Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 
 

Мнение относительно участия православных в Экуменическом движении и ВСЦ

(2)

 
 

 

ΣΚΕΨΕΙΣ ΠΕΡΙ ΤΗΣ ΣΥΜΜΕΤΟΧΗΝ ΤΩΝ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ ΕΙΣ ΤΗΝ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗΝ ΚΙΝΗΣΙΝ ΚΑΙ ΤΟ Π.Σ.Ε.

(Β)

τοῦ Ἀρχιμανδρίτου Γεωργίου

Καθηγουμένου τῆς Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γρηγορίου, Ἁγίου Ὄρους

 

Архимандрит Георгий

игумен священной обители прп. Григория, Святая Гора

 

Проблематичность участия Православных в Экуменическом движении

 

Сегодня для участия Православных в Экуменическом движении встают многочисленные проблемы по следующим причинам:

1.     В ВСЦ более не дозволяется говорить православным как представителям Православной Церкви, выдвигая специальные заявления, как это было на Генеральных Ассамблеях в Лозанне (1927), Эдинбурге (1937), Лондоне (1952), Эванстоне (1954) и в Нью-Дели (1965).[1] Также уже не слышится голос православных и не несется ими свидетельство о Православной вере. Голос Православных теряется в водовороте весьма многочисленных протестантских ответвлений.

2.     ВСЦ  ежедневно становится все менее «христианским», в нем следуют рационалистическим богословским взглядам, панрелигиозным и языческим. Известно, что на Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре выступающие богословы говорили о Святом Духе в соответствии с анимистическими воззрениями (идолопоклонническими).

То же произошло и в области христианской нравственности. В последнем выпуске официального органа ВСЦ «Ecumenical Review» затрагивается вопрос о месте гомосексуалистов в Церкви. В докладе шведского богослова, предлагаются обсуждения, которые ведутся в шведской «Церкви» по данному вопросу, публикуется и молитва о соединении гомосексуалистов, которую мы здесь и приводим:

«Боже, Ты нам подаешь жизнь. К Тебе прибегаем с нашей просьбой о доведении до конца и полноты в нашей жизни.

Мы приходим к Тебе с нашей радостью в человеческих лицах, которые  способны возлюбить один другого и преобразить мир в Твоем свете.

Мы молимся о... и о...

Снизойди своим благоволением с тем, чтобы их общая жизнь запечатлелась доверием и уважением к уникальности каждого. Помози им жить в обоюдном общении и дабы они были открыты один для другого, с тем, чтобы им исполнить волю Твою.

Когда они встретятся лицом к лицу с трудностями принеси им помощь быть еще  более близкими к Тебе и к другим.

Помози им дабы простил один другого и благоволи в них с тем, чтобы день ото дня они принимали бы радость и силу от руки Твоея.

Боже, Ты даешь жизнь и силу, дабы мы любили.

Помози нам жить исполненной Тобой, всегда. Аминь».[2]

 

Мы задаемся вопросом: Эта молитва обращена к богу или к дьяволу?

3.     Рукоположение женщин как «епископов» и «священников» и участие их в совмсетсных молитвах и прениях с Православными.

 

Диалоги с Римо-католиками и Протестантами.

Однако мы выражаем наши опасения и в отношении диалогов с римо-католиками и антихалкидонитами, поскольку они окончательно ведут к унижению Православной веры, как это доказали соответствующие документы Церквей, Священного Кинота Святой Горы и других выдающихся богословов. И это потому, что документом принятым в Баламанде (1993г.) православные признали, что папизм является полной Церковью, в совместном заявлении православных и антихалкидонитов православными было признано, что Антихалкидониты являются православными и что имеется возможность идти далее обеим «Православным семьям» к соединению в таинствах через снятие анафем официально каждой из церквей, без всякого различия, как будут явлены церковная власть и авторитет: через глав Автокефальных Церквей, или же генеральные Соборы всех епископов поместных Автокефальных Церквей, после свободного диалога и Конференции в Духе Святом и принятия решения.

Однако, несмотря на дружескую многозаботливость и слова любви Униатство продолжает вести свою разлагающую и коварную деятельность. И папа официальными энцикликами усиливает свое «первенство власти» и «непогрешимость», представляя себя как всемирного пастыря и сверхепископа.

Но и Антихалкидониты в минуты откровенности говорят о том, как они в действительности мыслят. Так в изданной недавно книге патриарха Коптского Шенуды, переведенной на греческий язык под названием «Природа Христа», самым непосредственным образом раскрываются Антихалкидониты в своей еретической терминологии, которую осудили и предали анафеме Вселенские соборы. Ясно и недвусмысленно Шенуда говорит об одной природе, одной воле, одной энергии воплощенного Бога Слова, и он даже заявляет, что не принимает IV Вселенского собора, поскольку его решения были приняты под влиянием несторианства.

Конкретно патриарх Шенуда пишет:

«Несмотря на то, что собор в Ефесе анафематствовал Нестория, несторианские корни были пущены на соборе в Халкидоне и оказали на него влияние, откуда тенденция разделять две природы приобрела столь явный вид, так что  говорилось о том, что Христос – это две личности. Бог и человек, но один совершает чудо, а другой восприемлет уничижение и смирение.

Следуя этой тенденции Лев, епископ Рима, составил известный Томос, который отвергла Коптская Церковь. Однако собор его принял и за него проголосовал большинством голосов, утверждая тем самым, что во Христе существуют две природы и после их соединения. Одна божественная природа, которая осуществила цели ее и одна человеческая природа, которая исполнила ее роль».[3]

 

(3)

 
 

 

Беспокойства относительно методов

ведения Экуменизма

 

Мне хотелось бы в завершении высказать мои серьезные беспокойства относительно тех методов, которым следуют сегодня, касаясь экуменических взглядов в Православной Церкви касательно соединения с инославными:

а) решения, которые принимаются Смешанными Комиссиями по диалогам, обыкновенно не подлежат обсуждению Соборам всех епископов поместных Церквей. Не слышатся противоположные мнения. Соборная система не служит. Ограниченное число экуменистов богословов (специализированные – специалисты в Экуменизме) как правило, занимаются исследованиями, и они добиваются одобрения у незначительного числа епископов членов Синода, при неведении или недостаточной информированности всего епископата Поместных Церквей, пресвитеров, дьяконов, монахов, богословов и верующего народа. Как может полнота Православных Церквей принять эти «соединения», в отношении которых никогда ее сознание не высказывалось? Разумеется, что сознание верующих не выражают определённые светские журналисты мобилизированные на то, чтобы выставлять достижения и успехи экуменистов.

б) Православные экуменисты весьма стремятся к проведению диалогов с инославными, но не с православными.

В отношении  блокируемых несогласных с развитием экуменических отношений православных им дают характеристики фанатиков или фундаменталистов, предлагая им встать вне борьбы.

Однако они ошибаются в том, что фанатики это не только крайние антиэкуменисты, которые используют антиэкуменизм для приобретения сторонников, но это и крайние экуменисты, поскольку они в духе тоталитаризма стремятся насадить личные мнения в Церкви, противореча тому, что говорят Святые Отцы и поскольку они выражают сознание Церкви. Две противоположные стороны, как известно, составляют и являются двумя сторонами той же монеты.

Православное богословие редко или никогда не разногласит в отношении образа того, что исследуют сегодня диалоги, призывая участвовать в них. При этом если по ошибке кто-то участвует в них, экуменисты проявят заботу о том, чтобы его заменить.

Организовываются также экуменические семинары, в которых в сотрудничестве с римо-католическими и протестантскими богословами предпринимаются попытки оказать влияние на молодых богословов и клириков и на экуменическое образование.

Из официальных церковных периодических изданий исключаются богословские тексты, критикующие синкретический экуменизм.

 

***

Вероятно, кто-то задается вопросом. Вы против Экуменизма? Я отвечу ясно и недвусмысленно: мы против синкретического Экуменизма.

Однако мы приемлем православный Экуменизм в том смысле, каком о нем говорит блаженной памяти о. Георгий Флоровский:

«Как член Православной Церкви и ее священник я верю, что Церковь в которой я крещен и вскормлен, есть Церковь, истинная Церковь, единственная истинная Церковь. И я верю в это по многим причинам: исходя из личного убеждения и из глубочайшего уверения Духа, который совершает таинства Церкви, и из того, что возможно познать из Священного Писания и из кафолического предания Церкви. Итак, я несу ответственность за то, что считаю остальные христианские Церкви за ущербные, и во многих случаях я могу определить эти ошибки других Церквей с абсолютной точностью. Итак, поэтому единство христиан для меня означает и несомненно всемирное возвращение к православию. У меня нет абсолютной исповедной уверенности, моя уверенность исключительно принадлежит Una Sancta».[4]

В отношении этого Православного Экуменизма мы сообщаем, что о нем были приняты решения состоявшегося в Фессалониках с 29 апреля по 2 мая Всеправославного Совещания.

Мы верим, что Всесвятой Дух будет вести нашу святую Церковь, чтобы она несла свое свидетельство в истине и любви согласно тому, что возвещает апостол Павел «Истинствующе же в любви да возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос». (Еф.4, 15) [5]

 

 

 

 

Источник: περιοδ. Παρακαταθήκη. Νοέμβριος-Δεκέβριος 2010 τευχ.

 75,

 

 ©перевод «Православного Апологета» 2011г.

 

При ссылке на статью, при частичном или полном цитировании статьи, перепечатке обязательна ссылка на apologet.spb.ru

 

 



[1]    Βλ. Ἰω. Καμίρη Τά Δογματικά καί Συμβολικά Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, τόμος Β, Graz, 1968, σελ. 962

[2]    Из официального органа ВСЦ «“The Ecumenical Reviw”, t.50, №. 1, январь 1998 p.64

[3]    Σενούδα Γ Πατριάρχου της Κοπτορθοδόξου της Αλεξανδρείας Αιγύπτου. Η φύση του Χριστου. Εκδόσεις Αρμός, Αθήνα, 1996, σελ. 23

[4]       π. Γεωργίου Φλωρόφσκυ,  Θέματα Ὀρθοδόξου Θεολογίας, Ἐκδόσεις Ἀρτος Ζωῆς Ἀθήναι 1973, σελ. 219

[5]    в русском переводе: но истинною любовью все возращали в того, который есть глава, Христос



Подписка на новости

Последние обновления

События