Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Новый опасный шаг Константинопольского патриарха, ведущий к сближению и унии с Римом

(Комментарий)

Νέο κίνδυνο βῆμα

τοῦ Πατριάρχου τῆς Κωνσταντινουπόλεως

ὀδηγόντας στή προσέγγισην καὶ Οὐνία με την Ρῶμη

(Σχόλιο)

После торжественных событий в Константинополе, которые там проходили по инициативе Вселенского патриарха Варфоломея и были приурочены к 2000-летней годовщине со дня рождения святого апостола Павла, Вселенский патриарх стал совершать новые опасные шаги, направленные на разрыв единстве Православной Церкви.

В своём докладе на юбилее, посвящённом апостолу Павлу, Константинопольский патриарх неоднократно говорил о единстве как главном принципе жизни Православной Церкви. И для этого единства, как знаем мы из слов апостола Павла, необходимо хранить «единство духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3). Но каким образом достигается это единство объясняет сам апостол Павел: в единстве веры. Безусловно, что речь идет о вере самих святых Апостолов, той живой вере, которая проявлялась в вере в конкретного личного Троичного Бога и воплощенное Слово. Эта вера всегда составляла фундамент Церкви Христовой, которая согласно богословской лексике ап. Павла является телом Христовым.(Еф. 4, 4) Так как Бог один, то и Его тело одно, которое наполняется единым Духом. Но сохранить единство Духа – это, по мысли многих Святых Отцов Церкви, одна из непростых задач, которая требует от каждого члена Церкви, и более всего от епископата и клира большого самоотречения. Апостол Павел указывает и на средства сохранения этого единства: смиренномудрие, кротость и долготерпение, снисхождение друг ко другу любовью. Все эти средства взращиваются в человеческой душе в результате личного подвига и при содействии святого Духа. Синергизм является одним из главнейших принципов восхождения христианина по лествице божественных добродетелей, деятельного прохождения стадий духовного роста: рабства, наемничества и сыновства, иначе - очищения, просвещения и освящения (θεοπτία-богозрение).

Единство в Духе – это единство в образе мыслей и воззрений.1 Иначе говоря, под словом единение (ἐνὸτης) или же единство необходимо понимать правосмыслие - Православие (Ὀρθοδοξία). Это единство составляет онтологию единства Церкви. Благодаря именно Православию внешне организованная Церковь приобретает благодатное и спасительное содержание. И его лишается всякое еретическое сообщество, в чем-то исказившее какой-либо догмат веры при сохранении внешних церковных атрибутов и ритуальных процессий.2

 

Приезд патриарха Варфоломея в Рим на Архиерейский собор Римо-Католической церкви и произнесение речи – это настоящий подрыв единства Православной Церкви

Ἠ ἐπίσκεψη τοῦ Πατριάρχου Βαρθολομέου τοῦ Σύνοδου τῆς Ἱεραρχίας ἐν τη Ρῶμη καὶ ἡ Ὁμιλία τοῦ – εἴναι ἡ ὑπομόνευση τῆς ἐνότιτας τῆς Ὀρθόδοξης Ἐκκλησίας

 

 

 

патриарх Варфоломей 19.10 2008г. с Папой Бенедиктом в Сикстинской капелле, где была патриархом произнесена речь Собору епископов и совершена вечерня

 

Согласно официальным сообщениям Вселенской Патриархии и ряда европейских СМИ “Вселенский Патриарх Варфоломей по приглашению Римского Папы Бенедикта XVI в пятницу утром 17 октября прибыл в Рим, где начал свою работу Архиерейский собор Римо-Католической церкви, который проходит раз в четыре года. Заседания нынешнего собора проходят по теме «Слово Божие в жизни и миссии Церкви». В субботу 18 октября в полдень Святейший Патриарх имел личную встречу и беседу с Папой, который дал обед в честь Вселенского Патриарха».3

Иностранная пресса также сообщает о том, что в знак особого уважения к личности Вселенского патриарха, папа Бенедикт распорядился изменить традицию поведения заседания Собора а зале Нервы, и провести заседание в Сикстинской капелле, расписанной Михаилом Ангелу. Эта капелла используется только для заседания совета кардиналов во время выборов нового папы Римского.

«В полдень духовный лидер Православия обедал вместе с папой Иосифом Ратцингером во время которого была предоставлена возможность обсудить дальнейший путь диалога между западным и восточным христианством», - замечает греческая пресса. (www.news.pathfainder.gr/greece/news/511220)

 

* * *

В своей официальной речи, произнесенной во время заседания Архиерейского собора Вселенский патриарх Варфоломей в частности сказал следующее: «Это милостивое приглашение Вашего Святейшества нашей Мерности является жестом, который исполнен значения и важности, мы даже можем дерзновенно заявить о нем как об историческом событии в своём роде. Впервые в истории Вселенский патриарх имеет возможность обратиться со словом к Собору епископов Римо-Католической церкви, и тем самым принять участие в жизни этой сестры-церкви на таком высоком уровне. Мы считаем это за проявление действия Святого Духа, ведущего наши Церкви к более тесным и глубоким отношениям одной Церкви с другой, за важный шаг на пути восстановления нашего полного общения.

Хорошо известно, что Православная Церковь придает огромную экклезиологическую важность соборной системе как фундаментальной. Вместе с первенством (главенством-primacy) соборность составляет стрежень управления Церковью и ее организации. Как наша Смешанная Международная Комиссия по богословскому Диалогу между нашими Церквами выразила это в документе Равенны, эта взаимозависимость соборности (synodality) и главенства (primacy) проходит через все уровни жизни Церкви: местный (local), региональный(regional) и вселенский (universal). Поэтому имея сегодня позволение обратиться с речью к Вашему Собору, я выражаю надежды на то, что придет тот день, когда наши две Церкви полностью сойдутся в своих точках зрения о роли главенства и соборности в жизни Церкви, чему в данное время наши совместные Богословские Комиссии и посвящают свои исследования».

 

Именно эта вступительная часть речи Вселенского патриарха Варфоломея вызывает недоумения и даже протестное возмущение.

 

Во-первых потому, что как сам расценил свой поступок патриарх Варфоломей – это участие в работе Собора римо-католических епископов является первым историческим прецедентом. Он же, Константинопольский патриарх расценивает это участие как участие в жизни церкви-сестры на самом высоком уровне ее жизни. То есть шаг, сделанный Святейшим патриархом Варфоломеем – это и полное признание Римской церкви как «Церкви» в собственном смысле этого слова, или иначе говоря – неотъемлемой частью или самой Единой, Святой, Соборной и Апостосльской Церкви. И такая позиция является навязыванием православному сознанию совершенно новой экклезиологической модели4, которая на протяжении всего исторического времени от разрыва отношений Православной Церкви с Западной в 1054г. и до начала позорных догматических компромиссов, совершенных в ходе экуменического диалога с Ватиканом в 1965г. и позже, никогда не принималась Православным Востоком. Западная Римская Церковь всегда рассматривалась как еретическое общество, отпавшее от Вселенской Церкви. «Поскольку много лет тому назад, - пишет свт. марк Эфесский в своём знаменитом «Окружном послании ко всем, находящимся на материке и на островах православным христианам», -знаменитый удел Западной Церкви, именно – Римский, был отделен от общения с прочими четырьмя Святейшими Патриархами, отступи в обычаи и догматы, чуждые Кафолической Церкви и православным (...), то не должно латинский род освящать через Божественные и пречистые Дары подаемые из руки священнической, если сначала он (латинянин) не положит отступить от латинских догматов и обычаев, и будет оглашен и причислен к православным».5

Этот отрывок из послания великого православного Святителя и Исповедника указывает на единственно возможный путь допущения латинян к Чаше Христовой, а значит и соединения с ними:

первоочередное отречение от ложных латинских догматов, затем оглашение и причисление к православным. Причисление к православным римо-католиков, как пишет далее свт. Марк, совершалось после указанной процедуры через помазание святым Миром. Хотя уже с 11 века были известны многочисленные случаи перекрещивания латинян. Этот путь присоединения латинян был утвержден и Константинопольским собором 1755г.6

И несколько ранее в тот же послании свт. Марк вполне конкретно их называет не просто раскольниками, а еретиками за прибавление к Символу веры Filioque. «Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно. - Ведь благочестивые законы, - пишет свт. Марк, - говорят так «Является еретиком и подлежит законам против еретиков тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры».7

Во-вторых, современные диалоги с Римо-Католической Церковью, как об этом свидетельствуют все подписанные документы, постоянно уходят и обходят молчанием основные догматические различия, считая, что можно пойти по пути обсуждения других мало значащих вопросов и прийти к некоему «полюбовному» взаимопризнанию, странному единству без разрешения догматических разногласий.

О том, что такое единство и как оно может быть восстановлено при отпадении еретиков от Православной Церкви, мы найдем святоотеческий ответ в Меморандуме Святой Горы Афон 2007г.

«Единство,если когда-то и произойдет, то оно не должно быть результатом смешивания, но плодом молитвы, верности нашему Православному самосознанию и главным образом даром Всеблагаго Бога». (Меморандум святой горы Афон. Ὑπόμνημα τοῦ Ἁγόυ Ὄρους για τὸ Παγκόσμιο Συμβούλιο Ἐκκλησιῶν8)

«Всехристианское единство в православном смысле понимается как возвращение всех инославных к Православной вере и, таким образом, возвращение их к общество Православной Кафолической и Апостольской Церкви ». (Меморандум святой горы Афон. Ὑπόμνημα τοῦ Ἁγόυ Ὄρους για τὸ Παγκόσμιο Συμβούλιο Ἐκκλησιῶν9)

Приведенная нами выдержка из речи патриарха Варфоломея вполне ясно доказывает то, что в недрах современного экуменического богословия произошел серьезный пересмотр и изменение православной экклезиологии, которая в лице высшей иерархии восприняли чисто протестантские представления о Церкви, как существующей не только в пределах и границах Православия, но и во всех христианских конфессиях в силу действительности таинства крещения и вне Православия. Это так называемое «крещальное богословие». В рамках этой же ложной экклезиологической модели приняты возмутительные термины церковь-сестра в отношении инославных конфессий, которые исторически святыми Отцами рассматривались не иначе как еретики.

Безусловно, и эта туманная и размытая экклезиология, и активное участие уже в работе Собора Римо-Католической церкви – все это является настоящей фальсификацией евангельской проповеди неповрежденного учения Христа и Его Апостолов, а также дискредитацией Православия, уравнивание его с безблагодатными ересями. Именно об этом неоднократно заявлялось Священным Кинотом Святой Горы Афон. Недавно это вполне обоснованно было выражено в объемном Меморандуме Святой Горы Афон 2007г. (См.Меморандум святой горы Афон. Ὑπόμνημα τοῦ Ἁγόυ Ὄρους για τὸ Παγκόσμιο Συμβούλιο Ἐκκλησιῶν10)

В-третьих, патриарх Варфоломей в своей речи фактически признал верность выводов Итогового документа, подписанного 2.10. 2007 в равенне на пленуме Смешанной Богословской Комиссией по Диалогу Православной Церкви с Римо-Католической. И это несмотря на обширную критику этого документа Святой Горы и многих богословов.

Кроме спорного словоупотребления в документе слов «Кафолическая Церковь», указывалось на неприемлемость православной экклезиологии понятия «первенства вселенского характера». Фактическое признание этого первенства за двумя Римами, новым и ветхим, и их епископами, документ в Равенне кроме того проигнорировал общепризнанный в Древней Церкви принцип пентархии. Однако и он, с появлением новых патриархий и отпадением Западной Церкви от Вселенского Православия, утратил свою силу и значение. С точки зрения православной экклезиологии Итоговый документ Равенны является абсолютно неприемлемым. Архимандрит Георгий, игумен Святогорской обители прп. Григория в своей статье «Текст Равенны», подробно анализируя содержание Итогового документа замечает очень важную и опасную тенденцию данного документа: «В Документе Равенны видна тенденция к тому, чтобы воспринимать вопрос о папском примате-первенстве как «регламентацию» папских привилегий, а не как глубокую богословскую проблему, которая касается самого таинства Христа. Признание юрисдикционного примата над всей Церковью, то есть того, что один епископ является главой и началом всей Церкви, хотя бы возлагающего на себя некую роль служения, является хулой на личность Христа как единственного Главу церковного тела. Первенство (примат) юрисдикции ниспровергает всю православную экклезиологию, согласно которой выше всех епископов является Вселенский Собор. На нём председательствовал в любви Римский епископ, как равный его соепископам, но в середине епископов устанавливалось священное Евангелие как символ присутствия Христа, единственной Главы всей Церкви».11

В действительности Итоговый документ Смешанной Богословской Комиссии, подписанной в Равенне в октябре 2007г. совершенно необоснованно, с точки зрения православного вероучения, подготавливает почву для признания первенства-главенства Римского папы в Церкви, как канонического епископа, то есть как православного, а Константинопольского патриарха за Восточного папу, обладающего преимуществами и привилегиями над другими патриархами и главами поместных автокефальных церквей. Эти идеи не были присущи Древней Церкви. «Несомненно, - подчеркивает архимандрит Георгий (Капсанис), - в течение первого тысячелетия соборность действовала, и поэтому авторитет не развился в форму всемирного первенства или юрисдикции. Однако уклонение к папскому примату первенства произошло не сразу. По причине папской гегемонии по всей Церкви, в Римской церкви в течение веков вынашивалось учение принижения соборности и поставленная выше неё папского первенства».

Что касается идеи главенства-первенства Вселенского патриарха на Православном Востоке, то эта ложная идея стала развиваться и при чем достаточно активно и в навязчивой форме, начиная с 1923г. Именно в этом году незаконно занял Вселенский престол Мелетий (Метаксакис), который и стал разрабатывать теорию примата патриарха Нового Рима над всей Восточной Православной Церковью.12 Эти претензии Константинопольских патриархов были обличены в письме Святейшего патриарха Всероссийского свт. Тихона к Вселенскому патриарху Григорию VII.13

Необходимо также заметить и то, что православная соборность на всех уровнях, обозначенных патриархом Варфоломеем и Итоговым документом Равенны, представляет в сущности совершенно не то, что думает Константинопольский патриарх. Он мыслит епископа в качестве авторитарной главы поместной Церкви. Об этой свидетельствует и ответ Вселенского патриарха Варфоломея на приветственное слово игумена Святогорской обители Ксиропотам и его ответы на требования Священного Кинота прекратить межхристианские диалоги и совместные молитвы: «Тем не менее, мошеская жизнь, и совершенно одинокая, анахоресткая, однако не является совершенно обособленной от остального церковного тела и богоустановленной сосредоточенной на епископе ее структуры, но пребывает в «покорности вере» (Рим 1, 5) и в общении любви и апостольской и святоотеческом свидетельстве с епископом, к священному омофору которого он непосредственно прибегает, как и другие верующие. Иного да не будет! Утверждайте климат неразламывания виноградной лозы...»14 «Повторяя и сообщая вам, что имею глубочайшее убеждение в том, что мы обладаем полнотой истины и благодати, и Православная Церковь является, и она только единственная, Ед иной, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Христовой, что возлагает на нас ответственность быть в диалоге с инославными, чтобы мы являли им их корни и их духовное происхождение и смогли бы им оказать помощь вновь вернуться к древней и истинной вере».15 Ложность этих доводов была и ранее не раз изобличена многими богословами.

Об этой авторитарности и неприемлемости никаких возражений и критики выработанной им линии церковной политики и управления Церковью фактически он высказался в своём «Слове» на юбилейных торжествах в Константинополе, посвященных 2000-летию рождения ап. Павла.

Однако соборный принцип управления Церкви предполагает совершенно иные основания: «Епископ может антисоборно управлять своей епархией, употребляя как средство воздействия страх, а не любовь, слепую военную дисциплину, а не послушание во Христе. В этом случае он, считая себя единственным харизматиком в епархии, отвергает дарования, носители которых -члены этой местной Церкви, клирики и миряне. таким образом из координатора дарований и средоточия единения он превращается в тюремного надзирателя над носителями дарования. Честное пресвитерство для такого архиерея является не «советниками епископа и венцом Церкви» или «достоплетенным духовным венцом», а органом, исполняющим его повеления. В этом случае пресвитеры не соуправляют вместе с епископом и не становятся его сопастырями, но переходят в разряд служащих, исполняющих распоряжения своего начальника...В том случае, если глава считает, что может все сама без помощи остальных членов тела, естественно, что последует болезнь и не только тела, но и главы».16

Самое древнее учение Церкви о пентархии как форме управления Церковью предполагало:

    • православность епископата и первых епископов,

    • первенство не власти, а чести первых епископов-патриархов,

    • они не наделялись дополнительными правами и харизматическими дарами, как это искусственно сделано в отношении римского папы Iи II Ватиканскими соборами,

    • их подчиненность соборному голосу Церкви,

    • признание Вселенского собора высшей судебной инстанцией в жизни Церкви.


В заключении нашего богословского комментария на «историческое событие» в жизни Церкви, участие Вселенского патриарха в работе Архиерейского собора Римо-Католической церкви, мы может еще раз с полной убежденностью говорить о подрыве Константинопольским патриархом, его действиями подлинного единства Православной Церкви, созидающегося только «в единстве духа и союзе мира». И этот подрыв совершается после Встречи глав Православных Церквей в Константинополе. На наш взгляд нашей Русской Церкви необходимо взять более жесткий курс в отношении Константинопольского патриарха и его действий. И первым таким действием должен быть полный отказ от участия в заседании нового пленума смешанной богословской Комиссии по Диалогу Православной Церкви с Римо-Католической церковью. необходимо сойти с линии компромиссов и постоянных уступок Константинополю, а указывать на нанесении им серьезных ударов по Православию. В конце концов, данный поступок Константинопольского патриарха – это богоборчество. Святые предшественники по Константинопольской кафедры до начала 20 столетия, как и другие видные иерархи и Святители Церкви, предпочитали страдание и смерть совершению таких компромиссов и разрушительных для Церкви шагов.

При этом важно не забывать, что Равеннский «Итоговый документ», утверждая за Константинопольской кафедрой некое преимущество и сверхправо в Православном мире, а нашей стороны потакание действиям Вселенской патриархии, закрепляет абсолютно неверную экклезиологическую концепцию в умах православных людей и инославном мире о духовном лидерстве Константинополя. Эта же идея дает право Константинополю диктовать православному миру поведенческую линию в отношении диалога с инославным миром. Дай Бог мудрости и просвещения свыше нашей иерархии увидеть и понять эти страшные процессы, затрагивающие внутреннюю жизнь и устройство Православной Церкви, фактически направленные к раскалыванию Православия и последовательному его уничтожению.

1См. Изэяснение этого текста ап. Павла, данное свт. Феофаном Затворником в его «Толкования посланий апостола Павла. Послание к Эфесянам». М. Паломник-Правило веры. 1998, стр. 266

2Об этом исчерпывающе говорит 1 каноническое правило свт. Василия Великого, которое всячески пытаются перетолковывать или игнорировать современные богословы-экуменисты. При этом игнорируются комментарии известных православных канонистов и Святых Отцов, например прп. Никодим Святогорец.

3См. официальный сайт Вселенской Патриархии Ἀνακοινωθὲν ἐπὶ τῇ ἀναχωρήσει τοῦ Πατριάρχου εἰς Ρώμην(14/10/2008)

4См. Архим. Георгий (Капсанис). Текст Равенны.

5Цит. по архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Сирин. 1994, с. 334

6См. по этому вопросу замечательный труд проф. Афинского университета, протопресвитера Георгия Металлиноса «Верую во едино крещение». Пермь. 2004

7Архим. Амвросий. Указ. сочин., с. 333

8журнал Παρακαταθήκη 2007 Ἰαννουάριος-Φευρουάριος. www. orthodoxnet.gr

9журнал Παρακαταθήκη 2007 Ἰαννουάριος-Φευρουάριος. www. orthodoxnet.gr

10журнал Παρακαταθήκη 2007 Ἰαννουάριος-Φευρουάριος. www. orthodoxnet.gr

11Архимандрит Георгий (Капсанис). Τὸ κείμενο τῆς Ραβέννας καὶ τὸ πρωτεῖο τοῦ πάπα, περιοδ. Παρακαταθήκη , Νοέμβριος-Δεκέμριος, τέυχ. 57, σελ. 4-15

12См. замечательные статьи профессора МДА и С С. Троицкого по вопросу диаспоры и статьи ЖМП 1950-х гг. о Вселенских патриарха Мелетии Метаксакисе и Григорие VII.

13См. Акты Святейшего патриарха Тихона. М. СТПГУ

14Ὁμιλία τῆς Α. Θ. Παναγιότητος, τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου κ.κ. Βαρθολομαίου εἰς τ Ἱ. Μομήν Ξηροποτάμου (21.08/ 2008). Πφρφκαταθήκη, τέυχ. 61, σ. 6

15Там же., σ. 7

16 стр. 191-192




Подписка на новости

Последние обновления

События