Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

17/4 июля память святых царственных мучеников-страстотерпцев:

Государя императора Николая Александровича, государыни императрицы Александры Феодоровны, цесаревича наследника Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

 

Подвиг — история - осмысление

 

Кто труды твои не ублажит во славу Божию, о Царю мучениче Николае; кто не воспоет бездну страданий твоих; сия попусти Господь за грехи народа, да явит благочестие твое, яко новаго Иова, и да стяжати славный мученический венец на небесех сподоби, идеже ныне ликуя со ангелы, предстательствуя за ны пред Богом, Того моли, блаженне, спастися душам нашим.

 

Стихиры великой вечерни на Господи воззвах.

 

   Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил…
     Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке — на исходе уже восьмое десятилетие смуты…

 

Митрополит Иоанн (Снычев). Русь Соборная.
СПб, «Царское Дело», 1995, с.38 — 41.

 

Память святых царственных мучеников, это день памяти зверской расправы над ними врагов нашего Российского Отечества, врагов Христа и Его Святой Церкви. О это память и о их исповеднической и страдальческой жизни в условиях боле чем годового заточения, времени их подготовки к переходу в блаженную вечность. Это и память о том, что они живы у Бога и являются одними из первых помощников русского православного народа в его земном историческом бытии, времени наполненном многочисленными сложностями, невзгодами, скорбями. Но нам необходимо помнить и знать, что без правильного понимания подвига святых царственных страстотерпцев-мучеников, без глубокого их почитания, что было бы свидетельством столь желанного покаяния в русском народе, невозможно возрождение России как сильного, мощного и христианского государства. То есть того государства, которое исторически выполняет Божественную миссию удерживающего в этом мире от прихода антихриста, а с ним и окончательного завершения человеческой истории. Облик царской семьи, подлинный облик, достоверный, тщательно и умело затушевывался врагами России, лилась умно сфабрикованная ложь и клевета. Но в наше время опубликовано много исследований, опровергающих эту беспрецедентную ложь, опирающуюся только на безрассудную ненависть и страстность отошедшего далеко от Бога представителей интеллигенции, лиц императорского дома, министров и т. д. Поэтому и издаваемые ими мемуары — это не документы, содержащие в себе беспристрастные оценки императорской России.1 Все они также нуждаются в серьезной экспертизе. Одним из таких ярких свидетельств является отзыв государя императора Николая Александровича относительно написания С,Ю, Витте «Воспоминаний». Государь кратко, лаконично, но весьма откровенно дал оценку этим «мемуарам»: «Я представляю, что он там напишет».

В советское время вопрос о воссоздании подлинного портрета царя и его семьи был неразрешим. Идеология давала свои четкие руководственные указания. Тем более, необходимо не забывать, что у истоков революции 1917г. стояли лица сознательно идущие по пути разрушения монархии, как средства разрушения государства, христианской империи.

 

Безусловно, многие люди даже из числа чиновников были ослеплены и отравлены лживыми сплетнями и интригами. И насколько это было так, замечательно доказывает вырвавшееся из уст А. Керенского откровение после его длительной беседы с Государем, которая произошла вскоре после ареста последнего в Царском Селе: «Какое несчастье случилось! Что мы наделали...Как мы могли, Его не зная, сделать то, что мы совершили! Пониаете ли, что совершенно не того человека ожидал увидеть, какого увидел... Какие у него одновременно и царственная простота, и царское величие! И как мудро и проникновенно Он говорил... И какая кротость, какая доброта, какая любовь и жалость к людям...Понимаете ли, что это есть идеал народного правителя! Его-то мы свергли, Его-то окрутили своим заговором! Мы оказались величайшими преступниками». Хотя у А. Керенского не хватило мужества и решительности исправить сложившееся уже положение, а на это повлияли и заокеанские финанситсы Февральской революции, однако это признание ценно.

Эти же идеи, идеи революционного разрушения всех христианских начал и принципов в обществе, ставит и осуществляет сегодня, в наше время уже в мировом масштабе мондиализм-глобализм. Революция 1917 г. и последующее большевистское рабство создало новый тип мышления человека, новую личность, оторванную от религиозно-исторических корней. Об этом писал выдающийся русский мыслитель и философ Ив. Ильин. Революция 1917г. была лишь репетицией и апробацией идей глобализма на территории христианской Российской империи.

Собственно говоря это новое мышление, разлитое как отрава и яд в душах многих последующих поколениях советского и русского народа, как раз не дает возможности даже в церковной среде ощутить и осознать величие и святость подвига всей семьи. Постоянные дискуссии вокруг терминов — как именовать царственных мучеников, возникновение новой идеи о подложности Акта отречения государя Николая II, поиск несуществующих останков и попытка их оправдать — все это далеко не все, однако и это является факторами живучести в нашем сознании духовной болезненности.  Эта болезненность отражается и попытках чисто в рамках светской ментальности понять и оценить деятельность последнего Всероссийского императора. Многие светские историки не видят в его служении ни священности власти, ни тем более святости. В наше время святость воспринимается исключительно как монашеский подвиг поста, молитвы, в лучшем случае, но в таком же ракурсе подвиг русских святителей. Однако святость как обожение, как явление в жизни человека Христа проявляется разными образами и в разных формах жизни и подвижничества. И неслучайно в иерархии святости на первом плане стоит мученичество за Христа, как самое близкое по своему содержанию и по сути подражание подвигу Страстей Христовых. мученичество - это и кульминация того внутреннего подвига самоотречения ради Христа, ради всецелого исполнения воли, который вызревал в течение длительного периода жизни святого. В конце концов, и как правило, святость - это итог жизни человека. В адрес последнего  Всероссийского императора часто сыплются упреки в совершенных им ошибках в области внешней политики и внутренней также. Однако любая ошибка - это свойство немощной, еще до конца преображенной природы человека. Да и совершенные ошибки, о которых часто говорится с большим подобострастием, это не личный грех Государя и только,  а прежде всего его ближайшего окружения. Ведь неслучайно И. Ильин, оценивая происшедшее в 1917г., замечает, что "верных и мужественных советников не оказалось у трона".(Почему в России сокрушился монархический строй., VII). Монарх, к замечает тот же И. Ильин, что вполне оправданно и доказывается всей историей, не может  полноценно совершать свое служения без преданных советников, на которых он может опереться. Однако такова была реальная обстановка вокруг царского трона накануне Февральского переворота. Произошло именно насильственное, и путем обмана свержение священной и богоустановленной власти руками ближайшего окружения императора. Безусловно прав И. Ильин,  когда он говорит о необходимости даже в этот критический момент для государств бороться   за трон. И он, как доказывают последние публикации и исследования, за нее боролся всеми силами, но пока это дозволяли силы и обстановка. (И. Ильин. Почему сокрушился в России  монархический строй. V) Однако сил для борьбы за него не оказалось. И не государь,  высшие чиновники и генералитет были виновниками гибели Династии и государств, ибо они совершили грех клятвопреступления и толкнули на него весь народ. К сожалению даже такой проницательный и глубоко мыслящий человек как И. Ильин не могли понять поступка Государя именно потому, что и от него было сокрыто многое. Государь знал не хуже И. Ильина Российское законодательство и тем более закон о престолонаследии в Российской империи. Он прекрасно знал о том, что Российское законодательство не допускает никакого отречения монарха от Всероссийского престола, ибо это противоречит священному смыслу священного коронования и миропомазания. Но тем, не менее, Государь это делает действительно "ради подлинного блага горячо любимой матушки России". П. Мультатулли аргументированно доказал, что данный поступок царя - это вовсе не недооценка последствий для России, а наоборот, самая глубочайшая оценка неизбежных последствий для государства его категорического удовлетворить требованиям генералитета и Думы  отречься от трона. (См. П. Мультатулли. Свидетельствуя о Христе до смерти... СПб. Сатис. 2006, с. 46) Исторические свидетельства и последние свидетельства вполне однозначно говорят о том, что настроенные на переворот Дума и высшие чиновники госаппарата были настроены на уничтожение царской семьи. На такой шаг были настроены революционно-настроенные массы. Убийство императора неизбежно вызвало бы гражданскую войну в условиях войны с Германией и поражение России в ней. Чего собственно говоря и желала сама Германия. Поэтому от Государя требовалась не просто жертва, отдать свою жизнь, а от него требовалась жертва во имя России. И он ее принес в виде своих длительных страданий в условиях заточения сначала в Царском Селе, а затем в Тобольске и Екатеринбурге. В последовании службы царской семье есть важные ориентиры, формулирующие смысл и содержание их подвига: явления образа страдания всей России, первые новомученицы Российстии, жертва за весь русский народ и т. д. Однако все эти наименования сводятся к наиболее важному определению, данному протоиереем Александром Шаргуновым — их подвиг — это таинство,  подвиг исполнения воли Божией над ними и над Россией через царскую семью. Но понять это может только не формально верующий человек, а живущий христианском подвигом. Ибо святые узнаются по действию Духа Божия, живущего в подвижнике и во святых. Отсутствие этого подвига порождает духовую слепоту, и никакие доводы и аргументы неспособны будут доказать то, что является очевидным и светит как яркий луч солнца, озаряя землю. Возвращаясь к святости мы подчеркнем, что она определяется Духом Божиим, живущим в Церкви Христовой, и далеко не всегда иерархией Церкви, а часто искренне верующим простым народом, то есть самим телом Христовым, лишеным политических подобострастий и амбиций, но легко ощущающий святость. Кроме того святость, это исполнение вечных заповедей Божиих. И государь в управлении своим царством руководствовался именно ими. Поэтому было бы неверно и даже близоруко давать оценку царствованию Св. мученика государя Императора "ошибками" с точки зрения светского сознания. как несущий ответ пред Богом за свое правление, как строящий прежде всего христианское царство, он был обязан руководствоваться по преимуществу Евангелием, а не чисто политическими выгодами и расчетами.

Но сегодня каждому из нас важно понять глубочайший смысл всей трагедии исторического переворота в феврале-марте 1917г. и убийства царской семьи. Однако и тогда в февральские дни 1917г. было много и таких, которые осознавали опасность греха клятвопреступления. «Мы православные христиане усерднейше просим разъяснить нам — читаем мы в обращении к Святейшему Правительствующему Синоду от 15 ноября 1917г., - что означает в предстательстве пред Господом Богом присяга, данная нам на верность Царю Николая Александровичу? У нас идут разговоры, что ежели эта присяга ничего не стоит, то ничего не будет стоить и новая присяга новому Царю...(ГАРФ ф. 3431. Оп. 1. Д. 318Б л. 36-37 об.))».

 

Неслучайно епископ Тихвинский, в последствии Святейший Патриарх Алексий (Симанский), видя скорбное расползания страны и обновленческие тенденции в лоне Церкви, характеризовал их как «естественное и неизбежное следствие и развитие мартовского мятежа против священной власти» (Письма патриарха Алексия к своему духовнику. М. 2000, с. 89) И совершенно справедливо оценивал факт уничтожения монархии в России И. Ильин: "Крушение монархии было крушением самой России; отпала тысячелетняя государственная форма, но водворилась не "российская республика", как о том мечтала" революционная полуинтеллигенция левых партий, а развернулось всероссийское бесчестие, предсказаное Достоевским, и оскудение духа, а на этом бесчестии и разложении вырос государственный Анчар большевизма..." (И. Ильин. Почему сокрушился в России  монархический строй, СПб. О грядущей России. Джорданвилл США, с. 87)

Каббалистическая надпись в комнате, где произошло ритуальное убийство.

Кровавая расправа над Царской семьей в Екатеринбурге была довершением этого бунта. Этой расправой, как считали идеологи разрушения России, что было зафиксировано и в кабалистической надписи на подоконнике Ипатьевского дома (См. Сергей Фомин. ИПАТЬЕВСКИЙ ДОМ (хроника), http://arhipovvv.narod.ru/index/dom_ipateva/dom_ipateva_1.html), была поставлена точка в истории России. Россия как христианское государство, империя— уничтожена. Уничтожена Римская империя как удерживающее мир от прихода антихриста и его нового мирового порядка, порядка антихристианского, в основе котого лежит идеология всемирной диктатуры и концлагеря. Но эта идеология сатанинская, идеология разрушения - это ничто перед божественным замыслом. Бог, восприяв в свои небесные чертоги царственных мучеников, их страдания соделал залогом возрождения России. И вот здесь для исполнения божественного замысла о России важно то пламенное и искреннее почитание Царской семьи, о котором и говорит святитель и мироточец Иоанн Шанхайский.

 

 

Св. Иоанн Шанхайский

Страстотерпец Николай II

"Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей" (Быт. 4,10-11).

Так изрек Бог Каину после убийства им Авеля. Незлобивый, кроткий Авель бездыханный и безгласный лежал на земле. Но кровь его вопияла к небу. О чем вопияла она? Вопила земля, вопила природа, взывая к Богу о правосудии. Вопила, ибо не могла молчать, потрясенная совершившимся преступлением.

Есть события, которые потрясают даже бездушные стихии. Сам Господь творит тогда суд над ними. Таково было первое убийство, убийство Каиново. Таковы многие другие тягчайшие преступления. К ним относится страшное цареубийство в Екатеринбурге. За что был преследуем, оклеветан и убит Царь Николай II? За то, что он был Царь, Царь Милостью Божией. Он был носителем и воплощением православного мировоззрения, что Царь есть слуга Божий, Помазанник Божий, Ему должный дать отчет за судьбы вверенного ему народа, за все свои деяния и поступки, не только личные, но и как Правителя.

Так верил православный русский народ, так учила Православная Церковь, так сознавал и ощущал Царь Николай. Он весь проникнут был этим сознанием. Он смотрел на свое несение Царского венца, как на служение Богу. Он помнил то при всех своих важных решениях, при всех возникавших ответственных вопросах. Вот почему он так тверд и непоколебим был в тех вопросах, в которых он был убежден, что такова воля Божия, твердо стоял за то, что представлялось ему нужным для блага возглавляемого им Царства.

А когда он увидел, что поставлен в невозможность совершать по совести свое Царское служение, то сложил с себя Царский венец, подобно св. князю Борису, не желая стать причиной раздоров и кровопролития на Руси. Самопожертвование Царя, не принесшее России пользы, а наоборот, давшее еще большую возможность безнаказанно совершать преступление, принесло невообразимую скорбь и страдания. Но в них он проявил величие духа, уподобившее его праведному Иову. Злоба врагов не унималась. Он был для них и тогда опасен, ибо он был носитель сознания, что Верховная власть должна быть Богу покорна, от Него получать освящение и укрепление, Божиим заповедям следовать. Он был живым воплощением веры в Промысл Божий, действующий в судьбах царств и народов и направляющий верных Богу правителей на благие и полезные деяния. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего... Царь Николай II был слуга Божий по внутреннему своему миросозерцанию, по убеждениям, по своим действиям, и таким он был в глазах всего православного русского народа. Борьба против него тесно была соединена с борьбой против Бога и веры. По существу он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и приял смерть так, как принимали ее мученики.

  После второй мировой войны схимонах Никодим (Карульский), бывший унтер-офицер Царской Армии, ставший воином Христовым на святой горе Афон и молившийся за Россию до последнего вздоха, писал:
     «За русский народ, за освобождение его от сатанинской власти недостаточно одних молитв, хотя бы и преусерднейших, — требуется всенародное покаяние с глубоким сознанием великого и тягчайшего греха — отвержения Божией власти над собой в лице Помазанника.
     Разогнем Библию и посмотрим, как Бог управлял людьми. Согрешили перед Богом ангел и человек — первого ангела без милости Бог отослал во ад на вечные муки, а человеку оставил милость Свою, послал его на землю каяться и обещал возвращение в рай, если он будет соблюдать Божии законы и повеления.
     От того времени и начал Бог Своею властью управлять людьми, верующими в Него, и управлял от Адама непрестанно до Николая II, Императора, Помазанника Божия: сперва через посредство патриархов от Адама до Авраама и прочих патриархов включительно, потом пророками — от Моисея до Самуила, а от Давида до Николая II, Императора, — через посредство благодати помазания в царях…
     В наше злое время люди, потеряв веру в Промысл Божий, просили себе свободы, а Божию власть в лице Помазанника Божия отвергли.
     Отвергли царскую власть, отдали убить Царя, освободили себя от Божественной власти — и подпали под сатанинскую власть.
     Ох! Какой это тяжкий грех!.. И согрешили в нем все русские люди, кто делом, кто словом, а кто помыслом, желанием и согласием. За этот великий грех весь мир страдает, а русский народ — больше всех.

     По правде Божией, «кому много дается, от того много взыскуется».
     Людям, свободным от прямой сатанинской власти, должно бы вменить всеобщее покаяние. Если эти люди не видят нужды в таком покаянии, то большую вину налагают на себя за грех против Помазанника…»


 

ЦАРСКИЙ КРЕСТ.

Страдалец русского Престола,
Державный Вождь родной страны,
Тебя подстерегла крамола
На склоне мировой войны.

И "верноподданные" слуги,
Столь одаренные Тобой,
Врагам оказывать услуги
Спешили все наперебой.

И каждый лжец тебя злословил,
Виня в создании невзгод,
И скорбный Крест Тебе готовил
Твой обезумевший народ.

Но Ты, не веря грозной были,
Победой грезил впереди,
Пока Тебе не изменили
Твои преступные вожди.

Тогда с покорностью великой,
На горе любящих сердец,
Склонясь пред волей черни дикой,
Ты снял монарший Свой венец.

И молча, с кротостью смиренной,
Ты Крест на плечи возложил
И дивный подвиг дерзновенный
В глазах народов совершил.

Голгофа Царского страданья
была Тобою пройдена,
И злоба буйного восстанья
Твоим Крестом побеждена.
С. Бехтеев.

1Многим таким историческим воспоминаниям дает прекрасный анализ А. Н. Боханов, доктор исторических наук, сотрудник Института Российской истории РАН.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События