Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

    Ορθόδοξος Λόγος

Архимандрит Георгий игумен священной обители прп. Григория. Святая Гора Афон

Беспокойство из-за готовящегося Ватиканом объединения православных и римо-католиков

 

В оригинале на греческом языкеВ оригинале на греческом языке

Братские приветствия и комплименты руководства православных Церквей и экуменистов в адрес Римского папы не вызвали бы серьёзного беспокойства в среде большого числа сознательных православных христиан, если бы они сопровождались какими-нибудь знаками перемены в линии Ватикана. Однако этой перемены не видно. Наоборот же Уния приобретает силу, папский примат и непогрешимость пропагандируются папой вовремя и не вовремя и дипломатия Ватикана творит то, что она может сделать для продвижения объединения с православными в соответствии с духом Ферраро-Флорентийского собора и II Ватиканского собора, которые призвали "отделившихся братьев" православных вернуться в Папскую церковь, так как только общение с преемником апостола Петра обеспечивает полноту и истину церковности.

Папство в действительности связано решениями четырнадцати "вселенских" соборов, которые состоялись уже после семи Вселенских соборов неразделённой Кафолической Церкви. Поэтому оно не имеет возможности обсуждать или рассматривать какие-либо иные формы объединения церквей кроме как "возвращение" православных. И конечно же по причине решений II Ватиканского собора мы констатируем, что несмотря на некую безобидность и внешнюю открытость Ватикана в отношении Православной Церкви, папский примат и непогрешимость папы не только не подвергаются ограничениям или хотя бы по крайней мере умалчиванию, но напротив им придаётся даже большая сила по сравнению с I Ватиканским собором. «II Ватиканский собор…не упустил момента возвысить и придать большую силу большинству из папских достоинств, вплоть до мельчайших положений, так что прославляя его на Соборе было создано подозрение, что главой Церкви уже не является Христос, но апостол Пётр и вместе с ним Папа»1. Что же касается её открытости «то речь идёт об изменении внешней политики и внешнего вида Римской церкви, но не о внутренней перемене в её учении».2

Неизменное упорство Папы в своих догматах на протяжении уже длительного времени подтверждают и сами Папы. Например, папа Павел VI в своей первой после избрания энциклике "Ecclesiam suam" (6.8.1965) во время II Ватиканского собора заявил «Заблуждаются те, которые верят в то, что мы заставим умалчивать о наших привилегиях, которые нам даны Богом через апостола Петра»3. И папа Иоанн-Павел II в своей энциклике "Lumen Orientalis" (25/3/1995) движется в том же направлении. Вот как это комментирует блаженной памяти профессор Иоанн Панагопулос: «Энциклика с непреклонностью и непоколебимостью вновь приходит к экуменическим заявлениям II Ватиканского собора …Каждое обсуждение вопроса о церковном единстве имеет своим условием не рассматривать тему о принятии папского примата, который установлен Богом "как извечное и видимое начало и основание единства4.

Так что не следует себя питать ложными чувствами, что возможно какое-то согласие на основании немодернизированной апостольской веры, которая до сего дня прочно удерживается Православной Церковью.

Кто внимательно изучает стадии развития отношений между Православной Церковью и Римо-католической замечает, что у Ватикана имеется план, который реализуется постепенно вплоть до осуществления "объединения". Об этом плане стремлений к соединению православных и римо-католиков пишет блаженной памяти профессор Иоанн Кармирис: «Папа Павел VI вместе с римо-католическими богословами хорошо исследовали широкую программу римоцентричного экуменизма в соответствии с латинской экклесиологией»5. Высокопреосвященнейший митрополит Перистерийский г-н Хризостомос вскрывает вид запланированного соединения: «братья римо-католики прямо или косвенно оставляют мысль, что Православная Церковь способна соединиться с Римо-Католической церковью благодаря одному только виду римо-католического присоединения, подобного или параллеленого тому, который устанавливается между ней самой (католической церковью – прим. Переводчика) и церковными группами униатов»6. Но вот протопресвитер Иоанн Романидис кое-что открыл, когда римо-католический епископ ему поведал тайну, что согласно плану Ватикана соединение произойдёт не сверху, то есть через епископов, богословов и с помощью диалогов, но, эффективнее всего, внутри так называемого народного экуменизма, т.е. взаимных контактов и постепенного привыкания к взаимному общению в таинствах (intercommunio), которое, по крайней мере, со стороны Рима уже применяется7.

В соответствии с программой римоцентричного экуменизма совершены уже следующие шаги:

1) Снятие анафемы 1054 года, несмотря на имеющиеся догматические различия.

2) Обмен визитами предстоятелей церквей и передача святых мощей Ватиканом. То есть создается впечатление, что Ватикан дружески расположен к православным.

3) Начало Богословского Диалога соединяющихся сторон. Таким способом Смешанная Богословская Комиссия по Диалогу с помощью ряда общих, православных в частности текстов, но однако содержащих семена-намёки на взаимное признание единой веры, единых вводных Таинств, единого священства и апостольского преемства, вообще, признания двух церквей в качестве "церквей-сестёр", в итоге привела к официальному заключительному документу 7-й Ассамблеи «Текста Баламанда» (23.6.1993), для провозглашения экклезиологической тождественности следующим образом: «С начала Всеправославных Совещаний и II-го Ватиканского собора, происходит новое раскрытие понятия [Церкви] и осознания достоинства Церкви как взаимного общения (ὡς κοινωνίας), как со стороны православных, так и римо-католиков; изменились коренным образом предпосылки и, следовательно, основополагающие позиции. И с двух сторон признается, что то, благодаря чему верует Церковь во Христа - исповедание апостольской веры, совместное участие в тех же Таинствах, прежде всего единое священство, которое совершает уникальную жертву Христову, апостольское преемство епископов – не может рассматриваться как собственность только одной из наших Церквей. В этих рамках становится очевидно, что всякий вид перекрещивания исключается».8

И все это, то есть признание православными римо-католиков как полной и истинной Церкви, свершилось вопреки тщательному указанию на догматические различия римо-католический веры от веры Православной Единой, Святой и Апостольской Церкви.

 

4) После разрыва Диалога по причине проблемы униатства (8 Ассамблея в Балтиморе 2000 г.), возобновление Диалога произошло без разрешения вопроса об униатах и, конечно же с самим участием униатов в Диалоге в качестве законных членов и собеседников с Православными. Яснее солнца то, что уния осуждается с точки зрения метода соединения церквей, однако она навязывается римо-католиками в качестве единственного пути для достижения соединения, что соответствует принципам II Ватиканского собора, и становится приемлемой православными. Вне зависимости от принятых соглашений в результате диалога папы настаивают на унии. Известным является скандал из-за униатства и вмешательства папы в работу Смешанной Комиссии по Диалогу, по причине чего был сорван Диалог в Балтиморе. Нынешний папа Бенедикт XVI в своём послании к униатскому Архиепископу Украины Любомиру Хузару похвалил борьбу униатов за сохранение своей идентичности, и в отношении униатства добавил следующее: «Через общение с Преемником Апостолов, видимое единство с которыми гарантируется Преемником Апостола Петра, Украинское Католическое Сообщество добилось того, чтобы сохранить живым и целым Священное Предание. Чтобы пребывать целым во всём её богатстве этого многоценного наследия Предания нам необходимо внушать уважение существованию двух великих носителей единого Предания (латинского и восточного)… Двойной является миссия, которая возлагается на Греко-Католическую церковь, когда она находится в полном общении с Преемником апостола Петра - с одной стороны сохранить видимым образом восточную традицию в лоне Католической церкви, а с другой стороны оказывать содействие соединению воедино двух традиций, свидетельствуя, что они не только связаны друг с другом, но составляют единое глубокое единство в их многообразии».9

Сам папа принял в Греции униатского епископа Грацианопольского с группой римо-католических греческих епископов, сфотографировался с ними в одеянии православного архиерея.10 Также, после посещения Эфеса, во время последнего визита его в Турцию и Фанар, он поддержал униатство, говоря, что «между тем лучшим способом объединения в Церкви является это униатство»11.

К сожалению, несмотря на то, что на III Всеправославном Совещании некоторые православные заявили, что «Униатство и Диалог одновременно являются несовместимыми»12, и с самого открытия православно-римокатолического диалога совершаются непозволительные отступления в пользу требований Ватикана:

- в совместном заявлении во время I Ассамблеи Смешанной Богословской Комиссии (1980), что "присутствие униатов римо-католиков восточного обряда в Комиссии римо-католиков не является признанием униатства Православной Церковью".13

- признанием униатских "церквей" в документе Баламанда: "Что же касается Католических церквей восточного обряда, то вполне очевидно то, что как члены Римо-католического (церковного) Сообщества, они имеют право на существование и на деятельность в соответствии с целью удовлетворения духовных нужд их верующих".14

- признанием присутствия униатов в двусторонних контактах, как и во время последнего официального и торжественного появления униатского епископа в Фанаре во время визита Папы в ноябре месяце 2006 г.

Настойчивость католиков не только в том, чтобы сохранить унию, но и в том, чтобы решительно действовать в центре Афин посредством униатского прихода Святой Троицы через руководство униатским епископом (как будто не хватает латинского епископа Афин и папского нунция), представляет собой соблазн для православных не меньшего значения чем соблазн Священной Инквизицией и наличием в лице папы одновременно мирской и церковной власти вопреки совершенно ясной заповеди Господа «воздадите кесарю кесарево, а Богу Божие».

Факт учреждения Папой униатских "церквей" в среде древних церквей Востока (Коптов, Армян, Мелхитов, Сиро-яковитов, Абиссинцев) доказывает лишь только коварство учредителей и охранителей униатства, и наличие замысла католиков сохранить униатство как метод, прообраз «единства» и возвратить православных и других восточных христиан к Риму, вопреки осуждению унии на словах.

 

5) Подготовка, демонстрация и поддержка новоявленных теорий, с помощью которых Filioque, папский примат и папская непогрешимость растолковываются римо-католиками таким образом, чтобы они были приемлемыми для православных.15

Когда мне было примерно сорок лет я принял участие в съезде православных богословов в Афинах на который был приглашён известный клирик Римо-Католической церкви и сотрудник Ватикана Пьер Дюпре, который сказал «папский примат мы будем излагать таким способом, чтобы вы его приняли». Тогда я ему сказал, что нас интересует не способ изъяснения, а суть учения о папском примате. Мы не будем принимать папский примат в том смысле, как о нем учит Римский папа.

 

6) Организация совместных православно-римокатолических богословских конференций таких как в Босэ (Bose), которые демонстрируют как будто-бы православную духовность и в то же время насаждают идею объединения вопреки имеющимся догматическим различиям.

Папство использует образование для оказания влияния на сознание православной молодежи да и к тому же молодежи особо одарённой. Известно, что папа Григорий XIII в 1575 г. учредил в Риме греческий Колледж свт. Афанасия, который согласно официальному папскому документу своей целью имел «прежде всего добиваться повышения духовного уровня греков …а затем чтобы они стремились к обучению догматов Римо-Католической церкви и возвращению православных "схизматиков" в её лоно»16. Ученики Коллегии рассеивались по Греции, которая находилась во власти турок, и трудились над тем, чтобы их православные соотечественники стали униатами.

Также известно, что сегодня кроме выдаваемых стипендий богословам для обучения в папских богословских школах в Риме, в Греции функционирует достаточное количество католических школ первого и второго уровня.

 

* * *

Характерная для Ватикана линия соблюдается им в точности. Вплоть до сегодняшнего дня православными богословами подчёркивалось, что между православными и римо-католиками имеются догматические расхождения, без разрешения которых не может произойти и соединения. Сегодня и православными подчеркивается, что мы имеем общую веру, общее предание, и что при определенных условиях могли бы принять и папский примат: «Мы имеем ту же веру и то же предание. Главная проблема, которую нам необходимо решить – это вопрос о примате Римского епископа, то есть о роли папы», - заявил митрополит Пергамский Иоанн. «Верю, что мы можем найти некое решение. Речь идет об очень точном определении епископа Рима в структуре всемирной Церкви. Православные готовы принять идею о едином всемирном первенстве чести и, в соответствии с канонами Древней Церкви, епископ Рима был первым primus <…> Несогласие появляется в одном основополагающем вопросе: может ли епископ Рима вмешиваться в жизнь поместных Церквей?», он заявил и добавил: «Не может вмешиваться без решения общего с другими епископами. Кратко говоря, епископ Рима обязан всегда действовать в согласии с собором».17

Здесь мне хотелось бы подчеркнуть в первую очередь то, что в сознании Православной Кафолической Церкви никогда не принималось мысли о том, что после Схизмы Православной Церкви и Римо-Католической мы имеем общую веру и общее Предание. Свидетелями этого сознания являются вместе и иерархи и богоносные Отцы, такие как свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский, свт. Мелетий Пигас, прп. Никодим Святогорец, свт. Нектарий Пентапольский, Досифей Иерусалимский и многие другие, так и соборные определения Православных патриархов 1848, 1868, 1895 годов. Да и простой православный народ, невзирая на узы турецкого ига и, несмотря на систематическую пропаганду латинян, на давление, которому он подвергался по временам со стороны униатства, не принял её за небольшим исключением, но остался верен догматам и вере своей Церкви.

Следовательно, объдинение (ἕνωσις), которое пытаются ввести, даже несмотря на то, что оно достаточно хорошо подготавливается Ватиканом вот уже в течение почти двадцати лет, не будет принято многими православными, а будет лишь способствовать расколу Православия, поскольку оно свершится без разрешения имеющихся существенных догматический отличий, без отказа римо-католиков от еретических догматов (Filioque, Папский примат власти ex cathedra, тварность Божественной благодати и т. д.), а только путём их перетолкования таким образом, чтобы не было болезненным для Ватикана и было приемлемым для православных.

Действительно, наше обмирщённое общество, которое вскормлено молоком, пропитанным традициями Глобализации, New Age, не имеет доброго чутья православных христиан, которое некогда не одобрило решений о «соединении» Ферраро-Флорентийского собора. Но и в этом обществе существует сегодня народ Божий, пророческий остаток сознательных православных христиан, которые будут противостоять всякому виду соединения, которое не будет строиться на истине Православной веры. Беспокойство многих православных христиан всему тому, что произошло за последнее время, показывает, что православное сознание работает.

Пускай же наконец будут внимательными спешащие к соединению, может быть, вместо того чтобы соединить разобщённых они разрывают соединённую православную паству. Драма непрерывно повторяющихся расколов, которые последовали после поспешного введения Элладской Церковью нового календаря, должна озадачить наше церковное руководство. Ещё нам необходимо научиться благоразумию многих Православных Церквей, которые удерживают старый календарь, дабы не разрывать свою паству.

Было cделано заявление о том, что Вселенский Патриарх призвал Папу поддержать предстоящую Конференцию Смешанной Богословской Комиссии по Диалогу Православной и Римо-Католической церквей в Равенне.18 Тема, которая там будет поднята будет очень важной. Мы же, напротив, изъявляем наше беспокойство в связи с тем, что там будет решено. Мы надеемся, что православные не станут скрывать извечные папские претензии-привилегии, не станут отменять приговор униатству, не станут признавать за Папой какую-либо форму первенства власти и всемирную юрисдикцию, никогда не примут сотрудничества в планах Ватикана по объединению (ἕνωσις), которое либо прямо, либо косвенно будет пересматривать не поддающуюся модернизации православную веру.

 

Святая Гора Афон, 20 июня 2007 г.

1Ἰω. Καρμίρη, Ὀρθοδοξία καὶ Ρωμαιοκαθολικισμός, τόμ. I, Ἀθῆναι 1964, σελ.25

2Ἰω. Καρμίρη, Ὀρθοδοξία καὶ Ρωμαιοκαθολικισμός, τόμ. I, Ἀθῆναι 1965, σελ.170

3Там же, с. 171

4Ἰω. Παναγόπουλου, Τό Βατικανό καί ἡ Ἔνωση τῶν Χριστιανικῶν Ἐκκλησιῶν, ἐφημ. ΚΑΘΗΜΕΡΙΝΗ, 30/7/1995

5Ἰω. Καρμίρη, Ὀρθοδοξία καὶ Ρωμαιοκαθολικισμός, τόμ. I, Ἀθῆναι 1965, σελ.170

6Χρυσοστόμου-Γερασίμου Ζαφείρη, Μητροπολίτου Περιστερίου «Ὀρθοδοξία καὶ Ρωμαιοκαθολικισμός. Ὁ ἀρξάμενος Θεολογικός Διάλογος. Γεγονότα καί σκέψεις», ἐν περιοδ. Θεολογία, τ.53 (1982), σελ.77

7Γεωργίου Καψάνη, Ή κρίσις Θεολογίας καί Οικουμενισμοῦ έν Η.Π.Α., Αθῆναι 1968, σελ. 17-20

8Ἑπίσκεψις, τ. 496 (1993)

9Έφημ. Καθολική, φ. 3046/ 18-4-2006.

10Там же, φ. 3060/14-11-2006.

11Έφημ. Όρθόδοξος Τύπος, 8/12/2006.

12Δήλωσις Όρθοδόξου αντιπροσωπείας στην Γ" Πανορθόδοξο Διάσκεψι, βλ. Ίω. Καρμίρη, ενθ' άνωτ. Π, Αθήναι 1965, σελ. 38 (Заявление Православных представителей на III Всеправославном Совещании, см. Иоанн Кармирис, Указ. сочин, с. 38)

13Χρυσοστόμου-Γερασίμου Ζαφείρη, Μητροπολίτου Περιστερίου, ενθ' άνωτ., σελ. 74 (Хризостомос-Герасим Зафери, Митрополит Перистерийский, Указ. сочин., с. 74)

14Ἑπίσκεψις, τ. 496 (1993)

15Άρχιμ. Γεωργίου Καψάνη, Καθηγουμένου τῆς Ιερᾶς Μονῆς Όσίου Γρηγορίου Άγίου Όρους, Καινοφανεῖς θεολογικές ἀπόψεις ἐν ὄψει τῶν διαλόγων, περιοδ.Παρακαταθήκη, τ. 43/2005. Ἐπίσης βλ. Ίερομ. Δημητρίου Γρηγοριάτου, Ή Ρωμαιοκαθολική Clarification (Διασάφησις) ἐπαναβεβαιώνει τό Filioque, περιοδ. Παρακαταθήκη,,τ. 52/2007 
(Архим. Георгий Капсанис, игмен монастыря прп. Григория, Святая Гора. Новоявленные богословские взгляды с точки зрения диалогов, журнал. Паракататифики, т. 43/2005. также см. Иеромонах Димитрий Григориатский, Римокатолическое Clarification… т. 52/2007)

16Ζαχαρία Ν. Τσιρπανλῆ, Οἱ Μακεδόνες σπουδαστές τον Ἑλληνικού Κολλεγίου Ρώμης καί η δράση, τους στήν Ἑλλάδα καί στήν Ιταλία, ἔκδ. Ἑταιρείας Μακεδόνικῶν Σπουδῶν, Θεσ/νίκη 1971

17Περιοδ. S.O.P. 318/2007

18Περιοδ. S.O.P. 318/2007

 



Подписка на новости

Последние обновления

События