Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Крещение Господа нашего Иисуса Христа

Η Βάπτιση του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού

ΕλένηΡωσσίδου-Κουτσου

Христианские праздники это события, которые своей целью имеют направлять и руководствовать к великому таинству спасения и это для верующего человека является искупительным.  Таким образом, для человека, который является соучастником  во всех праздниках Церкви, время для него становится тем что переносит его к вести о его возрождении во Христе,  чего не может преподнести ему или  противопоставить любой иной светский праздник.

Богоявления, или Богоявление, или праздник Явления Святых Светов это один из Господских праздников  нашего Христа, который совершается в рамках литургической жизни Православной Церкви, который празднуется 6 января(по Юлианскому календарю – 19 по гражданскому). Это третий и последний праздник Двенадцатидневных Святок (Рождественских праздников). Этот праздник вместе с Пасхой является древнейшим Господским праздником, начало празднования которого восходит ко 2 в. по Р.Х. И он непосредственно связан с  Божественным откровением, то есть с явлением единого Троичного Бога при вочеловечении Сына Божия и Господа нашего Иисуса Христа. Это явление является началом общественного явления  икономии, домостроительства воплощенного Сына Божия, которое связано с крещением Его на реке Иордан от Иоанна Крестителя. Оно указало каждому верующему на Спасителя и Искупителя. Крещение Господа нашего заложиво  камень в основание непосредственной связи каждого верующего с таинством его Крещения, посредством которого человек вновь возрождается и входит в новую жизнь во Христе.

В первые века христианства Митрополия праздников, Рождество Христово и Богоявление праздновались вместе. Но в 4 столетии по Р.Х. Рождество было отделено от Богоявления и составило особый Господский праздник, который празднуется 25 декабря.[1]

Начало праздника имеет некую аналогию с праздником Рождества Христова. 6 января, язычники Египта и Аравии праздновали зимнее солнцестояние, которое по древним расчетам приходилось на 6 января. Христианская Церковь противопоставило ложным богам идолопоклонников истинного Бога, Царя Христа, истинное Богоявление. Также и поклонение солнцу, которое во время зимнего солнцестояния как бы побеждало тьму ночи, было заменено служением истинному солнцу, Христу, Мессии и Избавителю, который согласно словам пророка Исайи возсиял сидящему в тени и сени сметной миру. Глас Отца, который был слышан во время крещения Христа, свидетельствует о Его воцарении как единственного истинного Царя и Господа всего человечества. В реке Иордан Христос освятил воды, так что они становятся, согласно словам свт. Иоанна Златоуста в его гомилии на Великое освящение воды в праздник Богоявлений, по призыве Святого Духа и освящения воды священником… источником нетления, даром освящения, отпущением грехов, лекарством от болезней, гибелью для демонов. Конечно же, в первые века христианства совершалось просвещение, то есть крещение оглашенных, посему то и праздник Богоявлений получил наименование праздника Светов.

Евангелист Иоанн в своем Евангелии сообщает о связи Крещения Христа и таинства Крещения. Святой Иоанн возвещал о крещении водой, что он и совершал согласно божественному повелению, и разъяснял, что грядущий Христос это переменит на крещение Духом с помощью Которого люди войдут в царствие Божие: Иоанн свидетельствовал и говорил, что увидел Духа, Который нисходит с небес в виде голубя и пребывающего на Нем. Он также сказал, что Он не знал Его, но Тот, Который его послал сказал, что на ком ты увидишь Духа  сходящего и пребывающего на нем, он будет Тем, Который будет крестить Духом Святым. Он даже сказал, что он видел Его и о Нем свидетельствует, то есть что Он есть Сын Божий (Ин.1, 32-34). Это в точности подтвердил и Сам Господь, когда Он сказал Никодиму «истинно, истинно тебе глаголю, если кто-либо не родится от воды и духа не может войти в царствие Божие» (Ин.1, 4-6). Итак, снисшествие Святого Духа в во время крещения Христа явило таинство Крещение, которое совершают Христос и Святой Дух. Это то Крещение, которое Христос передал Его ученикам как основную сторону апостольского служения миру.

У двух синоптических евангелистов Матфея и Марка особо подчеркивается необходимость таинства Крещения как средства для участия людей в спасении, которое подает Христос. Это раскрывается в повелении Воскресшего Господа, данным Им своим ученикам проповедовать  Евангелие и крестить людей во всем мире. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая их соблюдать все то, чему Я научил вас (Мф. 28, 19-20). То же самое сообщает и св. Марк в более сжатом виде. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и  креститься, спасен будет» (Мк. 16, 15-16).

Таким образом, крещение Иоанна Крестителя является точкой отсчета для нашего воссоединения с нашим Творцом, Который является начальником и совершителем нашего спасения. Крещение Иоанна Предтечи было крещением покаяния, которое свидетельствовало о возвращении человека к Богу и о его послушании воле Божией. Оно было неким приуготовлением, подготовкой, которое предусматривалось в посредничестве Бога через Мессию, то есть в оправдании людей и в даре Духа Святого. Это становится очевидным из слов Христа, обращенных к Иоанну Крестителю (Мф. 3, 14-17). Когда Христос пришел ко крещению от Иоанна как человек, тем самым Он исполнял божественную волю со стороны всего человечества. И тогда свидетельство Отца небесного, Который Его признал Своим Сыном возлюбленным и сошествие Святого Духа телесным образом в виде голубя означало принятие Христа Отцом как Мессии, Который несет царствие Божие людям. На вечерне в канун Богоявления (вечерня сочельника) слышно пение – Христос грядет подать искупление крещением всем верующим людям. Потому что этим крещением Он очищает Адама, возвышает падшего, посрамляет тирана, который стал причиной падения, отверзает небеса, нисходит Божественный Дух, и дарует нетление (Песнь 8-я). Даже сегодня Господь сходит в струи реки Иордан, и говорит Иоанну: Не бойся Мя крестити, обаче пришед спасти Адама первозданнаго (Икос). В конце же Христе Царю пришел еси как человек на реку, и спешиши принять крещение раба от рук Предтечи, ради наших собственных грехов, человеколюбче! (свт. Софроний, патриарх Иерусалимский). Апостол Павел также сообщает  о явлении славы великого Бога (Тит. 2, 13), и подчеркивает, что Христом явилась благодать Божия и спасение всем человекам. (Тит. 2, 11). Он не забывает даже возвещать о Боге, Который явился во плоти (2 Тим. 3, 16). Несомненно то, что насколько высказывания Апостола языков, настолько и церковные песнопения вводят верующих в таинство спасения и освящения. Праздник Богоявлений является призывом и приглашением в возрождению и возвращению к Господу славы, Который хотя и Бог, но смирил Самого Себя и стал человеком безгрешным, прощающим и милостивым, путем, истиной и жизнью. Глубочайший смысл праздника Богоявлений является тем людям, которые станут  очищать  посредством освящения свои чувства от повседневной греховной тьмы для того, чтобы стать свободными и быть спасенными.

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2015 год.

Источник: www.synodoiporia.blogspot.com

 


[1] Общепризнанной точкой зрения является то, что праздник Рождества Христова был введен официально Римским папой Юлием I.Это вызвало в богословской среде мысль о том, что Церковь не зала точной даты Рождества Христова и стала его праздновать в противовес Римским календам, которые ориентировочно праздновались в 20-е числа января. Однако эта точка зрения сама по себе не только ложна но и опасна, поскольку она рассматривает Церковь Христову как некую религиозную организацию, в которой в разное время административно вносятся новые установления, опирающиеся на человеческую логику и некую антиязыческую миссию.(См. М. Скабалланович. Рождество Христово. СТСЛ. 1995, История праздника., стр. 177-179) Нужно всегда помнить о том, что Церковь Христова это Тело Христова и святой Дух в ней неизменно действует  через Его избранников. А поскольку в силу чистоты членов Церкви в первые века харизматические дары наиболее явным образом являлись в Церкви, то именно поэтому Церковь обладала харизматическими силами отделять ложь от правды. Этот благодатный дар служил наиважнейшим критерием церковной жизни, давал установлениям Церкви богодухновенный характер. См. Митрополит Иерофей Влахос (The mind of the Church). Один из интересных фактов из церковной агиологии, который свидетельствует о том, что в Церкви сохранялось знание о точной дате Рождества Христова – житие и мученичество св. муч. Евгении, в котором повествуется о явлении ей Христа накануне мученической кончины. Господь после длительных истязаний ей ясно сказал, что «ты пострадаешь накануне Моего Рождества». Кроме тог, свт. Иоанн Златоуст в своем единственном Слове на Рождество называет празднование Рождества Христова 25 декабря «древним преданием святых апостолов», которое свято сохранялось в Римской Церкви.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События