Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Память прп. Иоанна Лествичника

Μνήμη τοῦ Ἁγίου Ἰωάννου τῆς Κλίμακος

Митрополит Зимбабвы и Анголы г-н Серафим

Μητροπολίτου Ζιμπάμπουε και Αγκόλας κ.κ. Σεραφείμ

 

«В нынешний день, Неделю четвертую постов, Творим память преподобнаго отца нашего Иоанна, писателя Лествицы» (Триодь)

 

Прп. Иоанн Лествичник жил в в 525-600 гг. В шестнадцатилетнем возрасте он посвятил свою жизнь монашеству и подвигу. Около 59 лет он прожил в пустыне Египетской, возле монастыря святой Екатерины на Горе Синай, которой он в конце VI столетия послужил в качестве её игумена. То, что во многом сделало известным прп. Иоанна в христианском мире — это бесценная книга по аскетике под названием «Лествица, возводящая в Рай», от которой святой получил свое наименование — Лествичник.

Сама книга на самом деле состоит из двух частей. Первая часть, которая является самой краткой, состоит из приветственного послания игумену Раифского монастыря Иоанну в самом начале книги и беседы «к пастырю» в конце книге в которой прп. Иоанн подчёркивает специфические особенности, которыми должен быть украшен пастырь и учитель Церкви. Вторая часть, которая является и самой большой, является описанием образа духовного подвига. Эта часть состоит из 30 глав, которые описывают этапы, которые следует пройти христианину в своей жизни для того, чтобы достичь совершенства в христианской жизни, то есть достичь с помощью Божией своего личного спасения во Христе.

Название книги «Лествица» (лестница), которое ей дал прп. Иоанн в качестве названия своего труда, он взял из известного видения Иаковом (Быт. 28, 12), которого он был удостоен после своего бегства из дома,после того, как он обманул своего брата и своего отца Исаака, взяв благословение на первородство. Свой труд он представляет в 30 главах, которые оповещаются 30 ступеням духовного подвига, определив это число возрастом Иисуса Христа, когда Он вышел на Свою публичную проповедь и искупительное дело. Эти ступени являются духовным восхождением по лестнице, снизу наверх, с низкой ступени на высшую, с легкой на боле трудную, так что достижение успеха на каждой ступени является условием для перехода на следующую.
Хотя на первый взгляд кажется, что эта книга принадлежит исключительно монахам, подвижникам и главным образом оставившим мир, на самом же деле она является необходимым духовным руководством для всех христиан в том именно смысле, что наш подвиг мы должны совершать в нашей жизни сообразно заповедям Христа в отношении всех нас, потому что все мы имеем нужду в спасении, которое принес Бог человеку через Иисуса Христа. Так что кто-то может жить в пустыне, а кто-то в миру, а всякий живущий в миру должен быть подвижником. Критерием подвига и духовной жизни вовсе не является то место, в котором мы живем, но образ жизни, степень того, насколько мы становимся «сообразными Христу», то есть насколько мы в нашей жизни соблюдаем заповеди Иисуса Христа. На первой ступени соответственно происходит то, что характерно для монашеской жизни — удаление от мира. Это в большей мере означает удаление от зла и лукавства, присущего миру (Не молю, чтобы ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Ин. 17, 5-16). На самом деле прп. Иоанн в своем труде касается и традиционной формы монашеского жительства, подвига в монастыре, когда он является результатом свободного и ответственного личного выбора христианина и не является тяжелым бременем для семейных и общественных обязанностей, но который уже сделан свободно. Целью христианина, либо находящегося в миру, либо удалившегося от мира, является искоренение мирского мышления и обретение ума Христова, чтобы думать и вести себя как Сам Христос. Так, на последующих этапах он описывает борьбу в подвиге христианина, чтобы он приумножал в свое жизни добродетели и чтобы изживал зло. Между прочим, он подчеркивает достоинство скорби, послушания, покаяния, памяти смертной, молчания, поста и молитвы. На вершине всех ценностей, добродетелей, на основании мысли апостола Павла, прп. Иоанн Лествичник поставляет добродетели — веру, надежду и любовь.

В 61 пункте 26 главы «О рассуждении» прп. Иоанн касается одной из многих проблем, с которой сталкивается современный человек. Он замечает: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов, и отчаяние совести, и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается от тяжести и утопает в глубине безнадёжия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили сего падения. Если кто в это вникнет, то найдёт, что между теми и другими такое различие: первые предаются нерадению, а вторые при безнадёжии держатся и подвига, что одно другому противно. Но от первого исцеляют воздержание и благонадёжие, а от последнего — смирение и то, чтобы никого не судить».1

Книга «Лествица» прп. Иоанна является и для нашего времени своего рода советом для правильного и лучшего преодоления человеком проблем. Поэтому она достойна того, чтобы её читать и изучать.

 

Перевод «Православного Апологета», 2012г.

Источник: www. amen.gr

 

 

 

пещера, где жил и подвизался прп. Иоанн Лествичник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

церковь Иоанна Крестителя возле пещеры прп. Иоанна Лествичника

1В русском переводе Слово 26, 89, стр.245-246 издания СТСЛ. 2007

 



Подписка на новости

Последние обновления

События