Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Очередное наступление неообновленчества или богословская дискуссия?

Актуальные проблемы церковной практики, связанной с совершением православных таинств, обсуждались на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о церковных Таинствах". В последний день работы форума, 16 ноября, состоялся круглый стол на тему «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии».

 

Не переступим предел вечных, яже положиша отцы наши, но удерживаем предания, как приняли; ибо если начнем разорять церковное строение хотя бы в малом, то оно постепенно разрушиться все.

Прп. Иоанн Дамаскин. Второе защитительное слово против отвергающих святые иконы.1

 

Мы решили начать наш анализ мнений по вопросам церковно-практического характера высказанных на круглом столе V Международной богословской конференции, с цитирования слов прп. Иоанна Дамаскина. Этими словами прп. Иоанн Дамаскин выражает одну чрезвычайно важную мысль, которую через много веков спустя повторит свт. Феофан Затворник: каждый из нас в Церкви не является распорядителем её сокровищ, а благоговейным хранителем того, что нам передано Церковью. И к этому неоценимому сокровищу относятся, безусловно, в первую очередь догматы, выстраданные кровью мучеников и исповедников. В сокровищнице же церковной бережно складывается и хранится опыт святых отцов, раскрывающих в своих многочисленных творениях путь восхождения к христианскому совершенству, обожению и богоподобию. Церковь Христова, основанная Богочеловеком Христом призвана к служению именно возрождения и преображения человека из земного по подобию первого Адама в небесного Нового Адама, Богочеловека. Исключение этой цели из жизни христианина означало бы уравнивание Церкви Христовой до обыкновенной человеческой организации, где каждый выполняет свою работу. Поэтому отношение к Церкви и её традициям, преданию требует от человека, входящего в неё возгревать в себе страх Божий и стремление к истине. И это особенно важно потому, что Господь попустил нам жить и спасаться в такое время, когда стремления к самовыражению и оригинальничанью преобладают над стремлениями приобщения к святоотеческой традиции, и невольно вызывают опасность для церковной жизни. В этом отношении неоспоримую ценность имеют и слова прп. Амвросия Оптинского: «Что Дух Святый через истинных рабов Своих и служителей, угодников Божиих, постановил и узаконил в Церкви, то изменять людям обыкновенным невозможно и страшно, потому что страшно впасть в руки Бога жива».2

 

«Единодушную поддержку собравшихся вызвали предложения множества участников дискуссии смягчить требования к готовящимся к причащению. При регулярном участии в таинстве трехдневный пост, вычитывание множества канонов и обязательное посещение всенощной стало для мирян "бременами неудобоносимыми". Говоря об этом, епископ Венский и Австрийский Иларион напомнил, что к священнослужителям такие требования не предъявляются. Он также призвал подумать "без тех крайностей, которые сопровождали обсуждение этого вопроса в 90-х годах" о необходимости русификации богослужения, особенно в зарубежных епархиях. На это предложение откликнулся один из священников, заметив, что в этом контексте речь не может идти только о русском зарубежье, потому что и в России люди уже не говорят даже на языке Пушкина, и богослужение для большинства приходящих в церковь остается закрытым».3 Кроме этого были подняты вопросы о важности катехизации и оглашения перед Крещением, укрепление института церковного брака. По всем этим таинствам и церковно-практической стороне их совершения прозвучали совершенно верные и своевременные замечания и рекомендации. Однако нас, в данном случае, волнуют и беспокоят дискуссии и предложения, относящиеся к таинствам Покаяния и Евхаристии. Ниже мы постараемся обозначить все высказанные тезисы, которые на наш взгляд имеют, по нашему убеждению, тенденцию разрешения в духе обновленчества и неореформаторства:

 

1. необходимость сокращения требований к подготовке мирян ко святому Причащению: ликвидация обязательности трехдневного поста в случае частого причащения,

2. отмена обязательности исповеди перед Причащением, вычитывания подготовительных канонов и обязательности посещения всенощных и вечерних богослужений. И как частный вопрос - упразднение чтения утренних и вечерник молитв.

3. необходимость адаптации богослужебного языка к восприятию современного человека, постепенный переход в богослужении к русскому языку.

Относительно первого пункта необходимо заметить, что подобные вопросы странным образом решаются без известных и опытных духовников, духовников монастырей. Такой подход к проблеме церковно-практического характера требует тщательного изучения всей традиции Русской Церкви, обстоятельств и причин принятия тех или иных правил. В последнее время не только наметилось, но стало слишком ярко вырисовываться направление, которое пытается любыми мерами и способами пренебречь опытом нашей Церкви: Оптинскими старцами, старцами Глинской пустыни, другими известными всероссийскими духовниками. Однако именно их духовное руководство – это непревзойдённое подлинное духовное искусство возрождения человека как образа Божия. В основе их духовного окормления лежал и огромный опыт предшественников, и необычайная близость к людям, и прозорливость, и такт, и любовь, и сострадание, живое участие в судьбе приходящих. Их духовное руководство всегда строилось на индивидуальном подходе к личности при одновременной ориентации на обычаи Церкви, её правила и законоположения. При игнорировании этого опыта современными пастырями, ими выставляется только-лишь одна причина для отмены тех или иных церковных правил – трудность в их исполнении. Однако – это лишь общий и крайне формальный подход к вопросу подготовки ко Причащению. В качестве примера, доказывающего то, что подвиг всегда требуется христианину, приведём отрывок из письма прп. Амвросия Оптинского: «Пишешь, что ты видишь N. Во дни св. Четыредесятницы только в субботу и в воскресение и ходишь к ней пить мятку. Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет не малое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: Нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное. И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, им же Бог чрево и слава в студе их...Разумеется, - иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые, от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того, долговечнее бывают, хотя и на вид тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».4 В этом письме хотя прп. Амвросий в основном казалось бы касается важности соблюдения поста, но для нас несомненную ценность должен представлять сам подход старца к посту, его строгости и чрезвычайной важности для спасения. Даже из этих строк видно, что прп. Амвросий своих чад научает относиться к церковным установлениям и бережно, и ответственно, и осознанно, не допуская человеческого произвола и дерзости.

Вопрос об установленности вечерних и утренних молитв также нам кажется важен и интересен. Однако необходимо заметить, что даже такие светильники веры, как Оптинские старцы читали утренние и вечерние молитвы, правила ко причащению, говели перед причащением. И это всё несмотря на огромное стечение людей. То же делал и св. праведный Иоанн Кронштадтский, совершая ежедневно Божественную литургию. Тогда вполне естественно задать вопрос: в чем же причина такого противления устоявшимся правилам и обычаям у современных реформаторов? Ответ мы найдём у св. праведного Иоанна Кронштадтского, который вёл жизнь крайне внимательную и трезвенную. В своём последнем Дневнике за 1908 г. он пишет: «В нашем ветхом человеке есть замашка при чтении Слова Божия или Богослужебных книг, или писаний святоотеческих и вообще священных книг – тайно противиться сказуемому, то есть тому, что говориться и пишется. Этот тайный голос ветхого противника, сатаны, который первый научил падших духов и людей противиться Богу, Его святой истине и правде».5

Святой праведный Иоанн Кронштадтский даже при ежедневном служении Божественной Литургии самым тщательным образом подготавливался к священнослужению: он прочитывал с большим вниманием и благоговением всё богослужебное последование, читал и утренние и вечерние молитвы, прочитывал канон ко святому Причащению. Пусть даже не в таком объёме, но все же требовал молитвенной подготовки ко Причащению и прп. Амвросий Оптинский даже для больных иноков: чтение повечерия, трёх канонов с двумя Акафистами, с вечера, а утром – шестопсалмия, 12 псалмов, часов и изобразительных. В случае тяжёлой болезни правило сокращалось до чтения намного меньших размеров (утренних и вечерних молитв и молитвы ко причащению)6. Естественно задать вопрос: почему так делали Оптинские старцы? Ответ может быть один, на что указывали и они сам, возогреть молитвенно дух человека, оторвать от мирских попечений и ввести в состояние покаяния. Об таком же значения молитвенного правила говорил и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Но как и свт. Феофан, он подчёркивал фактически одну важную особенность: человек не должен быть рабом правила. «никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании...Всячески надо избегать формальности и механизма в молитве..Будьте госпожа правила, а не раба»7.При чтении правила и вообще любых молитв важно сердечное расположение, горение духа к Богу.

Прискорбно слышать какого-то священника, который с пренебрежением говорит о молитве, тяготясь ей. Молитва – это искусство, которому призван обучаться каждый христианин. И если кто-то испытывает тягость и «бесполезность» в совершении утренних и вечерних молитв, то это является признаком того, что человек неправильно молится, не научился молитве, не вкусил и не пережил благотворность молитв, их благодатное действие на душу человека. Ведь молитвы составлены мужами блиставшими святостью жизни, следовательно они, оставив нам образцы молитв, научают нас молитвенной этике. «В молитвах святых отцев движется великая молитвенная сила, - пишет свт. Феофан Затворник, - и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот – в силу закона взаимодействия – непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие». Он также говорит, что молитвенное делание является «первым делом христианской жизни. Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе».8

Переходя к п. 2 мы считаем нужным сказать следующее. Поскольку цель нашей христианской жизни состоит в богоугождении, то ему мы можем научиться только у святых людей, которые в своей личной жизни, подвиге засвидетельствовали спасительность и богоугодность своего жизненного опыта. Для ревнителей частого причащения советы св. праведного Иоанна, его образ жизни и то, как он внешне и внутренне подготавливался ко святому Причащению должны быть руководством и примером.

О частом причащении св. праведный Иоанн Кронштадтский и свт. Феофан9, и прп. Амвросий Оптинский10отзывались положительно, однако всегда подчёркивали необходимость тщательной и внутренней подготовки, глубокого покаяния, без чего Святое Причащение принимается лишь в суд и в осуждение.11 О частом причащении, его пользе и вреде так говорит св. прав. Иоанн Кронштадский: «Преблажен и преисполнен жизни тот человек, который с верою причащается Святых Тайн, с сердечным раскаянием во грехах. Эта истина осязательна, ясна ещё из противного. Когда без искреннего раскаяния во грехах и с сомнением приступаешь к Святой Чаше, тогда входит в тебя сатана и пребывает в тебе, убивая твою душу и это бывает чрезвычайно ощутительно»12.

Сам отец Иоанн Кронштадтский, если ознакомиться с его дневниками даже за последний год жизни, приносил глубокое покаяние за каждый опрометчивый греховный помысл, греховное движение и расположение души. Он явно чувствовал потерю благодати за одни греховные помыслы, и её возвращение после глубокого сердечного раскаяния. И таким действенным средством для исцеления многочисленных страстей, которые преграждают нам путь ко Святому Причащению является, безусловно исповедь. Св. прав. Иоанн Кронштадтский о действенности таинства исповеди пишет: «Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь (говориться об исповеди). Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остаётся не излечённою и будет болеть и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей...». Несколько дальше отец Иоанн задаётся вопросом, почему нечестие в нашей жизни стало прогрессировать, возрастать. И на него он отвечает: «Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят, и раздражаются и нельзя к ним приложить никакого врачевства»13; «если бы Господь по милосердию Своему не даровал нам таинства покаяния, врачующего многие немощи наши - пишет прп. Амросий, старец Оптинский, - то куда бы деваться нам неисправным, присно готовым нарушать обеты св. Крещения? Главная сила покаяния состоит в смирении, которое, как и всякая добродетель, имеет свои степени».14

При тщательном наблюдении за людьми и духовенством, которые настаивают на достаточно частом причащении Тайн Христовых, приходится замечать, что ими как правило движет не чувство и сознание действительного соединения со Христом, а некая , подхваченная у ряда западных клириков и у прп. Никодима Святогорца идея об обязательном частом причащении. При этом у приверженцев практики частого причащения как правило чисто механическое отношение ко причащению, отсутствует сознание той меры ответственности пред Богом, которая ложиться на их души за необдуманность и несдержанность в обращении с таким величайшим таинством. В таких приверженцах в основном преобладает механический подход к Таинству Причащения, при фактически полном отсутствии понимания необходимости для спасения личного внутреннего подвига трезвения, исправления сердца. При внешнем формализме отсутствует необходимейшая сторона спасения – аскетичность, самоотречение, отсечение греховной эгоистичной воли. В качестве примера неспасительности чисто внешнего формализма прп. Амвросий приводит примеры нерадивых детей священника Илия и Иуды Искариотского: «А Иуда Искариотский при Самом Господе пребывал три года, слышал проповедь Спасителя и видел многоразличные чудеса и исцеления, творимые Спасителем; но несмотря на все это не только не исправился ни во внешней, ни во внутренней жизни, но ещё сделался предателем своего Учителя. Примеры эти ясно показывают, что главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих; а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое».15

Преосвященный епископ Иларион приводит в качестве оправдания отмены подготовки мирян ко святому причащению пример часто служащих священников, или видимо также свой собственный опыт, но в обсуждениях такого масштаба опыт Его Преосвященства и ряда клириков не может служить эталоном, не может быть мерилом духовной жизни. Преподобный старец Амвросий Оптинский в одном из своих писем подчёркивал, что Отец Иоанн Кронштадтский относительно частого, порой даже ежедневного причащения священнослужителей, во многих случаях безусловно вынужденного, делает важное замечание: «Священники приходские. Городские и монастырские достойно ли причащаются за всякой Литургией? Нет, многие недостойно. Бог видит, что они мыслят и творят после службы иногда. Господи! Ты – праведный Судия (2 Тим. 4, 8) всех – не осуди нас, недостойных, ежедневно причащающихся от Чаши Тела Твоего. - Се, мы все недостойны страшных и пренебесных и животворящих Тайн Твоих»16.

А святитель Феофан об обязательности исповеди перед причащением пишет следующее: «Исповедь и Святое Причастие - неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища»17.

И сегодня, когда в нашем обществе, и в церковном народе нравственность стремительно падает, когда к народу перестали применяться не только канонические запреты на Причащение при совершении ряда смертных грехов, но и не накладываются епитимьи в целях уврачевания души, изживания греховных наклонностей, упразднение исповеди перед Причащением можно расценивать не иначе как преступление против Чаши Господней, сознательное толкание людей на дерзость, грех. Все это не только не поможет страждущим душам расцерковленного общества, но лишь усугубит в людях душевно-болезненное состояние.

При правильном и спасительном подходе к таинству святого Причащения, мирянин не должен без благословения духовника приступать к Чаше. Вопрос о том как причащаться и как готовиться ко Причащению решается индивидуально, при беседе с духовником. И это также было замечено Его Высокопреосвященством митрополитом Кириллом: «Пост перед причащением – это требование не догматического, а пастырского характера, оно дисциплинирует прихожан. Однако меру подготовки для каждого верующего должен определять не Синод и даже не епископ, а духовник».18

Относительно пересмотра епитимийных уставов, которые действительно на 95% не исполняются сегодня, необходимо сказать, что эти уставы в любом случае являются пусть даже и дальним, но ориентиром для пастыря. И это потому, что епитимийные уставы отнюдь не являются человеческой выдумкой и установлением. Во-первых они духоносны, а во-вторых они в точности устанавливают сроки духовного выздоровления души от греха при условии серьёзного подвига и борьбы человека. Обратим наше внимание на то, что эти уставы не исполнялись и в XIX столетии, но никто даже из Святых не поднимал вопрос о пересмотре епитимийных уставов. Все вопросы реформенного характера – это в основном очередная попытка, как и в обновленческом расколе, не восходить в меру совершенства, а низводить Церковь до человеческих страстей и немощей. Тоже касается и 7 заповеди. Поскольку реклама нецеломудрия, разврата становится во главу угла современной жизни, и подчас молодежь не считает это за грех, то обязанность священника помочь человеку, чтобы начала работать совесть. И было бы непростительной ошибкой священника умалчивать об этом грехе, как впрочем и о других. Поэтому поднятые протоиереем Максим Козловым вопросы по таинству Покаяния – это предмет рассмотрения не Комиссии, не богословов, а практики и опыта духовно опытных духовников.

 

2. Относительного третьего пункта, настоятельного требования перехода в богослужении на русский язык нужно сказать, что митрополит Кирилл совершенно справедливо замечает, что данный вопрос обсуждался на Поместном соборе 1917 года. Однако же этот же собор отклонил предложение Богослужебной комиссии под председательством архиепископа Сергия (Страгородского) о постепенном вводе в богослужение местных наречий: великороссийского, малороссийского и белороссийского.19 Показательным является и то, что сторонники и языковой реформы так или иначе стали причастны обновленческому расколу. Те же, даже в Богослужебной комиссии, которые указывали на несостоятельность данного перехода воссияли в сонме новомучеников Российских.

Полагаем, что вопрос о языке богослужения является надуманной проблемой, которая на самом деле решима. Церковь никогда не представляла из себя учреждения, которое постоянно скатывалась до уровня варварства и безкультурия. Наоборот, Церковь Христова преображала национальные варварские культуры светом Истины, приобщала к культуре Византии, ориентировала на созидание и на творческое развитие всякой культуры. На Руси, например в Новгороде, вскоре после крещения русичей, устраивались при епископиях училища и начальные школы в которых дети обучались грамматике, греческому языку20. То есть Церковь занималась окультуриванием недавно варварского народа. Сейчас, когда вышло достаточное количество замечательных пособий по изучению церковно-славянского языка, что мешает священнику или епископу в России или зарубежом выделять небольшое время для научения азам церковно-славянского языка?

Более того, хотя наши современники иногда плохо понимают и язык А. С. Пушкина21, тем не менее не настолько славянкий язык непонятен людям. Даже в современном русском языке, который подвергается упрощению, большинство слов имеют одни корневые основы со славянскими словами. И язык в целом остаётся понятен. Непонятен современным верующим язык богословия. Но и здесь требуется катехизация со стороны пастыря. Большим затруднением для понимания богослужения является не язык, а дикция храмовых чтецов, членораздельное и неспешное пропевание слов богослужебных последований певцами.

Удивляет то, что современный русский человек, а тем более епископ, который ревностно выучивает западно-европейские языки, с таким небрежением относится к церковнославянскому. Как правило священнослужители, которые критикуют богослужебный церковно-славянский язык сами были плохо и не глубоко научены ему.

Мы хотели бы завершить наш критический анализ проблемы языка замечательными на наш взгляд словами академика Н. И. Толстого: «Без церковнославянского, бытовавшего на Руси, трудно себе представить развитие русского литературного языка во все эпохи его истории. Церковный язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского нормированного языка».22

Подводя итог дискуссии за круглым столом, митрополит Кирилл высказал с нашей точки зрения мысль совершенно неприемлемую: «"Опасность нашей сегодняшней жизни состоит в том, что абсолютно естественные богословские разномыслия и желание уяснить истину многими воспринимается как средство политической борьбы… Стоит только кому-нибудь сказать: неплохо было бы обсудить вопросы языка, музыки или ещё чего-нибудь, тут же найдутся те, которые назовут его крипто-католиком, крипто-обновленцем, неопротестантом и проч." Именно поэтому необходимо "спокойно, не обвиняя друг друга ни в чем, ставить и обсуждать важные вопросы"».23

Опасность такого релятивизма состоит в том, что своей позицией оправдывающей существование любых точек зрений, митрополит Кирилл уже показывает своё неприятие позиции культурно-научного традиционализма. Ибо этот традиционализм будет всегда мешать беспрепятственному осуществлению внутрицерковных реформ по усмотрению новаторски настроенных архиереев. Настаивание на необходимости дальнейшей дискуссии по вопросу о богослужебном языке – это ничто иное как откровенный отказ всем итогам научно-богословской полемики по данной тематике, которая велась в 90-х годах, в ходе которой удалось вполне убедительно доказать необходимость сохранения церковно-славянского богослужебного языка.

Иеромонах Сергий (Троицкий). Интернет-содружество преподавателей и студентов «Православный Апологет».



«Православный Апологет»

1Прп. Иоанн Дамаскин. Полное собрание творений. СПб. 1913, т. 1, с. 380

2Собрание писем Оптинского старца Амвросия. Свято-Введенская Оптина пустынь. 2003, письмо7, с. 21

4Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина пустынь. 2003, письмо 29, стр. 68-69

5Святой праведный Иоанн Кронштадский. Творения. Предсмертный дневник. 1908 май-ноябрь, с. 53

6Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина пустынь. 2006, т. 2, стр. 166-167

7Душеполезные поучения свт. Феофана Затворника. Свято-Введенская Оптина пустынь. 1998, с. 379

8Душеполезные поучения свт. Феофана Затворника. Свято-Введенская Оптина пустынь. 1998, с. 340

9Свт. Феофан допускал при тщательной и внимательной жизни христианина не только причащение по главным двунадесятым праздникам, но и до одного раза в меясц и еженедельное.

10Причащение 4 раза в год прп. Амвросий называет как заповедью церковной. В письме 191 он советует причащаться не только в посты, но и в промежутки между ними. См. Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам.Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2003, с. 308

11Свт. Феофан Затворник: «Готовность же к достойному причастию – исповедание грехов с крепкой решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию». Указ. Сочин., с. 393

12Св. Иоанн Кронштадский. Мысли о покаянии и причащении.М. Лодья. 2002, с. 82

13Там же, с. 39

14Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2003, с. 240

15Там же, Письма 42, с. 88

16Святой праведный Иоанн Кронштадский. Творения. Предстмертный дневник..., с. 47и

17Указ. Сочин., с. 394

19См. Священник Константин Буфеев .// Благодатный огонь.

20Об этом упоминается в житии свт. Иоакима Новгородского, первого святителя Великого Новгорода.

21См. Епископ Иларион (Алфеев)предлагает продолжить дискуссию об использовании русского языка в богослужении. http://kiev-orthodox.org/site/events/1575/

22А. А. Плетнева, А. Г. Кравецкий. Церковнославянский язык. М. 2006, с. 3

 



Подписка на новости

Последние обновления

События