Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

17/30 января Православная Церковь празднует память основателя монашеского киновиального-общежительного жития прп. Антония Великого (+356)

Прп. Антоний Великий и Церковь1

κκλησία καὶ ὁ Μέγας Ἀντώνιος

икона прп. Антония Великого, 16 в.

Празднование памяти прп. Антония Великого в храме, который ему посвящен в Фессалониках, и был построен благодатью Божией и по благословению Святого уже тринадцать лет назад, нам предоставил возможность для того, чтобы мы снова наслаждались его чудесным «житием», образцом с точки зрения написания всех последующих «житий» Святых. Это житие было написано жившим подле него его учеником, архиепископом Александрийским, столпом Православия свт. Афанасием Великим.

Свт. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский

Большая часть «жития» посвящается аскетическим подвигам прп. Антония, его борьбе против демонов и соответственно его учению, как и в сущности его великому подвигу чтобы стать «гражданином пустыни» ,чтобы наполнить пустыню монастырями, стать основателем и начальником зарождающегося пустынножительства-анахоретства: «Убедил многих избрать иноческую жизнь; и таким образом появились на горах монастыри и пустыня наполнилась монахами, оставившими свою собственность и вписавшихся в число жительствующих на небесах». Его многолетнее отшельничество и удаление от мира дважды прерывалось, что было связано с борьбой и оказанием спасительной помощи Православию, когда как и сейчас, так и тогда, ему угрожали внешние и в особенности внутренние враги. Христианство не было представляли с помощью собеседований и обмена мнениями «на равных основаниях» с другими религиями, отстаивая свое право на часть истины, которая якобы существует во всех религиях, что богохульно утверждают нынешние христианские лидеры на межрелигиозных антихристовых встречах, но оно считалось единственной уникальной истиной, единственным путем спасения, как истинный свет, который противопоставлен не затухающему свету, но тьме неведения Бога и заблуждению: «Народ сидящий во тьме увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».2 Христос не говорил, что Я есмь некий путь,некая истина, некий свет вместе с другими путями, с иными истинами, с другими светами, но Он говорил, что является единственной истиной, единственным светом. «Я есмь путь истина и живот». «Я есмь свет миру, кто последует за Мною, тот не будет находиться во тьме, но будет иметь свет жизни».3

Эта та исключительность Евангелия, которую некоторые характеризуют и сегодня как крайность и фундаментализм, и из-за которой клевещут и гонят тех, которые являются последовательными и верными ее сторонниками и представляют ее как проповедь и жизнь, которую в точности исполнили святые Апостолы и святые Мученики, предпочитая подвергаться пыткам и проливать свою кровь вместо того, чтобы идти на компромиссы с другими «истинами», чтобы сосуществовать в многокультурной модели межрелигиозных связей и встреч из любви якобы к другим.

Итак, когда т.о. еще до императора Константина Великого шли гонения на христиан в Александрии при императоре Максимине в 311г, прп. Антоний был в возрасте 60 лет (он родился в 251г.), и он ненадолго оставил пустыню, подвиг и молитву, бесстрашно и смело явился в Александрии с сердечным расположением и намерением мученически пострадать и чтобы подвигнуть к этому подвигу сопровождающих. Он пренебрег и проигнорировал предупреждения судьи, чтобы монахи ушли из города и не появлялись в залах судопроизводства. Он явился перед лицом правителя и стал на обозреваемом месте судилища, уверяя в желании христиан сражаться за их веру и пострадать мученически, «он стоял безтрепетно, показывая нашу христианскую ревность, ибо как я сказал, ему хотелось стать мучеником». Несомненно, его сохранил Бог, и он не стал мучеником, чтобы своей жизнью принести пользу многим, однако он не закрывался в своей келье, в пустыне, но «обыкновенно служил исповедникам, и как бы связанный с ними, трудился в служении им». Когда вере, Православию угрожала опасность, он становился первым ее защитником, борцом или помощником тем, которые бели борьбу вплоть до смерти и крови. Отсюда вытекают и все другие духовные обязанности. Те же, кто делали и советовали делать противоположное, просто напросто скрывались под предлогом неготовности и трусости, и становились учителями и преподавателями бездеятельности и лицемерия.

Безусловно, в данном случае мы не будем говорить о том как прп. Антоний Великий с помощью неопровержимых доводов противостоял великим и образованным филологам и философам идолопоклонства, оставляя их, он неграмотный, безмолвник и пребывающий в состоянии духовного восхищения. Возможно это он и делал в других случаях, потому что идолопоклонство, язычество благодаря сильным защитникам появлялось вновь и с новой силой. Святой не знал всех видов язычества, как те, он не был всезнающим в соответствии с представлениями мира, однако он знал все, что относится к вере, знал Священное Писание и учение Святых. Более того, он был богонаученный и богопросвещенным. Вера не является предметом многознания и учения, но смиренным повиновением не знанию многих людей, но истине, диахроничности и вечности Церкви. Если кто-либо не совлечется высокоумия и самохвальства многознания, чтобы смиренно сочетаться умом Христу, Церкви, Святым и Отцам Церкви, что открывает духовные горизонты, тогда он будет колебаться и испытывать сомнения относительно несомненности веры и многознание даже простых верующих людей будет осуждать как всезнаек и эгоистов, не имеющих смирения. Однако смирение – это не принятие воззрения многих, но воззрения Бога и Святых, потому что во многих случаях многие люди становятся общниками лжи и утверждаются в ней с помощью мнения большинства. Если принятие мнения большинства, когда оно расходится с истиной, стало необходимой позицией, то Евангелие, защищаемое смиренными Апостолами, не будет его удовлетворять, а Церковь не сможет спасать неисчетное число неверующих и еретиков. Именно поэтому мы хотели бы теперь, здесь представить причины по которым прп. Антоний противостоял ереси Ария, которая угрожала Церкви изнутри, имела поддержку от императоров, властителей, патриархов и епископов. Это же происходит сегодня с всересями Папизма и Экуменизма, которые представляют весьма большую опасность, потому что полностью отвергают догматы и превращают божественное учение Евангелия в обыкновенное человеческое учение, удаляя из него Богочеловека Христа, Святых и Отцов и устанавливают непогрешимость Римского папы и панспермизм Всемирного Совета якобы Церквей. Это явление является весьма поучительным и в особенности для тех, которые притворяются, что не видят опасности, для «важных» духовников, которые несут соблазн и поставляют в весьма трудное положение своих духовных детей, которые лучше своих пастырей видят глазами Святых и начинают сомневаться в подлинности духовного руководства. И несомненно то, что Святые более достойны уважения и доверия нежели по крайней мере Геронды и духовники, когда они не проявляют гнева на ереси и не борются с ними, чтобы не обнаружить себя и не быть изгнанными.

Итак, прп. Антоний Великий во второй раз оставляет пустыню и приходит в Александрию православный епископ и патриарх которой свт. Афанасий Великий находился в течение длительного времени в изгнании и переменно в ссылках, а православная паства находилась под пастырским руководством еретиков-ариан, как и сегодня под руководством патриархов и епископов экуменистов или филоэкуменистов. Прп. Антоний Великий, как нам об этом говорит его «житие», в вопросах веры «был в высшей степени удивителен и благочестив». Он не имел никакого общения с раскольниками мелетианами, поскольку с самого начала знал об их лукавстве и отступничестве.

Но он также никогда не вступал в дружеские беседы с манихеями и иными еретиками, не только чтобы им преподать этим наставление и чтобы их привести к благочестию и православию, он верил и учил, что дружба и общение с ними является вредной и пагубной для души.

Он испытывал отвращение к ереси ариан и рекомендовал всем не приближаться к ним и не принимать их злой веры. Когда его посетили некоторые ариане фанатики, то во время беседы с ними он узнал об их нечестии, и он их изгнал с той горы на которой он подвизался, говоря, что их слова хуже змииного яда. Этот текст составляет некое мерило-канон, которое нам всецело и ясно, не ложно и не искаженно представляет как должны проходить диалоги с еретиками, и как необходимо по человечески выстраивать наши с ними отношения, но одновременно осознавать, что сегодня экуменистами разрушены все границы, которые были установлены Святыми Отцами. Они сегодня обнимаются с еретиками и их лобзают как благочестивых и единоверных, и даже не помышляют о том, чтобы их изгнать или от них удалиться, но даже их не убеждают их обратиться к Православию. Диалоги проходят на «равных условиях». Уравнивание лжи с истиной, ереси и заблуждения. Когда ведут беседу «на равных условиях» это означает, что подается возможность для того, чтобы ложь возобладала над истиной, то сомневаться в истине потерять возможность ее обрести.

Однако диалог у Святых и Отцов Церкви подобен диалогу Христа с самарянкой, Апостолов к иудеям и язычникам, Отцов к еретикам, он является призывом и наставлением к возвращению к истине, чтобы сочетаться с с Единой, Святой, Кафолической и Апостольской церковью. Это и является истинным соединением и миром, а другие виды единства являются ложными, с ложным миром и диалоги являются ложными.

Поэтому этот текст жития через уста одного из великих Святых нам указывает на путь истинного соединения и на то, как осуществить то, чтобы «все были едины», над чем изо всех сил трудятся и усердно занимаются экуменисты, и сопоставляют со словами: «Весьма чуден был он по вере и благочестию. Никогда не имел общения со схизматиками мелетианами, знал их давнее лукавство и отступничество; не вел дружеских бесед с манихеями, или с другми еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию. И сам так думал, и другим внушал, что дружба и беседа с еретиками – вред и погибель душе. Гнушался также и арианской ересью, и всякому давал заповедь не сближаться с арианами и не иметь их зловерия. Когда приходили к нему некоторые из ариан, то, испытав и изведав, что они находятся в нечестии, изгонял с горы, говоря, что речи их хуже змеиного яда».

Страшным является видение прп. Антония о еретиках: безгласное животное стоящее у святого Престола.

Страшным в сущности является и видение, которые видел прп. Антоний относительно присутствия еретиков внутри православного храма. Это видение обосновывает и убедительно объясняет то, по какой причине Святые Отцы запрещают соборными правилами вход еретиков в всеосвященное место, участие их в богослужебных последованиях и литургиях, совместных молитвах и сослужения. Еретики не приемлют учения Церкви, Апостолов и Святых, находятся под влиянием демонов и их отца дьявола, создавая свои заблуждения. Поэтому и учение их «крайне бесплодное, неразумное и рассуждения их неверны как и неразумных ослов».

Прп. Антоний сокрушался и устрашался, когда Бог позволил ему в видении показать ариан, которые окружают Святой Жертвенник как мулы, чтобы его пинать и запачкать. Каково же было бы его горе и воздыхание, так что он поднял бы плач, когда бы увидел папу входящим в храм святого Георгия в Фанаре4, почитание которого упразднил Ватикан и чтобы его очернить. Мы уверены в том, что если это видение прочтут патриархи, архиепископы и епископы, если конечно же как православные станут уважать прп. Антония и последуют его жизни и учению, и прекратят обоюдные литургические приветствия и визиты, еженедельные совместные молитвы и апостольское представительство на престольных праздниках. Поэтому и они, как соучастники этого страшного видения прп. Антония, по-разному его воспримут.

Согласно повествованию свт. Афанасия в «Житии», в то время когда прп. Антоний сидел и был занят своим рукоделием, он внезапно впал в состояние экстаза и весьма воздыхал, взирая на видение. После достаточного времени он вернулся к своим монахам, он начал продолжительно воздыхать и трепетать. Он упал на колени для того, чтобы молиться и простоял на коленях много часов. Когда старец встал, то заплакал. Окружавшие его содрогнулись и весьма убоялись, и поэтому его просили им все объяснить. И поскольку его весьма принуждали рассказать, то он внось воздохнул и сказал: «Чада моя мне лучше умереть прежде чем произойдет то, что я видел в видении. На Церковь падет гнев Божий, и она будет предана людям, которые являются неразумными скотами. Я видел святой престол храма Господня и что он он окружен со всех сторон мулами, которые пинают его копытами и скачут как это обычно делают неразумные скоты. Вы прежде видели как я воздыхал. Я это делал потому, потому что слышал голос, который сказал «Мой жертвенник будет осквернен». Это видел Геронда. И спустя почти два года произошло нападение ариан и ограбление Церквей. Они силой похитили священные сосуды и отдали их идолопоклонникам, из принудили участвовать в их собраниях и в их присутствии делали со святым Престолом то, что хотели. Тогда мы все пояли, - говорит свт. Афанасий, - что ляганием мулов было предсказано Антонию то, что сегодня делают ариане как скоты. После видения, которое имел Геронда, он стал ободрять и утешать бывших вкруг него учеников, говоря: «Не унывайте, дети; как прогневался Господь, так и снова Он уврачует зло. И вскоре Церковь снова восприимет свое благолепие и воссияет. Тогда вы увидите, что изгнанные будут возвращены, нечестие исчезнет и скроется, а благочестивая вера будет везде господствовать . Не оскверняйте себя только ересью ариан, потому что она не является учением Апостолов, но демонов и отца их дьявола, неразумным и бесплодным как и неразумные мулы».

Эпилог

И теперь, в нашем случае, Церковь предана гневу Божию уже несколько десятилетий. Папизм и Экуменизм переживают триумф. Тогда свт. Афанасий Великий и другие Отцы поняли опасность, которая описана в видении прп. Антония Великого. Сегодня же мы видем как пачкаются храмы и жертвенники от совместных молитв и сослужений с «неразумными» еретиками и усиливается грязь и ее восхваляют, и мы во святая святых становимся участниками жребия. Если кто-либо идет вслед экуменических сослужений и совместных молитв как это происходило в Камберре и на V Генеральной Ассамблее Всемирного Совета якобы Церквей, и как это часто случается с участием священником гомосексуалистов, которые дерзают брать святые диск и чашу, а также женщин епископов и священников, то данная картина уже превосходит видение прп. Антония Великого. Единственной надеждой для обретения Церковью своего благолепия является рекомендация и совет прп. Антония Великого: «Только не оскверняйте себя арианами».Только бы мы не осквернялись от нашего общения с папизмом и Экуменизмом, православных филопапистов и экуменистов. Так как до сих пор не делается нами для этого никаких мощных и решительных действий, поэтому продолжает лето своего гнева, пленение православных всеересью Экуменизма. До тех пор, пока мы епископы, священники, монахи и миряне будем позволять неразумных скотам, еретикам попирать копытами и пачкать священное и святое Православие, поскольку мы ничего не делаем и находим предлоги кажущиеся духовными, на святом месте будет пребывать мерзость запустения.







1Ο ΜΕΓΑΣ ΑΝΤΩΝΙΟΣ ΚΑΙ Ο ΣΥΓΧΡΟΝΟΣ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΜΟΣ, Περιοδικό "Θεοδρομία", Έτος Θ, Τεύχος 1 . Ιανουάριος - Μάρτιος 2007

2Мф. 4, 16

3Ин. 8, 12

4Имеется в виду визит папы Бенедикта в Константинополь и приветствие его в патриаршем храме св. вмч. Георгия в октябре 2006г.




Подписка на новости

Последние обновления

События