Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Отзыв1

Халкинской Богословской школы об учении имябожников


Всясвятейший Владыко!

Отвечая на почтенные патриаршие предложения от 15 февраля и 20 марта сего года об обнаружившимся на Святой Горе новоявленном учении, почтительно доносим, что учение это имеет своей точкой отправления некую книгу схимонаха Илариона, озаглавленную «На горах Кавказа, - книгу, написанную в духе мистицизма, каковой (мистицизм) истекат, правда, как известно, из живого религиозного чувства и обнаруживает живую веру и любовь, но, однако, принимает, как это часто и во многих местах случалось и в прежнее время, уклонения от догматов и учений, освященной правой веры, так как в исследовании и понимании религиозных истин следует скорее внушениям сердца и непосредственного чувства, чем ума.

Что же касается сущности упомянутого учения, то совет богословских преподавателей не мог за недостатком времени разобрать обширную и лишь на русском языке присланную ему апологию, но думает; однако, что понял ее дух, основываясь – и только – на иных предложенных на расмотрение священному Синоду и присланных ему (Синоду) русских и греческих рукописях и печатных изданий, - в виде ли исповеданий, или в виде также наставлений и поучений

Учение их о Божественном имени Иисуса, хотя оно и центральное, не ограничивается, однако, только этим именем. Но имеет отношение вообще к Божественным именам в Откровении. Они учат, что все миена, которыми в Божественном Откровении называются Богом, не суть человеческие, а, так сказать, богоданные, то есть имена, которые избрал и усвоил Себе Бог до создания мира, чтобы в них открыть Себя миру, вследствие чего Он присутствует и живет, и пребывает в них, и нераздельно и, так сказать, ипостасно соединен с ними. Отсюда, имена эти не как простые буквы и слоги, но как имена, неразрывно соединенные с Богом и нераздельно и неразлучно носящие в себе Самого Бога, не только называются Божественными, но суть Сам Бог, потому что Бог как бы воименовался и имена обожествились вследствие такого соединения.

Таким же образом Слово приняло имя Иисуса до создания мира, чтобы по исполнении времени открыться в нем как воплощенное Слово, отличное от него, но нераздельно и неразлучно с ним соединенное, по аналогии ипостасного соединения двух естеств – Божеского и человеческого. Таким образом, и здесь, до воплощения во времени Слова, существует предвечное как бы воименование Его; и принятое так имя носит в себе, как нераздельно и неразлучно соединенное с Ним, присутствующее, живущее и пребывающее Само воплотившееся Слово. Следовательно, имя «Иисус», не как буквы и слоги, но как нераздельно соединенное с Богочеловеком, есть не только Божественное, но и Сам Бог, почему и имя само имеет то же достоинство и силу, как Само Слово Божие. Так истолковывая имя «Иисус» и протестуя, вероятно, против инакомыслящих, они сами характеризуют их как имяборцев, еретиков, как отделяющих соединенное, по их мнению, неразрывно с лицом имя «Иисус» от Него.

Доказательства, приводимые для обоснования такого учения, суть отчасти известные места Св. Писания, в которых безразлично употребляются имя, или Лицо иисуса или Бога Отца, или же изречения, принадлежащие древним и более новым мистикам, или даже церковные молитвы, толкуемые, конечно, по их собственному пониманию, - частью же – богословские силлогизмы. Из последних следует заметить особенно следующий силлогизм, как находящийся в связи с определенным соборне Церковью во время исихастских споров XIV века отношением энергий (действий) Бога к Его существу и как вводящий и имя Иисуса в число энергий. В ответ, очевидно, на какое-то изложение «исповедания веры» их противников изобители св. пантелеимона, исповедующих, что они ни отделяют имени иисуса от него, ни смешивают его с Ним, - они утверждают, что это же самое понимают и они, но принимают не по иной какой причине, а лишь потому, что свойства и энергии Его невозможно ни делить, ни смешать с сущностью Его. Исходя из этого положения и опираясь на известное определение Церкви, что Божество принадлежит природе, следовательно, и свойствам и энергиям Бога, они выводят заключение, что имя «Иисус», как и всякое вообще откровенное имя, не только указывает на свойство и энергию Бога, но есть энергия, и само оно Бог.

Излишне указывать, что такое заключение, правда, согласно с представлением, которое они образовали о Божественных именах, как о энергиях Бога, но само это мнение, что они суть энергии Бога , - есть новоявленное и суесловное, а их довод, что всякое слово Бога, как энергия Его, не только дает жизнь и дух, но есть сам дух, само жизнь, само оно Бог, - Этот довод, применяемый широко, ведет к заключениям (каковы «имя Иисус есть Бог; слова , слышанные на Фаворе апостолами, суть Сам Бог; слова, слышанные на Синае израильтянами, суть Сам Бог, и всякое Божественное слово в Евангелии есть Сам Бог»), которые, вопреки всем их отрицаниям, пахнут пантеизмом.

Наконец, совет богословских преподавателей заметил и то, что и противоположная партия, - побуждаемая ли духом примирения или иначе, - дошла до такого толкования места Писания, «в котором нам должно спастись» (Деян. 4, 12), как будто верят и они, что спасаются во имени Иисуса, как именно поклоняться должно не имени, а Самому Иисусу. Таким образом, они сами дали повод к основному возражению.

Почтительно предлагая это, мы молим, чтобы возлюбившие пустнынное и спокойное житие, просвещаемые светом истины воздерживались от таких опасных изысканий и споров, питаемые словами веры и прекрасного учения, которое они приняли, и посвящая себя преданному в духе и истине служению Самому Господу нашему Иисусу Христу.


С безграничным почтением. Халки, 30 марта 1913г.

Начальник школы Селевкийский Герман II Стринопулос.

Собрание богословов преподавателей:

Архим. Иоанн Евстратий

Архим. Димитрий Георгиадис

диакон Василий Стефанидис

Василий Антониадис

Пантолеон Комнинос

1Текст приводится по изданию официальных документов по имябожнической ереси в книге «Календарь» Изд. «Сибирская благозвонница». М. 2004, стр 1248-49




Подписка на новости

Последние обновления

События