Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Почему православные христиане настороженно и отрицательно относятся к Всероссийской переписи 2010г.?

Время, в которое мы живем, обязывает нас быть более внимательными и осмотрительными


 

 Несмотря на Заявление председателя Синодального отдела по связям Церкви с обществом и государством относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан протоиерея Всеволода Чаплина, многие верующие, клирики, монашествующие и миряне, на самом деле, с недоверием и отрицательно относятся к проведению переписи. И для этого существуют вполне объективные основания, тем более, что легкомысленный подход к весьма серьёзным проблемам у современных людей, и даже православных, становится весьма печальной, но распространенной очевидностью...

 

Основы христианского поведения и отношения к действиям внешнего нехристианского мира

 

 

 

 

«Бодрствуйте и молитеся, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 14,38)

Прежде всего мы считаем необходимым изложить некоторые важные и принципиальные основы христианской жизни, которые определяют поведение христианина и представляют собой основу для оценки тех мероприятий, который проводит государство.

По словам Самого Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, христианин должен постоянно бодрствовать: «Бодрствуйте и молитеся, чтобы не впасть в искушение», (Мк. 14,38) Апостол Петр добавляет «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ищя кого поглотить». (1 Петр. 4, 8) То есть Господь даёт заповедь каждому христианину находиться в состоянии предельного внимания ко всему, что происходит рядом с ним, поскольку далеко не всё, что происходит с человеком, является проявлением Божественной воли. Многое в земное жизни нам предлагается по попущению Божию и богопротивником дьяволом на подобии того искушения, которое испытал от него Сам Господь в Иудейской пустыне. (Лук) Человек почти что постоянно находится перед выбором: поклониться дьяволу и тогда все блага мира будут лежать перед твоими ногами, либо сохранить верность Христу и наследовать блаженную вечность и иметь мир в совести. В жизнь человека часто, хотя и по попущению Божию, вмешивается дьявол и его слуги бесы, духовно разумные существа, целью их деятельности является стремление погубить человеческую душу, оторвать от Бога. И делается это самими хитрыми способами, почему часто говориться, что демоны прельщают человека. Они прельщают выгодами, но реально толкают человека в страшную пропасть.

Более того, согласно словам апостола Павла, жизнь христианина проходит как бы по краю водораздела, по линии разделения дух законов: «тайны беззакония» (2 Фесс. 2, 7) и «тайны благочестия» (1 Тим. 3, 16). Эти понятия о двух противоположных направлениях человеческой деятельности, о двух явлениях в земной истории, Антихриста и Христа, богопротивника и Истинного Бога, учит св. апостол Павел. Под тайной беззакония апостол Павел понимает все те действия рода человеческого, которые по наущению дьявола направлены на подготовку пришествия антихриста: то есть грех, богоборчество явное и скрытое. Тайна беззакония, как орудие дьявола для погубления человечества, использует человеческий разум и деятельность самого человека для осуществления этого плана. Поэтому наука и научные достижения для христианина могут рассматриваться как благо, так и зло. Если они находятся на служении «тайны беззакония», то они превращаются в инструмент дьявола. Если же они служат подлинному благу человека, оказывают ему помощь в различных формах его повседневной жизни и деятельности, обогащают его познания окружающего мира и т.д. Во многих случаях развитие средств массового уничтожения человека по необходимости, в силу функциональной направленности и использования этих открытий, мы должны рассматривать как зло. В этом нет противоречия и общечеловеческим и гуманистическим воззрениям на этого рода открытия в области военной науки. К этой тайне беззакония мы должны отнести и те действия, которые направлены на разрушение Православной Церкви, которая несёт весть о «тайне благочестия», то есть Боговоплощении, приходе в мир Спасителя мира Христа.  Церковь Православная, как единственная носительница спасительной и возрождающей Божественной благодати, продолжает «тайну благочестия», приобщает к ней рождённых ей в таинстве святого Крещения в «тайне благочестия». Способы и методы этого разрушения Церкви могут быть совершенно разнообразными.

Апостол Павел также даёт нам, христианам, важный жизненный совет: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Ефес. 5,10-11). То есть христианину важно знать:

l        предлагаемое дело является ли угодным Богу, сообразуется ли с Божественной волей или нет,

l        если дело или предприятие является не богоугодным, то оно принадлежит к категории «дел тьмы», а значит и к «тайне беззакония»,

l        христианин не должен участвовать в делах не сообразных воле Божией и противных ей,

l        обличать дела противные воле Божией, то есть указывать на их небоугодный характер, а значит как на зло.[1] 

Относительно слов апостола Павла «не участвуйте (слав. не приобщайтесь) в бесплодных делах тьмы», обратим наше внимание на комментарий свт. Феофана Затворника: «Но говорит: не приобщайтеся; ибо можешь, не делая худого, сам стать виновным в худобе другого через соучастие в делах его. Как? Когда каким-либо образом обнаруживается согласие на худые дела других. Случаев к этому много. Последний предел, — если видишь или слышишь, или знаешь, да молчишь».[2] Ссылаясь на толкования свт. Фотия Великого и Экумения, свт. Феофан напоминает, что для христианина наиболее приемлемым способом обличения греха и зла всегда был образ жизни христианина, который выражался в неучастии в делах тьмы, греха и зла. «Удаляющийся делом показывает, пишет свт. Феофан Затворник, — что не одобряет того, от чего удаляется».[3] Это удаление служит надёжным способом и обличения зла как такового. Или, как говорит прп. Иоанн Дамаскин: «Но если мы будем светом и возможем обнаружить тьму (их дел) противоположностью светлостью жизни; то такое обличение  будет самое лучшее».[4]

Именно поэтому уже в раннехристианские времена, когда христианам постоянно приходилось сталкиваться с обычаями и законами, противными божественной правде, они уклонялись от таких законов. Это, безусловно, вызывало крайнее раздражение римских императоров, которые воспринимали такие поступки христиан как проявление непослушания и неподчинение власти, а также нанесение оскорбления «божественной персоне императора». И только во время страшных пыток, принуждений, по особому Божественному действию и вдохновению мученики дерзали на публичное обличение языческих взглядов правителей Римской империи. Неслучайно в первые три века христианства оно рассматривалось Римским государством как запрещённая религия, religio illicita. Но судя, по словам апостола Павла, а также толкованиям святых отцов приводимого нами отрывка из послания к Ефесянам, христиане призывались именно к особому служению — быть светом для мира, и этим светом обличать зло и неправду. Об этом же говорит и Сам Сын Божий: «Вы свет мира». Это свечение заключалось в добродетельной, праведной жизни и уклонении от зла, не участии «в делах тьмы», в «тайне беззакония».

 

* * *

Любая ли перепись богоугодна?

Библейские свидетельства, о гневе Божием и наказании

 

Пророк Божий Моисей

 

Что же касается проблемы Всероссийской переписи 2010г., то мы должны и ей дать правильную библейскую и святоотеческую оценку, уходя от двусмысленного толкования. Кстати говоря, в тексте «Разъяснений председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан» мы как раз и встречаемся с размытостью, двусмысленностью, уходом от глубокой и объективной оценки поднятых вопросов. Кстати относительно вопроса о переписи, даваемые ссылки на перепись при императоре Августе во времена Рождества Христова или на перепись при пророке Моисее после исхода из Египта (Числ.1, 1-2), выглядит весьма наивно. И высказанная точка зрения не имеет требуемой богословской глубины и осмысления. Давайте немного остановимся на этих библейских фактах.

Во-первых, перепись израильского народа носила локальный характер, ограничивалась исключительно переписью колен израильского народа. Во-вторых, если даже не во-первых, она была непосредственным повелением Божиим. Согласно этому повелению исчислялись лишь лица мужского пола от 20 лет и выше «всех годных для войны  у Израиля». (Числ. 1, 2) В число переписываемых не входили левиты, или если использовать понятия нашего время, духовенство. (числ. 49-50) Чего требует и в обязательном порядке нынешняя перепись. Эти переписи, только исчисляли, но не переписывали состояние, положение людей, их доходы, как это делается сегодня. И по единодушному толкованию целью ветхозаветной переписи было вовсе не сбор персональных данных о человеке, не создание базы данных, а показать исполнение пророчества, данного Богом еще Аврааму об умножении его потомства, а также упорядочить весь народ израильский по коленам. Большинство святых отцов Церкви рассматривали подобные деяния в мессианско-пророческом смысле.

Кроме этой переписи книга Числ упоминает о повторной переписи, тоже проходившей по непосредственному повелению Божию, данному пророку Моисею (Числ. 26, 2), уже через 38 после первой. Какая была  цель у этой переписи?

Первая — знать численность родов и дать удел в Обетованной земле «по числу имен». «Кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее; каждому должно дать удел соразмерно с числом восшедших в исчисление».(Числ. 26, 54) 

Вторая — она была сделана и для того, чтобы удостовериться самим израильтянам в обетовании Божиим о том, что за проявленное неверие вышедших из Египта, никто из них не увидит земли Обетованной. И, действительно, «в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской. Ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне; и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина». (Числ. 26, 64-65)

 

 

Царя Давида обличает пророк Нафан, миниатюра XIV в

Во-вторых, Священное Писание Ветхого Завета нам также преподает пример переписи, вызвавшей гнев Божий. Это перепись, которая была поведена царем Давидом в конце его царствования. (2 Цар. 24. 1-25; 1 Паралип. 21). Более того, Священное Писание говорит, что данное предприятие было сделано по внушению царю Давиду демона: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». (1 паралип. 21, 1) «Не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля». (1 Паралип. 21, 7)

Кстати говоря, мы сегодня удивляемся происходящими в нашей стране природными катаклизмами: страшной жарой и пожарами, возможно надвигающимся голодом. Но чтобы понять, что всё это не является стихийной и самопроизвольной природной аномалией, случайностью, следовало бы обратить внимание на те наказания, которые хочет наложить Господь на Израиль за проведенную перепись: «три наказания Я предлагаю тебе; избери себе одно из них, — и Я пошлю его на тебя... три года — голод, или три месяца преследуем будешь неприятелями твоими, или меч врагов твоих будет досягать до тебя; или три дня — меч Господень и язва на земле и Ангел Господень, истребляющий в всех пределах Израиля». (1 Паралип. 21, 11-12)

Согласно Божественному откровению Бог не оставляет ни человека, ни созданный им мир без Его Промысла и попечения. Мир видимый, земля по учению Церкви созданы для человека, чтобы человек, созерцая красоту мира, прославлял своего Создателя. Но если грех становится нормой жизни человека, в жизни общества, то окружающая природа начинает на него восставать, как на бунтаря против божественного порядка. Бог для вразумления  человека, для обращения от греха и богоборческого образа жизни посылает бедствия. Вот каков смысл часто происходящих природных аномалий. Все они — знаки вразумления Богом человека, способы образумления человека. Прп. Феодор Студит (IXв.), игумен самого известного в и самого большого в Константинополе монастыря, исповедник веры и бесстрашный защитник священных канонов в одном из своих слов объясняет именно так в те времена случившееся большое землетрясение: «Как, когда господин обращает гневный взор на раба, раб приходит в трепет: так истинный Владыка всего и Творец, перед Коим все твари предстоят, как рабы и рабыни, когда восхощет показать праведное негодование Свое на нас за грехи наши, всевидящим оком силы Своея грозно воззревает на тварь и творит ю трястися, чтобы мы, устрашившись и вострепетав, как рабы, навлекшие на себя гнев, уцемудрились и обратились к исполнению Его заповедей. Вот братия мои, коль страшна сила Его! Какого проявление негодования Его, и ярость гнева Его!»[5]

Хотя менталитет современного человека если и признает существования Бога, то исключительно как некую высшую разумную безликую силу, которая не участвует в нашей жизни. То есть сознанию современного человека, и даже как это не странно, некоторым верующим людям, иерархам и профессорам присуще чисто деистическое сознание, которое не признает за Богом реальную личность, его правосудие. Однако Священное Писание говорит нам совершенно об ином — о долготерпении и любви Божией, но соединенными с Божественным правосудием.

Итак, Священное Писание Ветхого Завета нам вполне  ясно говорит о том, что не всякая перепись богоугодна. Она тогда угодна Богу, когда согласуется с Его всесвятой волей.

 

 Перепись при императоре Августе, богословское осмысление

 

Относительно же переписи при императоре Октавиане Августе необходимо заметить, что хотя она и исходила от чуждого еврейскому народу императора страны-поработительницы, но эта перепись также не предполагала сбора персональных данных с занесением в единый регистр населения с целью осуществления контроля или присвоения личного кода, то есть идентификации личности по электронному номеру-коду. Перепись населения не несла никаких последствий для еврейского народа — это была чистая статистика, «исчисление народа», а не сбор информации о человеке и создание персональных баз данных, тем более, что перепись императора Августа, которая по свидетельству историков проходила в два этапа, ставила своей целью действительно только исчисление численности населения только что созданной империи. Для царя Давида, как верующего в истинного Бога Ягве, это было не дозволено, ибо лишало веры в Божественный промысел и управление народом Божиим Самим Богом, но отношение к действиям языческого императора не может быть таким же.

Канун первого века христианской эры ознаменовался созданием величайшей в мире Римской империи, вобравшей в себя зе́мли трёх материков, сокрушившей десятки царств и поработившей сотни народов. Столицу империи город Рим называли столицей мира, а его властители приняли титул Божественный, приравняв свою власть к власти Самого Бога. Обожествлённые статуи императора высились над статуями десятков богов всего мира. По слову правителя Рима заключался мир и начиналась война, возводились и уничтожались во мгновение ока целые города, никто не смел перечить его воле. Одним из главных создателей этого великого государства был император Октавиан Август, имевший титул Божественный. Его современникам казалось, что он действительно всесилен и равен божеству. И никто бы никогда не поверил, что этот могущественнейший властитель станет точным исполнителем слов бедного еврейского проповедника, жившего за 600 лет до него и о существовании которого император даже и не знал…

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Итак, согласно пророчеству, Иисусу Христу надлежало родиться в Вифлееме. А между тем Иосиф и Мария проживали в Назарете, в 160 км от Вифлеема. И вот для того, чтобы сам того не подозревая, стать исполнителем Библейского пророчества и орудием в руках Божьих, император Август повелевает сделать перепись населения, которая «была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:2).

О переписях во дни Августа Тацит пишет, что во время их проведения были собраны сведения «о государственной казне, о количестве граждан и союзников на военной службе, о числе кораблей, о царствах, провинциях, налогах прямых и косвенных». Это сообщение Тацита подтверждает и Светоний.[6] Наконец, сам император Август сообщает о своих переписях в так называемой Анкирской надписи.[7]

Долгое время указанное место в Евангелии от Луки, повествующее о переписи, считалось грубой исторической ошибкой, но с течением времени оно стало блестящим свидетельством точности евангельских сообщений. И точности не только исторической, но и пророческой, ибо этот незначительный на первый взгляд да и к тому же короткий отрывок, состоящий всего из нескольких слов, показывает руку Божью на штурвале всемирной истории. Великий император великого Рима, Октавиан Август, безропотно и очень точно, в предусмотренный Богом срок, стал исполнителем пророчества бедного иудея Михея, содержащего Божью волю.

Согласно знаменитому догматику инокини Кассии на вечерни Рождества Христова «Августу единоначальствующему на земли многоначалие человеков преста...», проведённая им перепись, как и создание единого государства на просторах ойкумены — имели характер прообразовательный по отношению к тому, что совершит Сама Божественная и воплощённая Истина, Сам Богочеловек — через таинство святого Крещения совершает исчисление, запись людей всей Вселенной в граждан иного государства, имя которому — Царство Небесное, Церковь Христова.

 

* * *

Для христианина и перепись и другие деяние государственной власти должны рассматриваться через призму религиозных убеждений и «во всяком деле должно искать истину и ложь, и цель действующего, — хороша ли она, или худа»[8], — прп. Иоанн Дамаскин, выдающийся церковный писатель и святой отец Православной Церкви.

То есть, чтобы понять участвовать ли православному христианину во Всероссийской Переписи или нет, ему важно знать ту цель, ради которой она проводится. К сожалению, те данные, которые предлагаются на официальном сайте Всероссийской переписи не указывают самое главное — ради чего и с какой целью совершается эта перепись. Та информация, которая даётся о ней на официальном сайтеносит крайне поверхностный и описательный характер. Например: «Переписные анкеты разных стран похожи: современные государства нуждаются в ответах примерно на одни и те же вопросы. Их интересует численность населения, возраст, пол, образование, национальный состав. Для разработки государственных социальных программ требуется информация об условиях жизни».[9] Несколько далее: «Жизнь каждого конкретного гражданина напрямую зависит от того, насколько хорошо информировано государство и общество о населении в целом, о его демографических и  социальных характеристиках.

Знание численности и структуры населения поощряет политическую и общественность активность — представители разных социальных групп узнают о реальной численности людей, с которыми они могут объединиться в те или иные организации и сообща решать актуальные для них проблемы.  

При этом наиболее точным источником информации о состоянии населения по-прежнему остается традиционная крупномасштабная перепись населения, основанная на опросе каждого гражданина переписчиком».

Зацепкой для христианина в этом объяснении цели и задачи переписи могут послужить некоторые фразы: «Несмотря на процесс глобализации, большинство проблем и вопросов, непосредственно влияющих на качество жизни конкретного человека, зависит от решений, принимаемых на уровне государства». А сама перепись в государствах, и в России в частности, проходит не по инициативе государственной власти, а по рекомендации ООН. «Организация Объединенных Наций рекомендует проводить общегосударственную перепись в каждой стране раз в десять лет».

Не может вызывать смущения, и даже недовольство следующая информация о сведениях, которые должны быть предоставлены во время переписи: «Если вы постоянно проживаете в России — переписчик заполнит на вас два переписных листа. В одном из них фиксируются сведения, связанные с  полом граждан, семейным положением, возрастом, датой и местом рождения, гражданством, национальной принадлежностью, владением языками, образованием, количеством детей, источниками средств к существованию, занятостью, безработицей, миграцией. Второй лист относится к жилищным условиям.

В ходе прошлой переписи некоторым пришлось отвечать на вопросы «расширенного» переписного листа, такой опрос проводился выборочно. В 2010 году такой формы не предусмотрено — все россияне ответят на одни и те же вопросы». То есть перечень вопросов далеко выходит за рамки «исчисления», а превращается в некое выявление того, чём и как живёт человек: источниками средств к существованию, занятостью, безработицей, миграцией. Второй лист относится к жилищным условиям.

Однако мы, зная о том, что сегодня в России создается электронное правительство в рамках ФЦП «Электронная Россия», должны рассматривать Всероссийскую перепись как мероприятие, связанное, пусть даже и косвенно, именно с этой программой. Она же в свое время не только предполагает, но и ставит своей одной из главнейших целей создание электронного массива персональных данных о каждом гражданине РФ в виде Единого Государственного Регистра Населения с присвоением личного электронного кода международного стандарта наподобие ИНН, либо способствует этому деянию.[10] Что такое электронное правительство и каковы его цели на это тему написано достаточно много исследований.  (рекомендуем статьи, размещенные на эту тему на сайте notinn.ru)[11] И вывод может быть лишь один — это государство антихристова тоталитарного электронного контроля.[12] Тем более, что Росстат сам проговаривается: «Переписной лист заполняет переписчик, однако при желании вы можете заполнить переписной лист и самостоятельно. Тем не менее, лучший вариант — чтоб переписной лист заполнял переписчик. Это важно для последующей автоматизированной обработки данных — ведь переписчик освоил специальный, машиночитаемый способ письма». Принцип машинной обработки бланков одинаков и выстроен на мировых стандартах.

Следует обратить на  раздел Росстата «Как будут обрабатывать данные»:

«2.10. КАК ОБРАБАТЫВАЮТ ДАННЫЕ?

В чем заключается подготовка переписных листов к автоматизированной обработке? Их комплектуют по территориям (населенным пунктам, районам, субъектам Российской Федерации), проверяют правильности заполнения, готовят пачки для сканирования и дальнейшей электронной обработки.

Центральный аппарат Росстата и Центр обработки данных федерального уровня (ЦОДФУ) отвечают за автоматизированную обработку материалов переписи на федеральном уровне и получение итоговых таблиц.

Комплексная автоматизированная система для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов Всероссийской переписи населения 2010 года (АС ВПН-2010) основана на базе новейших технологических решений. Она гарантирует сохранность и целостность передаваемых первичных данных переписи. В нее интегрируется система безопасности, которая обеспечивает защиту от несанкционированного доступа к информации на региональном и федеральном уровнях.

На первом этапе автоматизированная обработка проводится на региональном уровне, в региональных центрах обработки.  Первичные материалы переписи сканируют, проверяют комплектность электронных пачек, проводят экранное кодирование, формальный и логический контроль.

Затем данные передают в ЦОДФУ на DVD-носителях. Копия электронной пачки сохраняется в региональном центре.

Второй этап автоматизированной обработки проводится на федеральном уровне. Здесь и создается сводная база данных переписи по всем субъектам Российской Федерации. По этой базе формируются и официально публикуются итоговые таблицы.

Неперсонифицированная база данных каждого региона будет передана на места, в территориальные органы государственной статистики — для информационного обеспечения региона. Конечно, из нее можно «вытащить» интересующую (ещё раз подчеркнём —  деперсонифицированную!) информацию по любой административно-территориальной  единице или муниципальному образованию — по тому запросу, который актуален, важен для принятия решений в разных сферах жизни, на разных уровнях власти».

 И любой человек, знающий о том, что такое Единый Регистр Населения, невольно спросит — а куда эти обработанные данные доставлются и как хранятся? Именно в этой перспективе или ретроспективе мы обязаны рассматривать и Всероссийскую перепись. То есть она является не благим деянием, а одним из важных элементов, деяний «тайны беззакония». Соответственно приведенным словам апостола Павла и тем данным, в контексте которых мы и должны рассматривать перепись населения 2010г. мы обязаны определять к нему своё христианское отношение: участие или неучастие в нём. И поэтому упомянутое нами «Разъяснение председателя Синодального отдела по взаимоотношению Церкви общества...» не может быть расценено как «позиция Церкви», а лишь как мнение «части Священноначалия РПЦ». При этом эта позиция не во всем соответствует учению Церкви и ее требованиям. А понимание переписи и участия в ней как исключительно дозволенного Богом дела не укладывается в рамки православного богословия, которое выстраивается на основе Священного Писания, а не вопреки ему.

Вызывает также крайнее удивление и смущение, и даже недоумение поступок Преосвященного епископа Панкратия, наместника ставропигиального Валаамского монастыря. В интернете выставлен ролик с участием в переписи Преосвященного владыки и некоторых братий обители. Во-первых данное деяние необходимо рассматривать как политический пиар, а во-вторых как деяние серьезного соблазна для православных верующих людей. Даже если Преосвященный Панкратий не видит «ничего греховного» в участии во Всероссийской переписи, то его участие это сугубо личная позиция, которая не должна превращаться в широкомасштабную рекламу. Ибо такая реклама расценивается как агитация других людей. И если данное деяние является все-таки греховным, а мы, исходя из изложенного материала, именно так относимся к Всероссийской переписи 2010г., то Преосвященный Панкратий будет пред Богом нести ответственность за соблазненные им души.

Не может не вызывать настороженности и то, что СМИ нагнетают напряженность вокруг именно Валаамского монастыря, а для демонстрации и трансляции проведения переписи на Валааме привлекаются ВВС и SNN, множество журналистов.[13] То есть кто-то на правительственном уровне пытается разжечь обстановку и представить монашество и Церковь в неприглядном для общества виде. Росстат  на своём официальном сайте ведет скрупулезный учет всех публикаций о переписи на Валааме, и даже МК, который с издевкой пишет о борьбе Валаамского  монастыря с «дьявольским» ИНН, размещено первое интервью епископа Панкратия на эту тему. И всё преподнесено с насмешкой.  Невольно возникает вопрос: а действительно ли хотят Росстат и другие госорганизации прислушаться к позиции верующих и лиц из священноначалия? Скорее всего, что нет.[14]

Кроме того, вызывает удивление и сообщения из Вологодской, Белгородской епархии, некоторых других епархий, сведения светской прессы о том, что Его Святейшество и другие иерархи окажут содействие Всероссийской переписи. Данная информация лишь создает впечатление, что якобы Церковь, то есть члены высшей иерархии РПЦ являются своего рода государственными чиновниками. Хотя в современной Конституции РФ нет положения, закрепляющего отношения между государством и Церковью. Конституция говорит лишь о светском характере государства: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве  государственной и обязательной» (статья 14, 1)[15]. 28 статья Конституции гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания право ...распространять религиозные и другие убеждения и действовать в соответствии с ними».[16] Да и Всероссийская перепись, согласно сообщениям Росстата дело чисто добровольное: «В России участие в переписи — дело добровольное. Власть доверяет своему населению и надеется на его гражданскую сознательность. Ведь в результатах переписи заинтересовано не только государство, но и мы сами — общество».[17]

То есть иерархия в вопросах, которые касаются действия светской власти, затрагивающих веру и совесть православной паствы, обязана действовать не в рамках светского законодательства и указаний светских чиновников, а защищать права верующих, давать глубокую и объективную оценку событий и проблем, уходя от компромиссных и поверхностных определений, которые будут лишь еще больше вызывать недоумения и недоверие народа к самому церковному священноначалию.

Сообщение о том, что 23 августа в Санкт-Петербурге провел круглый стол «Конфессиональные особенности проведения переписи населения», лишь ещё более убеждает в том, что вокруг переписи нагнетается странная напряжённая обстановка. А сообщение о том, что на заседании Совета по взаимодействию с религиозными  объединениями при президенте РФ «было принято решение о том, что религиозные организации России проведут разъяснительную работу с единоверцами о целях и задачах Всероссийской переписи населения и о необходимости участия в ней», убеждает в том, что на религиозные организации, их главы оказывается недозволенное давление. Это делалось как раз тогда, когда наше государство было лишено демократических начал, а Церковь была не только отделена от государства, но и испытывала с его тяжелое и гнетущее давление, то есть во времена богоборческого большевизма. И реально вновь задать вопрос: когда же всё-таки в России Церковь будет свободной, а государственные власти будет уважать чувства верующих?

 

© кандидат богословия

Протоиерей Сергий А.

15-28 августа Успение Пресвятой Богородицы 2010 г.

Специально для «Православного Апологета»

 

От редакции «Православного Апологета»: Эта статья была написана по просьбе нашей редакции. Мы просим читателей присылать на неё отзывы. Мы надеемся, что данная статья послужит поводом для более серьёзного подхода к проблеме Всероссийской переписи. Безусловно, требуется диалог. МЫ сожалеем, что сегодня этот взвешенный и объективный диалог по ряду причин затруднен. И одной из них является, как мы тоже считаем, нежелание государственных властей идти на какие-то уступки верующим. Создается несколько напряженная обстановка. Многие лица из священноначалия «чтобы не потерять дружбу с властями» идут на страшное и рискованное дело — оказывают давление на советь верующих, пастырей. Но мы всё же не оставляем надежды на то, что ситуация как-то разрешится с Божьей помощью бесконфликтно.

http// www.apologet.spb.ru



[1]    См. Свт. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Послание в Ефесянам. Репринт. М. паломник- Правило веры 1998, стр. 390-393

[2]    там же, с. 392

[3]    Там же, с. 393

[4]    Там же, с. 395

[5]    Добротолюбие. Репринт. М. СТСЛ., т.4, с. 287

[6]       Гай Светоний Транквилл, Жизнь двенадцати цезарей, М., Наука, 1966, с. 75.

[7]       Хрестоматия по истории Древнего Рима под ред. Утченко С. Л., М., 1962, 8, с. 528.

[8]    Прп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово против отвергающих святые иконы. Творения. СПБ.1913, т.1, с. 396

[9]    http://vladimirstat.ru/perepis2010/DocLib2/30.04.2000%D0% И далее, цитируемые материалы о Всероссийской переписи даются по этому сайту

[10]  См. статью Василия Шабата в Intelligent Enterprise  № 23, 11 декабря 2003, где в заглавной части пишется: «Концепция электронного правительства предполагает построение Государственного регистра населения и создание электронных паспортов граждан. Но на пути решения этих задач, помимо правовых и организационных аспектов, стоит множество технологических проблем». http://www.ot.ru/press20031211.html

[11] См статьи Евгений Беляков Россиянам выдадут электронные паспорта

[12]  См. статью Ф. П. Филимонова. Антихристианская элита пытается загнать жителей планеты в электронный концлагерь от 7. апреля 2009, она размещена на сайте apologet.spb.ru, http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=216

[13]  См. статью в Московском Комсомольце, от 26.08.2010 «Христос терпел и нам велел», которая выложена на http://www.perepis-2010.ru/smi/detail.php?ID=3751, www.gks.ru

[14]  материалы об этом проведены на  http://www.perepis-2010.ru/smi/detail.php?ID=3751

[15]  Конституция Российской Федерации. М. 2010, с. 5

[16]  Конституция Российской Федерации. М. 2010, с. 7

[17]  http://vladimirstat.ru/perepis2010/DocLib2/30



Подписка на новости

Последние обновления

События