Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Экклезиологические воззрения свт. Льва Великого, папы Римского

в контексте борьбы с монофизитством

 

Ἐκκλησιολογία τοῦ Ἁγίου Λεόντου τοῦ Μεγάλου, πάπας τῆς Ρώμης στα πλαίσια τῆς ἀγώνας κατά τῶν μονοφυσιτῶν

...Вера Вселенской Церкви живет и преуспевает именно той верой, которая во Христе не исповедует ни человечества без истинного божества, не божества без истинного человечества.

 Из Томоса свт. Льва Великого

 

Свт. Лев, папа Римский является одной из видных фигур в истории Древней Церкви. В сознании Церкви этот иерарх воспринимается прежде всего как защитник Церкви, чистоты ее учения. Liber Ponntificalis, являясь авторитетным источником по истории Римской кафедры нам дает важные биографические сведения о свт. Льве, а  именно как о великом Отце Церкви, который большую часть своей жизни посвящает  борьбе за сохранение чистоты апостольской православной веры. Его называют «бескомпромиссным врагом ереси», «защитником единства Церкви».[1] Необыкновенная образованность этого Святителя послужила поводом для наименования его также и «первом доктором богословия». Еще до своего избрания на Римскую кафедру, будучи секретарем и архидиаконом Римского папы Сикста III, он ведет серьезную борьбу с манихейской ересью[2], с пелагианской ересью, которое одно время распространилась в епархии Аквилеи, несторианством, арианской ересью.[3] Многие ереси находили себе приют в Италии и Риме по причине начавшегося исторического захвата варварами римский провинций: Африки, Галлии и др.[4] Ревность о чистоте веры и  исповедания ее в особенности в Римской Церкви побуждали свт. Льва часто произносить проповеди, в которых он раскрывал суть еретических заблуждений и раскрывал глубину православной апостольской веры (См. его проповеди Sermo ix, 4, xvi, 4; xxiv, 4; xxxiv, 4 sq.; xlii, 4 sq.; lxxvi, 6).[5]  Пастырскими стараниями свт. Льва многие были обращены из ересей к Церкви.

Но основная борьба свт. Льва была направлена уже в период его понтификата на искоренение ереси Евтихия, которая получила наименование монофизитства. Суть этой ереси заключалась в нескольких важных положениях:

  1. до Своего воплощения Христос имел два естества,
  2. после своего воплощения Христос имеет одно естество божеское в котором, хотя человеческое естество и было, но оно не было единосущно нам по своей природе.[6]

В истории Церкви известен такой догматический памятник как Томом папы Льва Римского, который был им написан как послание к свт. Флавиану архиепископу Константинопольскому и был предназначены для прочтения на Соборе в Ефесе в 449г. Этот документ стал своего рода символом Православия на соборе в Халкидоне, который был признан Церковью как IV Вселенский собор. По этой причине мы вправе и обязаны сегодня еще и еще раз напоминать о том, что данное творение свт. Льва Великого является обязательным для Православной Церкви вероисповедным памятником, ее символической книгой. Мы лишь кратко отметим основные положения Томоса свт. Льва Великого:

-       Истинный Бог родился в подлинном  (in integra ergo veri) и совершенном (perfectaque) естестве истинного человека всецел в своём, всецел в нашем,

-       Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале (ab initio), и что он воспринял, чтобы восстановить,

-        Он воспринял образ раба без скверны греха (assumpsit formam servi sine sorde peccati),

-       Новым рождением рожден Он – потому что непорочное девство не познало вожделения, а между тем доставило вещество плоти (carnis materiam ministravit),

-        Оба естества сохраняют свои свойства без всякого ущерба,

-        Каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти.

-        Одно из них сияет чудесами, другое подлежит страданию,

-        Хотя в Господе Иисусе одно Лицо (una persona) – Бога и человека, - однако иное то, откуда проистекает общее того и другого – уничижение, и иное то, откуда проистекает общее их прославление. От нашего естества у него есть меньшее Отца человечество, а от отца у него есть равное со Отцем Божество.

Для нас, в данном случае, важным является не столько содержание догматических споров этой исторической эпохи, сколько выявить некоторые на наш взгляд важные экклезиологические акценты свт. Льва Великого, которые им были сделаны в ходе полемики с монофизитством..

Прежде всего необходимо и важно понять, что свт. Лев был по сути своего апостольского служения не внешним администратором, который заботился о внешних т.н. канонических границах своего патриархата, а защитником истинно православной веры. И борьба за веру исходила из того важного догматического-сотериологического основания, которое было сформулировано в III столетии свмч. Киприаном Карфагенским: «Вне Церкви нет спасения»[7]. Любой раскол и тем более ересь в святоотеческом представлении это и грех против Церкви и Христа, но и отпадение от Церкви как тела Христова. Вне этого контекста любая чисто внешнего характера борьба с иноверием, инославием и ересью не имеет никакого смысла.

К высказанным нами тезисам мы находим подтверждения в словах самого Римского святителя. Узнав о тех серьезных искажениях в вере, который под прикрытием борьбы с несторианством скрывал архимандрит Евтихий и его сторонники, свт. Лев писал императрице Пульхерии: «Ибо ныне подвергается рассуждению не какая-нибудь незначительная частица нашей веры, которая была бы менее ясна, но несмысленное противление  дерзает нападать на то, чего Господь не хочет оставить неведомым ни для кого во всей Церкви».[8] Еще в самом начале своей переписки со свт. Флавианом Константинопольским когда свт. Лев с большой осторожностью и тщательностью пытался разобраться в возникшем разногласии между архимандритом Евтихием и архиепископом Константинопольским: «Ибо мы, желая, чтобы суды над священниками Господа были здравые, но не узнав всех обстоятельств, ни какого не можем постановить определения в ту или другую сторону, пока достоверно не узнаем обо всем, что произошло».[9] Прося свт. Флавиана прислать точные и подробные разъяснения относительно «новизны против древней веры», он напоминает, что всякий суд о вере обязывает вестись при «самом строгом рассуждении». Римский епископ писал о необходимости исповедовать веру Никейского символа и истинное вочеловечение Бога Слова: «Кто не принимает этого учения, тот не член тела Христова и не может быть прославлен Тою главою, в которой не признает своей природы».[10] В этом высказывании мы не можем не видеть твердого следования святоотеческой экклезиологии, как Запада, так и Востока. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин, один из близких друзей свт. Льва, в своём знаменитом труде «О воплощении Господа против Нестория» почти что в точности высказывает мысль свт. Льва: «Несомненно, вне Церкви тот, кто не хранит веры Церкви»[11], т.е. «не следует во всем Святым Отцам», как это писалось в определении, например IV Вселенского собора.[12] В епископу Косскому Юлиану свт. Лев, получив разъяснительные письма свт. Флавиана о причинах низвержения архимандрита Евтихия и о его нечестивой вере, писал: «...если не верить, что Христос воспринял истинное и всецелое естество истинного человека: то этим упраздняется вся тайна нашего искупления».[13] Поскольку Евтихий и Александрийский патриарх Диоскор со своими единомышленниками, как это доказал и последующий собор в Ефесе в 449г, отвергали фактически основу христианской веры, подлинность боговоплощения, то свт. Лев подчеркивал: тот, кто принимает и утверждает противную кафолическому сознанию веру «справедливо должен быть вне Церкви».[14] Свт. Лев неоднократно в своих посланиях говорит о кафолиеской вере и Кафолической Церкви. Слова catholicus, Ecclesia catholica, употребляемые свт. Львом в отношении веры и Церкви, им понимаются также  как и авторитетными западными отцами Церкви свмч. Киприаном Карфагенским и свт. Амвросием Медиоланским: единство и неделимость Церкви, а также истинность веры.[15] У свт. Льва мы найдем множество мест, в которых он в первую очередь учит о  Церкви как о теле Христовом (Cristi corpus), а ее единство связывает, прежде всего, не с единством и общением с апостольской кафедрой Петра или епископом, о чем настойчиво учит свмч. Киприан Карфагенский, а с хранением чистой и неповрежденной от заблуждений веры. К клиру и народу Константинопольской Церкви свт. Лев пишет именно об этом: «И пусть не дерзает обольщать себя своею священническою почестию тот, кто побежден нечестием мысли, достойной проклятия. Ибо ежели неведение едва терпимо в простых людях: то во сколько раз более оно является незаслуживающим ни извинения, ни снисхождения в тех, которые начальствуют, особенно же, когда они начинают защищать вымыслы превратных мнений и вовлекают в единомыслие с собою, или обманом, или ласковостию... Такие люди, - подчеркивет Римский первосвятитель, - отвергаются от святых членов тела Христова, и кафолическая свобода не должна допустить, чтобы на нее возложено было иго неверных». [16] То есть всякий епископ, который несет величайшее служение сохранения веры «однажды переданной святым» (Иуд.1, 3), становясь носителем и проповедником еретического учения, прежде всего сам отсекается от церковного тела. В этой строго православной экклезиологии  свт. Лев следует свт. Амвросию Медиоланскому[17] и свт. Василию Великому.[18] Еще свт. Амвросий подчеркивал, что всякая Церковь, или всякое общество, отвергающее истинную веру и не признающее основ апостольской проповеди, отсекается от общего тела церковного.[19] Свт. Лев воспринимая Церковь как спасительное тело Христово, поскольку согласно словам апостола Павла «Христос есть спаситель тела», считал всякого, отвергающего евангельскую православную веру лишенным спасения и спасительной благодати: «Ибо должны считаться вне дара благодати Божией и вне таинства спасения человеческого, которые, отрицая во Христе естество нашей плоти, и противоречит евангелию и противоборствует символу».[20]

Узнав о злодеяниях, которые произошли на соборе в Ефесе и о тех неимоверных страданиях, которые перенес свт. Флавиан, свт. Лев, ободряя мужественного исповедника благочестия, пишет: «А так как Божественное Провидение всегда являет своим необходимую помощь: то да знает твое братство, что мы для общего дела ничего не упустили такого, что надлежало бы сделать...Между тем, твоя любовь должна мужественно терпеть то, что как она не сомневается, послужить ей в вечную славу».[21] В это же самое время свт. Лев отправляет свое послание к императору Феодосию, в котором напоминает ему о том, что злодеяния этого «разбойничьего» собора должны бить изобличены, дабы на главу императора «не пал чужой грех».[22] То есть свт. Лев воспринимал свою борьбу за чистоту веры и изживание ересей, в данном случае монофизитства, как борьбу за Кафолическую Церковь и за кафолическую веру, за подлинное благочестие. В своём письме к клиру и народу Константинополя Римский святитель пишет: «Ибо чистота веры тогда-то и сияет, когда отделяется от нее примесь заблуждений». [23] И только истинная вера одна образует истинных христиан»[24], истинную Кафолическую Церковь и делает людей «участниками в брачном пире»[25].

Свт. Лев часто воспринимал и всю империю как призванную Божественным Провидением стать единым телом Христовым, то есть неким земным отражением мистического тела Христова, то есть Церкви.[26] Эта идея свт. Льва хотя и выходит за рамки традиционной экклезиологии, однако она не является чуждой учению Церкви о ее спасительной миссии в этом мире. Государство, принимая веру Христову во всей своей полноте и чистоте, также способствует вселенскому служению Церкви. Но Церковь, и мы это еще раз хотели бы подчеркнуть, свт. Львом не мыслится как чисто внешняя организация, оснащенная богоучрежденной иерархией. Для свт. Льва, как и для свт. Амвросия и бл. Августина Церковь, это, прежде всего, мистическое тело Христово, она произошла «от плоти Жениха»[27],  в ней совершается таинственное возрождение и перерождение человека. Принцип чистоты веры и принцип любви это два обязательных и взаимозависимых начала, на которых живет и выстраивает свою жизнь Церковь, с помощью которых она остается связанной со Христом как ее главой и Святым Духом как благодатным питателем ее членов.

 

 ©А.С. кандидат богословия

 

 

 

18 февраля 2011г. память свт. Льва, папы Римского

 



[1]    См. Catholic Encyclopedia. Католическая энциклопедия. http://www.catholicity.com/css/screen.css">

[2]    Serm.15. p.31, Serm.33, p.87

[3]    http://www.nethelper.com/favicon.ico">

[4]    См. Джемс. С. Робертсон. История Христианской Церкви от апостольского века и до наших дней. СПб. 1890, т. 1, стр.452-453

[5]    Catholic Encyclopedia. Католическая энциклопедия. http://www.catholicity.com/css/screen.css">

[6]    См. Послание свт. Флавиана, арх-па Констант-ого ко Льву... Деяния, с. 15. Диоскор, патриарх Александрийский прямо заявлял: «Вот, что утверждаю: после соединения нет двух естеств». Цит. по Ф. П. Лебедев. Вселенские соборы. СПб. Олег Абышко. 2004, с. 225

[7]    Cyprianus Carfthaginensis. Epistula 62, 4PL 4, 371

[8]    Деяния. с, 24

[9]    Послание свт. Льва к Флавиану Константинопольскому, 1, Деяния., с. 14

[10]  Деяния. с, 19

[11]  De incarn. Domini contra Nestor., lib. III, cap. 14// PL. 50, 70 A

[12]  Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем...Ἐπόμενοι τοίνυν τοῖς ἁγίοις πατράσιν ἕνα καὶ τὸν αὐτὸν ὁμολογεῖν. Цит. по В. В. Боголов. История Древней Церкви. Репринт. Киев.2007, с. 292

[13]  Деяния, с. 20

[14]  Деяние. с. 22

[15]  См. Послание свт. Льва е благочестивейшему императору Феодосию: «А как Церковь кафолическая верует и учит относительно таинства воплощения Господа...» Деяния. с. 23, или он пишет о Евтихии, что он «удалился от кафолического пути». Деяния. с. 25, «дабы чистота афолической веры не была нарушена какою-либо случайностью ччеловечесих несогласий». Там же, с. 35

[16]  Деяния. с, 38

[17]  Свт. Амвросий учит о том, что вера является основанием Церкви, учение веры – закваска, на которой поддерживается жизнь Церкви. См. И. И. Адамов. святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад. 2006, с. 389

[18]  См. послание свт. Василия Великого к Амфилохию Иконийскому, известное ка 1 каноническое правило. Согласно воззрениям свт. Василия Велкого и ересь и раскол лишены благодати Божией, а духовенство превращается в простых мирян без права «преподавать крещение».

[19]  И. И. Адамов. Указ. сочин., с. 390

[20]  Деяния., с. 38

[21]  Деяние, с. 31

[22]  Деян. с., 32

[23]  Деяния. с. 37

[24]  Деяния., с. 41

[25]  Деяния., с. 40

[26]  Частично, но с особым подобострастием и уклоном в пользу постепенного развития начал папского примата, эта идея свт. Льва раскрывается протопресв. Иоанном Мейендорфом. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. ПСТБИ 2000, стр. 118-119. Однако мы не разделяем интерпретацию о. Иоанна взглядов свт. Льва на на римскую кафедру как наследницу служения ап. Петра.

[27]  Деян. с. 40



Подписка на новости

Последние обновления

События