ПОЗИЦИЯ ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО В ОТНОШЕНИИ ЕРЕТИКОВ
СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ВСЕХ
῾H στάσις τοῦ Ἁγίου Ἀντονίου ἔναντι τῶν αἰρετικῶν, πρώτυπο γιᾶ ὅλους σήμερα
протопресвитер Феодор (Зисис)
профессор Фессалоникского университета
Прп. Антоний Великий, как нам об этом говорит его «житие», в вопросах веры «был в высшей степени удивителен и благочестив». Он не имел никакого общения с раскольниками мелетианами, поскольку с самого начала знал об их лукавстве и отступничестве.
Но он также никогда не вступал в дружеские беседы с манихеями и иными еретиками, не только чтобы им преподать этим наставление и чтобы их привести к благочестию и православию, он верил и учил, что дружба и общение с ними является вредной и пагубной для души.
Он испытывал отвращение к ереси ариан и рекомендовал всем не приближаться к ним и не принимать их злой веры. Когда его посетили некоторые ариане фанатики, то во время беседы с ними он узнал об их нечестии, и он их изгнал с той горы на которой он подвизался, говоря, что их слова хуже змииного яда. Этот текст составляет некое мерило-канон, которое нам всецело и ясно, неложно и неискаженно представляет как должны проходить диалоги с еретиками, и как необходимо по человечески выстраивать наши с ними отношения, но одновременно осознавать, что сегодня экуменистами разрушены все границы, которые были установлены Святыми Отцами. Они сегодня обнимаются с еретиками и их лобзают как благочестивых и единоверных, и даже не помышляют о том, чтобы их изгнать или от них удалиться, но даже их не убеждают их обратиться к Православию. Диалоги проходят на «равных условиях». Уравнивание лжи с истиной, ереси и заблуждения. Когда ведут беседу «на равных условиях» это означает, что подается возможность для того, чтобы ложь возобладала над истиной, то сомневаться в истине потерять возможность ее обрести.
Однако диалог у Святых и Отцов Церкви подобен диалогу Христа с самарянкой, Апостолов к иудеям и язычникам, Отцов к еретикам, он является призывом и наставлением к возвращению к истине, чтобы сочетаться с с Единой, Святой, Кафолической и Апостольской церковью. Это и является истинным соединением и миром, а другие виды единства являются ложными, с ложным миром и диалоги являются ложными.
17/30 января Православная Церковь празднует память основателя монашеского киновиального-общежительного жития прп. Антония Великого (+356)
Мы от редакции приведем еще одно замечательное высказывание прп. Антония о еретиках, которое вполне исчерпывающе описывает как и почему православный христианин должен относиться к еретикам.
«Забывших благое жительство, и богоугодное. и не мудрствующих правые и боголюбезные догматы, ненавидети не подобает, сожалети же паче яко о лишенных разсудка и слепых сердцем и мыслию. Зло бо яко добро примемше, от неведения погибают, и не ведят Бога треокаяннии и несмысленнии душею». (Увещания о нравах человеческих и благом житии, гл. ПГ (83)1
1Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отцев. Тутаев. 2000, ч. 1, с.26