Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

+ Памяти блаженнопочившего Старца схимонаха Иосифа Ватопедского

Ἐκοιμήθη ὁ Γέρων Ἰωσὴφ ὁ Βατοπαιδινὸς


Таким мы знали старца Иосифа при жизни

 

18.06/1.07.2009 в 2-30часа утра, в Бозе почил Старец Иосиф. Эта весть опечалила не только святогорское братство священной обители Ватопед и все святогорское иночество, но и многих монашествующих и мирян в России, которые были лично знакомы со Старцем, либо с любовью читали его во-истину богодухновенные писания о старце Иосифе исихасте, его Старце и наставнике, о монашестве. О. Иосиф 63 года прожил в непрестанном подвиге на Святой Горе Афон. В 1946г. он пришел с о. Кипр, места своего рождения и проживания , на Святую Гору в скит Святой Анны на Святую Гору Афон в старцу Иосифу исихасту. Затем вместе со всем братством о. Иосифа исихаста и о. Иосиф переселился в Новый Скит в келлию Благовещения. По смерти о. Иосиф со всем братством переселяется в монастырь Кутлумуш (в 1982г.). О. Иосиф жил неразлучно с великим старцем. Всякий, кто посещал о. Иосифа ощущал исходящее от него веяние неземного мира, потоки божественной любви, душевного участия в судьбе приходящего. Но чтобы понять и ощутить то, кем являлся Старец, надо было бы с ним увидеться и немного поговорить, услышать его, пусть даже краткие, но глубоко проникновенные наставления. Эти наставления в основном касались важности монашеского служения, его неотмирного характера, который приобретается кропотливым трудом над своей душой при тщательном и кропотливом изучении святоотеческого предания и послушания духовному отцу.

Редактору нашего сайта также приходилось видеться и общаться со старцем, пережить ту христову любовь, носителем которой был о. Иосиф. В личной беседе старец указывал именно на важность стояния в православной вере, писать труды при тщательном и скурпулёзном изучении Святых Отцов, учиться передавать их дух и мысли. Богословие, по мысли о. Иосифа, - это богословие святоотеческое, а не рационалистическое. Оно истекает из опытного постижения Бога, из Богообщения. А для этого необходим, безусловно, подвиг, чистота сердца.

 

 

Братство старца Иосифа исихаста, келлия Благовещения

 

Небезынтересно будет нашим читателям знать и то, что о. Иосиф в беседе с одним иеромонахом как-то похвально отозвался о Святейшем патриархе Алексии, сказав, что патриарх держит правильную строгую позицию в отношении Римского папы и Римо-Католической Церкви, отказываясь встречаться с Папой. Он также подчеркнул: «Очень хорошо и правильно, что Русская Церковь держится старого календаря». Хотя при встрече с греками старец избегал споров о календаре лишь переходя на язык богословской апофатики: «Да... Но у Бога ведь времени не существует!»

Старец Иосиф часто проводил в Ватопедской обители братские синаксиси, беседуя на разные темы, касаясь монашеской аскетики. Он как-то придя на один из таких синаксисов горячо и с любовью расплакался, говоря: «Как хорошо, когда мы все здесь вместе собираемся».

Да, святая Ватопедская обитель сегодня – это плод молитв и подвигов старца Иосифа. Старец переселился в Ватопедскую обитель духовно совершенно расстроенную в 1987г. Он начал ее созидать фактически с самого начала. И если ап. Павел в послании к Галатам говорит: «плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание...»1, - то именно эти добродетели мы воочию встречали в этой обители. Впервые, переступая порог этой обители в 2001г. мы сразу же ощутили «особую атмосферу», тот дух, который благодатно почиет на священной обители – дух христовой любви, братства и обильной благодати. Его так редко можно встретить сейчас, даже в наших обителях. Но здесь – словно небо соединилось с землёй. Тогда блаженной памяти Старец получил от Бога известие о наших благодатных переживаниях божественной благодати, любви, и не приписывая себе ни доли труда, сказал - «Вот как процвела обитель! Из ничего – какая красота!» Он, несмотря на свои сильные боли в сердце духовно радовался обильному Божию благословению, которое почило на священной обители.

Старец Иосиф, будучи близким духовным чадом старца Иосифа Исихаста, строго подвижника и делателя непрестанной молитвы, зрителя Нетварного Божественного Света, унаследовал благодатные дары своего Старца. И Господь наделил о. Иосифа писательским даром. Но каждое слов о. Иосифа – это слово печать Святого Духа. Нет ничего лишнего и нет ничего не проверенного собственным опытом и молитвой. Вот почему его писания – это несомненное благословение Божие для нас, живущих в водовороте греха и погибели. Его труды – это путеводная нить Ариадны, изводящая нас из подземелья Минотавра – дьявола на свет к Богу, к зрению и созерцанию Божественного Света.

 

 

Последняя прижизненная фотография старца Иосифа на Пасху 2009г.

 

И в качестве наказа всем нам, православных христианам нынешнего века апостасии, оставлены замечательные слова о. Иосифа, написанные им по внушению Святого Духа в книге «Аскеза - матерь освящения», которая писалась им как благословение свыше:

«В наш век приземлённости и материализма речь о подвижничестве воспринимается с трудом. Это происходит потому, что сердца наших христиан отягчились объядением, пьянством и заботами житейскими2, и нам очень трудно слышать о посте, бдении, молитве и прочих лишениях и подвигах. Наш род неверный и развращенный3 заботится и печется о многом, кроме единого на потребу4. Однако евангельское слово пребывает неизменным и не подстраивается под какие бы то ни было течения и тенденции той или иной эпохи. Искупительная проповедь Богочеловека Иисуса кажется чем-то несовременным и трудным для понимания на фоне нашего века автоматизации и равнодушия к духовному. Но именно в духовном – вечная истина и единственный путь богопознания.

Безразличие многих людей и их отказ следовать по пути обретения истины нас не удивляет по той причине, что и Сам Господь, когда пришел к своим, свои Его не приняли5, ибо мир Его не познал6.

Лишь те, кто, вопреки всеобщему безразличию, смогли последовать скорбным и узким путем7, в новом рождении окажутся одесную Спасителя, дабы услышать: хорошо, добрый и верный раб!8 Более того, тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими9. Такие и только такие люди ни от крови, ни о хотения мужа, но от Бога родились10».

Нет сомнения в том, что Старец Иосиф ещё задолго до своей блаженной кончины достиг этого блаженного сыноположения, родившись от Бога для Бога. И его кончина – это разрешение от тяжкого бремени и сочетание со Христом, Которого о. Иосиф возлюбил всем сердцем и умом.

 

Вечная память блаженно-почившему старцу Иосифу!

 

В нашей статье использованы материалы из интернет-портала священной Ватопедской обители

1Гал. 5, 22-23

2Лк. 21, 34

3Мф. 17, 17; Лк. 9, 41

4Лк. 10, 41-42

5Ин. 1, 11

6Ин. 1, 10

7Мф. 7, 14

8Мф. 25, 21

9Ин. 1, 12

10Ин. 1, 13



Подписка на новости

Последние обновления

События