восхваление даровавшего нам это сокровище Никифора

императора.

 


 

1Евсевий Памфил. Церковная история, I, 13 (М., 1993, с. 41-44)

2Перенесение иерапольского Керамиона в Константинополь тесно связано с восточными походами

императора Никифора II Фоки (963–969). После победоносной кампании в Киликии и Сирии (965–966)

василевс, продолжая политику своего предшественника Константина VII, вернулся в столицу с новыми

реликвиями Христа.

3967г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События