НА ВОЗДВИЖЕНИЕ
ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА
ΕΙΣ ΤΗΝ ΥΨΩΣΙΝ ΤΟΥ ΤΙΜΙΟΥ ΚΑΙ ΖΩΟΠΙΟΟΥ ΣΤΑΥΡΟΥ
Архим. Георгий, проигумен
священной обители прп. Григория, святая Гора Афон
частица Креста Господня из базилики св. Креста в Риме, построенной во дворце св. царицы Елены
В прекраснейшей гомилии свт. Григория Паламы[1], которую мы слышали, святой Григорий преподает прекрасное наставление, учение, которое, даже и не знаю, имеется ли у других Отцов Церкви. Он говорит, что тайна Креста прежде действовала и во времена Ветхого Завета. Поскольку те, которые стали друзьями Божиими и во времена Ветхого Завета, через них действовала сила прежде действующего таинства Креста Христова.
Это таинство Креста Христова, согласно свт. Григорию Паламе, состоит в деятельности ( ἡ πράξις) и созерцании ( ἡ θεωρία) . Отречение от мира и очищение от страстей – это деятельность, в то время как просвещение (ὁ φωτισμός) человека от Бога и зрение (ἡ θέα) Бога является созерцанием, то есть когда человек очищается от страстей и видит Бога, тогда в нем действует таинство Креста.
А когда мы говорим, что на этапе деятельности, очищения от страстей действует таинство Креста, то легко нам понять, что в том, кто ведет борьбу за то, чтобы очиститься от страстей своих, чтобы распяться своим злым пожеланиям, своей греховной воле и мышлению, то тогда оказывается, что все это и составляет действием, является участием в таинстве Креста.
Но каким образом созерцание является участием в таинстве Креста Христова? Созерцание является участием в таинстве Креста Христова, потому что для того, чтобы кто-либо смог узреть Бога необходимо и иное некое распятие. Это не говорит свт. Григорий, но я полагаю, что и мы можем его переживать – для этого необходимо распятие человеческой логики. Аврааам узрел Бога, как нам говорит свт. Григорий Палама, у дуба Мамврийского. Были Три Ангела, но один Бог. Это были три Ипостаси Святой Троицы. И Авраам, обращаясь к Ним, вел беседу как с одним, воспринимая Его как одного Бога. И свт. Григорий Палама говорит, что тогда там действовал Крест Христов. Как действовал Крест Христов? Действовал Крест Христов, потому что если бы Авраам не распял бы свою человеческую логику, логику достатка и эгоизма, то он не смог бы видеть Бога и таинство Святой Троицы.
Тоже самое происходит вплоть и до сегодняшнего дня. Никто не может зреть таинства Святой Троицы, если он не распнет человеческую логику и если он не поймет того, что его логика может быть добрым началом для многих вещей, для математики и физики, и химии, но она совершенно не приемлема для таинства Бога. И таинство Святой Троицы, которое превосходит человеческую логику, человеку необходимо постигать с этим смирением, которое и является распятием человеческой логики и открытием человека к Богу, и откровением живущего Бога.
Итак, если же таинство Креста действовало в Ветхом Завете с такой силой, так что все Святые Ветхого Завета посредством таинства Креста становились друзьями Божиими и видели все эти сверхъестественные видения – и Купину-куст, который горел и не сгорал, и Бога при дубе Мамврийском, и многое иное – то мы можем понять, сколь страшную сегодня силу имеет Крест Христов для тех, кто в него верит, когда Крест Господень был поставлен на горе Голгофе и была принесена великая Жертва Сына Божия за спасение мира, и была пролита Его Всесвятая Кровь. Поэтому то божественный Павел сказал в читаемом ныне апостольском чтении: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых, - сила Божия»[2]. Для тех, кто погибает, для неверующих, он является юродством, в то время как для спасающихся он является премудростью и силою Божией, которая скрывается в таинстве Креста Христова.
Сегодня вечером Церковь воспевала, что мы поклоняемся Честному Кресту «в радости и в страсе, страсе греха, радости же чрез спасение»[3]. Две реалии, которые являются у Креста Христова. И поэтому то мы не можем приблизиться ко Кресту Христову только страхом или только радостью. Страх, потому что там является наш грех, поскольку наш грех вынудил Бога распяться. И грех всего мира, и мой собственный грех вынудили Бога распяться. И это у меня вызывает страх. Но я вижу и нечто и иное. Вижу беспредельную любовь Божию. Вижу что этот Бог, Которого я распял моими грехами, распинается ради меня по бесконечной Своей любви. И это вызывает у меня бесконечную радость, доверие Его отеческой любви ко мне, доверие свой жизни Ему, поскольку у меня есть Бог, Который ради меня распялся, Распявшегося Бога. Как мне Его не любить? Как же мне не доверять Его Промыслу и Его любви? Как в ужаснейшей тьме моей жизни я не увижу свет, а душа моя не просветится от этого света Божественной любви?
свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский, икона 14 век, ГИМ
Эти мысли, братья мои, и многие иные, которыми нас освятил Бог сегодня вечером, в течение всей этой святой и благословенной ночи и бдения, обступили нас, идя от Распятого Господа, они являются даром, который нам, смиренным, подает Господь. Поскольку добрые помыслы, которые у нас являются и боголюбивые мысли, и богословские мысли, которые появляются у нас в отношении таинств Бога, они не являются нашими собственными, они исходят не от нашего несовершенства и бессилия, но они являются действием божественной благодати. И они являются даром для тех, кто смиренно живет внутри Церкви. И от того насколько христианин живет в смирении в Церкви, насколько христианин ведет брань в Церкви ради того, чтобы очиститься от своих страстей, чтобы покаяться, чтобы возлюбить Бога, принести себя Богу, настолько и Бог просветит нас, поможет нам глубоко проникнуть в таинства царствия Божия. Поэтому то свт. Григорий Палама, вдохновенную гомилию которого мы сегодня читали, и проговаривает столь глубокие мысли, которые у него появились ни от куда-нибудь, а от просвящения Святым Духом. Но это в свт. Григорие свершилось благодаря тому, что он был истинный человек Божий, очищенный от страстей, который жил в Церкви и просветился благодатью Святого Духа. И он смог глубоко проникнуть в святилище таинств Бога, Его любви и Его Царствия.
Итак, давайте и мы, отцы, пребудем в Церкви божией с терпением, со смирением, а там нас постепенно просветит Господь и в ней мы постигнем , и все или по крайней мере большинство из нас проникнем в таинство Бога, проникнем в истинную веру и богословие Святых Отцов нашей Церкви, и вовсе не ради интеллектуального нашего удовлетворения, но ради нашего спасения. Потому что учение Святых Отцов и богословие нашей Церкви существует вовсе не ради удовлетворения нашего любопытства, но ради нашего спасения, чтобы мы осветились, ради того, чтобы мы просветились и чтобы мы соединились с Богом. Для того, чтобы и в нас действовало таинство Креста, в особенности в тех из нас, в ком имеет некоторые трудности, с которыми нам приходится сталкиваться, имеет некое бессилие, которое нас изнуряет, утомляет и нас бичует.
Давайте сегодня попросим Господа подать нам Его благодать, дабы в нас с силой действовало таинство Креста Христова, чтобы разрушилась в нас держава греха, злые привычки, страстные помыслы и страстные движения и состояния, и чтобы в нас пришла свобода и духовное воскресение, дабы и мы могли ощущать то, что ощущали все Святые Божии люди, Ветхого и Нового Завета, страшную силу таинства Креста Христова в нашей жизни.
Источник: Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους, Α΄έκδοσις 2015.σελ.29-35
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год
[1] Свт. Григорий Палама. Слово 11. На Честной Крест Господень. В этом слове свт. Григорий Палама говорит в частности следующее: «Крест Христов именно и есть упразднение греха. Поэтому и некто из наших богоносных отцов, будучи спрошен одним из неверных: неужели он верит в Распятого? - ответил: "Да, в Распявшего грех". Многие же еще и прежде явления Креста Христова, бывшие до Закона и после Закона [2], были засвидетельствованы Самим Богом как друзья Божии, и царь и пророк Давид, как, конечно, и сам тогда бывший в числе друзей Божиих, говорит: "Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже" (Пс. 138,17). Но как же прежде Креста они провозглашены друзьями Божиими? Я вам объясню это, если вы будете внимательны.
Например, еще прежде пришествия "человека греха, сына погибели" (2 фес. 2, 3) (антихриста), возлюбленный Христу Богослов говорит: "Теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2, 18). Так и Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел, еще яснее уча нас, что и раньше того времени, как придет антихрист, он уже среди нас, говорит, что "тайна беззакония уже в действии" (2 Фес. 2, 7). Так и Крест Христов, еще не явившись, уже был среди праотцев, ибо тайна его совершилась среди них. Я не буду ныне говорить об Авеле, Сифе, Еносе, Енохе, Ное, и о тех, которые прежде Ноя угодили Богу и которые вообще принадлежат к тому периоду, чтобы нам начать от Авраама, который был назван "Отцом многих народов": иудеев-по плоти, нас же по вере. Итак, я начну с этого по духу Отца нашего и от самого начала свойственной ему доблести, и от первого призвания его Богом. Какие первые слова сказал ему Бог? "Пойди из земли твоей, и от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12, 1). Таким образом, в самих этих словах заключалась тайна Креста, ибо именно об этом говорит Павел, хвалясь Крестом: "для меня мир распят" (Гал. 6, 14). Ибо для бегущего без оглядки из отечества или от мира земное отечество и мир умерли и забыты, а это и есть Крест…»
»
[2] 1 Кор. 1, 18
[3] См. Служба праздника Воздвижения, минея за 14 сентября