Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ПРИЗНАКИ ПРАВОСЛАВИЯ

ΓΝΩΡΙΣΜΑΤΑ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ

 

Архимандрит Мелетий Ап. Вардахани

Τοῦ Ἀρχιμανδρίτου π. Μελετίου Ἀπ. Βαρδαχάνη

 

газета Ὀρθόδοξος Τύπος 27 Μαρτίου 2009

 

часть 1

 

1. Вера в истинного Бога


 

Первым признаком Православия, первой основополагающей характеристикой его является вера в Бога. Но в какого Бога? В бога ислама, в бога Израильтян, бога масонов, в бога различных религий, в бога, которого представляет себе всякий человек и говорит, что существует бог, существует некто, существует некая высшая сила? Нет.

Бог Православия есть Троичный Бог, истинный Бог, единственный, Который искупляет человека. Отец, Сын и Святой Дух. И Сын, один из Святой Троицы, как нам открывает Священное Писание и нам передает история, воплотился, воспринял наше смешение, исцелил ее и оживотворил для вечности, поскольку «ее неизреченно исцелил», говорят Отцы нашей Церкви. Сын является Мессией, или Христом, то есть Он тот, кто имеет помазание и миссию вочеловечиться, стать Богочеловеком, и чтобы спасти человека. Через вочеловечение Он является потомком Евы, который сокрушает дьявола. Как человек, Он является новым Адамом, Который через Свое послушание вновь укажет для человека путь ко спасению.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12), нам открывает богодухновенный апостол Петр. Никто вне Христа не может прийти к богопознанию, к истинному соединению человека с Богом, твари с Творцом. Следовательно никакого отношения не имеет Бог Православия в богу иных религий, даже в самим монотеистам. Никакого общего признака, никакого даже признака соприкосновения. Другие религии отвергают Троичность Бога, воплощение Сына Божий, Богочеловеческой личности нашего Спасителя. Совершенно тщетными являются старания и действия тех, которые собирают симпозиумы с другими монотеистическими религиями и иными религиями. Идолы язычников и различных народов являются демонами, согласно Священному Писанию, или же творениями падшего человека.

Истинная вера – это откровение истинного Бога человеку, а не изобретение падшего человека. Сам Бог открыл Самого Себя и Его волю с помощью Его собственного явления к избранным людям и с помощью Божественных Писаний. Человеку было невозможно открыть Бога, открыть твари своего Творца. Сегодня люди, которые не приняли откровение Бога, ни его посланников, ни Его Писаний, создали свои различные религии. Какое же отношение может иметь наше вера к ним?

Итак, Бог передал Свою истину людям и это предание является верное прославление Бога. «Как видели пророки, как проповедали апостолы, как приняла Церковь», говорит Синодик VII Вселенского собора. Поэтому Православие и Предание являются взимопроникающими и взаимозависимыми. Православие – это Церковь Предания. То есть предание является фундаментальным, первоначальным и основополагающим признаком Православия.

 

2. Предание


Православие – это изначальное предание. Православие будет возвещать православную веру. Но эта правильная вера передана, как нами прежде уже говорилось, Богом пророкам и апостолам. Как характерно говорит ап. Павел: «Ио я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11, 23). И в другом месте он вновь говорит: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял» (1 Кор. 15, 3). И после апостолы приняли «веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3), как ее называет Иуда брат Божий, он ее передал их ученикам.

Так, апостол Лука в одноименном Евангелии говорит, что забота тех, которые пишут евангелия состояла в том, чтобы написать «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лук. 1, 2). И ученики передали апостольским мужам и так далее. Поэтому свт. Афанасий Великий определяет, что правильная вера «была таковой как передал Господь, апостолы проповедовали, и Отцы сохранили»1. Так тот, который остается верным преданию пребывает в Православии, но тот, кто удаляется от предания становится действительно еретиком. Ап. Петр пишет, что смерть впавших в ересь есть удаление «от преданной им святой заповеди» (1 Петр.2, 21)

Итак, Православно то, что принято изначально однажды для всех. Последующие века не внесла ничего в изначальную веру Церкви. Это имело место в полном объему с самого начала. Абсолютно и на века. И Вселенские соборы и Святые Отцы не создали, но разъясняли Священное Предание.

Об этом в знаменитом Соборном определении VII Вселенского собора мы читаем: «Как выдели пророки, как передали апостолы, как приняла Церковь»2. В «определении веры» того же Собора Святые отцы определяют деяние VII Вселенского собора следующим образом: «отовсюду созвал сюда нас, представителей священства, да утвердится общим определением божественное предание Кафолической Церкви. Итак мы исследовали и разсмотрели дело весьма тщательно и, следуя истине, ничего не убавляем и ничего не прибавляем, но сохраняем все, что есть в Церкви лучшего...».3 Также на 4 заседании того же собора констатируется следующее: «Мы же всегда держим догматы и вещи согласно Богоносным нашим Отцам, проповедуя едиными усты и единым сердцем ничего не добавляя и ничего не убавляя из того, что нам от них передано, это утверждая этого держась, то же исповедуем, тому же учим, чему учили и что утвердили святые шесть Вселенских соборов».4 И гимнография праздника дополняет: «отеческие установления Церкви сохраняя, мы пишем иконы и лобызаем их устами и сердцем и волею...»5

Паписты на протяжении веков вносили новые догматы, такие как о главенстве Римского папы и его непогрешимости, Filioque, о непорочном зачатии Богоматери, которые не имеют никакого основания в древнем предании.

Протестанты не принимающие авторитета ни одного из вышеназванных догматов по правильной причине, пришли к отрицанию древних догматов, такие как приснодевство Богоматери. А некоторые богословы дошли до того, что проповедуют о ложности, так сказать, воскресения Христа, или даже смерть Бога.

В то время как православие хвалиться тем, что сохранила неизменными догматы. Она не только не имеет complex в отношении рационализма, но наоборот он уважается, потому что вера православная наполняет ту область в которой верное слово не может вместиться. Ее вера касается таинств и чудес Божиих, куда не может приблизиться человеческое знание. Это «изыщем запечатанное, поклонение в вере таинству явленному»6

Такая позиция, которой держится Православие является прилипчивым словно банный лист поверх «однажды переданной святыми веры». Иностранный богослов говорит: «Если мы желаем обрести консервативное предание-традицию в крайне законченном выражении, то нам необходимо отправиться не в церковь, которая сама себя называет католической не будучи ей таковой, но в Церковь, которая предпочитала бы более умереть, нежели совершить отступление когда-либо, даже в чем-то малейшем, которое приняла из Священного Писания и соборов».7

И изысканный и талантливый писатель протопресвитер К. Каллиник в своей известной манере добавляет: «Разве возможно стремиться понять ту любовную нежность, с которой она налагается на ту веру, которую изначально приняли святые? Турки сокрушили врата царицы городов. Надменный Папа призывает с Запада нас к подчинению. Давайте же латиняне и восточные вместе служить в Святой Софии, давайте поминать Папу как высшего понтифика и абсолютного викария Христа, давайте со стороны Восточных христиан одобрять все нововведения Рима, и тогда Папа согласиться дать военную помощь для того, чтобы попал в рабство Крест под полумесяц. Но какие повсюду в трусливом городе слышатся глаголы? «Лучше турецкая чалма нежели папская тиара». Столько голосов наших умерших прародителей исказили Православие так что подпали под мрачное иго турок!»8

 

 

1

2Свт. Афанасий Великий.Творения Ε.Π.Ε.4, 164

3Иоанн Кармирис. Догматические и симвоолические памятники Православной Кафолической Церкви, том.1, Афины 1968г., с. 239

4Там же, с. 242

5тропарь праздника

6стихира

7A. P. Stanley, παρά Κων/νου Ν. Καλλινίκου, Τά θεμέλια τῆς πίστεως, ἔκδ. Π. Πουρνάρα, Θεσ/νίκη 1976, σελ. 325

8Там же, с. 326-327



Подписка на новости

Последние обновления

События