Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Соборное  (кафолическое) сознание Церкви

(для народа)

митрополит Гортинский и Мегалополисский г-н Иеремия,

почетный профессор Афинского университета

 

Η ΚΑΘΟΛΙΚΗ ΣΥΝΕΙΔΗΣΗ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ

† Ο ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ ΓΟΡΤΥΝΟΣ ΚΑΙ ΜΕΓΑΛΟΠΟΛΕΩΣ IΕΡΕΜΙΑΣ

7 урок

 

GortynosIeremias.JPG

Православная Церковь это тело Христово, некий духовный организм в котором главой является Христос. В Церкви есть одна общая вера, одно общее сознание, которое направляется Святым Духом. Это соборное (кафолическое) сознание всегда пребывает в Церкви, но некоторым образом оно преимущественно и самым чистым образом выражается на Вселенских соборах. Согласно 37 правилу святых Апостолов, то есть в соответствии с указанием древней Церкви, дважды в течение года следует созывать поместные соборы различных Православных Церквей[1]. В соответствии с этим в истории Церкви часто происходили соборы областных епископов, которые представляли какой-либо обширный округ части некой поместной Церкви, а также происходили соборы епископов всей Православной Церкви, Восточной и Западной. Вселенские соборы со всей точностью формулировали и излагали конкретные основополагающие истины православной христианской веры, защищая древнее учение Церкви от искажений еретиков. Вселенские соборы также излагали некоторые законы и правила, которые упорядочивают общественную и частную жизнь христианина. Они называются церковными правилами-канонами и требуют от всех христиан послушания им. В итоге, Вселенские соборы подтверждали некоторые решения определенных Поместных соборов, а также изложенные им догматические истины, которые были составлены некоторыми Отцами Церкви, как, например, Изложение веры святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского[2], правила свт. Василия Великого[3] и других Отцов.

Когда же в истории Церкви созывались соборы епископов для того, чтобы на них в своих решениях изложить еретические положения веры, тогда кафолическое сознание Церкви приходило в возмущение и не успокаивалось вплоть до того, пока вновь не утверждалась истина благодаря другим соборам. Нам не следует заблуждаться относительно того, что Соборы Церкви излагали свои догматические постановления о вере после внимательного и всецелого изучения мест из Священного Писания относящихся к затрагиваемому вопросу и что  истолкование, которое давала этим текстам Вселенская Церковь, является верным истолкованием. Так, постановление Соборов относительно веры высказывают согласие со Священным Писанием и кафолическим Преданием Церкви. По этой причине эти постановления стали авторитетными, ненарушимыми, стали вселенскими и стали преданием Церкви, которое основывается на Священном Писании и Апостольском Предании.

Многие истины нашей веры столь ясно изложены в Священном Писании, так что они не могут быть перетолкованы еретиками, так что относительно этих истин не имеется специальных постановлений Соборов. Однако некоторые другие истины, когда относительно их Священное Писание допускает некоторое перетолковывание их еретиками, они подтверждались Соборами.

Все постановления Соборов о догматах веры, все Вселенские соборы признают в качестве первоосновы Никео-Цареградский Символ веры[4] и запрещают каким бы то ни было образом его изменять, и не только относительно мыслей, но это касается и слов, либо что-то прибавлять, либо что-то убавлять (постановление III Вселенского собора, которое было повторено IV, V, VI и VII Вселенскими соборами).

Решения поместных соборов относительно истин веры или некоторые изложения веры святых Отцов, которые были приняты всей Церковью, перечисляются во 2 правиле VI Вселенского собора (Трулльского).[5]

 

Догматы и каноны

 

В церковной терминологии догматы — это истины христианского вероучения, истины нашей веры, а каноны являются заповедями которые относятся к церковному порядку и управлению, при наложении соответственно ответственности на церковную иерархию и на каждого христианина, которая истекает из евангельского и апостольского учения. В этом смысле смотрите на п.9 3 урока по догматике.

 

Творения Святых Отцов и учителей Церкви как руководство в вопросах веры

 

В вопросах веры, для правильного понимания священного Писания и для различения истинной традиции Церкви от ложных учений при в помощь используем творения святых Отцов нашей Церкви, по тому что мы принимаем в качестве основы то, что согласие всех Отцов и учителей нашей Церкви  относительно учения нашей Церкви является несомненным признаком ее истинности.  Философы выстроили «Вавилонскую башню», потому что их идеи лишь приводят к путанице. Святые Отцы выстроили башню согласия! Хотя и существовали различные и многочисленные способы, однако они все переживали и проповедовали одну и ту же веру. Святые Отцы с невероятной силой защищали истину нашей веры, не страшась ни угроз, ни гонений, ни даже своей смерти.

 Изучая священные творения Отцов нашей Церкви, мы научаемся догматам нашей веры при, конечно же, имеющихся свидетельствах о них из Священного Писания, а также из творений Святых Отцов мы научаемся этическому учению догматов веры, тому как мы должны жить догматы веры в нашей жизни. Однако необходимо иметь внимательность к некоторым личным мнениям отцов и учителей Церкви по вопросам, которые в точности не определены Церковью. Эти мнения не следуем смешивать с догматами веры, в соответствии с точным и верным смыслом этого слова (т. е. догмат), ибо они не признаны в качестве имеющих полное согласие с основной кафолической верой Церкви, а поэтому не имеют полного доверия и авторитета.[6]

 

Истины веры в литургических текстах

 

Кафолическое сознание нашей Церкви то что касается учения нашей веры также излагается в нашем православном богослужении и оно записано в наших богослужебных книгах. Тот кто читает и понимает эти книги, то действительно познает нашу православную веру. Составители и сочинители песнопений нашей Церкви были великими богословами, они были богоносными людьми. В качестве примера можно привести «Утешительные каноны» или «Октоих», весьма важную книгу нашего Православного богослужения. Эта книга является преимущественно творением св. Иоанна Дамаскина, святого отца 8 столетия, который излагает православное богословие великих Отцов нашей Церкви.

Наше православное богослужение полностью верно учению святых Апостолов и Отцов нашей Церкви и в догматических вопросах и в вопросах этики. Это вполне ясно выражается ниже в кондаке богослужебного последования 328 богоносных Отцов I Вселенского собора: «Τῶν Ἀποστόλων τό κήρυγμα καί τῶν Πατέρων τά δόγματα, τῇ Ἐκκλησίᾳ, μίαν τήν πίστιν ἐσφράγισαν· ἥ καί χιτῶνα φοροῦσα τῆς ἀληθείας, τόν ὑφαντόν ἐκ τῆς ἄνω θεολογίας, ὀρθοτομεῖ καί δοξάζει τῆς εὐσεβείας τό μέγα μυστήριον».

 

Символические книги

 

«Символами» в нашей Церкви называются либо тексты, которые излагают определения о нашей вере или же знаки, которые  заключают в себе некоторые истины веры, как например  рыба -ἰχθύς (Ἰησοῦς Χριστός Θεοῦ Υἱός Σωτήρ, Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель), Крест и др.

В основном наша Православная Восточная Церковь не имеет символических книг, которые должны быть составлены Вселенским собором или эе отцами, однако у нас есть 6 Символов:

  1. Апостольский символ веры, который так называется потому, что имеет апостольское содержание, как об этом говорит свт. Кирилл Иерусалимский[7], но не потому что он был составлен святыми Апостолами, как в это верили в древние времена по ошибочному сообщению Руфина. Согласно слову нашего Господа (См. Мф. 28, 19) те, которые принимали проповедь Апостолов, им необходимо было креститься во имя святой Троицы. Итак, с самого начал возникла необходимость составить некое краткое исповедание веры, котрое содержало бы в себе главнейшие ситины христианства о святой Троице и Церкви. Это исповедание потихоньку добавлялось ради более полного изложения веры. Но главным образом это делалось ради отражения появляющихся ересей. В целом Апостольский символ был составлен до 200г. по Р.Х, а древнейшую его форму необходимо искать в апостольских временах, согласно и одному месту из апостольского послания: “Исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями” (1 Тим. 6, 12).
  2. Символ Никео-Константинопольский, так называемый “Символ веры”, или общее наименование “Верую”. Он состоит из 12 членов, из которыз первые семь были составлены на I Вселенском соборе в Никее Вифинской (325г. По Р. Х.), а остальные пять на II Вселенском соборе  в Константинополе (381 г. по Р. Х.). Речь не идет о двух разных символах, но об одном символе, который был дан  I Вселенским собором, хотя II Вселенский собор его и разширил, потому что появились новые ереси и появилась необходимость в более лучшем и целом догматическом символе.
  3. Символ свт. Афанасия Александрийского. Так называется пространным исповеданием  веры во святую Троицу, который был составлен Отцом Православия свт. Афанасием для подтверждения его православия и был отправлен епископу Римскому Юлию во время первого или второго изгнания в ссылку на запад. Однако сегодня считают, что это исповедание не принадлежит свт. Афанасию, он никогда не ссылался на его написание, напротив, свт. Афанасий в своем томосе к Антиохийцам говорит, что после определения веры, которое было дано в Никее всякий иной символ становится излишним и приносящим вред. Этот Символ появился в начале 5 столетия н и не признавался кем-то за составленный святителем.

Главные изъяснения Символа нашей веры и всего догматического учения нашей Церкви мы находим в комментариях канонов святых Апостолов, канонов Поместных и Вселенских соборов, написанных прп. Никодимом Святогорцем (Пидалион) и в творениях святых Отцов.

Богословие Российской Церкви также использует  в качестве символических книг два изложения веры, появление которых были вызваны необходимостью представить православное христианское учение в противовес не православным исповеданиям второго тысячелетия. Этими книгами являются следующие:

Исповедание Православной веры Досифея, патриарха Иерусалимского, которое было прочитано и подготовлено на /иерусалимском соборе 1672 года. Спустя пять лет это Исповедание было послано от имени всех Восточных патриархов в качестве ответа на вопросы заданные англиканской церковью, ипосему Исповедание православной веры Досифея наиболее широко известно под именем “Окружного послания Восточных Патриархов о Православной вере”.

К этой категории книга также относится и Православное исповедание Петра Могилы, митрополита Киевского, которое было проверено и исправлено на двух поместных соборах, Киевском в 1640 г. И Ясском в 1643 году, а в последствии оно было утверждено четырьмя Вселенскими патриархами и Российскими патриархами Иоакимом и Андрианом.

Православный христианский катехизис Митрополита Московского Филарета, который был издан в 1870 году, ему придан такой же статус как и символическим книгам в Российской Церкви, в особенности что касается раздела, который содержит изложением Символа веры. Этот катехизис был утвержден Собором епископов и был опубликован для  изучения  в школах т для изучения всеми христианами.[8]

 

Догматики

Одним из пространных изложений всего христианского учения о нашей вере называется “Система догматического богословия”  (Σύστημα δογματικῆς θεολογίας), или просто “Догматика”. Такая наиболее полная по содержанию догматическая система, весьма достойная в изложении нашей православной веры, была написана в 8 столетии святым Иоанном Дамаскиным под названием “Точное изложением православной веры” («Ἔκθεσις ἀκριβής τῆς ὀρθοδόξου πίστεως»). В этом творении, кто-либо может сказать, святой Иоанн Дамаскин  собрал все богословские взгляды Отцов и Учителей нашей Церкви  вплоть до 8 столетия.

В нашем Отечестве мы кроме всех прочих имеем следующие важные Догматики: а) Догматика Православной Восточной Церкви Христоса Андруцоса ( Δογματική τῆς Ὀρθοδόξου Ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας τοῦ Χρήστου Ἀνδρούτσου (Ἀθῆναι 1903)),б) Догматика Православной Кафолической Церкви Панайотиса Трембела (в 3-х томах.) (Δογματική τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας τοῦ Παναγιώτου Τρεμπέλα (σέ τρεῖς τόμους. Ἀθῆναι 1959)), в) Догматическое и Символическое богословие Православной Кафолической Церкви протопресв. Иоанна Романидиса (в 2-х томах)(Δογματική καί Συμβολική θεολογία τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας τοῦ Πρωτοπρ. Ἰωάννου Ρωμανίδου (σέ δυό τόμους. Θεσσαλονίκη 1983)). И соответственно двухтомная Догматическое учение того же приснопамятного отца, великого (вполне вероятно величайшего) богослова 20 столетия, изданное образованнейшим епископом, Преосвященнейшим митрополитом Навпактским г-ном Иерофеем, которое было им же составлено.г)Догматическое и Символическое богословие  Никоса Мацукаса (в2-х томах) (Δογματική καί Συμβολική θεολογία τοῦ Νίκου Ματσούκα (σέ δυό τόμους. Θεσσαλονίκη 1985)), а также другие сборники.

Кроме того в более ранние времена и в более новые времена кроме основных творений по Догматике, были написаны достойные внимания творения некоторые Догматики по главам и по некоторым вопросам. Среди них особо следует отметить труды Х. Андруцоса[9], Иоанна Кармириса[10], о. Иоанна Романидиса[11] и М. Фаранту[12].

Из российских богословов наиболее важными трудами являются догматические богословия написанные в 19 столетии: Макарием, митрополитом Московским (Православное Догматическое богословие, переведено на французский язык в 2-х томах), Филарета, архиепископа Черниговского (Православное Догматическое богословие в 2-х частях), Сильвестра, епископа и ректора Киевской Богословской Академии (Введение в Православное догматическое богословие, с историческим изложением догматов, в 5 томах), протопресвитера Николая Малиновского (Православное Догматическое богословие, в 4-х томах и один сборник в 2-х частях) и протопресвитера Р. Светлова  (Христианское учение веры, в апологетическом изложении).[13]

 

Догматическое богословие

 

Догматическое богослрвие своей целью ставит утвердить в сознании верующих истины нашей веры, которые наша Церковь исповедала с самого начала. И делом догматического богословия во-первых является точное православное изложение  этих истин нашей веры, то есть необходимо изложить догматы, а после сделать ссылки на то, где в Священном Писании и священном Предании находят подтвеждения эти истины нашей Церкви, так что таким образом их и формулировали.  Таким образом, прежде всего на прочном основании догматов нашей Православной Церкви на Священном Писании верующие могут опровергать еретиков, а главным оразом быть готовыми к тому, чтобы дать ответ всякому, кто задает вопросы о нашей вере (См. 1 Петр. 3, 15), дабы они познали ее догматы и ее истины.

Догматическое богословиене призвано к тому, чтобы “открывать” новые истины нашей веры, потому что, как мы знаем и о чем мы уже говорили, черех святых Апостолов нам было дано полное откровение о нашей вере. То есть никьто из христиан нашего века и любого сттолетия не может говорить о некой новой истине, которая еще не открыта. Однако он может, если он имеет очищенное сердце, при просвещении от Бога глубоко проникать в преданную “однажды” людям веру (Иуд. 3). И этого достигали Святые отцы, которые переживали веру своей святой жизнью, углубились в нее всецело. Поэтому св/тоотеческое учение вляется необходимым для догматов нашей веры. В каждую эпоху Святые Отцы выявляли и подчеркивали какие-то другие стороны истин нашей веры, потому что появлялись новые ереси, которые вынуждали весьти войну с некоторыми выдергиваниями и толкованиями некотрых сторон истин веры, которые затрагивались еретиками.[14]

 

Догматика и вера

 

Догматическое богословие существует для верного христианина. То есть, она не создает веры для человека, но предполагает что верующий уже обладает верой. Праведный человек Ветхого Завета говорит: “Веровах, тем же возглаголах” (Пс. 115, 11). И господь наш Иисус Христос своим ученикам открыл таину Царства Божия, поскольку они прежде всего уверовали в Него: “Господи, - сказал Петр Христу, - к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что, что Ты Христос, Сын Бога Живого” (Ин.6, 68-69). Вера, а более конкретно вера в Сына Божия, которая явилась в этом мире, является краеугольным камнем Священного писания, краеугольным камнем нашего личного спасения, и даже является краеугольным камнем нашего богословия. “Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин. 20, 31), пишет в заключении своего Евангелия апостол Иоанн. И эту же мысль он неоднократно повторяет в своих посланиях, и туже мысль вновь же излагают все священные писания святых Апостолов. ВЕРУЮ! Наша Догматика начинается с этого исповедания. Это же исповедание не лодно носить какойто отвлеченный характер, но быть твердым свидетельством, сильным гласом любви к Богу. Догматическое богословие для для какого-то неверующего не имеет никакого значения, потому что для него Иисус Христос является “камнем, который отвергли строители и скала, на которую кто упадет, то разобьется” ( 1 петр. 2, 7-8, см. Мф. 21, 44.

 

продолжение следует

 

 


[1]          Это правило святых Апостолов гласит: «Дважды в году да бывает собор епископов, да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковныя прекословия. В первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы: а во вторый, октября во вторыйнадесять день».

[2]          MPG 21,984.

[3]          MPG τ. 31.

[4]   Это «Верую» («Верую во единого Бога...»), которое мы провозглашаем на каждой Божественной литургии и во всех иных богослужениях, как и в нашей персональной молитве.

[5]   Этот собор  называется «Пятошестым», и он состоялся в 692 году в Константинополе, в официальном царском дворце, который называется «Τροῦλλος» См. τόν δεύτερο Κανόνα τῆς ἐν Τρούλλῳ αὐτῆς Συνόδου στό Πηδάλιο, ἔκδοση «Ἀστέρος» σ. 220.

[6]   В качестве одного из примеров таких личных мнений может быть принято кем-то ошибочное мнение свт. Григория, епископа Нисскогоно  относительно того, что вечные муки не является вечными, и что все — включая и демонов — будут  в конечном итоге спасены. Это мнение было отвергнуто Церковью как противное ее кафолическому сознанию, но и сам свт. Григорий признается в качестве святого Отца Церкви, и остальное его учение без всякого сомнения является вполне приемлемым. Относительно осторожности нашей Церкви в отношении некоторых ошибочных идей Отцов см исследование о. Серафима Роуза «Место блаженного Августина в Православной Церви» (“The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church” στό περιοδικό The Orthodox World, 1978, No 79 καί 80.)

[7]          Kατήχησ. Ε´

[8]   В большей подробности см. Χρήστου Ἀνδρούτσου Συμβολική σ. 24-25.

[9]   Выдающийся преподаватель университета, как это становится явно из его книг, строгий в сохранении духа православия, и как об этом же свидетельствуют даже ещ живущие его ученики. Для того, чтобы оценить  вклад этого преподавателя в богословие нашей страны следует выносить о нем суждения учитывая эпоху в которую он жил.

[10] Он всеми считается прекрасным догматистом. (Он родился в Фокиде местечко Браллос - Парассидос)

[11] Этот отец является глубоким знатоком Отцов нашей  Церкви и посему он прекрасно выражает и излагает дух Православного богословия.

[12] Выдающийся догматист, автор многочисленных учебников по Доматическое и других богословских трудов. Из его рабо мы особенно хотим отметить Догматика и Этика т.1. Афины 1983 (513 стр) (Δογματικά καί Ἠθικά Ι, Ἀθῆναι 1983 (σελίδες 513))   и Православное учение о Боге ( Ἡ περί Θεοῦ ὀρθόδοξος διδασκαλία, Ἀθῆναι 1985 (σελίδες 586))., происходит из Фокиды (местечно Десфина - Парнассидос)

[13] Эта русская догматическая система 19 столетия, как в принципе и наша тоже, на греческом языке, написанные догматики подвергаются резкой критике со стороны некоторых православных лиц, что они подверглись «западным влияниям». Эта критика, хотя в некоторых случаях и оправдана, однако она носит слишком односторонний характер и несправедлива и приводит к самодовольству и чванству в гордостной уверенности, что современное богословие «очищается» и становится незамутненным от внешних влияний. Верным является то, что подразделение богословие на «категории». «систиматизация» ее,  которые замечаются в наших корректурах догматики, далеко не просто является новейшим способом, который в действительности и был  усвоен от Запада. Однако в православных догматических богословиях  этот способ изложения является чисто иностранным способом изложения, используется только ради более лучшего научения догматическим истинам учащихся, студентов и верующих, при этом без всякого влияния на православное содержание догматов. Как вполне справедливо пишет в своей заметке о. Серафим Роуз, переводчик на английский язык написанных русских Доматик протопревитер Михаил Помазанский, «Отец Михаил сам лично  в другом месте защищал эти системы богословия в качестве полезнейшего обучения богословию в школах вопреки обвинениям в схоластике, которые в то время повсеместно и несправедливо распространялись. Он отмечал, что этим системы только 19 веке позволили сделать то, что св. Иоанн Дамаскин сделал в 8 столетии, и никто не отрицает того, что основоплогающее содержание этих работ вполне православно».

[14] Упомянутый нами труд епископа Сильвестра «Опыи Православного догматического богословия в историческом изложении Догматов» в 5 томах, включил в себя учение Отцов нашей Церкви о священных догматах в соответствии с исторической последовальностью.

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2014г

http://aktines.blogspot.ru/2014/08/7.html

 



Подписка на новости

Последние обновления

События