Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Памяти прп. Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца

 

к 700-летию со дня рождения

 

Прп. Сергий — как кафолическая личность и как живой вдохновитель русского православного народа

(дополненный и исправленный вариант)

 

Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века.
Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV.

«Беша же видети его хождением и подобием ангелоподобными сединами честна, постом украшена, воздержанием сияя и братолюбием цветя, кроток взором, тих хождением, умилен видением, смирен сердцем, высок житием добродетельным, почтен Божиею благодатию..»

прп. Епифаний Премудрый. Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергия Чудотворца1

 

Когда мы совершаем литургически память какого-то святого, то это означает, что мы входим с ним глубокое молитвенное общение как с живой и реальной личностью, «присно пребывающей» с Богом, а Церковь Христова его образ жизни поставляет нам в качестве яркого примера для достижения евангельской святости. Святость — это не абсолютная безгрешность, как некоторые считают, ибо она принадлежит исключительно только Богу как существу всесовершенному и источнику бытия. Святость это восхождение человека в особое глубокое состояние тесной связи с Богом, это есть непрерывное богообщение. Но это состояние не достигается чисто механически — оно является плодом всей жизни человека. В православной святоотеческом богословии это состояние святости еще называется обожением.

В православном богословии Святая Троица часто именуется Трисолнечным Светом2, ибо Она источает в Своих Трех Лицах единый Нетварный Божественный преестественный Свет, который удостоились видеть на горе Фавор три избранных ученика Христа Спасителя. Этот Свет видят и те, которые достигают евангельское совершенство. Среди них, несомненно, и прп. Сергий Радонежский.

  
Рака преподобного Сергия Радонежского


Такие святые еще называются кафолическими личностями. То есть они являются носителями церковного православного сознания, они по апостолу Павлу имеют «ум Христов»3. Этот богопросвещенный ум руководит всеми деяниями и чувствами человека. Святой во всей своей жизни вершить святую и божественную волю, которая ему открыта.

Мы начали наше слово именно с раскрытия важного понятия «святость» потому, что оно является руководящим принципом для каждого христианина. Ибо божественный призыв «будьте святы как и Я есмь свят»4 не является чем-то абстрактным и неисполнимым. Это цель, которая задана каждому человеку вступившему в лоно матери Церкви Христовой в момент совершения над ним таинства святого Крещения. Возрождение человека, или рождение человека для царства Божия, совершенное в купели Крещения требует также от человека огромных сил и усилий для сохранения полученного божественного дара, но также и для раскрытия его во всей полноте.

Когда сегодня говорят о прп. Сергии, то чаще можно услышать похвальные речи в адрес его миротворческой деятельности на ниве созидания нового Русского Московского государства. То есть прп. Серий прежде всего мыслится как патриот и некий мудрый политик, который благословляет на ратный подвиг благоверного князя Димитрия Донского. И это акцентирование внимание на участии прп. Сергия в политической жизни Московского государства вполне понятно, ибо светский человек оценивает заслуги той или иной личности не христианскими добродетелями, а так называемой видимой социальной пользой.

Но неужели это самое главное для Церкви, для христианина? Несомненно нет. Вся миротворческая деятельность прп. Сергия является лишь следствием того свышнего, горнего мира, который он обрел внутри своей боголюбивой души. Церковь Христова в своих богослужебных последованиях прежде всего указывает на его подвижничество, ка необходимейшее средство и способ обретения в своей душе царствия Божия. «В пениях, бдениях и пощениях образ быв твоим учеником». Как кафолическая личность, как святой, прп. Сергий возрастал вдали от человеческих взоров в далекой пустыни на горе Маковец. Удаляясь от мирскаго жития в пустыню, прп. Сергий тем самым исполняет божественное призвание стать носителем нетварного Божественного Света, а в последствии стать светильником для всей земли Российстей. Но еще раз подчеркнем, что прп. Сергий светит России Светом Христовым, нетварным Божественным Светом, и он этим Светом приводит людей прежде всего ко Христу, как об этом пишет прп. Епифаний Премудрый в Похвальном слове. Прп. Сергий это не политик и не нравоучитель, а носитель «христовой любви», исполнитель божественных заповедей. Он прежде всего был созидателем своего внутреннего и «нового человека, созданного по Богу в святости и праведности истины»5, он всецело стремился в своей жизни отражать божественные свойства. И дела Московского государства, дела правителей включаются прп. Сергием в послушание Богу. «И бысть христолюбивым князем великым Рускым учитель православию, вельможам же и тысящникам и прочим старейшинам и всему синглиту и христолюбивому всему воинству иже о благочестии твердый поборник».6

Собственно говоря такое направление в его жизни, аскетико-подвижническое, созерцательное и сделало его носителем христианского этоса, духа, кафолическим человеком. Живой носитель живой веры в живого Бога — такова может быть краткая характеристика облика прп. Сергия. Мы не станем подробно останавливаться на расшифровке, разъяснении этих понятий, хотя они являются и ключевыми. Но они требуют специальных знаний и опыта.

Однако здесь мы считаем нужным привести слова первого составителя жития прп. Сергия и написателя ему первого «Похвального слова», ученика преподобного и очевидца многих его чудес прп. Епифания Премудрого:

«зане и он человек подобострастен нам быв, но паче нас Бога возлюби, и вся красная мира сего, яко уметы вмени и презре, и усердно Христу последова, и Бог возлюби его; и яко угодити Ему искрено потщася, и удиви и прослави его..есть бо добродетель словом многим умилити, яко жалом душу уязвити и к Богу чистым житием подвигнути: такожде и сей приведе к Богу многих души чистым своим и неперочным житием, преподобный игумен отец наш |Сергий святый, старец чудный и добродетельми всякими украшен, тихий кроткий нрав имея, и смиренный и добронравный, приветливый и благоуветливый, утешетельный, сладкогласный и благоподатливый, милостивый и добросердый, смиреномудрый и целомудреный, благоговейный и миролюбный, и боголюбный; иже есть отцем отец и учителем учитель, наказатель вождем, пастырем пастырь, игуменом наставник, мнихом начальник, монастырей строитель, постников похвала, молчальником удобрение, иереом красота, священником благолепие, сущий вождь и неложный учитель, добрый пастырь, правый учитель, нелестный наставник, умный правитель, всеблагий наказатель, истинный кормчий....»7

 

И кафоличность прп. Сергия явилась не столько в миротворческой деятельности при созидании Русского государства, примирении русских князей, хотя и это совершалось благодатной божественной силой, было явным чудом, сколько оно наиболее явным образом проявилась в трудах на благо Вселенской Церкви Христовой и Русской Православной в частности.

Кафоличность прп. Сергия Радонежского проявляется и является в его стремлении усвоить в себе, в своей жизни и жизни братства обители Святой Троицы православное кафолическое сознание. Ибо монах в православном сознании — это прежде всего носитель церковного сознания, этоса, живой свидетель апостольского предания.8 Мы не ошибаемся, говоря эти слова, ибо монашество как глубоко церковный институт, явилось хранителем духа первохристианской апостольской общины: «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4, 32) Человеческие несовершенства, несомненно, ослабляли эти узы духовного единства во Христе. Такие несовершенства, как проявления непреодоленной страстности, были присущи и первоапостольской общине, были они присущи и жизни общины прп. Сергия. Эти несовершенства приводили к удалению из обители насовсем некоторых их поступивших в братство, либо к спорам о первенстве и начальстве. Тем не менее, эти несовершенства покрывались любовью и смирением прп. Сергия. Его неоднократные удаления из обители "ради примирения" оказывали столь благотворное влияние на «бунтовщиков», что после каждого возвращения прп. Сергия к братии крепли к нему любовь и уважение. Всякая возникающая временная рознь побеждалась христовым смирением и долготерпением прп. Сергия.

Но все эти личные качества характера прп. Сергия были им не только усвоены от утробы матери прп. Марии и во время воспитания у своих благородных родителей, что несомненно немаловажно также9, но они явились прежде всего и преимущественно плодом тщательного труда над собой при внимательном изучении Священного Писания и творений вселенских Отцов Церкви, и прежде всего подвижников монашеской аскетики. Список сохранившихся книг из Троицкой библиотеки, некоторые из которых относятся ко времени прп. Сергия и прп. Никона Радонежского, является замечательным доказательством того, что в Троицкой обители весьма заботились о чтении и изучении Святых Отцов и об опытном постижении их спасительных богодухновенных наставлений.10

 

 

Изображение

Орнамент на поле одной из страниц рукописи "Слова Григория Богослова" 80 - 90-е годы XV в.
Книгописная мастерская Дионисия - Феодосия Изографа.
Роскошная лицевая рукопись в лист, написанная полууставом XVI в.
Яркий образец старопечатного стиля.

Сегодня, в век активного развития секулярных тенденций в лоне самой Православной Церкви, пример жизни иноков Троицкой обители во времена прп. Сергия является весьма поучительным, назидательным. Он должен напомнить многим нашим архипастрям и пастрям Церкви Христовой, чтоони не церковные администраторы, а "служители Слова и слуги", по словам апостола Луки. Служение апостольское - не административное, а благодатно-терапевтическое, направленнное на уврачевание человечечских душ и тел и спасение человека, приведение его к обожению11. Именно поэтому свт. Григорий Богослов, которого часто читал прп. Сергий, говорит, что служение пастыря как духовного врача намного тяжелее, опаснее и тяжелее, чем врача-хирурга, ибо здесь мы имеем делос душами и с вечностью. (См. Слово 3,  оправдывающее его удаление в Понт., стр.28). И прп. Сергий стремился стать "образом своим учеником" , а не "негодным подлинником для других живописцев" (См. Свт. Григорий Богослов. Слово 3).

 

 

 

Святитель Филарет (Дроздов)  Московский

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский

 

Святитель Филарет, митрополит Московский, которого ценило, даже обожало высшее российское общество XIX столетия за обширность взглядов, ученость, духовную проницательность, силу слова, в одном из своих слов касается необходимости и важности «подражания святым», и в частности прп. Сергию. Смысл церковно-литургического празднования памяти святого это, по мысли Московского святителя, заключается не только в воспоминание его жизни и подвигов, но и призыв к «подражанию вере» их.12 свт. Филарет, приводя различные примеры из жизни человека, где подражание опытным и более страршим является необходимостью и законом, подчеркивает еще большую необходимость такого подражания в духовной жизни. «Рассуждайте. Если уста младенца не иначе, как подражанием образуются, чтобы нарещи отца и мать: думаете ли вы, что гораздо легче, без образца, без подражания, как-нибудь, научить сердце ваше, не движением воздуха производить словесные звуки, но движением Духа Святого в вере, нарицать и призывать Господа Иисуса, взывать из глубины своей к Отцу небесному: Аввы Отче! Если без помощи подражания вы затруднились бы приготовить и здравоносно употребить земной хлеб для поддержания телесной жизни: думаете ли , что без подобного пособия не трудно вам обресьти и спасительно вкушать устами веры хлеб небесный , который дает новую жизнь душе....»13

 

 

  
Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца, Троицкий собор, Свято-Троицкая-Сергиева Лавра

Ученики и собеседники прп. Сергия, которые преимущественно стали святыми, преподобными отцами и даже святителями Церкви Христовой в своей жизни, прежде всего, и мы это подчеркнем особо, заботились не о быте и хозяйстве, административном устройстве, которые были второстепенными вопросами церковной жизни, а об опытном постижении и усвоении православного сознания, приобщении к этосу Вселенской Православной Церкви. Они считали своей первостепенной задачей — быть орудиями божественной воли и промысла, быть святыми по жизни, стать подлинными продолжателями и наследниками величайшей культуры Православия, носителями святоотеческого духа и предания. Преподобный Сергий был именно таким живым примером жительства в Духе Святом, в преподобии и святости истины. Сегодня эти слова кажутся странными и эта цель считается неприемлемой по причине «другого времени и иных ценностей». Однако неизменность принципов христианской жизни, евангельских заповедей, сжато изложенных в нагорной проповеди Христа (Мф. 5), говорит не в пользу критики святости как цели. Святость — это живое свидетельство живой веры в живого Бога. Отказ от этой цели в свое время породил ужасный монстр католической схоластики, переносящей центр жизни, веры и деятельности человека из сердца, как седалища духа и ума и органа постижения Бога, органа богообщения в рассудок, интеллект.14



att-4661288018d7c____.jpg

Студийский монастырь. Вид на северную колоннаду и на алтарь. В нем по благословению прп. сергия жил и трудился прп. Афанасий Высоцкий. Здесь же прп. Афанасий и скончался о Господе.
 

монастырь Хора - Господа Вседержителя, который процветал во времена прп. Сергия

 

В связи с этим совершенно неслучайным является огромная забота прп. Сергия о поддержании в Константинополе, этом всемирном центре Православия, жизнедеятельности т. н. русского или славянского квартала.15 Это особое место в Царьграде стало центром для славянского просвещения. В нем интенсивно велась переводческая деятельность и переписывались многие книги по святоотеческой аскетике, церковной истории. Именно в этом квартале по благословению прп. Сергия живет, молится и трудится прп. Афанасий Высоцкий.16 Благодаря ему в Троицкую обитель попадают переводы трудов прп. Исаака Сирина, прп. Иоанна Лествичника, труды свмч. Дионисия Ареопагита, некоторые слова свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, прп. Аввы Дорофея и др. Церковная аскетическая классика становится неотъемлемой частью духовной жизни Троицкой обители.

 

Заглавная страница слав. рукописи "Ареопагитик". Кон. XIV - нач. XV в. (ГИМ. Воскр. № 75. Л. 1)

Заглавная страница слав. рукописи "Ареопагитик". Кон. XIV - нач. XV в. (ГИМ. Воскр. № 75. Л. 1)

Сюда же в Троицкую обитель попадает и перевод знаменитого Cвятогорского Томоса 134117, ставшего для Православной Церкви одним из главнейших вероучительных источников.18 Прп. Сергий внимательно следит за событиями в Константинопольской Церкви, за вероучительными спорами между исихастами и сторонниками западного гуманизма-варлаамитами. Это то и дало возможность не только братству прп. Сергия, но и всей Русской Церкви встать на путь православного богословия опытного переживания Бога и Его Нетварного Света, а не западной схоластики и рассудочности.

 

Иоанн VI Кантакузин

миниатюра 14 столетия, император Иоанн VI Кантакузин на Константинопольском соборе 1351г.

Основанные учениками прп. Сергия обители несли эту важную культуру богословия по всей России. И это богословие преимущественно отражалось в монастырских библиотеках, уставах и иконографии, вершиной которой, безусловно, стал образ Святой Троицы письма прп. Андрея Рублева. Можно говорить об исихазме прп. Сергия и его учеников как об особой школе, школе созерцательной, которая воплощалась в памятниках церковной архитектуры и иконографии. Изветный русский богослов и ученый начала XX столетия отец Павел Флоренский, делая обзор культурных связей Троицкой обители со Вселенской Православной Церковью, главную роль в этой связи совершенно обоснованно относит к личности прп. Сергия. Он пишет: «Древняя Русь возжигает пламя своей культуры непосредственно из священного огня Византии, из рук в руки принимая, как свое драгоценнейшее достояние… В преподобном Сергии, как в воспринимающее око, собираются в один фокус достижения греческого средневековья и культуры… от преподобного Сергия, многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, наполняя собой русский народ».19

att-46612996f2dee66a1.jpg

знаменитая мозаика Христа пантократора в монастыре Хора в Константинополе 14 столетие

Пристальное внимание к богословию, особое попечение о сохранении чистоты православной веры — были одними из главных направлений деятельности прп. Сергия. Именно поэтому прп. Сергий заботился вместе со свт. Алексием, митрополитом Киевским (Московским) о сохранении самых тесных отношений с Константинополем и вероятно со Святой Горой Афон. Эта черта служения прп. Сергия —-тщательное хранение чистоты Православия выразилась и в его последнем завещании, которое было бережно сохранено прп. Епифанием Премудрым: «непреткновенно в православии пребывати рече, и единомыслие друг ко другу хранити завеща, имети же чистоту душевну и телесну и любовь нелицемерну, от злых же и скверных похотей отлучити....»20 Это особое попечение о Православии, о хранении чистоты веры прп. Сергий явил и после своей кончины, вскоре после Ферраро-Флорентийского собора(1437-38гг.), на котором была подписана позорная уния представителей Константинопольской Церкви с Римо-Католической церковью. В «новых чудесах» прп. Сергия повествуется о его явлении русским пресвитерам, бежавшим с лжесобора в пределах, вероятно, Далмации. Он произнес похвальные слова в адрес исповедника веры свт. Марка Ефесского, назвав его «светилом и великим столпом Церкви».

 

 

Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, который был не только внешне просвещеннейшим человеком в России середины XIX столетия, но и тончайшым знатоком монашеского делания, личностью глубоко проницательной, весьма точно нашел главное в облике прп. Сергия и его обители — горение духа к Богу. В своем известном слове на освящение самой малой церкви в честь явления Богоматери Московский митрополит вводит благоговейных паломников Троицкой Лавры в обстановку убогого, бедного внешне, но богатого внутренне и обильно украшенного дарами благодати Божией скита прп. Сергия: «знаю, что и Лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и таже, и тем же богата сокровищем, то есть Божиею благодатию, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в Его Лавре: но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврою. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят теше и яснее свещи, и пламенем их досягает до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог взохнуть ея воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать праг ее сеней, который истерт ногами святых, и чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесныя. Укажите мне еще другие сени другой келии, которые в один день своими руками построил рпееподобный Сергий, и в награду за труд дня, и за глад нескольких дней, получил укрух согнивающего хлеба».21

И если современный человек, зараженный рационализмом, и являясь прагматиком по своему устроению, полностью отрицает пользу духовной жизни, говорит о бесполезности монашеского подвига и бегства от мира, то факт появление Лавры как мощного исторического и культурного центра России явным образом опровергает современного скептика. Свт. Филарет в своем слове при встрече наследника престола, а в последствии Всероссийского Императора Александра Николаевича особо выделил ту глубокую связь, которая существует между внутренним сокровенным деланием и внешним просвещением и созидательной деятельностью: «Здесь была пустыня, и жили звери; потом была пустыня, и жил один отшельник. Но как его удаление телом от мира было стремление сердца к Богу: то благословения и силы Неба пролились на него, и оросили место его. Пустныня его превратилась в вековую обитель, в рассадник учения и жизни духоной, в сокровищницу даров благодатных: и поелику благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго, также как и грядущаг, - Сергиева обитель сделалась твердынею, на которую иногда могла опереться Столица и Россия. Под сими стенами сокрушались волны, которые поглотили было Столицу и Россию от того, что потрясен был ее твердейший оплот, - верное наследование Престола».22

Россия времен жизни прп. Сергия смогла обрести свой облик, стать сильным христианским государством только потому, что ее правители источником своего управления считали закон Божий, а святых праведников - главными советниками и руководителями на пути богоугодного созидания вверенной Богом им страны. Они прекрасно понимали, что начальствование не есть тирания, господство и безраздельное властвование — а ответственность пред Богом за вверенный им народ. Для правителей Московской Руси не мыслимо было подчинение Церкви, ее иерархии и святых угодников Божиих своим политическим интересам и властолюбивым претензиям. Наоборот — они искали волю Божию. И им Господь открывал Свою волю всеспасительную и благую за их боголюбие и искренность. А Церковь в те времена являла общий дух устремленности к небу и святости, а не к земным благам и материальному благополучию. Поэтому она давала в те времена многих богопросвещенных мужей и столпов веры и государства. И прп. Сергий был именно таким орудием Божественного промысла, который открывал волю Божию и дерзновенно молился пред Богом за своих духовных чад как в обители, так и на государственной службе сущих. Здесь, «перед Олтарем Триипостасного Бога, при горобе избранного раба Божияи», нетленными мощами прп. Сергия, как замечает свт. Филарет, венценосные монархи полагали все свои «царственные советы»23, думы и чаяния.

 
На фото: Царскую чету встречают митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) - слева, с крестом- и ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский) - справа.

Эти надежды на прп. Сергия возлагал и последний царь-мученик, Государь Император Николай II Александрович, неоднократно посещавший обитель прп. Сергия. Последний раз, после начала войны с Германией, он специально посещает Троицкую Лавру. Он распоряжается отправить в Ставку икону явления Богоматери прп. Сергию, написанную на доске от гробе Преподобного. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют о первых победах русского оружия сразу после прибытия на фронт этой древней чудотворной иконы. Последняя Царская Семья и Троицкая Лавра в ее судьбе  - это еще одна немалаважная судьбоносная страничка российской истории, которую тоже еще предстоит изучить и раскрыть.

 

Явление Богоматери преподобному Сергию, св. Троица. Первая треть XVI века, мастерские Троице-Сергиевой Лавры. Резная икона из собрания Государственного Русского музея

700-летие со дня рождения прп. Сергия Радонежского, «игумена земли Русской», по словам первогог русского царя Иоанна IV Грозного, сказанные им после чудесной победы русских войск над татарским ханством и мирного завоевания Казани при чудесном вмешательстве прп. Сергия, это важная историческая веха. Несомненно, что празднование такого юбилея не может ограничиваться только церковными рамками, это празднование должно быть церковно-государственным. В этот год, когда личность прп. Сергия встает в центр духовно-политической жизни Российского государства, появляется очередная попытка разбудить в русском народе его историческую совесть, воскресить в своей памяти время созидания крепкого Русского Московского государства не как формального носителя имени «православное царство», а как православного государства по духу, по своему строю. Отвергнуть прошлое, замкнуть его тяжелыми замками в огромном сундуке государственной истории, либо извратить или исказить историю — это путь непростительного самоубийства для русского народа, страшного преступления. В свое время выдающийся государственный деятель, президент Академии наук великий князь Константин Константинович Романов, известный часто как поэт К.Р, говорил: «Быть русским, значит любить ее историю, очищать ее от искажений и клеветы...Русская история наша главная ценность, главная наша опора, без нее мы пропадем... Часто предаются забвению великие русские люди, которые жили до нас, кто трудились до нас и оставили плоды трудов своих, бесценное наследие, основу нашего государства. Образы великих россиян выходят из тьмы веков и протягивают нам руку помощи и направляют по тому единственному и верному пути по которому мы все сделали может быть один единственный шаг.»...Но прп. Сергий это еще нечто более, чем русская история, это по мудрым словам прп. Епифания «лествица, указующая путь на небо».


Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского

© кандидат богословия иеромонах Сергий (Троицкий), специально для интернет-содружества «Православный Апологет» 2014 год


 

1Житие праподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово..СТСЛ. 2005, стр. 173

2Смс. Тропари Трем святителям в греческом варианте: Τοὺς τρεῖς μεγίστους φωστῆρας, τῆς τρισηλίου Θεότητος, τοὺς τὴν οἰκουμένην ἀκτῖσι, δογμάτων θείων πυρσεύσαντας...

31 Кор.2, 16

4См. Лев. 11, 44: ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свяят, и не оскверняйте душ ваших....

5Ефес. 4, 24

6Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово..СТСЛ. 2005, стр. 172

7Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово..СТСЛ. 2005, стр 171-172

8См. митрополит Иерофей (Влахос). Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ. 2011, стр 97-98

9Прп. Иоанн Лествичник в слове «О рассуждении» подчеркивает важность воспитания полученного еще до вступления на путь подвижничества: «Иногда плохое воспитание бывает причиной многих зол, а иногда — худое сообщество, но часто и собственное развращение души достаточно ей к погибели...» (Слово 26ю О рассуждении помыслов, и страстей, и добродетелей. Лествица СТСЛ. 2007, с. 252-253.)

10См. Исследования архим. Леонида (Кавелина) о книгах Троикой Лавры, переданных на хранение в Императорскую Духовную Аадемию и другие его исследования.. Прохоров. Г. М. Келейная исихастская литератур/,...,/ в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры с 14 по 17 векю\\ТОДР. Л. 1974г., т. 28., с. 317-323

11См. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. СТСЛ. 2004, стр.85-91

12Святителдь Филарет, митрополит Московский. Творения. Слова и речи М. 1882, т.4, Слово 162. В день памяти преподобнаго Сергия

13Там же, с. 189

14См. His Eminence Hierotheos, Metropolitan of Nafpaktos and St. Vlassios. Mysticism and rationalism in the Middle Ages: The views of St. Gregory Palamas. www. parembasis.gr

15См. Концевич. Стяжание Духа святого на путях Древней руси.м. Лепта. 2002, стр.. 89 «русская колония в Константинополе имела деятельные сношенияс колоние южно-славянской (болгарской. Интересуясь книжным делом, она добывала от южных славян их книги, изготовляла с них списки, отправляла их на родину, с своей стороны — доставляла южным славянам неизвестные им русские тексты и хлопотала о сверке последних с греческими оригиналами. Сверх того, некоторые члены русской колонии, более или мнее знакомые с греческим языком, сами предпринимали исправление своих текстов».

16И. М. Концевич. Стяжание Духа святого на путях Древней Руси. М Лепта. 2002, стр. 108 Автор указывпеет также и на такие перводы святых отцов Церкви сделанные прп. Афанасием иего учениками как Око Церковное — устав, 400 глав прп. Марка Подвижника, слово прп. Симеона Нового Богослова и др.

17См. Богданов Е. В. История исихазма на Руси в эпоху прп. Сергия Радонежского и его связь с исихазмом святителя Григория Паламы. Итоговая квалификационная работа (бакалавриат)ю ПСТГУю Сергиев Посад. 2007. По интересующим болееузким проблемам смстр.. 48-49, стр.53-5459-50

18 См. митрополит Иерофей (Влахос).Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ. 2011, Глава X. Святогорскийй Томос. Стр. 316-340

19Флоренский Павел. Троице-Сергиева лавра и Россия. М., 1992. С. 18-19.

20Житие прподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово./стсл. 2005, стр. 165ю

21Святитель Филарет, митрополит Московский. Творения. Слова и речи.М. 1882, т.IV, стр. 193-194

22Там же, стр. 54-55

 



Подписка на новости

Последние обновления

События