Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

НА ВОЗДВИЖЕНИЕ

 ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА

ΕΙΣ ΤΗΝ ΥΨΩΣΙΝ ΤΟΥ ΤΙΜΙΟΥ ΚΑΙ ΖΩΟΠΙΟΟΥ ΣΤΑΥΡΟΥ

 Архим. Георгий, проигумен

священной обители прп. Григория, святая Гора Афон

частица Креста Господня из базилики св. Креста в Риме, построенной во дворце св. царицы Елены

В прекраснейшей гомилии свт. Григория  Паламы[1], которую мы слышали, святой Григорий преподает прекрасное наставление, учение, которое, даже и не знаю, имеется ли у других Отцов Церкви. Он говорит, что тайна Креста прежде действовала и во времена Ветхого Завета. Поскольку те, которые стали друзьями Божиими и во времена Ветхого Завета, через них действовала  сила прежде действующего таинства Креста Христова.

Это таинство Креста Христова, согласно свт. Григорию Паламе, состоит в деятельности ( πράξις) и созерцании  ( θεωρία) . Отречение от мира и очищение от страстей – это деятельность, в то время как просвещение (φωτισμός) человека от Бога и зрение (θέα) Бога является созерцанием, то есть  когда человек очищается от страстей и видит Бога, тогда в нем действует таинство Креста.

А когда мы говорим, что на этапе деятельности, очищения от страстей действует таинство Креста, то легко нам понять, что в том, кто ведет борьбу за то, чтобы очиститься от страстей своих, чтобы распяться своим злым пожеланиям, своей греховной воле и мышлению, то тогда оказывается, что все это и составляет действием, является участием в таинстве Креста.

Но каким образом созерцание является участием в таинстве Креста Христова? Созерцание является участием в таинстве Креста Христова, потому что для того, чтобы кто-либо смог узреть Бога необходимо и иное некое распятие. Это не говорит свт. Григорий, но я полагаю, что и мы можем его переживать – для этого необходимо распятие человеческой логики. Аврааам узрел Бога, как нам говорит свт. Григорий Палама, у дуба Мамврийского. Были Три Ангела, но один Бог. Это были три Ипостаси Святой Троицы. И Авраам, обращаясь к Ним, вел беседу как с одним, воспринимая Его как одного Бога. И свт. Григорий Палама говорит, что тогда там действовал Крест Христов. Как действовал Крест Христов? Действовал Крест Христов, потому что если бы Авраам не распял бы свою человеческую логику, логику достатка и эгоизма, то он не смог бы видеть Бога и таинство Святой Троицы.

Тоже самое происходит вплоть и до сегодняшнего дня. Никто не может зреть таинства Святой Троицы, если он не распнет человеческую логику и если он не поймет того, что его логика может быть добрым началом для многих вещей, для математики и физики, и химии, но она совершенно не приемлема для таинства Бога. И таинство Святой Троицы, которое превосходит человеческую логику, человеку необходимо постигать с этим смирением, которое и является распятием человеческой логики и открытием человека к Богу, и откровением живущего Бога.

Итак, если же таинство Креста действовало в Ветхом Завете с такой силой, так что все Святые Ветхого Завета посредством таинства Креста  становились друзьями Божиими и видели все эти сверхъестественные видения – и Купину-куст, который горел и не сгорал, и Бога при дубе Мамврийском, и многое иное – то мы можем понять, сколь страшную сегодня силу имеет Крест Христов  для тех, кто в него верит, когда Крест Господень был поставлен на горе Голгофе и была принесена великая Жертва Сына Божия за спасение мира, и была пролита Его Всесвятая Кровь. Поэтому то божественный Павел сказал в читаемом ныне апостольском чтении: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых, - сила Божия»[2]. Для тех, кто погибает, для неверующих, он является юродством, в то время как для спасающихся он является премудростью и силою Божией, которая скрывается в таинстве Креста Христова.

Сегодня вечером Церковь воспевала, что мы поклоняемся Честному Кресту «в радости и в страсе, страсе греха, радости же чрез спасение»[3]. Две реалии, которые являются у Креста Христова. И поэтому то мы не можем приблизиться ко Кресту Христову только страхом или только радостью. Страх, потому что там является наш грех, поскольку наш грех вынудил Бога распяться. И грех всего мира, и мой собственный грех вынудили Бога распяться. И это у меня вызывает страх. Но я вижу и нечто и иное. Вижу беспредельную любовь Божию. Вижу что этот Бог, Которого я распял моими грехами, распинается ради меня по бесконечной Своей любви. И это вызывает у меня бесконечную радость, доверие Его отеческой любви ко мне, доверие свой жизни Ему, поскольку у меня есть Бог, Который ради меня распялся, Распявшегося Бога. Как мне Его не любить? Как же мне не доверять Его Промыслу и Его любви? Как в ужаснейшей тьме моей жизни я не увижу свет, а душа моя не просветится от этого света Божественной любви?

Gregor Palamas by North Greece anonym (15th c., Pushkin museum).jpg

свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский, икона 14 век, ГИМ

Эти мысли, братья мои, и многие иные, которыми нас освятил Бог сегодня вечером, в течение всей этой святой и благословенной ночи и бдения, обступили нас, идя от Распятого Господа, они являются даром, который нам, смиренным, подает Господь. Поскольку добрые помыслы, которые у нас являются и боголюбивые мысли, и богословские мысли, которые появляются у нас в отношении таинств Бога, они не являются нашими собственными, они исходят не от нашего несовершенства и бессилия, но они являются действием божественной благодати. И они являются даром для тех, кто смиренно живет внутри Церкви. И от того насколько христианин живет в смирении в Церкви, насколько христианин ведет брань в Церкви ради того, чтобы очиститься от своих страстей, чтобы покаяться, чтобы возлюбить Бога, принести себя Богу, настолько и Бог просветит нас, поможет нам глубоко проникнуть  в таинства царствия Божия. Поэтому то свт. Григорий Палама, вдохновенную гомилию которого мы сегодня читали, и проговаривает столь глубокие мысли, которые у него появились ни от куда-нибудь, а от просвящения Святым Духом. Но это в свт. Григорие свершилось благодаря тому, что он был истинный человек Божий, очищенный от страстей, который жил в Церкви и просветился  благодатью Святого Духа. И он смог глубоко проникнуть в святилище таинств Бога, Его любви и Его Царствия.

Итак, давайте и мы, отцы, пребудем в Церкви божией с терпением, со смирением, а там нас постепенно просветит Господь и в ней мы постигнем , и все или по крайней мере большинство из нас  проникнем в таинство Бога, проникнем  в истинную веру и богословие  Святых Отцов нашей Церкви, и вовсе не ради интеллектуального нашего удовлетворения, но ради нашего спасения. Потому что учение Святых Отцов и богословие нашей Церкви существует вовсе не ради удовлетворения нашего любопытства, но ради нашего спасения, чтобы мы осветились, ради того, чтобы мы просветились и чтобы мы соединились с Богом. Для того, чтобы и в нас действовало таинство Креста, в особенности в тех из нас, в ком имеет некоторые трудности, с которыми нам приходится сталкиваться, имеет некое бессилие, которое нас изнуряет, утомляет  и нас бичует.

Давайте сегодня попросим Господа подать нам Его благодать, дабы в нас с силой действовало таинство Креста Христова, чтобы разрушилась в нас держава греха, злые привычки, страстные помыслы и страстные движения и состояния, и чтобы в нас пришла свобода и духовное воскресение, дабы и мы могли ощущать то, что ощущали все Святые Божии люди, Ветхого и Нового Завета, страшную силу таинства Креста Христова в нашей жизни.

Источник: Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους,  Α΄έκδοσις 2015.σελ.29-35

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год

 


[1] Свт. Григорий Палама. Слово 11. На Честной Крест Господень. В этом слове свт. Григорий Палама говорит в частности следующее: «Крест Христов именно и есть упразднение греха. Поэтому и некто из наших богоносных отцов, будучи спрошен одним из неверных: неужели он верит в Распятого? - ответил: "Да, в Распявшего грех". Многие же еще и прежде явления Креста Христова, бывшие до Закона и после Закона [2], были засвидетельствованы Самим Богом как друзья Божии, и царь и пророк Давид, как, конечно, и сам тогда бывший в числе друзей Божиих, говорит: "Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже" (Пс. 138,17). Но как же прежде Креста они провозглашены друзьями Божиими? Я вам объясню это, если вы будете внимательны.

Например, еще прежде пришествия "человека греха, сына погибели" (2 фес. 2, 3) (антихриста), возлюбленный Христу Богослов говорит: "Теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2, 18). Так и Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел, еще яснее уча нас, что и раньше того времени, как придет антихрист, он уже среди нас, говорит, что "тайна беззакония уже в действии" (2 Фес. 2, 7). Так и Крест Христов, еще не явившись, уже был среди праотцев, ибо тайна его совершилась среди них. Я не буду ныне говорить об Авеле, Сифе, Еносе, Енохе, Ное, и о тех, которые прежде Ноя угодили Богу и которые вообще принадлежат к тому периоду, чтобы нам начать от Авраама, который был назван "Отцом многих народов": иудеев-по плоти, нас же по вере. Итак, я начну с этого по духу Отца нашего и от самого начала свойственной ему доблести, и от первого призвания его Богом. Какие первые слова сказал ему Бог? "Пойди из земли твоей, и от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12, 1). Таким образом, в самих этих словах заключалась тайна Креста, ибо именно об этом говорит Павел, хвалясь Крестом: "для меня мир распят" (Гал. 6, 14). Ибо для бегущего без оглядки из отечества или от мира земное отечество и мир умерли и забыты, а это и есть Крест…»

»

[2] 1 Кор. 1, 18

[3] См.  Служба праздника Воздвижения, минея за 14 сентября

 



Подписка на новости

Последние обновления

События