Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Ускоряются процессы по созыву Великого Собора Православных Церквей1

Что следует из послания Вселенского Патриарха на двух страницах

ΕΠΙΣΠΕΥΔΟΝΤΑΙ ΑΙ ΔΙΑΔΙΚΑΣΙΑΙ ΔΙΑ ΣΥΓΚΛΗΣΙΝ ΜΕΓΑΛΗΣ ΣΥΝΟΔΟΥ ΤΩΝ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ ΕΚΚΛΗΣΙΩΝ

Ὡς προκύπτει ἀπὸ δισέλιδον ἐπιστολὴν τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου

 

Вселенский патриарх кир Варфоломей торопит процессы по осуществлению первого в современном мире Великого Собора Православных Церквей, как это следует из его послания к представителям Автокефальных Церквей. Данная информация о действиях Вселенского Патриарха была предоставлена газетой “Вима” (τὸ Βῆμα) за 1 марта и обозревателем церковных событий М. Антониадисом. Согласно репортажу:

Вселенский патриарх кир Варфоломей пытается ускорить подготовительные процедуры для созыва первого в современном мире Святого и Великого Собора Православных Церквей. В течение 101 года многие православные патриархи и архиепископы неоднократно приходили к соглашению о необходимости формирования Собора Православных Церквей, который мог бы отвечать на всё большие проблемы, возникающие с течением прошлых веков по причине безсилия после схизмы 1054 г. - созыва Вселенского Собора.

В последнее время кир Варфоломей полон решимости созвать Собор в этот раз в действительности, а не на словах, поскольку, как он замечает в своём письме к предстоятелям, задержка с его проведением приносит лишь вред авторитету Церкви и её пути. В его послании на двух страницах, которое уже спешным образом получили кафедры автокефальных Церквей, Вселенский Патриарх требует распоряжений представителей Церквей и их советов, которые будут принимать участие в процессе организации подготовки Собора. Он назначает два предварительных заседания: первый – в июне месяце и второй в декабре. Они будут проведены в Шамбези в Женеве, где действует Православный Институт Вселенской Патриархии.

Вопросы, которые должны быть обсуждены в ходе заседаний, проходящих в Женеве в июне и декабре месяцах представителями Православных Церквей: о диаспоре, предоставлении автокефалии и автономии, а также о диптихе, то есть о правиле поминовения православных предстоятелей во время Божественной литургии. Речь идёт о весьма болезненных по существу вопросах, которые на протяжении многих лет колеблют единство православных и по причине объявления “войны” между Константинополем и Москвой. Обсуждение этих четырёх проблем в 1993 и 1999 гг. вызвало несколько протестов, которые явились причиной для приостановки подготовки Собора. Участия в процессе подготовки представителей автономной Церкви Эстонии вызвало решительное противодействие Московской Патриархии и её удаление от процедуры подготовки Собора.

Вселенская Патриархия, согласно сообщениям, стремится любыми способами созвать Собор. Как замечают клирики, которые на протяжении десяти лет трудятся над подготовкой Собора, кир. Варфоломей исполнен решимости опередить случайные проблемы, которые возникнут, и стремится осуществить Собор, пусть даже если не будет достигнуто согласие по всем жгучим вопросам в течение предварительных предсоборных заседаний. Их основной целью является миссия проповеди единства среди ста миллионов православных, в особенности тем, которые пришли в Православие, имея различное отношение к её религиозным основаниям.

Если вселенскому Патриарху удастся убедить Церкви в созыве Святого Великого Собора, то он будет внесён в историю как первый предстоятель Константинопольской Церкви, которому это удалось осуществить, что предвидел Иоаким III в 1901г., запланировал Амилиос Метаксакис в 1923г., и начал осуществлять в 1961г. и 1971г. патриарх Афинагор.

В тоже время все взоры обращаются к Москве, поскольку новый патриарх Московский и всей России кир Кирилл был тем клириком, который как «министр иностранных дел» Патриархии дал согласие на удаление представителей Русской Церкви из предварительных подготовительных заседаний Собора в феврале 1999г. Пропасть, которая тогда появилась между Константинополем и Москвой из-за эстонского вопроса, разрушила имевшийся мост. Предыдущий патриарх, родом из Эстонии, не мог взирать на страну, в которой он родился, и на Церковь, которой он служил в течение десятилетий, чтобы она ушла от Москвы с благословения, конечно же Фанара.

Где они согласны,

а где имеют разногласия

С 1971г., когда начался официальный диалог в отношении подготовки Собора, со стороны представителей Церквей возникли многие вопросы и многие были решены. Серьёзные вопросы, как участие мирян, то есть верующих, в жизни Церкви, препятствия к браку, приспособление поста к соответствующим условиям, отношения с другими христианским Церквами в атмосфере преобладания мира и братства народов, календарный вопрос. Кроме того - это проблемы, которые существуют во многих славянских Церквах, которые даже следуют Юлианскому календарю – это один только из многих вопросов, которые были предложены для обсуждения. На протяжении 37 лет собирались как посредники представители Церквей в целом девять раз: 1971, 1976, 1979, 1982, дважды в 1986, 1990, 1993 и 1999. В июне 2009г. все приложат усилия к тому, чтобы выработать некое направление, по своей глубине кажущееся весьма смелым, поскольку никогда не забывалось то, что после раскола Церквей стало невозможно созывать Вселенские Соборы, и что Римо-Католическая Церковь пошла далее, проведя два Ватиканских собора и ведёт подготовку ещё одного. Добьётся ли Православная Церковь того, чтобы выработать своё собственное послание в 21 веке?

 

Комментарий редакции «Православный Апологет»:

В наших предыдущих публикациях, переведённых из той же газеты Всегреческого Православного Союза (Πανέλληνων Ὀρθόδοξων Ἕνωσις, ΠΟΕ), а также аналитических статьях нашей редакции мы уже давали глубокие и обширные канонические комментарии на стремления Вселенской Патриархии созвать Всеправославное Совещание на подобии Вселенского Собора. Мы лишь укажем на некоторые весьма важные канонические положения нашей Церкви, которые являются критериями оценки православности всякого собора, его авторитетности.

  1. Всякий православный собор, поместный и вселенского характера должен действовать в канонических рамках, закреплённых предыдущими соборам Вселенскими, либо решениями православных иерархов, которые вошли в течение истории в жизнь и сознание Церкви как общепринятые и обязательные.

  2. Никакой новый собор не имеет власти отменять решения предыдущих соборов. Собор может лишь давать некоторые развёрнутые комментарии не догматического характера на те или иные конкретные события в жизни поместной церкви, которые учитываются и принимаются как частный случай в жизни Церкви.

Кроме того, мы хотели бы отметить и факт некоторой тенденциозности, свойственной греческому этнофилитизму в подходе вопроса о диаспоре, в частности освящение вопроса проблемы об автономии Эстонской Церкви, а также календарной проблеме. Позиция автора статьи совпадает по этим вопросом с официальной позицией Константинопольской Церкви, которая противоречит исторической действительности и каноническому праву Православной Церкви. Эти проблемы нами также были освещены в соответствующих статьях, которые можно найти по «карте сайта».

На фоне происходящих межхристианских диалогов Православной Церкви, а также некоторых внутрицерковных тенденций, в частности процесса т.н. «литургического обновления», искусственно навязывается клиру и народу мнение о некоем праве Архиерейских соборов и иных совершать ревизию церковной традиции, веры Церкви, её канонического устройства. Поэтому остро встаёт вопрос о необходимости воспитания в народе Божием и клире подлинного соборного сознания ревностного отношения в Преданию, как богооткровенной истине, данной и открытой Триединым Богом как истинному пути к общению с Богом, блаженной вечности, совершенству и обожению. Этот путь засвидетельствован многочисленным сонмом просиявших святостью Святых Отцов, которые проливали за этот путь и эту веру свою кровь.

В качестве напоминания об ответственности каждого из нас за хранение Православия мы приводим слова из Послания Восточных Патриархов:

«у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранителем благочестия (ὑπερασπιστῆς τῆς θρησκείας) у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов его, как то испытали многие из пап и латинствующих патриархов, со времени разделения нисколько не успевшие в своих против нея покушениях...»2

 

 

Редакция нашего сайта всех дорогих читателей поздравляет с неделей «Торжества Православия», которая традиционно с 9 века совершается Православной Церковью в первое воскресенье Великого Поста.

 

 

икона, изображающая избиение святогорских иноков, отказавшихся принять Лиоскую унию в 1274-79гг.

1газета Ὀρθόδοξος Τύπος, 6 Μαρτίου 2009, σελ.1, 5

2Цит. по Догматические Послания Восточных иерархов XVII - XIXвв. о Православной вере. Репринт СТСЛ.1995, с. 233



Подписка на новости

Последние обновления

События