Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

ПРИЗНАКИ ПРАВОСЛАВИЯ

ΓΝΩΡΙΣΜΑΤΑ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ

 

Архимандрит Мелетий Ап. Вардахани

Τοῦ Ἀρχιμανδρίτου π. Μελετίου Ἀπ. Βαρδαχάνη

 

газета Ὀρθόδοξος Τύπος 27 Μαρτίου 2009

 

 

 

 

  1. Вера в истинного Бога

Ἡ πίστη στήν ἀληθινό Θεό

Первым признаком Православия. первой основополагающей характеристикой его является вера в Бога. Но в какого Бога? В бога ислама, в бога Израильтян, бога масонов, в бога различных религий, в бога, которого представляет себе всякий человек и говорит, что существует бог, существует некто, существует некая высшая сила? Нет.

Бог Православия есть Троичный Бог, истинный Бог, единственный, Который искупляет человека. Отец, Сын и Святой Дух. И Сын, один из Святой Троицы, как нам открывает Священное Писание и нам передает история, воплотился, воспринял наше смешение, исцелил ее и оживотворил для вечности, поскольку  «ее неизреченно изцелил», говорят Отцы нашей Церкви. Сын является Мессией, или Христом, то есть Он  тот, кто имеет помазание и миссию вочеловечиться, стать Богочеловеком, и чтобы спасти человека. Через вочеловечение Он является потомком Евы, который сокрушает дьявола. Как человек, Он является новым Адамом, Который через Свое послушание вновь укажет для человека путь ко спасению.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12), нам открывает богодухновенный апостол Петр. Никто вне Христа  не может прийти к богопознанию, к истинному соединению человека с Богом, твари с Творцом. Следовательно никакого отношения не имеет Бог Православия в богу иных религий, даже в самим монотеистам. Никакого общего признака, никакого даже признака соприкосновения. Другие религии отвергают Троичность Бога, воплощение Сына Божий, Богочеловеческой личности  нашего Спасителя. Совершенно тщетными являются старания и действия тех, которые собирают симпозиумы с другими монотеистическими религиями и иными религиями. Идолы язычников и различных народов являются демонами, согласно Священному Писанию, или же творениями падшего человека.

Истинная вера – это откровение истинного Бога человеку, а не изобретение падшего человека. Сам Бог открыл Самого Себя и Его волю с помощью Его собственного явления к избранным людям и с помощью Божественных Писаний. Человеку было невозможно открыть  Бога, открыть твари своего Творца. Сегодня люди, которые не приняли откровение Бога, ни его посланников, ни Его Писаний, создали свои различные религии. Какое же отношение может иметь наше вера к ним?

Итак, Бог передал Свою истину людям и это предание является верное прославление Бога. «Как видели пророки, как проповедали апостолы, как приняла Церковь», говорит Синодик VII Вселенского собора.  Поэтому Православие и Предание являются взимопроникающими и взаимозависимыми. Православие – это  Церковь Предания. То есть предание является фундаментальным, первоначальным и основополагающим признаком Православия.

 

  1. Предание

Ἡ Παράδοση

Православие – это изначальное предание. Православие будет возвещать православную веру. Но эта правильная вера передана, как нами прежде уже говорилось, Богом пророкам и апостолам. Как характерно говорит ап. Павел: «Ио я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11, 23). И в другом месте он вновь говорит: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял» (1 Кор. 15, 3). И после апостолы приняли «веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3), как ее называет Иуда брат Божий, он ее передал их ученикам.

Так, апостол Лука в одноименном Евангелии говорит, что забота тех, которые пишут евангелия состояла в том, чтобы написать «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лук. 1, 2). И ученики передали апостольским мужам и так далее. Поэтому свт. Афанасий Великий определяет, что правильная вера «была таковой как передал Господь, апостолы проповедовали, и Отцы сохранили»[1]. Так тот, который остается верным преданию пребывает в Православии, но тот, кто удаляется от предания становится действительно еретиком. Ап. Петр пишет, что смерть впавших в ересь есть удаление «от преданной им святой заповеди» (1 Петр.2, 21)

Итак, Православно то, что принято изначально однажды для всех. Последующие века не внесла ничего в изначальную веру Церкви. Это   имело место в полном объему с самого начала. Абсолютно и навека. И Вселенские соборы и Святые Отцы не создали, но разъясняли Священное Предание.

Об этом в знаменитом Соборном определении VI Вселенского собора мы читаем: «Как видели пророки, как передали апостолы, как приняла Церковь»[2]. В «определении веры» того же Собора Святые отцы определяют следующее: «Итак, мы исследовали и рассмотрели дело весьма тщательно и, следуя истине, ничего не убавляем и ничего не прибавляем, но сохраняем все то, что есть в Церкви лучшаго...».[3] Также на 4 заседании того же собора констатируется следующее: «Мы во всем удерживаем все догматы и дела наших Богоносных отцов, проповедуя едиными усты и единым сердцем, ничего не прибавляя, ничего не убавляя из того, что нам предано, но в этом утверждаемся, этого держимся, также исповедуем, также учим как и святые и вселенские соборы определили и утвердили».[4] И гимнография праздника дополняет: «Отеческие установления Церкви сохраняя, мы пишем иконы и лобызаем их устами и сердцем и волею...»[5]

Паписты на протяжении веков вносили новые догматы, такие как о главенстве Римского папы и его непогрешимости, Filioque, о непорочном зачатии Богоматери, которые не имеют никакого основания в древнем предании.

Протестанты не принимающие авторитета ни одного из вышеназванных догматов по правильной причине, пришли к отрицанию древних догматов, такие как приснодевство Богоматери. А некоторые богословы дошли до того, что проповедуют о ложности, так сказать, воскресения Христа, или даже  смерть Бога.

В то время как православие хвалиться тем, что сохранила неизменными догматы. Она не только не имеет complex в отношении рационализма, но наоборот он уважается, потому что вера православная наполняет ту область в которой верное слово не может вместиться. Ее вера касается таинств и чудес Божиих, куда не может приблизиться человеческое знание. Это «изыщем запечатанное, поклонение в вере таинству явленному»[6] 

Такая позиция, которой держится Православие является прилипчивым словно банный лист поверх «однажды переданной святыми веры». Иностранный богослов говорит: «Если мы желаем обрести консервативное предание-традицию  в крайне законченном выражении, то нам необходимо отправиться не в церковь, которая сама себя называет католической не будучи ей таковой, но в Церковь, которая предпочитала бы  более умереть, нежели совершить отступление когда-либо, даже в чем-то малейшем, которое приняла из Священного Писания и соборов».[7]

И изысканный и талантливый писатель  протопресвитер К. Каллиник в своей известной манере добавляет: «Разве возможно стремиться понять ту любовную нежность, с которой она налагается на ту веру, которую изначально приняли святые? Турки сокрушили врата царицы городов. Надменный Папа призывает с Запада нас к подчинению. Давайте же латиняне и восточные вместе служить в Святой Софии, давайте поминать Папу как высшего понтифика и абсолютного викария Христа, давайте со стороны Восточных христиан одобрять  все нововведения Рима, и тогда Папа согласиться дать военную помощь для того, чтобы попал в рабство Крест под полумесяц. Но какие повсюду в трусливом городе слышатся глаголы? «Лучше турецкая чалма нежели папская тиара». Столько голосов наших умерших прародателей исказили Православие  так что подпали под мрачное иго турок!»[8]

 

3.Послушание Истинному Богу

Ἡ Ὑπακοή στὸν Ἀληθινό Θεό

Итак признаком Православия является истинный Бог, единственный Бог. Но недостаточным является только теоретическое принятие и вера в Него, «поскольку и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), но также необходимо и подчинение Его воле, Его мысли, тому, что Он открывает человеку. Мы увидим как устанавливается воля Божия в трех связанных друг с другом случаях.

 

а) «Самовольное служение»

῾H ἐθελοθρησκεία

Апостол Павел нам говорит о некоем человеке, который имел некое совершенно личную религию, самовольное служение (Кол. 2, 23). Это религия воли тех, которые верят воле их, их личным мнениям и их страстям. Эта религия настолько имеет древний характер, насколько и сам человек. Адам и Ева верили в эту религию. Бог им сказал: «От всех деревьев рая вы можете есть плоды. А от древа познания однако есть запрещается. Если вы вы вкусите от него, то вы должны знать, что умрете».  Бог им преподал некое упражнение для испытания послушания, воздержания, веры. Почему же Он это сделал, поскольку Он предварительно знал, что  это станет поводом для падения прародителей? Отцы Церкви говорят, что если бы Бог не положил для человека некое упражнение, он бы испортился, развратился, он бы не достиг обожения. Следовательно Бог совершенно правильно сделал, что дал заповедь. Теми, кто не исполнил эту заповедь были первозданные люди, Адам и Ева. Итак вот какого достоинство  послушания истинному Богу. . Вот чего требовал от нас истинный Бог.

После падения Бог, хотящий разбить феномен самовольного служение, то есть тенденцию человека считать, что он обретет счастье только в нем, ставя себя главой себя, изгоняет их из рая, их оставляет, чтобы люди вкусили смерть и разного рода природное зло и устанавливает бесчисленные заповеди, требуя чрезмерного послушания. Он это делает для того, чтобы они поняли 1) что необходимо  им вести свою деятельность богоцентрично, а не антропоцентрично, 2)чтобы они считали, что величайшим сокровищем является обожение по Богу, или вечное счастье по Богу, которое, о чем мы совершенно не заботимся, когда старались обрести рай, 3) что теперь, после выхода из рая отнас требуется очень большой подвиг, чтобы человек не совершенно и навечно не испортился от греха.

  Итак заповеди являются тем, что очень важно и дорого для человека. Это то, что крылья для птенцов, балласт для корабля, железнодорожные пути для поезда, фонари освещения для движения. Нам необходимо обрести вновь потерянный рай, но при этом не делать нашу земную жизнь совершенно адской. Если же сегодня наше общество  приближается в полному разложению, это происходит потому, что господствует мнение о совершенно анархичной личностной свободе. Мы будем говорить о некоем высвобождении от налогом без всякой преграды, изза чего всякий делает то, чтобы его уменьшить.

Поэтому насколько же важны заповеди и насколько в действительности великое дело – послушание им., так что кажется, что Бог считает послушание Его заповедям за величайшую и высочайшую жертву, приносимую Ему. За лучший вид богослужения.

К сожалению феномен «самовольного служения» наблюдается во многих христианах.

От них мы услышим:

«Я не пойду в Церковь, но пойду и поставлю мою свечку в некой церквушке», или же «я возьму и поставлю свою свечу и уйду».

«Я посещаю церковь, не причащаюсь»!

«Я не нуждаюсь в исповеди. Я все расскажу иконе».

«Для меня не имеет никакого значения пост. Пища не является грехом».

«Это чисто мой личный вопрос: вступать в гражданский или религиозный брак».

или же нечто подобным является, когда осуждают Православие за то богатство, которым оно обладает.

Но и Бог требует совершенного и слепого послушания во всем.

  1. Он требует от нас, чтобы мы Ему посвятили наши  наилучшие и безупречные стремления. Давайте вспомним о той жертве Авраама, которую потребовал  его принести Бог, что она была самой дорогой. Его единородного сына, которого он получил после 25 лет молитвы и ожидания!
  2. Он требует послушания Его руководству и руководству Его людей, не имеющего ничего общего с нашей логикой, даже если мы согласно ей считаем чего-то другое более лучшим.

Давайте вспомним Моисея, которого Бог избрал несмотря на то, что он был косноязычным для вождя Израиля.

Давайте вспомним сирийского военачальника Неемана, который был прокаженным и Елисея, который потребовал, чтобы этот военачальник семь раз окунулся в водах Иордана для того, что бы получить исцеление, в то время как в Сирии были реки Авана и Фарфар, которые были намного больше Иордана и важнее. (4 Царств. 5)

  1. Он говорит: без Меня не можете творити ничесоже.

Если не сохранит Господь город, то всуе будет бодрствовать стража. Если не созиждет Господь дом, то напрасно будут трудиться те, которые строят дом.Все, что вы желаете совершить в вашей жизни вы должны делать по Моему благословению и с Моей помощью. Не повторяйте вновь ошибку, которую совершали Адам и Ева, которые захотели достичь обожения сами.

Например, вы желаете пожениться? Тогда вам надо будет пойти в Церковь, взять Мое благословение и попросить Моего содействия для того, чтобы вам иметь успех в трудном подвиге семейной совместной жизни. Брак является подвигом для того, чтобы вы стали святыми. Он вовсе не служит средством для простого удовлетворения генетического инстинкта, он не является только тем, чтобы получить потомство, он не является просто тем, чтобы иметь некую компанию. Он представляет собой некое мученичество, не бойтесь этого слова, с помощью которого вы достигнете фавора. Давайте вспомним икону Преображения Господня. Христос находится между пророком Моисеем, который был в браке, и пророком Илией, который был безбрачным. И оба были боговидцами, чудотворцами, великими постниками, божиими людьми в полном смысл этого слова. Чем же являются безбрачие и брак в жизи во Христе? Это два пути, которые ведут на Фавор. Поэтому христианин не может прибегать к гражданскому браку или к нотариусу, поскольку он стремиться достичь совершенства в Боге. Это путь антропоцнтричных, эгоистичных манер, для тех, кто не желает иметь никаких отношений к Церкви. Если вы будете стремиться к гражданскому браку или закрепленному нотариусом, тогда вы не сможете участвовать в таинстве Церкви, в божественном причащении.

Вы хотите иметь единство и согласие? Вы его не обретете в глобализации, к которой стремятся к обретению международных выгод, ни в создании планов по доматическому минимализму, к которому стремится экуменизм. Единство является даром Святого Духа (см. Гал. 5, 22), даром православия и верной деятельности верующих людей. Она не является какой-то антропоцентричной, но носит абсолютно богоцентричный характер. Истинный же Бог один, а не много и истинная вера одна, в то время как другие веры являются ложными.

Вы кричите о равенстве и братстве и для того чтобы достичь успеха вы говорите все о ваших правах и стараетесь любым способом, и даже крайне бесчеловечными и  преступными, удовлетворить свои требования.  И вы забываете, что для того чтобы нам обрести братство необходимо углубиться в наши права и составить их план в соответствии с тем, что «любы не  ищет своя си». Поэтому Священное Писание нам говорит: «Благословень еси Господи, научи мя оправданием Твоим» (то есть Твоей праведности и правам), а не нашей праведности.  В дни, когда Церковь Христова празднует память св. Дионисия Эгинского (17 декабря), который простил, скрыл и помог совершить побег своему другу убийце, мы приближаемся к тому (2008г.), чтобы разрушить наше Отечество полностью ради только одноего некоего молодого нечестивого убицы. И в то время когда вы являетесь христианами и обещали в крещении, что сочетаемся Христу, мы не прощаем наших врагов, словно он.

 

б) Правильное служение Богу

Ἡ ὀρθή λατρεία

Как-то профессор богословия Афинского университета и министр образования (1943-1944г) Николай Луварис (1885-1961) спросил одного святогорского монаха необутого Аввакума, который знал наизусть все Священное Писание, где Библия говорит в первый раз о Православии и в действительности об верном деянии. И Аввакум ему ответил: «в жертве Каина, когда Бог ему говорит : Еда право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси» (Быт 4, 7).

Итак, с первого момента после истории падения человека появляется понятие, слово православие. Оно связано с служением человека. Если ты не приносишь правильно твой дар, если не имеешь правильного богослужения как того хочет Бог, тогда Бог не приемлет ни тебя, ни твоего богопоклонения. Бог требует того, чтобы мы Ему отдали все наше сердце, нашу мысль, нашу волю. Недостаточно только нам поставить свечку и скоротечного посещения церкви. Бог требует от нас участие в главном таинстве Церкви, в Божественном Причащении. Если мы не будем в нем участвовать, то мы не спасемся.

Бог обращает внимание и требует полного согласования даже во всех деталях религии. В Ветхом Завете он устанавливает состав из которого должно делаться миро и фимиам (Исх. 30, 22-38). Он требует полного согласования с Его заветами и запрещает иудеям использовать миро и фимиам для своих личных надобностей.

Да, большое значение имеет правильный догмат и правильное богослужение. Да, действительно, все религии не ведут к Богу, как и то, что Бог не приемлет богослужения всех религий. И поэтому, поскольку другие религии являются вымыслом человека, согласно его вкусам  и его прихотям, согласно с его фантазиями и демоническими воздействиями, которые все же существуют.

Так получили свое бытие и древние боги Эллады,  которые ели,  пили, женились, попирали один другого, похищали,  изменяли, ревновали и главным образом имели все человеческие страсти и были образом и подобием людей.

Существовали и человеческие жертвоприношения, которые сохраняются до сих пор в сатанинских культах и составляют чисто демоническое действо. Все они наоборот - не возвышают человека, а его обрекают на нищету и его всего и в большинстве случаев доводят до звероподобного существа. Следовательно, все это, когда в наши говорят о справедливости и принимают все религии a priori является абсурдом и не приносит ничего для прогресса нашей культуры и для нашего процветания.

в) Правильная жизнь

Ἡ ὀρθή ζωή

Итак, Православие – это правильное богослужение истинному Богу, но и правильная жизнь, духовная жизнь, как говорят Святые Отцы. Она связана и переплетается с ними двумя. Если изъять что-то одно из них или, чтобы одно превалировало над другим, то тогда это приведет к ереси и Бог это отвергнет.

«Вот истинный Израильтянин, в котором несть лукавства»(Иоан. 1, 48)., сказал Христос о Нафанаиле. То есть истинный и настоящий Израильтянин -это не тот только, который верит согласно закону Моисея и пророкам, но тот, который не лукавый (хитрый).Тот, который является не злым, не обманщиком, благим и милостивым. Только он может иметь опыт общения с истинным Богом.

Пророк Исайя говорит: «Слушайте слово Господне князья Содомские; внимая законуБога нашего, народ Гоморрский! К чему мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю отвас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я : ваши руки полны крови». (Ис. 1, 10-15)

Давайте вспомним  фарисея из известного евангельского зачала, который молится Богу внутри Иерусалимского храма и вместо того, чтобы быть оправданным и полуичть благословение - осуждается и идет в муку, потому что в действительности не творил правильной молитвы, он не имел осознания своего бессилия и был исполнен страстной неприязни к мытарю. Вместо того, чтобы воспевать Богу и просить Его милости для него и для всех людей, и даже для мытаря, который там находился, он восхваляет самого себя, хвастается, относится к мытарю злобно и с презрением. Мытарь же, без всякого негодования на поведение фарисея, с терпением и смирением молится о том, чтобы Бог умилосердился над ним. И Бог оправдывает грешного мытаря и осуждает недобродетельного фарисея. Вот что означает правильная вера, догмат, но и правильная жизнь, православие и правильная деятельность.

 

4.Правильное лечение

῾H ὀρθή θεραπεία

 

Четвертым признаком, на который мы хотели бы указать, является то, что Православие является правильным способом врачевания,терапии. Человек, по причине греха его прародителей и его личных грехов, является больным. Православие раскрывает ему эту болезнь и указывает на метод ее врачевания. Церковь является больницей, она никого не прогоняет, никого не ненавидит, но открывает наши заболевания, которые нас одолевают и нам дает соответствующие лекарства.

Однако, в конечном итоге, человек, под именем свободы и якобы человеческих ценностей и упразднения создаваемых рамок, начинает считать за здоровье то, что является болезнью и желает это предлагать как нечто  правильно в социальном, политическом и логическом плане. И тот, кто не согласен с этими идеями считается расистом.

Так, например живут некоторые люди, которые не желают считать, например, гомосексуализм чем-то неправильным, напротив, они верят в то, что он является личностным выбором и необходимостью, и требует от государства того, чтобы оно узаконило “брак” гомосексуалистов и возможность для усыновления гомосексуалистами детей. Политики, по причине популярности и собирания голосов, считают правильным это требование и начинают его поддерживать для того, чтобы придать этому вопросу вполне законный характер. Однако это является настолько ненормальным, насколько, например, если бы государство дало кому-то  вполне  исчерпывающее подтверждение  в хорошем здоровье, кто заболел раком или пострадал от неизлечимой болезнью.  Если эта моде не пройдет, то государству придется признать за нормальность некрофилию, педофилию, кровосмешение, воровство, применением наркотиков и т.д.

Однако давайе пойдем далее. Давайте взглянем на эти опросы  трезво и с ответственностью, с благоразумием, но и справедливо. Давайте говорить с дерзновение, без страха и страстности, но с “тихим дерзновением”.

 

5.Правильное подвижничество и правильное эсхатологическое  мышление

Ἠ ὀρθή ἄσκηση καὶ τὸ σωστό ἐσχατολογικό φρόνημα

Православная Церковь является Церковью подвижничества, аскетики. Аскетический элемент в ее традиции является весьма сильным. Совершенно неслучайно то, что ее одноименный главный праздник установлен, даже вполне сознательно, в период Великой Четырядесятницы, первую неделю поста. Неслучайно и то, что 11 марта 843г, тогда это была первая неделя поста, был составлен собор в Константинополе, который установил чествовать иконы, тем самым полая конец госудратвенно-религиозному беспорядку вызванному иконоборчеством (726-843) и полагая окончательную победу Православия против всех ересей.

Неслучайно и то, что монашество и отшельничество на протяжении длительного периода истории Православия составляют его идеал. Идеал, который воспринял чаяния мученичества. В православной традиции монах считается  первомучеником, который ведет войско[9], монашеское житие считается светом миру[10]. В синаксариях и в песнопениях вместе с мучениками проставляются и монахи. В большинстве случаев воспеваются идеалы подвижничества, битвы против плоти, богатства, любви к наслаждениям и тщетной славы мира.

Но в жизни Церкви нам является и ее аскетическое сознание. Большие посты, длительные богослужебные последования, прямостояние, (в старых храмах не было седалищ, были лишь небольшие стасидии для пожилых и больных людей, и как известно, имели силы читать неусыпную псалтирь), строгии епитимии. Совершенно непонятным для западного христианина является то, зачем поститься или пребывать в течение трех или пяти часов в Церкви, что имеет место в жизни православных в особенности во время последований Великой Четыредесятницы. Совершенно иными являются обычаи протестантов в причащении, поскольку они прежде причащения едят свой обильный завтрак. Римо-католики в Америке совершенно упразднили и пост в Великую Пятницу.[11]

Однако этот аскетический дух непосредственно связан и с духом эсхатологического ожидания, но и с предвкушением радости царства Божия. Христианин ведет подвиг и воздерживается от мирских удовольствий, и вовсе не потому, что он чувствует отвращение к ним или считает их злом, но потому, что живет и и пребывает в страстном ожидании  грядущего Христа. Я забыл все ради великого посещения. Настоящий православный христианин не имеет болезненного страха к грядущему Христу и ко второму Его пришествию. Он внимает обещанию Христа “Аз гряду скоро” и ответ “ей Господи Иисусе, гряди”.

Эта связь аскетики с эсхатологическими идеалами вполне ясно свидетельствуется в тексте 2 столетия в Письме к Диогнету. Христиане говорят: “Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужеземцы. Для них всякая чуждая страна есть отечество...Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные”.[12]

 

6.Самокритика, самоукорение и покаяние

Ἡ αὑτοκριτική, ἡ αὑτομεμψία καὶ ἡ μετάνοια

Зная признаки нашего Православия, мы должны задаться вопросом: мы современные потомки и наследники наших святых предшественников и отцов мучеников и наших друзей- будем ли мы все это применять в жизни, этим жить, сохраним ли, и будем ли иметь даже до смерти и при мученической решимости защищать сокровище нашего Православия?

Нам очень просто провозглашать панегирики и устраивать праздничные шествия для Православия, тем, которые не поглощены еще в водоворот экуменизма и синкретизма. Нам легко прославлять и чтить таких святых как Максим исповедник, прп. Феодор Студит, свт. Григорий Палама, свт. марк Эфесский Евгеник, которые вели борьбу против еретиков жестокую и мучительную, но а также и против тех церковных предстоятелей, которые проявляли солидарность с еретиками или же теплохладнсть к ним, идя даже на то, что прекращали поминовение этих предстоятелей. И мы должны вести борьбу аналогично им и протестовать. Нам ничего не стоит возвещать о нашей православной вере без всякой опасности и безболезненно, с полной свободой, спокойно и безопасно.

Однако всети правильную добродетельную жизнь трудно и требует мученичества, нам вести непреклонную и безостановочную борьбу против тех, которые продают Православие, с тем, чтобы иметь совершенное послушание воле истинного Бога, постоянно сочетаться со Христом и постоянно отделяться от дьявола, чтобы нам не забывать аскетических и эсхатологических идеалов Православной Церкви, чтобы нам иметь миссионерское стремление и укреплять, даже при недостатке средств, внутреннюю и внешнюю миссионерскую деятельность, чтобы нам желать иметь благодать свидетельства нашего Православия.

Все это да будет нас постоянно заботить, давайте постоянно делать выбор, будем ли мы все это применять к нашей жизни и будем ли мы весьти жестокую борьбу, и с помощью жертвенности в этом преуспевать. Самокритика, самоукорение и покаяние в наших недостатках и в нашем бездействии да будут нашим ежедневным учением и занятием.

 


[1]              Свт. Афанасий Великий.Творения Ε.Π.Ε.4, 164

[2]              Τριώδιο, εκδ. «Φως», σελ. 157

[3]              3. Ι. Καρμίρη, Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθ. Καθ. Εκκλησίας, τόμος 1, Αθήναι 1962, σελ. 239

[4]                Ι. Καρμίρη, Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθ. Καθ. Εκκλησίας, τόμος 1, Αθήναι 1962, σελ. 242

[5]              тропарь праздника

[6]              стихира

[7]              A. P. Stanley, παρά Κων/νου Ν. Καλλινίκου, Τά θεμέλια τῆς πίστεως, ἔκδ. Π. Πουρνάρα, Θεσ/νίκη 1976, σελ. 325

[8]              Там же, с. 326-327

[9]              Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 4, 7

[10]              Слово 26, 20,

[11]              Αρχιμ. Γεωργίου Καψάνη, Θέματα Εκκλησιολογίας και ποιμαντικής εκδ. «Ορθόδοξος Κυψέλη», Θεσ/νίκη 1975, σελ. 85.

[12]              муч. Иустин Философ. Послание к Диогнету, 5. См. Сочинения. М. 1892, стр. 375-376




Подписка на новости

Последние обновления

События