Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Римо-католицизм


Прежде всего - единство в Православии


Πρώτα η ενότητα στην Ορθοδοξία

Георгий Н. Папафанасопулос

 Γιώργου Ν. Παπαθανασόπουλου

 

Συγκλονιστικά και ανήκουστα τα όσα λέγονται στο Άγιο Όρος για το μέλλον της  Ορθοδοξίας και όχι μόνο! - YouTube

             Вселенский Патриарх Варфоломей в прошедшее 31 марта, в воскресенье, в который католики и протестанты празднуют Пасху, выразил пожелание, чтобы со следующего 2025 года было установлено совместное празднование Пасхи с православными христианами. Сказал он во время своей речи в монастыре Святого Феодора из Константинопольской общины Влака. Его желание вызывает резонный вопрос, поскольку оно было выражено в то время, когда Православная Церковь спустя столетия переживает глубокий раскол внутри ее самой. Желанию совместного празднования Пасхи с иноверцами должно предшествовать стремление восстановить единство среди единоверцев.

             Желание г-на Варфоломея совместно праздновать Пасху с инославными является продолжением дискуссий с Папой и Всемирным Советом Церквей. Документом о намерении Ватикана и Фанара совместно праздновать Пасху является совместная статья Фанариотского греческого православного митрополита Димитрия с находящимся в Ватикане римско-католическим епископом Нантер-Матье (Руж), которая была широко распространена французской газетой. Le Figaro, 22 апреля 2023 г.

             В статье, о которой идет речь, два церковных деятеля выделили следующий 2025 год как возможность для совместного празднования. В качестве причины они написали, что, во-первых, это 1700-летие Первого Вселенского Собора, во время которого было определено празднование Пасхи, а во-вторых,  что 2025 год совпадает с общим празднованием Пасхи. Они также упомянули диалог о совместном праздновании Пасхи, который состоялся в Алеппо (Сирия) в 2017 году под эгидой по существу протестантского Всемирного совета церквей.

Отмечается, что в тексте Алеппо признается, что решение о совместном праздновании Пасхи "несомненно, вызвало бы беспокойство у христиан, у которых уже есть свой календарь", но добавляется также мнение протестантов и фанариотов: что «это будет необычайная точка единства, действительно полезная для мира во всем мире». Конечно, обманывают себя все, кто верит, что организация совместного празднования христианской Пасхи принесет мир всему миру.

             Впечатляет, что Патриарх господин Варфоломей желает приступить к всемирно-историческому событию (Примечание: именно с таким расчетом православные отмечают Пасху уже 1700 лет), не созывая Всеправославного Собора, даже не обсуждая его с Предстоятелями. других Православных Церквей. Будет ли он действовать один? Он может. Его действия найдут горячую поддержку Ватикана, возглавляемого протестантами Всемирного Совета Церквей, а также правительств США и их союзников.

Конечно, существует непосредственная опасность того, что Фанар станет еще более изолированным среди православных. Вселенский Патриарх был опечален царившей холодностью и отсутствием Предстоятелей дргих поместных Православных Церквей во время его недавнего визита в Софию на похороны покойного Патриарха Болгарии. Без согласия Православных Патриархатов и Автокефальных Православных Церквей одностороннее продвижение Фанаром совместного определения Пасхи с инославными несет в себе серьезный риск углубления раскола среди православных, возникшего из-за Украины.

             Упадок возникает и процветает в Церкви, когда она вмешивается в политику и служит геополитике сильных мира сего. Православные христиане на Украине в своем подавляющем большинстве принадлежат к канонической Церкви, имеют общение со всеми Поместными Православными Церквами и находятся под канонической юрисдикцией Московского Патриархата. Еще до начала войны между Россией и Украиной Фанар признал раскольническую группу духовенства автокефальной канонической Украинской Церковью. Действия г-на Варфоломея геополитически помогли пропаганде отдалить украинцев от их русских братьев и культивировать ненависть к ним. Отмечается, что действия Патриарха были поддержаны и горячо аплодировали США и их странами-союзниками.

             С тех пор в Православии произошел раскол. Помимо Фанара, раскольников Украины признали только Александрийский Патриархат Греческой Православной Церкви и Греческие Церкви Кипра и Греции. Московский Патриархат приостановил поминовение и общение с Фанаром и другими греческими церквями.

На Украине после вторжения России те священнослужители и миряне, которые остались в обычной Церкви, связанной с Московским Патриархатом, подвергаются молчаливым гонениям. Александр Кириленко, украинский религиовед, близкий к правительству Зеленского, в статье, опубликованной на греческом сайте, тесно связанном с Фанаром, признает, что проект закона Украины о запрете Украинской Православной Церкви (части Московского Патриархата), одобренный Комитетом Верховной Рады Украины 5 марта прошлого года «оставляет много пробелов и требует экспертного обсуждения механизмов, предусмотренных в документе». И украинский аналитик добавляет чудовищную вещь, что преследования по религиозным убеждениям «являются чисто внутренним украинским делом»! Эта точка зрения напоминает режимы и практики, которые человечество хочет и должно забыть. Что касается этой ситуации и гонений на православных на Украине, то печально, что Патриарх Варфоломей не выразил ни одного слова сочувствия.

             Патриарх во время своего трехдневного визита в Париж был принят президентом Франции Эммануэлем Макроном 22 апреля 2024 года и, как сообщает авторитетная газета La Croix, более часа обсуждали положение на Украине, положение Христиане в Малой Азии (примечание: также в Турции) и на Ближнем Востоке, экологическую проблему, межрелигиозный диалог и жизнь православных христианских общин во Франции. Римско-католическая газета отмечает, что г-н Варфоломей осудил войну России против Украины как "несправедливую", но у него нет полномочий навязывать свои взгляды другим православным церквям «в очень поляризованном мировом православном ландшафте».

             В тот же день (22 апреля) г-н Варфоломеос посетил штаб-квартиру Ассамблеи (римско-католических) епископов Франции (SEG), в часовне которой он молился вместе с ее членами и обменивался с ними мыслями по различным вопросам, в том числе и по Украине, и об общем празднование Пасхи, что он уже обсудил и договорился с Папой...

Дискуссии и совместная молитва с католиками, обмен мнениями с президентами Франции Макроном и Украины Зеленским, но при этом никакой дискуссии господина Варфоломея с православными Предстоятелями по серьезным церковным и социальным проблемам, стоящих перед православными христианами. Между ними наблюдается замораживание отношений и явное отсутствие общего, братского пути... Такова нынешняя ситуация на уровне церковных глав Православной Церкви.

Источник: http://aktines.blogspot.com/2024/04/blog-post_659.html

Папа официально разрешает «благословение» гомосексуальным парам

Ὁ Πάπας ἐπισήμως ἐπιτρέπει τήν “εὐλογία” ὁμοφυλόφιλων ζευγαριῶν

 

 

Папа демонстративно презирает каждую заповедь Евангелия и обнажает дистанцию, отделяющую католиков от христианского учения. Отделение особого «благословения» гомосексуалистов от нормального брака по меньшей мере смешно. (ОТ)

 

Радикальное изменение позиции Ватикана в отношении гомосексуальных пар: Папа Франциск официально одобрил разрешение священникам благословлять однополые союзы.

Документ Службы Ватикана по вопросам веры, опубликованный в понедельник, основывается на письме Папы, отправленном двум кардиналам-консерваторам и опубликованном в октябре. В этом первоначальном ответе Папа предположил, что какое-то благословение может быть дано при определенных обстоятельствах и при условии, что его не путают с обычным таинством брака.

Новый документ повторяет эту аргументацию и идет дальше, подтверждая, что брак является пожизненным таинством между мужчиной и женщиной. Он подчеркивает, что благословение не следует давать одновременно с гражданскому союзу или даже с одеждой и жестами, присущими браку.

Он далее заявляет, что просьбы о таких благословениях не следует категорически отвергать. Он говорит о широком определении термина «благословение» в Писании, чтобы настаивать на том, что люди, которые ищут трансцендентных отношений с Богом и ищут Его любви и милости, не должны подвергаться «исчерпывающему моральному анализу» в качестве условия для его получения.

«В конечном счете, благословение дает людям возможность повысить их доверие к Богу», — говорится в документе. «Таким образом, просьба о благословении выражает и питает превосходящее милосердие  и направлено на приближение к Богу во многих конкретных жизненных обстоятельствах, что немаловажно в мире, в котором мы живем».

Наконец он добавил: «Это семя Святого Духа, которое нужно взращивать, а не мешать».

информация с сайта pbs.org

Источник: https://orthodoxostypos.gr/ὁ-πάπας-ἐπισήμως-ἐπιτρέπει-τήν-εὐλο/

Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)

«Полноценная церковь» папства и «неполноценные церкви»

Ἡ «πλήρης ἐκκλησία» τοῦ παπισμοῦ καὶ

 αἱ «ἐλλειμματικαὶ ἐκκλησίαι»

 

 

 

 

Мы цитируем важное замечание Пресвященнейшего Митрополита Навпактского г-н Иерофея о еретической Папской экклесиологии: «29 июня 2007 г., в праздник ап. Петра и Павла, Папа Римский подписал текст, озаглавленный: «Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов учения о Церкви». В  этом текста присутствуют неприемлемые позиции для православного богословия и экклезиологии. Среди них написано, что «Католическая Церковь» - это единственная истинная Церковь, сохраняющая те подлинные свойства, которые Христос определил для Церкви, это настоящая и видимая в истории Церковь, основанная Христом на земле; единственная Церковь есть управляемая Папой, преемником Петра, и Епископами, находящимися с ним в общении; остальные Церкви имеют «экклезиологическую неполноценность»; существует полное отождествление Церкви Христовой с «Католической Церковью», тогда как другие Церкви имеют лишь некоторые элементы церковности; общение епископов с преемником Петра есть существенное условие, которым определяются все церковные структуры и определяются внутренние принципы и условия каждой «частной Церкви» и «Кафолической Церкви! Несмотря на это, наши собственные «неполноценные» сидят за одним столом и пустословят с «имеющими полноту» еретиками-папистами! Это шизофреническое состояние или сознательное предательство?

https://orthodoxostypos.gr/ἡ-πλήρης-ἐκκλησία-τοῦ-παπισμοῦ-κα/

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022г.

Аѳонская икона Пресвятыя Богородицы Акаѳистная-Предвозвѣстительница, 
или 
Борьба Аѳонцевъ за св. Православіе Восточной Церкви и страданія ихъ за несогласіе на унію съ Римомъ и подчиненіе папѣ.
 
Просмотреть исходную картинку

Подлинная чудотворная икона эта находится въ Славяно-Болгарскомъ Зографскомъ Георгіевскомъ монастырѣ на Аѳонѣ и достопамятна въ исторіи борьбы Аѳонцевъ, и именно славянскихъ, а также и другихъ иноковъ, за святое Православіе Восточной Церкви противъ нечестивыхъ замысловъ римскихъ епископовъ — папъ, и даже при содѣйствіи имъ самихъ греческихъ — царя и патріарха «ради политическихъ нуждъ», — лестію и дарами, огнемъ и мечемъ и всевозможнымй насиліями замануть и загнать въ ловушку святогорскихъ монаховъ, накинуть на нихъ петлю — унію, и подчинить Аѳонъ — Риму, а монаховъ — папѣ, т. е. признать ложь за истину, а заблужденія за правоту. Эта икона Богоматери есть, такъ сказать, явная латинъ Обличительница, а православныхъ Предвозвѣстительница, Покровительница и Защитительница...

Земной удѣлъ Царицы Небесной подобенъ видимому нами небосклону, или поднебесью, сіяетъ многоразличными и многоблагодатными звѣздами — чудотворными и благодати причастными иконами Всепречистыя Владычицы Богородицы и святыхъ угодниковъ Божіихъ, непрестанно изливающими небесную благодать на всѣхъ смиренныхъ насельниковъ и благоговѣйныхъ посѣтителей Аѳона, по всей Россіи, и по многимъ мѣстамъ во всѣхъ странахъ свѣта, т. е. по всей вселенной, и красуется небесными согражданами и святыми на «сей горѣ святой» просіявшими — святителями, мучениками, исповѣдниками и преподобными, — этими земными ангелами и небесными человѣками, престолу Божію предстоящими и за весь міръ молящимися...

Въ числѣ одной изъ таковыхъ иконъ Богоматери на Аѳонѣ есть въ Зографскомъ монастырѣ небольшая икона Ея, называемая «Акаѳистною» и «Предвозвѣстительницею», а въ числѣ святыхъ въ обители этой — 26 славныхъ исповѣдниковъ и страдальцевъ за святое Православіе Восточной Церкви. Съ этою иконою и съ этими мучениками сопряжено цѣлое историческое событіе, къ которому тѣсно соприкасается другое. Оба знаменательны и исторически документально достовѣрны. Одно изъ нихъ можно озаглавить: «Борьба Аѳонцевъ противь уніи съ Римомъ», а второе — «Страданія Аѳонцевъ за несогласіе на унію съ Римомъ».

 

 

Прежде еще неудачныхъ слѣдствій Флорентійскаго собора (въ 1439 г.), и даже за все время отпаденія Западной церкви отъ Вселенской-Каѳолической и отсѣченія отъ нея Восточною Церковію, Западъ, въ лицѣ своихъ гордыхъ, упрямыхъ и «безгрѣшныхъ» папъ, всяческими способами и средствами, силился увлечь, все болѣе и болѣе съ теченіемъ времени потрясаемую политическими обстоятельствами, Византійскую имперію къ уніи Восточной Церкви съ Западною, т. е. къ единенію, но подъ непремѣннымъ условіемъ главенства римскихъ папъ... Самъ Византійскій императоръ Михаилъ VII Палеологъ (1260-1282), вступившій на престолъ, или вѣрнѣе похитившій его отъ своего предмѣстника, законнаго наслѣдника юнаго императора Іоанна IV Ласкариса (1259), котораго потомъ онъ ослѣпилъ, — содѣйствовалъ въ томъ Западу, во исполненіе своей клятвы, данной имъ чрезъ своего представителя на Ліонскомъ соборѣ (въ 1274 г.) папѣ Григорію X (1271-1276). Властолюбивый похититель престола только чрезъ это соединеніе, или несчастную и гибельную унію съ Римомъ, надѣялся при помощи папы отвлечь намѣреніе западныхъ католическихъ государей снова идти для завоеванія Константинополя, 58 лѣтъ передъ тѣмъ бывшаго во владѣніи латинянъ, и даже получить отъ нихъ военную помощь и этимъ спасти свою ослабѣвшую имперію отъ близко надвинувшихся турокъ, отъ сосѣдственныхъ народовъ, отъ дикихъ воинственныхъ племенъ и отъ самихъ латинъ, на себѣ же удержать императорскую корону.

Въ 1273 г. Палеологъ отправилъ почетное посольство къ папѣ въ Римъ изъ сторонниковъ «уніи» для разсужденій объ условіяхъ уніи и заключенія уніи съ Римомъ. Хитрый Палеологъ еще съ папою Климентомъ IV (1265-1268) завелъ сношенія о соединеніи церквей. Послѣ смерти Климента въ періодъ около трехъ лѣтъ междупапства поддерживалъ ихъ съ кардиналами — блюстителями папскаго престола и по восшествіи на престолъ Григорія X возобновилъ, продолжалъ и довелъ до... прискорбнаго конца...

Всякій разъ и каждое посольство Падеолога въ дѣйствительности состояло изъ приверженцевъ не уніи, а его самого, — кто страха ради наказанія, кто достиженія ради почестей, ожидаемыхъ или обѣщанныхъ, кто по другимъ какимъ не безгрѣшнымъ причинамъ, — и никто, конечно, не по убѣжденію совѣсти, что унія дѣйствительно необходима, и что римская церковь дѣйствительно безъ погрѣшностей и заблужденій, а греческая и съ погрѣшностями и въ заблужденіяхъ, и что непремѣнно надобно подчиниться «святому» и «безгрѣшному» папѣ римскому... Воля императора на словахъ была: «спасать имперію», а въ его умѣ: «удержать на своей головѣ корону». И вотъ за это... онъ рѣшился и уполномочилъ пословъ: подчинить папѣ Восточную Церковь... спасти тѣло... и погубить душу... Въ общемъ итогѣ всѣхъ этихъ замысловъ императора было одно: за какую бы то ни было цѣну, но спасти имперію... и такъ или иначе совершить соединеніе — унію съ Римомъ. Константинопольскій патріархъ тогдашняго времени Іосифъ Исповѣдникъ (1268-1274; 1282-1283), узнавъ о такихъ глубоко-прискорбныхъ намѣреніяхъ императора, которому до патріаршества былъ духовникомъ, немедленно разослалъ окружное посланіе (энциклику) къ епископамъ и всѣмъ православнымъ, предостерегающее ихъ отъ задуманной императоромъ уніи съ Римомъ и затѣмъ (2 января 1274 г.) оставилъ патріархію и удалился въ монастырь.

Святогорцы-иноки не остались безучастными зрителями опасной для Церкви затѣи царя и не побоялись гнѣва царева, но всѣ сообща написали и представили Михаилу Палеологу «вѣроисповѣдное посланіе», въ которомъ основательно доказали, что ни первенствъ, ни главенствъ папы, ни поминовеніе его въ церквахъ, ни служеніе Евхаристіи на опрѣснокахъ, ни прибавленіе къ Символу Вѣры «и отъ Сына», — не могутъ быть терпимы, и, назвавъ латинянъ и ихъ сообщниковъ еретиками, умоляли Михаила оставить многотревожное и опасное предпріятіе [1].

Преемникъ Іосифа, патріархъ Іоаннъ XI Веккъ (1275-1282), бывшій хартофилаксомъ [2] и сначала усерднымъ противникомъ уніи, по избраніи на патріаршество, дѣйствовалъ по властолюбію, согласно преступной волѣ и намѣреніямъ императора, и принялъ постановленіе Ліонскаго собора (въ 1274 г.) о состоявшейся на ономъ уніи, чѣмъ и подчинилъ Восточную Церковь римскому папскому престолу.

Это несчастное согласіе и единеніе «ради политическихъ нуждъ и опасностей», имѣло весьма прискорбныя послѣдствія для Православной Восточной Церкви, такъ какъ латиняне и латиномудренные убѣждали православныхъ къ уніи не силою Евангельскаго слова и постановленій Апостольскихъ и Соборныхъ, и писаній Отцевъ и Учителей Церкви, а обнаженнымъ мечемъ, обманами, насиліями и всевозможными неистовствами. Тысячи жертвъ падали подъ ихъ мечемъ, а еще больше были гонимы, мучимы, ограбляемы и страдали за вѣрность чистотѣ и святости Православной Восточной Церкви.

Но такъ какъ Святая Гора всегда оставалась и остается оплотомъ страждущей Церкви на Востокѣ, то, чтобъ сокрушить основныя утвержденія Православія, латиняне на пути въ Константинополь вторглись на Аѳонъ. Здѣсь они убѣждали монашествующихъ словомъ, увлекали обѣщаніями, принуждали угрозами и мучительствами къ уніи съ Римомъ, т. е. къ признанію надъ Аѳономъ главенства и власти римскаго папы.

Немногіе изъ иноковъ увлекались силою латино-папистскихъ убѣжденій, да и то только наружно, боясь пытокъ и смерти и, пока висѣлъ мечъ надъ головой, соизволяли на ненавистную и проклятую унію и все таки отрекались отъ вѣры отцевъ своихъ — преподобныхъ Аѳонскихъ. Большая же часть иноковъ-святогорцевъ кровію запечатлѣли и жизнь свою отдали за свое исповѣданіе и вѣрность къ Православной Восточной Церкви. Они съ твердостію обличали (въ лицѣ незванныхъ посланниковъ) папу, въ его святотатственномъ усвоеніи себѣ главенства церкви и намѣстничества Іисуса Христа, Который одинъ только и былъ, и есть, и будетъ Главою Своей Святой Церкви.

Изъ всѣхъ монастырей на Аѳонѣ лишь Лавра Ксиропотамъ жалко уклонилась тогда отъ своего свято-отеческаго ученія и приняла западныхъ гостей съ честію и раболѣпнымъ страхомъ. Да и это болѣе потому, что самъ императоръ, находясь въ безвыходномъ положеніи по политическимъ разсчетамъ своимъ, властно приказывалъ святогорцамъ: не противиться латинянамъ, согласиться на унію съ Римомъ и признать папу главою Восточной Церкви.

Но правосудный Богъ, для утвержденія другихъ въ святой Православной вѣрѣ, въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ покаралъ Ксиропотамъ. Въ то самое время, какъ несчастные его иноки вмѣстѣ съ латинами, по ихъ римскому уставу и нововведеніямъ совершали литургію — твердыни ксиропотамской обители сотряслись въ своемъ основаніи и частію разсыпались, такъ что подъ ихъ развалинами погибла большая часть латинянъ и отпадшихъ иноковъ [3]. Остальные изъ пришельцевъ отдаленной Италіи, не обращая вниманія на явный гнѣвъ Божій за ихъ неистовства, разсыпались по Святой Горѣ, чтобъ искать новыхъ жертвъ своего обольщенія и вѣчной погибели. Невдалекѣ отъ лавры, на берегу морскомъ въ каменной пещерѣ мѣстное преданіе сохранило память погребенія иноковъ, отпавшихъ въ это время и соединившихся съ латинами. Разсказываютъ, что тѣла ихъ доселѣ лежатъ черныя, какъ уголь [4].

 

Чудотворная икона Божией Матери "Акафистная-Зографская". ("Предвозвестительница")

Въ эту годину, ужасную для Святой Горы, уединенно подвизался вблизи Зографскаго монастыря старецъ-инокъ, имѣвшій святое обыкновеніе ежедневно, а иногда и по нѣсколько разъ въ день, прочитывать акаѳистъ Божіей Матери предъ Ея божественною иконою. Разъ когда въ старческихъ устахъ его звучалъ немолчный привѣтъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи — «радуйся...» вдругъ онъ слышитъ и отъ Ея иконы гласъ: «радуйся и ты, старче, но бѣги отсюда, чтобы не постигло тебя несчастіе. Скорѣе спѣши въ монастырь и возвѣсти (игумену и) братіи тамо, чтобъ заперлись, потому что богопротивные (в тексте подлинника этой повести стоят следующие слова Богоматери "идут враги Мои и Сына Моего" - примечание Редакции ПА) римляне напали на это Мною избранное мѣсто и уже находятся близко».

Старецъ же, упавъ предъ иконою Богоматери на землю, произнесъ: «Какъ я могу, Владычице, оставить здѣсь Тебя, мою Заступницу?»

На это послышался голосъ отъ иконы: «Не заботься обо Мнѣ, но иди поскорѣй».

Послушный волѣ и гласу Пренепорочной Владычицы, старецъ въ то же мгновеніе оставляетъ келлію и, что есть силъ, спѣшитъ въ монастырь, чтобъ дать братіи возможность и время собраться съ духомъ и подумать каждому о предстоящей опасности. Но едва старецъ вступилъ въ монастырскій портикъ, — видитъ, что его келейная икона Богоматери, предъ которою онъ только что читалъ акаѳистъ и слышалъ голосъ, и которая осталась въ келліи, уже при святыхъ вратахъ монастыря. Старецъ ужаснулся и, войдя въ монастырь, всѣмъ разсказалъ о бывшемъ ему откровеніи. Иноки, увидя икону Пресвятыя Богородицы и услышавъ о такомъ преславномъ чудѣ, прославили Бога и свою милостивую Заступницу.

Игуменъ, узнавъ изъ этого откровенія объ ожидающемъ ихъ несчастіи, или искушеніи, созвалъ своихъ иноковъ и началъ наставлять ихъ и убѣждать быть мужественными и не устрашаться, говоря: «Отцы и братія! Елицы Духомъ Божіимъ водятся, сіи суть сынови Божіи: не пріясте бо духа работы въ боязнь, но пріясте Духа сыноположенія. Аще же чада и наслѣдницы: наслѣдницы убо Богу, снаслѣдницы же Христу, понеже съ Нимъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся: ибо думаю, что нынѣшнія временныя страданія ничего не стоятъ въ сравненіи съ тою славою, какая откроется въ насъ (Рим. 8, 14-15. 17-18), въ вѣчности... Это же, согласно съ Апостоломъ, и я говорю вамъ: которые изъ васъ неустрашимы и готовы къ мученичеству, тѣ пусть остаются со мною въ обители; тѣ же изъ васъ, которые боятся мученія, пусть возьмутъ церковные сосуды и удалятся съ ними, пока не пройдетъ гнѣвъ еретиковъ, чтобы не впасть въ грѣхъ хулы чрезъ отреченіе отъ своей вѣры».

Итакъ, тѣ, которые боялисъ мукъ, скрылись въ дебряхъ, пещерахъ и ущельяхъ горъ. Святый же игуменъ съ прочими иноками вошелъ въ «пиргъ» (башню), не изъ боязни, но чтобы воспользоваться временемъ для обличенія беззаконной ереси.

Мучители, окруживъ со всѣхъ сторонъ обитель, стали кричать находящимся въ пиргѣ: «отворите намъ, отворите!»

Но преподобный игуменъ сказалъ имъ: «мы не знаемъ васъ — откуда вы».

Мучители отвѣтили: «мы — Христовы рабы и пришли обратить соблазненныхъ на путь истинный».

 

Просмотреть исходную картинку

Святый же опять сказалъ: «отступите отъ насъ дѣлающіе беззаконія, потому что Апостолъ говоритъ: если бы и Ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣстили вамъ, да будетъ анаѳема. Кто другого учителя ищетъ? — никто, кромѣ тѣхъ, которые явно безумствуютъ. Вы скажите намъ о своемъ ученіи и, если оно будетъ отъ Бога, мы присоединимся къ вамъ и примемъ васъ, какъ братію, если же не отъ Бога, — то уходите отъ насъ».

Тогда еретики отвѣчали: «Мы отъ Бога, и въ Господа Іисуса Христа вѣруемъ и св. Евангеліе Его учимъ; посланы же мы отъ блаженнѣйшаго папы римскаго, который есть глава церкви, сказать вамъ, безумнымъ, непонятное для васъ, чтобы вы поумнѣли и поняли уставы церковные и вѣрно читали въ св. Сѵмволѣ, т. е. въ «Вѣрую во единаго Бога Отца...», что Пресвятый Духъ исходитъ отъ Отца и Сына, и на св. проскомидіи приносили прѣсный, а не квасный хлѣбъ, чтобы священники ваши брили бороды, дабы и этимъ не согрѣшали въ службѣ Божіей, такъ какъ они — женихи церкви. Если все это исполните, то получите отъ Вседержителя очищеніе, и мы ради вашего покаянія умилосердимся, если же нѣтъ, то безпощадно погубимъ васъ, чтобы вы не занимали напрасно мѣста на землѣ». Это и многое другое въ этомъ родѣ говорили еретики.

Преподобные же отвѣчали имъ слѣдующее: «Мы хотимъ найти истину и не обращаемъ вниманія на ваши соблазны и безуміе, поелику не боимся и не страшимся вашихъ угрозъ, потому что написано, что бояться нужно одного Бога, а человѣка нечего страшиться, и смѣло говоримъ: никого нѣтъ противъ насъ, если съ нами Богъ, Который праведенъ и правду возлюбилъ. Самъ Господъ нашъ Іисусъ Христосъ въ св. Евангеліи говоритъ: когда придетъ Утѣшитель, Котораго Я пошлю вамъ отъ Отца, Духъ истины, Который отъ Отца исходитъ, Онъ будетъ свидѣтельствовать о Мнѣ (Іоан. 15, 26); и опять: Я умолю Отца и дастъ вамъ другого Утѣшителя, да пребудетъ съ вами во вѣкъ (Іоан. 14, 16); и еще: это сказалъ Я вамъ, находясь съ вами; Утѣшитель же Духъ Святый, Котораго пошлетъ Отецъ во имя Мое, научитъ васъ всему и напомнитъ вамъ все, что Я говорилъ вамъ (25, 26 ст.).

Эти слова преподобные повторяли нѣсколько разъ для доказательства истины и чтобы заградить уста тѣмъ, которые говорятъ, что Духъ Святый исходитъ и отъ Сына. Ко всему этому преподобные присоединили еще и слѣдующее: «Если же и этому не вѣрите, духоборцы, то научитесь у Крестителя Предтечи Іоанна, Который видѣлъ Святаго Духа, сходящаго въ видѣ голубя съ неба и пребывающаго на Сынѣ; видите, что отъ Отца только Духъ исходитъ. Это ученіе содержитъ наша мать — святая Вселенская Апостольская Церковь и напаяетъ всѣхъ своихъ чадъ тѣмъ, что истекаетъ не изъ Эдема, а изъ Божественныхъ устъ Христа, сказавшаго слѣдующее: идите по всему міру, проповѣдуйте Евангеліе всей твари. Кто будетъ вѣровать и крестится, спасенъ будетъ, а кто не будетъ вѣровать, осужденъ будетъ (Марк. 16, 15-16). И еще: Посему говорю вамъ: всякій грѣхъ и хула простятся человѣкамъ, а хула на Духа не простится человѣкамъ; если кто скажетъ слово на Сына Человѣческаго, простится ему; если же кто скажетъ на Духа Святаго, не простится ему ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ (Матѳ. 12, 31-32). Поелику Святымъ Духомъ всѣ Пророки, Апостолы и Учители, будучи научены проповѣди, крестили и научили православной вѣрѣ въ разныхъ концахъ вселенной и передали правовѣрнымъ признавать четырехъ Евангелистовъ: Матѳея, Марка, Луку и Іоанна. Кто же присоединяетъ пятаго евангелиста, тотъ да будетъ проклятъ. «Кто соблазняетъ одного изъ братій, говоритъ Спаситель, достоинъ мученія», а кто всю вселенную соблазняетъ какъ вы, какое оправданіе тотъ найдетъ, чтобы избѣжать достойнаго мученія? Который изъ семи богоизбранныхъ Соборовъ говоритъ, что Духъ Святый исходитъ отъ Отца и Сына, или который изъ нихъ постановилъ правиломъ, чтобы мы приносили опрѣсноки и стригли волосы на бородѣ, какъ вы утверждаете? Будучи исполненъ семи лукавыхъ духовъ другихъ (въ противоположность семи соборамъ), въ какого Христа ты учишь вѣровать, духоборецъ, и преподаешь не Евангельское, а антихристово ученіе. Но пятаго Евангелиста мы не находимъ, кромѣ Магомета Сарацинскаго, предтечи антихриста, который раньше вашей гибельной ереси произвелъ плевелы. А что касается вашихъ опрѣсночныхъ мертвыхъ жертвъ, то это іудейскій обычай. Но вы скажете: развѣ Христосъ не ѣлъ пасхи, будучи опоясанъ и держа посохъ въ рукахъ по Писанію? Да, скажемъ мы, Онъ ѣлъ пасху, но упразднилъ ее, какъ обрѣзаніе и многое другое, и потомъ, сидя съ 12-ю учениками, установилъ Свою пасху. Во время вечери Онъ, взявши хлѣбъ и благословивъ, преломилъ и далъ Своимъ ученикамъ, говоря: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое и проч. Вотъ истинное таинство. Сказано: взялъ хлѣбъ, т. е. квасный, а не прѣсный, какъ вы противозаконно дѣлаете и служите, и держитесь Аполлинаріевой ереси. Брить же волосы на бородѣ мы не научились ни изъ Ветхаго Завѣта, ни изъ Новаго, потому что въ Ветхомъ Завѣтѣ отъ первосозданнаго человѣка, праведниковъ и пророковъ и до Самаго Господа нашего Іисуса Христа нѣтъ объ этомъ никакого постановленія; въ Новомъ же ни Самъ Христосъ, ни Апостолы объ этомъ ничего не говорили, а также ни однимъ изъ святыхъ Соборовъ не было постановлено, ни правилами указано, что можно видѣть и слѣпому. Тебѣ же, окаянный духоборецъ, лучше бы не браду, а языкъ отрѣзать, чтобы онъ не изрекалъ хулы и соблазна и не приводилъ бы другихъ вмѣстѣ съ тобою къ погибели; лучше пусть сгніетъ худой членъ, дабы не повредилъ хорошихъ. Не вредятъ волосы на бородѣ, но то, что исходитъ извнутри изъ лукаваго сердца, а именно: злые помыслы, убійства, прелюбодѣянія, воровство, лжесвидѣтельство и хулы, находящіяся въ вашемъ помраченномъ умѣ, — это, а не волосы на бородѣ, оскверняетъ всякаго человѣка, а тѣмъ болѣе священника.

Жениховъ церкви немного, а Единъ, Который придетъ въ полуночи судить живыхъ и мертвыхъ: живыхъ — православныхъ, мертвыхъ — еретиковъ, каждаго по его дѣламъ. Просимъ однако васъ, други, познайте истинную Православную Вѣру, которая есть жизнь и просвѣщеніе нашихъ душъ и слѣдуйте ей такъ, какъ св. Отцы и священные Соборы, принявъ эту вѣру отъ святыхъ Апостоловъ, намъ передали и узаконили въ св. Сѵмволѣ, присовокупивъ: «если кто отниметъ или приложитъ къ нему, да будетъ проклятъ». А отъ этого грѣха (нарушенія Сѵмвола) никто не можетъ разрѣшить преступниковъ и освободить отъ приготовленныхъ мученій. Послушайте, возлюбленные, и перейдите отъ зла къ добру, дабы не подвергнуть своихъ душъ мукамъ вѣчнымъ».

Но для беззаконныхъ латино-папистовъ эти слова блаженныхъ мужей были также непріятны, какъ для волковъ камни изъ пращи; они бросились къ нимъ и зажгли со всѣхъ сторонъ св. обитель. Причиной всѣхъ этихъ несчастій былъ нарушитель закона нечестивый Палеологъ, новый этотъ Навуходоносоръ. Преподобные и богоносные отцы наши, подобно тремъ отрокамъ окруженные пламенемъ, стоя на башнѣ (пиргѣ), возсылали молитву ко Христу, говоря: «Владыко, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, Единородный Сыне и Слове Божій, давый Себе яко Агнца непорочнаго на закланіе за родъ человѣческій! Ты Господи, изліявый пречестную кровь Свою ради Церкви Твоея и рекій, яко врата адова не одолѣютъ ей, сохрани Церковь Твою отъ волковъ, губящихъ ю. Умножи, Господи, достояніе Твое по всей вселеннѣй отъ конецъ и до послѣднихъ земли; ересь сію низложи силою Пресвятаго Твоего Духа; Жребій Пречистыя Твоея Матери соблюди непреклоненъ и нерушимъ во вѣки; пребывающія же въ немъ освяти и прослави съ Тобою, милующія ихъ помилуй; кровы [5] святыхъ Твоихъ воздвигни во славу Твою и въ память нашу; и сію молитву отъ устъ нашихъ пріими, яко кадило благоуханія, и призри на ны, якоже призрѣлъ еси на жертву Авраамову и на всесожженіе Іефѳаево, и воспріими ны, яко благъ и человѣколюбецъ».

По окончаніи молитвъ былъ свыше голосъ: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси.

Мучители, услышавъ этотъ внезапный голосъ, ужаснулись, но мракъ, лежащій на ихъ умственныхъ очахъ помѣшалъ имъ понять случившееся, такъ какъ Духъ Святый, Котораго они хулили (то есть оскорбляли, чтили не должнымъ, не истиннымъ, не подобающимъ Его чествованіемъ и преслѣдованіями и мучительствами истинно исповѣдывавшихъ Его), не пришелъ разогнать этотъ мракъ.

Блаженные отцы предали души свои въ руцѣ Божіи, скончавшись «во огни пламенни», 10 октября 1276 года отъ Рождества Христова. Всѣхъ святыхъ страдальцевъ числомъ было 26; изъ нихъ монаховъ было 22 и 4 мірянина. Имена послѣднихъ нигдѣ не записаны, имена же монаховъ слѣдующія: Ѳома, Варсануфій, Кириллъ, Михей, Симонъ, Иларіонъ, Іаковъ, Іовъ, Кипріанъ, Савва, Іаковъ, Мартиніанъ, Косма, Сергій, Мина, Іосифъ, Іоанникій, Павелъ, Антоній, Евѳимій, Дометіанъ и Парѳеній. Изъ нихъ первый, т. е. Ѳома, былъ, какъ сказано выше, игуменомъ, и велъ главнымъ образомъ споръ съ богомерзкими латинянами. Послѣдній же, т. е. Парѳеній былъ экклесіархомъ; онъ былъ снесенъ огненнымъ пламенемъ съ башни на землю (и — должно быть внутрь монастыря, или же по уходѣ латинянъ, а иначе они не оставили бы его въ живыхъ) и не тогда же умеръ, но проживши еще 30 дней и разсказавши о всемъ происшедшемъ скрывшимся на время и потомъ возвратившимся братіямъ. Блаженный Парѳеній предалъ душу свою Богу въ 10 день ноября, получивъ вѣнецъ мученическій съ прежде пострадавшими братіями.

Въ Римѣ не довѣряли Михаилу Палеологу, ибо и тамъ хорошо знали его двуличность и неискренность. Папы предъявляли ему требованія за требованіями съ цѣлію совершенно подчинить себѣ восточное Православіе и, наконецъ, объявили Михаила отлученнымъ отъ церкви. Желая убѣдить папскихъ посланцевъ въ своей приверженности къ Римской церкви, Михаилъ показывалъ имъ заключенныхъ въ темницу и содержимыхъ въ оковахъ за твердость въ Православіи, своихъ родственниковъ, Андроника и Іоанна Палеологовъ, Мануила и Исаака Раулей. Послѣднихъ онъ даже ослѣпилъ вмѣстѣ съ другими подвижниками благочестія. Жестокость Михаила усиливалась подозрѣніемъ, что всѣ противники уніи готовы покуситься на низложеніе его съ престола, на который онъ восшелъ чрезъ преступленіе. Но всѣ его старанія и звѣрства были напрасны: онъ ни въ чемъ не успѣлъ.

Во время похода противъ Іоанна Дуки, князя Эпирскаго Михаилъ заболѣлъ и умеръ (въ декабрѣ 1282 г.) въ лагерѣ близъ города Верріи, не присоединенный къ церкви западной и отлученный отъ церкви восточной. Общее негодованіе за его жестокости и отвращеніе были такъ велики, что находившійся при немъ сынъ его Андроникъ не посмѣлъ совершить надъ нимъ царскаго погребенія, а велѣлъ ночью похоронить его въ близъ лежащемъ монастырѣ. А вдовствующая Царица Ѳеодора принуждена была обнародовать исповѣданіе, которое заканчиваетъ такъ: «Царствѣнность моя, по благодати Божіей, еще и тогда, когда началось это дѣло, весьма тяготилась имъ, и едва терпѣла необычайность и новость его, даже негодовала, хотя и не постигала всей опасности отъ него, а теперь негодуеть тѣмъ болѣе, что ясно видитъ худой конецъ онаго недобраго замысла... Поелику же Церковь Божія осудила Векка (патріарха) за хульные догматы его, и съ нимъ Мелитиніота и Метохита, какъ единомысленниковъ, и ославила, и отлучила отъ общенія съ собою, то и Царственность моя, вслѣдствіи такого рѣшенія ея, достодолжно считаетъ ихъ отобщенными и отверженными. А такъ какъ сія же святая Церковь Божія опредѣлила не удостоивать уставныхъ поминовеній и скончавшагося супруга моего, и владыку, и царя за помянутое дѣло и смятеніе, то Царственность моя, предпочитающая всему страхъ Божій и покорность святой Церкви, любитъ и принимаетъ и это опредѣленіе ея, и никогда не понудить ее совершать поминовеніе души владыки моего, и царя, и супруга, или что-либо другое сверхъ заповѣданнаго мнѣ. Ибо согласоваться во всемъ съ Церковію Божіею и слѣдовать ей хочетъ Царственность моя, устрояющая такимъ образомъ спасеніе свое, и желающая явно исповѣдать предъ всѣми Вѣру свою, которую приняла отъ отцовъ, сохранила до настоящаго времени и сохранитъ до конца, будучи хранима силою создавшаго и воцарившаго ее милосердаго Бога».

Патріархъ — измѣнникъ и предатель — Іоаннъ Веккъ, только изъ угожденія царю-похитителю и ради патріаршества измѣнившій Православію, тотчасъ же послѣ смерти Михаила тайно оставилъ патріаршій престолъ а потомъ на помѣстномъ Соборѣ въ Константинополѣ, онъ былъ отлученъ отъ Церкви (дондеже аще раскается) вмѣстѣ со своими единомышленниками.... Унія и сторонники уніи были преданы анаѳемѣ...

Такимъ-то образомъ закончились вынужденныя старанія Палеолога и преступныя услуги ему Векка; коварные же замыслы латинъ и прельщенныхъ и увлеченныхъ ими латиномудренныхъ не удались ни на Аѳонѣ, ни въ Константинополѣ, ни въ другихъ мѣстахъ тогдашней Византійской имперіи, а замученные ими предстоятъ на небесахъ въ ликахъ святыхъ мучениковъ и прославляютъ укрѣпившаго и прославльшаго ихъ Господа.

 

*     *     *

Икона, отъ которой старецъ слышалъ голосъ Богоматери, предварявшій Зографскихъ иноковъ извѣстіемъ о приближеніи враговъ, осталась при страдальцахъ въ пиргѣ; но ее нашли впослѣдствіи неповрежденною подъ развалинами и насыпью пожарища.

Въ память этого дивнаго событія икона сія поставлена мѣстною въ нарочито устроенномъ впослѣдствіи особомъ храмѣ-параклисѣ въ честь преславнаго Успенія Богоматери, и неугасимая лампада постоянно тихо разливаетъ свой слабый, но никогда не замирающій свѣтъ предъ ликомъ Преблагословенной Дѣвы Маріи — небесной Покровительницы и верховной игуменіи Аѳона и въ немъ иночествующчихъ. Икона Божіей Матери очень темна и кажется нѣсколько въ обновленномъ видѣ: въ свое время она, какъ замѣтилъ еще покойный Святогорецъ Серафимъ (въ схимѣ Сергій † 1853 г.) [6], была едва ли отчасти не мозаической работы; пламень произвелъ на нее слабое дѣйствіе, какъ бы только въ свидѣтельство, что она точно была въ пламени и что пламень произвелъ на ней начтожные слѣды вспожирающей силы. Въ 1847 г. святая икона обложена новою серебряного позлащенною съ стразовымъ вѣнцомъ ризою [7], пожертвованною схимонахомъ Серафимомъ Комаровымъ, жившимъ и скончавшимся въ Пантелеимоновомъ монастырѣ на Аѳонѣ. Икона эта называется «Акаѳистною» и «Предвозвѣстительницею». Самое мѣсто, гдѣ было чудесное отъ иконы откровеніе или предвозвѣщеніе, до нынѣ называется у Болгаръ «Херово», отъ греческаго «хе́ре» — радуйся, что приблизительно означаетъ «Обрадованное».

Съ недавняго времени и именно съ 1873 г., въ память избавленія обители Зографской отъ распространившагося съ нагорной стороны монастыря сильнаго лѣсного пожара, угрожавшаго монастырю, случившагося въ этомъ году 28 іюля, который потухъ тотчасъ же, какъ только взяли святую эту икону и при пѣніи молебна пошли съ нею и обошли монастырь со стороны приближавшагося пламени, установили совершать ежегодно и совершаютъ въ Зографѣ на 28-іюля особое всенощное бдѣніе въ благодарность Богоматери, а послѣ божественной литургіи бываетъ крестный ходъ съ этой иконой вокругъ монастыря. Замѣчательно, что огонь дошелъ до той черты — тропинки, гдѣ была пронесена св. икона Царицы Небесной и дальше не переступилъ [8].

Въ сочиненіи профессора Императорской Академіи Наукъ Н. П. Кондакова «Памятники Христіанскаго искусства на Аѳонѣ» С.П.Б. 1902 г. на стр. 157 сказано объ этой иконѣ Божіей Матери съ отрицаніемъ ея древности. Но г. профессоръ дважды погрѣшилъ; во-первыхъ, онъ назвалъ эту икону «большою», тогда какъ она малая — всего только восемь вершковъ, а во-вторыхъ, видѣлъ и снялъ своимъ аппаратомъ (стр. 158) не эту, а совсѣмъ другую, которую онъ самъ счелъ списанною съ «Одигитріи». Самый снимокъ (№ 60) доказываетъ его погрѣшность и напрасное обличеніе имъ Аѳоно-Зографцевъ, якобы въ лживости ихъ... 
 

 

Небесное знаменіе.

Пиргъ, или башня, въ которой пострадали святые преподобномученики и въ цѣлости сохранилась святая икона Божіей Матери, отчасти стояла еще до 1873 г. но такъ какъ она закрывала собою новое сѣверное зданіе обители и по ветхости угрожала паденіемъ, то необходимо было ее разобрать. А для того, чтобы незабвенно было мѣсто мученическаго подвига святыхъ, братія обители единодушно пожелали поставить на томъ мѣстѣ памятникъ. Въ томъ же 1873 г., памятникъ и былъ воздвигнутъ; освященіе его предположено было совершить въ день памяти святыхъ. — Насталъ этотъ день. Съ вечера, вскорѣ по захожденіи солнца, началось всенощное бдѣніе. Ночь была безлунная и освѣщалась только слабымъ свѣтомъ звѣздъ. Въ природѣ была тишина. Ровно въ полночь, когда въ церкви послѣ первой каѳизмы читалось «житіе и страданіе святыхъ», надъ церковью вдругъ появился огненный столпъ и освѣтилъ обитель и ея окрестности столь великимъ свѣтомъ, что можно было видѣть и узнавать всѣ предметы, какъ въ обители, такъ и внѣ ея. Дивный столпъ этотъ, постоявши надъ церковью три или четыре минуты, прошелъ къ памятнику и остановился надъ нимъ на нѣсколько минутъ. Потомъ сталъ возноситься вверхъ и, наконецъ, превратился въ кругъ, какъ-бы вѣнчая собою памятникъ и мѣсто страданія преподобномучениковъ. Все это явленіе продолжалось до 15 минутъ. Очевидцами были многіе изъ братій обители и пришедшихъ на праздникъ скитянъ и пустынниковъ.

Самъ Господь Богъ Вседержитель явнымъ небеснымъ знаменіемъ въ послѣдніе наши дни надъ самымъ памятникомъ, на мѣстѣ страдальческой кончины иноковъ-исповѣдниковъ, предъ освященіемъ его, на самый день памяти ихъ, при самомъ чтеніи въ соборной Церкви повѣсти о нашествіи на Аѳонъ и на Зографъ латинъ, о преніи ихъ страдальцевъ сь латинами и о сожженіи ихъ, воочію всѣхъ явно и чудесно показалъ, что Ему благопріятенъ подвигъ сихъ страдальцевъ за истинную вѣру и за преданность святой Восточной Церкви, и что Онъ принялъ ихъ подвигъ болѣе пріятный, нежели жертва Авраамова и всесожженіе Ефѳаево, — принялъ и потому, что вмѣстѣ съ ними и Самъ Онъ страдалъ и спострадалъ имъ...

А Всепречистая, Всепреблагословенная, Всепренепорочная Приснодѣва Владычица Богородица, Неусыпаемая Назирательница, Божественная Экономисса и Небесная Игуменія Аѳона, Своего земнаго Удѣла и священнаго Вертограда — чудесно, чрезъ Свою икону и Своего раба-избранника предъизвѣстила своихъ ополченцевъ — иноковъ о нашествіи нежданныхъ звѣронравныхъ и богопротивныхъ латинъ, съ ихъ непрошенной и всѣмъ и истинно-православнымъ навязываемой «уніей», многажды на православныхъ соборахъ преданной отлученію — анаѳемѣ... И этимъ самымъ какъ бы засвидѣтельствовала Ея особое великое благоволеніе къ тѣмъ, кто православно, истинно чтитъ Ея... Рабу Господню (Лук. 1, 38) и Матеръ Христа Бога нашего, и что Ей и Сыну Ея и Богу противны тѣ, которые огнемъ и мечемъ и всякими насиліями и неправдами распространяютъ вѣру во Христа, съ примѣсью своихъ заблужденій и неправыхъ ученій о Богѣ Отцѣ, о Богѣ Сынѣ и Богѣ Духѣ Святомъ; и о Ней Всепреблагословеннѣйшей, — изрекшей нѣкогда: величитъ душа моя Господа и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ Моемъ (Лук. 1, 46-47). 
 

 

Ежегодное торжество на Аѳонѣ Восточнаго Православія надъ римскимъ латино-папизмомъ.

Въ этомъ Зографскомъ монастырѣ на Аѳонѣ ежегодно 10 октября — торжественно празднуется память сихъ святыхъ двадесяти шести преподобномучениковъ. Съ вечера наканунѣ, спустя часъ по заходѣ солнца, начинается всенощное бдѣніе по нарочито составленной службѣ святымъ преподобномученикамъ и совершается почти всю ночь, оканчиваясь предъ разсвѣтомъ; прекрасный мраморный памятникъ, устроенный на мѣстѣ страдальческой кончины святыхъ исповѣдниковъ, украшается гирляндами изъ зеленыхъ вѣтвей съ цвѣтами и освѣщается фонарями. Предъ иконою святыхъ страдальцевъ внутри памятника всегда теплится неугасаемая лампада. Есть и особый храмъ-памятникъ въ честь сихъ святыхъ преподобномучениковъ, благолѣпно устроенный въ новомъ корпусѣ, высоко надъ святыми вратами. Божественная литургія въ этотъ день-праздникъ совершается въ главномъ соборѣ во имя святаго великомученика Георгія самимъ настоятелемъ-архимандритомъ соборнѣ со множествомъ священноиноковъ...

Послѣ заамвонной молитвы всѣ священнослужители въ священныхъ облаченіяхъ и все множество монашествующихъ — общежителей и скитянъ, монастырскихъ работниковъ и случающихся русскихъ поклонниковъ-богомольцевъ выходятъ чрезъ западныя врата и, обойдя соборъ, идутъ къ памятнику. Впереди несутъ хоругви, затѣмъ горящіе подсвѣщники: іеродіаконы съ кадилами, наполненными ѳиміамомъ; одинъ изъ іеромонаховъ несетъ небольшой серебряный ковчежецъ съ задымленными и благоуханными частицами святыхъ мощей святыхъ преподобномучениковъ, двое другихъ — несутъ иконы Пресвятыя Богородицы «Акаѳистныя-Предвозвѣстительницы» и сихъ преподобномучениковъ. На колокольнѣ производится торжественный звонъ. Подойдя къ памятнику съ западной стороны и обратившись къ востоку, поютъ тропарь святымъ преподобномученикамъ, гласъ первый:

«Преподобнострадальный, богоизбранный полкъ двадесять и шесть божественныхъ обители Зографскія отцевъ, изобличившихъ латинское заблужденіе и нужную смерть огнемъ на столпѣ претерпѣвшихъ: Ѳому пастыреначальника и священнаго Варсануфія со славнымъ Парѳеніемъ, и прочихъ сострадальцевъ вси въ тойже обители живущіи, собравшеся пѣсньми почтимъ: сіи бо Троицѣ о насъ молятся».

И кондакъ имъ же, гласъ осьмый:

«Обители нашея предстатели и хранители, священныя преподобнострадальцы, двадесять и шесть, латинскую гордыню низложившія, и огненное сожженіе претерпѣвшія, и вѣнчанныя достойно восхвалимъ, вопіюще: радуйтеся, преподобнострадальніи».

Потомъ читается общее святымъ исповѣдникамъ Евангеліе (Лук. 12, 8-12), которое прочитываетъ самъ настоятель-архимандритъ — и всегда такъ выразительно, что невольно желательно и здѣсь привести его цѣликомъ.

«Рече Господь: всякъ, иже аще исповѣсть Мя предъ человѣки, и Сынъ человѣческій исповѣсть его предъ ангелы Божіими. А отвергійся Мене предъ человѣки, отверженъ будетъ предъ ангелы Божіими. И всякъ, иже речетъ слово на Сына человѣческаго, оставится ему: а на Святаго Духа хулившему не оставится. Егда же приведутъ вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвѣщаете, или что речете: Святый бо Духъ научитъ вы въ той часъ, яже подобаетъ рещи».

Затѣмъ произносится сугубая эктенія: 1) о Благочестивѣйшемъ Государѣ (нашемъ Всероссійскомъ) Императорѣ... о Супругѣ Его... о Наслѣдникѣ Его... о всей палатѣ и воинствѣ Ихъ, 2) о архіепископѣ нашемъ... [9] 3) о архимандритѣ и игуменѣ нашемъ... [10] со всею о Христѣ братіею и 4) за всю братію и за вся православныя христіаны. По обычномъ возгласѣ настоятеля-архимандрита съ тою же торжественностію возвращаются въ соборъ, гдѣ и заканчивается Божественная литургія, при раздачѣ череднымъ іеромонахомъ св. антидора. Потомъ всѣ идутъ въ общую братскую трапезу. Настоятель идетъ со славою въ архіерейской мантіи и съ архіерейскимъ жезломъ. Впереди его идетъ чередной іеромонахъ въ обыкновенной мантіи и несетъ икону святыхь преподобномучениковъ-исповѣдниковъ, въ предшествіи пѣвчихъ, поющихъ тропарь страдальцамъ. На колокольнѣ торжественный звонъ. Здѣсь въ трапезѣ продолжается чтеніе повѣсти о страданіяхъ мучениковъ отъ папистовъ и похвалы общежительной жизни предъ своежительною, запечатлеваемой названіемъ «самочинною».

На этотъ праздникъ торжества Православія надъ римо-папизмомъ приходятъ изъ дальнихъ мѣстъ многіе бѣдные кавіоты и каливиты, называемые сиромахами, и всѣмъ имъ предлагается съ вечера ужинъ, а послѣ литургіи — обильный обѣдъ въ общей братской трапезѣ.

На всенощномъ бдѣніи передъ Шестопсалміемъ, послѣ первой и второй каѳизмъ, прочитывается, а потомъ дочитывается въ братской трапезѣ «Повѣсть о нашествіи папистовъ на Святую Гору Аѳонскую, въ ней же о страданіи 26 преподобномучениковъ Зографскихъ повѣствуется».

Памятникъ, воздвигнутый на мѣстѣ страдальческой кончины святыхъ преподобномучениковъ, сдѣланъ изъ мрамора и поставленъ на каменномъ фундаментѣ на мѣстѣ древней пирги, часть фундамента которой еще до недавняго времени виднѣлась неразобранною наравнѣ съ поверхностью земли. Памятникъ окруженъ со всѣхъ сторонъ желѣзной рѣшеткой. На всѣхъ четырехъ сторонахъ памятника крупными буквами по-славянски написано всѣ касающееся устройства его и событія, въ память котораго онъ поставленъ.

На западной сторонѣ, какъ разъ посрединѣ, устроенъ кивотъ, въ которомъ за стеклянной дверкой написано на стѣнкѣ изображеніе этого событія и находится икона святыхъ преподобномучениковъ; предъ ними теплится неугасаемая лампада. На изображеніи видна высокая монастырская пирга-башня: внизу разъяренные латины разводятъ огонь, который уже прорывается чрезъ окна. Наверху стоять всѣ 26 мучениковъ. У нѣкоторыхъ развернуты свитки, которые они показываютъ стоящимъ внизу латинамъ. На одномъ свиткѣ написано: «Вземъ хлѣбъ квасный, а не прѣсный, якоже вы творите беззаконно»; на другомъ: «Во Святомъ Символѣ аще кто отложитъ или приложитъ, анаѳема да будетъ»; на третьемъ: «Окаянный духоборецъ, не вредятъ власы брадныя, но исходящая изъ внутренняго и лукаваго сердечнаго сокровища»; на четвертомъ: «Милующія насъ помилуй; кровы [11]святыхъ Твоихъ воздвигни во славу Твою и въ память нашу». Внизу латины написаны съ приподнятыми кверху лицами и съ развернутымъ свиткомъ: «Отверзите намъ, господіе, отверзите: Евангеліе Христово учимъ».

На южной сторонѣ памятника сверху маленькая виньетка: «Яко жертва Господеви огнесожженныя 26 въ лѣпоту явишася: яко приношеніе Тебѣ, Спасе, испеченныя 26 на столпѣ, предложишася». А потомъ сверху и донизу: «Имена святыхъ 26 преподобномучениковъ, здѣ пострадавшихъ, суть сія: Игуменъ Ѳома, Варсануфій, Кириллъ, Михей, Симонъ, Иларіонъ, Іаковъ, Іовъ, Кипріанъ, Савва, Іаковъ, Мартиніанъ, Косьма, Сергій, Мина, Іосифъ, Іоанникій, Павелъ, Антоній, Евѳимій, Дометіанъ и Парѳеній. Четыре имени неизвѣстны».

На восточной сторонѣ: «На семъ мѣстѣ въ бывшемъ пирзѣ святіи 26 преподобномученицы Зографстіи, ради добляго исповѣданія Православныя вѣры отъ латинъ сожжени быша при благочестивомъ Болгарстѣмъ Царѣ Константинѣ Тисѣ Асѣнѣ, отступницѣ же отъ Православныя Восточныя Церкви Греческомъ Царѣ Михаилѣ Палеолозѣ и латиномудрствующемъ Патріарсѣ Іоаннѣ Веккѣ въ лѣто отъ Христа 1276 мѣсяца октября 10 дня».

На сѣверной: «Здѣ же въ пеплѣ обрѣтена икона Пресвятыя Богородицы, неповрежденная всепоядающимъ огнемъ и предъизвѣстившая нашествіе латинъ на обитель сію. Сей памятникъ сооруженъ въ лѣто 1873; мѣсяца іюня 12 дня».

И какъ намъ всѣмъ, православнымъ вообще и насельникамъ Святой Горы Аѳонской въ особенности, не радоваться, когда Сама Царица Небесная, наша верховная Игуменія, Промыслительница и Назирательница, благоизволила чрезъ одинъ изъ многочисленныхъ Своихъ дивныхъ и благодатныхъ образовъ въ Своемъ земномъ Удѣлѣ, Своимъ гласомъ отъ него, предупредить нашествіе на оный кровожадныхъ латинъ и иже съ ними единозломудренныхъ и симъ явно показать намъ, а чрезъ насъ и всѣмъ другимъ, отпадшимъ и отторгнутымъ, что они дѣйствительно уклонились и отпали отъ истинной вѣры христіанской, сохранившейся лишь въ святой соборной апостольской Церкви на Востокѣ.

«Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою и Тобою — съ нами! Радуйся, кровожадныхъ латинскихъ стремленій наказательницѣ! Радуйся, заблуждшихъ обличительницѣ! Радуйся, гору Аѳонскую иконами Твоими облагодатствовавшая и святою ей достойно нарекшеюся! Радуйся, многими чудесами и дивными знаменьми ихъ ознаменовавшая и прославльшая! Радуйся, и Сама чрезъ нихъ отъ востокъ солнца до западъ прославльшаяся и прославляющихъ Тя прославляющая! Радуйся, иноковъ Аѳонскихъ хранительницѣ! Радуйся, несомнѣнное наше упованіе! Радуйся, всѣхъ православныхъ славо и утѣшеніе! Радуйся, Обрадованная! Радуйся, Благодатная! Радуйся, всѣхъ радостей Радосте!»

 

*     *     *

[Празднованіе Пресвятой Богородице ради этой Ея святой иконы въ Россіи и повсюду, гдѣ есть списки-подобія этой иконы, въ особенности же въ послѣднее время присланныя въ даръ и во благословеніе съ Аѳона, въ благодатную помощь на враговъ и гонителей Православія, совершается и должно совершаться 10 октября — въ день страдальческой кончины святыхъ 26 преподобномучениковъ Зографскихъ. На Аѳонѣ имѣется нарочито составленная полная бдѣнная служба въ честь и похвалу Богоматери и въ обличеніе латиномудрствующихъ.] 
 

 

[Избранныя пѣснопѣнія изъ службы Пресвятой Богородицы:]


 

 

Тропарь въ честь Божіей Матери, ради иконы Акаѳистныя-Предвозвѣстительницы, гласъ 3-й:

«Якоже иногда старцу иноку,* предъ святою Твоею иконою похвальная Тебе воспѣвавшему,* взаимо радоватися рекла еси* и враговъ пришествіе* предвозвѣстила еси, Богородице,* тако и нынѣ услыши наша хвалы* и обстояній лютыхъ свободи,* нашествіе же враговъ видимыхъ и невидимыхъ* прожени отъ насъ,* да вси благодарственно тебѣ вопіемъ:* Радуйся, безневѣстная Мати,* коварства вражія запинающая* и отъ всѣхъ золъ насъ избавляющая». 
 

 

Кондакъ, гласъ тойже:

«Обитель Зографская и вся гора Аѳонская, отъ нашествія еретичествующихъ и кровожадныхъ латинъ избавльшеся, благодарно вопіютъ Ти, Богородице: радуйся, покрове ширшій облака, отъ зноя гнѣва Божія насъ защищающій и отъ всѣхъ бѣдъ избавляющій». 
 

 

На велицѣй вечерни, на Господи воззвахъ: стихиры, гласъ 1-й. Подобенъ: О, дивное чудо!

«О, дивное чудо!* икона Богоматери иже во Аѳонѣ,* яко жива сущи,* гласъ провѣщеваетъ, нашествіе враговъ предвозвѣщаетъ.* Тѣмже убо веселитеся, иноцы Аѳонстіи* всю тварь созывайте вопити Преблагословеннѣй:* Благодатная, радуйся, съ Тобою Господь,* подаяй мірови Тобою велію милость».

«О, великое Твое, Богомати, благоволеніе* къ насельникамъ земнаго жребія Твоего,* Ты бо иноку Аѳонскому,* предъ иконою Твоею "радуйся" Тебѣ воспѣвавшему,* взаимно радоватися рекла еси,* и нашествіе суемудрыхъ и духоборныхъ латинъ предвозвѣстила еси.* Тѣмъ же и мы Тебѣ вопіемъ:* Благодатная, радуйся, съ Тобою Господь,* подаяй мірови Тобою велію милость».

«О, дивное вспоможеніе всѣмъ вѣрнымъ еси,* Богородице чистая,* горѣ же Аѳонстѣй и живущимъ въ ней инокомъ* предивный покровъ и заступленіе.* Тѣмже убо свѣтло сотворяюще память,* бывшаго отъ иконы Твоея преславнаго чудесе,* хвалебно Тебѣ вопіемъ:* Благодатная, радуйся, съ Тобою Господь,* подаяй мірови Тобою велію милость».

«Дивная дѣла показалъ еси, Господи,* въ Пречистѣй Матери Твоей:* Ту бо Едину достойно обрѣлъ еси* послужити великому таинству Твоего воплощенія* и Сію даровалъ еси христіанскому роду* Хранительницу и Заступницу:* и не токмо Ей Самѣй,* но и образомъ подобія Ея даровалъ еси силу чудотворенія.* Сего ради хвалебно Ей вопіемъ:* Благодатная, радуйся, съ Тобою Господь,* подаяй Тобою мірови велію милость».

 

И нынѣ, гласъ 3-й:

«Пріиди, преподобный старче,* воспой съ нами радостную пѣснь,* предъ чудною иконою Богоматери,* якоже иногда воспѣлъ: "Радуйся, Невѣсто неневѣстная".* Да тебѣ ради и намъ речетъ Владычица:* Радуйтеся, вѣрніи раби Сына Моего,* и царствія небеснаго наслѣдницы». 
 

 

Слава, и нынѣ, гласъ 6-й:

«Егда богомерзціи латины,* яко волчцы во овчей одеждѣ,* на жребій Твой Владычице нападоша,* тогда единъ преподобный старецъ,* предъ иконою Твоею,* во уединеніи молящійся,* гласъ Твой, Богородице, услыша сице вѣщающь:* "Гряди скоро во свою обитель* и возвѣсти братіи,* яко приближаются врази Мои и Сына Моего".* Тойже абіе текъ, узрѣ икону Твою,* отъ нея же гласъ слыша,* надъ враты монастырскими стоящу,* и симъ чудомъ въ истинѣ гласа извѣстися.* Тѣмъ же сотворяюще днесь,* лѣтнюю память сему чудеси,*прославляемъ Тя, Заступницу рода христіанскаго,* и благодарно Тебѣ вопіемъ:* Радуйся, Рождествомъ Твоимъ родъ человѣчь* отъ лести діаволи избавльшая,* и отъ прелести еретическія* присно насъ избавляющая». 
 

 

Пѣснь 7-я.

(Второй тропарь:) «Великая и малая Россія, якоже Гора Аѳонская и вся Восточная Церковь, отъ лести и насилія папослужителей Тобою, Богомати, избавльшеся, благодарно Тебѣ вопіютъ: Благословенна Ты въ женахъ едина, Всенепорочная Владычице». 
 

 

Пѣснь 8-я. Ирмосъ: Отроки благочестивые...

«Пойте, иноцы Аѳонстіи, благословляй страно Россійская, благую Владычицу, Заступницу всемилостивую, покровомъ Своимъ православныя люди покрывающую, еретическихъ же вся замыслы разрушающую».

«Хотяху иногда папослужителіе всю землю Россійскую мечемъ плѣнити и вся православныя христіаны во свою пагубную ересь обратити, но заступленіемъ Твоимъ, Владычице, Господь сотре гордыню ихъ; тѣмже превозносимъ Тя во вѣки». 
 

 

Пѣснь 9-я. Ирмосъ: Всякъ земнородный...

«Пріидите, православія питомцы, духовно возвеселимся, днесь бо наста свѣтлый праздникъ чудныя Пречистыя Богоматере иконы, ею же Православіе утверждается, заблужденіе же латиномудрствующихъ явно изобличается». 
 

 

Величаніе:

«Величаемъ Тя, Пречистая Богородице Дѣво, и чтемъ образъ Твой святый, имже заблужденіе латинъ изобличила еси, насъ же во Православіи утвердила еси».

 

Ревнитель Православія Святогорецъ-инокъ        
Денасій Пантелеимоновскій.       

Примѣчанія: 
[1] Посланіе святогорцевъ помѣщено въ нашей статьѣ «Борьба за святое Православіе» въ «Минскихъ Епархіильныхъ Вѣдомостяхъ» за 1907 г., а потомъ перепечатано въ «Холмской Церковной Жизни» за 1908 г. 
[2] Хартофилаксъ — высшій сановникъ при патріархѣ, завѣдующій важнѣйшими дѣлами по управленію въ патріархатѣ, — главный секретарь, управляющій канцеляріей патріархата. 
[3] Подробнѣе о прискорбныхъ послѣдствіяхъ отпаденія Ксиропотамскихъ иноковъ въ брошюрѣ «Борьба за Святое Православіе» въ статьѣ «Нашествіе папистовъ на святую гору Аѳонскую». 
[4] «Письма съ Востока» (А. Н. Муравьева), часть I, стр. 307. 
[5] Кровы — жилища, обиталища, обители (ср. Матѳ. 8, 8; Марк. 9, 5; Лук. 7, 6; 16, 9). 
[6] Письма Святогорца, изд. 8-е, стр. 338-339. 
[7] Тамъ же, стр. 334. 
[8] Были и еще потомъ два и тоже большихъ лѣсныхъ пожара вблизи монастыря и въ оба раза брали святую икону Пресвятой Богородицы, съ крестнымъ ходомъ шли къ мѣсту пожарища, и пламя останавливалось, и грозившая опасность монастырю проходила, и благодарность Зографцевъ ко Всепреблагословенной и Всемилостивой умножалась и увеличивалась... 
[9] О вселенскомъ Константинопольскомъ Патріархѣ. 
[10] О настоятелѣ монастыря. 
[11] Кровы, т. е. жилища, обиталища, обители. 
 

Источникъ: Аѳонская икона Пресвятыя Богородицы Акаѳистная-Предвозвѣстительница, или борьба Аѳонцевъ за св. Православіе Восточной Церкви и страданія ихъ за несогласіе на унію съ Римомъ и подчиненіе папѣ. — Шамордино: Типографія Казанской Амвросіевской женской Пустыни, 1913. — 24 с. 

Уния: религиозно-политическая папская власть

почетный профессор Афинского университета протопресвитер Георгий Металлинос (+2020)

 

 

 

Под «унией» мы понимаем религиозно-политическую схему, придуманную папством для вестернизации нелатинского Востока, т. е. его духовно-политическое подчинение власти Папы. Другими словами, это связано с экспансионистской политикой папизма, наиболее последовательным выражением европейского феодализма, который благодаря влиянию Ватикана продолжается по сей день. Конечно, необходимо проводить некоторое разграничение между различными стадиями, которые обнаруживает уния в историческом плане. Потому что определенной исторической схеме предшествует идея и разработка процедуры подчинения Востока — да и Православия — Папе, неизменная тенденция латинской церкви после расхождения с православным Востоком и полного отрыва от него. Там, где непосредственная латинизация оказывается труднодостижимой, папизм применяет метод унии, который, таким образом, оказывается хитрой уловкой, ибо подчинение достигается под видом сохранения традиции и свободы.

 

Это экспансивное движение папского престола, именуемое на нашем языке унией или униатством, обязано своим названием латинскому слову unio (союз), но только в 1596 г. в Польше оно официально получило название unia (слав. уния). Это название тогда использовалось для характеристики не только объединительного движения с Папой, но и определенной общины православных, которые соборно решили присоединяться к папизму не полностью, а только признать Папу своим духовным главой, сохраняя свои богослужебные и прочие обычаи и тем самым внешне создавая впечатление верности традиции и пребывания в своих национальных рамках.

Сохранение «восточного» или «византийского» «обряда» униатами объясняет названия «католики византийского обряда», «греко-католики» и т. д., как их обычно характеризуют. Но более уместно название «восточные католики», потому что униаты по сути своей являются папистами, полностью принимающими папское учение и, конечно, те догматы, которые коренным образом отличают папизм от Православия, и только внешне и поверхностно, одеждами духовенства и своими восточными обычаями («обрядом») создают ложное впечатление, что они остаются православными. Поэтому их очень правильно также называют «объединенными римо-католиками» (греч. Ηνωμένοι Ρωμαιοκαθολικοί) и «униатами» (лат. uniti).

...Идея унии, как метода и способа подчинения, связана с экспансионистской волей Старого Рима, исказившего православную веру, которая заключалась в распространении и насаждении папского первенства. Поэтому неудивительно, что уния как идея родилась и развивалась параллельно со «святой инквизицией» (Inquisitio). Инквизиция и уния оказались плодами с одного дерева папского западно-европейского духа. Инквизиция приступила к навязыванию папской католической власти в пределах Западной Европы, уния же взяла на себя расширение религиозно-политической папской власти на Востоке. Посредством инквизиции достигалась нейтрализация непокорных папской власти, посредством унии — латинизация восточных жителей, которые отказывались от суверенитета Старого Рима. Поэтому и на Востоке подчинение Папе, либо в виде обычной латинизации, либо посредством унии, выражалось глаголом окатоличивать (греч. φραγκεύω), то есть обращать в католическую веру. Уния исторически будет идти рука об руку с инквизицией. Таким образом, одна выявляет роль другой.

...Уже сообщается о тайных консультациях в церковных и политических кулуарах по нормализации отношений с Ватиканом, который пытается развеять негативные впечатления прошлого. Однако уния остается, и происходит разрушение восточноевропейского Православия. Поэтому всякое отступление православных будет равносильно преступлению... Наши действия не только записаны в анналах истории, но и будут судимы в конце истории Господом, Владыкой истории, Который является одновременно Спасителем и Судией.

 

Источник: Отрывки из книги «Уния: лицо и маска», издательство «Апостол. Диакониас», 1992. // ΗΟυνία: πρόσωπο και προσωπείο, εκδόσεις Αποστολ. Διακονίας, 1992.

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.



Подписка на новости

Последние обновления

События